Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Форосская средняя школа имени А.С.Терлецкого»
муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым
(МБОУ «Форосская СШ»)
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель школьного МО ___________ Протокол от 25.08.2021 г. №06 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______ Л.А.Паульс 26.08. 2021г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________Т.А.Каргапольцева приказ от 27.08.2021г. № 157 | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
5-6 КЛАССЫ
2021 / 2022 учебный год
| Разработчик программы: Паульс Л.А. — учитель биологии |
Форос
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5-6 классов разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
Федеральные документы:
- Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 (с изменениями);
-Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Примерная программа воспитания, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 № 2/20).
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28.
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
- Приказ Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность
Региональные документы:
-Закон Республики Крым от 06. 07. 2015 №131-ЗРК/2015«Об образовании в Республике Крым»
Локальные документы:
- Учебный план МБОУ «Форосская СШ» на текущий учебный год;
-Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС)
МБОУ «Форосская СШ»;
- Положение о рабочей программе МБОУ «Форосская СШ», утвержденное приказом
директора N 103а от 22.06.2021г.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.В. Иванова. Биология Живые организмы 5-6 классы - М.: Просвещение, 2014. - 127с.
Согласно учебному плану МБОУ «Форосская СШ» рабочая программа рассчитана на:
5 класс - 51 часа (1,5 ч. в неделю), в т. ч. отводится на контрольные работы - 3 часа.
6 класс - 51 часа (1,5 ч. в неделю), в т. ч. отводится на контрольные работы - 3 часа.
Цели:
Формирование системы знаний о биологических объектах и процессах их жизнедеятельности, способствующей умению объяснять природные явления, логически мыслить, воспитывать биологическую грамотность, уважение и любовь ко всему живому как уникальной составляющей природы.
Задачи:
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
Формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за домашними животными и растениями, заботы о собственном здоровье;
Оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.
Планируемые образовательные результаты освоения учебного предмета «Биология» в 5-м классе
Личностные | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника |
Метапредметные | Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) |
Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника |
Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.) |
Предметные | Обучающийся научится: Выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов. Аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий. Аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий. Осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе. Раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека. Объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов; выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания. Различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов. Сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов. Использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты. Знать и аргументировать основные правила поведения в природе. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии |
Обучающийся получит возможность научиться: Находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую. Основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее. Использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, ухода за домашними животными. Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы). Осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников. Работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы |
Планируемые образовательные результаты освоения учебного предмета «Биология» в 6-м классе
Личностные | Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки; формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов; умение применять полученные знания в практической деятельности; осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; формирование и развитие уважительного отношения к окружающим; умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии с взрослыми и сверстниками; оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле |
Метапредметные | Регулятивные УУД: организовывать и планировать свою учебную деятельность: определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи и прогнозировать результаты работы; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели; работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД: работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий; проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты; сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов; определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию |
Предметные | Обучающийся научится: выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий; аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов; выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии |
Обучающийся получит возможность научиться: находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее; использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, ухода за домашними животными; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы |
Содержание учебного предмета
5-6 класс. Живые организмы
Биология как наука. Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.). Роль биологии в практической деятельности людей. Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Биологические термины, понятия, символы.
Организмы — тела живой природы Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов. Жизнедеятельность организмов. Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Организмы и среда обитания Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов
Растения. Ботаника — наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с другими науками и техникой. Общие признаки растений. Разнообразие растений. Уровни организации растительного организма. Высшие и низшие растения. Споровые и семенные растения.
Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Приспособления к различным средам обитания.
Лабораторные работы
Экологические группы наземных растений по отношению к воде
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Состав клеток растений.
Строение клеток листа
Строение животной клетки.
Строение покровной ткани.
Строение фотосинтезирующей ткани.
Строение соединительных тканей.
Строение мышечной и нервной тканей.
Экскурсии
Осенние явления в жизни растений
Весенние явления в жизни растений.
Тематическое планирование
Тематическое планирование по биологии для 5-6-го классов составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
2. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.
3. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.
4. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; 5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
6. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночеств; 7. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Тема | К-во часов | Работы |
л/р | экск. | к/р |
1 | Введение Разнообразие живых организмов. Среды обитания. | 26 | 1 | 1 | 1 |
2 | Клеточное строение живых организмов | 11 | 5 | | 1 |
3 | Ткани живых организмов. | 16 | 4 | 1 | 1 |
| | | | | |
| Итого: | 51 | 10 | 2 | 3 |
Тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Тема | К-во часов | Работы |
л/р | п/р | к/р |
1 | Органы и системы органов живых организмов. | 18 | 5 | | 1 |
2 | Строение и жизнедеятельность организмов. | 33 | 3 | 2 | 2 |
| Итого: | 51 | 8 | 2 | 3 |
Примерная программа по биологии основного общего образования рассчитана на 35 учебных недель в год. Данная рабочая программа по биологии для 5-6 классов согласно учебному плану МБОУ «Форосская СШ» рассчитана на 34 учебные недели.
Календарно - тематическое планирование
5 класс
Общее число часов – 51, в неделю – 1,5 ч.
Дата | Дата | № урока | Тема урока | Д/з |
1.Введение (5часов) |
| | 1 | Биология – наука о живых организмах. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.). | 1 |
| | 2 | Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод. | |
| | 3 | Условия жизни организмов. | 2 |
| | 4 | Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека | |
| | 5 | Экскурсия № 1 «Осенние явления в жизни растений родного края». | |
2.Разнообразие живых организмов. Среды обитания (21часов) |
| | 6 | Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. Биологические термины, понятия, символы. | |
| | 7 | Методы изучения живой природы Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация) | |
| | 8 | Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии, Вирусы. Деление царств на группы. применение двойных названий организмов. | 3-4 |
| | 9 | Среда обитания. Экологические факторы. | 5 |
| | 10 | Вода как среда жизни. Особенности среды обитания организмов. | 6 |
| | 11 | Представители сред обитания. Приспособления организмов к среде обитания. Лабораторная работа № 1 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде». | |
| | 12 | Наземно-воздушная среда жизни. Особенности среды обитания организмов. | 7 |
| | 13 | Свет в жизни растений и животных. | |
| | 14 | Представители среды обитания. Приспособления организмов к наземно-воздушной среде обитания. | |
| | 15 | Почва как среда жизни. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов | 8 |
| | 16 | Приспособления организмов к почвенной среде обитания. | |
| | 17 | Организменная среда жизни. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. | 9 |
| | 18 | Сообщество живых организмов. | 10 |
| | 19 | Роль грибов, бактерий, животных | 11 |
| | 20 | Типы взаимоотношений организмов в сообществе. | 12 |
| | 21 | Пищевые звенья, цепи и сети питания. | |
| | 22 | Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.). Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ | |
| | 23 | Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. | |
| | 24 | Ландшафты: природные и культурные | |
| | 25 | Контрольная работа по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».№1 | |
3.Клеточное строение живых организмов (11 часов) |
| | 26 | Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа № 2 | 13 |
| | 27 | Работа с лупой и микроскопом «Устройство увеличительных приборов», лабораторная работа № 3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука». | 14 |
| | 28 | Состав и строение клеток. Лабораторная работа № 4 «Состав клеток растений» | 15 |
| | 29 | Строение бактериальной клетки.Вирусы. | 16 |
| | 30 | Строение растительной клетки,. Лабораторная работа № 5 «Строение клетки листа элодеи». | 17 |
| | 31 | Строение животной и грибной клеток . | |
| | 32 | Образование новых клеток. | 18 |
| | 33 | Одноклеточные растения, животные и грибы. Лабораторная работа № 6 «Строение животной клетки». | 19 |
| | 34 | Колониальные организмы. | 20 |
| | 35 | Многоклеточные организмы. | |
| | 36 | Грибы. Лишайники. | |
| | 37 | Контрольная работа по теме «Клеточное строение живых организмов».№2 | |
4.Ткани живых организмов (14 часов) |
| | 38 | Ткани. Покровные ткани растений и животных. | 21 |
| | 39 | Строение покровной ткани листа. Лабораторная работа № 7 «Строение покровной ткани растений». | |
| | 40 | Покровные ткани животных. | |
| | 41 | Механические ткани растений. | 22 |
| | 42 | Проводящие ткани растений. | |
| | 43 | Основные ткани растений. Лабораторная работа № 8 «Строение фотосинтезирующей ткани растений». | 23 |
| | 44 | Образовательные ткани растений | |
| | 45 | Соединительные ткани животных. Лабораторная работа № 9 «Строение соединительных тканей животных». | 24 |
| | 46 | Соединительные ткани животных | |
| | 47 | Мышечная ткань животных. | 25 |
| | 48 | Нервная ткань животных. Лабораторная работа № 10 «Строение мышечных и нервной тканей животных». | |
| | 49 | Контрольная работа по теме «Ткани живых организмов».№3 | |
| | 50 | Итоговый контроль. | |
| | 51 | Экскурсия № 2 «Весенние явления в жизни растений родного края» | |
Календарно - тематическое планирование
6 класс
Общее количество часов - 51, в неделю – 1,5часа.
