СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс»

Утверждено:

Приказ №………. от……………………..


Директор школы………….. /Т.И.Павлович/








Календарно-тематическое планирование по биологии на 2020-2021 г

11 класс УМК ЛИНИЯ ЖИЗНИ



















Календарно-тематическое планирование по предмету «Биология» на 11 класс.

Курс «Общая биология» УМК Линия жизни

2часа в неделю, 70 часов в год

Тема урока

Основные виды деятельности учащихся на уроке

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Проектная деятельность

сроки


ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ (20)







1 (1)

Организменный уровень: общая характеристика.

Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана.

Определение основополагающих понятий: особь, бесполое и половое размножение, гаплоидный и диплоидный наборы хромосом, гаметы, семенники, яичники, гермафродитизм.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении процессов жизнедеятельности организмов.

Характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отборов, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения

энергии в экосистемах и биосфере);

объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно- научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описание особей видов по морфологическому критерию;

выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;

сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыш человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отборы, половое и бесполое размножения) и формулировка выводов на основе сравнения.

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.



1 неделя

2 (2)

Размножение организмов

Самостоятельная

информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника



1 неделя

3 (3)

Развитие половых клеток.

Определение основополагающих понятий: гаметогенез, оогенез, сперматогенез, направительные тельца, наружное оплодотворение, внутреннее оплодотворение, акросома, зигота.




2 неделя

4 (4)

Оплодотворение

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении изучаемого материала.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника


2 неделя

5 (5)

Индивидуальное развитие организмов.

Определение основополагающих понятий: онтогенез, филогенез, эмбриональный период, постэмбриональный период, дробление, бластомеры, бластула, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, нейрула, нервная трубка, биогенетический закон.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении особенностей инди-видуального развития у разных групп организмов.



3 неделя

6 (6)

Биогенетический закон

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации о жизненных циклах разных групп организмов, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Использование средств ИКТ для поиска учебной информации и подготовки мульти- медиапрезентаций.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника




3 неделя

7 (7)

Закономерности наследования признаков.

Определение основополагающих понятий: ген, генетика, гибридизация, чистая линия, генотип, фенотип, генофонд, моногибридное скрещивание, доминантность, рецессив- ность, расщепление, закон чистоты гамет.


4 неделя

8 (8)

Моногибридное скрещивание

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности при обсуждении закономерностей на- следования признаков.

Решение биологических (генетических) задач на моногибридное скрещивание.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника




4 неделя

9 (9)

Неполное доминирование. Генотип и фенотип.

Определение основополагающих понятий: неполное доминирование, анализирующее скрещивание.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности при обсуждении закономерностей на- следования признаков.


5 неделя

10 (10)

Анализирующее скрещивание

Решение биологических (генетических) задач на моногибридное скрещивание.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника


5 неделя

11 (11)

Дигибридное скрещивание.

Определение основополагающих понятий: дигибридное скрещивание, решётка Пеннета, независимое наследование.




6 неделя




12 (12)

Закон независимого наследования признаков

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности при обсуждении закономерностей на- следования признаков.

Решение биологических (генетических) задач на дигибридное скрещивание.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника


6 неделя

13 (13)

Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана.

Определение основополагающих понятий: сцепленное наследование, закон Моргана, перекрёст (кроссинговер), хромосомная теория наследственности, аутосомы, половые хромосомы, гетеро- и гомогаметный пол, признаки, сцепленные с полом, гемофилия, дальтонизм.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности при обсуждении вопросов исследований наследования признаков у человека и этических аспектов в области медицинской генетики.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, в том числе с ис- пользованием средств ИКТ, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.


7 неделя

14 (14)

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

Решение биологических (генетических) задач с учётом сцепленного наследования и кроссинговера.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника





7 неделя

15 (15)

Закономерности изменчивости

Определение основополагающих понятий: модификационная изменчивость, модификации, норма реакции, комбинационная изменчивость, мутационная изменчивость, мутации (генные, хромосомные, геномные), делеция, дупликация, полиплоидия, мутагенные факторы, мутационная теория.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности при обсуждении закономерностей из- менчивости организмов.

