СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс составлено к учебнику Сапин М,Р., Сонин Н.И. Биология. Человек 9 класс. Линейный курс М. : Дрофа - любое издание. Содержание курса направлено на изучение и ситематизацию знаний обучающихся "Человек и его здоровье". Изучение предмета поможет учащимся выбравшим биологию для поступления на факультеты требующие знания биологии.
Календарно-тематическое планирование
по биологии
9 класс
Учитель: Перевезенцева Римма Александровна
с. Шарапово 2019 г.
Календарно- тематическое планирование по биологии 9 класс
№п/п | №п/п | Дата запл. | Дата факти ческая | Тема урока | Основные понятия | Универсальные учебные действия | |||||||||
| | | | | | познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||||||
| | | | Раздел 1. Введение (9 часов) Тема 1.1. Место человека в системе органического мира (2 ч) | | | |||||||||
1 | 1.1 | | | 1. Место человека в системе органического мира | Тип хордовых, сходство человека с млекопитающими | умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради. | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. | умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп | уважительное отношение к учителю и одноклассникам, принятие ответственности за результаты своих действий | ||||||
2 | 2.2 | | | 2. Черты сходства человека и животных | Рудименты, атавизмы | умение воспроизводить информацию по памяти, строить речевые высказывания в устной и письменной форме | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков оценки и самоанализа | умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Познавательный интерес к биологии. Представление о человеке как части живой природы. Понимание | ||||||
| | | | Тема 1. 2 Происхождение человека (2 ч) | | | | ||||||||
3 | 3.1 | | | 1. Эволюция человека | Антропология. Дриопитеки. Австралопитеки. Человек умелый. Древнейшие люди (архан- тропы), человек прямоходящий. Древние люди (палеоантропы), неандертальцы. Современные люди (неоантропы), кроманьонцы | умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. | умение организовать выполнение заданий по готовому плану, самостоятельно оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности. | умение слушать и отвечать на вопросы | Познавательный интерес к биологии. Понимание значения прямохождения и развития руки как органа труда для эволюции человека. Представление о способности к мышлению, труду и использованию членораздельной речи как важных условиях формирования человека современного типа | ||||||
4 | 4.2 | | | 2. Расы человека | Большие расы: европеоидная, монголоидная, экваториальная. Видовое единство человечества | умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. | умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете | умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности | ||||||
| | | | Тема 1. 3 Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч) | | | |||||||||
5 | 5.1 | | | 1.Науки о человеке | Анатомия, физиология, медицина, Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий | умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. | умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп | уважительное отношение к учителю и одноклассникам, принятие ответственности за результаты своих действий | ||||||
| | | | Тема 1.4 Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч) | | | |||||||||
6 | 6.1 | | | 1. Клеточное строение организма | Форма клетки, строение клеток | умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов и делать выводы на основании сравнений | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Развитие навыков самооценки и самоанализа | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Развитие навыков самооценки и самоанализа. умение работать в составе творческих групп | потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | ||||||
7 | 7.2 | | | 2.Ткани и органы. Лабораторная работа Изучение микроскопического строения тканей | Ткани: соединительная, эпителиальная, мышечная, нервная | умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал, классифицировать объекты на основе определённых критериев, определять критерии для классификации объектов, давать определения понятиям | умение организовать выполнение заданий, самостоятельно оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности | умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам | потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение знаний в практической деятельности. | ||||||
8 | 8.3 | | | 3. Системы органов. Практическая работа. Распознание на таблицах органов и систем органов | Орган. Физиологическая система органов. Аппарат органов. Полости тела. Внутренние органы. Гомеостаз. Саморегуляция | умение работать с различными источниками информации, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов, демонстрировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения | умение работать в составе творческих групп | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих | ||||||
9 | 9.4 | | | 4. Повторение темы. Строение и функции организма. Проверочная работа. | Органы, системы органов, виды тканей, | делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов | умение организовать выполнение заданий, самостоятельно оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Развитие навыков самооценки и самоанализа | потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение знаний в практической деятельности. | ||||||
| | | | Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека (56 ч) Тема 2.1 Координация и регуляция (10 часов) | | | |||||||||
