СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
календарное планирование по ознакомлению с окружающим миром и природой, речевое развитие в группе компенсирующей направленности для воспитанников с ОВЗ (ЗПР) 5-6 лет
Календарно-тематическое планирование
ОО Познавательное развитие. ОО Речевое развитие.
Ознакомление с окружающим миром и природой (интегрированный курс).
(старшая группа)
Сентябрь 1 неделя. Тема: «Детский сад»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Название и назначение основных помещений детского сада(групповая комната, музыкальный и спортивный зал, кухня, кабинет и др.) Название профессий работников д.с. Правила поведения в учреждении. | Игры и упражнения На развитие зрительной памяти и пространственных ориентировок.. | Словарь Номинативный и предикативный (Кто?, Что делает?)
| Формирование умения Составлять простое предложение по модели "Кто? « что делает?».
|
Сентябрь 2 неделя. Тема: «Ранняя осень»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Смена времен года их взаимосвязь. Период – ранняя - начало осени. В погоде – незначительное похолодание; в неживой природе – измените окраски листьев и трав; в живой природе – уменьшение кол-ва насекомых, сбор урожая, изменения в одежде. . | Игры и упражнения: «Выбери картинки об осени», «Разложи по порядку» (сюжетные картинки), «Что сначала, что потом?», «Сложи картинку», «Что изменилось?». | Словарь Номинативный и предикативный словарь по теме. Признаки: желтый, ранняя, хмурая, холодный и др. Грамматика употребление конструкций: - множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. - образовывать уменьшительно-ласкательные формы сущ. | Развитие диалогической речи (ответы на вопросы) беседа по тексту (картине).
|
Сентябрь 3 неделя. Тема: «Овощи»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Обобщающее понятие – овощи, огород, урожай, плоды, грядка. Узнавать и называть распространенные виды овощей (помидор, огурец, лук, капуста, картофель, морковь). Особенности внешнего вида – цвет, форма, величина. Вкусовые особенности и варианты употребления их в пищу. | Игры и упражнения «Разложи по группам»(цвет, форма, величина), «Подбери символы к плодам» (работа с символикой)«Четвертый лишний», «Отгадай», «Продолжи предложение», «Сравни», «Чего не стало?», «Какой, какая, какие?», «Огород», «Дорисуй», «Угадай на вкус», «Чего не бывает?» (какой овощ не бывает красным и т.д.).
| Словарь Номинативный и предикативный словарь по теме. Действия: выдергивать, копать, срезать, собирать, заготавливать. Слова-антонимы: кислый - сладкий, большой – маленький… Признаки: Цвета, размер. Грамматика - употребление конструкций: Винительного падежа - «кто? – что делает? – что? (Миша ест огурец). Дательного падежа «кто? – что делает? – что? – Кому?» (Мама дала помидор дочке). - относительные прилагательные; -согласовывать существительные с числительными и местоимениями (мой, моя, мое); - образовывать и употреблять уменьшительно-ласкательные формы сущ. | Формирование умения Составлять простое предложение по модели "Кто? « что делает?». Развитие диалогической речи: беседа по тексту. Составление предложений по демонстрируемому действию. |
Сентябрь 4 неделя. Тема: «Фрукты»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи | |
Обобщающее понятие – фрукты, сад, урожай, плоды, плодовое (фруктовое дерево). Узнавать и называть распространенные виды фруктов (яблоко, груша, лимон, апельсин, банан). Особенности внешнего вида – цвет, форма, величина. Вкусовые особенности и варианты употребления их в пищу. | Игры и упражнения «Разложи по группам» (цвет, форма, величина), «Подбери символы к плодам» (работа с символикой)«Четвертый лишний», «Отгадай», «Продолжи предложение», «Сравни», «Чего не стало?», «Какой, какая, какие?», «Огород», «Дорисуй», «Угадай на вкус», «Чего не бывает?» (какой овощ не бывает красным и т.д.).
| Словарь Номинативный и предикативный словарь по теме. Действия: выдергивать, копать, срезать, собирать, заготавливать. Слова-антонимы: кислый - сладкий, большой – маленький… Признаки: Цвета, размер. Грамматика - употребление конструкций: Винительного падежа - «кто? – что делает? – что? (Миша ест яблоко). Дательного падежа «кто? – что делает? – что? – Кому?» (Мама дала яблоко дочке). - относительные прилагательные; -согласовывать существительные с числительными и местоимениями (мой, моя, мое); - образовывать и употреблять уменьшительно-ласкательные формы сущ. | Формирование умения Составлять простое предложение по модели "Кто? « что делает?». Развитие диалогической речи: беседа по тексту. Составление предложений по демонстрируемому действию. |
Сентябрь 5 неделя. Тема: «Деревья»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Обещающее понятие «деревья», их сходство и различия, части дерева. Названия распространенных деревьев (береза, рябина, дуб, клен, ель). Понятия «лиственное» и «хвойное» дерево.
| «Четвертый лишний», «Подбери пару»(лист, плод к дереву), «Продолжи ряд» (цветовая и видовая закономерность), «Нарисуй по точкам», «Найди такой же», «Разложи листья (пространственная ориентировка), «Какого листочка не стало?», Запомни и повтори цепочку» (слова, картинки). «Какое дерево я загадала?», « Какие листочки спрятались» («зашумленные» картинки).
| Словарь. Понятия: названия деревьев, их частей. Действия: облетают, шуршат, краснеют, желтеют, растут и т.д. Признаки: цвет, форма листьев. Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов (береза, клен – деревья – растения). Грамматика Упражнять: - образовании относительных прилагательных от названий деревьев (клен - кленовый), -в согласовании числительных с существительными и прилагательными (пять листочков, клиновые листочки). Закреплять употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме (ель-елочка …), Упражнять в употреблении простых предлогов в, на, между, под, за, с.
