№ п\п | Тема урока | Содержание | Дата проведения |
План | Корректир. |
| Тема: «Введение. Основные сведения о животном мире» ( 2 час) | |
1 | История изучения животных. Методы изучения животных. Систематика животных. Правила ОТ и ТБ в кабинете и на уроках биологии. | Зоология – наука о животных. Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных. | 01.09 | |
2 | Наука зоология и ее структура. Сходства и различия животных и растений. | Черты сходства и различия животных и растений. | 06.09 | |
| Тема : « Простейшие» ( 2 часа) |
3 | Простейшие. Общая характеристика и систематические группы простейших. Л\р № 1 «Знакомство с многообразием водных простейших» | Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. образование цисты | 08.09 | |
4 | Жгутиконосцы. Инфузории. Роль простейших в природе и жизни человека. | Многообразие, среда и места обитанияпростейших. Образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека | 13.09 | |
| Тема : «Многообразие беспозвоночных животных» ( 18 часов) | |
5 | Тип Губки .Многообразие, строение, роль в природе и жизни человека. | Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | 15.09 | |
6 | Тип Кишечнополостные. Многообразие: гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы. | Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | 20.09 | |
7 | Повторение и обобщение знаний по темам: « Простейшие, губки и кишечнополостные» | Особенности строения и жизнедеятельности, значение простейших, губок и кишечнополостных | 22.09 | |
8 | Тип Плоские черви. .Многообразие, строение, роль в природе и жизни человека | Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. Признаки типа: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). Кожно-мышечный мешок; гермафродит; хозяин промежуточный; хозяин окончательный хозяин | 27.09 | |
9 | Тип Круглые черви. Многообразие, строение, роль в природе и жизни человека Л\р № 2 « Знакомство с многообразием круглых червей» | Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Системы: пищеварительная, выделительная, половая, мускулатура.Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека | 29.09 | |
10 | Т Тип Кольчатые черви или Кольчецы. Класс По Многощетинковые. Многообразие, строение, зн р роль в природе и жизни человека | Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. «вторичная полость тела», «параподия», «замкну‑ тая кровеносная система», полихеты», «щетинки», «окологлоточное кольцо», «брюшная нервная цепочка», «забота о потомстве». | 04.10 | |
12 | Повторительно-обобщающий урок по теме: « Черви.» | Особенности строения, жизнедеятельности и значение плоских, круглых и кольчатых червей, | 06.10 | |
13 | Тип моллюски. Многообразие, строение, роль в природе и жизни человека | Общая характеристика. Особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины. Мантийная полость, легкое, терка. Значение в природе и жизни человека | 11.10 | |
14 | Классы моллюсков Л\р № 3 « Особенности строения и жизни моллюсков» | Классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Реактивное движение, чернильный мешок. . | 13.10 | |
15 | Тип Иглокожие. .Многообразие, строение, роль в природе и жизни человека | Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры. Водно-сосудистая система, известковый скелет. | 18.10 | |
16 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие, строение, роль в природе и жизни человека Лабораторная работа №4. «Знакомство с разнообразием ракообразных» | Общая характеристика. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Системы внутренних органов: дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. | 20.10 | |
17 | Класс Паукообразные. Многообразие, строение, роль в природе и жизни человека | Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | 25.10 | |
18 | Класс Насекомые. Многообразие, строение, значение в природе и жизни человека | Общая характеристика. Особенности внешнего строения: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий. | 27.10 | |
19 | Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки | Знания о типах развития насекомых Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки | 08.11 | |
20 | Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Знания о строении и образе жизни Вредители растений и переносчики заболеваний. | 10.11 | |
21 | Отряды насекомых: Чешуекрылые (Бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи | Отряды насекомых: Чешуекрылые (Бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи | 15.11 | |
