СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по физике для 9 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование

                                                                                    физика 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по физике для 9 класса»

Календарно-тематическое планирование

физика 9 класс


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Календарные сроки

Вид занятия

Демонстрации и опыты

Дифференцированные задания для обучающихся

Повторение


I Законы взаимодействия и движения тел (13 часов)

Цель: знакомство с разделом физики «Кинематика».

Задачи:

  • познакомить обучающихся с целями и задачами раздела физики «Кинематика»;

  • ввести понятия: механическое движение, траектория, путь, ускорение, перемещение;

  • обосновать необходимость введения идеализированной модели - материальной точки, системы отсчёта.

Коррекционно-развивающая работа:

    • развитие внимания и наблюдательности путём демонстрации опытов;

    • совершенствование умения анализировать;

    • совершенствование общеучебных умений планировать свои действия, оформлять результаты;

    • решение задач с использованием планов и алгоритмов.

Основные знания и умения:

  • знать понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение, импульс, инерциальная система отсчёта; законы: первый, второй и третий Ньютона, закон всемирного тяготения;

  • уметь пользоваться секундомером. Измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость, ускорение, массу, импульс). Читать и строить графики, выражающих зависимость кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении;

  • практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты.

1/1

Вводный инструктаж по ТБ. Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущегося тела.

1


Изучение нового материала

Скатывание шарика по желобу; колебания маятника; тележка с капельницей

Практическая работа

Механическое движение

2/2

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1


Систематизация знаний

Относительность движения Траектории дви­жения шарика на шнуре и шарика, перебрасываемого из одной руки в другую. Измерение пути, пройденного куском мела по доске. Рав­номерное движение воздушного пузырька в стеклянной трубке с во­дой.     

  Лабораторная работа «Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении» (15 мин.)
      

Практическая работа

Вектор


3/3

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1


Частично-поисковый

Презентация «График скорости»

Графическая работа

Путь, скорость

4/4

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1


Лекция

Лабораторная работа «Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения» (15 мин.)

Эксперимент

Скорость

5/5

Вводная контрольная работа

1


Контроль и оценка знаний


Самостоятельная работа


6/6

Лабораторная работа «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1


Практическая работа


7/7

Относительность движения Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1


Демонстрационно-наблюдательный

Опыты, иллюстрирующие закон инерции и взаимодействия тел.

Акцентирование главного

Система отсчета

8/8

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Работа над ошибками

1


Изучение нового материала

Демонстрация относительности движения, второго и третьего законов Ньютона, свободного падения, движения тела,

Вопрос-ответ

Первый закон Ньютона.

9/9

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

Лабораторная работа «Исследование свободного падения»

1


Комплексное применение знаний

Падение тел в воздухе и разряженном пространстве Демонстрация относительности движения, второго и третьего законов Ньютона, свободного падения, движения тела, брошенного вертикально вверх

Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника» (15 мин.)

Работа в группах

Равноускоренное движение

10/10

Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1


Лекция

Презентация «Всемирное тяготение»

Работа с учебником

Законы Ньютона

11/11

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные спутники Земли.

1


Демонстрационно-наблюдательный

Видеофильм «Движение тела по окружности»

Акцентирование главного

Вектор скорости

12/12

Импульс тела. Закон сохранения импульса Реактивное движение. Ракеты..

1


Демонстрационно-наблюдательный

Презентация «Реактивное движение. Устройство ракеты. Идея и практика использования ракет для космических полетов (К.Э. Циолковский, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин)»

Практическая работа

Масса

13/13

Контрольная работа по теме «Законы взаимодействия и движения тел»

1


Контроль и оценка знаний


Самостоятельная работа


II Механические колебания и волны. Звук (8часов)

Цель: знакомство обучающихся с колебательным движением, введение понятия колебательной системы.

Задачи:

  • дать представление о характеристиках колебательного движения: амплитуде, периоде, частоте, фазе колебаний;

  • конкретизировать процесс преобразования энергии в колебательных системах;

  • сформировать понятие продольной и поперечной волны;

  • ввести основные характеристики звука;

  • познакомить с источниками и приёмниками звука.

Коррекционно-развивающая работа:

  • развитие умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

  • развитие памяти, умение планировать свою деятельность;

  • развитие волевых навыков;

  • развитие наглядно образного и логического мышления;

Основные знания и умения:

  • знать понятия: колебательные движение, амплитуда, период, частота, математический маятник, поперечные и продольные волны, длина волны, громкость звука, высота тона, эхо, потенциальная и кинетическая энергия;

  • уметь измерять и вычислять физические величины (период колебаний маятника), читать и строить графики силы упругости при деформации, решать простые задачи на определение энергии, длины волны. Использование звуковых волн в практике.

