СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно- тематическое планирование по физике для 10 класса.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование разработано к учбнику Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский.

Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематическое планирование по физике для 10 класса.»

III. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС (68 часов, 2 часа в неделю)

урока

Дата

Тема урока

УУД

Оборудование

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Формировать умения ставить цели деятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, развивать способности ясно и четко излагать свои мысли. Производить измерения физических величин. Высказывать гипотезы для наблюдаемых явлений. Предлагать модели явлений. Указывать границы применимости физических законов


1

Сентябрь

05

Инструктаж по технике безопасности. Повторение.

Знать/понимать смысл понятий: «физическое явление», «гипотеза», «закон», «теория»; уметь отличать гипотезы от научных теорий

Знать/понимать сущность моделирования физических явлений и процессов


РАЗДЕЛ 1 МЕХАНИКА (24 часа)


1. Кинематика (9 часов)

Представлять механическое движение тела уравнениями зависимости координат и проекций скорости от времени. Представлять механическое движение тела графиками зависимости координат и проекций скорости от времени. Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. Приобрести опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей


2

Сентябрь

08

Механическое движение, виды движений, его характеристики

Знать различные виды механического движения, знать/понимать смысл физических величин: «координата», «скорость», «ускорение»

Уметь назвать основные признаки, отличающие поступательное, вращательное и плоское движение


3

Сентябрь

12

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач.

Знать уравнения зависимости скорости и координаты от времени при прямолинейном равнопеременном движении


4

Сентябрь

26

15

Графики равномерного прямолинейного движения. Решение задач.

Уметь читать и анализировать графики зависимости скорости и координаты от времени, уметь составлять уравнения по приведенным графикам


5

Сентябрь

26

19

Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей.

Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям. Знать/понимать смысл понятий: «частота и период обращения», «центростремительное ускорение»


6

Сентябрь

29

22

Прямолинейное равноускоренное движение

Уметь находить проекции векторов скорости и ускорения на координатные оси, составлять уравнения движения в проекциях Уметь решать графические задачи, задачи на одновременное движение двух тел Уметь решать задачи на определение высоты и дальности полета, времени движения для тел, брошенных под углом к горизонту


7

Сентябрь

30

26

Решение задач на движение с постоянным ускорением.

Уметь решать задачи на определение скорости и центростремительного ускорения точки при равномерном движении по окружности


8

Октябрь

03

29

Ускорение. Движение с постоянным ускорением Уравнение движения с постоянным ускорением. §11 - 14, упр3 (№2,3)

Знать и понимать смысл физических понятий «механическое движение», «материальная точка», «поступательное движение»


9

Октябрь

06

03

Свободное падение тел. Движение с ускорением свободного падения §15,16

Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям.


10

Октябрь

10

Равномерное движение точки по окружности. Угловая и линейная скорости §17-19 вопросы




11

Октябрь

13

Решение задач и повторение материала по теме «Основы кинематики»



12

Октябрь

17

Контрольная работа №1 «Кинематика»

Уметь применять полученные знания при решении задач


2. Динамика (8 часов)

Измерять массу тела . Измерять силы взаимодействия тел. Вычислять значения сил по известным значениям масс взаимодействующих тел и их ускорений. Вычислять значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел. Вычислять значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел. Применять закон всемирного тяготения при расчетах сил и ускорений взаимодействующих тел. Измерять силы взаимодействия тел. Вычислять значения сил и ус корений

13

Октябрь

20

Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона.

Знать и понимать смысл понятий «инерциальная и неинерциальная система отсчета». Знать первый закон Ньютона., границы его применимости. Уметь применять 1 закон Ньютона к объяснению явлений и процессов в природе и технике.


14

Октябрь

24

Понятие силы как меры взаимодействия тел. Решение задач.

Знать/понимать смысл понятий « взаимодействие», «инертность», «инерция».

Знать/понимать смысл величин «сила», «ускорение»

Уметь иллюстрировать точки приложения сил и их направление.


