СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс. Линия Сивоглазов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс. Линия Сивоглазов»

5 КЛАСС (34 часа; 1 час в неделю)

уроков

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

Д/з

Введение - 6 часов


Биология – наука о живой природе.

Выявлять взаимодействие человека и живой природы. Оценивать роль биологических наук в наши дни. Оценивать значение биологических знаний для каждого человека.

02.09-06.09


§ 1 с.6-9

Методы изучения биологии.

Различать методы биологических исследований. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

09.09-13.09


§2 с.10-12

Разнообразие живой природы. Царства живой природы.

Объяснять сущность понятия «классификация». Осознавать предмет и задачи науки систематики. Различать основные таксоны классификации: вид, царство. Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.

16.09-20.09


§3 с.14-17

Среда обитания. Экологические факторы.

Объяснять сущность понятия «окружающая среда». Различать и характеризовать действия факторов среды, приводить конкретные примеры. Анализировать примеры хозяйственной деятельности человека и их влияние на живую природу.

23.09-27.09


§4 с.20-22

Среда обитания (водная, наземно-воздушная).

Различать понятия «среда обитания» и «место обитания». Характеризовать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания. Приводить примеры обитателей сред. Выявлять особенности строения живых организмов, связанные со средой обитания.

30.09-04.10


§5 с.25-29

Среда обитания (почвенная , организменная).

Характеризовать особенности почвенной и организменной сред обитания. Приводить примеры обитателей сред. Выявлять особенности строения живых организмов, связанные со средой обитания. Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Систематизировать знания о средах обитания и их обитателях. Соблюдать правила поведения в природе.

14.10-18.10


§6 с.31-34

Раздел 1. Строение организма (12 ч)




21.10-25.10

Что такое живой организм.

Сравнивать отличительные признаки живого и неживого. Характеризовать основные свойства живых организмов.

21.10-25.10


§7 с.38-40

Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1. «Устройство увеличительных приборов».


Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом.

28.10-01.11


с. 45

Строение клетки. Практическая работа. №1. «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».


Выявлять на рисунках и в таблицах основные органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и животной клеток, находить черты сходства и различия. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать основные органоиды клетки под микроскопом. Находить их в таблицах, на рисунках и микропрепаратах. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

05.11-08.11


§8 с.41-44, с. 46-47

Химический состав клетки.

Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы. Различать неорганические и органические вещества, входящие в состав клетки, объяснять их роль

11.11-15.11





§9 с.48-50

Жизнедеятельность клетки.

Выявлять основные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Характеризовать биологическое значение основных процессов жизнедеятельности. Объяснять суть процесса деления клетки.

25.11-29.11



§10 с.52-54

Ткани. Образовательная, покровная, основная ткани растений.

Различать основные ткани растительного организма. Выявлять особенности строения, связанные с выполняемыми функциями.

02.12-06.12



§11 с.56-57

Механические и проводящие ткани растений.


Различать основные ткани растительного организма. Выявлять особенности строения, связанные с выполняемыми функциями.

09.12-13.12



§11 с.57-58

Ткани животных. Эпителиальная и соединительная ткани.

Различать основные ткани животного организма. Выявлять особенности их строение, связанные с выполняемыми функциями. Сравнивать ткани животного организма между собой и тканями растительного организма

16.12-20.12



§12 с.59-60

Мышечная и нервная ткани животных.


Различать основные ткани животного организма. Выявлять особенности их строение, связанные с выполняемыми функциями. Сравнивать ткани животного организма между собой и тканями растительного организма

23.12-27.12



§12 с.60-61

Органы растений

Объяснять сущность понятия «орган». Характеризовать органы цветкового организма, распознавать их на живых объектах, гербарном материале, рисунках и таблицах. Сравнивать вегетативные и генеративные органы цветкового растения. Различать и называть органы. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Формировать общий вывод о строении цветкового растения.

09.01-10.01



§13 с.62-64

Системы органов животных.

Объяснять сущность понятия «система органов». Различать на рисунках и таблицах и описывать основные системы органов животных. Объяснять их роль в организме.

13.01-17.01



§14 с.66-70

Организм – биологическая система

Объяснять сущность понятий «система», «биологическая система». Приводить примеры систем. Аргументировать вывод: клетка, органы – живые системы(биосистемы).

20.01-24.01



§15 с.71-74

Раздел 2. Многообразие живых организмов (16 ч)




03.02-07.02

Как развивалась жизнь на Земле.

Анализировать и сравнивать представления о возникновении Солнечной системы и происхождении жизни на Земле в разные исторические периоды. Описывать современные взгляды учёных о возникновении Солнечной системы. Участвовать в обсуждении гипотезы А. И. Опарина о возникновении жизни на Земле.

