Министерство образования и науки Республики Бурятия
МАОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №2»
Обсуждено: Заседание МО Пр.№1 от 29.08.2020 г. Руководитель МО: _______ /Масленченко Е.Ю./ | Согласовано: Заседание МС Пр. № 1 от 30.08.2020 г. Председатель МС: ______________ / Соболевская М.М. / | Утверждено: Директор школы ________ /Бадарханова Л.Е./ 30.08.2020 г. | | | |
Рабочая программа
Название предмета: ФИЗИКА
ФИО учителя, квалиф. категория: Сутурина В.С., I кв. кат
Класс: 7
Год составление программы: 2020-2021
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7-х классов соответствует:
Закону РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования (ФГОС ООО), утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010.г.;
Образовательной программе основного общего образования МАОУ «Хоринская СОШ № 2»;
Примерная государственная программа по физике для основной школы, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.
Авторская учебная программа по физике для основной школы, 7-9 классы Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник., Дрофа, 2012.
УМК по физике для 7 – 9 классов для реализации данной авторской программы.
Учебным планом МАОУ «Хоринская СОШ №2»;
Положениию о рабочих программах МАОУ «Хоринская СОШ №2».
Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с базисным учебным планом МАОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №2»
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 7 класса с учетом меж предметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.
Возрастные и психологические особенности
Средний школьный возраст – переходный от детства к юности и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма.
Характерная особенность этого возраста – половое созревание организма. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.
В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями.
Восприятие подростка далее целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом - характерная особенность учеников среднего школьного возраста.
Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста – его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания.
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту – критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремиться иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям.
В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивости, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.
Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными. Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Подростковый возраст называют даже возрастом катастроф, это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Исследования внутреннего мира подростка показывают, что одна из самых серьезных проблем этого возраста – несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением, с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.
Национально-региональный компонент
Пять первооснов материального мира: дерево, огонь, земля, железо, вода (по мировоззрению восточных мудрецов). Изучение распространения загрязняющих веществ в водоемах (реки: Уда, Ана, Кодун, Зэргэлей) и атмосфере с. Хоринск на основе законов диффузии. Рассеяние загрязнителей в атмосфере после их выброса из труб вследствие диффузии и ветра. Творческое задание: 1) Вычислить скорость течения воды в реках Уда и Ана. 2) Рассчитать среднюю скорость движения маршрутного такси от с. Хоринск до г. Улан-Удэ. Плотность и давление воздуха на вершине "Мунку-Сардык" (3491 м). Прогнозирование погоды по местным народным приметам. Расчет давления воды на дно озера Байкал (1625 м). Экологические проблемы озера Байкал. Водный транспорт Республики Бурятия. Творческое задание: пронаблюдать за изменением температуры воздуха за месяц, сутки в с. Хоринск; построить график изменения температуры. Связь прогресса человеческой цивилизации с энергопотреблением; использование энергии рек, ветра и солнца как экологически чистых источников энергии в Бурятии.
3. Планируемые результаты изучения курса физики
Личностными результатами обучения физике являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации
Частными предметными результатами обучения физике в 7 классе, на которых основываются общие результаты, являются:
понимание и способность объяснять такие физические явления, как атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию,
овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды,
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии,
понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
4. Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол.час. | Содержание учебной темы |
1 | Введение | 4 | Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника. Лабораторная работа Определение цены деления измерительного прибора. Демонстрации - свободное падение тел; - колебания маятника - притяжение стального шара магнитом - свечение нити электрической лампы - электрические искры |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества. | 6 | Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений. Лабораторная работа 2.. Определение размеров малых тел. Демонстрации - диффузия в растворах и газах, в воде - модель хаотического движения молекул в газе - демонстрация расширения твердого тела при нагревании |
| Взаимодействия тел | 21 | Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Лабораторнные работы: 3. Измерение массы тела на рычажных весах. 4 Измерение объема тела. 5. Определение плотности твердого тела. 6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром. 7. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы. Контрольные работы: «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» «Сила. Равнодействующая сила» Демонстрации - явление инерции - сравнение масс тел с помощью равноплечих весов - измерение силы по деформации пружины - свойства силы трения - сложение сил - барометр - опыт с шаром Паскаля - опыт с ведерком Архимеда |
