СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно-тематическое планирование по географии для 8 класса (ФГОС) с планируемыми результатами к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной
Календарно-тематическое планирование «География», 8 класса ФГОС (учебник А.И. Алексеева, В.В. Николиной. География. 8 класс)
(70 часов в год, 1 час в неделю)
№
| Тема урока (номер пункта в учебнике) | Практические работы
| Тип урока |
Виды деятельности | Основные понятия |
Универсальные учебные действия | Дата проведения | Д/з | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
предметные | метапредметные | личностные | план | факт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Россия в мире (5 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Географическое положение России |
| Урок- введение | Выявлять особенности географического положения России; наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России; сравнивать географическое положение, размеры государственной территории России и других стран; выявлять зависимость между географическим положением и размерами государственной территории страны и особенностями заселения и хозяйственного освоения её территории; определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам и наносить их на контурную карту; сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяжённости и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами. | Россия на карте мира, уникальность географического положения России, площадь территории России, крайние точки, место России среди других стран мира, место России в Европе и Азии, государственная граница России. | формирование знаний об особенностях географического положения России, её крайних точках, о месте России среди других государств мира, о месте России в Европе и Азии. | формирование умений: 1) работать с текстом, картами и диаграммами; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы на основе анализа диаграмм; 3) определять по политико-административной карте соседей России. | осознание своей принадлежности к величайшей стране мира; воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. |
|
| § 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Государственные границы России | П. р. № 1 Обозначение на к/к объектов, характеризующих географическое положение России | Изучение нового материала | Выявлять влияние географического положения России на климат и жизнь россиян; сравнивать географическое положение своего района с более северными и более южными районами-соседями; оценивать выгоды географического положения России с учётом её северного положения; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | северное положение России, удалённость территории России от незамерзающих морей, влияние географического положения России на жизнь и хозяйственную деятельность её населения. | формирование знаний о влиянии север ного положения России на жизнь и деятельность её на- селения. | формирование умений: 1) работать с разными источниками географической информации — текстом, картами; 2) самостоятельно решать учебные за- дачи; 3) создавать схемы и таблицы для решения учеб- ных задач на основе текста параграфа и дополнительной информации; 4) строить логическое рассуждение и делать выводы; 5) осуществлять учебное сотрудничество со сверс- тниками; 6) работать в группе. | определение своей личностной позиции в решении проблемы. |
|
| § 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Россия на карте часовых поясов.
| П. р. № 2 Определение разницы во времени на карте часовых поясов | Изучение и отработка нового материала | Определять положение России на карте часовых поясов; определять поясное время для разных городов России по карте часовых поя- сов; определять разницу между временем данного часового пояса и московским временем; объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей. | часовые пояса, местное солнечное время, поясное время, декретное время, летнее время, линия перемены дат. | формирование знаний о системе отсчёта времени по часовым поясам, о местном солнечном и поясном времени, линии перемены дат, о положении России на карте часовых поясов, о часовых поясах и зонах России. | формирование умений: 1) опреде- лять положение России на карте часовых поясов; 2) ре шать практические задачи по определению местного солнечного времени; 3) находить информацию о часовых поясах в Интернете. | формирование умений: 1) опреде- лять положение России на карте часовых поясов; 2) решать практические задачи по определению местного солнечного времени; 3) находить информацию о часовых поясах в Интернете. |
|
| § 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Ориентирование по карте России. Районирование.
|
| практикум | ориентирование по карте России, районирование, географический район, природные и экономические районы, административно-территориальное деление России. | ориентироваться по карте относительно крупных природных объектов и объектов, созданных человеком; выявлять специфику разных видов районирования: географического, природного, экономического и административно-территориального деления РФ; определять субъекты РФ и их столицы по политико- административной карте РФ; определять по карте состав и границы федеральных округов; наносить на контурную карту субъекты РФ, их столицы и административные центры; обозначать на контурной карте границы федеральных округов, подписывать их названия и центры; сопоставлять информацию из разных источников. | формирование знаний о самых крупных природных объектах России, помогающих ориентироваться по карте; о видах районирования территории России. | 1) определять географические объекты, помогающие ориентироваться на карте России; 2) анализировать физическую карту России и карту экономических и географических районов России; 3) работать с текстом и делать самостоятельные выводы. | осознание практической значимости ориентирования по картам России. |
|
| § 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Формирование территории России. |
| Изучение нового с последующей отработкой материала | формирование и заселение территории России; вклад исследователей, путешественников в освоение территории России, русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников. | выявлять особенности формирования государственной территории России, её за- селения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах; выявлять зависимость между географическим положением и размерами государственной территории страны и особенностями её заселения и хозяйственного освоения; систематизировать знания об освоении территории России с древнейших времён до наших дней в таблице; подготавливать и обсуждать презентации о географических открытиях отечественных путешественников и исследователей. | овладение знаниями о формировании и заселении территории России; формирование представле- ний о вкладе учёных и первопроходцев в освоение территории страны. | формирование умений: 1) работать с текстом и картами учебника; 2) извлекать информацию из различных источников и преобразовывать её в таблицу; 3) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 4) осуществлять совместную деятельность с учителем и сверстниками; 5) работать самостоятельно. | воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за прошлое многонационального народа страны; осознание вклада первопроходцев и исследователей в освоение территории России. |