10 | 10.1 | | | 1. Гуморальная регуляция | Гуморальная регуляция. Гормоны. Нервная регуляция. Нервные импульсы. Нервная система: соматическая, вегетативная. | умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов, демонстрировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности. | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, представлять результаты работы | умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | потребность в справедливом оценивании своей работы и работы однокласснико | ||||||
11 | 11.2 | | | 2. Железы внутренней секреции | Железы: внешней секреции, внутренней секреции, смешанной секреции | умение воспроизводить информацию по памяти, работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, строить речевые высказывания в устной и письменной форме | развитие навыков оценки и самоанализа. Умение анализировать результаты своей работы на уроке | умение слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение, адекватно высказывать и аргументировать свою точку зрения | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью | ||||||
12 | 12.3 | | | 3.Строение нервной системы | Нервная система: центральная, периферическая. Кора. Ядра. Нервные волокна. Нервные узлы. Возбуждение. Торможение. Нейроны: чувствительные, исполнительные, вставочные | умение воспроизводить информацию по памяти, работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы на основе сравнений | умение организовать выполнение заданий, самостоятельно оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности | умение слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение, адекватно высказывать и аргументировать свою точку зрения | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью | ||||||
13 | 13.4 | | | 4. Строение и функции спинного мозга | Спинной мозг. Вещество: серое, белое. Нервные пути: восходящие, нисходящие. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга: рефлекторная, проводниковая | умение воспроизводить информацию по памяти, работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, строить речевые высказывания в устной и письменной форме | развитие навыков оценки и самоанализа. Умение анализировать результаты своей работы на уроке | умение слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение, адекватно высказывать и аргументировать свою точку зрения | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью | ||||||
14 | 14.5 | | | 5. Строение и функции головного мозга. Лабораторная работа. Изучение головного мозга человека( по муляжам) | Головной мозг. Продолговатый мозг. Мост. Мозжечок. Средний мозг | умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, проводить сравнение и выделять признаки усложнения объектов по сравнению с ранее изученными, строить речевые высказывания в устной и письменной форме | развитие навыков оценки и самоанализа. Умение анализировать результаты своей работы на уроке | умение слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение, адекватно высказывать и аргументировать свою точку зрения | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью. | ||||||
15 | 15.6 | | | 6. Полушария большого мозга | Промежуточный мозг: таламус, гипоталамус. Большие полушария. Кора | умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, представлять результаты работы | умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Умение применять полученные знания в практической деятельности. Эстетическое восприятие объектов природы | ||||||
16 | 16.7 | | | 7. Анализаторы. Строение и функции глаз. Лабораторная работа. Изучение изменения размера зрачка | Глазное яблоко. Оболочки: белочная, сосудистая, сетчатка. Хрусталик. Аккомодация. Палочки. Колбочки. Близорукость. Дальнозоркость | умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов. | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы | умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью | ||||||
17 | 17.8 | | | 8. Анализаторы слуха и равновесия | Наружное, среднее, внутреннее ухо. Ушная раковина. Наружный слуховой проход. Слуховые косточки. Улитка. Вестибулярный аппарат | умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, составлять конспект урока в тетради, преобразовывать информацию из одной формы в другую, проводить сравнение объектов и выделять их существенные признаки | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью | ||||||
18 | 18.9 | | | 9. Кожно-мышечная чувствительность. | Мышечное чувство. Осязание: тактильная, температурная, болевая чувствительность. Обоняние. Вкус | умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, строить речевые высказывания в устной и письменной форме | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, осуществлять рефлексию своей деятельности | умение слушать одноклассников и учителя, работать в составе творческих групп, развитие навыков выступления перед аудиторией | потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | ||||||
19 | 19.10 | | | 10. Обобщение и проверка знаний по теме «Координация и регуляция» | Все понятия темы | умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, работать с разноуровневыми тестовыми заданиями | умение организовать выполнение заданий по самостоятельно составленному плану, оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности | умение работать в группах, обсуждать вопросы, аргументировать свою точку зрения, проявить собеседникам внимание, интерес и уважение | определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | ||||||
| | | | Тема 2.2 Опора и движение (8 ч) | | | |||||||||
20 | 20.1 | | | 1. Скелет человека. Лабораторная работа. Изучение внешнего строения костей | Кости: губчатые, трубчаты, форма костей | умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов, демонстрировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, представлять результаты работы | умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Умение применять полученные знания в практической деятельности | ||||||
