№ Календарно-тематическое планирование п/п | Дата | Тема урока | Дидактические единицы (содержание) | Виды деятельности | Требования к уровню подготовки |
по плану | факт. |
Физика и физические методы изучения природы (1ч) |
| | | Первичный инструктаж по ТБ. Физические величины и единицы их измерения. Лаб. раб № 1. Определение цены деления измерительного прибора. | Физика - наука о природе, наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины. Единицы измерения физических величин. Кратные единицы. Дольные единицы. Измерение физических величин. Международная система единиц. Демонстрации: Физические приборы. Опыты: Измерение длины. Измерение температуры. Лабораторная работа Определение цены деления измерительного прибора. | Демонстрирует уровень знаний об окружающем мире. Наблюдает и описывает различные типы физических явлений. Описывает известные свойства тел, соответствующие им физические величины и способы их измерения. Выбирает необходимые физические приборы и определяет их цену деления. Овладевает практическими умениями определять цену деления прибора. Выражает в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов. | Знать смысл понятий: физическое явление, физический закон, тело, вещество, материя. Уметь проводить наблюдения физических явлений анализировать и классифицировать их. Уметь выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов. Уметь измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру |
Первоначальные сведения о строении вещества (1ч) |
| | | Первоначальные сведения о строении вещества .Лаб.раб № 2. Измерение размеров малых тел. Инструктаж по ТБ. | Строение вещества, материальность объектов и предметов, молекула, атомы Демонстрация: Расширение тел при нагревании Метод рядов. Лабораторная работа Измерение размеров малых тел. Диффузия, тепловое движение атомов и молекул, броуновское движение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц. Демонстрации: Модель хаотического движения молекул. | Наблюдает расширение тел при нагревании. Измеряет размер малых тел методом рядов. Наблюдает, описывает и объясняют диффузию. Участвует в решении качественных задач практического содержания. Объясняет свойства вещества на основе этих моделей. | Понимать принцип действия термометра демонстрировать умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды). понимать и объяснять физические явления: диффузия.понимание причин смачивания и несмачивания тел; понимают и объясняют большую сжимаемость газов, малую сжимаемость жидкостей и твердых тел, различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов |
Взаимодействие тел (7ч) |
| | | Механическое движение. Скорость. Единицы скорости. | Механическое движение, относительность движения, состояние покоя, траектория, пройденный путь, равномерное и неравномерное движение. Демонстрации Относительность движения. Скорость, путь, время, скалярная величина, векторная величина, средняя скорость Демонстрации Равномерное прямолинейное движение. | Приводит примеры механического движения. Различает способы описания механических движений. Изображает различные траектории. Решает задачи на определение скорости, пути и времени. Выражает в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов. | Наблюдение, описание способность объяснять различные виды механического движения: механическое движение, равномерное и неравномерное движение Понимать смысл скорости, единицы измерения скорости. |
| | | Масса. Единицы массы. Лаб.раб № 4. Измерение массы тела на рычажных весах. Инструктаж по ТБ | Взаимодействие тел. Зависимость изменения скорости взаимодействующих тел от их массы. Демонстрации Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Инертность тел. Правила взвешивания. Рычажные весы. Методы измерения массы Лабораторная работа Измерение массы тела на рычажных весах | Приводит примеры движения тел по инерции. Объясняет причину такого движения. Наблюдает и описывает различные взаимодействия тел. Исследует зависимость быстроты изменения скорости тела от его массы. Выражает в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов. Измеряет массу тел на рычажных весах, соблюдая «Правила взвешивания». | Умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды Умение измерять массу. Объяснение устройства и принципа действия весов |
| | | Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. | Плотность вещества. Единицы плотности. Плотность твердых тел, жидкостей и газов. Опыт: Измерение плотности жидкости Методы измерения массы и плотности тела. | Сравнивает массы различных тел, имеющих одинаковый объем; объемы тел, имеющих одинаковые массы. Работает с таблицами плотностей. применяют полученные знания для решения практических задач повседневной жизни. | Объяснять различие в плотности воды, льда и водяного пара. Уметь пользоваться таблицей плотностей. умение находить связь между физическими величинами: плотности тела с его массой и объемом |
| | | Лаб.раб № 5. Измерение объема тела. Лаб. раб № 6. Определение плотности твердого тела. Инструктаж по ТБ | измерительный цилиндр отливной стакан, миллилитр, см³ м³ дм³ лабораторная работа измерение объема твердого тела Измерение плотности. Лабораторная работа Измерение плотности твердого тела | Овладевает навыками работы с физическим оборудованием, навыками самостоятельного приобретения новых знаний и практических умений. Измеряет плотность вещества. | Уметь измерять объем твердых тел неправильной формы. Демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием Уметь измерять плотность. Демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием. |
| | | Силы. Единицы силы. . | Деформация, сила, модуль, направление, точка приложения, ньютон, всемирное тяготение, сила тяжести. Сила упругости, Роберт Гук, жесткость, упругая деформация, вес тела, опора, подвес, невесомость Демонстрации Зависимость силы упругости от деформации пружины | Участвует в решении качественных задач практического содержания Работает с учебником. Изображает графически вес тела и силу тяжести. | Знать и уметь рассказать о физической величине «сила». Понимать причину явления тяготения. Понимать и объяснять различие в понятиях масса тела и вес тела. |
| | | Динамометр. Равнодействующая сила. Лаб.раб № 7.Градуирование пружины .Измерение сил диномометром. Инструктаж по ТБ | Динамометр. Измерение силы. Опыты: Измерение силы динамометром. Лабораторная работа «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины». | Измеряет силу. Представляет результаты измерений с помощью таблицы и графика и выясняют на этой основе эмпирическую зависимость силы упругости от удлинения пружины. | Объяснение устройства и принципа действия динамометра. Уметь измерять силу. Владение экспериментальными методами исследования зависимости силы упругости от удлинения пружины |