15

Октябрь

27

Второй и третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Принцип относительности в механике.25-28

Знать /понимать смысл законов Ньютона, уметь применять их для объяснения механических явлений и процессов. Уметь находить равнодействующую нескольких сил. Приводить примеры опытов, иллюстрирующих границы применимости законов Ньютона. Знать/понимать смысл понятий: «инерциальная и неинерциальная система отсчета», смысл принципа относительности Галилея


16

Ноябрь

07

Силы в природе. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и вес. Невесомость. 29-33

Знать/понимать смысл прямой и обратной задач механики; знать историю открытия закона всемирного тяготения. Знать/понимать смысл понятий: «всемирное тяготение», «сила тяжести»; смысл величин: «постоянная всемирного тяготения», «ускорение свободного падения»

Знать историю открытия закона всемирного тяготения. Знать/понимать смысл величин «постоянная всемирного тяготения»

Знать/понимать формулу для вычисления ускорения свободного падения на разных планетах и на разной высоте над поверхностью планеты

Знать/понимать смысл физической величины «сила тяжести». Знать/понимать смысл физической величины «вес тела» и физических явлений – невесомость и перегрузки.


17

ноябрь

10

Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и вес»

Уметь решать задачи на определение сил.


18


14

Силы упругости и силы трения.

Знать /понимать смысл понятий: «упругость», «деформация», «трение», смысл величин «жесткость», коэффициент трения», закон Гука, законы трения. Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия динамометра, уметь опытным путем определять жесткость пружины и коэффициент трения


19


17

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости» Решение задач.

Уметь пользоваться приборами. Уметь решать задачи на определение сил.


3. Законы сохранения (7 часов)

Применять закон сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Вычислять работу сил и изменение кинетической энергии тела. Вычислять потенциальную энергию тел в гравитационном поле. Находить потенциальную энергию упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применять закон сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости.


20

Ноябрь

21

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Знать/понимать смысл величин «импульс тела», «импульс силы», уметь вычислять изменение импульса тела в случае прямолинейного движения. Уметь вычислять изменение импульса тела при ударе о поверхность. Знать/понимать смысл закона сохранения импульса.


21

Ноябрь

24

Решение задач (закон сохранения импульса)

Уметь приводить примеры практического использования закона сохранения импульса. Знать достижения отечественной космонавтики. Уметь применять знания на практике.


22

Декабрь

05.

Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела. Кинетическая энергия §43-46

Знать/понимать смысл величин «работа», «механическая энергия», уметь вычислять работу, потенциальную и кинетическую энергию тела.


23

Декабрь

08.12

Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия. §47-49





Декабрь

12

Закон сохранения энергии в механике

» Лабораторная работа № 2 «Изучение закона сохранения механической энергии §50-51,

Знать и понимать смысл понятий «энергии», виды энергии и закона сохранения энергии. Знать границы применимости закона сохранения энергии

Уметь описывать и объяснять процессы изменения кинетической и потенциальной энергии тела при совершении работы; делать выводы на основе экспериментальных данных. Знать формулировку закона сохранения механической энергии. Работать с оборудованием и уметь измерять.

Штатив с муфтой и лапкой, динамометр лабораторный, линейка, груз на нити


Декабрь

15

Обобщение на законы сохранения в механике. Решение задач

Знать/понимать смысл законов динамики, всемирного тяготения, законов сохранения. Знать вклад российских ученых и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие механики, уметь описывать и объяснять движение небесных тел и ИСЗ



Декабрь

19

Элементы статики. Условия равновесия твердого тела. §52-54,




24

Декабрь

22

Контрольная работа № 2 «Динамика. Законы сохранения в механике»

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.


РАЗДЕЛ 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА, ТЕРМОДИНАМИКА

(20 часов)


1. Основы молекулярно –кинетической теории (5 часов)

Выполнять эксперименты, служащие обоснованию молекулярно – кинетической теории. Различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твердых тел. Решать задачи с применением основного уравнения молекулярно – кинетической теории газов


25

январь

09

Основные положения МКТ и их опытное обоснование. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Силы взаимодействия молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел. §55-60

Знать/понимать смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула». Знать/понимать основные положения МКТ, уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества

Уметь описывать и объяснять эксперименты, лежащие в основе МКТ


26

январь

12

Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ. §61-63


Знать/понимать смысл величин «молярная масса», «количество вещества», «постоянная Авогадро» Уметь решать задачи на определение числа молекул, количества вещества, массы вещества и массы одной молекулы


2. Температура. Энергия теплового движения молекул (2 часа)

Распознавать тепловые явления и объяснять основные свойства или условия протекания этих явлений

Знать/понимать смысл понятия «абсолютная температура», постоянной Больцмана, связь между абсолютной температурой газа и средней кинетической энергией движения молекул. Уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре.