| 1. Загадывание загадок, чтение стихотворений. 2. Развитие диалогической речи: беседа по тексту. 3. Проговаривание словосочетаний из рассказа. 6. Упр. на развитие корд. речи с движениями «Станем мы деревьями»
|
Октябрь 1 неделя. Тема: Золотая осень
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Период – середина осени; место «золотой осени» в сезоне; переносный смысл понятия «золотая осень» Отличительные изменения «золотой осенью»: -в погоде (существенное похолодание, небо серое, покрытое облаками, дует холодный ветер, моросящие дожди); - неживая природа: (изменение окраски деревьев, кустов, трав, увядание цветов и трав); - в живой природе (исчезновение насекомых, отлет птиц, изменение в одежде людей, утепление жилища). | Игры и упражнения «Сравни картинки» (лето, осень, ранняя осень - золотая), «Наряди дерево»( ранняя осень - золотая), «Подбери нужный предмет для осени» (зонт, бабочка, желтый, зеленый листья, плащ, сандалии, панамка, резиновые сапоги), «Выделение четвертого лишнего на слух» (осень, осень, лето, осень; красный, красный, желтый, красный ит.д.), «Подбери картинки-символы к времени года». | Расширять лексический запас: Понятий – листопад, похолодание, заготовка, отлет, утепление, погода; Признаков – золотая, холодный, моросящий, серый, засохший, сухой, мокрый, хмурый. Действий – моросит, льет, засыхает, срывает, дует, прячется, улетают, хмурится. Активизировать словообразовательные процессы: Уменьшительно-ласкательные формы существительных. Словоизменение – единственное и множественное число существительных в И.п., Р.п. (трава-травы-трав). Подбор действий к понятиям и наоборот. Подбор эпитетов к понятиям и наоборот. | Чтение и заучивание стихотворений и загадок об осени. Рассматривание картин и составление рассказов по образцу логопеда. |
Октябрь 2 неделя. Тема: «Ягоды»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Обобщающее понятие –ягоды –растения. Части растения: веточка, цветок, листья, ягоды, корень. Понятия –лесные, садовые ягоды. Названия ягод: клубника, смородина, малина, земляника, черника. | «Четвертый лишний» (цвет, форма, величина), «Проведи дорожки», «Чего не стало», «Сложи картинку», «Выделение четвертого лишнего на слух» (Ягода, ягода, фрукт, ягода; красная, красная, желтая, красная ит.д.), | Словарь. Понятия: названия ягод и их частей. Действия: собирать, складывать, варить, заготавливать. Признаки: цвета, форма, величина, вкус, садовые, лесные и т.д. Наречия: далеко, близко, рядом. Грамматика Подбор антонимов (кислая – сладкая, твердая – мягкая, большая – маленькая). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Словоизменение – единственное число существительных в И.п., Р.п.(черника – черники); учить образовывать прилагательные от существительных (клубника –клубничный) согласование в роде (клубничный пирог, клубничная начинка, клубничное варенье). Упражнять в употреблении предлогов в, на, между, под. | Заучивание загадок. Составление рассказа по вопросам логопеда. |
Октябрь 3 неделя. Тема: «Грибы»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Обобщающее понятие «грибы» (растут в лесу, на земле, летом и в начале осени). Части гриба: ножка, шляпка, грибница. Название распространенных грибов с объяснением их происхождения (подосиновик – растет под осинами). Съедобные и несъедобные грибы их признаки. Способы употребления грибов в пищу. Правила сбора грибов.
| Игры и упражнения. «Четвертый лишний», «Собери картинку», «Разложи по группам» (съедобные и несъедобные), «Подбери пару» (дерево – гриб), «Узнай по описанию», «Чего не стало», «Где спрятался гриб?», «Один – много».
| Словарь. Понятия: названия грибов и их частей. Действия: собирать, складывать, срезать, сушить , варить, мариновать готовить и т.д. Признаки: белый, рыжий, крепкий, чистый, съедобный, грибной и т.д. Наречия: далеко, близко, рядом. Грамматика Упражнять в согласовании сущ. с числительными в именительном и родительном падеже (1 гриб, 3 гриба, 5 грибов и т. д). Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных (гриб – грибной). Упражнять в употреблении предлогов в, на, между, под. Согласование существительных с местоимением (мой, моя, мои) | 1. Загадывание и заучивание загадок, чтение стихотворений о грибах. 2.Составление рассказа по картине с опорой на вопросы логопеда. 3. Проговаривание предложений из рассказа. |
Октябрь 4 неделя. Тема: «Человек»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Названия частей тела и их назначение. Части лица, внешние различия у людей (цвет глаз, волос, длина носа и т.д.). Понимание и осознание своего возраста и пола (ребенок – мальчик). Охрана здоровья и гигиена тела, предметы гигиены. | «Сравни лица», «Дорисуй, чего не хватает», «Будь внимателен, покажи» (выполнение речевых инструкций), «Чего один, чего два», «Что для чего?» «Добавь слово» (ушами - …, моргать …) | Словарь Понятия: названия частей тела и предметов гигиены. Признаки: цвет глаз, формы частей тела, волосы (светлые, темные, прямые, кудрявые). Действия: поднимать, опускать, мыть, расчесывать, чистить, вытираться, поворачивать, сгибать, разгибать и т.д. Грамматика. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Словоизменение – множественное число существительных в Р.п. Употребление антонимов. Согласование существительных с местоимением (мой, моя, мои, мое) и числительными. | Заучивание загадок по теме. Ответы на предложенные вопросы полным предложением. |
Ноябрь 1 неделя. Тема: «Игрушки»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Обобщающее понятие. Название распространенных игрушек, особенности их внешнего вида (форма, цвет, части). Материал для изготовления игрушек (мех, резина, пластмасса, дерево). Игровые действия. Правила обращения с игрушками.