|
| § 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. Природа (22 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | История развития земной коры. Геологическое летосчисление. | | Комбиниров. | история развития земной коры, геологическое летосчисление, геохронологическая та- блица, эры — архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозойская, эпохи складчатости, геологическая карта. | определять основные этапы формирования земной коры на территории России по геологической карте и геохронологической таблице; определять по карте возраст наиболее древних участков на территории России; определять по карте, в какие эпохи складчатости возникли горы России. | формирование представлений об этапах развития земной коры, геологическом летосчислении, эпохах складчатости. | формирование умений: 1) строить логическое рассуждение; 2) устанавливать связи и делать обобщения; 3) планировать последовательность и способ действий при работе с картографической, табличной и текстовой информацией. | понимание значимости геохронологической таблицы и геологической карты как способов изучения развития земной коры. |
|
| § 16 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Особенности рельефа России. Тектонические структуры. | | Изучение нового | платформа, геосинклиналь, щит, плита, тектоническая структура, связь рельефа с тектоническим строением территории. | определять особенности рельефа России по физической карте; наносить на контурную карту основные формы рельефа страны; определять основные тектонические структуры на территории страны по тектонической карте России; выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом по физической и тек- тонической картам; составлять описание рельефа по карте. | формирование представлений и знаний об основных типах тектонических структур — платформах и геосинклиналях, о рельефе России и его связи с тектоническим строением территории. | формирование умений: 1) формулировать выводы и делать умозаключения на основе выявления причинно-следственных связей; 2) составлять схемы; 3) анализировать таблицы. | развитие навыков самостоятельной рабо ты с тектонической картой. |
|
| § 17 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Рельеф: скульптура поверхности
| П. р. № 3 Выявление зависимости между тектоническим строением и расположением крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | Комбиниров. | скульптура поверхности; влияние внешних и внутренних сил на рельеф России; вы- ветривание — физическое, химическое, органическое; деятельность ветра, текучих вод, ледника; влияние многолетней мерзлоты на формирование рельефа; влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф. | выявлять внешние и внутренние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа страны; определять взаимосвязь внешних и внутренних процессов, формирующих рельеф; определять по карте основные центры оледенений, районы распространения многолетней мерзлоты; объяснять влияние человеческой деятельности на рельеф; определять и объяснять особенности рельефа своего региона. | формирование знаний о рельефе России, о влиянии внешних и внутренних процессов на рельеф. | формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи; 2) решать учебные задачи; 3) создавать таблицы и схемы; 4) работать индивидуально и в группе; 5) создавать проекты. | формирование умений использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения процессов выветривания, влияния внешних и внутренних сил Земли на формирование рельефа. |
|
| § 18 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | Полезные ископаемые России. |
| Комб. | минеральные ресурсы, стихийные природные явления, связанные с земной корой. | выявлять зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов на основе сопоставления физической карты России и карты строения земной коры; наносить на контурную карту месторождения полезных ископаемых; в паре с одноклассником формулировать экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых; определять территории распространения стихийных природных явлений по физической и тематической картам. | формирование знаний о минерально-сырьевой базе России, об особенностях размещения полезных ископаемых по территории России, о стихийных природных явлениях, связанных с земной корой. | формирование умений: 1) подготавливать сообщения о стихийных природных явлениях в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлениями; 2) объяснять взаимозависимости между особенностями литосферы, жизнью и хозяйственной деятельностью населения России; 3) уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией; 4) решать учебные задачи; 5) создавать таблицы и схемы; 6) работать индивидуально и в группе; 7) разрабатывать проекты. | формирование умений и навыков соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных явлений; усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. |
|
| § 19 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Контрольно-обобщающий урок. |
| Обобщение и систематизация знаний по теме. | взаимосвязь между тектоническими структурами, формами рельефа и размещением полезных ископаемых. | Закрепляют материал о закономерностях размещения крупных форм рельефа. Проверяются умения показывать по карте основные формы рельефа России. Определяют понимание взаимосвязей между тектоническими структурами и формами рельефа. | формирование знаний о национальном богатстве России, о природных ресурсах и месте России в мире по их запасам | формирование умений: 1) анализи- ровать информациюи делать самостоятельные выводы; 2) давать аргументиро- ванные ответы на поставленные учителем вопросы; 3) работать в группе. | осознание значимости национального богатства России для её развития и процветания. |
|
| Повт.§16- 19 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. | Климат России. Солнечная радиация