Самостоятельная информационно-познава- тельная деятельность с различными источниками информации о влиянии мутагенных факторов на организмы, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиций по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Использование средств ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, связанных с изучением измен- чивости организмов.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника



8 неделя

16 (16)

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Определение основополагающих понятий: селекция, сорт, порода, штамм, биотехнология, мутагенез, клеточная инженерия, генная инженерия, гетерозис, инбридинг, биогумус, культура тканей, клонирование, синтетические организмы, трансгенные организмы, биобезопасность.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности при обсуждении проблем биотехнологии, её перспектив и этических норм.





8 неделя

17 (17)

Биотехнология

Самостоятельная информационно-познава- тельная деятельность с различными источниками информации о методах селекции и о направлениях развития биотехнологии, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника


9 неделя

18 (18)

Обобщающий урок

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Демонстрация навыков познавательной рефлексии.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиции других участников деятель- ности.

Демонстрация владения языковыми средствами. Уверенное пользование биологической терминологией в пределах изученной темы





9 неделя


ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ (16)







19 (1)

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика.

Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана.

Определение основополагающих понятий: вид, критерии вида, ареал, популяция, рождаемость, смертность, показатели структуры популяции, плотность, численность.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельно- сти при обсуждении современных представлений о виде и его популяционной структуре. Овладение методами научного познания, ис- пользуемыми при биологических исследованиях, в процессе выполнения лабораторной работы «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов».

Характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отборов, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения

энергии в экосистемах и биосфере);

объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно- научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описание особей видов по морфологическому критерию;

выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;

сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыш человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отборы, половое и бесполое размножения) и формулировка выводов на основе сравнения

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию



10 неделя

20 (2)

Виды и популяции




10 неделя

21(3)

Лабораторная работа №1 «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов»




11 неделя

22 (4)

Развитие эволюционных идей

Определение основополагающих понятий: эволюция, теория эволюции Дарвина, движущие силы эволюции (изменчивость, борь- ба за существование, естественный отбор), синтетическая теория эволюции.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности при обсуждении основных положений эволюционной теории Ч. Дарвина и положений синтетической теории эволюции.




11 неделя

23 (5)

Развитие эволюционных идей

Самостоятельная информационно-познава- тельная деятельность с различными источниками информации о развитии эволюционных идей, её критическая оценка и интерпретация. Формирование собственной позиции по от- ношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Использование средств ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, связанных с изучением лично- сти Ч. Дарвина как учёного-исследователя. Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника



12 неделя

24 (6)

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции

Определение основополагающих понятий: элементарные факторы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности при обсуждении современных представлений о движущих силах (факторах) эволюции.

Самостоятельная информационно-позна- вательная деятельность с различными источниками информации об эволюционных факторах, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Решение биологических задач на применение закона Харди—Вайнберга.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника



12 неделя

25 (7)

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции





13 неделя

26 (8)

Естественный отбор как фактор эволюции

Определение основополагающих понятий: формы естественного отбора: движущий, стабилизирующиий, дизруптивный (разры- вающий).

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности при обсуждении влияния естественного отбора на генофонд популяций.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника



13 неделя

27 (9)

Естественный отбор как фактор эволюции




14 неделя

28 (10)

Микроэволюция и макроэволюция

Определение основополагающих понятий: макроэволюция, микроэволюция, дивергенция, репродуктивная изоляция, видообразование (географическое, экологическое), конвергенция.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности при обсуждении процессов макро- и микроэволюции.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации о формах видообразования, её критическая оценка и интерпретация. Формирование собственной позиции по от- ношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника




14 неделя

29 (11)

Лабораторная работа №2 «Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания»





15 неделя

30 (12)

Направления эволюции

Определение основополагающих понятий: направления эволюции: биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности при обсуждении направлений эволюции.




15 неделя

31 (13)

Направления эволюции

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации о доказательствах эволюции, её критическая оценка и интерпретация. Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Использование средств ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, связанных с изучением основ- ных направлений эволюции.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника




16 неделя

32 (14)

Принципы классификации.

