СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по географии (ФГОС), 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по географии для 8 класса (ФГОС) с планируемыми результатами к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной 

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по географии (ФГОС), 6 класс»

Календарно-тематическое планирование «География», 8 класса ФГОС (учебник А.И. Алексеева, В.В. Николиной. География. 8 класс)

(70 часов в год, 1 час в неделю)



Тема урока

(номер

пункта в учебнике)

Практические работы


Тип

урока



Виды деятельности

Основные понятия


Универсальные учебные действия

Дата проведения

Д/з

предметные

метапредметные

личностные

план

факт

Раздел 1. Россия в мире (5 часов)

1.

Географическое положение России


Урок- введение

Выявлять особенности

географического положения России; наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России; сравнивать географическое положение,

размеры государственной территории России и других

стран; выявлять зависимость между географическим положением и размерами государственной территории страны

и особенностями заселения и хозяйственного освоения её

территории; определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам и наносить

их на контурную карту; сравнивать морские и сухопутные

границы РФ по протяжённости и значению для развития

внешнеторговых связей РФ с другими государствами.

Россия на карте мира, уникальность географического положения России, площадь

территории России, крайние точки, место России среди других стран мира, место России в Европе и Азии, государственная граница России.

формирование знаний об особенностях

географического положения России, её крайних точках, о

месте России среди других государств мира, о месте России в Европе и Азии.

формирование умений: 1) работать

с текстом, картами и диаграммами; 2) строить логическое

рассуждение и делать выводы на основе анализа диаграмм;

3) определять по политико-административной карте соседей России.

осознание своей принадлежности к величайшей стране мира; воспитание любви и уважения к

Отечеству, чувства гордости за свою Родину.



§ 1

2.

Государственные границы России

П. р. № 1 Обозначение на к/к объектов, характеризующих географическое положение России

Изучение нового материала

Выявлять влияние географического положения России на климат и жизнь россиян; сравнивать географическое положение своего района

с более северными и более южными районами-соседями;

оценивать выгоды географического положения России с

учётом её северного положения; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

северное положение России,

удалённость территории России от незамерзающих морей,

влияние географического положения России на жизнь и

хозяйственную деятельность её населения.

формирование знаний о влиянии север

ного положения России на жизнь и деятельность её на-

селения.

формирование умений: 1) работать

с разными источниками географической информации —

текстом, картами; 2) самостоятельно решать учебные за-

дачи; 3) создавать схемы и таблицы для решения учеб-

ных задач на основе текста параграфа и дополнительной

информации; 4) строить логическое рассуждение и делать

выводы; 5) осуществлять учебное сотрудничество со сверс-

тниками; 6) работать в группе.

определение своей личностной позиции в

решении проблемы.



§ 2

3.

Россия на карте часовых поясов.


П. р. № 2 Определение разницы во времени на карте часовых поясов

Изучение и отработка нового материала

Определять положение России на карте часовых поясов; определять поясное

время для разных городов России по карте часовых поя-

сов; определять разницу между временем данного часового

пояса и московским временем; объяснять роль поясного,

декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей.

часовые пояса, местное солнечное время, поясное время, декретное время, летнее

время, линия перемены дат.

формирование знаний о системе отсчёта

времени по часовым поясам, о местном солнечном и поясном времени, линии перемены дат, о положении России на

карте часовых поясов, о часовых поясах и зонах России.

формирование умений: 1) опреде-

лять положение России на карте часовых поясов; 2) ре

шать практические задачи по определению местного солнечного времени; 3) находить информацию о часовых

поясах в Интернете.

формирование умений: 1) опреде-

лять положение России на карте часовых поясов; 2) решать практические задачи по определению местного солнечного времени; 3) находить информацию о часовых

поясах в Интернете.



§ 3

4.

Ориентирование по карте России. Районирование.



практикум

ориентирование по карте России, районирование, географический район, природные и

экономические районы, административно-территориальное

деление России.

ориентироваться по

карте относительно крупных природных объектов и объектов, созданных человеком; выявлять специфику разных

видов районирования: географического, природного, экономического и административно-территориального деления

РФ; определять субъекты РФ и их столицы по политико-

административной карте РФ; определять по карте состав

и границы федеральных округов; наносить на контурную

карту субъекты РФ, их столицы и административные центры; обозначать на контурной карте границы федеральных

округов, подписывать их названия и центры; сопоставлять

информацию из разных источников.

формирование знаний о самых крупных

природных объектах России, помогающих ориентироваться по карте; о видах районирования территории России.

1) определять

географические объекты, помогающие ориентироваться на

карте России; 2) анализировать физическую карту России

и карту экономических и географических районов России;

3) работать с текстом и делать самостоятельные выводы.

осознание практической значимости ориентирования по картам России.



§ 4

5.

Формирование территории России.


Изучение нового с последующей отработкой материала

формирование и заселение территории России; вклад исследователей, путешественников

в освоение территории России, русские первопроходцы —

Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв, В. Беринг, В. Поярков,

Е. Хабаров, С. Крашенинников.

выявлять особенности

формирования государственной территории России, её за-

селения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах; выявлять зависимость между географическим

положением и размерами государственной территории

страны и особенностями её заселения и хозяйственного освоения; систематизировать знания об освоении территории России с древнейших времён до наших дней в таблице;

подготавливать и обсуждать презентации о географических открытиях отечественных путешественников и исследователей.

овладение знаниями о формировании и

заселении территории России; формирование представле-

ний о вкладе учёных и первопроходцев в освоение территории страны.

формирование умений: 1) работать

с текстом и картами учебника; 2) извлекать информацию

из различных источников и преобразовывать её в таблицу;

3) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 4) осуществлять совместную деятельность с учителем

и сверстниками; 5) работать самостоятельно.

воспитание российской гражданской

идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за прошлое многонационального

народа страны; осознание вклада первопроходцев и исследователей в освоение территории России.



§ 5

Раздел 3. Природа (22 часа)

6.

История развития земной коры. Геологическое лето­счисление.


Комбиниров.

история развития земной коры, геологическое летосчисление, геохронологическая та-

блица, эры — архейская, протерозойская, палеозойская,

мезозойская, кайнозойская, эпохи складчатости, геологическая карта.

определять основные

этапы формирования земной коры на территории России

по геологической карте и геохронологической таблице;

определять по карте возраст наиболее древних участков на

территории России; определять по карте, в какие эпохи

складчатости возникли горы России.

формирование представлений об этапах

развития земной коры, геологическом летосчислении, эпохах складчатости.

формирование умений: 1) строить

логическое рассуждение; 2) устанавливать связи и делать

обобщения; 3) планировать последовательность и способ

действий при работе с картографической, табличной и текстовой информацией.

понимание значимости геохронологической таблицы и геологической карты как способов изучения развития земной коры.



§ 16

7.

Особенности рельефа России. Тектонические структу­ры.


Изучение нового

платформа, геосинклиналь,

щит, плита, тектоническая структура, связь рельефа с тектоническим строением территории.

определять особенности

рельефа России по физической карте; наносить на контурную карту основные формы рельефа страны; определять основные тектонические структуры на территории страны по

тектонической карте России; выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом по физической и тек-

тонической картам; составлять описание рельефа по карте.

формирование представлений и знаний

об основных типах тектонических структур — платформах

и геосинклиналях, о рельефе России и его связи с тектоническим строением территории.

формирование умений: 1) формулировать выводы и делать умозаключения на основе выявления причинно-следственных связей; 2) составлять схемы;

3) анализировать таблицы.

развитие навыков самостоятельной рабо

ты с тектонической картой.



§ 17

8.

Рельеф: скульптура поверхности











П. р. № 3

Выявление зависимости между тектоническим строением и расположением крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Комбиниров.

скульптура поверхности; влияние внешних и внутренних сил на рельеф России; вы-

ветривание — физическое, химическое, органическое;

деятельность ветра, текучих вод, ледника; влияние многолетней мерзлоты на формирование рельефа; влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.

