СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии (ФГОС) 5-6 классы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь молодому учителю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии (ФГОС) 5-6 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Форосская средняя школа имени А.С.Терлецкого»

муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

(МБОУ «Форосская СШ»)



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Руководитель школьного МО

___________

Протокол

от 25.08.2021 г. №06


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______ Л.А.Паульс


26.08. 2021г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор


________Т.А.Каргапольцева

приказ

от 27.08.2021г. № 157





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

5-6 КЛАССЫ


2021 / 2022 учебный год









Разработчик программы:

Паульс Л.А. — учитель биологии






Форос

2021






Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 5-6 классов разработана в соответствии с требованиями следующих документов:

Федеральные документы:

- Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования (ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 (с изменениями);

-Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

- Примерная программа воспитания, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 № 2/20).

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28.

- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.

- Приказ Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность


Региональные документы:

-Закон Республики Крым от 06. 07. 2015 №131-ЗРК/2015«Об образовании в Республике Крым»

Локальные документы:

- Учебный план МБОУ «Форосская СШ» на текущий учебный год;

-Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС)

МБОУ «Форосская СШ»;

- Положение о рабочей программе МБОУ «Форосская СШ», утвержденное приказом

директора N 103а от 22.06.2021г.


Рабочая программа ориентирована на учебник: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.В. Иванова. Биология Живые организмы 5-6 классы - М.: Просвещение, 2014. - 127с.

Согласно учебному плану МБОУ «Форосская СШ» рабочая программа рассчитана на:

  • 5 класс - 51 часа (1,5 ч. в неделю), в т. ч. отводится на контрольные работы - 3 часа.

  • 6 класс - 51 часа (1,5 ч. в неделю), в т. ч. отводится на контрольные работы - 3 часа.

Цели:

Формирование системы знаний о биологических объектах и процессах их жизнедеятельности, способствующей умению объяснять природные явления, логически мыслить, воспитывать биологическую грамотность, уважение и любовь ко всему живому как уникальной составляющей природы.

Задачи:

  1. Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;

  2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;

  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. Формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за домашними животными и растениями, заботы о собственном здоровье;

  6. Оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.

Планируемые образовательные результаты освоения учебного предмета «Биология» в 5-м классе

Личностные

  1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  3. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  5. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  6. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  7. Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  6. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД:

  1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  6. Вычитывать все уровни текстовой информации.

  7. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  8. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)

Предметные

Обучающийся научится:

  1. Выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов.

  2. Аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий.

  3. Аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий.

  4. Осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе.

  5. Раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека.

  6. Объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов; выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания.

  7. Различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов.

  8. Сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

  9. Устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов.

  10. Использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты.

  11. Знать и аргументировать основные правила поведения в природе.

  12. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

  13. Описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

  14. Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. Находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

  2. Основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  3. Использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, ухода за домашними животными.

  4. Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы).

  5. Осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

  6. Создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

  7. Работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы


Планируемые образовательные результаты освоения учебного предмета «Биология» в 6-м классе

Личностные

  • Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

  • умение применять полученные знания в практической деятельности;

  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

  • определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • формирование и развитие уважительного отношения к окружающим; умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;

  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • организовывать и планировать свою учебную деятельность: определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи и прогнозировать результаты работы;

  • самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

  • работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;

  • проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

  • сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Предметные

Обучающийся научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, ухода за домашними животными;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы



Содержание учебного предмета

5-6 класс. Живые организмы

Биология как наука. Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.). Роль биологии в практической деятельности людей. Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Биологические термины, понятия, символы.

Организмы — тела живой природы Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология  — наука о клетке. Клетка  — наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов. Жизнедеятельность организмов. Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность   Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Организмы и среда обитания   Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов

Растения. Ботаника  — наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с другими науками и техникой. Общие признаки растений. Разнообразие растений. Уровни организации растительного организма. Высшие и низшие растения. Споровые и семенные растения.

Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Приспособления к различным средам обитания.

Лабораторные работы

Экологические группы наземных растений по отношению к воде

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Состав клеток растений.