| Игры и упражнения «Узнай целое по части», «Дорисуй игрушку», «Узнай на ощупь», «Четвертый лишний», «Найди недостающую игрушку», «Сравни игрушки», «Разложи картинки по порядку» (серия сюжетных картин), «Сложи картинки» (разрезанные) | Словарь Понятия: игрушка, части игрушки. Признаки: материал для изготовления, мягкий, гладкий и др. Действия: катать, бросать, качать, играть и др. Грамматика. Единственное и множественное число существительных в И.п., Р.п. (мяч –мячи - мячей). Конструкции творительного падежа «Кто с чем? Кто с кем?» Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Согласование существительных с местоимением (мой, моя, мои ) и числительными. Использование антонимов. Упражнять в употреблении предлогов в, на, между, под.
|
Заучивание стихов А. Барто. Сравнительное описание двух игрушек по вопросам логопеда. |
Ноябрь 2 неделя. Тема: «Посуда»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Обобщающее понятие «посуда». Названия распространенных предметов посуды, их назначения. Соотнесенность посуды и блюд. Разделение понятий «посуда» на столовую, кухонную, чайную. Материалы для изготовления посуды. Правила обращения с посудой, уход за ней.
| «Четвертый лишний». «Разложи по группам». «Что из чего?». «Часть - целое». «Плохо - хорошо». «Подбери пару» «Маленькая хозяйка». «Сравни». «Что где?» (задание на пространственное расположение предметов). «Что было на столе?» (на развитие зрительной памяти). «Продолжи ряд» (наглядный и вербальный вариант. «Добавь слово» (варят в …, жарят в …) | Словарь. Понятия: посуда, тарелка, кастрюля и др. по теме. Названия деталей: ручка носик донышко, стенка, ручка. Названия материалов: фарфор, стекло, глина, дерево. Действия: готовить, жарить, варить, мыть, вытирать, сушить и т.д.Признаки: чистые, грязные, сухие, фарфоровые и т.д. + цвет, форма. Грамматика. Образование прилагательных от существительных (фарфор-фарфоровая). Употребление падежных конструкций единственного и множественного числа (чашка-чашки-чашек). Употребление предлогов (в, на, под). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Согласование существительных с местоимением (мой, моя, мои, мое) и числительными.
| Заучивание стихов и загадок по теме. Составление описательных и сравнительных рассказов по плану.
|
Ноябрь 3 неделя. Тема: «Продукты питания»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
понятия «еда», «пища», «продукты», «напиток». Где продаются продукты. Распространенные названия блюд: суп, каша, пюре, котлета, макароны, салат, компот, сок, морс, пироги ит.д. Основные группы продуктов: молочные, мясные, рыбные, хлебобулочные, овощные, кондитерские. Значимость питания. Завтрак, обед, полдник, ужин - временное обозначение приемов пищи | «Четвертый лишний». «Разложи по группам». «Что из чего?». «Часть - целое». «Плохо - хорошо». «Съедобное - несъедобное» (сырое - вареное). «Составь пару» (хлеб - нож, суп - поварешка: наглядный и вербальный вариант). «Найди ошибку» (суп разлили по стаканам; котлеты поджарили в кастрюле; стакан порвался). «Маленькая хозяйка». «Сравни». «Что где?» (задание на пространственное расположение предметов). «Что было на столе?» (на развитие зрительной памяти). Логические вопросы: Чашку разбили вместе с тарелкой - что разбили раньше?
| Словарь. Понятия: продукты, пища, напитки, еда, крупа и т.д. по теме. Действия: готовить, накрывать, жарить, варить, тушить, подогреть, вскипятить, пробовать, нарезать и т.д. Признаки: вкусный, полезный, сочный, молочный, горячий, твердый и т.д. Образование прилагательных от существительных (мясо - мясной, рыба - рыбное). Употребление падежных конструкций единственного и множественного числа. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Согласование существительных с местоимением (мой, моя, мои, мое) и числительными. Употребление предлогов (в, на).
| Заучивание стихов и загадок по теме. Составление предложений по предъявленному действию. |
Ноябрь 4 неделя. Тема: «Одежда»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Обобщающее понятие «одежда» и ее назначение. Название распространенных предметов одежды. Одежда верхняя и нижняя (белье). Детали одежды и фурнитура. Одежда для мальчиков и девочек. Различия одежды по сезону. Материалы для изготовления и уход за одеждой. | Игры и упражнения «Найди и раскрась пары» (найти такую-же). «Перепутанные картинки» (наложенные изображения), «Разрезные картинки», «Четвертый лишний», «Чего не хватает?» (часть одежды). «Чего не стало?», «Запомни ряд» (наглядный и вербальный вариант), «Оденем Олю на прогулку», «Из чего сшито?» | Словарь. Понятия: - название предметов одежды (свитер, юбка и т.д.), их деталей (воротник, пояс и т.д.) - названия материалов (мех, кожа ит.д.) Действия: одевать, надевать, снимать, стирать, застегивать и т.д.) Признаки: теплая, красивая, удобная, цвета, женская и т.д. Грамматика. Употребление падежных конструкций единственного и множественного числа (И.п., Р.П.) «Что без чего? Чего нет?». Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Согласование существительных с местоимением (мой, моя, мои, мое) и числительными. Правильное употребление неизменяемого слова «пальто».
| Составление описательных рассказов по предметной картинке с опорой на таблицу-схему. Заучивание стихов и загадок по теме. Составление сложных предложений с противительным союзом а. |
Декабрь 1 неделя. Тема: «Обувь»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Обобщающее понятие «обувь», назначение. Название и характерные особенности распространенных видов обуви (кроссовки, ботинки, сапоги, сандалии, туфли...). Сезоннная обувь, мужская, женская, детская. Детали обуви и их назначение: каблук, замок, шнурок, мысок. Место производства обуви (обувная фабрика - обувная мастерская). Правила ухода за обувью.