выявлять внешние и

внутренние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа страны; определять взаимосвязь внешних и

внутренних процессов, формирующих рельеф; определять

по карте основные центры оледенений, районы распространения многолетней мерзлоты; объяснять влияние человеческой деятельности на рельеф; определять и объяснять

особенности рельефа своего региона.

формирование знаний о рельефе России,

о влиянии внешних и внутренних процессов на рельеф.

формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи; 2) решать учебные

задачи; 3) создавать таблицы и схемы; 4) работать индивидуально и в группе; 5) создавать проекты.

формирование умений использования

географических знаний в повседневной жизни для объяснения процессов выветривания, влияния внешних и внутренних сил Земли на формирование рельефа.



§ 18

9.

Полезные ископаемые России.


Комб.

минеральные ресурсы, стихийные природные явления, связанные с земной корой.

выявлять зависимость

между тектоническим строением, рельефом и размещением

минеральных ресурсов на основе сопоставления физической

карты России и карты строения земной коры; наносить на

контурную карту месторождения полезных ископаемых; в паре с одноклассником формулировать экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых; определять территории распространения стихийных природных

явлений по физической и тематической картам.

формирование знаний о минерально-сырьевой базе России, об особенностях размещения полезных

ископаемых по территории России, о стихийных природных явлениях, связанных с земной корой.

формирование умений: 1) подготавливать сообщения о стихийных природных явлениях в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях,

связанных с их проявлениями; 2) объяснять взаимозависимости между особенностями литосферы, жизнью и хозяйственной деятельностью населения России; 3) уметь планировать последовательность и способ действий при работе

с картографической и текстовой информацией; 4) решать

учебные задачи; 5) создавать таблицы и схемы; 6) работать

индивидуально и в группе; 7) разрабатывать проекты.

формирование умений и навыков соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных

явлений; усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.



§ 19

10.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Контрольно-обобщающий урок.


Обобщение и систематизация знаний по теме.

взаимосвязь между тектоническими структурами, формами рельефа и размещением полезных ископаемых.

Закрепляют материал о закономерностях размещения крупных форм рельефа. Проверяются умения показывать по карте основные формы рельефа России. Определяют понимание взаимосвязей между тектоническими структурами и формами рельефа.

формирование знаний о национальном

богатстве России, о природных ресурсах и месте России в

мире по их запасам

формирование умений: 1) анализи-

ровать информациюи делать самостоятельные выводы; 2) давать аргументиро-

ванные ответы на поставленные учителем вопросы; 3) работать в группе.

осознание значимости национального богатства России для её развития и процветания.



Повт.§16- 19

11.

Климат России. Солнечная радиация


П. р. № 4 Определение по картам закономернос­тей распределения солнечной радиации, темпера­тур и осадков

Изучение нового материала

солнечная радиация и её виды, суммарная солнечная радиация, радиационный баланс, изменение солнечной радиации по сезонам года.

Выявлять факторы,

определяющие климат России; выявлять закономерности

распределения солнечной радиации по территории России;

определять по карте количество суммарной солнечной радиации и радиационного баланса для разных районов и

городов России; анализировать карту «Высота Солнца над

горизонтом на разных широтах»; объяснять изменение количества солнечной радиации в зависимости от географической широты и сезонов года.

формирование знаний о различных видах

солнечной радиации, радиационном балансе; формирование умений определять по картам закономерности распре-

деления солнечной радиации по территории страны.

формирование умений: 1) определять понятия; 2) использовать текст параграфа и географические карты для получения информации о солнечной

радиации; 3) анализировать информацию и делать выводы; 4) создавать схемы.

понимание значимости солнечной радиации для жизни на Земле.



§ 21

12.

Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над тер­риторией России.


И.н.м.

Атмосферная циркуляция, воз-

душные массы, господствующие над территорией России,

западный перенос воздушных масс,

атмосферный фронт, циклон,

антициклон.

Выявлять типы воз-

душных масс, влияющих на климат России; наблюдать

за изменениями воздушных масс в своём регионе (своей

местности).

формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

2) формулировать обобщения на основе изучаемого матери-

ала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки.

Формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

2) формулировать обобщения на основе изучаемого матери-

ала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки.

Формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния атмосферной циркуляции на климат России.



§ 22

13.

Циклоны и антициклоны.


Комб.

атмосферный фронт, циклон,

антициклон.

объяснять влияние соседних территорий на

климат России; объяснять причинно-следственные связи

возникновения циклонов и антициклонов;


формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

2) формулировать обобщения на основе изучаемого матери-

ала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки.

Формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

2) формулировать обобщения на основе изучаемого матери-

ала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки.

Формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния атмосферной циркуляции на климат России.



§ 22

14.

Влияние на климат России ее географического положе­ния. Синоптическая карта.

П. р. № 5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды



Практикум

влияние соседних территорий на климат России,

наблюдать за изменениями погоды в своём регионе при приближении

и прохождении тёплых и холодных фронтов, циклонов и

антициклонов.

формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

2) формулировать обобщения на основе изучаемого матери-

ала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки.

формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

2) формулировать обобщения на основе изучаемого матери-

ала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки.

формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния географического положения на климат России.



§ 23

15.

Климатические пояса и типы климата России.



И.н.м.

влияние на климат России её

географического положения, зональность климата, распре-

деление температуры воздуха и осадков.

раскрывать влияние

географического положения и морских течений на климат России; определять по картам климатические показатели (атмосферное давление, средние температуры января и июля, среднегодовое количество осадков) для разных

населённых пунктов; определять по синоптической карте

особенности погоды для разных населённых пунктов.

формирование представлений и знаний о

влиянии на климат России её географического положения

.

формирование умений: 1) извлекать

информацию из текста параграфа, анализировать её и делать

выводы; 2) строить логическое рассуждение, устанавливать

причинно-следственные связи и делать обобщения; 3) работать с картами параграфа; 4) осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; 5) работать в группе.

формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.



§ 24

16.

Климат и хозяйственная деятельность людей


Комбиниров.

Сезоны года. Агроклиматические ресурсы.

определять по картам климатические показатели (атмосферное давление, средние температуры, количество осадков) для разных сезонов года в разных частях России.


формирование представлений и знаний

особенностях зимнего и летнего сезонов в нашей стране.

формирование умений: 1) извлекать

информацию из текста параграфа, анализировать её и делать

выводы; 2) строить логическое рассуждение, устанавливать

причинно-следственные связи и делать обобщения; 3) работать с картами параграфа; 4) осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; 5) работать в группе.

формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.



§ 25

17.

Комфортность климата.

П. р. № 6 Оценка климатических условий отдель­ных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Практикум

комфортность климата, влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека,

влияние климата на сельское хозяйство, агроклиматические ресурсы, коэффициент увлажнения, неблагоприятные

климатические явления.

оценивать климатические условия отдельных регионов страны с точки зрения

их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения; выявлять по карте «Влияние природных условий на жизнь человека» территории с наиболее и наименее благоприятными для проживания людей условиями;

определять особенности климата своего региона и способы

адаптации человека к данным климатическим условиям;

определять коэффициент увлажнения для различных территорий России; анализировать карту «Агроклиматические ресурсы», определять наиболее благоприятные для

выращивания сельскохозяйственных культур районы Рос-

сии; оценивать агроклиматические ресурсы своего региона для развития сельского хозяйства; выявлять особенности неблагоприятных климатических явлений; определять

районы их распространения на территории страны по тематическим картам.

формирование представлений и знаний

о влиянии природных условий на жизнь человека и его

хозяйственную деятельность, о комфортности климата,

агроклиматических условиях, коэффициенте увлажнения,

испаряемости, неблагоприятных климатических явлениях,

встречающихся в России.

формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации о влиянии климатических условий на жизнь человека (на быт, жилище,

одежду, здоровье, хозяйственную деятельность) и способах

адаптации человека к разным климатическим условиям;

2) систематизировать знания о неблагоприятных климатических явлениях в таблице; 3) анализировать карты и

делать выводы; 4) создавать схемы.

понимание особенностей климата России

и его влияния на жизнь и здоровье человека; понимание

того, что адаптация человека к климатическим условиям —

фактор здоровья.



§ 25

18.

