№ урока | Дата | Тема урока | УУД | Оборудование |
План | Факт |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | Формировать умения ставить цели деятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, развивать способности ясно и четко излагать свои мысли. Производить измерения физических величин. Высказывать гипотезы для наблюдаемых явлений. Предлагать модели явлений. Указывать границы применимости физических законов | |
1 | Сентябрь | 05 | Инструктаж по технике безопасности. Повторение. | Знать/понимать смысл понятий: «физическое явление», «гипотеза», «закон», «теория»; уметь отличать гипотезы от научных теорий Знать/понимать сущность моделирования физических явлений и процессов | |
РАЗДЕЛ 1 МЕХАНИКА (24 часа) 1. Кинематика (9 часов) | Представлять механическое движение тела уравнениями зависимости координат и проекций скорости от времени. Представлять механическое движение тела графиками зависимости координат и проекций скорости от времени. Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. Приобрести опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей | |
2 | Сентябрь | 08 | Механическое движение, виды движений, его характеристики | Знать различные виды механического движения, знать/понимать смысл физических величин: «координата», «скорость», «ускорение» Уметь назвать основные признаки, отличающие поступательное, вращательное и плоское движение | |
3 | Сентябрь | 12 | Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач. | Знать уравнения зависимости скорости и координаты от времени при прямолинейном равнопеременном движении | |
4 | Сентябрь 26 | 15 | Графики равномерного прямолинейного движения. Решение задач. | Уметь читать и анализировать графики зависимости скорости и координаты от времени, уметь составлять уравнения по приведенным графикам | |
5 | Сентябрь 26 | 19 | Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. | Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям. Знать/понимать смысл понятий: «частота и период обращения», «центростремительное ускорение» | |
6 | Сентябрь 29 | 22 | Прямолинейное равноускоренное движение | Уметь находить проекции векторов скорости и ускорения на координатные оси, составлять уравнения движения в проекциях Уметь решать графические задачи, задачи на одновременное движение двух тел Уметь решать задачи на определение высоты и дальности полета, времени движения для тел, брошенных под углом к горизонту | |
7 | Сентябрь 30 | 26 | Решение задач на движение с постоянным ускорением. | Уметь решать задачи на определение скорости и центростремительного ускорения точки при равномерном движении по окружности | |
8 | Октябрь 03 | 29 | Ускорение. Движение с постоянным ускорением Уравнение движения с постоянным ускорением. §11 - 14, упр3 (№2,3) | Знать и понимать смысл физических понятий «механическое движение», «материальная точка», «поступательное движение» | |
9 | Октябрь 06 | 03 | Свободное падение тел. Движение с ускорением свободного падения §15,16 | Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям. | |
10 | Октябрь | 10 | Равномерное движение точки по окружности. Угловая и линейная скорости §17-19 вопросы | | |
11 | Октябрь | 13 | Решение задач и повторение материала по теме «Основы кинематики» | | |
12 | Октябрь | 17 | Контрольная работа №1 «Кинематика» | Уметь применять полученные знания при решении задач | |
2. Динамика (8 часов) | Измерять массу тела . Измерять силы взаимодействия тел. Вычислять значения сил по известным значениям масс взаимодействующих тел и их ускорений. Вычислять значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел. Вычислять значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел. Применять закон всемирного тяготения при расчетах сил и ускорений взаимодействующих тел. Измерять силы взаимодействия тел. Вычислять значения сил и ус корений | |
13 | Октябрь | 20 | Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. | Знать и понимать смысл понятий «инерциальная и неинерциальная система отсчета». Знать первый закон Ньютона., границы его применимости. Уметь применять 1 закон Ньютона к объяснению явлений и процессов в природе и технике. | |
14 | Октябрь | 24 | Понятие силы как меры взаимодействия тел. Решение задач. | Знать/понимать смысл понятий « взаимодействие», «инертность», «инерция». Знать/понимать смысл величин «сила», «ускорение» Уметь иллюстрировать точки приложения сил и их направление. | |
15 | Октябрь | 27 | Второй и третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Принцип относительности в механике.25-28 | Знать /понимать смысл законов Ньютона, уметь применять их для объяснения механических явлений и процессов. Уметь находить равнодействующую нескольких сил. Приводить примеры опытов, иллюстрирующих границы применимости законов Ньютона. Знать/понимать смысл понятий: «инерциальная и неинерциальная система отсчета», смысл принципа относительности Галилея | |
16 | Ноябрь | 07 | Силы в природе. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и вес. Невесомость. 29-33 | Знать/понимать смысл прямой и обратной задач механики; знать историю открытия закона всемирного тяготения. Знать/понимать смысл понятий: «всемирное тяготение», «сила тяжести»; смысл величин: «постоянная всемирного тяготения», «ускорение свободного падения» Знать историю открытия закона всемирного тяготения. Знать/понимать смысл величин «постоянная всемирного тяготения» Знать/понимать формулу для вычисления ускорения свободного падения на разных планетах и на разной высоте над поверхностью планеты Знать/понимать смысл физической величины «сила тяжести». Знать/понимать смысл физической величины «вес тела» и физических явлений – невесомость и перегрузки. | |
