№ урока | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся ( личностные, метапредметные, предметные) | Домашнее задание | Лаборатор. и практич. работы Региональный компонент | Дата проведения |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 8 часов + 1 час резервного времени |
1 | Введение. Что такое живой организм. | 1 | Базовые понятия: биология, живой организм, признаки живого. | Предметные: научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых, уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни. Метапредметные: применять приемы работы с информацией, поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные : проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | П. 1, с. 6-10. Вопросы и задания с. 11; Рабочая тетрадь №1-7 | Закладка эксперимента «Развитие растений из семян фасоли». | |
2 | Наука о живой природе. | 1 | Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. | П – понимание что биология – наука о живых организмах, интерес к изучению биологических наук и их объектов. Мета – поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, сравнение и сопоставление, классификация объектов по предложенным критериям. Л – развитие познавательных интересов, умения работать с различными источниками информации. | П. 2, с.12-15; узнать об одной из биологических наук больше, чем сказано в учебнике, записать кратко 3-5 предложений в тетрадь о ней. |
| |
3. | Методы изучения природы. | 1 | Наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований. проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. | П – создать условия для развития у учащихся интереса к использованию приобретенных знаний. Мета – понимание сути методов изучения природы, использование для решения поставленных задач различных источников информации, владение умениями совместной деятельности. Л – развитие умений ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно. | П. 3, с. 17-21; вопросы и задания с. 22; Рабочая тетрадь №15-19 | Практическая работа №1 «Развитие растений из семян фасоли». | |
4. | Увеличительные приборы. | 1 | Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. | П – создать условия для развития у учащихся интереса к использованию приобретенных знаний. Мета – умение работать в группе, формулирование цели, поиск и анализ информации, оценка своих учебных достижений, успехов одноклассников. Л – развитие умений ставить учебные задачи и решать их. | П. 4, с. 23-25; вопросы и задания с. 26 | Лабораторная работа №1 «Устройство ручной лупы и светового микроскопа» | |
5 | Живые клетки. | 1 | Клетка, органоиды, оболочка, ядро, цитоплазма | П – познакомятся со строением клетки, научатся называть органоиды клетки, узнавать на таблицах основные органоиды клетки. Мета – владеть приемами исследовательской деятельности, подводить итоги работы, формулировать выводы. Л – стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образование | П. 5, с. 27-31; Рабочая тетрадь №26, 27, 29 | Лабораторная работа №2 « Строение клеток кожицы чешуи лука» | |
6 | Химический состав клетки. | 1 | Неорганические вещества, органические вещества, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты | П – научатся называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки, объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке. Мета – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, демонстрируют стремление к здоровому образу жизни. необходимость | П. 6, С. 33-37; Рабочая тетрадь №35,37 | | |
7 | Вещества и явления в окружающем мире. | 1 | Тела, вещества, смеси, химические элементы, физические явления, химические явления, простые и сложные вещества | П – научатся наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях, называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы. Мета – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации Л – проявляют любознательность ,интерес к изучаемому, осуществляют нравственно- эстетическое оценивание содержания.. | П. 7, С. 39-46; составить кроссворд с ключевым словом «Клетка»;подготовить сообщение на тему «Великие естествоиспытатели» | | |
8 | Великие естествоиспытатели. | 1 | Естественные науки, персоналии естествоиспытателей | П – научатся называть ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. Мета – применять приемы работы с информацией, планировать учебные сотрудничества с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка. Л - проявляют любознательность ,интерес к изучаемому, осуществляют нравственно- эстетическое оценивание содержания. | С. 47-48; с. 6-46 (повторить) | | |
9 | Обобщающее повторение по разделу «Живой организм» | 1 | См уроки 1-8 | П – научатся применять полученные знания в практической работе. Мета – устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности. Л – правильно идентифицируют себя с позиции школьника, проявляют интеллектуальные и творческие способности | Повторение основных понятий темы | | |
Раздел 2. Многообразие живых организмов. 14 часов + 1 час резервного времени |
10 | Как развивалась жизнь на Земле. | 1 | Этапы развития Земли, трилобиты, стегоцефалы, период, динозавр. | П – научатся выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов. Мета – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы Л- имеют адекватную позитивную самооценку, чувства самоуважения и самопринятия, понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении | П. 9, С. 52-55; Составить рассказ об одном из животных прошлого, используя разные источники информации (на 1 минуту) | | |
11 | Разнообразие живого. | 1 | Систематика, классификация, царство природы, вид. | П – научиться называть основные признаки представителей царств живой природы, признаки живых организмов, среды обитания различных живых существ. Мета – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос Л- проявляют любознательность ,интерес к изучаемому, осуществляют нравственно- эстетическое оценивание содержания.. | П. 10, с.57-59; Рабочая тетрадь №57-59 | | |
12 | Бактерии. | 1 | Существенные признаки представителей царства бактерий, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | П- научатся различать изученные объекты в природе. Мета – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос Л – понимают социальную роль и нравственную позицию ученика. | П. 11, С. 60-62; рабочая тетрадь №60-66 | | |
13 | Грибы. | 1 | Существенные признаки представителей царства грибы , их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | П – научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах. Мета –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л – имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика. | П.12, с. 64-66 Найти пословицы, поговорки, стихи, загадки о грибах. | | |
14 | Растения. Водоросли. | 1 | Существенные признаки представителей царства растений, водорослей. их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | П – научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах. Мета – –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л – проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-эстетическое оценивание изучаемого материала. | П. 13, с. 68-71; рабочая тетрадь №86-88 | | |
15 | Мхи. | 1 | Существенные признаки представителей мхов. их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | П - – научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах. Мета - –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л – имеют адекватную позитивную самооценку. | П. 14, с. 73-75; вопросы и задания: письменно выполнить зад. №9 в тетради | | |
16 | Папоротники. | 1 | Существенные признаки представителей папоротников, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | П - – научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах. Мета - –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л – имеют адекватную позитивную самооценку. | П. 15, с. 76-78; рабочая тетрадь № 100 | | |
