СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса по УМК Н. И. Сонина, линейный курс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса по УМК Н. И. Сонина, линейный курс»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5 класс

№ урока

Тема урока

Количество

часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

( личностные, метапредметные, предметные)


Домашнее задание

Лаборатор. и практич. работы

Региональный компонент

Дата проведения



Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 8 часов + 1 час резервного времени


1

Введение. Что такое живой организм.

1

Базовые понятия: биология, живой организм, признаки живого.

Предметные: научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых, уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

Метапредметные: применять приемы работы с информацией, поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные : проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.


П. 1,

с. 6-10.

Вопросы и задания с. 11; Рабочая тетрадь №1-7

Закладка эксперимента «Развитие растений из семян фасоли».


2

Наука о живой природе.

1

Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук.

П – понимание что биология – наука о живых организмах, интерес к изучению биологических наук и их объектов.

Мета – поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, сравнение и сопоставление, классификация объектов по предложенным критериям.

Л – развитие познавательных интересов, умения работать с различными источниками информации.


П. 2,

с.12-15; узнать об одной из биологических наук больше, чем сказано в учебнике, записать кратко 3-5 предложений в тетрадь о ней.






3.

Методы изучения природы.


1

Наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований. проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

П – создать условия для развития у учащихся интереса к использованию приобретенных знаний.

Мета – понимание сути методов изучения природы, использование для решения поставленных задач различных источников информации, владение умениями совместной деятельности.

Л – развитие умений ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.

П. 3, с. 17-21; вопросы и задания с. 22;

Рабочая тетрадь №15-19

Практическая работа №1 «Развитие растений из семян фасоли».


4.

Увеличительные приборы.


1

Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп.

П – создать условия для развития у учащихся интереса к использованию приобретенных знаний.

Мета – умение работать в группе, формулирование цели, поиск и анализ информации, оценка своих учебных достижений, успехов одноклассников.

Л – развитие умений ставить учебные задачи и решать их.

П. 4, с. 23-25; вопросы и задания с. 26

Лабораторная работа №1 «Устройство ручной лупы и светового микроскопа»


5

Живые клетки.


1

Клетка, органоиды, оболочка, ядро, цитоплазма

П – познакомятся со строением клетки, научатся называть органоиды клетки, узнавать на таблицах основные органоиды клетки.

Мета – владеть приемами исследовательской деятельности, подводить итоги работы, формулировать выводы.

Л – стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образование

П. 5,

с. 27-31; Рабочая тетрадь №26, 27, 29

Лабораторная работа №2

« Строение клеток кожицы чешуи лука»


6

Химический состав клетки.

1

Неорганические вещества, органические вещества, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты

П – научатся называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки, объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.

Мета – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, демонстрируют стремление к здоровому образу жизни. необходимость

П. 6,

С. 33-37;

Рабочая тетрадь №35,37



7

Вещества и явления в окружающем мире.

1

Тела, вещества, смеси, химические элементы, физические явления, химические явления, простые и сложные вещества

П – научатся наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях, называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы.

Мета – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации

Л – проявляют любознательность ,интерес к изучаемому, осуществляют нравственно- эстетическое оценивание содержания..

П. 7,

С. 39-46;

составить кроссворд с ключевым словом «Клетка»;подготовить сообщение на тему «Великие естествоиспытатели»



8

Великие естествоиспытатели.

1

Естественные науки, персоналии естествоиспытателей

П – научатся называть ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Мета – применять приемы работы с информацией, планировать учебные сотрудничества с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

Л - проявляют любознательность ,интерес к изучаемому, осуществляют нравственно- эстетическое оценивание содержания.


С. 47-48;

с. 6-46

(повторить)




9

Обобщающее повторение по разделу «Живой организм»


1

См уроки 1-8

П – научатся применять полученные знания в практической работе.

Мета – устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.

Л – правильно идентифицируют себя с позиции школьника, проявляют интеллектуальные и творческие способности


Повторение основных понятий темы





Раздел 2. Многообразие живых организмов. 14 часов + 1 час резервного времени


10

Как развивалась жизнь на Земле.

1

Этапы развития Земли, трилобиты, стегоцефалы, период, динозавр.

П – научатся выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов.

Мета – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы

Л- имеют адекватную позитивную самооценку, чувства самоуважения и самопринятия, понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении

П. 9,

С. 52-55;

Составить рассказ об одном из животных прошлого, используя разные источники информации (на 1 минуту)




11

Разнообразие живого.

1

Систематика, классификация, царство природы, вид.

П – научиться называть основные признаки представителей царств живой природы, признаки живых организмов, среды обитания различных живых существ.

Мета – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос

Л- проявляют любознательность ,интерес к изучаемому, осуществляют нравственно- эстетическое оценивание содержания..

П. 10,

с.57-59;

Рабочая тетрадь №57-59



12

Бактерии.

1

Существенные признаки представителей царства бактерий, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

П- научатся различать изученные объекты в природе.

Мета – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос

Л – понимают социальную роль и нравственную позицию ученика.


П. 11,

С. 60-62;

рабочая тетрадь №60-66



13

Грибы.

1

Существенные признаки представителей царства грибы , их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

П – научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Мета –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л – имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика.

П.12,

с. 64-66

Найти пословицы, поговорки, стихи, загадки о грибах.




14

Растения. Водоросли.

1

Существенные признаки представителей царства растений, водорослей. их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

П – научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Мета – –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л – проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-эстетическое оценивание изучаемого материала.


П. 13,

с. 68-71;

рабочая тетрадь №86-88



15

Мхи.