| Игры и упражнения «Раскрась пары» (что носят парой?). «Угадай, сколько человек» (по количеству обуви). «Четвертый лишний», «Что без чего?», «Сложи картинку», «Найди такой же», «Чего не стало?», «Соедини точки», «Запомни и повтори» (ряд слов, картинок)
| Словарь. Номинативный (названия обуви и деталей) Действия: обувать, снимать, завязывать, развязывать, застегивать, расстёгивать, сушить, чистить. Признаки: резиновые, кожаные, удобная, высокий, нарядная, мягкие, новые, старые, чистые, грязные. Грамматика. - употребление сущ. родительного падежа в ед. и мн. числе - употребление антонимов (надеть - снять, обуться – разуться, чистый-грязный); - образование относительных прилагательных (кожа - кожаннный и т.д.); - согласование существительных с местоимением (мой, моя, мои, мое) и числительными. - употребление приставочных глаголов (развязывать, завязывать и др.) - Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных; -употребление формы глаголов прошедшего времени (надел, снял, и др.) | Развитие связной речи. Заучивание загадок; Составление сложных предложений с противительным союзом а. Составление описательных рассказов по предметной картинке с опорой на таблицу-схему. Цель. Закреплять навыки составления рассказа-описания по предметной картине с опорой на наглядный картинный план. |
Декабрь 2 неделя. Тема: «Семья»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Понятие «семья» (люди-родственники, живут в одной квартире, заботятся друг о друге). Родственные отношения людей в семье. Ролевые отношения членов семьи и их основные обязанности (связь с возрастом и полом). Семейные праздники. Обязанности детей в семье. | Игры и упражнения «Составь свою семью» (по схеме), «Кем был мальчик, кем была девочка?», «Сравни картинки» (две семьи), «Что сначала, что потом?», «Кто моложе, кто старше?», «Раздели по группам» (по возрастному и половому признаку, родители – дети). | Словарь. Номинативный: семья, мама, папа, дочь, сын, брат, сестра, бабушка, дедушка, родственники, имя, фамилия, дом, квартира, забота. Действия: живут, заботятся, ухаживают, готовят, отвечают и др. Признаки: дружные, веселые, молодой, старый, взрослый, пожилой, детский. Грамматика: -Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами О, С, ЗА. - подбор и употребление антонимов (молодой-старый); - Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных; - согласование существительных с числительными. - употребление местоимений (моя-твоя, мой-твой, мои- твои).
| Развитие связной речи. Составление сложных предложений с противительным союзом а; Сложноподчиненных предложений с союзом потому что. Составление рассказов по сюжетной картинке.
|
Декабрь 3 неделя. Тема: «Зима»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Место зимы среди других времен года (до…, перед…, после…). Приметы зимы: - погоде: снегопад, морозы, лед на водоемах; метели, солнце светит, но не греет; - в неживой природе: деревья спят, нет движения соков; вечнозеленые деревья. - в живой природе: птицы замолкают, перебираются ближе к человеку, зимняя одежда у людей, уборка снега.
| Игры и упражнения «Выбери картинки с изображением зимы и докажи свой выбор»; «Разложи времена года по порядку»; «Хорошо-плохо»; «сравни по картинке времена года»; «Найди ошибки художника»; «Найди отличия, что изменилось?»
| Словарь. Номинативный и предикативный словарь по теме. Признаки: снежный, зимний,морозное, ледяная, белая, белоснежная, холодный и т.д. Грамматика: Согласование понятий с признаками; Антонимы (холодный-теплый, зимний-летний, много-мало); - образование и употребление относительных прилагательных (снег - снежный); Согласование существительны с глаголами и числительными. | Развитие связной речи. Работа над предложением (распространение однородными членами). Учить задавать вопросы по картине. Стихи и загадки по теме. |
Декабрь 4 неделя. Тема: «Новый год»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Представление о празднике: особенности и традиции праздника - елка, Д.М., Снегурочка. Подготовка к новогоднему празднику: украшение группы, приготовление подарков близким т т.п. Прием гостей, правила поведения.
| Игры и упражнения «Что сначала, что потом?» (сюжет «Новый год»); «Что изменилось?», «Сравни картинки», «Собери картинку»(предметно-сюжетный вариант), «Перепутанные картинки», «Запомни слова», «Раскрась картинки, которые запомнил» (можно по тексту)
| Словарь. Номинативный: маскарад, хоровод, хлопушка, серпантин, конфетти, Д.М., Снегурочка, поздравления … Действия: поздравлять, наряжать, веселится, дарить, танцевать, кружиться, водить хоровод. Признаки: новогодний, праздничный, нарядный, радостный, веселый… Грамматика. Употребление предлогов и предложно-падежный конструкций (В, НА, ПОД, У); Употребление множественного числа сущ. в род. падеже; Согласование сущ. с числит-ми. Антонимы (злой – добрый, высокий – низкий, большой – маленький и др.) Подбор эпитетов к понятиям. | Стихи, загадки. Составление рассказов по серии картин. Пересказ коротких текстов. |
Январь 2/3 неделя. Тема: «Зимующие птицы (сорока – воробей, ворона – синица)»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Понятие «зимующие птицы», обобщающее понятие «птицы». Причины зимовки птиц (теплое оперение, способность питаться в условиях зимы). Названия распространенных зимующих птиц. Внешние характерные признаки: цвет, размер, повадки, питание, звукоподача, способ передвижения. Место проживания зимой и в другие сезоны. Забота о птицах в зимнее время (кормушка, корм). | Игры и упражнения «Сложи картинки» (осколочные); «Узнай по части целое»; «Кого не стало?»; «Четвертый лишний»; «Сравни птиц»; «Кто, где?», «Дорисуй птицу»; «Докажи, что это птица» (работа с сиволикой); «Кого здесь быть не может» | Словарь. Понятия. Названия птиц и частей их тела. Действия: зимуют, голодают, нахохлился, распушился, клюет, скачет, прыгает и др. Признаки: зимующие, голодные, сытые, суетливые, быстрый и др. Грамматика. Подбор действий и признаков к понятиям и наоборот. Образование приставочных глаголов: пере…, у…, за…, вы…, под…., с…. Употребление предлогов и предложно-падежный конструкций (В, НА, ПОД, У); Употребление множественного числа сущ. в род. падеже; Согласование сущ. с числит-ми (1, 3, 5). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Антонимы (высокий – низкий, большой – маленький и др.) | Стихи, загадки о птицах. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление и пересказ коротких текстов с использованием мнемотаблиц «Зимующие птицы». Составление описательных рассказов по алгоритму. |
Январь 4 неделя/Февраль 1 неделя. Тема: «Дикие животные (медведь – еж, заяц – белка, лиса – волк)»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Понятие «дикие животные», обобщающее понятие «животные». Названия диких животных. Внешние характерные признаки: цвет, размер, повадки, питание, звукоподача, способ передвижения, детеныши, название жилища. Подготовка к зиме. Место проживания зимой и в другие сезоны. Польза в природе.
