«За внедрение новых технологий и достижение высоких показателей урожайности
по видам культур и качества продукции растениеводства с учетом результатов опытнической работы»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя России И.В.Ткаченко
города Тынды Амурской области
«Согласовано» Руководитель МО Сидоренко Т.К. Протокол № ___ от «__» ____________2019___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Поваляева Н.Н. «__»____________2019__г. | «Утверждаю» Директор МОБУ СОШ №7 Г. ТЫНДЫ _____________/Е.Н. Сельминская/ Приказ № ___ от «__»____2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу (или внеурочной деятельности) «БИОЛОГИИ»
10, 11 класс
(базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта. Предметная линия учебников
БИОЛОГИЯ. 10 и 11 классы, «Линия жизни». Базовый уровень. Автор В. В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Т.М. Ефимова. – М.: Просвещение, 2017.
Рабочую учебную программу составила Сидоренко Тамара Константиновна, учитель высшей квалификационной категории.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1 от «___» августа 2019 г.
2019 - 2020 учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1) Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 9;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Для 10 -11 классов приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2017 г. № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413»;
Для 10 -11 классов приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413»;
Для 10 -11 классов приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1645 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413»;
Для 10 -11 классов примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
Для 10 -11 классов основная образовательная программа среднего общего образования МОБУ СОШ № 7 г. Тынды Амурской области на
положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 имени Героя России И.В. Ткаченко города Тынды Амурской области;
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта. Предметная линия учебников
БИОЛОГИЯ. 10 и 11 классы, «Линия жизни». Базовый уровень. Автор В. В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Т.М. Ефимова. – М.: Просвещение, 2017.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом:
Рабочая программа 10, 11 классы построена из расчета 35 часов в год 10 класс и 34 часа в год в 11 классе, 1 час в неделю.
Учебно-методический комплекс образовательного процесса 10, 11 классов по биологии
Биология (базовый уровень)10, 11классы ФГОС (Линия Жизни) Пасечник В.В. ,Каменский А.А., Рубцов А.М. (под ред. Пасечника В.В.), (Просвещение, 2019).
Предлагаемый учебник — основной элемент информационно-образовательной среды УМК по биологии «Линия жизни» для 10 класса (базовый уровень). Учебник выполняет функцию одного из инструментов достижения образовательных результатов по биологии в соответствии с требованиями ФГОС СПОО. Разнообразие заданий, деятельностный блок «Моя лаборатория» позволяют отрабатывать широкий спектр необходимых умений и компетенций.
Обучение по данному учебнику поможет ученикам:
• узнать о роли биологии в формировании современной научной картины мира и её влияние на развитие технологий;
• получить целостное представление о таких уровнях организации жизни, как организменный, популяционно-видовой, экосистемный и биосферный;
• определить свои интересы и склонности в области биологии;
• применить полученные теоретические знания по биологии на практике;
• попробовать себя в исследовательской и проектной деятельности;
• получить информацию о связанных с современной биологией профессиях и их месте на рынке труда;
• задуматься об экологических последствиях антропогенной деятельности и о том, каким образом возможно предотвращения её негативного влияния на популяции, экосистемы и биосферу.
2. Содержание учебного курса
Общие цели и задачи учебного предмета для уровня обучения.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитий современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.
Содержание курса 10 класс:
Раздел 1. Введение (5 часов)
Раздел 2.Молекулярный уровень (12 часов)
Раздел 3. Клеточный уровень (16 часов)
Резерв – 2 часа
Содержание курса 11 класс:
Раздел 1.Организменный уровень (10 часов)
Раздел 2. Популяционно-видовой уровень (8 часов)
Раздел 3.Экосистемный уровень (8 часов)
Раздел 4.Биосферный уровень (9 часов)
Рабочая программа в 10 классе предусматривает некоторые изменения: Увеличено количество часов на изучение тем: «Белки. Состав и структура белков» - 1 час, «Типы клеточного питания. Фотосинтез и хемосинтез» - 1 час за счет 2 часов резерва.
3. Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (базовый уровень):
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно - научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
7) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
8) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
9) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
10) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
11) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы:
Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентировочного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
Знать/ понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущности биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
Уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единства живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности ;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать разные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных тестах, справочниках, научно- популярных изданиях, компьютерных базах данных, Интернет- ресурсах) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
в 10 классе
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов по примерной образовательной программе | Количество часов по рабочей программе | Информация об изменениях, внесенных в авторскую программу: Обоснование целесообразности внесённых изменений | Формы деятельности (проектная, исследовательская деятельность, контрольная работа, лабораторная работа, практическая работа | Основные виды учебной деятельности |
1 | Введение | 5 | 5 | | Лабораторная работа № 1 «Использование различных методов при изучении биологических объектов ( на примере растений)» Лабораторная работа № 2 «Механизмы регуляции» Входной контроль | Определение основополагающих понятий: научное мировоззрение, научная картина мира. Практическое значение биологических знаний, профессий. Использование ИКТ для создания презентаций. Овладение методами научного познания используемых при биологических исследованиях, лабораторных работах. |
2 | Молекулярный уровень | 12 | 13 | Увеличен 1 час на тему «Белки. Состав и структура белков» ,т.к. материал довольно сложный и трудно запоминается учениками. | Лабораторная работа №3 «Обнаружение липидов с помощью качественной реакции». Лабораторная работа № 4 «Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции». Лабораторная работа № 5 «Обнаружение белков с помощью качественной реакции». Лабораторная работа №6 «Каталитическая активность ферментов (на примере амилазы)» Обобщающий урок № 1 Обобщающий урок № 2 | Овладение методов научного познания, используемых при биологических исследованиях. Определение основополагающих понятий: углеводы, сахароза, моносахариды, ферменты, катализаторы и т.д. Развивать умения самостоятельного поиска знаний и навыков работы с учебной литературой; вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе Определение основополагающих понятий: вакцина, вирусы. Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов. |
3 | Клеточный уровень | 16 | 17 | Увеличен 1 час на тему «Типы клеточного питания. Фотосинтез и хемосинтез», т.к. материал по фотосинтезу сложно усваивается школьниками. | Лабораторная работа №7 «Техника микроскопирования», Лабораторная работа №8 «Сравнение клеток растений, животных, бактерий и грибов под микроскопом, используя готовые микропрепараты и их описание» ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ Лабораторная работа № 9 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука» Лабораторная работа № 10 «Приготовление и рассматривание клеток растений» Лабораторная работа № 11 «Движение цитоплазмы в клетках элодеи» Обобщающий урок № 3. Обобщающий урок № 4, 5 | Определение основополагающих понятий: цитология, клеточная теория. Самостоятельная информационно – познавательная деятельность с различными источниками информации об основных этапах информации и ее методах. Учить сравнивать, развивать внимание, наблюдательность, составлять таблицу; раскрывать основные положения клеточной теории Учить работать с микропрепаратами; выявлять взаимосвязь строения и функций органоидов клетки Развивать наблюдательность, внимательность, правила личной гигиены Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов. |
Итого: | | 33часа + 2 резерв | 35 часов | | | |
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
в 11 классе
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов по примерной образовательной программе | Количество часов по рабочей программе | Информация об изменениях, внесенных в авторскую программу: Обоснование целесообразности внесённых изменений | Формы деятельности (проектная, исследовательская деятельность, контрольная работа, лабораторная работа, практическая работа | Основные виды учебной деятельности |
1 | Организменный уровень | 10 | 10 | | Практическая работа № 1 «Решение генетических задач по моногибридному скрещиванию» Практическая работа № 2 «Решение генетических задач по дигибридному скрещиванию» Обобщающий урок № 1 | Определение основополагающих понятий: оплодотворение, зигота, гаметы, онтогенез, генотип, фенотип и др. Уметь обобщать и систематизировать полученные и имеющиеся знания, составлять таблицы; умения делать вывод о материальном единстве живой природы, работать с генетической символикой. Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов. |
2 | Популяционно-видовой уровень | 8 | 8 | | Лабораторная работа № 1 «Изучение морфологического критерия вида» Обобщающий урок № 2 | Определение основополагающих понятий: систематика, идиоадаптация, дегенерация, ароморфоз и др. Самостоятельная информационно – познавательная деятельность с различными источниками информации об основных этапах информации и ее методах. |
3 | Экосистемный уровень | 8 | 8 | | ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ Лабораторная работа № 2 «Изучение экологической ниши у разных растений» Практическая работа № 3 «Решение экологических задач» Лабораторная работа №3 «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах» Обобщающий урок № 3 | Определение основополагающих понятий: среда обитания, экосистема, экологическая пирамида и др.Биоценоз, биогеоценоз. Информационно – познавательная деятельность с различными источниками информации об основных этапах информации |
4 | Биосферный уровень | 9 | 8 | Уменьшаю на 1 час, так как в 11 классе 34 недели. | Обобщающий урок № 4 Обобщающий урок – конференция № 5 | Определение основополагающих понятий: Биосфера, косное, биокосное вещество. Самостоятельная информационно – познавательная деятельность с различными источниками информации об основных этапах информации и ее методах. Обобщить, систематизировать знания о важнейших биологических закономерностях, проявляющихся на молекулярно-генетическом, клеточном и организменном уровнях |
Итого: | | 35 часов | 34 часа | | | |
Календарно- тематическое планирование. 10 класс -1 час в неделю, 35 часов в год.
