Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Канютинская основная школа»
Холм- Жирковского района Смоленской области
(МБОУ «Канютинская ОШ»)
Программа
«Выявление и развитие способностей к физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся и их социализация
на уроках физической культуры»
Составитель: Андрианова Е. В.,
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
д. Канютино, 2019
Введение
Детство - то один из самых ответственных периодов, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Ребенок стремится понять себя самого: осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве, осмыслить свои права и обязанности. Естественно, что все эти признаки проходят эволюцию на протяжении становления ребенка от младшего школьника до выпускника учебного заведения
Непременным условием социализации подростка является его общение со сверстниками, которое складывается в общеобразовательной школе и различных неформальных подростковых объединениях.
Приобретение социального опыта ребенка зависит от того, какие межличностные отношения складываются в обществе сверстников, во всех конкретных малых группах, в которые он входит. И этим подчеркивается важная роль социального окружения на развитие личности подростка и его социализацию.
Социализация личности представляет собой сложный непрерывный процесс взаимодействия человека с обществом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, включается в различные виды деятельности, испытывает на себе разнообразные влияния окружающей среды, выполняет новые социальные роли. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Основными функциями школы, как воспитательной организации в процессе социализации можно считать по А.В. Мудрику следующие:
приобщение человека к культуре общества;
создание условий для индивидуального развития и духовно ценностной ориентации;
автономизация подрастающих поколении от взрослых;
дифферентация воспитуемых в соответствиями с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.
В относительно социально контролируемой социализации школа играет ведущую роль, ибо именно в них человек в большей или меньшей мере приобретает институциализированные знания, нормы, опыт, т.е. именно в них осуществляется социальное воспитание.
Пояснительная записка
Программа по выявлению и развитию способностей к физкультурно-оздоровительной деятельности у обучающихся и их социализации предусматривает создание благоприятных условий для развития обучающихся, позволяет лучше узнать обучающихся, посмотреть на них с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании их индивидуальных особенностей, развитии у обучающихся способностей творческой и физкультурно-оздоровительной деятельности, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, века, любви к Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся, обеспечение их личностной и социальной самореализации, создание благоприятных условий для развития личности обучающегося как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Задачи:
-создание системы целенаправленного выявления одарённых обучающихся в разных видах спорта, организация физкультурно-спортивной деятельности обучающихся для усовершенствования процесса, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
-отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию физкультурно-спортивной деятельности обучающихся, самостоятельности мышления и инициативности, расширение возможностей для участия способных и одарённых обучающихся в городских, региональных и всероссийских соревнованиях;
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
-воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
-воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
-воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой).
Сроки реализации: 2019-2023 гг.
Программа рассчитана на учебный год для учащихся 5-9 классов. Срок реализации программы-5 лет
Планируемые результаты социализации учащихся:
повышение социальной активности учащихся, их готовности принять личное практическое участие и внести реальный вклад в улучшение социальной ситуации в классе, в школе;
повышение уровня общей культуры школьников;
формирование навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела;
развитие творческого отношения к труду.
Этапы реализации Программы.
I этап – подготовительный.
Аналитико-диагностическая деятельность. Определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности. Проводится индивидуальная оценка и выявление способностей обучающихся, создание психолого-педагогических условий реализации программы.
II этап – практический.
Апробация и использование в учебном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
III этап – обобщающий.
Диагностирование и обработка полученных результатов. Соотношение результатов реализации Программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования личности школьника.
Основные направления реализации программы
Выявление обучающих с высоким спортивным потенциалом;
Разработка форм работы;
Внедрение в учебный процесс современных технологий;
Использование активных форм и методов организации образовательного
Основные мероприятия по реализации программы
Диагностика.
Изучение диагностических методик.
Создание банка тестов для диагностирования.
Изучение круга интересов деятельности обучающихся путем анкетирования.
Изучение личностных потребностей обучающихся путем собеседования.
Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий преподавателем.
2.Развитие творческих и познавательных способностей:
Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению спортивных праздников и соревнований.
Использование в практике работы с одаренными обучающимися следующих приемов:
- выполнение спортивных нормативов ГТО;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- приобщение (в различных формах) к работе преподавателя;
- повышение степени сложности заданий;
3. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся.