| Игры и упражнения «Сложи картинки» (осколочные); «Узнай по части целое»; «Кого не стало?»; «Четвертый лишний»; «Сравни животных»; «Кто, где?», «Дорисуй животное (чего не хватает?)»; «Кто у кого?»; «Кто кем был?» «Кому, что нужно?», «Кто, где живет?», «Узнай по описанию», «Запомни ряд», «Кого не стало?», «Кто, где находится?», «Узнай по следам», «Изобрази животное»
| Словарь. Номинативный : названия животных, их детенышей, частей тела, названия жилища. Предикативный: звукоподача, повадки животных. Признаки: окраска шерсти, неуклюжий, опасная, прыгучая, ловкая, хищная, осторожная, колючий. Грамматика: Употребление множественного числа сущ. в род. падеже; Употребление существительных в творит. падеже. Согласование сущ. с числит-ми (1, 3, 5). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Употребление предлогов (В, НА, ПОД, У); Подбор действий и глаголов-звукоподражаний. Подбор эпитетов к понятиям.
| Составление сложносочиненных предложений с союзами И, А. Составление коротких описательных рассказов по алгоритму. Пересказ коротких текстов. Заучивание стихов и загадок по теме. |
Февраль2/3 неделя. Тема: «Домашние животные (корова, лошадь, свинья/ кошка, собака»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Вторая неделя - обобщающее понятие «домашние животные» (живут рядом с человеком, который строит им жилища и ухаживает за ними); корова, лошадь, свинья. Третья неделя – кошка, собака. Названия распространенных домашних животных (корова, лошадь, свинья, кошка, собака). кошка, собака. Внешние характерные признаки: цвет, размер, повадки, питание, звукоподача, способы передвижения, особенности частей тела, детеныши, название жилища. | Игры и упражнения «Назови животных» (наложенные изображения). «Сложи картинки» (осколочные); «Узнай по части целое»; «Кого не стало?»; «Четвертый лишний»; «Сравни животных»; «Кто, где?», «Дорисуй животное (чего не хватает?)»; «Кто у кого?»; «Кто кем был?» «Кому, что нужно?», «Кто, где живет?», «Узнай по описанию», «Запомни ряд», «Кого не стало?», «Кто, где находится?», «Кто как кричит?», «Накорми животное», «Убавилось-прибавилось».
| Словарь. Номинативный : названия животных, их детенышей, частей тела, названия жилища. Предикативный: звукоподача, повадки животных + заботиться, ухаживать, доить, кормить. Признаки: окраска шерсти, мягкая, полосатая, пятнистая, рогатая, злая, ласковая, домашняя, осторожная. Грамматика: Употребление множественного числа сущ. в род. падеже; Употребление существительных в творит. падеже. Согласование сущ. с числит-ми (1, 3, 5). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Употребление предлогов (С, В, НА, ПОД, У, без,около); Подбор действий и глаголов-звукоподражаний. Подбор эпитетов к понятиям.
| Пересказ коротких текстов. Составление описательных и сравнительных коротких рассказов. Составление рассказов по сюжетной картине. Заучивание загадок и стихов по теме. |
Февраль 4 неделя. Тема: «Домашние птицы. Петушок с семьей»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Понятие «домашние птицы», различение с понятием «домашние животные». Названия птиц: петух, крица, цыпленок. Внешние характерные признаки: цвет, размер, повадки, питание, звукоподача, способ передвижения, название жилища. Польза человеку.
| Игры и упражнения. «Узнай по контуру»; «Чья тень?», «Кто где?», «Сложи картинку», «Узнай по части», «Сколько птиц за забором?», «Что сначала, что потом?»(крица, яйцо, цыпленок), «Часть-целое», «Что изменилось (Кого не стало?)», «Подбери пару» (кошка-котенок, курица-…). | Словарь. Номинативный : названия птиц, семьи, птенцов, частей тела, названия жилища, птичница, яйцо, корм, зерно и т.д. Предикативный: звукоподача, повадки животных (нахохлиться, разгребать и др.). Признаки: окраска, задиристый, гордый, заботливая, беспокойная, пушистый, длинный, короткий и др. Грамматика: Употребление множественного числа сущ. в род. падеже; Употребление притяжательных прилагательных (куриный, петушиный). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Употребление предлогов (С, В, НА, ПОД, У, около); Подбор действий и глаголов-звукоподражаний. Подбор эпитетов к понятиям. | Составление описательных и сравнительных коротких рассказов. Составление рассказов по сюжетной картине «Курица с цыплятами». Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Петушок с семьей» Заучивание загадок и стихов, сценок, диалогов по теме. |
Март 1 неделя. Тема: «Весна. 8 марта – Мамин день»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Место весны среди других времен года (после зимы, перед летом) Признаки ранней весны: - в погоде: потепление, капель, сосульки, проталины, солнце начинает пригревать; - в неживой природе: изменение свойств снега (рыхлый, темнеет, сырой); - в живой природе: небольшое оживление среди птиц, прилет грачей, изменение в одежде людей. Первый весенний праздник, его традиции, поздравление всех женщин.