| Давление твердых тел, жидкостей и газов | 23 | Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Лабораторные работы: 8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. 9. Выяснение условий плавания тела в жидкости. Контрольные работы: «Давление. Закон Паскаля» «Давление в жидкости и газе» Демонстрации - барометр - опыт с шаром Паскаля - опыт с ведерком Архимеда |
| Работа и мощность. Энергия | 14 | Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии. Лабораторные работы: 10. Выяснение условия равновесия рычага. 11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. Контрольные работы: «Работа и мощность» Демонстрации - реактивное движение модели ракеты - простые механизмы |
Календарно-тематическое планирование
№ темы | Наименование темы урока | Дата проведения | Контрольные работы (в соответствии со спецификой предмета, курса) | Практическая часть (в соответствии со спецификой предмета, курса) | Кол-во часов |
Введение (4 часа) |
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете физики. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. | | | | 1 |
| Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц | | | | 1 |
| «Определение цены деления шкалы измерительного прибора» | | | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора» | 1 |
| Физика и техника | | | | 1 |
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов) |
| Строение вещества. Молекулы | | | | 1 |
| «Измерение размеров малых тел» | | | Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | 1 |
| Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела | | | | 1 |
| Взаимное притяжение и отталкивание молекул | | | | 1 |
| Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов | | | | 1 |
| Повторительно-обобщающий урок по теме. | | | | 1 |
Взаимодействия тел (21 час) |
| Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | | | | 1 |
| Скорость тела. Единицы скорости | | | | 1 |
| Расчет скорости, пути и времени движения | | | | 1 |
| Инерция | | | | 1 |
| Взаимодействие тел | | | | 1 |
| Масса тела. Единицы массы | | | | 1 |
| «Измерение массы тела на рычажных весах» | | | Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 |
| Плотность вещества | | | | 1 |
| «Измерение объема твердого тела». | | | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема твердого тела». | 1 |
| «Определение плотности твердого тела» | | | Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» | 1 |
| Расчет массы и объема вещества по его плотности. Решение задач. | | | | 1 |
| «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» | | Контрольная работа№1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» | | 1 |
| Сила. | | | | 1 |
| Явление тяготения. Сила тяжести. Единицы силы. Связь между силой и массой тела | | | | 1 |
| Сила упругости. Вес тела. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет. | | | | 1 |
| Динамометр. | | | Лабораторная работа№6 «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 |
| Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | | | | 1 |
| Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике. | | | | 1 |
| «Выяснение завис. силы трения скольжения от площади соприк. и прижим. силы». | | | Лабораторная работа №7 «Выяснение завис. силы трения скольжения от площади соприк. и прижим. силы». | 1 |
| Повторительно-обобщающий урок по теме. | | | | 1 |
| «Силы. Равнодействующая сила». | | Контрольная работа №2. «Силы. Равнодействующая сила». | | 1 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (19 часов) |
| Давление. Единицы давления. | | | | 1 |
| Способы уменьшения и увеличения давления | | | | 1 |
| Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | | | | 1 |
| Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда | | | | 1 |
| Решение качествен. и эксперим. задач по теме: «Давление. Закон Паскаля». | | | | 1 |
| Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла | | | | 1 |
| «Давление. Закон Паскаля» | | Контрольная работа № 3. «Давление. Закон Паскаля» | | 1 |
| Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка земли. | | | | 1 |
| Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | | | | 1 |
| Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах | | | | 1 |
| Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. | | | | 1 |
| Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | | | | 1 |
| Архимедова сила | | | | 1 |
| «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | | | Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | 1 |
| Плавание тел | | | | 1 |
| Плавание судов. Воздухоплавание. | | | | 1 |
| «Выяснения условий плавания тела в жидкости» | | | Лабораторная работа №9 «Выяснения условий плавания тела в жидкости» | 1 |
| Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание | | | | 1 |
| «Архимедова сила. Условия плавания тел» | | Контрольная работа № 4 «Архимедова сила. Условия плавания тел» | | 1 |
Работа и мощность. Энергия (15 часов) |
| Механическая работа. Единицы работы. | | | | 1 |
| Мощность. Единицы мощности. | | | | 1 |
| Решение задач по теме «Мощность и работа». | | | | 1 |
| Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | | | | 1 |
| Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. | | | | 1 |
| «Выяснение условий равновесия рычага» | | | Лабораторная работа№ 10 «Выяснение условий равновесия рычага» | 1 |
| Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило механики». | | | | 1 |
| Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. | | | | 1 |
| Коэффициент полезного действия механизма. | | | | |
| «Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости» | | | Лабораторная работа№11 «Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости» | 1 |
| Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | | | | 1 |
| Превращение одного вида механической энергии в другой. | | | | 1 |
| Решение задач. Превращение одного вида механической энергии в другой. | | | | 1 |
| Повторительно-обобщающий урок по теме. | | | | 1 |
| «Работа и мощность. Энергия» | | Контрольная работа № 5 «Работа и мощность. Энергия» | | 1 |
66-68 | Резерв | | | | 3 |