Определение основополагающих понятий: систематика, биноминальное название, систематические категории: тип, отдел, класс, отряд, порядок, семейство, род, вид.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности при обсуждении принципов классификации организмов.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника




16 неделя

33 (15)

Систематика






17 неделя

34 (16)

Обобщающий урок

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Демонстрация навыков познавательной рефлексии.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности.

Демонстрация владения языковыми средствами.

Уверенное пользование биологической терминологией в пределах изученной темы



17 неделя


ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ (16)







35 (1)

Экосистемный уровень: общая характеристика.

Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана.

Определение основополагающих понятий: среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные, лимитирующие), толерантность, закон ми- нимума, правило толерантности, адаптация. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности при обсуждении влияния экологических факторов на организмы.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации о приспособлениях





18 неделя

36 (2)

Среда обитания организмов.






18 неделя

37 (3)

Экологические факторы и их влияние на организмы. Толерантность и адаптация

организмов к действию различных экологических факторов, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника





19 неделя

38 (4)

Лабораторная работа №3 «Методы измерения факторов среды обитания»






19 неделя

39 (5)

Экологические сообщества

Определение основополагающих понятий: биотическое сообщество (биоценоз), экосистема, биогеоценоз, биотоп, искусственные (антропогенные) экосистемы: агробиоценоз, экосистема города, городской ландшафт.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников дея- тельности при сравнивании естественных и искусственных экосистем, проблем загрязне- ния атмосферы.

Самостоятельная информационно-познава- тельная деятельность с различными источниками информации об экологических со- обществах, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника





20 неделя

40 (6)

Лабораторная работа №7 «Оценка антропогенных изменений в природе»






20 неделя

41 (7)

Виды взаимоотношений организмов в экосистеме.

Определение основополагающих понятий: нейтрализм, симбиоз (мутуализм, протокооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство, паразитизм), хищничество, антибиоз (аменсализм, аллелопатия, конкуренция), территориальность, экологическая ниша, закон конкурентного исключения.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности при обсуждении типов взаимоотношений организмов в экосистемах.





21 неделя

42 (8)

Экологическая ниша

Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника





21 неделя

43 (9)

Лабораторная работа №4 «Изучение экологической ниши у разных видов растений»

Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях, в процессе выполнения лабораторной работы «Изучение экологической ниши у разных видов растений».





22 неделя

44 (10)

Видовая и пространственная структуры экосистемы

Определение основополагающих понятий: видовая структура, пространственная структура сообщества, трофическая структура, пищевая цепь, пищевая сеть, ярусность, ав- тотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты.





22 неделя

45 (11)

Лабораторная работа №5 «Описание экосистем своей местности»






23 неделя

46 (12)

Пищевые связи в экосистеме

Определение основополагающих понятий:

пищевая цепь: детритная, пастбищная; пи-

рамида: чисел, биомасс, энергии; правило

экологической пирамиды.

Продуктивное общение и взаимодействие в

процессе совместной учебной деятельности с

учётом позиций других участников деятель-

ности при обсуждении пищевых связей в

различных экосистемах.

Самостоятельная информационно-познава-

тельная деятельность с различными источниками информации об особенностях пищевых связей в различных экосистемах, её

критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Использование средств ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.

Решение биологических задач на применение экологических закономерностей (правил).

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника





23 неделя

47 (13)

Круговорот веществ

и превращение энергии в экосистеме

Определение основополагающих понятий: поток: вещества, энергии; биогенные эле- менты, макротрофные вещества, микро- трофные вещества.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности при обсуждении круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника





24 неделя

48 (14)

Экологическая сукцессия. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы

Определение основополагающих понятий: сукцессия, общее дыхание сообщества, первичная и вторичная сукцессии.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности.

Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях, в процессе выполнения лабораторной работы «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах (на при- мере аквариума)».

Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника





24 неделя

49 (15)

Лабораторная работа №6 «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах»






25 неделя

50 (16)

Обобщающий урок

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Демонстрация навыков познавательной рефлексии.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности.