22 | 22.2 | | | 2. Строение и соединение костей. Лабораторная работа. Изучение массы и роста своего тела | Химический состав, вещество кости, соединения костей. | умение выбирать и делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов, демонстрировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, представлять результаты работы | умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Умение применять полученные знания в практической деятельности | ||||||
23 | 23.3 | | | 3. Скелет головы | Череп: мозговой отдел, лицевой отдел. | умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, составлять конспект урока в тетради, преобразовывать информацию из одной формы в другую, проводить сравнение объектов и выделять их существенные признаки | умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. | умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете | ||||||
24 | 24.4 | | | 4. Скелет туловища и конечностей | Позвоночник. Грудная клетка. Скелет верхних конечностей: скелет плечевого пояса, скелет свободной конечности. Скелет нижних конечностей: скелет тазового пояса, скелет свободной конечности | умение работать с текстом, выделять в нём главное, давать определения понятиям, преобразовывать информацию из одной формы в другую, проводить сравнение объектов и выделять их существенные признаки | умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. | умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | ||||||
25 | 25.5 | | | 5. Мышцы. Общий обзор. | Мышца: брюшко, сухожилие. Мышцы головы: жевательные, мимические. Мышцы шеи. Мышцы туловища: спины, груди, живота. Мышцы конечностей: верхних, нижних | умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов, демонстрировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, представлять результаты работы | умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим | ||||||
26 | 26. 6 | | | 6. Работа мышц. Лабораторная работа. Выявления влияния статистической и динамической работы на утомление мышц | Возбудимость. Сократимость. Синергисты, антагонисты. Тренировочный эффект. Гиподинамия. Атрофия мышц. Утомление. Отдых: активный, пассивный. Работа: статическая, динамическая. Гигиена труда | умение воспроизводить информацию по памяти, работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, строить речевые высказывания в устной и письменной форме | развитие навыков оценки и самоанализа | умение слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение, адекватно высказывать и аргументировать свою точку зрения | потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Умение применять полученные знания в практической деятельности | ||||||
27 | 27.7 | | | 7. Значение физической культуры и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры | Значение физической культуры и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры | умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, составлять конспект урока в тетради, преобразовывать информацию из одной формы в другую, проводить сравнение объектов и выделять их существенные признаки, готовить сообщения и презентации | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своих выступлений и выступлений товарищей | ||||||
28 | 28.8 | | | 8. Повторение темы «Опора и движение» | Скелет человека, кости их соединения, мышцы | умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, работать с разноуровневыми тестовыми заданиями | умение организовать выполнение заданий по самостоятельно составленному плану, оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности | умение работать в группах, обсуждать вопросы, аргументировать свою точку зрения, проявить собеседникам внимание, интерес и уважение | определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | ||||||
| | | | Тема 2.3 Внутренняя среда организма (3 ч) | | | |||||||||
29 | 29.1 | | | 1. Внутренняя среда организма | Внутренняя среда организма. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Функции крови. Плазма. Эритроциты. Малокровие | умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, представлять результаты работы | умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, осознание важности получения знаний. | ||||||
30 | 30.2 | | | 2. Кровь, ее состав и значение. Лабораторная работа. Изучение микроскипического строения крови | Тромбоциты. Свёртывание крови. Фибриноген. Фибрин. Лейкоциты. Фагоцитоз. Фагоциты. Лимфоциты | умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, составлять конспект урока в тетради, преобразовывать информацию из одной формы в другую, проводить сравнение объектов и выделять их существенные признаки | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения | потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | ||||||
31 | 31.3 | | | 3. Иммунитет и группы крови | Иммунная система. Антигены. Антитела. Иммунитет: естественный, искусственный. Аллергия. Аллергены. Тканевая совместимость. СПИД. Аутоиммунные заболевания | умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, составлять конспект урока в тетради, преобразовывать информацию из одной формы в другую, проводить сравнение объектов и выделять их существенные признаки, готовить сообщения и презентации | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своих выступлений и выступлений товарищей | ||||||
| | | | Тема2.4 Транспорт веществ (4 ч) | | | |||||||||
32 | 32.1 | | | 1. Строение сердца | Кровеносная система. Кровоснабжение. Сосуды. Сердце. Предсердия. Желудочки. Клапаны: створчатые, полулунные. | умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, строить речевые высказывания в устной и письменной форме | развитие навыков оценки и самоанализа | умение слушать одноклассников и учителя, выступать перед аудиторией | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих | ||||||
