№ уроков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) | Д/з |
Введение - 6 часов | |
| Биология – наука о живой природе. | Выявлять взаимодействие человека и живой природы. Оценивать роль биологических наук в наши дни. Оценивать значение биологических знаний для каждого человека. | 02.09-06.09 | | § 1 с.6-9 |
| Методы изучения биологии. | Различать методы биологических исследований. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами. | 09.09-13.09 | | §2 с.10-12 |
| Разнообразие живой природы. Царства живой природы. | Объяснять сущность понятия «классификация». Осознавать предмет и задачи науки систематики. Различать основные таксоны классификации: вид, царство. Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. | 16.09-20.09 | | §3 с.14-17 |
| Среда обитания. Экологические факторы. | Объяснять сущность понятия «окружающая среда». Различать и характеризовать действия факторов среды, приводить конкретные примеры. Анализировать примеры хозяйственной деятельности человека и их влияние на живую природу. | 23.09-27.09 | | §4 с.20-22 |
| Среда обитания (водная, наземно-воздушная). | Различать понятия «среда обитания» и «место обитания». Характеризовать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания. Приводить примеры обитателей сред. Выявлять особенности строения живых организмов, связанные со средой обитания. | 30.09-04.10 | | §5 с.25-29 |
| Среда обитания (почвенная , организменная). | Характеризовать особенности почвенной и организменной сред обитания. Приводить примеры обитателей сред. Выявлять особенности строения живых организмов, связанные со средой обитания. Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Систематизировать знания о средах обитания и их обитателях. Соблюдать правила поведения в природе. | 14.10-18.10 | | §6 с.31-34 |
Раздел 1. Строение организма (12 ч) | | | | 21.10-25.10 |
| Что такое живой организм. | Сравнивать отличительные признаки живого и неживого. Характеризовать основные свойства живых организмов. | 21.10-25.10 | | §7 с.38-40 |
| Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1. «Устройство увеличительных приборов». | Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом. | 28.10-01.11 | | с. 45 |
| Строение клетки. Практическая работа. №1. «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука». | Выявлять на рисунках и в таблицах основные органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и животной клеток, находить черты сходства и различия. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать основные органоиды клетки под микроскопом. Находить их в таблицах, на рисунках и микропрепаратах. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. | 05.11-08.11 | | §8 с.41-44, с. 46-47 |
| Химический состав клетки. | Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы. Различать неорганические и органические вещества, входящие в состав клетки, объяснять их роль | 11.11-15.11 | | §9 с.48-50 |
| Жизнедеятельность клетки. | Выявлять основные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Характеризовать биологическое значение основных процессов жизнедеятельности. Объяснять суть процесса деления клетки. | 25.11-29.11 | | §10 с.52-54 |
| Ткани. Образовательная, покровная, основная ткани растений. | Различать основные ткани растительного организма. Выявлять особенности строения, связанные с выполняемыми функциями. | 02.12-06.12 | | §11 с.56-57 |
| Механические и проводящие ткани растений. | Различать основные ткани растительного организма. Выявлять особенности строения, связанные с выполняемыми функциями. | 09.12-13.12 | | §11 с.57-58 |
| Ткани животных. Эпителиальная и соединительная ткани. | Различать основные ткани животного организма. Выявлять особенности их строение, связанные с выполняемыми функциями. Сравнивать ткани животного организма между собой и тканями растительного организма | 16.12-20.12 | | §12 с.59-60 |
| Мышечная и нервная ткани животных. | Различать основные ткани животного организма. Выявлять особенности их строение, связанные с выполняемыми функциями. Сравнивать ткани животного организма между собой и тканями растительного организма | 23.12-27.12 | | §12 с.60-61 |
| Органы растений | Объяснять сущность понятия «орган». Характеризовать органы цветкового организма, распознавать их на живых объектах, гербарном материале, рисунках и таблицах. Сравнивать вегетативные и генеративные органы цветкового растения. Различать и называть органы. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Формировать общий вывод о строении цветкового растения. | 09.01-10.01 | | §13 с.62-64 |
| Системы органов животных. | Объяснять сущность понятия «система органов». Различать на рисунках и таблицах и описывать основные системы органов животных. Объяснять их роль в организме. | 13.01-17.01 | | §14 с.66-70 |
| Организм – биологическая система | Объяснять сущность понятий «система», «биологическая система». Приводить примеры систем. Аргументировать вывод: клетка, органы – живые системы(биосистемы). | 20.01-24.01 | | §15 с.71-74 |
Раздел 2. Многообразие живых организмов (16 ч) | | | | 03.02-07.02 |
| Как развивалась жизнь на Земле. | Анализировать и сравнивать представления о возникновении Солнечной системы и происхождении жизни на Земле в разные исторические периоды. Описывать современные взгляды учёных о возникновении Солнечной системы. Участвовать в обсуждении гипотезы А. И. Опарина о возникновении жизни на Земле. | 27.01-31.01 | | §16 с.78-81 |
| Строение и жизнедеятельность бактерий. | Характеризовать особенности строения бактерий. Определять значение основных внутриклеточных структур. Описывать разнообразие форм бактериальных клеток. Различать типы питания бактерий. Оценивать роль споры в жизни бактерии. | 03.02-07.02 | | §17 с.83-86 |