| Игры и упражнения «Собери картинку» (несложный сюжет о весне). «Что изменилось?» , «Подбери картнки-символы к иллюстрации «Весна»»; «»Что сначала, что потом?» (весна, 8 марта), «Сравни картинки», «Найди ошибки в предложении», «Назови ласково» (ласковое слово для мамы), «Подбери подарок маме».
| Словаръ Номинативный: сосульки, проталины, капель, таяние, оживление, помощник (ца), поздравления, подарки. Предикативный: греет, тает, светит, капает, поют, щебечут, поздравлять, дарить, обнимать, заботиться и др. Признаки: яркий, рыхлый, солнечный, любимая, дорогая, заботливая, ласковая, нежная и т.д.. Грамматика употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - подбор эпитетов к понятиям и наоборот (ручей - …, солце - …); -согласование существительного, прилагательного, числительного (один маленький цветок); - подбор антонимов; - Употребление предлогов (С, О) и падежных конструкций (твор., дат., предл., падежей) | Заучивание загадок и стихов, сценок, диалогов по теме. Составление описательных коротких рассказов по алгоритму. Составление рассказов по сюжетной картине и серии картин. Составление поздравлений.
|
Март 2/3 неделя Тема: «Перелетные птицы (грач, скворец)»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Обобщающее понятие «перелетные птицы», (перелетают в теплые края и возвращаются). Причина отлета и прилета. Названия распространённых перелётных птиц: грач, скворец, ласточка, журавль, кукушка. Внешние характерные признаки: цвет, размер, повадки, питание, звукоподача, способ передвижения, название жилища, названия частей тела. Польза птиц для природы и человека.
| «Узнай по контуру»; «Чья тень?», «Кто где?», «Сложи картинку», «Узнай по части», «Сколько птиц на картинке?», «Четвертый лишний», «Часть-целое», «Что изменилось (Кого не стало?)», «Добавь слово» (собака в будке, грач в …), «Сравни птиц», «Найди различия». | Словарь. Понятия: названия птиц, частей тела, жилища. Действия: улетают, прилетают, возвращаются, строят, выводят, вьют, поют. Признаки: перелетные, сытые, черные, блестящие. Наречия: весело, осторожно, высоко, громко, ловко. Грамматика: Употребление множественного числа сущ. в род. падеже; Употребление притяжательных прилагательных (птичий). Употребление предлогов (С, В, НА, ПОД, У, около); Употребление приставочных глаголов (улетел, вылетел, залетел и др.) Подбор прилагательных к понятиям и наоборот. | Заучивание загадок и стихов по теме. Составление описательных и сравнительных коротких рассказов по алгоритму и по картине.
|
Март 4 неделя. Тема: «Мебель»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Обобщающее понятие «мебель». Названия распространенных предметов мебели, их назначение. Материал для изготовления мебели. Место для изготовления и продажи. Части мебели и ее детали (ручка, ножка, подлокотник и др.) Различение мебели от электроприборов и частей комнаты (дверь, окно…). | Игры и упражнения «Четвертый лишний», «Расставь мебель в комнате», «Что, без чего?», «Перепутанные картинки», «Узнай по части», «Продолжи ряд» (найди недостающий предмет), «Часть и целое» (вербальный вариант: дверь – часть комнаты, дверца – часть шкафа), «Запомни ряд (зрительный и слуховой вариант)», «Подбери по форме». | Словарь. Номинативный словарь по теме. Предикативный: сидеть , лежать, ставить, расставлять, передвигать, покупать, отдыхать, спать и др. Признаки: деревянный, железная, красивая, мягкая, удобная, прямоугольный, круглый, квадратный, высокий, низкий, детская, взрослая и др. Грамматика. Употребление множественного числа сущ. в род. падеже; Согласование сущ. с числит-ми (1, 3, 5), и местоимениями (мой, моя,мои). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Употребление предлогов (С, В, НА, ПОД, У, без, около); Употребление глаголов с приставками -рас-, -пере-, -по-. Употребление антонимов.
| Заучивание стихов и загадок по теме. Составление рассказов по картине «Уборка в доме, «Мебельный магазин », Составление описательных и сравнительных коротких рассказов по алгоритму и по картине.
|
Март 5 неделя. Тема: «Транспорт в городе»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Обобщающее понятие «транспорт». Наименование распространенного транспорта: автомобиль, грузовик, автобус, трамвай, троллейбус. Группы транспорта: грузовой, пассажирский – наземный. Детали, части транспорта (колеса, кабина, кузов, багажник, двери, руль, сиденья и т.д.). Профессии людей, управляющие транспортом. Правила дорожного движения (сигналы светофора, переход через улицу). Правила поведения в транспорте. | Игры и упражнения «Перепутанные картинки». «Четвертый лишний». «Подбери пару». «Дорисуй». «Продолжи ряд». «Запомни в тексте». «Опасные ситуации» (какая ошибка была допущена?). «Чего не хватает?», «Найди такой же», «Сравни». | Словарь. Понятия: транспорта, деталей, профессий; бензин, ток, пассажир. Действия: ехать, перевозить, заводить, грузить, входить, выходить и др. Признаки: электрический, удобный, опасный, грузовой, легковой, пассажирский и т.д. Наречия: опасно, быстро, удобно. Грамматика. Употребление падежных конструкций с предлогами по, из, около, в, за. Согласование местоимений мой, моя, моё с существительными. Употребление антонимов: зашел-вышел, загрузил-выгрузил и др. Согласование существительных в ед. и мн. числе с глаголами (машина едет, машины едут). Употребление существит. в ед.числе в родит. падеже (что без чего?)