27.01-31.01



§16 с.78-81

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Характеризовать особенности строения бактерий. Определять значение основных внутриклеточных структур. Описывать разнообразие форм бактериальных клеток. Различать типы питания бактерий. Оценивать роль споры в жизни бактерии.

03.02-07.02



§17 с.83-86

Бактерии в природе и жизни человека.

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

10.02-14.02



§18 с.88-91

Грибы. Общая характеристика.

Характеризовать особенности строения грибов. Выявлять черты сходства грибов с растениями и животными. Определять особенности питания и размножения грибов.

25.02-28.02



§19 с.93-96

Многообразие и значение грибов.

Лабораторная работа №2 «Плесневые грибы».

Характеризовать основные группы грибов. Распознавать их в природе, на рисунках и таблицах. Описывать строение шляпочных и плесневых грибов. Различать съедобные и ядовитые грибы. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека. Участвовать в совместном обсуждении правил сбора грибов.

Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Соблюдать правила работы в кабинете биологии.

02.03-06.03



§20 с.98-102

Царство растений.

Выделять существенные признаки. Сравнивать строение растительной клетки со строением бактериальной и грибной клеток. Характеризовать процесс фотосинтеза. Различать основные таксоны классификации царства Растения. Сравнивать представителей высших и низших растений и делать выводы на основе сравнения.

09.03-13.03



§21 с.105-109

Водоросли. Общая характеристика.

Лабораторная работа №3 «Строение хламидомонады».

Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Распознавать на гербарных материалах, рисунках, таблицах основные органоиды клетки водоросли. Проводить биологические исследование и объяснять их результаты. Наблюдать органоиды клетки хламидомонады на готовых микропрепаратах. Формулировать выводы. Знать устройство микроскопа, развивать умения работать с ним. Соблюдать правила работы с микроскопом.

16.03-20.03



§22 с.110-113

Многообразие водорослей.

Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах представителей разных групп водорослей. Определять принадлежность водорослей к разным систематическим группам. Сравнивать водоросли с наземными растениями, делать выводы на основе сравнения. Объяснять значение водорослей в природе и жизни человека.

30.03-03.04



§23 с.114-119

Лишайники.

Выделять существенные признаки лишайников. Распознавать лишайники на рисунках, таблицах, гербарных материалах. Анализировать особенности внутреннего строения лишайников. Объяснять значение лишайников в природе и жизни человека.

06.04-10.04



§24 с.120-123

Мхи.

Лабораторная работа №4 «Внешнее строение мхов. Строение кукушкина льна».

Выделять существенные признаки мхов. Сравнивать представителей разных групп мхов, делать выводы на основе сравнения. Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах представителей мхов. Объяснять значение мхов в природе и жизни человека. Проводить биологические исследования, объяснять их результаты. Сравнивать внешнее строение кукушкина льна и сфагнума, выявлять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Знать устройство микроскопа, развивать умения работать с ним. Соблюдать правила работы с микроскопом.

13.04-17.04



§25 с.124-128

Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники.

Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строение папоротникообразных».

Сравнивать представителей плаунов, хвощей, папоротников, находить черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах представителей папоротникообразных. Объяснять значение папоротникообразных в природе и жизни человека. Проводить биологические исследования, объяснять их результаты. Сравнивать строение хвоща и папоротника, выявлять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Соблюдать правила работы в кабинете биологии.

20.04-24.04



§26 с.129-134

Голосеменные растения.

Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строение хвои, шишек и семени голосеменных растений».

Выделять существенные признаки голосеменных растений. Сравнивать семя и спору, делать выводы на основе сравнения. Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах представителей голосеменных. Объяснять значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Проводить биологические исследования, объяснять их результаты. Изучить особенности строения хвои, шишек и семян голосеменных растений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии.

27.04-30.04



§27 с.136-140

Покрытосеменные (цветковые) растения.

Лабораторная работа №7 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений».

Выделять существенные признаки покрытосеменных растений. Определять жизненные формы покрытосеменных растений. Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах представителей покрытосеменных. Объяснять значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Проводить биологические исследования, объяснять их результаты. Выявлять особенности внешнего строения покрытосеменного растения, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии.

04.05-08.05



§28 с.142-145

Основные этапы развития растений на земле.

Объяснять сущность понятия «эволюция». Описывать основные этапы эволюции растений. Выявлять причины выхода растений на сушу. Объяснять причины господства покрытосеменных растений на Земле.

11.05-15.05



§29 с.149-152; §30 с.154-156

33.

Значение и охрана растений.

Характеризовать роль растений в природе и жизни человека. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости охраны растений. Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Определять состояние растений весной. Соблюдать правила поведения в природе.

18.05-22.05



34.

Резервное время.


25.05-29.05