1

Существенные признаки представителей мхов. их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

П - – научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Мета - –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л – имеют адекватную позитивную самооценку.

П. 14,

с. 73-75;

вопросы и задания:

письменно выполнить зад. №9 в тетради



16

Папоротники.

1

Существенные признаки представителей папоротников, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

П - – научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Мета - –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л – имеют адекватную позитивную самооценку.

П. 15,

с. 76-78;

рабочая тетрадь № 100



17

Голосеменные растения.

1

Голосеменные растения. Существенные признаки представителей голосеменных , их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

П –– научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Мета–– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л – проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

П. 16,

с. 79-82;

вопросы и задания с. 82: письменно выполните зад. №6 в тетради



18

Покрытосеменные (цветковые) растения.

1

Семя, цветок, покрытосеменные растения.

П- научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах, объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

Мета - –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.


П. 17,

С. 83-87;

рабочая тетрадь

№ 114-118



19

Значение растений в природе и жизни человека.

1

Роль растений в природе и жизни человека. Культурные растения, дикорастущие растения, пищевые растения, кормовые растения, технические, декоративные.

П - научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах, объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

Мета - –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.


П. 18,

с. 88-90;

устно ответить на вопросы на стр. 90.



20

Животные. Простейшие.

1

Существенные признаки представителей царства Животные, характеристика их строения, особенностей жизнедеятельности, мест обитания, их роли в природе и жизни человека.

П – научатся объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека

Мета - –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.


П.19,

с. 91-93;

рабочая тетрадь

№133,135



21

Беспозвоночные.

1

Существенные признаки представителей царства Животные, характеристика их строения, особенностей жизнедеятельности, мест обитания, их роли в природе и жизни человека.

П – научатся объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека

Мета - –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.


П.20,

с. 94-96;

подготовить рассказ об одной из групп беспозвоночных, используя дополнительные источники знаний.



22

Позвоночные

1

Существенные признаки представителей царства Животные, характеристика их строения, особенностей жизнедеятельности, мест обитания, их роли в природе и жизни человека.

П – научатся определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы, устанавливать черты сходства и различия.

Мета – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.


П. 21,

с. 97-99;

рабочая тетрадь

№147, 148,150, 153



23

Значение животных в природе и жизни человека.

1

Роль животных в природе и жизни человека.

П – научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах, устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания

Мета –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л – осознают необходимость ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Ознакомиться с выводами на

с. 102 учебника;

повторить раздел1-2

с.6 -101



24

Контрольный срез №1


1

Царство природы, бактерии, грибы, растения, животные

П – применять полученные знания в самостоятельной работе.

Мета – устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.

Л – осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности.






Раздел 3. Среда обитания живых организмов 6 часов


25

Три среды обитания живых организмов.

1

Наземная, водная , почвенная среда.

П- научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей, сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах обитания.

Мета- –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

П. 23,

с. 104-107;

рабочая тетрадь

№ 163, 164, 166,169



26

Жизнь на разных материках.

1

Материки.

П- научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей, сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах обитания.

Мета- –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

П. 24,

с. 109-113;

рабочая тетрадь № 174,

175



27

Природные зоны Земли.

1

Природная зона, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, влажный лес.

П –- научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей, сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах обитания.

Мета- –– использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.


П. 25,

с. 115-119;

рабочая тетрадь №180, 181, 183



28

Жизнь в морях и океанах.


1

Сообщество поверхности воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

П- научатся называть сообщества морей и океанов, приспособления у живых организмов для выживания, узнавать наиболее распространенные растения, животные своей местности.

Мета – соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.


П. 26,

с.121-124;

рабочая тетрадь 185-189.

Практическая работа №2 Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием .различных источников информации.


29

Что мы узнали о живой природе. Жизнь на земле


1

См уроки 25 - 28

П – научатся сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах, выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям.

Мета- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Л- осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.


Повторить раздел 3,

с. 104-124

Практическая работа №3. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.


30

Обобщающее повторение по разделу «Среда обитания живых организмов».

1

Среды жизни, их условия и особенности.

П – применять полученные знания в самостоятельной работе.

Мета – устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.

Л – осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности.






Раздел 4. Человек на земле. 5 часов


31

Как человек появился на Земле.

1

Антропогенез, предки человека, эволюция, дриопитеки, австралопитеки.

П- научиться называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни, объяснить причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу.

Мета- использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности.

П. 27,

с. 128-133;

рабочая тетрадь №193-194

Практическая работа №4 Измерение своего роста и массы тела.


32

Как человек изменил землю.

1

Красная книга, радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект

П- научатся называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человеком, соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

Мета- использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности.

П.28,

Сс. 135-138

Доклады о глобальных проблемах человечества



33

Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?

1

Красная книга, радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект

П- научатся называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человеком, соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

Мета-- использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л- осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности.

П 29,30

с. 140-145



34

Здоровье человека и безопасность жизни.

1

Вредные привычки, здоровый образ жизни, ядовитые растения, ядовитые животные

П- научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, демонстрировать простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях и др.

Мета- использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, , систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы, отвечать на поставленный вопрос, планировать учебное сотрудничество.

Л - осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной деятельности.

П. 31,

с. 146-151;

подготовиться к контрольному срезу с. 104-

Лабораторная работа № 3. Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи.


35

Контрольный срез

2

1

См . материал предыдущих уроков темы

П- научатся применять полученные знания в самостоятельной работе

Мета- устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности

Л- проявляют интеллектуальные и творческие способности, понимают необходимость учения.

Решение тестов