22 | Отряд Перепончатокрылые Л\р № 5 « Изучение представителей отрядов насекомых» | Отряд Перепончатокрылые. Общественные насекомые. Мед и другие продукты пчеловодства.. | 17.11 | |
23 | Повторительно-обобщающий урок по теме: « Членистоногие» | | 22.17 | |
| Тема : « Тип Хордовые»( 17 часов) | |
24 | Тип Хордовые Подтипы: Бесчерепные и Черепные | Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика. Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная | 24.11 | |
25 | Класс Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности. Лабораторная работа №6 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб» | Общая характеристика. Особенности внешнего строения. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. Хрящевые рыбы, костные рыбы, чешуя, плавательный пузырь, боковая линия | 29.11 | |
26 | Подкласс Хрящевые рыбы. Многообразие, строение, роль в природе и жизни человека | Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные | 01.12 | |
27 | Подкласс Костные рыбы. Многообразие, строение, роль в природе и жизни человека | Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. | 06.12 | |
28 | Класс Земноводные. Многообразие, строение, роль в природе и жизни человека | Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые | 08.12 | |
29 | Класс Пресмыкающиеся, Отряд Чешуйчатые. Многообразие, строение, роль в природе и жизни человека | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Отряд Чешуйчатые | 13.12 | |
30 | Отряды Черепахи и Крокодилы. Многообразие, строение, роль в природе и жизни человека | Отряды Черепахи и Крокодилы. | 15.12 | |
31 | Полугодовая контрольная работа по линии администрации школы | | 20.12 | |
32 | Класс Птицы. Общая характеристика класса Отряд Пингвины. Лабораторная работа №7. «Изучение внешнего строения птиц» | Общая характеристика. Приспособленность к полету. Гнездовые птицы, выводковые птицы, инкубация. Отряд Пингвины | 22.12 | |
33 | Отряды: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные | Особенности строения и приспособленность к среде обитания птиц различных отрядов | 27.12 | |
34 | Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные | Особенности строения и приспособленность к среде обитания птиц различных отрядов | 12.01 | |
35 | Отряды: Воробьинообразные, Голенастые (Аистообразные). | Особенности строения и приспособленность к среде обитания птиц различных отрядов, | 17.01 | |
36 | Повторительно-обобщающий урок по теме: « Птицы» | | 19.01 | |
37 | Класс Млекопитающие. Подклассы Однопроходные, и Сумчатые, Плацентарные. Отряды Насекомоядные, Рукокрылые. | Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | 24.01 | |
38 | Отряды: Грызуны, Зайцеобразные. | Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | 26.01 | |
39 | Отряды: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные | Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | 31.01 | |
40 | Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы. | Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | 02.02 | |
41 | Повторительно-обобщающий урок по теме: « Млекопитающие» | | 07.02 | |
| Тема : «Строение и индивидуальное развитие организмов»( 17 часов) | |
42 | Покровы тела. Лабораторная работа №8« Изучение особенностей различных покровов тела» | Развитие покровов тела у животных. Функции. Приспособления к условиям жизни. Строение кожи млекопитающих. Плоский эпителий, эпидермис, собственно кожа, кутикула | 09.02 | |
43 | Опорно-двигательная система | Функции. приспособления к условиям жизни. Типы скелетов: внешний, внутренний. Строение скелетов позвоночных животных. Наружный скелет, внутренний скелет, хорда, позвоночник, грудная клетка, грудина, киль, пояса передних конечностей | 14.02 | |
44 | Способы передвижения. Полости тела | Основные способы передвижения. Движения: амебоидное, за счет биения жгутиков и ресничек, с помощью мышц. Полости тела: первичная, вторичная, смешанная | 16.02 | |
45 | Органы дыхания и газообмен | Дыхание. Пути поступления кислорода. Приспособления к условиям жизни. Диффузия, газообмен, жабры, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки. | 21.02 | |
46 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Покровы, скелет, способы передвижения, дыхание» | | 27.02 | |
47 | Органы пищеварения. Питание. Строение пищеварительной системы. | Питание. Строение пищеварительной системы млекопитающих | 02.03 | |