17 | Голосеменные растения. | 1 | Голосеменные растения. Существенные признаки представителей голосеменных , их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | П –– научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах. Мета–– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л – проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | П. 16, с. 79-82; вопросы и задания с. 82: письменно выполните зад. №6 в тетради | | |
18 | Покрытосеменные (цветковые) растения. | 1 | Семя, цветок, покрытосеменные растения. | П- научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах, объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека. Мета - –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | П. 17, С. 83-87; рабочая тетрадь № 114-118 | | |
19 | Значение растений в природе и жизни человека. | 1 | Роль растений в природе и жизни человека. Культурные растения, дикорастущие растения, пищевые растения, кормовые растения, технические, декоративные. | П - научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах, объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека. Мета - –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | П. 18, с. 88-90; устно ответить на вопросы на стр. 90. | | |
20 | Животные. Простейшие. | 1 | Существенные признаки представителей царства Животные, характеристика их строения, особенностей жизнедеятельности, мест обитания, их роли в природе и жизни человека. | П – научатся объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека Мета - –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | П.19, с. 91-93; рабочая тетрадь №133,135 | | |
21 | Беспозвоночные. | 1 | Существенные признаки представителей царства Животные, характеристика их строения, особенностей жизнедеятельности, мест обитания, их роли в природе и жизни человека. | П – научатся объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека Мета - –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | П.20, с. 94-96; подготовить рассказ об одной из групп беспозвоночных, используя дополнительные источники знаний. | | |
22 | Позвоночные | 1 | Существенные признаки представителей царства Животные, характеристика их строения, особенностей жизнедеятельности, мест обитания, их роли в природе и жизни человека. | П – научатся определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы, устанавливать черты сходства и различия. Мета – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | П. 21, с. 97-99; рабочая тетрадь №147, 148,150, 153 | | |
23 | Значение животных в природе и жизни человека. | 1 | Роль животных в природе и жизни человека. | П – научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах, устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания Мета –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л – осознают необходимость ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | Ознакомиться с выводами на с. 102 учебника; повторить раздел1-2 с.6 -101 | | |
24 | Контрольный срез №1 | 1 | Царство природы, бактерии, грибы, растения, животные | П – применять полученные знания в самостоятельной работе. Мета – устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности. Л – осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности. | | | |
Раздел 3. Среда обитания живых организмов 6 часов |
25 | Три среды обитания живых организмов. | 1 | Наземная, водная , почвенная среда. | П- научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей, сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах обитания. Мета- –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | П. 23, с. 104-107; рабочая тетрадь № 163, 164, 166,169 | | |
26 | Жизнь на разных материках. | 1 | Материки. | П- научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей, сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах обитания. Мета- –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | П. 24, с. 109-113; рабочая тетрадь № 174, 175 | | |
27 | Природные зоны Земли. | 1 | Природная зона, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, влажный лес. | П –- научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей, сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах обитания. Мета- –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | П. 25, с. 115-119; рабочая тетрадь №180, 181, 183 | | |
28 | Жизнь в морях и океанах. | 1 | Сообщество поверхности воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. | П- научатся называть сообщества морей и океанов, приспособления у живых организмов для выживания, узнавать наиболее распространенные растения, животные своей местности. Мета – соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | П. 26, с.121-124; рабочая тетрадь 185-189. | Практическая работа №2 Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием .различных источников информации. | |
29 | Что мы узнали о живой природе. Жизнь на земле | 1 | См уроки 25 - 28 | П – научатся сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах, выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям. Мета- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | Повторить раздел 3, с. 104-124 | Практическая работа №3. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. | |
30 | Обобщающее повторение по разделу «Среда обитания живых организмов». | 1 | Среды жизни, их условия и особенности. | П – применять полученные знания в самостоятельной работе. Мета – устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности. Л – осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности. | | | |
Раздел 4. Человек на земле. 5 часов |
31 | Как человек появился на Земле. | 1 | Антропогенез, предки человека, эволюция, дриопитеки, австралопитеки. | П- научиться называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни, объяснить причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу. Мета- использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности. | П. 27, с. 128-133; рабочая тетрадь №193-194 | Практическая работа №4 Измерение своего роста и массы тела. | |
32 | Как человек изменил землю. | 1 | Красная книга, радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект | П- научатся называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человеком, соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Мета- использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности. | П.28, Сс. 135-138 Доклады о глобальных проблемах человечества | | |
33 | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? | 1 | Красная книга, радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект | П- научатся называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человеком, соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Мета-- использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л- осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности. | П 29,30 с. 140-145 | | |
34 | Здоровье человека и безопасность жизни. | 1 | Вредные привычки, здоровый образ жизни, ядовитые растения, ядовитые животные | П- научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, демонстрировать простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях и др. Мета- использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество. Л - осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности. | П. 31, с. 146-151; подготовиться к контрольному срезу с. 104- | Лабораторная работа № 3. Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи. | |
35 | Контрольный срез № 2 | 1 | См . материал предыдущих уроков темы | П- научатся применять полученные знания в самостоятельной работе Мета- устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности Л- проявляют интеллектуальные и творческие способности, понимают необходимость учения. | Решение тестов | | |