Климат и климатические ресурсы. Обобщающий урок.

Обобщение знаний.

климатические пояса и типы

климата России, климатические особенности России, карта климатических поясов и областей России, климатическая диаграмма, климат своего региона.

анализировать карту

климатических поясов и областей России, климатодиаграммы для разных населённых пунктов России; выявлять

закономерности распределения климатических показателей в зависимости от климатических поясов; определять

по карте районы распространения разных типов климата на территории страны; обозначать на контурной карте

границы климатических поясов, пункты, в которых были

зафиксированы самая высокая и самая низкая температуры воздуха, самое большое и самое маленькое количество

осадков; определять тип климата по описанию; составлять

характеристику одной из климатических областей по плану; анализировать график годовых амплитуд температуры

воздуха.

формирование знаний о климатических

условиях России на основе различных источников информации.

формирование умений: 1) планировать последовательность и способ действий при работе с

картографической и текстовой информацией; 2) работать

с текстом и климатическими диаграммами; 3) работать в

группе.

формирование способности к самообра-

зованию на основе мотивации к познанию многообразия

климатов России.



Повт. §21-25

19.

Моря России

Обозначение на контурной карте портов, мо­рей, омывающих берега России

И.н.м.

особенности российских морей, моря бассейнов Атлантического, Тихого, Северного

Ледовитого океанов; ресурсы морей и их использование

человеком, экологические проблемы морей.

выявлять особенности

морей России; наносить на контурную карту моря, омывающие берега России, Северный морской путь, крупные

порты; составлять описание моря по плану; сравнивать моря на основе физической карты.

формирование представлений и знаний о

морях, омывающих берега России, и их особенностях, о

природных ресурсах российских морей и их использовании.

формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации о природе российских

морей и об их экологических проблемах, о значении для

России Северного морского пути; 2) работать с текстом и

географическими картами; 3) создавать таблицы и схемы.

осознание значения морей для России; оценивание значения моря как уникального природного комплекса; формирование основ экологической культуры; развитие опыта рационального использования ресурсов морей.



§ 26

Описание одного из морей по типовому плану.

20.

Реки России. Режим рек России.

Обозначение на контурной карте круп­ных рек России.



И.н.м.

расход воды, годовой сток, падение реки, уклон реки, использование рек в хозяйствен-

ной деятельности, охрана речных вод.

определять состав

внутренних вод на территории страны; определять типы

питания, режим, годовой сток, принадлежность рек к бассейнам океанов по тематическим картам; наносить на контурную карту речные системы и их водоразделы; выявлять

зависимость между режимом, характером течения рек,

рельефом и климатом по тематическим картам; составлять

описание одной из рек по типовому плану; определять падение и уклон рек России (по выбору).

формирование представлений и знаний

о реках России и их особенностях, о принадлежности

рек к бассейнам океанов и области внутреннего стока, о

расходе воды, годовом стоке, падении, уклоне и режиме

реки.

формирование умений: 1) работать

с текстом и картами параграфа; 2) осуществлять смысло-

вое чтение и делать самостоятельные выводы; 3) анализи-

ровать рисунки; 4) создавать схемы; 5) подготавливать и

обсуждать презентации об опасных явлениях, связанных с

водами, и их предупреждении.

понимание значения рек для человека и

хозяйства России.



§ 27


21.

Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России

Обозначение крупных озер России на КК

Комбиниров.

озёра, крупнейшие озёра России, типы озёр, болота, верховые и низинные болота, под земные воды, артезианский бассейн, ледники, охрана водных ресурсов.

определять типы озёр

по происхождению озёрных котловин, солёности, размерам; наносить на контурную карту крупные озёра России;

определять по физической и тематическим картам и наносить на контурную карту основные районы распространения болот, горного и покровного оледенений, многолетней

мерзлоты; составлять описание одного из наиболее крупных озёр по плану.

формирование представлений и знаний

о крупнейших озёрах России, типах озёр, происхождении озёрных котловин, районах распространения озёр в

России, о болотах, типах болот и условиях их образования, о других внутренних водах России — подземных

водах, ледниках, артезианских бассейнах, многолетней

мерзлоте.

формирование умений: 1) создавать схемы; 2) планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой

информацией; 3) работать индивидульно или в группе;

4) при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении,

аргументировать свою точку зрения; 5) подготавливать

презентации.

осознание значения внутренних вод России, необходимости сохранения озёр, болот, ледников и

подземных вод для нынешних и будущих поколений.



§ 28


22.

Болота. Распространение болот. Подземные воды. Водные ресурсы родного края. Ледники.


Комбиниров.

причины, по которым люди

издревле селились на берегах рек и морей, единая глубоководная система, каналы, морские пути, торговые пути,

морские и речные порты России.

оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий, своего региона; определять особенности использования внутренних вод своего региона; определять пути

охраны и рационального использования водных ресурсов;

наносить на контурную карту крупнейшие морские и речные порты России.

формирование знаний о значении рек в

жизни человека и в хозяйстве страны.

формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации о роли рек в жизни чело века и развитии хозяйства России, своего региона; 2) работать с текстом и географическими картами; 3) включаться

в дискуссию.

формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками; формирование понимания ценности водных путей для развития

страны.



§ 28


23.

Значение рек в жизни общест-ва

П. р. № 7 Характеристика одной из российских рек по плану.

Освоения нов. знаний

причины, по которым люди

издревле селились на берегах рек и морей, единая глубоководная система, каналы, морские пути, торговые пути,

морские и речные порты России.

оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий, своего региона; определять особенности использования внутренних вод своего региона; определять пути

охраны и рационального использования водных ресурсов;

наносить на контурную карту крупнейшие морские и речные порты России.

оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий, своего региона; определять особенности использования внутренних вод своего региона; определять пути

охраны и рационального использования водных ресурсов;

наносить на контурную карту крупнейшие морские и речные порты России.

формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации о роли рек в жизни человека и развитии хозяйства России, своего региона; 2) работать с текстом и географическими картами; 3) включаться

в дискуссию.

формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками; формирование понимания ценности водных путей для развития

страны.



§ 29


24.

Водные ресурсы.

Мини-проект «Роль рек в жизни человека и в развитии хозяйства России

Обобщ.

решение проблемы преобразования рек.

систематизировать

информацию о преобразовании рек человеком; устанавливать причинно-следственные связи.

формирование представлений о деятельности человека, связанной с преобразованием рек, и о возникающих при этом экологических проблемах.

формирование умений: 1) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 2) при

работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении; 3) участвовать в дискуссии

формирование личностного отношения к

проблемам преобразования рек.



§ 30


25.

Почва — особое природное тело.


Анализ земельных и почвенных ресур­сов по картам атласа.

Изучение нового

строение почвы (почвенный

профиль), почвенный горизонт, механический состав и

структура почвы, типы почв в России.

определять механический состав и структуру почв, их различия; выделять на

типовой схеме почвенного профиля основные слои почвы,

их особенности; выявлять основные


формирование знаний о строении почвы,

её механическом составе и структуре, о различных типах

почв и их распространении на территории России, о зональности почв.

формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв в ходе

их хозяйственного использования; 2) наблюдать образцы

почв своей местности, выявлять их свойства и особенно сти хозяйственного использования; 3) создавать схемы;

4) анализировать почвенную карту и почвенный профиль

и делать выводы.

осознание значения плодородия почвы.



§ 31


26.

Почвообразующие факторы. Типы почв.

Ознакомление с образцами почв своей местности.

Комбиниров.

Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Охрана почв.

факторы почвообразования; определять по тематической карте главные зональные типы почв и закономерности их распространения на

территории страны и ХМАО; наносить на контурную карту основные типы почв России; определять почвенные горизонты,

свойства главных типов почв, сравнивать их строение и

плодородие по типовым схемам.

формирование знаний о строении почвы,

её механическом составе и структуре, о различных типах

почв и их распространении на территории России, о зональности почв.

формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв в ходе

их хозяйственного использования; 2) наблюдать образцы

почв своей местности, выявлять их свойства и особенно сти хозяйственного использования; 3) создавать схемы;

4) анализировать почвенную карту и почвенный профиль

и делать выводы.