48 | Обмен веществ | Обмен веществ, превращение энергии, ферменты. | 07.03 | |
49 | Органы кровообращения. Строение и работа органов кровообращения. Сердце и сосуды. | Транспортировка веществ. Сердце, капилляры, артерии, вены, кровеносная система, круги кровообращения, аорта, фагоцитоз, плазма. | 09.03 | |
50 | Кровь. Строение и функции крови. | Форменные элементы крови, лейкоциты, эритроциты, тромбоциты, гемоглобин, кровь артериальная и венозная. | 14.03 | |
51 | Органы выделения. Строение и функции органов выделения. | Строение органов выделения млекопитающих. Канальцы, почка, мочеточники, мочевой пузырь, моча | 16.03 | |
52 | Повторительно-обобщающий урок по темам: « Пищеварение. выделение, обмен веществ, кровь и кровообращение» | | 21.03 | |
53 | Нервная система. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. | Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности. Строение нервной системы млекопитающих. Раздражимость, нервная ткань, нервный узел, нервная цепочка, нервное кольцо, нервы, головной мозг, спинной мозг | 23.03 | |
54 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма | Постой глазок, сложный фасеточный глаз, монокулярное зрение, бинокулярное зрение. Механизм регуляции. Нервная регуляция, жидкостная регуляция | 04.04 | |
55 | Продление рода. Органы размножения. | Размножение. Бесполое и половое размножение у животных. Органы размножения. Яичники, яйцеводы, матка, семенники, семяпроводы, плацента. Раздельнополые животные. Гермафродиты | 06.04 | |
56 | Повторительно-обобщающий урок «Эволюция строения и функций органов чувств, нервной системы и органов размножения и их систем» | Сравнивают животных изучаемых классов между собой. Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни | 11.04 | |
57 | Способы размножения животных. Оплодотворение | Способы бесполого размножения: деление, почкование. Способы полового размножения: оплодотворение (внешнее, внутреннее). | 13.04 | |
58 | Развитие животных с превращением и без превращения | Типы развития. Стадии развития с превращением и без превращения | 18.04 | |
59 | Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторная работа № 9 «Определение возраста животных» | Эмбриональный период. Формирование и рост организма. Половая зрелость и старость | 20.04 | |
| Тема : « Эволюция» ( 3 часа) | |
60 | Доказательства эволюции животных | Понятие об эволюции. Доказательства эволюции. Филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, атавизм | 25.04 | |
61 | Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира | Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор | 27.04 | |
62 | Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции | Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточности, систем органов. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу. Дивергенция, разновидность, видообразование | 04.05 | |
| Тема: « Биогеоценозы» ( 3 часа) | |
63 | Контрольная работа( промежуточная аттестация) | | 11.05 | |
64 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных Естественные и искусственные биогеоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. | Ареал, виды: эндемик, космополит, реликт; миграция Примеры биоценозов. Биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты. Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная. Условия в различных средах. Биотические, абиотические и антропогенные факторы и их влияние на биоценоз. | 16.05 | |
65 | Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязи компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | Примеры цепей питания. Взаимосвязь компонентов в биоценозе. Пищевые связи. Пищевая пирамида, энергетическая пирамида. | 19.05 | |
| Тема : « Животный мир и хозяйственная деятельность человека» ( 3 часа) | |
66 | Воздействие человека и его деятельности на животных. | Воздействие человека и его деятельности на животных и среду их обитания. Промысл. | 23.05 | |
67 | Одомашнивание животных. Сельскохозяйственные и домашние животные. | Одомашнивание Разведение, основы содержания и селекции с/х животных. | 26.05 | |
68 | Законы об охране животного мира. Система мониторинга Охрана редких и исчезающих видов животных и рациональное использование животного мира | Законы об охране животного мира: федеральные и региональные. Мониторинг. Заповедники, заказники, природные парки, памятники природы. Красная книга. Рациональное использование животных | 30.05 | |