Строение клеток листа

Строение животной клетки.

Строение покровной ткани.

Строение фотосинтезирующей ткани.

Строение соединительных тканей.

Строение мышечной и нервной тканей.


Экскурсии

Осенние явления в жизни растений

Весенние явления в жизни растений.




Тематическое планирование



Тематическое планирование по биологии для 5-6-го классов составлено с учетом рабочей программы воспитания.

Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

2. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

3. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

4. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; 5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

6. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночеств; 7. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.





Тематическое планирование 5 класс


п/п

Тема

К-во часов

Работы

л/р

экск.

к/р

1

Введение Разнообразие живых организмов.

Среды обитания.

26

1

1

1

2

Клеточное строение живых организмов

11

5


1

3

Ткани живых организмов.

16

4

1

1








Итого:

51

10

2

3


Тематическое планирование 6 класс

п/п

Тема

К-во часов

Работы

л/р

п/р

к/р

1

Органы и системы органов живых организмов.


18

5


1

2

Строение и жизнедеятельность организмов.

33

3

2

2


Итого:

51

8

2

3


Примерная программа по биологии основного общего образования рассчитана на 35 учебных недель в год. Данная рабочая программа по биологии для 5-6 классов согласно учебному плану МБОУ «Форосская СШ» рассчитана на 34 учебные недели.





Календарно - тематическое планирование

5 класс

Общее число часов – 51, в неделю – 1,5 ч.



Дата

Дата

урока

Тема урока

Д/з

1.Введение (5часов)



1

Биология – наука о живых организмах. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.).

1



2

Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод.




3

Условия жизни организмов.

2



4

Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека




5

Экскурсия № 1 «Осенние явления в жизни растений родного края».


2.Разнообразие живых организмов. Среды обитания (21часов)



6

Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. Биологические термины, понятия, символы.




7

Методы изучения живой природы Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация)




8

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии, Вирусы. Деление царств на группы. применение двойных названий организмов.

3-4



9

Среда обитания. Экологические факторы.

5



10

Вода как среда жизни. Особенности среды обитания организмов.

6



11

Представители сред обитания. Приспособления организмов к среде обитания. Лабораторная работа № 1 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».




12

Наземно-воздушная среда жизни. Особенности среды обитания организмов.

7



13

Свет в жизни растений и животных.




14

Представители среды обитания. Приспособления организмов к наземно-воздушной среде обитания.




15

Почва как среда жизни. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов

8



16

Приспособления организмов к почвенной среде обитания.




17

Организменная среда жизни. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания.

9



18

Сообщество живых организмов.

10



19

Роль грибов, бактерий, животных

11



20

Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

12



21

Пищевые звенья, цепи и сети питания.




22

Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.). Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ




23

Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон.




24

Ландшафты: природные и культурные




25

Контрольная работа по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».№1


3.Клеточное строение живых организмов (11 часов)



26

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа № 2

13



27

Работа с лупой и микроскопом «Устройство увеличительных приборов», лабораторная работа № 3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».

14



28

Состав и строение клеток. Лабораторная работа № 4 «Состав клеток растений»

15



29

Строение бактериальной клетки.Вирусы.

16



30

Строение растительной клетки,. Лабораторная работа № 5 «Строение клетки листа элодеи».

17



31

Строение животной и грибной клеток .




32

Образование новых клеток.

18



33

Одноклеточные растения, животные и грибы. Лабораторная работа № 6 «Строение животной клетки».

19



34

Колониальные организмы.

20



35

Многоклеточные организмы.




36

Грибы. Лишайники.




37

Контрольная работа по теме «Клеточное строение живых организмов».№2


4.Ткани живых организмов (14 часов)



38

Ткани. Покровные ткани растений и животных.

21



39

Строение покровной ткани листа. Лабораторная работа № 7 «Строение покровной ткани растений».




40

Покровные ткани животных.




41

Механические ткани растений.

22



42

Проводящие ткани растений.




43

Основные ткани растений. Лабораторная работа № 8 «Строение фотосинтезирующей ткани растений».