33 | 33.2 | | | 2. Круги кровообращения | Кровеносные сосуды:. артерии, капилляры, вены. Круги кровообращения: большой, малый. Кровяное давление. Пульс. Регуляция кровотока: нервная, гуморальная. | умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, составлять план и конспект урока в тетради, преобразовывать информацию из одной формы в другую, проводить сравнение объектов и выделять их существенные признаки | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих | ||||||
34 | 34.3 | | | 3. Работа сердца. Лабораторная работа. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращении | Сердечный цикл. Автоматия сердечной мышцы. Электрокардиограмма | умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, строить речевые высказывания в устной и письменной форме | развитие навыков оценки и самоанализа | умение слушать одноклассников и учителя, выступать перед аудиторией | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих | ||||||
35 | 35.4 | | | 4. Движение крови по сосудам. Лабораторная работа. Измерение кровяного давления | Кровеносные сосуды:. артерии, капилляры, вены. Круги кровообращения: большой, малый. Кровяное давление. Пульс. Регуляция кровотока: нервная, гуморальная. Лимфообращение | умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, составлять план и конспект урока в тетради, преобразовывать информацию из одной формы в другую, проводить сравнение объектов и выделять их существенные признаки | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих | ||||||
| | | | Тема 2.5 Дыхание (5 часов) | | | |||||||||
36 | 36.1 | | | 1.Строение органов дыхания | Дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка, гортань, трахея, бронхи. Голосовой аппарат: голосовые связки, голосовая щель. Лёгкие. Альвеолы | умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов, демонстрировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы | умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью | ||||||
37 | 37.2 | | | 2. Газообмен в легких и тканях | Газообмен. Межрёберные мышцы. Диафрагма. Вдох. Выдох. Жизненная ёмкость лёгких. Регуляция дыхания: нервная, гуморальная | умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, демонстрировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности | умение организовать выполнение заданий по готовому плану, самостоятельно оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности | умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью | ||||||
38 | 38.3 | | | 3. Регуляция дыхания. Лабораторная работа. Определение частоты дыхания | Дыхательный центр, регуляция дыхательных движений рефлекторна | делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, демонстрировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности | самостоятельно оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности | умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью | ||||||
39 | 39.4 | | | 4. Заболевания органов дыхания и профилактика | Грипп. ОРВИ. Аденоиды. Миндалины. Ангина. Туберкулёз. Рак. Флюорография. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца | умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, составлять конспект урока в тетради, преобразовывать информацию из одной формы в другую, проводить сравнение объектов и выделять их существенные признаки, готовить сообщения и презентации | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своих выступлений и выступлений товарищей | ||||||
40 | 40.5 | | | 5. Повторение темы «Дыхание». Проверочная работа | все термины по теме | умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, работать с разноуровневыми тестовыми заданиями | умение организовать выполнение заданий по самостоятельно составленному плану, оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности | умение работать в группах, обсуждать вопросы, аргументировать свою точку зрения, проявить собеседникам внимание, интерес и уважение | определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | ||||||
| | | | Тема. 2.6 Пищеварение (5 часов) | | | |||||||||
41 | 41.1 | | | 1. Пищевые продукты, питательные вещества | Питание. Пища: растительная, животная. Питательные вещества. Пищеварение. Пищеварительный канал (тракт). Пищеварительные железы | умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме | развитие навыков оценки и самоанализа. Умение анализировать результаты своей работы на уроке | умение слушать одноклассников и учителя, адекватно высказывать и аргументировать свою точку зрения | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью | ||||||
42 | 42.2 | | | 2. Пищеварение в ротовой полости | Пищеварение в ротовой полости | умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы | умение организовать выполнение заданий, самостоятельно оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности | умение слушать одноклассников и учителя, адекватно высказывать и аргументировать свою т.з | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью | ||||||
43 | 43.3 | | | 3. Пищеварение в желудке и кишечнике. Лабораторная работа Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал | Желудок. Тонкий кишечник: двенадцатиперстная, тощая, подвздошная кишка. Поджелудочная железа. Печень. Желчь. Переваривание | умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, готовить сообщения и презентации | развитие навыков самооценки и самоанализа | умение слушать одноклассников и учителя, высказывать и адекватно аргументировать свою точку зрения | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью | ||||||