Демонстрация владения языковыми средствами.

Уверенное пользование биологической терминологией в пределах изученной темы







БИСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ (18)






25 неделя

51 (1)

Биосферный уровень: общая характеристика. Биосфера — глобальная эко- система. Учение В. И. Вернадского о биосфере

Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана.

Определение основополагающих понятий: биосфера, ноосфера, живое вещество, биогенное вещество, биокосное вещество.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении структуры и границы биосферы.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации об учении В. И. Вернадского о биосфере, роли человека в изменении биосферы, её критическая оценка и интерпретация. Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

Характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отборов, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения

энергии в экосистемах и биосфере);

объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно- научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описание особей видов по морфологическому критерию;

выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;

сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыш человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отборы, половое и

бесполое размножения) и формулировка выводов на основе сравнения.

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.



26 неделя

52 (2)

Круговорот веществ в биосфере

Определение основополагающих понятий: биогеохимический цикл, закон глобального замыкания биогеохимического круговорота в биосфере.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении круговоротов веществ в биосфере.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации о биогеохимическом круговороте веществ в биосфере, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника





26 неделя

53 (3)

Круговорот веществ в биосфере




27 неделя

54 (4)

Эволюция биосферы

Определение основополагающих понятий: формация Исуа, первичный бульон, метаногенные археи.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности при обсуждении проблем эволюции биосферы и роли человека в ней.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации об эволюции био- сферы, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника



27 неделя

55 (5)

Эволюция биосферы






28 неделя

56 (6)

Происхождение жизни на Земле

Определение основополагающих понятий: креационизм, гипотеза стационарного состояния, гипотеза самопроизвольного зарождения жизни, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции, абиогенез, гипотеза РНК-мира.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении гипотез происхождения жизни на Земле.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации о происхождении жизни на Земле, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника



28 неделя

57 (7)

Происхождение жизни на Земле






29 неделя

58 (8)

Основные этапы эволюции органического мира на Земле

Определение основополагающих понятий: эон, эра, период, эпоха, катархей, архей, протерозой, фанерозой, палеозой, мезозой, кайнозой, кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь, триас, юра, мел, палеоген, неоген, антропоген, голоцен.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности при обсуждении проблем возникновения и развития жизни на Земле.

Самостоятельная информационно-познава- тельная деятельность с различными источниками информации об основных этапах эволюции органического мира на Земле, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника



29 неделя

59 (9)

Основные этапы эволюции органического мира на Земле






30 неделя

60 (10)

Эволюция человека

Определение основополагающих понятий: антропогенез, человек разумный (Homo sapiens), австралопитековые, люди (архантропы, палеоантропы, неоантропы), социальные факторы антропогенеза (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь, мышление), расы (европеоидная, монголоидная, американоидная, негроидная, австралоидная), расизм.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении расогенеза.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации об антропогенезе, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Использование средств ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, связанных с изучением вопросов эволюции человека.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол нительного материала учебника



30 неделя

61 (11)

Эволюция человека





31 неделя

62 (12)

Эволюция человека



31 неделя

63 (13)

Роль человека в биосфере

Определение основополагающих понятий: устойчивое развитие.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятель- ности при обсуждении роли человека в биосфере.

Самостоятельная информационно-познава- тельная деятельность с различными источниками информации о проблемах устойчивого развития, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях, в процессе выполнения учебно-исследовательского проекта «Оценка антропоген- ных изменений в природе».

Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения допол- нительного материала учебника



32 неделя

64 (14)

Роль человека в биосфере





32 неделя

65 (15)

Обобщающий урок

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Демонстрация навыков познавательной рефлексии.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности.

Демонстрация владения языковыми средствами.

Уверенное пользование биологической терминологией в пределах изученной темы





33 неделя

66 (16)

Повторение Главы 1 и Главы 2






33 неделя

67 (17)

Повторение Главы 3 и Главы 4






34 неделя

68 (18)

Итоговое тестирование






34 неделя