27


Январь


16

Температура. Тепловое равновесие §64-67

Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул

3. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы (4 часа)

Определять параметры вещества в газообразном состоянии на основании уравнения идеального газа. Представлять графиками изопроцессы. Исследовать экспериментально зависимостьV(T) в изобарном процессе


28

Январь

19

Уравнение состояния идеального газа. §68

Знать уравнение состояния идеального газа Уметь выводить уравнение состояния идеального газа в форме, полученной Менделеевым, и в форме, полученной Клайпероном Знать/понимать смысл законов Бойля – Мариотта, Гей-Люссака и Шарля


29


23

Газовые законы. §69

30

Январь

26

Решение задач на изопроцессы. §68-69

Уметь определять параметры газа в изопроцессах, уметь определять вид процесса по графику. Уметь рассчитывать параметры газа для циклических процессов, решать экспериментальные и графические задачи


31


30

Изучить Лабораторная работа № 3 «Опытная проверка закона Гей – Люссака»

Уметь рассчитывать параметры газа для циклических процессов, решать экспериментальные и графические задачи

Стеклянная трубка, запаянная с одного конца, цилиндрический сосуд с горячей водой, стакан с холодной водой, кусочек пластилина

4. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела (3 часа)

Измерять влажность воздуха


32

Февраль

02

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение и испарение жидкостей. §70-71

Знать/понимать смысл понятий: «кипение», «испарение», «парообразование»; смысл величин: «относительная влажность», «парциальное давление» Уметь описывать и объяснять свойства насыщенного и ненасыщенного пара


33


06

Влажность воздуха и ее измерение. §72

Решение задач

Уметь измерять относительную влажность воздуха. Уметь решать экспериментальные и творческие задачи, связанные с относительной влажностью воздуха Знать/понимать смысл понятия: «поверхностное натяжение», уметь приводить примеры проявления капиллярных явлений и их практического применения Уметь измерять коэффициент поверхностного натяжения жидкости


34


09

Кристаллические и аморфные тела §73-74

Знать/понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел Знать/понимать закон Гука в интегральной и дифференциальной форме, знать зависимость жесткости тела от размеров и рода вещества


5. Основы термодинамики (7 часов)

Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Рассчитывать изменения внутренней энергии тел, работу в переданное количество теплоты на основании первого закона термодинамики. Объяснять принципы действия тепловых машин. Уметь вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссиях, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения


35

Февраль

13

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. §75-76

Знать/понимать смысл величины: «внутренняя» энергия. Знать формулу для вычисления внутренней энергии Знать/понимать смысл понятий: «количество теплоты», «работа». Уметь вычислять работу газа при изобарном расширении/сжатии уметь вычислять работу газа в циклических процессах


36

Февраль

16

Количество теплоты. Удельная теплоемкость §77 Решение расчетных задач по теме: «Количество теплоты».

Знать/понимать смысл понятий «количество теплоты», «удельная теплоемкость»


37

Февраль

20

Первый закон термодинамики и его применение к различным процессам. §78-79

Знать/понимать смысл первого закона термодинамики. Уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа Знать/понимать формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов


38


27

Решение задач по теме «Применение первого закона термодинамики»

Уметь решать задачи на определение работы, количества теплоты и изменения внутренней энергии газа в изопроцессах, в циклических процессах


39

МАРТ

02

Необратимость процессов в природе. Решение задач. Второй закон термодинамики. §80-81

Знать/понимать смысл понятия «адиабатный процесс»; знать формулировку первого закона термодинамики для адиабатного процесса Знать/понимать смысл второго закона термодинамики Знать/понимать смысл понятий «обратимые и необратимые процессы», , уметь объяснять причины повышения/понижения температуры газа при адиабатном сжатии/расширении


40


06

Принцип действия и КПД тепловых двигателей §82

Знать/понимать устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД Уметь описывать и объяснять протекание процессов в цикле Карно Знать/понимать основные виды тепловых двигателей: ДВС, паровая и газовая турбины, реактивный двигатель


41


09

Обобщающий урок по разделу: «Молекулярная физика. Термодинамика»

Знать/понимать роль тепловых двигателей в техническом прогрессе, значение тепловых двигателей для экономических процессов, влияние экономических и экологических требований на совершенствование тепловых машин, основные направления НТП в этой сфере. Знать имена российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на создание и совершенствование тепловых машин. Уметь использовать различные источники информации для подготовки докладов и рефератов по данной теме Знать/понимать первый и второй законы термодинамики; уметь вычислять работу газа, количество теплоты, изменение внутренней энергии, КПД тепловых двигателей, силу поверхностного натяжения, относительную влажность воздуха. Знать/понимать строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел, уметь объяснять физические явления и процессы с применением основных положений МКТ


42

март

13

Контрольная работа № 3 «Молекулярная физика. Основы термодинамики.»