44 | 44.4 | | | 4.Практичексая работа. Определение норм рационального питания | Нормы питания. Гигиена питания. Нарушения обмена веществ: ожирение, дистрофия | умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, составлять конспект урока в тетради, преобразовывать информацию из одной формы в другую, проводить сравнение объектов и выделять их существенные признаки, готовить сообщения и презентации | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы своих одноклассников | ||||||
45 | 45.5 | | | 6. Повторение темы «Пищеварение» | Строение пищеварительной системы | умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, работать с разноуровневыми тестовыми заданиями | умение организовать выполнение заданий по самостоятельно составленному плану, оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности | умение работать в группах, обсуждать вопросы, аргументировать свою точку зрения, проявить собеседникам внимание, интерес и уважение | определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | ||||||
| | | | Тема 2.7 Обмен веществ и энергии (2 часа) | | | |||||||||
46 | 46.1 | | | 1. Пластический и энергитический обмен | Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен. Пластический обмен. Обмен белков. Обмен углеводов. Обмен жиров. Обмен воды и минеральных солей | умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, составлять конспект урока в тетради, преобразовывать информацию из одной формы в другую, проводить сравнение процессов и выделять их существенные признаки | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью | ||||||
47 | 47. 2 | | | 2. Витамины. Их роль в обмене веществ. | Витамины. Гиповитаминоз. Авитаминоз. Гипервита- миноз. Водорастворимые витамины: С, В, PP. Жирорастворимые витамины: A, D, Е, К | умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете | умение слушать одноклассников и учителя, работать в составе творческих групп, развитие навыков выступления перед аудиторией | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе | ||||||
| | | | Тема. 2.8 Выделение (2 часа) | | | |||||||||
48 | 48.1 | | | 1. Мочевыделительная система: строение и функции | Почки. Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал. Вещество: корковое, мозговое. Нефрон. | умение воспроизводить информацию по памяти, работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме | развитие навыков оценки и самоанализа | умение слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение, адекватно высказывать и аргументировать свою точку зрения | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью | ||||||
| | | | 2. Образование мочи | Образование мочи: фильтрация, обратное всасывание. Моча: первичная, вторичная | умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме | развитие навыков оценки и самоанализа | умение слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение, адекватно высказывать и аргументировать свою точку зрения | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью | ||||||
| | | | Тема 2.9 Покровы тела (3 часа) | | | |||||||||
49 | 49.1 | | | 1. Строение и функции кожи | Кожа: эпидермис, дерма, гиподерма. Железы: потовые, сальные. Производные кожи: волосы, ногти. Терморегуляция. Закаливание | умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов, демонстрировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы | умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью | ||||||
50 | 50.2 | | | 2. Роль кожи в терморегуляции | Терморегуляция. Закаливание | умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов, демонстрировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы | умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью | ||||||
51 | 51.3 | | | 3. Заболевания кожи и их предупреждения | Тепловой удар. Солнечный удар. Ожоги. Обморожения. Гигиена кожи | Умение работать с различными источниками информации, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов, демонстрировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности. установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы. | умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками и учителем на уроке | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью | ||||||
| | | | Тема 2.10 Размножение и развитие (3 часа) | | | |||||||||
52 | 52.1 | | | 1. Половая система человека | Размножение, оплодотворение, хромосомный набор, ,половые клетки-гаметы, гаплоидный, диплоидный набор хромосом | Умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, составлять конспект урока в тетради, преобразовывать информацию из одной формы в другую, проводить сравнение объектов и выделять их существенные признаки | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения | анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью, последствия влияния факторов риска на здоровье | ||||||
53 | 53.2 | | | 2. Наследственные и врожденные заболевания | Врождённые заболевания | умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме | умение организовать выполнение заданий по готовому плану, самостоятельно оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности | воспринимать информацию на слух, грамотно строить речевые высказывания и формулировать вопросы | способность принимать ответственность за свои поступки | ||||||
54 | 54.3 | | | 3. Развитие человека | Постэмбриональноеразвитие: дорепродуктивный, репродуктивный, пострепродуктивный периоды. Половое созревание. Зрелость: физиологическая, психологическая, социальная | умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете | умение слушать одноклассников и учителя, работать в составе творческих групп, развитие навыков выступления перед аудиторией | способность принимать ответственность за свои поступки, применять полученные знания в практической деятельности | ||||||
| | | | Тема 2.11 Высшая нервная деятельность (5 ч) | | | |||||||||
55 | 55.1 | | | 1.Рефлекторная деятельность нервной системы | Торможение, И.М. Сеченов, безусловные рефлексы, условные рефлексы | Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете | умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, определение жизненных ценностей | ||||||