| Заучивание загадок и стихов по теме. Составление описательных и сравнительных рассказов по алгоритму. Составление коротких рассказов по сюжетной картине. |
Апрель 1 неделя. Тема: «Профессии»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Понятие «профессия, работа», значение для человека (общественная польза). Названия распространенных профессий (врач, повар, строитель, продавец и т.д.), их общественная значимость. Орудия труда и механизмы, помогающие в работе, спецодежда. Материалы, используемые при работе. Профессии родителей и сотрудников д/с.
| Игры и упражнения: «» «Подбери пару» (орудия труда - профессия), «Нелепицы», «Что лишнее?» (маляр, кисть, молоток, краска), «Спутанные картинки», «Узнай по тени», «Собери цепочку» (символы: орудия труда, спецодежда, механизмы, действия). «Кому что нужно?», «Чем отличается?» (домик из конструктора и настоящий и т.п.). «Догадайся, кто пришел?» (пантомима). «Разные профессии» (мужские и женские). Пространственная ориентировка (по картинкам). | Словарь. Понятия: названия изучаемых профессий, орудий труда, спецодежды, материалов. Действия, характерные для людей данных профессий. Признаки: умелый, внимательный, старательный, аккуратный. Грамматика. Подбор действий к понятиям и наоборот (врач – лечит и т.д.); Образование прилагательных от существительных (кирпич - кирпичный); Употребление единственного и множественного числа существительных в косвенных падежах с предлогами и без них. Согласование существительных с числительными (пять врачей и т.д.).
| Заучивание загадок и стихов по теме. Составление предложений по предметным картинкам. Составление предложений по аналогии. Составление коротких рассказов по алгоритму.
|
Апрель 2 неделя. Тема: «Зоопарк»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Понятие «зоопарк»(место, где живут животные со всей земли, которых показывают людям) Названия распространенных животных юга и севера: белый медведь, олень, тюлень, морж, жираф, лев, зебра. Характерные особенности внешнего вида: цвет, размер, повадки, питание, звукоподача, способ передвижения, названия частей тела. Условия проживания. Уход. | Игры и упражнения «Четвертый лишний». «Разложи по группам». «Лабиринты». «Перепутанные картинки (Зверятки играют в прятки)». «Чей хвост?». «Сравни животных». «Запомни и назови» (картинки, слова). «Назови наоборот» (ряд животных в обратном порядке). «Дополни ряд» (назови тех, кого я не назвала). «Кому что нужно?» (питание). «Найди пару» (взрослое животное - детеныши); «Что забыл нарисовать художник?»
| Словарь. Понятия: названия распространённых животных севера и юга, пищи, место, где их можно посмотреть. Действия: скрываться, рычать, лазать, защищается, нападает, заботятся, крадется, притаился. Признаки: полосатый, пятнистый, выносливый, опасный, ловкий, проворное, коварный и т.д. Грамматика. Употребление антонимов; Согласование с числительными (1, 3, 5). Образование и употребление единственного и множественного числа существительных в косвенных падежах с предлогами (в, на, за, под, около, с) и без. Подбор понятий к признакам и действиям и наоборот. Употребление названий детенышей и частей тела в единственном числе.
| Заучивание стихов и загадок по теме. Составление сложных предложений с противительным союзом а. составление коротких описательных рассказов по алгоритму. |
Апрель 3 неделя. Тема: «Рыбы (акула, щука, сом)»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Обобщающее понятие «рыбы» (живые существа, которые обитают в воде). Их характерные особенности: удлиненное обтекаемое тело, вместо конечностей - плавники, нет шеи, голова переходит в туловище; тело покрыто чешуей, расположенной от головы к хвосту, чтобы не задерживать движение в воде; органы дыхания - жабры, дышат и видят в воде; не произносят звуков (не 'имеют голоса). Виды рыб - обитателей водоемов (щука, карась, сом, акула); аквариумные рыбки. Устройство аквариума, уход за декоративными рыбками. Использование рыб человеком. (Блюда из рыбы). Питание рыб (хищные и нехищные).
| Игры и упражнения «Дорисуй то, чего не хватает». «Узнай по силуэту». «Найди одинаковые». «Разложи по группам» (кто, где живет?). «Четвертый лишний». «Часть - целое». «Подбери пару» (птица - небо, рыба - ...). «Чего не бывает?(нелепицы)». «Запомни ряд» (зрительно и вербально). «Какую рыбу поймал рыбак?»- | Словарь. Понятия: чешуя, жабры, плавники, уха, водоем, аквариум, удочка, сети, рыбалка, рыболов, улов, икра (икринки), мальки и др. Действия: ловить, рыбачить, удить, клевать , чистить, жарить, сушить, вялить и т.д. Признаки: крупная, мелкая, речная, морская, хищная и др. Грамматика. Согласование существительных с прилагательными и числительными. Употребление антонимов. Употребление предложно- падежных конструкций существительных в единственном падеже. | Заучивание стихов и загадок по теме. Составление сложных предложений с противительным союзом а. Составление коротких описательных рассказов по алгоритму и мнемотаблице.