14/1

Колебательное движение. Свободное колебание. Колебательные системы. Маятник. Работа над ошибками

1


Лекция

Колебания тела на пружине и математического маятника

Работа с учебником

Ек, Ер

15/2

Величины, характеризующие колебательное движение

1


Демонстрационно-наблюдательный

Колебания тела на пружине и математического маятника

Лабораторная работа « Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза» (15 мин.)

Эксперимент

Период, частота

16/3

Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

1



.

Практическая работа


17/4

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

1


Лекция-диалог

Колебания математического маятника

Наблюдение

Маятник

18/5

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн

1


Демонстрационно-наблюдательный

Примеры волн

Сообщения

Период, частота

19/6

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

1


Эксперимент

Камертон, музыкальная струна; опыты по рис. 70,72 учебника

Решение задач

Энергия

20/7

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо.

1


Лекция-дискуссия

Резонанс

Акцентирование главного

Частота, период

21/8

Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны. Звук»

1


Контроль и оценка знаний


Самостоятельная работа


III Электромагнитное явления (22 часа)

Цель: введение понятия электрического заряда как об особом свойстве тел и частиц материи.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с разделом физики «Электромагнитные колебания»;

  • сформировать умение определять направление линии магнитного поля с помощью правила буравчика;

  • познакомить обучающихся с правилами правой и левой руки;

  • ввести понятия модуля вектора магнитной индукции, магнитного потока;

  • познакомить обучающихся с теорией Максвелла;

  • ввести основные характеристики электромагнитных волн: длину волны, период, частоту колебаний.

Коррекционно-развивающая работа:

    • развитие навыков соотносительного анализа, приемов сравнения, обобщения, классификации;

    • развитие зрительного восприятия;

    • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Основные знания и умения:

  • знать понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поле, магнитная индукция и магнитный поток, переменный ток, электромагнитные волны, напряжённость;

  • уметь решать задачи на расчёт напряженности, магнитной индукции, силы Лоренца, Силы Ампера. Практическое применение: электроизмерительные приборы, (миллиамперметр, омметр), собирать электрические цепи, генератор.

22/1

Магнитное поле.

Работа над ошибками.

1


Изучение нового материала

Опыт Эрстеда по взаимодействию магнитной стрелки и проводника с током по рис. 86 учебника

Работа с учебником

Электрический ток

23/2

Магнитное поле и его графическое изображение.


1


Демонстрационно-наблюдательный

Магнитные линии

Практическая работа

Магнитное поле.


24/3

Неоднородное и однородное магнитное поле

1


Комплексное применение знаний


Работа со справочниками

Магнитное поле и его графическое изображение.

25/4

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1


Учебник-собеседник

Опыт по рис. 95 учебника

Практическая работа

Направление тока

26/5

Обнаружение магнитного поля по действию на электрический ток. Правило левой руки.

1


Эксперимент

Опыт по рис. 104 учебника

Практическая работа

Магнитное поле

27/6

Обнаружение магнитного поля по действию на электрический ток.

1


Комплексное применение знаний

Тест

Направление тока и направление линий его магнитного поля

28/7

Индукция магнитного поля.

1


Лекция

Опыты по рис. 116, 117 учебника

Акцентирование главного

Сила тяжести

29/8

Контрольная работа за 1 полугодие

1


Контроль и оценка знаний


Самостоятельная работа


30/9

Решение задач по теме «Индукция магнитного поля». Работа над ошибками

1


Систематизация знаний




31/10

Магнитный поток.

1


Учебник-собеседник

Правило Ленца

Работа с учебником

Магнитное поле

32/11

Явление электромагнитной индукции.

1


Демонстрационно-наблюдательный

Опыты по рис. 126, 127 учебника

Электромагнитная индукция.

Опыты Фарадея

Практическая работа

Электрический ток

33/12

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции.

1


Систематизация знаний



Магнитное поле

34/13

Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции»

1



Практическая работа


35/14

Получение переменного электрического тока

1


Комплексное применение знаний

Модель генератора

Рефераты

Магнитное и эл. поле

36/15

Электромагнитное поле

1


Изучение нового материала

Презентация «Электромагнитное поле»

Явление электромагнитной индукции

37/16

Электромагнитные волны

1


Учебник-консультант

Образование и распространение поперечных волн.

Шкала электромагнитных волн.