Дата | Дата факт | № | Тема урока | Лабораторные и практические работы, экскурсии | Дз |
1.Органы и системы органов живых организмов (18 ч.) |
| | | Организм - единое целое | | п.26 |
| | | Общие признаки растений. Разнообразие растений. Уровни организации растительного организма. Высшие и низшие растения. Споровые и семенные растения | | |
| | | Органы и системы органов растений. Побег. | | п.27 |
| | | Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек | Л/р 1. Внешнее строение побега растений. | |
| | | Строение и функции стебля | | п.28 |
| | | Строение стебля | Л/р 2. Строение стебля | |
| | | Развитие побега из почки. Ветвление побегов. Управление ростом растения. Формирование кроны. Применение знаний о росте растения в сельском хозяйстве. | | |
| | | Внешнее строение и функции листа. Простые и сложные листья. | Л/р 3. Внешнее строение листа. | п.29 |
| | | Клеточное строение листа | | п.30 |
| | | Лист — орган воздушного питания. | | |
| | | Видоизменения листьев | | |
| | | Корень — орган почвенного (минерального) питания. | | п.31 |
| | | Виды корней и типы корневых систем. | | |
| | | Зоны корня. Корневые волоски. Рост корня. | | |
| | | Почва, её плодородие. Значение обработки почвы (окучивание), внесения удобрений, прореживания проростков, полива для жизни культурных растений. | | |
| | | Видоизменения надземных побегов | | |
| | | Видоизменения подземных побегов и корней | Л/р 4. Видоизменения подземных побегов и корней | |
| | | Органы и системы органов животных Контрольная работа№1 | | п.34 |
2.Строение и жизнедеятельность организмов (33 ч.) |
| | | Движение живых организмов | | п.35 |
| | | Почвенное питание растений Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины и др.) растения | | |
| | | Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) — восходящий ток. Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды в растении. Влияние внешних условий на испарение воды. Транспорт органических веществ в растении (ситовидные трубки луба) — нисходящий ток. | | п.36 |
| | | Фотосинтез. Из истории изучения воздушного питания растений и его доказательства | | ок |
| | | Лист как орган дыхания (устьичный аппарат). Поступление в лист атмосферного воздуха. Сильная запылённость воздуха как препятствие для дыхания листьев. Стебель как орган дыхания (наличие устьиц в кожице, чечевичек). | | п.37 |
| | | Испарение воды растениями. Листопад | | п.38 |
| | | Влияние фитогормонов на рост растения. Ростовые движения растений. | | |
| | | Питание животных | | п.39 |
| | | Питание бактерий и грибов | | п.40 |
| | | Дыхание растений, бактерий и грибов | | п.41 |
| | | Дыхание и кровообращение животных | | п.42 |
| | | Транспорт веществ | | п.43 |
| | | Выделение. Обмен веществ | | п.44 |
| | | Размножение организмов. Бесполое размножение | | п.45 |
| | | Вегетативное размножение растений | П/р 1. Вегетативное размножение растений | |
| | | Вегетативное размножение культурных растений. Клоны. Сохранение признаков материнского растения | | |
| | | Цветок – орган полового размножения | | п.46 |
| | | Строение цветка | Л/р 5 Строение цветка | |
| | | Цветки и соцветия.Опыление | | п.47 |
| | | Оплодотворение у растений. | Л/р 6. Определение плодов | п.48 |
| | | Семена и плоды | | |
| | | Типы плодов. Распространение плодов и семян в природе | | |
| | | Состав и строение семян. Условия прорастания семян. | П/р 2. Способы проращивания семян | |
| | | Подготовка семян к посеву. Развитие проростков. | | |
| | | Размножение многоклеточных животных | | п.49 |
| | | Индивидуальное развитие растений | | п.50 |
| | | Развитие цветкового растения. Основные периоды развития | | |
| | | Цикл развития цветкового растения. | | |
| | | Влияние факторов внешней среды на развитие цветковых растений. Жизненные формы цветковых растений. | | |
| | | Индивидуальное развитие животных | Л/р 7 Строение яйца птицы | п.51 |
| | | Расселение и распространение живых организмов | | п.52 |
| | | Строение и жизнедеятельность организмов | Обобщающий урок | |
| | | Контрольная работа №2 | | |