осознание значения плодородия почвы.



§ 31


27.

Природа России. Контрольно-обобщающий урок


Контробобщ

Базовые понятия и умения по теме «Природа России».

систематизировать

информацию о природе России; устанавливать причинно-следственные связи.

Систематизация знаний о рельефе, климате, внутренних водах, почвах России

формирование умений: 1) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 2) участвовать в обсуждении; 3) участвовать в дискуссии

формирование личностного отношения к

проблемам преобразования почв.



Стр. 126

Тема 4. Природно-хозяйственные зоны ( 7 ч)

28.

Зональность в природе и жизни людей.

Описание особенностей жизни и хозяй­ственной деятельности людей в разных природных зонах.

Практикум

Базовые понятия зональность, высотная поясность.

Понятия «при­родная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специа­лизация сельского хозяйства

формирование знаний о природных зонах нашей страны, зависимости хозяйственной деятельности от различных природных условий.

формирование умений: 1) искать и

отбирать информацию по теме; 2) подготавливать и обсуждать презентации; 3) работать с текстом и географическими картами.

Формирования личностного отношенния к различиям уровня комфортности жизни на территории России.



§ 32


29.

Северные безлесные зоны.

П. р. № 8 Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану

Практикум

зона арктических пустынь, зона

тундры, зона лесотундры, занятия населения в зоне тундры.

выявлять особенности географического положения, климата, растительного

и животного мира, занятий населения природных зон; на-

носить на контурную карту границы природных зон; сра-

нивать географическое положение разных природных зон;

выявлять взаимозависимости между компонентами природы в природных зонах на основе анализа физической кар-

ты, карт компонентов природы, схем связей компонентов

в природных комплексах с составлением характеристики

одной из природных зон по типовому плану; определять

особенности распространения антропогенных ландшафтов

и выявлять экологические проблемы зон, связанных с основными видами хозяйственной деятельности.

формирование знаний о северных безлесных зонах нашей страны — зоне арктических пустынь,

тундре и лесотундре, о хозяйственной деятельности коренных жителей тундры.

формирование умений: 1) искать и

отбирать информацию по теме; 2) подготавливать и обсуждать презентации; 3) работать с текстом и географически-

ми картами.

формирование основ экологической куль-

туры, соответствующей современному уровню экологического мышления.



§ 32


30.

Лесные зоны


Практикум

лесные зоны — зоны тайги,

смешанных и широколиственных лесов, особенности таёжной зоны, занятия населения, особенности зоны смешанных и широколиственных лесов, охрана лесных ресурсов

России.

давать описание тайги, сравнивать таёжную зону с зоной смешанных и широколиственных лесов; выявлять взаимозависимость между

компонентами природы внутри природных зон на основе

анализа физической карты и карт компонентов природы.

формирование знаний о лесных зонах нашей страны — тайги и смешанных и широколиственных

лесов, о хозяйственной деятельности человека в этих зонах.

формирование умений: 1) работать

с текстом и географическими картами; 2) сопоставлять

физическую карту России и карты компонентов природы;

3) анализировать картосхемы и делать выводы; 4) составлять схемы; 5) выявлять проблемы, связанные с лесными

ресурсами, и обсуждать их.

воспитание чувства гордости за свою Роди-

ну; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.



§ 33


31.

Степи и лесостепи


Комбиниров.

лесостепи и степи, особенности лесостепной и степной зон, лесостепи и степи — главный сельскохозяйственный район страны.

сравнивать географическое положение степи и лесостепи; наносить на контурную карту границы природных зон; выявлять причинно-

следственные связи между географическим положением,

особенностями климата, растительным и животным ми-

ром; раскрывать особенности ведения сельского хозяйства

в степи; давать оценку чернозёмам.

формирование знаний о природных зонах

нашей страны — степной и лесостепной, о хозяйственной

деятельности человека в этих зонах.

формирование умений: 1) работать

в группе; 2) создавать образы степи и лесостепи; 3) отбирать и анализировать необходимую информацию, делать

выводы.

формирование экологического мышления;

осознание необходимости охраны степных ландшафтов



§ 34


32.

Южные безлесные зоны.


Комбиниров.

полупустыня, пустыня, занятия жителей полупустынь, оазис.

определять географическое положение зоны полупустынь и пустынь; раскрывать особенности природы полупустынной и пустынной

зон; характеризовать занятия жителей полупустынь; давать оценку Волго-Ахтубинской пойме — оазису полупустынной и пустынной зон.

формирование знаний о южных безлесных зонах нашей страны — зонах полупустынь и пустынь,

о хозяйственной деятельности человека в зоне полупустынь.

формирование умений: 1) работать

в группе; 2) создавать презентации о южных безлесных

зонах России; 3) находить и отбирать информацию; 4) использовать средства информационных технологий; 5) создавать графические схемы; 6) работать с текстом.

осознание уникальности каждой природ-

ной зоны.



§ 35


33.

Субтропики


Комбиниров.

субтропики, высотная поясность, особенности жизни и хозяйства в горах.

определять географическое положение зоны субтропиков; выявлять особенности климата, растительного и животного мира зоны субтропиков; определять степень освоенности зоны;

давать характеристику высотной поясности; определять

особенности жизни и хозяйства в горах; анализировать

физическую карту и карты компонентов природы для

установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

формирование знаний о самой маленькой

по площади природной зоне России — зоне субтропиков,

о высотной поясности гор, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в горах.

формирование умений: 1) работать с текстом и иллюстративным материалом параграфа;

2) создавать графические схемы; 3) анализировать рисунки и делать выводы; 4) обсуждать дискуссионные вопросы;

5) участвовать в ситуационной игре для развития социального опыта; 6) работать в группе.

осознание уникальности субтропиков

России; оценивание специфики жизни и хозяйственной

деятельности людей в горах.



§ 36


34.

Обобщение знаний по теме « Природно-хозяйственные зоны»



Проект. Описание зависимости жизни и хозяйственной деятельности от природных условий зоны»

Практикум

природно-хозяйственные зоны

России, образ жизни и деятельности человека в природно-

хозяйственных зонах.

сопоставлять карту при-

родно-хозяйственных зон и график «Смена природных зон

с севера на юг»; сравнивать природно-хозяйственные зоны

России; составлять характеристику природно-хозяйственной

зоны по плану; сопоставлять карты природно-хозяйственных

зон и плотности населения, делать выводы; анализировать

карту «Зональная специализация сельского хозяйства»; составлять описания особенностей жизни и хозяйственной де

ятельности людей в сельской местности разных природных

зон; систематизировать знания о природных зонах.

формирование знаний об условиях жизни

и деятельности человека в разных природных зонах.

формирование умений: 1) работать

в группе; 2) осуществлять самостоятельную деятельность

и сотрудничество со сверстниками при работе в группе;

3) извлекать необходимую информацию из различных

источников; 4) характеризовать природно-хозяйственные зоны; 5) обмениваться учебной информацией с одноклассниками и участвовать в обсуждении; 6) отбирать, анализировать и систематизировать информацию, необходимую для изучения.

формирование ценностного отношения к

природе; формирование экологического мышления.



Повт.§32- 36


Тема 2. Россияне (10 часов)

35.

Численность населения.


практикум

воспроизводство населения,

отрицательный естественный прирост — проблема для

России, типы воспроизводства: архетип, традиционный и

современный.

сравнивать особенно-

сти различных типов воспроизводства населения: архетипа, традиционного и современного; сравнивать показатели

воспроизводства населения в разных регионах России по

статистическим данным; сравнивать показатели воспроиз-

водства населения России с показателями воспроизводства

населения других стран мира.

формирование знаний и представлений о

типах воспроизводства населения, о воспроизводстве населения России в различные исторические периоды, о специфике перехода от традиционного к современному типу

воспроизводства населения в различных регионах России.

формирование умений: 1) анализи-

ровать текст для решения поставленной задачи; 2) работать с фотографиями как с дополнительным источником

географической информации; 3) анализировать таблицу

на с. 35 учебника; 4) создавать на основе текста таблицу,

характеризующую изменение воспроизводства населения в разные исторические эпохи

осознание факта, что смена поколений —

непрерывный процесс.