| Бактерии в природе и жизни человека. | Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. | 10.02-14.02 | | §18 с.88-91 |
| Грибы. Общая характеристика. | Характеризовать особенности строения грибов. Выявлять черты сходства грибов с растениями и животными. Определять особенности питания и размножения грибов. | 25.02-28.02 | | §19 с.93-96 |
| Многообразие и значение грибов. Лабораторная работа №2 «Плесневые грибы». | Характеризовать основные группы грибов. Распознавать их в природе, на рисунках и таблицах. Описывать строение шляпочных и плесневых грибов. Различать съедобные и ядовитые грибы. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека. Участвовать в совместном обсуждении правил сбора грибов. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Соблюдать правила работы в кабинете биологии. | 02.03-06.03 | | §20 с.98-102 |
| Царство растений. | Выделять существенные признаки. Сравнивать строение растительной клетки со строением бактериальной и грибной клеток. Характеризовать процесс фотосинтеза. Различать основные таксоны классификации царства Растения. Сравнивать представителей высших и низших растений и делать выводы на основе сравнения. | 09.03-13.03 | | §21 с.105-109 |
| Водоросли. Общая характеристика. Лабораторная работа №3 «Строение хламидомонады». | Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Распознавать на гербарных материалах, рисунках, таблицах основные органоиды клетки водоросли. Проводить биологические исследование и объяснять их результаты. Наблюдать органоиды клетки хламидомонады на готовых микропрепаратах. Формулировать выводы. Знать устройство микроскопа, развивать умения работать с ним. Соблюдать правила работы с микроскопом. | 16.03-20.03 | | §22 с.110-113 |
| Многообразие водорослей. | Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах представителей разных групп водорослей. Определять принадлежность водорослей к разным систематическим группам. Сравнивать водоросли с наземными растениями, делать выводы на основе сравнения. Объяснять значение водорослей в природе и жизни человека. | 30.03-03.04 | | §23 с.114-119 |
| Лишайники. | Выделять существенные признаки лишайников. Распознавать лишайники на рисунках, таблицах, гербарных материалах. Анализировать особенности внутреннего строения лишайников. Объяснять значение лишайников в природе и жизни человека. | 06.04-10.04 | | §24 с.120-123 |
| Мхи. Лабораторная работа №4 «Внешнее строение мхов. Строение кукушкина льна». | Выделять существенные признаки мхов. Сравнивать представителей разных групп мхов, делать выводы на основе сравнения. Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах представителей мхов. Объяснять значение мхов в природе и жизни человека. Проводить биологические исследования, объяснять их результаты. Сравнивать внешнее строение кукушкина льна и сфагнума, выявлять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Знать устройство микроскопа, развивать умения работать с ним. Соблюдать правила работы с микроскопом. | 13.04-17.04 | | §25 с.124-128 |
| Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники. Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строение папоротникообразных». | Сравнивать представителей плаунов, хвощей, папоротников, находить черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах представителей папоротникообразных. Объяснять значение папоротникообразных в природе и жизни человека. Проводить биологические исследования, объяснять их результаты. Сравнивать строение хвоща и папоротника, выявлять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Соблюдать правила работы в кабинете биологии. | 20.04-24.04 | | §26 с.129-134 |
| Голосеменные растения. Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строение хвои, шишек и семени голосеменных растений». | Выделять существенные признаки голосеменных растений. Сравнивать семя и спору, делать выводы на основе сравнения. Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах представителей голосеменных. Объяснять значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Проводить биологические исследования, объяснять их результаты. Изучить особенности строения хвои, шишек и семян голосеменных растений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии. | 27.04-30.04 | | §27 с.136-140 |
| Покрытосеменные (цветковые) растения. Лабораторная работа №7 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений». | Выделять существенные признаки покрытосеменных растений. Определять жизненные формы покрытосеменных растений. Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах представителей покрытосеменных. Объяснять значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Проводить биологические исследования, объяснять их результаты. Выявлять особенности внешнего строения покрытосеменного растения, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии. | 04.05-08.05 | | §28 с.142-145 |
| Основные этапы развития растений на земле. | Объяснять сущность понятия «эволюция». Описывать основные этапы эволюции растений. Выявлять причины выхода растений на сушу. Объяснять причины господства покрытосеменных растений на Земле. | 11.05-15.05 | | §29 с.149-152; §30 с.154-156 |
33. | Значение и охрана растений. | Характеризовать роль растений в природе и жизни человека. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости охраны растений. Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Определять состояние растений весной. Соблюдать правила поведения в природе. | 18.05-22.05 | | |
34. | Резервное время. | | 25.05-29.05 | | |