17 | ноябрь | 10 | Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и вес» | Уметь решать задачи на определение сил. | |
18 | | 14 | Силы упругости и силы трения. | Знать /понимать смысл понятий: «упругость», «деформация», «трение», смысл величин «жесткость», коэффициент трения», закон Гука, законы трения. Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия динамометра, уметь опытным путем определять жесткость пружины и коэффициент трения | |
19 | | 17 | Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости» Решение задач. | Уметь пользоваться приборами. Уметь решать задачи на определение сил. | |
3. Законы сохранения (7 часов) | Применять закон сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Вычислять работу сил и изменение кинетической энергии тела. Вычислять потенциальную энергию тел в гравитационном поле. Находить потенциальную энергию упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применять закон сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости. | |
20 | Ноябрь | 21 | Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | Знать/понимать смысл величин «импульс тела», «импульс силы», уметь вычислять изменение импульса тела в случае прямолинейного движения. Уметь вычислять изменение импульса тела при ударе о поверхность. Знать/понимать смысл закона сохранения импульса. | |
21 | Ноябрь | 24 | Решение задач (закон сохранения импульса) | Уметь приводить примеры практического использования закона сохранения импульса. Знать достижения отечественной космонавтики. Уметь применять знания на практике. | |
22 | Декабрь | 05. | Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела. Кинетическая энергия §43-46 | Знать/понимать смысл величин «работа», «механическая энергия», уметь вычислять работу, потенциальную и кинетическую энергию тела. | |
23 | Декабрь | 08.12 | Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия. §47-49 | | |
| Декабрь | 12 | Закон сохранения энергии в механике » Лабораторная работа № 2 «Изучение закона сохранения механической энергии §50-51, | Знать и понимать смысл понятий «энергии», виды энергии и закона сохранения энергии. Знать границы применимости закона сохранения энергии Уметь описывать и объяснять процессы изменения кинетической и потенциальной энергии тела при совершении работы; делать выводы на основе экспериментальных данных. Знать формулировку закона сохранения механической энергии. Работать с оборудованием и уметь измерять. | Штатив с муфтой и лапкой, динамометр лабораторный, линейка, груз на нити |
| Декабрь | 15 | Обобщение на законы сохранения в механике. Решение задач | Знать/понимать смысл законов динамики, всемирного тяготения, законов сохранения. Знать вклад российских ученых и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие механики, уметь описывать и объяснять движение небесных тел и ИСЗ | |
| Декабрь | 19 | Элементы статики. Условия равновесия твердого тела. §52-54, | | |
24 | Декабрь | 22 | Контрольная работа № 2 «Динамика. Законы сохранения в механике» | Уметь применять полученные знания и умения при решении задач. | |
РАЗДЕЛ 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА, ТЕРМОДИНАМИКА (20 часов) 1. Основы молекулярно –кинетической теории (5 часов) | Выполнять эксперименты, служащие обоснованию молекулярно – кинетической теории. Различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твердых тел. Решать задачи с применением основного уравнения молекулярно – кинетической теории газов | |
25 | январь | 09 | Основные положения МКТ и их опытное обоснование. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Силы взаимодействия молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел. §55-60 | Знать/понимать смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула». Знать/понимать основные положения МКТ, уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества Уметь описывать и объяснять эксперименты, лежащие в основе МКТ | |
26 | январь | 12 | Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ. §61-63 | Знать/понимать смысл величин «молярная масса», «количество вещества», «постоянная Авогадро» Уметь решать задачи на определение числа молекул, количества вещества, массы вещества и массы одной молекулы | |
2. Температура. Энергия теплового движения молекул (2 часа) | Распознавать тепловые явления и объяснять основные свойства или условия протекания этих явлений Знать/понимать смысл понятия «абсолютная температура», постоянной Больцмана, связь между абсолютной температурой газа и средней кинетической энергией движения молекул. Уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре. | |
27 | Январь | 16 | Температура. Тепловое равновесие §64-67 Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул |
3. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы (4 часа) | Определять параметры вещества в газообразном состоянии на основании уравнения идеального газа. Представлять графиками изопроцессы. Исследовать экспериментально зависимостьV(T) в изобарном процессе | |
28 | Январь | 19 | Уравнение состояния идеального газа. §68 | Знать уравнение состояния идеального газа Уметь выводить уравнение состояния идеального газа в форме, полученной Менделеевым, и в форме, полученной Клайпероном Знать/понимать смысл законов Бойля – Мариотта, Гей-Люссака и Шарля | |