План осуществления программы
Мероприятия | Решаемые задачи социализации | Срок |
1. Диагностика уровня личностных результатов (самооценка, целеполагание) | Развитие активной самостоятельной позиции. | сентябрь |
2. Выполнение заданий: | Развитие интереса к физической культуре. Развитие учебно-познавательной мотивации. Развитие активной самостоятельной позиции. | в течение года |
3. Выполнение разноуровневых, дифференцированных самостоятельных и контрольных упражнений и тестов. | Развитие творческого потенциала. Расширение кругозора. Развитие любознательности. Развитие физических качеств. | в течение года |
4. Выполнение творческих домашних заданий. | Создание условий для самореализации. Обеспечение готовности к самообразованию. Формирование целеустремленности и настойчивости. | в течение года |
5. Участие в соревнованиях, олимпиадах и конкурсах. | Оптимизация работы по выявлению способных и талантливых детей. Создание условий для саморазвития, творчества и созидания. Обеспечение взаимодействия основного и дополнительного образований. | в течение года |
6. Использование на уроке индивидуальной, групповой работы, работы в группах. | Развитие сотрудничества, толерантности. Создание условий для саморазвития, понимания смысла обучения и самообразования. | в течение года |
7. Участие в видеороликах по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни | Создание условий для становления компетентной личности. Создание условий для определения дальнейшего образования. Формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для ответственного поведения в обществе. | в течение года |
8. Создание и защита проектов | Создание условий для целеполагания. Формирование гражданско-патриотического сознания, нравственной позиции, толерантности. Осознание необходимости здорового образа жизни. Развитие бережного отношения к результатам своего труда и труда других. | |
в течение года |
9. Участие в «Неделе физической культуры». | Развитие интереса к физической культуре. Расширение кругозора. | февраль-март |
10. Создание презентаций по физической культуре и ЗОЖ | Расширение кругозора. Воспитание чувства гордости за свою Родину, любовь к России, своему народу, необходимость служения Отечеству. Стремление к самовоспитанию. | в течение года |
11. Итоговая диагностика. | Составление индивидуальной траектории развития личности каждого ребёнка | май |
Планируемые результаты:
- осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и состояния окружающего мира, роли физической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
- начальный опыт участия в пропаганде спортивно-оздоровительного поведения, в создании безопасного уклада школьной жизни;
- умение придавать оздоровительную направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать рациональное мышление и общекультурную грамотность в разных формах деятельности;
- знание основных социальных моделей, правил поведения, вариантов здорового образа жизни;
- знание норм и правил э этики, законодательства в физкультурно-оздоровительной области;
- знание традиций нравственно-этического отношения к окружающим и здоровью в культуре народов России;
- умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в окружающем социуме;
- отрицательное отношение к вредным привычкам, расточительному расходованию энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению проблем со здоровьем.
- проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях;
-увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности обучающихся на муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
- формирование опыта участия в общественно значимых делах по пропаганде физической культуры и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
- овладение умением сотрудничества (социального партнёрства);
- опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем здоровья и путей их решения.
Диагностики:
-Опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
-Субъективная оценка образа жизни и соматического здоровья (Московченко О.Н. Практикум по валеологии, Красноярск, 1999);
-Тест «Ваше здоровье»;
-Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин);
-Методика по изучению социализированности личности учащихся (М.И. Рожков).
Список литературы
Волкова Т. В. «Наука быть человеком». Волгоград, 2008.
Григорьева А. И. «Педагог как профессиональный воспитатель», Тула, 1999.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Серия «Стандарты второго поколения». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. М. «Просвещение», 2009.
4. Методика М. И. Рожковой «Изучение социализированности личности».
ФГОС основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 с внесёнными изменениями
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)
Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.
Инструкция. Выберите и отметьте цифру, наиболее точно отражающую ваше состояние в данный момент.