§ 7

36.

Воспроизводство населения.


Анализ графиков рождаемости и смерт­ности в России.


Комбиниров.

численность населения, естественный прирост, темпы роста численности населения,

демографический кризис, демографические потери, демографические проблемы и их решение.

определять место Рос-

сии в мире по численности населения на основе анализа

статистических данных; определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны, в своём регионе по статистическим данным; наблюдать динамику численности населения на основе анализа графика «Темпы роста населения России и

демографические кризисы в разные периоды»; анализировать график рождаемости и смертности населения России

в ХХ в.; строить и анализировать график изменения численности населения в своём регионе по статистическим данным; прогнозировать темпы роста населения России и её

отдельных территорий на основе статистических данных.

формирование знаний о населении Рос

сии: его численности, естественном приросте; о демографических кризисах и их причинах.

формирование умений: 1) создавать

простейшие модели (графики) на основе статистических

данных; 2) находить и отбирать информацию в соответствии с учебными задачами; 3) использовать учебную ин-

формацию для достижения результата; 4) работать в группе; 5) анализировать графики и делать самостоятельные

выводы.

осознание факта, что человек — высшая ценность на Земле



§ 8

37.

Половой и возрастной состав населения страны.

Анализ половозрастных пи­рамид России и отдельных ее регионов.

Комб.

демографическая ситуация,

половозрастная структура населения России, ожидаемая

продолжительность жизни населения.

выявлять факторы,

определяющие соотношение мужчин и женщин разных

возрастов; определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным; подготавливать

и обсуждать презентации о факторах, влияющих на среднюю прогнозируемую продолжительность жизни; сравнивать среднюю прогнозируемую продолжительность жизни

мужчин и женщин в России и в других странах по статистическим данным

формирование знаний о поло-возрастных особенностях населения.

формирование умений: 1) интерпре

тировать и обобщать информацию; 2) при работе в паре

или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении.

осознание факта, что различия половозрастных категорий одна из составляющих демографической ситуации в стране.



§ 9

38.

Россия - многонациональное государство.

П. р. № 9 Анализ карты народов России.

Комбиниров.

этнос, этническая территория,

этническая структура населения регионов России, Россия —

многонациональное государство, национальный состав,

языковая семья, языковая группа, значение русского языка для народов России, религии России.

определять по статистическим данным крупнейшие по численности народы России; определять по карте особенности размещения

народов России и сопоставлять географию крупнейших

народов с политико-административным делением РФ;

определять основные языковые семьи (индоевропейская,

алтайская, кавказская, уральская) и группы народов

России; определять современный религиозный состав на-

селения России, главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и других религий по карте религий народов России; наносить на контурную карту

крупнейшие религиозные центры российского православия, ислама, буддизма.

формирование представлений и знаний

об этносе, языковых семьях и группах, о значении русского языка для народов России, о религиозном составе

населения России.

формирование умений: 1) определять понятия «этнос», «языковая семья», «языковая группа»; 2) формулировать выводы; 3) извлекать информацию

из различных источников знаний.

осознание своей этнической принадлежности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре,

религии, традициям, языку, ценностям народов России.



§ 11

39.

Размещение населения. Плотность населения.


Комбиниров.

размещение населения, зона очагового заселения, зона сплошного заселения, главная полоса расселения, плотность населения России, роль

крупных городов в размещении населения.

выявлять факторы,

влияющие на размещение населения России; выявлять по

картам плотности населения, физической и другим тематическим картам закономерности размещения населения

России; анализировать карту плотности населения, выделять территории с высокой и низкой плотностью населения; сопоставлять показатели плотности населения своего

региона с показателями плотности населения других регионов России; наносить на контурную карту главную полосу расселения и хозяйственного освоения, зону Севера.

формирование знаний о размещении на-

селения России, типах расселения, роли крупных городов

в размещении населения.

формирование умений: 1) строить

логическое рассуждение и делать выводы; 2) устанавливать причинно-следственные связи; 3) находить и использовать различные источники географической информации;

4) включаться в обсуждение проблем; 5) формулировать и

аргументировать свою точку зрения.

осознание значимости повышения качества жизни на всей территории России.



§ 12

40.

Расселение и урбанизация.


Комбиниров.

городские и сельские поселения, урбанизация, влияние урбанизации на окружающую

среду.

выявлять особенности урбанизации в России

(темпы, уровень урбанизации) по статистическим данным; определять территории России с самыми высокими

и самыми низкими показателями урбанизации по тематической карте; подготавливать и проводить презентации о влиянии урбанизации на окружающую среду;


формирование знаний и представлений о урбанизации и городских агломерациях.

формирование умений: 1) осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; 2) осуществлять проектную деятельность; 3) строить логическое рассуждение и делать

выводы; 4) работать с текстом; 5) создавать таблицу для

решения учебной задачи; 6) работать индивидуально и в

группе

осознание факта, что города и сельские

поселения являются феноменом культуры; развитие эстетического сознания на основе знакомства с культурой,

архитектурой городов и сельских поселений; осознание

необходимости сохранения качества окружающей среды в

городах и сельских поселениях.



§ 13

41.

Города и сельские поселения


Усв. нов. знан.

городская агломерация функции сельской местности

определять типы поселений России и своего региона; характеризовать различия городского и сельского образа жизни; определять и

сравнивать показатели соотношения городского и сельско-

го населения в разных частях страны по статистическим

данным;

формирование знаний и представлений о городах и сельских поселениях, их типах и функциях

формирование умений: 1) осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

2)осуществлять проектную деятельность; 3) строить логическое рассуждение и делать

выводы; 4) работать с текстом; 5) создавать таблицу для

решения учебной задачи; 6) работать индивидуально и в

группе

осознание факта, что города и сельские

поселения являются феноменом культуры; развитие эстетического сознания на основе знакомства с культурой,

архитектурой городов и сельских поселений; осознание

необходимости сохранения качества окружающей среды в

городах и сельских поселениях.



§ 13

42.

Миграции населения.


Комбиниров.

миграции населения, причины и виды миграций, основные направления миграций,

влияние миграций на изменение численности населения,

мигранты.

определять типы и

причины внутренних и внешних миграций; подготавливать и обсуждать презентации об основных направлениях

миграционных потоков на разных этапах исторического

развития России; определять основные направления современных миграционных потоков на территории России

по тематической карте; определять территории России с

наиболее высокими показателями миграционного прироста

и убыли по статистическим данным; выявлять на основе

анализа карты влияние миграций на изменение численности населения регионов России.

формирование знаний о миграциях на-

селения: их причинах, видах и основных направлениях.

формирование умений: 1) интерпре

тировать и обобщать информацию; 2) при работе в паре

или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении.

осознание значения миграций в экономических, социальных и культурных процессах России; понимание роли миграций в судьбе конкретного человека, его

семьи; формирование толерантного отношения к мигрантам.



§ 14

43.

Трудовые ресур­сы.


Проект. Рынок труда в моем городе или Кем и почему хотят стать мои сверстники


Усв. нов. знан.

рынок труда, трудоспособный

возраст, трудовые ресурсы, экономически активное население, безработица, география безработицы, зависимость

безработицы от структуры хозяйства, трудовые ресурсы и

рынок труда своего края, человеческий капитал.

анализировать схему

состава трудовых ресурсов и экономически активного на селения России; сравнивать по статистическим данным

численность трудоспособного и экономически активного

населения в России и других странах мира; выявлять особенности рынка труда своего места проживания.

формирование представлений и знаний о

трудовых ресурсах России, экономически активном насе

лении, рынке труда и требованиях, предъявляемых к работнику в современных условиях, человеческом капитале.

формирование умений: 1) определять понятия; 2) применять схемы для объяснения сути

процессов и явлений; 3) при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией

понимание значимости качества трудовых ресурсов как фактора развития общества; осознание

важности выбора профессии.



§ 15

44.

Обобщение знаний по теме « Население России»


Обобщ.

Базовые понятия по теме «Население России»

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделам.