|
Апрель 4 неделя Тема: «Весна. Весенние работы в саду и огороде»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Все виды весенних работ в саду и огороде: вскапывание земли, подготовка грядок, теплиц и парников, высевание семян овощей и зелени, побелка деревьев, опрыскивание деревьев и кустарников от вредителей. Инструменты для работы в саду и огороде. Условия необходимые для роста растений (свет, тепло, вода). | «Сравни» (пустая грядка и с ростками, голые ветки и с цветами); «Подбери картинку» (к предложению); «Найди и назови» (наложенные изображения инструментов) «выбери нужные картинки» (условия для роста). «Обведи по контуру (инструменты). Элементарная опытная деятельность: посадка лука в разных условиях. | Словарь. Понятия: названия инструментов, огород, сад, деревья, кустарники, грядка, клумба,, рассада, семена, парник, посадка. Действия: сеять, опрыскивать, сажать, копать, работать и др. Признаки: ароматный, разноцветный, цветущий и т.д. Грамматика. Словообразование существительных с суффиксами –очк-, -чк-, -ик-. Согласование существительных с числительными (пять лопат и т.д.). Употребление падежных конструкций родит. падежа (чего нет …?), творит. падежа (чем…? перед чем…?
| Заучивание загадок. Составление сложных предложений с союзом а, потому что. |
Май 1 неделя. Тема: «День Победы»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Основные понятия праздника: парад, салют. В какое время года отмечают. Главные герои парада (военные разных родов войск). Названия наиболее распространённых родов войск, название военных специальностей и техники (летные войска, летчик, самолет). Части военной техники. Спецодежда. | Игры и упражнения «Чего не хватает?» (самолет без крыла и т. д.); «Посчитай»; «Запомни ряд», «Четвертый лишний». | Словарь. Понятия: парад, салют, летчик, самолет, пушка и др. Действия: охранять, защищать, служить, маршировать, шагать и др. Признаки: смелые, храбрые, сильные, выносливые, яркие, праздничные и др. Грамматика. Употребление предложно- падежных конструкций существительных в единственном падеже.
| Чтение коротких рассказов о Дне Победы. Заучивание стихов. Рассматривание картин и составление коротких рассказов по вопросам педагога. |
Май 2 неделя. Тема: «Цветы»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Обобщающее понятие «цветы» (травянистые растения, которые цветут). Части цветка: корень, стебель, листья, цветок, лепестки. Группировка цветов по месту произрастания: садовые (розы, пионы, тюльпаны) и полевые (ромашка, василек, колокольчик, тюльпан). Значение цветов для человека (эстетическое удовольствие, лекарство).
| Игры и упражнения Игры и упражнения «Что сначала — что потом?» (развитие насекомых, рост цветка). «Четвертый лишний». «Где растет?». «Собери из частей». «Собери букет» (соотношение величины, цвета + материал старшей группы).
| Словарь. Понятия: названия цветов и их частей; аромат, букет, садовник, цветовод; куколка, кокон, гусеница и т.д. Действия: срезать, опылять, любоваться, пахнуть; откладывать, заматываться, ползать, жалить и т.д. Признаки: душистый, нежный, хрупкий, пестрый; полезные, вредные, маленькие и т.д. Грамматика. Употребление предлогов. Согласование числительных и прилагательных с существительными..
| Заучивание стихов и загадок по теме. Составление сложных предложений с противительным союзом а. Составление рассказа по картинкам подсказкам - мнемотаблицам «Ромашка». |
Май 3 неделя. Тема: «Насекомые»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Обобщающее понятие «насекомые». Названия распространенных насекомых: бабочка, муха, комар, пчела, паук, муравей, жук, гусеница. Особенности внешнего вида:величина, части тела, окраска, количество конечностей. Особенности передвижения, звучания. Польза насекомых для человека и природы. Насекомые-вредители.
).
| Игры и упражнения: «Сложи картинку», «Узнай по части», «Кто без чего?», «Разложи по группам» (летающие-нелетающие, вредные-полезные), «Четвертый лишний», «Сравни», «Запомни ряд» (зрительно и вербально), «Подбери пару к слову» (мед-пчела и т.д.). | Словарь. Понятия: названия насекомых и частей их тела; Действия: летать, порхать, жужжать, кусать, собирать, ползать, жалить и т.д. Признаки: пестрый; полезные, вредные, маленькие, легкие и т.д. Грамматика. Употребление предлогов в, на, под, над. Согласование числительных с существительными в ед. и мн. числе. Употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных. Согласование глаголов в единственном и множественном числе. | Заучивание стихов и загадок по теме. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Майский жук». Чтение сказки К.И.Чуковского «Муха-цокотуха и драмматизация отрывков». Составление описательных и сравнительных рассказов.
|
Май 4 неделя. Тема: «Лето»
Содержание | Развитие психических процессов | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
Место лета среди других времен года (до…, перед…, после…). Приметы лета: - погоде: яркое, жаркое солнце, чистое голубое небо, редкие дожди, тепло. - в неживой природе: деревья покрыты листвой, все цветет, зеленеет, созревает, появляются цветы, ягоды, грибы; вечнозеленые деревья. - в живой природе: пение птиц, много насекомых, дикие животные выводят детенышей, люди одвают легкую одежду, можно купаться, загорать, долго находиться на свежем воздухе. Правила поведения, в лесу, на водоемах, на солнце. | Игры и упражнения «Выбери картинки с изображением лета и докажи свой выбор»; «Разложи времена года по порядку»; «Хорошо-плохо»; «Сравни по картинке времена года»; «Найди ошибки художника»; «Найди отличия, что изменилось?»
| Словарь. Номинативный и предикативный словарь по теме. Признаки: жаркое, теплое, солнечная, яркое, пестрое и т.д. Грамматика: Согласование понятий с признаками; Антонимы (холодный-теплый, зимний-летний, много-мало); - образование и употребление относительных прилагательных (лето - летний); Согласование существительных с глаголами и числительными. | Работа над предложением (распространение однородными членами). Учить задавать вопросы по картине. Стихи и загадки по теме. |