| 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | |
1 | Самочувствие хорошее | | | | | | | | Самочувствие плохое |
2 | Чувствую себя сильным | | | | | | | | Чувствую себя слабым |
3 | Пассивный | | | | | | | | Активный |
4 | Малоподвижный | | | | | | | | Подвижный |
5 | Веселый | | | | | | | | Грустный |
6 | Хорошее настроение | | | | | | | | Плохое настроение |
7 | Работоспособный | | | | | | | | Разбитый |
8 | Полный сил | | | | | | | | Обессиленный |
9 | Медлительный | | | | | | | | Быстрый |
10 | Бездеятельный | | | | | | | | Деятельный |
11 | Счастливый | | | | | | | | Несчастный |
12 | Жизнерадостный | | | | | | | | Мрачный |
13 | Напряженный | | | | | | | | Расслабленный |
14 | Здоровый | | | | | | | | Больной |
15 | Безучастный | | | | | | | | Увлеченный |
16 | Равнодушный | | | | | | | | Взволнованный |
17 | Восторженный | | | | | | | | Унылый |
18 | Радостный | | | | | | | | Печальный |
19 | Отдохнувший | | | | | | | | Усталый |
20 | Свежий | | | | | | | | Изнуренный |
21 | Сонливый | | | | | | | | Возбужденный |
22 | Желание отдохнуть | | | | | | | | Желание работать |
23 | Спокойный | | | | | | | | Озабоченный |
24 | Оптимистичный | | | | | | | | Пессимистичный |
25 | Выносливый | | | | | | | | Утомляемый |
26 | Бодрый | | | | | | | | Вялый |
27 | Соображать трудно | | | | | | | | Соображать легко |
28 | Рассеянный | | | | | | | | Внимательный |
29 | Полный надежд | | | | | | | | Разочарованный |
30 | Довольный | | | | | | | | Недовольный |
Обработка результатов и интерпретация
Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).
Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов п.Хиславичи равны:
самочувствие – 5,4;
активность – 5,0;
настроение – 5,1.
При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Субъективная оценка образа жизни и соматического здоровья
(Московченко О.Н. Практикум по валеологии)
1. Можете ли Вы расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к алкоголю, курению или таблеткам:
а) да, б) редко, но это мне удается, в) нет
2. Насколько Ваш реальный вес превышает адекватный?
а) превышает более чем на 50%,
б) на 25-49%,
в) на 15-24%
г) на 4-10%,
д) не более чем на 3%,
е) ниже чем на 4-10%
ж) ниже на 11-19%,
з) ниже на 20-25%,
и) ниже на 25%.
3. Применяете ли Вы в повседневной жизни какой-нибудь метод оздоровления?
а) да, регулярно, б) да, но не регулярно, в) нет
4. Сколько раз в неделю Вы занимаетесь физической культурой в течение 20 минут и более?
а) 5-6 раз, б) 3 раза, в) 2 раза, г) ни разу
5. Насколько продолжителен Ваш сон (в сутки)?
а) менее 5 часов,
б) 5-6 часов,
в)7-8 часов,
г) 9-10 часов,
д) более 10 часов
6. Как часто Вы питаетесь в течение дня?
а) 3-4 раза, б) 2 раза, в) 1 раз
7. Сколько раз в неделю Вы завтракаете?
а) ни разу, б) от случая к случаю, в) ежедневно
8. Как часто Вы пропускаете занятия из-за болезни?
а) болею очень редко, раз в несколько лет,
б) болею 1-2 раза в год,
в) болею 1 раз в полгода,
г) болею 1 раз в месяц,
д) болею 1 раз в одну, две недели
9. Как часто Вы курите?
а) никогда,
б) очень редко, не более 1-2 раза в месяц,
в) иногда (за компанию),
г) каждый день по 5-6 сигарет,
д) каждый день 0.5-1 пачку сигарет
10. Как часто Вы употребляете алкоголь?
а) не употребляю вообще,
б) 50-70 г сухого или крепкого вина 1 раз в неделю,
в) очень редко, не больше (50 г крепких напитков) 1-2 раза в месяц,
г) ежедневно, но не более 40-50 г в день,
д) несколько раз в месяц, но в большом количестве,
е) ежедневно более 150-200 г.
Ключ:
1. а = 10, б = 5, в = 0
2. а = -10, б = -2, в = -3, г = 6, д = 8, е = 10, ж = -3, з = -2, и = -10
3. а = 10, б = 5, в = 0
4. а = 10, б = 6, в = 4, г = 0
5. а = 0, б = 4, в = 8, г = 4, д = 0
6. а = 6, б = 3, в = 1
7. а = 0, б = 2, в = 6
8. а = 10, б = 7, в = 5, г = 2, д = 0
9. а = 10, б = 6, в = 3, г = 0, д = -8
10. а = 10, б = 6, в = 8, г = -4, д = -8, е = -10
Суммируйте все очки и сделайте вывод о характере Вашего образа жизни по следующей шкале:
88-60 очков: возможно не задумываясь- Вы ведете здоровый образ жизни.
59-50 очков: Ваше отношение к ЗОЖ можно оценить как хорошее.