формирование знаний о национальном

богатстве России, разнообразии народов и их культурных ценностей.

.

формирование умений: 1) анализи-

ровать информацию и

делать самостоятельные выводы; 2) давать аргументиро-

ванные ответы на поставленные учителем вопросы; 3) работать в группе.

осознание значимости национального богатства России для её развития и процветания; развитие

эстетического сознания через изучение объектов культурного наследия.



Повт. §7-15

Тема 5. Хозяйство России (17 ч)

45.

Этапы развития хозяйства


Изучение нового

хозяйство (экономика); отраслевая, функциональная и территориальная структура хозяйства; секторы экономики.

анализировать схемы

отраслевой и функциональной структуры хозяйства Рос

сии, определять их различия; формулировать черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры

хозяйства России от отраслевой и функциональной структуры хозяйства экономически развитых и развивающихся

стран мира; выделять типы территориальной структуры

хозяйства России на основе анализа экономических карт;

выявлять значение человеческого капитала как основного

фактора развития общества.

формирование представлений и знаний о

природно-ресурсном, человеческом и производственном капитале, об отраслевой, функциональной и территориальной структуре хозяйства, о секторах экономики и «циклах

Кондратьева».

формирование умений: 1) анализировать схемы и таблицы учебника, делать самостоятельные выводы; 2) высказывать своё мнение и аргументировать свою позицию; 3) работать с текстом; 4) включаться

в обсуждение проблем необходимости развития хозяйства

России.

осознание необходимости динамичного

развития экономики.



§ 38

46.

Особенности экономики России.


.

Практиукум

национальная экономика,

структура экономики России.

выделять особенности

национальной экономики; выделять особенности, структуру и циклы в развитии хозяйства своего региона; сравнивать структуру экономики России и других стран; давать

исторический анализ факторов развития экономики страны; обсуждать благоприятные и негативные факторы, влияющие на развитие экономики.

формирование представлений и знаний

об уровне экономического развития страны, об особенностях российской экономики и этапах её развития, о перспективах развития экономики России.

формирование умений: 1) принимать участие в дискуссии; 2) прогнозировать особенности

развития экономики страны и своего края; 3) выдвигать

гипотезы и обосновывать их; 4) работать в группе.

осознание необходимости прорыва в раз-

витии экономики страны, собственного личностного ро-

ста и получения качественного образования для будущего

России.



§ 39-40

47.

Топливно-энергетический комплекс.Угольная промышленность

П. р. № 10

Составление характеристики одного из угольных бассейнов

Комбиниров.

топливно-энергетический комплекс, топливно-энергетический баланс, межотраслевой

комплекс, угольная промышленность, главные угольные

бассейны страны.

анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними; устанавливать экономические следствия

концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а

основных потребителей — на западе; высказывать мнение о воздействии ТЭК на состояние окружающей среды

и мерах по её охране; проводить сопоставительный анализ

величины добычи угля в основных угольных бассейнах на

основе статистических материалов и карт; составлять ха20рактеристику одного из угольных бассейнов по картам и

статистическим материалам; наносить на контурную карту

основные районы добычи угля.

формирование знаний о топливно-энергетическом комплексе России и угольной промышленности

как базовой отрасли российской экономики.

формирование умений: 1) обсуждать

проблемы ТЭК и угольной промышленности; 2) извлекать

информацию из различных источников; 3) прогнозировать

пути развития ТЭК и угольной промышленности; 4) создавать схемы; 5) анализировать таблицы и рисунки, делать

выводы.

осознание роли ТЭК и угольной промышленности для развития экономики России; формирование

экологического мышления на основе выявления влияния

угольной промышленности на состояние окружающей среды.



§ 41

48.

Нефтяная и газовая промышленность.

Нанесение на к/к угольных бассейнов, нефтяных и газовых месторождений

Комбиниров.

нефтяная промышленность,

особенности размещения нефтяной промышленности, основные районы нефтедобычи и нефтепереработки, экологические проблемы отрасли. газовая промышленность, ос-

новные и перспективные районы добычи газа.

наносить на контур-

ную карту основные районы добычи нефти; сопоставлять

карту нефтяной промышленности с картой плотности насе-

ления, формулировать выводы; составлять характеристику

одного из нефтяных бассейнов (месторождений) по картам

и статистическим материалам; систематизировать знания

об экологических проблемах нефтяной промышленности в

таблице. наносить на контурную карту основные разрабатываемые месторождения га-

за; сопоставлять карту газовой промышленности с картой

плотности населения, формулировать выводы; составлять

характеристику одного из газовых месторождений по кар-

там и статистическим материалам; систематизировать зна-

ния об экологических проблемах газовой промышленности

в таблице.

формирование знаний о нефтяной промышленности как базовой отрасли экономики России. формирование знаний о газовой промыш-

ленности как базовой отрасли экономики России.

формирование умений: 1) обсуждать проблемы нефтяной промышленности; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) составлять та-

блицы; 4) участвовать в дискуссии. отрасли экономики России.


осознание значения нефтяной промышленности в хозяйстве страны; формирование экологического мышления на основе выявления влияния нефтяной

промышленности на состояние окружающей среды. формирование экологического мышления

на основе выявления влияния газовой промышленности на

состояние окружающей среды; осознание значения газовой

промышленности в экономике России.



§ 42, 43

49.

Электроэнергетика.


Практикум

электроэнергетика, типы электростанций, энергосистема, размещение электростанций

по территории страны, проблемы и перспективы электро-

энергетики, основные источники загрязнения окружаю-

щей среды.

составлять и анализировать таблицу «Различия типов электростанций по

особенностям эксплуатации (преимущества, недостатки), строительства, воздействию на окружающую среду, стоимости электроэнергии»; выявлять причинно-следственные

связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС; высказывать мнение о существовании или об

отсутствии зависимости величины потребления энергии от

уровня социально-экономического развития страны.

формирование знаний об электроэнергетике как базовой отрасли экономики России.

формирование умений: 1) определять понятия; 2) составлять структурные схемы; 3) подготавливать и обсуждать презентации о выборе места для

строительства электростанции с учётом факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС); 4) анализировать

диаграммы; 5) искать и отбирать информацию об электро-

станциях; 6) использовать средства информационных технологий; 7) участвовать в дискуссии; 8) аргументированно

отстаивать своё мнение.

формирование экологического мышления

на основе выявления влияния электроэнергетики на состояние окружающей среды; осознание необходимости экономии электроэнергии.



§ 44

50.

Металлургия.

Нанесение на к/к главных центров металлургии.

Практикум

металлургический комплекс,

чёрная металлургия, металлургический комбинат.

сопоставлять по кар-

там географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров чёрной металлургии; формулировать главные факторы размещения

предприятий чёрной металлургии; приводить примеры

(с использованием карт атласа) различных вариантов размещения предприятий чёрной металлургии; наносить на контурную карту главные металлургические районы и

центры.

формирование знаний и представлений

о чёрной металлургии и её значении в хозяйстве страны,

типах предприятий чёрной металлургии.

формирование умений: 1) анализировать диаграммы и схемы; 2) вступать в диалог, обсуждать проблемы чёрной металлургии.

формирование экологического мышления

на основе выявления влияния чёрной металлургии на состояние окружающей среды.



§ 45, 46

51.

Машиностроение — ключевая отрасль экономики.

Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения

практикум

машиностроение, отрасли машиностроения, факторы размещения машиностроения,

специализация, кооперирование.

формулировать при-

чины решающего воздействия машиностроения на общий

уровень развития страны; составлять схему связей автомобильного завода с другими предприятиями; анализировать

карту основных центров автомобилестроения; выявлять по

картам главные районы размещения отраслей трудоёмкого

и металлоёмкого машиностроения, а также районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции, и районы с наиболее высокой долей машиностроения

в промышленности.

формирование знаний о машиностроении

и его роли в экономике России.

формирование умений: 1) работать

с текстом, картами и схемами; 2) проводить сопоставительный анализ учебных материалов — текста, карт, схем;

3) находить необходимую информацию в СМИ; 4) участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение.