23



44

Образовательные ткани растений




45

Соединительные ткани животных. Лабораторная работа № 9 «Строение соединительных тканей животных».

24



46

Соединительные ткани животных




47

Мышечная ткань животных.

25



48

Нервная ткань животных. Лабораторная работа № 10 «Строение мышечных и нервной тканей животных».




49

Контрольная работа по теме «Ткани живых организмов».№3




50

Итоговый контроль.




51

Экскурсия № 2 «Весенние явления в жизни растений родного края»














Календарно - тематическое планирование

6 класс

Общее количество часов - 51, в неделю – 1,5часа.


Дата

Дата

факт

Тема урока

Лабораторные и практические работы, экскурсии

Дз

1.Органы и системы органов живых организмов (18 ч.)



Организм - единое целое


п.26



Общие признаки растений. Разнообразие растений. Уровни организации растительного организма. Высшие и низшие растения. Споровые и семенные растения





Органы и системы органов растений. Побег.


п.27



Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек

Л/р 1. Внешнее строение побега растений.




Строение и функции стебля


п.28



Строение стебля

Л/р 2. Строение стебля




Развитие побега из почки. Ветвление побегов. Управление ростом растения. Формирование кроны. Применение знаний о росте растения в сельском хозяйстве.





Внешнее строение и функции листа. Простые и сложные листья.

Л/р 3. Внешнее строение листа.

п.29



Клеточное строение листа


п.30



Лист  — орган воздушного питания.





Видоизменения листьев





Корень — орган почвенного (минерального) питания.


п.31



Виды корней и типы корневых систем.





Зоны корня. Корневые волоски. Рост корня.





Почва, её плодородие. Значение обработки почвы (окучивание), внесения удобрений, прореживания проростков, полива для жизни культурных растений.





Видоизменения надземных побегов





Видоизменения подземных побегов и корней

Л/р 4. Видоизменения подземных побегов и корней




Органы и системы органов животных

Контрольная работа№1


п.34

2.Строение и жизнедеятельность организмов (33 ч.)



Движение живых организмов


п.35



Почвенное питание растений Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины и др.) растения





Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины)  — восходящий ток. Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды в растении. Влияние внешних условий на испарение воды. Транспорт органических веществ в растении (ситовидные трубки луба)  — нисходящий ток.


п.36



Фотосинтез. Из истории изучения воздушного питания растений и его доказательства


ок



Лист как орган дыхания (устьичный аппарат). Поступление в лист атмосферного воздуха. Сильная запылённость воздуха как препятствие для дыхания листьев. Стебель как орган дыхания (наличие устьиц в кожице, чечевичек).


п.37



Испарение воды растениями. Листопад


п.38



Влияние фитогормонов на рост растения. Ростовые движения растений.





Питание животных


п.39



Питание бактерий и грибов


п.40



Дыхание растений, бактерий и грибов


п.41



Дыхание и кровообращение животных


п.42



Транспорт веществ


п.43



Выделение. Обмен веществ


п.44





Размножение организмов. Бесполое размножение


п.45



Вегетативное размножение растений

П/р 1. Вегетативное размножение растений




Вегетативное размножение культурных растений. Клоны. Сохранение признаков материнского растения





Цветок – орган полового размножения


п.46



Строение цветка

Л/р 5 Строение цветка




Цветки и соцветия.Опыление


п.47



Оплодотворение у растений.

Л/р 6. Определение плодов

п.48



Семена и плоды





Типы плодов. Распространение плодов и семян в природе





Состав и строение семян. Условия прорастания семян.

П/р 2. Способы проращивания семян




Подготовка семян к посеву. Развитие проростков.





Размножение многоклеточных животных


п.49



Индивидуальное развитие растений


п.50



Развитие цветкового растения. Основные периоды развития





Цикл развития цветкового растения.





Влияние факторов внешней среды на развитие цветковых растений. Жизненные формы цветковых растений.





Индивидуальное развитие животных

Л/р 7 Строение яйца птицы

п.51



Расселение и распространение живых организмов


п.52



Строение и жизнедеятельность организмов

Обобщающий урок




Контрольная работа №2