№/ часы | Тема урока. Раздел. Тип урока | Дата проведения урока (планируемая) | Дата проведения урока (фактическая) |
Раздел № 1.Введение (5 часов) | |
1 1ч | Биология в системе наук | 06.09 | |
2 1ч | Объект изучения биологии | 13.09 | |
3 1ч | Методы научного познания в биологии. Лабораторная работа № 1 «Использование различных методов при изучении биологических объектов ( на примере растений)» | 20.09 | |
4 1ч | Биологические системы и их свойства. Лабораторная работа № 2 «Механизмы регуляции» | 27.09 | |
5 1ч | Обобщающий урок 1. Входной контроль | 04.10 | |
Раздел № 2. Молекулярный уровень (13 часов) | |
6 1ч | Молекулярный уровень: общая характеристика | 11.10 | |
7 1ч | Неорганические вещества: вода и минеральные соли | 18.10 | |
8 1ч | Липиды, их строение и функции. Лабораторная работа № 3 «Обнаружение липидов с помощью качественной реакции». | 25.10 | |
9 1ч | Углеводы, их строение и функции. Лабораторная работа № 4 «Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции». | 08.11 | |
10 1ч | Белки, их строение и функции | 15.11 | |
11 1ч | Строение структуры белков. Лабораторная работа № 5 «Обнаружение белков с помощью качественной реакции». | 22.11 | |
12 1ч | Белки, функции белков | 29.11 | |
13 1ч | Ферменты – биологические катализаторы. Лабораторная работа №6 «Каталитическая активность ферментов (на примере амилазы)» | 06.12 | |
14 1ч | Обобщающий урок 2. | 13.12 | |
15 1ч | Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК | 20.12 | |
16 1ч | АТФ и другие нуклеотиды. Витамины. | 10.01 | |
17 1ч | Вирусы – неклеточная форма жизни. | 17.01 | |
18 1ч | Обобщающий урок 3. | 24.01 | |
Раздел № 3. Клеточный уровень (17 часов) | | |
19 1ч | Клеточный уровень: общая характеристика. Клеточная теория. Лабораторная работа №7 «Техника микроскопирования». Лабораторная работа №8 «Сравнение клеток растений, животных, бактерий и грибов под микроскопом, используя готовые микропрепараты и их описание» | 31.01 | |
20 1ч | Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма. Клеточный центр. Цитоскелет. Лабораторная работа № 9 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука» | 07.02 | |
21 1ч | Рибосомы. Ядро. Эндоплазматическая сеть. | 14.02 | |
22 1ч | Вакуоли. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Лабораторная работа № 10 «Приготовление и рассматривание клеток растений» | 21.02 | |
23 1ч | Митохондрии. Пластиды. Органы движения. Клеточные включения. Лабораторная работа № 11 «Движение цитоплазмы в клетках элодеи» | 28.02 | |
24 1ч | Особенности строения клеток прокариот, эукариот. «Сравнение клеток растений, животных, бактерий и грибов под микроскопом, используя готовые микропрепараты и их описание» | 06.03 | |
25 1ч | Обобщающий урок 4. | 13.03 | |
26 1ч | Обмен веществ и энергии в клетке | 20.03 | |
27 1ч | Энергетический обмен в клетке. | 03.04 | |
28 1ч | Типы клеточного питания. | 10.04 | |
29 1ч | Фотосинтез и хемосинтез. | 17.04 | |
30 1ч | Пластический обмен в клетке: биосинтез белков. | 24.04 | |
31 1ч | Регуляция транскрипции и трансляции в клетках и организме | 08.05 | |
32 1ч | Деление клетки. Митоз | 15.05 | |
33 1ч | Деление клетки. Мейоз. Половые клетки. | 22.05 | |
34 1ч | Обобщающий урок 5. | 29.05 | |
35 1ч | Обобщающий урок – конференция по итогам исследовательской и проектной деятельности. | 29.05 | |