развитие морального сознания и компетентности в решении проблем отечественного машиностроения; осознание роли машиностроения в экономике страны и необходимости его модернизации.



§ 47

52.

Химическая промышленность. Состав химической про­мышленности.

Обозначение на к/к основных центров химической промышленности

Комбиниров.

химическая промышленность,

горно-химическая отрасль, основная химия, химия органического синтеза.

выявлять роль химической промышленности и её важнейших отраслей в хозяйстве страны; приводить примеры изделий химического производства и называть отрасль, их изготовившую;

определять по карте основные районы и центры химической промышленности, развивающиеся на собственном и

привозном сырье; анализировать карту основных центров

производства минеральных удобрений; наносить на контурную карту основные центры химической промышленности; приводить примеры негативного влияния химических производств на природу и здоровье человека.

формирование знаний о химической промышленности и её роли в экономике России.

формирование умений: 1) работать

с текстом и иллюстративным материалом; 2) создавать

таблицы; 3) анализировать диаграммы и делать выводы;

4) подготавливать эссе и сообщения о влиянии химической

промышленности на окружающую среду.

формирование экологического мышления

посредством выявления влияния химической промышленности на окружающую среду и здоровье человека.



§ 48

53.

Лесопромышленный комплекс.


Комбиниров.

лесопромышленный комплекс,

лесозаготовка, механическая обработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность.

анализировать текст

и диаграммы, объясняющие особенности лесопромышлен-

ного комплекса; определять отраслевой состав комплекса;

выявлять по карте районы лесозаготовок и переработки

древесины; характеризовать проблемы лесопромышленно-

го комплекса.

формирование знаний о лесопромышленном комплексе страны как важнейшей отрасли экономики.

формирование умений: 1) работать в

группе; 2) в процессе групповой работы обсуждать с партнёром проблемы лесопромышленного комплекса; 3) работать с текстом и иллюстрациями учебника; 4) подготавливать презентации об охране лесов России.

формирование экологического мышления

посредством выявления влияния предприятий лесопромышленного комплекса на окружающую среду.



§ 49

54.

Сельское хозяйство. Растениеводство и животноводство России.


Комбиниров.

Сельское хозяйство, растениеводство, сельскохозяйственные угодья, зерновые и технические культуры.животноводство, особенности

животноводства России, отрасли животноводства — скотоводство, свиноводство, овцеводство.

анализировать схему

«Отрасли сельского хозяйства»; проводить сравнительный

анализ земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий России с земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями других стран (регионов), комментировать

полученные результаты; формулировать существенные

черты отличия сельского хозяйства от других отраслей

экономики;

формирование знаний о сельском хозяйстве России и его основных отраслях.

формирование умений: 1) осуществлять поиск необходимой учебной информации; 2) использовать средства информационных технологий; 3) работать

в группе; 4) вступать в диалог, вести дискуссию.

формирование экологического мышления

посредством выявления влияния сельскохозяйственного

производства на окружающую среду; осознание роли сельского хозяйства в экономике страны.



§ 50, 51

55.

Агропромышленный комплекс


Комбиниров.

агропромышленный ком-

плекс, состав АПК, взаимосвязь отраслей АПК, проблемы

АПК, АПК своего района

составлять и анализировать схему «Структура АПК»; выявлять и объяснять

значение каждого звена АПК, их взаимосвязь; устанавливать долю пищевой и лёгкой промышленности в общем

объёме промышленного производства на основе статистических данных; высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией

пищевой и лёгкой промышленности и их неконкурентоспособности;


формирование представлений и знаний

об агропромышленном комплексе (АПК) страны и проблемах, которые он решает.

формирование умений: 1) планировать последовательность и способ действий; 2) осуществлять смысловое чтение; 3) строить логическое рассуждение и делать выводы; 4) устанавливать связи; 5) работать

с текстом, схемами, картами; 6) при работе в паре или

группе обмениваться с партнёром важной информацией,

участвовать в обсуждении.

формирование познавательной и информационной культуры в процессе самостоятельной работы.



§ 52

56.

Пищевая промышленность.

Обозначение на контурной карте глав­ных сельскохозяйственных районов страны

Практикум

пищевая промышленность.

выявлять на основе анализа карт основные

районы и центры развития пищевой и лёгкой промышленности; приводить примеры предприятий пищевой и лёгкой

промышленности своего района с указанием факторов их

размещения; выявлять влияние предприятий пищевой и

лёгкой промышленности на окружающую среду.

формирование представлений и знаний

о пищевой промышленности страны её проблемах и путях их решения.

формирование умений: 1) планировать последовательность и способ действий; 2) осуществлять смысловое чтение; 3) строить логическое рассуждение и делать выводы;


формирование познавательной и информационной культуры в процессе самостоятельной работы.



§ 52

57.

Легкая промышленность.


Комбиниров.

Легкая промышленность. История развития лег­кой промышленности. Проблемы легкой промышленности.

выявлять на основе анализа карт основные

районы и центры развития пищевой и лёгкой промышленности; приводить примеры предприятий пищевой и лёгкой

промышленности своего района с указанием факторов их

размещения; выявлять влияние предприятий пищевой и

лёгкой промышленности на окружающую среду.

формирование представлений и знаний

об агропромышленном комплексе (АПК) страны и проблемах, которые он решает.

формирование умений: 1)строить логическое рассуждение и делать выводы; 2) осуществлять смысловое чтение; 3) работать

с текстом, схемами, картами


формирование познавательной и информационной культуры в процессе самостоятельной работы.



§ 52

58.

Сухопутный транспорт

П. р. № 11 Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).


практикум

инфраструктурный комплекс,

транспорт: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный; грузооборот, пассажирооборот.

характеризовать инфраструктуру, определять значимость транспорта; сравнивать различные виды транспорта по ряду показателей

(скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот,

зависимость от погодных условий, степень воздействия

на окружающую среду) на основе анализа статистических

данных; выявлять преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта; устанавливать по

картам причины ведущей роли железнодорожного транс-

порта в России; наносить на карту и показывать по карте

главные железнодорожные магистрали России.

формирование знаний о транспортной

инфраструктуре России, основных видах транспорта.

формирование умений: 1) определять понятия; 2) работать с текстом, схемами; 3) давать

характеристику транспорта по плану; 4) осуществлять по-

иск учебной информации; 5) вступать в дискуссию; 6) работать индивидуально и в группе; 7) использовать средства

информационных технологий.

осознание значения транспорта для хозяйства страны и жизнедеятельности человека; формирование

экологического мышления посредством выявления влияния

различных видов транспорта на состояние окружающей

среды; формирование правил поведения на транспорте.



§ 53

59.

Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы.


Комбиниров.

транспорт: речной, морской,

авиационный; транспортный узел; транспортная маги-

страль, транспортная система.

выявлять особенно-

сти, преимущества и недостатки речного и морского транс-

порта; устанавливать по картам роль отдельных речных и

морских бассейнов в работе транспорта; определять по ста-

тистическим данным долю речного и морского транспорта

в транспортной работе; определять по материалам парагра-

фа преимущества и недостатки авиационного транспорта;

определять по статистическим данным долю авиационного

транспорта в транспортной работе; составлять характери-

стику одного из видов транспорта по плану; характеризо-

вать транспортную систему страны; давать оценку транс-

портным узлам и магистралям России.

формирование знаний о транспортной

инфраструктуре России, основных видах транспорта.

1) работать

с текстом, схемами, кейсом; 2) давать характеристику

транспорта по плану; 3) осуществлять поиск учебной ин-

формации; 4) вступать в дискуссию; 5) работать индиви-

дуально и в группе; 6) использовать средства информаци-

онных технологий.

осознание значения транспорта для хо-

зяйства страны и жизнедеятельности человека; формиро-

вание экологического мышления посредством выявления

влияния различных видов транспорта на состояние окру-

жающей среды; формирование правил поведения на транс-

порте.



§ 54

60.

Состав и значение сферы услуг.


И.н.м.

социальная инфраструктура,

территориальная организация сферы услуг.