РАЗДЕЛ 3 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (22 ЧАСА)


1. Электростатика (9 часов)

Вычислять силы взаимодействия точечных электрических зарядов .Вычислять напряженность электрического поля точечного электрического заряда. Вычислять потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Вычислять энергию поля заряженного конденсатора


43

Март

16

Электродинамика. Строение атома. Электрон. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. §83-88.

Знать/понимать смысл физических величин: «электрический заряд», «элементарный электрический заряд»; знать смысл закона сохранения заряда Уметь объяснять процесс электризации тел

Знать/понимать смысл закона Кулона, уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия. Уметь решать задачи на определение условий равновесия системы двух и более заряженных тел


44

Март

20

Решение задач (закон сохранения электрического заряда и закон Кулона)

Знать и понимать применять при решении задач закон сохранения электрического заряда, закон Кулона


45

Март

23

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Решение задач. §89-92.

Знать/понимать смысл величины «напряженность», уметь вычислять напряженность поля точечного заряда и бесконечной заряженной плоскости. Уметь применять принцип суперпозиции электрических полей для расчета напряженности


46

АПРЕЛЬ

03

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

§93-95

Знать смысл понятия напряженности силовых линий электрического поля.


47


06

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью поля и напряжением. §96-98

Знать/понимать смысл физических величин: «потенциал», «работа электрического поля»; уметь вычислять потенциал поля точечного заряда и бесконечной заряженной плоскости. Уметь применять принцип суперпозиции электрических полей для расчета потенциала

Знать/понимать смысл физических величин «потенциал», «работа электрического поля». Уметь вычислять работу поля и потенциал поля точечного заряда.


48

Апрель

10

Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. §99-101

Знать/понимать смысл величины «электрическая емкость» Уметь вычислять емкость плоского конденсатора


49


13

Решение задач по теме «Энергетические характеристики электрического поля. Конденсаторы»

Уметь применять полученные знания и навыки при решении экспериментальных, графических, качественных и расчетных задач.


2. Законы постоянного тока (8 часов)

Выполнять расчеты сил токов и напряжений на участках электрических цепей. Измерять мощность электрического тока. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.


50

Апрель

17

Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. §102-105

Знать/понимать смысл понятий «электрический ток», «источник тока», условия существования электрического тока, смысл величин «сила тока», «напряжение»

Знать/понимать смысл закона Ома для участка цепи, уметь определять сопротивление проводников. Знать формулу зависимости сопротивления проводника от его геометрических размеров и рода вещества, из которого он изготовлен. Знать и уметь применять при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников


51

Апрель

20

Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

Уметь собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников. Знать и уметь применять при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников.

Источник тока, два проволочных резистора, амперметр, вольтметр, реостат, соединительные провода

52

Апрель

24

Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. §106 - 108

Знать и уметь применять при решении задач формул для вычисления работы и мощности электрического тока. Уметь описывать и объяснять процессы, происходящие в проводниках при прохождении через них электрического тока

Знать формулировку закона Ома для полной цепи. Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.


53

апрель

27

Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, знать формулировку закона Ома для полной цепи, планировать эксперимент, выполнять измерения и вычисления.

Аккумулятор или батарейка(4,5В), вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода

54

май

04

Решение задач (Законы постоянного тока)

Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи; уметь определять работу и мощность электрического тока


55

Май

11

Контрольная работа № 4 «Электростатика. Законы постоянного тока»

Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи; уметь определять работу и мощность электрического тока при параллельном и последовательном соединении проводников


3. Электрический ток в различных средах (5 часов)

Использовать знания об электрическом токе в различных средах в повседневной жизни для обеспечения: безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами; сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде.


56

Май

15

Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. §109-112

Уметь объяснять природу электрического тока в металлах, знать основы электронной теории, уметь объяснять причину увеличения сопротивления металлов с ростом температуры. Знать и понимать значение сверхпроводников в современных технологиях


57

Май

18

Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов. §113-116

Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического заряда в полупроводниках.


58

Май

22

Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. §117-118

Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического заряда в вакууме.


59

Май

25

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. §119-123

Знать /понимать законы Фарадея, процесс электролиза и его техническое применение.

Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в газах.




29