| | | К/Р № 2. Взаимодействие тел. | Демонстрирует умение решать задачи | Выбирает наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий | владение способами выполнения расчетов при нахождении: плотности, массы, объема, силы тяжести. |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (6ч) |
| | | Давление. Единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления. | Давление, сила давления, площадь поверхности, паскаль. Методы измерения давления. Практическое применение способов увеличения и уменьшения давления (фундамент, гусеницы, иглы, ножницы и т.д.) | Решает задачи на определения давления твердых тел на опору. Выражает в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов. Участвует в решении качественных задач практического содержания | Уметь измерять давление. понимание и способность объяснить способы уменьшения и увеличения давления |
| | | Давление газа и в жидкостях. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | Движение молекул, удары молекул, давление газа закон Паскаля Демонстрации: Закон Паскаля. Решение различных типов задач на определение давления в жидкости | Объясняет давления газов на основе молекулярно-кинетических представлений. Участвует в решении качественных задач практического содержания Выводят из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы (закон Паскаля) умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний. | понимание и способность объяснить физические явления: давление жидкостей, газов и твердых тел. Понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля. Решать задачи на применение изученных физических законов и зависимостей; |
| | | Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометр-анероид. | Вес воздуха. Атмосфера, атмосферное давление, измерение атмосферного давления. Торричелли, столб ртути, мм рт. ст. ртутный барометр. Демонстрации Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром -анероидом. Анероид, нормальное атмосферное давление, высотомеры | Объясняет существование атмосферы Земли. Измеряет атмосферное давление. Участвует в решении качественных задач практического содержания рассчитывает давление на различных высотах, высоту по разности атмосферного давления. | понимание и способность объяснить существование воздушной оболочки Земли, атмосферное давление. Умение измерять атмосферное давление. Объяснять устройство и принцип действия барометра |
| | | Архимедова сила. Лаб.раб № 10. Измерение архимедовой силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Инстр. по ТБ | закон Архимеда, формула для расчета Демонстрации: Закон Архимеда. Расчет выталкивающей силы, формулирование выводов Лабораторная работа Измерение архимедовой силы. | Объясняет причину возникновения выталкивающей силы, участвует в дискуссии, кратко и точно отвечает на вопросы. выводят из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы (закон Архимеда). Измеряет силу Архимеда. Исследует зависимость силы Архимеда от объема тела и плотности жидкости. Формулируют выводы. | Уметь приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях (давление в жидкости и газе) понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Архимеда Умение измерять силу Архимеда. владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема тела и плотности жидкости. |
| | | Плавание тел. Лаб.раб № 11. Изучение условий плавания тела в жидкости. Инструктаж по ТБ Плавание судов. | Условие плавания тел, тело тонет, тело плавает, тело всплывает Задачи на расчет архимедовой силы базового и продвинутого уровня Водный транспорт, осадка корабля, ватерлиния, водоизмещение, подводные суда, ареометр, аэростат, стратостат, подъемная сила Решение задач по теме «Плавание тел» | Наблюдает, описывает и объясняет плавание тел, умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни Исследует и формулирует условия плавания тел, овладение навыками работы с физическим оборудованием, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; Демонстрирует умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, обеспечения безопасности своей жизни, охраны окружающей среды; | понимание и способность объяснить плавание тел владение способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствие с поставленной задачи на основании использования законов Паскаля и Архимеда владение, понимание и способность объяснить плавание судов, воздухоплавание. |
| | | К/Р № 4 Давление твердых тел, жидкостей и газов \ | Демонстрирует умение решать задачи | Выбирает наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Выражает в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов | владение способами выполнения расчетов для нахождения силы Архимеда в соответствие с условием поставленной задачи на основании использования законов физики |
Работа и мощность (3ч) |
| | | Анализ к/р. Механическая работа. Единицы работы. Мощность. | Работа, Механическая работа, Условия совершения механической работы. Формула. Измерение работы. Мощность. Связь между работой и мощностью. Единицы работы и мощности. Измерение мощности. | Приводит примеры механической работы. Определяет возможность совершения механической работы. Выражает в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов решает задачи на применение изученных физических закономерностей | Понимать и объяснять смысл понятия «работа». Измерять и вычислять работу силы и мощность. Понимать смысл понятия «мощность различных механизмов и устройств. |
| | | Простые механизмы. Рычаг. Момент силы. Лаб.раб № 12. Выяснение условий равновесия рычага. Инструктаж по ТБ | Простые механизмы. Виды простых механизмов. Рычаг. Первое условие равновесия рычага. Демонстрации: Простые механизмы. Плечо силы, момент сил, расчетная формула. Условия равновесия тел. Выясняют условия равновесия рычага Лабораторные работы Исследование условий равновесия рычага. | Приводят примеры устройств, служащих для преобразования силы. Объясняют устройство и принцип действия простых механизмов, весов. умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни Проверяют условия равновесия рычага. Изучают условия равновесия неподвижного и подвижного блоков, области их применения в повседневной жизни. | Объясняют устройство и принцип действия простых механизмов, понимание и способность объяснять равновесие тел. Понимают условия равновесия рычага. Умение измерять: плечо силы, момент силы, владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч для равновесия рычага |
| | | Итоговая контрольная работа за курс 7 класса в рамках промежуточной аттестации | Механическое движение, плотность вещества, давление твердых тел, жидкостей и газов, архимедова сила, работа и мощность, простые механизмы. | применяют теоретические знания по физике на практике, решают физические задачи на применение полученных знаний; | владение способами выполнения расчетов в соответствие с поставленной задачи на основании использования законов физики |