49-35 очков: Ваше отношение к ЗОЖ можно оценить как удовлетворительное. Задумайтесь над тем, что можно изменить.
30 и менее очков: Ваши привычки и поведение далеки от ЗОЖ, Вы пренебрегаете своим здоровьем.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ТЕСТ «ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ» (Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов)
1. Регулярно ли Вы едите свежие фрукты и овощи? Да – 3 очка, нет – 0
2. Ограничиваете ли Вы себя в употреблении животных жиров? Да – 5, нет –0
3. Регулярно ли Вы едите волокнистую пищу, хлеб грубого помола? Да –2, нет – 0
4. Ограничиваете ли Вы себя в употреблении сахара? Да – 3, нет – 0
5. Умеете ли Вы отдыхать и расслабляться? Да – 5, нет – 0
6. Есть ли у Вас развлечения, помимо работы? Да – 4, нет – 0
7. Нравится ли Вам Ваша работа? Да – 4, нет – 0
8. Есть ли у Вас друг, которому Вы полностью доверяете? Да – 3, нет – 0
9. Есть ли у Вас любимый человек? Да – 4, нет –0
10. Считаете ли Вы, что должны быть более ответственны на работе? Да –0, нет –2
11. Вы считаете, что должны брать на себя меньше обязательств? Да – 0, нет 2
12. Часто ли Вы испытываете скуку? Да – 0, нет – 2
13. Вы курите? Да – 0, нет – 6
14. Вы курите меньше полпачки в день? Да – 2, нет – 0
15. Употребляете ли Вы алкоголь? Нет – 3, иногда – 2, каждый день – 0
16. Сколько Вы весите? Столько, сколько и должны – 5, до 6 кг выше нормы – 4, на 6-12 кг выше нормы – 2, на 12 и более кг выше нормы – 0
17. Регулярно ли Вы делаете зарядку? Да – 2, нет – 0
18. Вы занимаетесь зарядкой, пока не заболят мышцы? Да –0, нет 1
19. Нужно ли Вам снотворное, чтобы уснуть? Да – 0, нет – 1
20. Всегда ли Вы застегиваете ремень безопасности в машине? Да – 1, нет – 0
21. Часто ли Вы вынуждены покупать лекарства? Да – 0, нет – 2
22. Проверяете ли Вы хоть иногда свое артериальное давление? Да – 1, нет – 0
23. Бывают ли у Вас постоянные болезненные симптомы и Вы при этом не обращаетесь к врачу? Да – 0, нет – 5
24. Занимаетесь ли Вы опасными видами спорта? Да – 0, нет – 3
25. Часто ли Вы беспокоитесь или волнуетесь? Да – 0, нет – 5
Ключ:
50 - 75 очков. Вы ведете здоровый образ жизни. Ваше здоровье не внушает опасения. Вам не о чем особенно беспокоиться. Вам не страшны никакие (даже магнитные) бури.
25 - 49 очков. Вам необходимо изменить образ жизни! Постарайтесь сделать это как можно скорее, иначе Вас ожидают неприятности.
24 - 0 очков. Вам следует всерьез задуматься над тем, какой образ жизни Вы ведете, и постарайтесь изменить его немедленно! Ваше здоровье в опасности!
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Методика по изучению социализированности личности учащихся (М.И. Рожков)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — всегда;
3 — почти всегда;
2 — иногда;
1 — очень редко;
О — никогда.
Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
Я умею прощать людей.
Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
Мне хочется быть впереди других в любом деле.
Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
Мне нравится помогать другим.
Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
Переживаю неприятности других, как свои.
Стремлюсь не ссориться с товарищами.
Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Методика «Направленность на приобретение знаний»
(Е.П. Ильин)
Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.
Текст опросника
Получив плохую отметку, ты, придя домой:
а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;
б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.
После получения хорошей отметки ты:
а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;
б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:
а) да; б) нет.
Что для тебя учеба:
а) познание нового; б) обременительное занятие.
Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:
а) да; б) нет.
Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:
а) да; б) нет.
Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него от
метки:
а) да; б) нет.
Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:
а) да; б) нет.
Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:
а) да; б) нет.
Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о
чем в них идет речь:
а) да; б) нет.
Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть:
а) учиться; б) болеть.
Что для тебя важнее — отметки или знания:
а) отметки; б) знания.
Обработка результатов
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.
Ключ к опроснику
О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6, 8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.
Выводы
Сумма баллов от 0 до 12 свидетельствует о выраженности мотивации на приобретение знаний.