56 | 56.2 | | | 2. Сон и бодрствование | Сон, фазы сна: медленный сон, быстроволновой сон. Бессонница | умение работать с различными источниками информации сообщения и презентации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете | умение слушать одноклассников и учителя, работать в составе творческих групп, развитие навыков выступления | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим | ||||||
57 | 57.3 | | | 3. Сознание и мышление. Речь | Первая сигнальная система. Вторая сигнальная система. Речь. Мышление: абстрактно-логическое, образно-эмоциональное. Воображение. Сознание | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности, применение полученных знаний в практической деятельности | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения | умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности, применение полученных знаний в практической деятельности | ||||||
58 | 58.4 | | | 4. Познавательные процессы и интеллект. | Наблюдение, интеллект символы, цифры, виды памяти | умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, составлять план и конспект урока в тетради, преобразовывать информацию из одной формы в другую | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности, применение полученных знаний в практической деятельности | ||||||
59 | 59.5 | | | 5. Память. | виды памяти | умение работать с текстом, структурировать учебный материал, составлять план и конспект урока в тетради, преобразовывать информацию из одной формы в другую | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности, применение полученных знаний в практической деятельности | ||||||
60 | 60.6 | | | 6.Эмоции и темперамент | Эмоции: положительные, отрицательные. Эмоциональные реакции. Эмоциональные отношения. Личность. Интересы. Склонности. Задатки. Способность | умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи | умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете | умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности, применение полученных знаний в практической деятельности | ||||||
| | | | Тема 2.12 Человек и его здоровье (4 часа) | | | |||||||||
61 | 61.1 | | | 1. Здоровье и влияющие на него факторы. Вредные привычки | Ушибы, растяжения, кусы насекомых, змей, ожоги, оказание первой помощи | умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать и анализировать учебный материал, давать определения понятиям, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации, демонстрировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, представлять результаты работы. | умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | познавательный интерес к биологии. Осознание выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности, применение полученных знаний в практической деятельности | ||||||
62 | 62.2 | | | 2.Заболевания человека. Гигиена человека | СПИД, болезни органов дыхания, венерические заболевания | умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать и анализировать учебный материал, давать определения понятиям, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации, демонстрировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности | умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете | умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности, применение полученных знаний в практической деятельности | ||||||
63 | 63.3 | | | 3.Двигательная активность. Закаливание. | Скелетные мышци, закаливание | выделять главное в тексте, структурировать и анализировать учебный материал, давать определения понятиям, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации, демонстрировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности | умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете | умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, определение жизненных ценностей, применение полученных знаний в практической деятельности | ||||||
64 | 64.4 | | | 4. Итоговая аттестация. | Все термины по изученным темам | умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, работать с разноуровневыми тестовыми заданиями | умение организовать выполнение заданий по самостоятельно составленному плану, оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности | умение работать в группах, обсуждать вопросы, аргументировать свою точку зрения, проявить собеседникам внимание, интерес и уважение | определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | ||||||
| | | | Тема 2.11Человек и окружающая среда (2 часа) | | | |||||||||
65 | 65.1 | | | 1. Природная и социальная среда обитания человека | Среда: природная и социальная; бытовая и производственная, стресс, адаптация | умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать и анализировать учебный материал, давать определения понятиям, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации, | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, представлять результаты работы | умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | умение применять полученные на уроке знания на практике. | ||||||
66 | 66.2 | | | 2.Биосфера и человек. | Биосфера, ноосфера, Вернадский | умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать и анализировать учебный материал, давать определения понятиям, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации, | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, представлять результаты работы | умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | умение применять полученные на уроке знания на практике. |
Лист корректировки календарно-тематического планирования по биологии 9 класс
Дата запл. | Дата фактич. | Тема урока | Примечания |
| | | |
| | | |
| | | |
35