29 | | 23 | Газовые законы. §69 |
30 | Январь | 26 | Решение задач на изопроцессы. §68-69 | Уметь определять параметры газа в изопроцессах, уметь определять вид процесса по графику. Уметь рассчитывать параметры газа для циклических процессов, решать экспериментальные и графические задачи | |
31 | | 30 | Изучить Лабораторная работа № 3 «Опытная проверка закона Гей – Люссака» | Уметь рассчитывать параметры газа для циклических процессов, решать экспериментальные и графические задачи | Стеклянная трубка, запаянная с одного конца, цилиндрический сосуд с горячей водой, стакан с холодной водой, кусочек пластилина |
4. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела (3 часа) | Измерять влажность воздуха | |
32 | Февраль | 02 | Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение и испарение жидкостей. §70-71 | Знать/понимать смысл понятий: «кипение», «испарение», «парообразование»; смысл величин: «относительная влажность», «парциальное давление» Уметь описывать и объяснять свойства насыщенного и ненасыщенного пара | |
33 | | 06 | Влажность воздуха и ее измерение. §72 Решение задач | Уметь измерять относительную влажность воздуха. Уметь решать экспериментальные и творческие задачи, связанные с относительной влажностью воздуха Знать/понимать смысл понятия: «поверхностное натяжение», уметь приводить примеры проявления капиллярных явлений и их практического применения Уметь измерять коэффициент поверхностного натяжения жидкости | |
34 | | 09 | Кристаллические и аморфные тела §73-74 | Знать/понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел Знать/понимать закон Гука в интегральной и дифференциальной форме, знать зависимость жесткости тела от размеров и рода вещества | |
5. Основы термодинамики (7 часов) | Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Рассчитывать изменения внутренней энергии тел, работу в переданное количество теплоты на основании первого закона термодинамики. Объяснять принципы действия тепловых машин. Уметь вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссиях, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения | |
35 | Февраль | 13 | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. §75-76 | Знать/понимать смысл величины: «внутренняя» энергия. Знать формулу для вычисления внутренней энергии Знать/понимать смысл понятий: «количество теплоты», «работа». Уметь вычислять работу газа при изобарном расширении/сжатии уметь вычислять работу газа в циклических процессах | |
36 | Февраль | 16 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость §77 Решение расчетных задач по теме: «Количество теплоты». | Знать/понимать смысл понятий «количество теплоты», «удельная теплоемкость» | |
37 | Февраль | 20 | Первый закон термодинамики и его применение к различным процессам. §78-79 | Знать/понимать смысл первого закона термодинамики. Уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа Знать/понимать формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов | |
38 | | 27 | Решение задач по теме «Применение первого закона термодинамики» | Уметь решать задачи на определение работы, количества теплоты и изменения внутренней энергии газа в изопроцессах, в циклических процессах | |
39 | МАРТ | 02 | Необратимость процессов в природе. Решение задач. Второй закон термодинамики. §80-81 | Знать/понимать смысл понятия «адиабатный процесс»; знать формулировку первого закона термодинамики для адиабатного процесса Знать/понимать смысл второго закона термодинамики Знать/понимать смысл понятий «обратимые и необратимые процессы», , уметь объяснять причины повышения/понижения температуры газа при адиабатном сжатии/расширении | |
40 | | 06 | Принцип действия и КПД тепловых двигателей §82 | Знать/понимать устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД Уметь описывать и объяснять протекание процессов в цикле Карно Знать/понимать основные виды тепловых двигателей: ДВС, паровая и газовая турбины, реактивный двигатель | |
41 | | 09 | Обобщающий урок по разделу: «Молекулярная физика. Термодинамика» | Знать/понимать роль тепловых двигателей в техническом прогрессе, значение тепловых двигателей для экономических процессов, влияние экономических и экологических требований на совершенствование тепловых машин, основные направления НТП в этой сфере. Знать имена российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на создание и совершенствование тепловых машин. Уметь использовать различные источники информации для подготовки докладов и рефератов по данной теме Знать/понимать первый и второй законы термодинамики; уметь вычислять работу газа, количество теплоты, изменение внутренней энергии, КПД тепловых двигателей, силу поверхностного натяжения, относительную влажность воздуха. Знать/понимать строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел, уметь объяснять физические явления и процессы с применением основных положений МКТ | |
42 | март | 13 | Контрольная работа № 3 «Молекулярная физика. Основы термодинамики.» | | |
РАЗДЕЛ 3 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (22 ЧАСА) 1. Электростатика (9 часов) | Вычислять силы взаимодействия точечных электрических зарядов .Вычислять напряженность электрического поля точечного электрического заряда. Вычислять потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Вычислять энергию поля заряженного конденсатора | |