выявлять роль сферы

услуг в социальной инфраструктуре; оценивать степень

её развития; характеризовать состав сферы услуг и виды

услуг; объяснять территориальную организацию сферы

услуг; сравнивать особенности организации обслуживания

в городах и сельской местности; оценивать роль науки как

нового вида ресурса.

формирование знаний о социальной ин-

фраструктуре как части инфраструктурного комплекса, о

составе сферы услуг и её роли в жизни общества.

формирование умений: 1) осущест-

влять поиск и отбор учебной информации; 2) использовать

средства информационных технологий; 3) высказывать

свою позицию о развитии сферы услуг в России и своём

регионе; 4) работать в группе.

освоение социальных норм, правил по-

ведения в социальной жизни; формирование коммуника-

тивной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.



§ 55, 56

61.

Обобщение по теме

« Хозяй

ство России»


Урок коррекции знаний

изучение сферы услуг своего

района.

характеризовать осо-

бенности размещения и взаимосвязь предприятий сферы

услуг своего региона; высказывать предложения по улуч-

шению качества обслуживания в своём регионе; оценивать

степень доступности сферы услуг своего района; системати-

зировать знания о сфере услуг своего региона в таблицах.

формирование знаний о предприятиях

сферы услуг своего района и качестве услуг, ими предо-

ставляемых.

формирование умений: 1) плани-

ровать последовательность и способ действий; 2) строить

логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать ин-

дивидуально и в группах; 4) осуществлять поиск и отбор

учебной информации; 5) работать с различными источни-

ками информации; 6) использовать средства информаци-

онных технологий.

формирование коммуникативной компе-

тентности в сотрудничестве с учителем и сверстниками.



§ 57

Природа Курской области (7 часов)

62.

Физико-географическое положение Курской области

Определение по карте географических координат Курской области.

И.н.м

Понятие о ФГП и его занчении для развития природы. Хозяйства и жизни людей. Географические координаты. Крайние точки. Размеры территории.


Особенность географического положения Курской области, площадь

территории, крайние точки.

формирование знаний об особенностях

географического положения Курской области, её крайних точках.


формирование умений: 1) работать

с текстом, картами и диаграммами; 2) строить логическое

рассуждение и делать выводы на основе анализа диаграмм;

3) определять по политико-административной карте соседей Курской области

воспитание любви и уважения к

Отечеству, чувства гордости за свою Родину.



Записи в тетр.

63.

Рельеф и геологическое строение Курской области

Выявление особенностей рельефа Курской области и нанесение его на контурную карту. Определение закономерностей размещения полезных ископаемых и нанесение их на контурную карту Курской области.

Практикум

Рельеф и геологическое стоение. Черты рельефа. Формы рельефа (долины рек, балки, овраги идр.).Горные породы, слагающие территорию. Особенности геоглогического сторения. Четвертичные отложения. Полезные ископаемые. Магнитные аномалии и месторождения железных руд.


Закрепляют материал о закономерностях размещения крупных форм рельефа на примере Курской области. Проверяются умения показывать по карте основные формы рельефа. Определяют понимание взаимосвязей между тектоническими структурами и формами рельефа.

формирование знаний о национальном

богатстве области, о природных ресурсах и месте в

мире по их запасам

формирование умений: 1) анализи-

ровать информациюи делать самостоятельные выводы; 2) давать аргументиро-

ванные ответы на поставленные учителем вопросы; 3) работать в группе.

осознание значимости национального богатства Курской области для её развития и процветания.



Записи в тетр.

64.

Климат и внутренние воды

Характеристика основных особенностей климата и нанесение на к/к Курской области изотерм и годового количеста осадков.

Практикум

Климат. Агроклиматические ресурсы. Времена года. Фенологические особенности культурных растений. Речная сеть, озера, болота, подземные воды, искусственные водоемы: водохранилища, пруды, каналы.


Выявлять факторы,

определяющие климат Курской области; выявлять закономерности

распределения солнечной радиации по её территории;

определять по карте количество суммарной солнечной радиации, температуры, количества осадков, объяснять закономерности их распределения.


формирование умений определять по картам закономерности распре-

деления солнечной радиации, ср. температур и осадков по территории области.

анализировать информацию и делать выводы; 4) создавать схемы.

Понимание значимости информации для жизни в данном климате



Записи в тетр.

65.

Почвы Курской области

Описание основных типов почв и нанесение их на к/к Курской области.

Комб.

Почвы и их свойства. Типы почв. География почв. Черноземы, серые лесные и аллювиальные почвы. Почвенная эрозия.

Научатся самостоятельно проектировать и подготавливать презентацию на заданную тему

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;.самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;уметь объяснять, что почва - особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

осознание значения плодородия почвы.



Записи в тетр., инд. задания

66.

Растительный и животный мир Курской области


Комб.

Растительный и животный мир. Лесные массивы. Дубравы. Сосновые леса. Ольшанники и ивняки. Лесостепная и степная растительность. Охраняемые растения. Животный мир лесов и степей. Охрана животных.

Научатся самостоятельно проектировать и подготавливать презентацию на заданную тему

Проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач; составлять план и последовательность действий, оценивать результат; строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.

Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому материалу; выражать положительное отношение к процессу познания.

формирование экологического мышления;

осознание необходимости охраны степных ландшафтов



Записи в тетр.

67.

ПТК Курской области.

ПР/р № 12 «Описание природно-хозяйственной зоны своей местности».

Практикум

Природные комплексы. Природные районы. Ландшафтная карта. Антропогенные ландшафты.

Научиться сопоставлять данные и информацию, относящуюся к природным комплексам Курской области.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

формирование умений: 1) работать

в группе; 2) осуществлять самостоятельную деятельность

и сотрудничество со сверстниками при работе в группе;

3) извлекать необходимую информацию из различных

источников; 4) отбирать, анализировать и систематизировать информацию, необходимую для изучения.

формирование ценностного отношения к

природе; формирование экологического мышления.



Записи в тетр.

68.

Обобщение знаний раздела «Природа Курской области»


Обобщения и коррекции знаний

Творческая работа «Мой любимый уголок Курского края»

Обобщать знания о рельефе, климате, внутренних водах, почвах, растительности и животном мире Курской области, их охране.

Обобщение знаний об особенностях природы Курской области

полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации;самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.



Опережающзадание

Тема 6. Наше наследие (1 час)

69.

Наше национальное богатство и наследие.

Проект «Памятники Всемирного природного и культурного наследия России» (по выбору)

Практикум

Террито­риальный комплекс. Природно-территориальные и социаль­но-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.

оценивать национальное богатство страны и её природно-ресурсный капитал; наносить на контурную карту объекты природного и

культурного наследия России; характеризовать объекты

природного и культурного наследия страны (по выбору).

формирование знаний о национальном

богатстве России, о природных ресурсах и месте России в

мире по их запасам, об объектах природного и культурного наследия России.

формирование умений: 1)

давать аргументиро

ванные ответы на поставленные учителем вопросы; 3) работать в группе.

осознание значимости национального богатства России для её развития и процветания; развитие

эстетического сознания через изучение объектов Всемирно

го природно

го и культурного наследия.




70.

Резерв времени
























Приложение

Проектная деятельность обучающихся

8 класс

Тема учебного проекта

Тип проекта

1

Мини-проект «Роль рек в жизни человека и в развитии хозяйства России

групповой

2

Мини-проект «Описание зависимости жизни и хозяйственной деятельности от природных условий зоны»

групповой

3

Мини-проект «Рынок труда в моем городе или Кем и почему хотят стать мои сверстники»

индивидуальный

4

Мини-проект «Памятники Всемирного природного и культурного наследия России» (по выбору)

индивидуальный



Оснащение кабинета:

- Современное лабораторное и демонстрационное оборудование.

- Электронная метеостанция.

- Компьютер.

- Мультимедиа - проектор.

- Оборудование для спутниковой навигации (GPS - навигатор)

- Комплект карт.

- Комплект портретов знаменитых географов и путешественников.

- Медиатека.

- Географическая литература.


Интернет – сайты:

- http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет;

- http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;

- http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций;

- http://www.uroki.net/ - всё для учителя - всё бесплатно;

- http://www.uchportal.ru/ - учительский портал;

- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";