Работа с учебником

Период, частота

38/17

Решение задач по теме «Электромагнитные волны»

1


Систематизация знаний

Скорость распространения электромагнитных волн

Тестирование


39/18

Интерференция света

1


Лекция

Презентация

Исследовательские работы

Законы отражения и преломления света

40/19

Электромагнитная природа света.

1


Изучение нового материала


Исследовательские работы

Электромагнитные волны

41/20

Контрольная работа по теме «Электромагнитное поле»

1


Контроль и оценка знаний


Самостоятельная работа


42/21

Работа над ошибками.

1


Коррекция знаний


Взаимопомощь


43/22

Урок-обобщение по теме «Электромагнитное поле»

1


Систематизация знаний




IV. Строение атома и атомного ядра (23 часа)

Цель: дать понятие о строении атома, ядерных реакций.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с историей открытия радиоактивности;

  • ввести основные характеристики атома: размер ядра, атома, его заряд;

  • дать понятие о массовом и зарядовом числе;

  • сформировать умения пользоваться правилом смещения, вычислять дефект масс и энергетический выход ядерных реакций;

  • познакомить обучающихся с устройством принципом действия ядерного реактора на медленных нейтронах.

Коррекционно-развивающая работа:

    • развитие слухового и зрительного внимания;

    • развитие обобщения, группировки, классификации;

    • совершенствование общеучебных умений планировать свои действия, оформлять результаты.

Основные знания и умения:

  • знать понятия: радиоактивность, альфа-, бета-, гамма-излучение, ядерная модель атома, зарядовое и массовое число, дозиметрия; законы: радиоактивного распада;

  • уметь определять: продукты атомных реакций на основе законов сохранения массового и зарядового числа; знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях;

  • практическое применение: ядерные реакторы, методы наблюдений и регистрации частиц в ядерной физике.


44/1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

1


Коррекция знаний

Взаимоконтроль

Строение атома

45/2

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1


Изучение нового материала

Плакат со схемой опыта Резерфорда

Работа с учебником

Строение атома

46/3

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1


Изучение нового материала

Лабораторная работа «Наблюдение линейчатых спектров излучения» (15 мин.)

Задачи-ловушки

Модели атомов

47/4

Решение задач по теме «Радиоактивные превращения атомных ядер»

1


Систематизация знаний




48/5

Экспериментальные методы исследования частиц.

1


Изучение нового материала

Фотографии треков заряженных частиц

Работа по таблице

Строение атома

49/6

Открытие протона.

1


Лекция

Фотографии треков заряженных частиц

Доклады, сообщения, презентации

Открытие атома

50/7

Открытие нейтрона.

1


Урок-конференция

Фотографии треков заряженных частиц

Работа с дополнительной литературой

Строение атома

51/8

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

1


Изучение нового материала

Презентации



52/9

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

1


Систематизация знаний

.
      

Работа со справочником

Строение атома

53/10

Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра»

1


Контроль и оценка знаний


Самостоятельная работа


54/11

Ядерные силы. Изотопы. Альфа- и бета- распад. Правило смещения

1


Комплексное применение знаний

Видеофильм


Массовое число. Зарядовое число.

55/12

Энергия связи. Дефект масс.

1


Изучение нового


Решение задач

Строение атома

56/13

Деление ядер урана. Цепная реакция.

1


Лекция

Плакат с механизмом протекания реакции деления ядра урана

Работа с учебником

Закон сохранения импульса

57/14

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

1


Частично-поисковый

Видеофильм «Ядерный реактор»

Работа с учебником


58/15

Лабораторная работа «Изучение деления ядра урана по фотографии трека»

1



Работа с учебником


59/16

Атомная энергетика

1


Урок-конференция


Исследовательские работы

Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию

60/17

Итоговая контрольная работа

1


Контроль и оценка знаний


Самостоятельная работа


61/18

Работа над ошибками

1


Коррекция знаний




62/19

Биологическое действие радиации

1


Диспут

Презентация «Атомная энергия» Лабораторная работа «Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром»(15 мин.)

Рефераты, доклады

Ядерный реактор

63/20

Получение и применение радиоактивных изотопов

1


Лекция


Исследовательские работы


64/21

Термоядерная реакция

1


Изучение нового

Презентация «Термоядерные реакции, их энергетический выход»

Синтез мыслей

Строение атома

65/22

Элементарные частицы. Античастицы



Урок-конференция




66/23

Обобщение материала темы. Подготовка к контрольной работе.

1


Систематизация знаний


Решение задач


V. Резервное время (2 часа)

67/1

Итоговое повторение

1


Систематизация знаний


Сообщения

68/2

Обобщение за курс основной школы

1


Подведение итогов