43 | Март | 16 | Электродинамика. Строение атома. Электрон. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. §83-88. | Знать/понимать смысл физических величин: «электрический заряд», «элементарный электрический заряд»; знать смысл закона сохранения заряда Уметь объяснять процесс электризации тел Знать/понимать смысл закона Кулона, уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия. Уметь решать задачи на определение условий равновесия системы двух и более заряженных тел | |
44 | Март | 20 | Решение задач (закон сохранения электрического заряда и закон Кулона) | Знать и понимать применять при решении задач закон сохранения электрического заряда, закон Кулона | |
45 | Март | 23 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Решение задач. §89-92. | Знать/понимать смысл величины «напряженность», уметь вычислять напряженность поля точечного заряда и бесконечной заряженной плоскости. Уметь применять принцип суперпозиции электрических полей для расчета напряженности | |
46 | АПРЕЛЬ | 03 | Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. §93-95 | Знать смысл понятия напряженности силовых линий электрического поля. | |
47 | | 06 | Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью поля и напряжением. §96-98 | Знать/понимать смысл физических величин: «потенциал», «работа электрического поля»; уметь вычислять потенциал поля точечного заряда и бесконечной заряженной плоскости. Уметь применять принцип суперпозиции электрических полей для расчета потенциала Знать/понимать смысл физических величин «потенциал», «работа электрического поля». Уметь вычислять работу поля и потенциал поля точечного заряда. | |
48 | Апрель | 10 | Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. §99-101 | Знать/понимать смысл величины «электрическая емкость» Уметь вычислять емкость плоского конденсатора | |
49 | | 13 | Решение задач по теме «Энергетические характеристики электрического поля. Конденсаторы» | Уметь применять полученные знания и навыки при решении экспериментальных, графических, качественных и расчетных задач. | |
2. Законы постоянного тока (8 часов) | Выполнять расчеты сил токов и напряжений на участках электрических цепей. Измерять мощность электрического тока. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. | |
50 | Апрель | 17 | Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. §102-105 | Знать/понимать смысл понятий «электрический ток», «источник тока», условия существования электрического тока, смысл величин «сила тока», «напряжение» Знать/понимать смысл закона Ома для участка цепи, уметь определять сопротивление проводников. Знать формулу зависимости сопротивления проводника от его геометрических размеров и рода вещества, из которого он изготовлен. Знать и уметь применять при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников | |
51 | Апрель | 20 | Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | Уметь собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников. Знать и уметь применять при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников. | Источник тока, два проволочных резистора, амперметр, вольтметр, реостат, соединительные провода |
52 | Апрель | 24 | Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. §106 - 108 | Знать и уметь применять при решении задач формул для вычисления работы и мощности электрического тока. Уметь описывать и объяснять процессы, происходящие в проводниках при прохождении через них электрического тока Знать формулировку закона Ома для полной цепи. Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. | |
53 | апрель | 27 | Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, знать формулировку закона Ома для полной цепи, планировать эксперимент, выполнять измерения и вычисления. | Аккумулятор или батарейка(4,5В), вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода |
54 | май | 04 | Решение задач (Законы постоянного тока) | Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи; уметь определять работу и мощность электрического тока | |
55 | Май | 11 | Контрольная работа № 4 «Электростатика. Законы постоянного тока» | Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи; уметь определять работу и мощность электрического тока при параллельном и последовательном соединении проводников | |
3. Электрический ток в различных средах (5 часов) | Использовать знания об электрическом токе в различных средах в повседневной жизни для обеспечения: безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами; сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде. | |
56 | Май | 15 | Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. §109-112 | Уметь объяснять природу электрического тока в металлах, знать основы электронной теории, уметь объяснять причину увеличения сопротивления металлов с ростом температуры. Знать и понимать значение сверхпроводников в современных технологиях | |
57 | Май | 18 | Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов. §113-116 | Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического заряда в полупроводниках. | |
58 | Май | 22 | Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. §117-118 | Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического заряда в вакууме. | |
59 | Май | 25 | Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. §119-123 | Знать /понимать законы Фарадея, процесс электролиза и его техническое применение. Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в газах. | |
| | 29 | | | |