| П. р. № 4 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, температур и осадков | Изучение нового материала | солнечная радиация и её виды, суммарная солнечная радиация, радиационный баланс, изменение солнечной радиации по сезонам года. | Выявлять факторы, определяющие климат России; выявлять закономерности распределения солнечной радиации по территории России; определять по карте количество суммарной солнечной радиации и радиационного баланса для разных районов и городов России; анализировать карту «Высота Солнца над горизонтом на разных широтах»; объяснять изменение количества солнечной радиации в зависимости от географической широты и сезонов года. | формирование знаний о различных видах солнечной радиации, радиационном балансе; формирование умений определять по картам закономерности распре- деления солнечной радиации по территории страны. | формирование умений: 1) определять понятия; 2) использовать текст параграфа и географические карты для получения информации о солнечной радиации; 3) анализировать информацию и делать выводы; 4) создавать схемы. | понимание значимости солнечной радиации для жизни на Земле. |
|
| § 21 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. | Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. |
| И.н.м. | Атмосферная циркуляция, воз- душные массы, господствующие над территорией России, западный перенос воздушных масс, атмосферный фронт, циклон, антициклон. | Выявлять типы воз- душных масс, влияющих на климат России; наблюдать за изменениями воздушных масс в своём регионе (своей местности). | формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 2) формулировать обобщения на основе изучаемого матери- ала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки. | Формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 2) формулировать обобщения на основе изучаемого матери- ала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки. | Формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния атмосферной циркуляции на климат России. |
|
| § 22 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. | Циклоны и антициклоны. |
| Комб. | атмосферный фронт, циклон, антициклон. | объяснять влияние соседних территорий на климат России; объяснять причинно-следственные связи возникновения циклонов и антициклонов;
| формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 2) формулировать обобщения на основе изучаемого матери- ала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки. | Формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 2) формулировать обобщения на основе изучаемого матери- ала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки. | Формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния атмосферной циркуляции на климат России. |
|
| § 22 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. | Влияние на климат России ее географического положения. Синоптическая карта. | П. р. № 5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды
| Практикум | влияние соседних территорий на климат России, | наблюдать за изменениями погоды в своём регионе при приближении и прохождении тёплых и холодных фронтов, циклонов и антициклонов. | формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 2) формулировать обобщения на основе изучаемого матери- ала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки. | формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 2) формулировать обобщения на основе изучаемого матери- ала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки. | формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния географического положения на климат России. |
|
| § 23 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. | Климатические пояса и типы климата России.
|
| И.н.м. | влияние на климат России её географического положения, зональность климата, распре- деление температуры воздуха и осадков. | раскрывать влияние географического положения и морских течений на климат России; определять по картам климатические показатели (атмосферное давление, средние температуры января и июля, среднегодовое количество осадков) для разных населённых пунктов; определять по синоптической карте особенности погоды для разных населённых пунктов. | формирование представлений и знаний о влиянии на климат России её географического положения . | формирование умений: 1) извлекать информацию из текста параграфа, анализировать её и делать выводы; 2) строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщения; 3) работать с картами параграфа; 4) осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; 5) работать в группе. | формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками. |
|
| § 24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. | Климат и хозяйственная деятельность людей |
| Комбиниров. | Сезоны года. Агроклиматические ресурсы. | определять по картам климатические показатели (атмосферное давление, средние температуры, количество осадков) для разных сезонов года в разных частях России.
| формирование представлений и знаний особенностях зимнего и летнего сезонов в нашей стране. | формирование умений: 1) извлекать информацию из текста параграфа, анализировать её и делать выводы; 2) строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщения; 3) работать с картами параграфа; 4) осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; 5) работать в группе. | формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками. |
|
| § 25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. | Комфортность климата. | П. р. № 6 Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. | Практикум | комфортность климата, влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека, влияние климата на сельское хозяйство, агроклиматические ресурсы, коэффициент увлажнения, неблагоприятные климатические явления. | оценивать климатические условия отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения; выявлять по карте «Влияние природных условий на жизнь человека» территории с наиболее и наименее благоприятными для проживания людей условиями; определять особенности климата своего региона и способы адаптации человека к данным климатическим условиям; определять коэффициент увлажнения для различных территорий России; анализировать карту «Агроклиматические ресурсы», определять наиболее благоприятные для выращивания сельскохозяйственных культур районы Рос- сии; оценивать агроклиматические ресурсы своего региона для развития сельского хозяйства; выявлять особенности неблагоприятных климатических явлений; определять районы их распространения на территории страны по тематическим картам. | формирование представлений и знаний о влиянии природных условий на жизнь человека и его хозяйственную деятельность, о комфортности климата, агроклиматических условиях, коэффициенте увлажнения, испаряемости, неблагоприятных климатических явлениях, встречающихся в России. | формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации о влиянии климатических условий на жизнь человека (на быт, жилище, одежду, здоровье, хозяйственную деятельность) и способах адаптации человека к разным климатическим условиям; 2) систематизировать знания о неблагоприятных климатических явлениях в таблице; 3) анализировать карты и делать выводы; 4) создавать схемы. | понимание особенностей климата России и его влияния на жизнь и здоровье человека; понимание того, что адаптация человека к климатическим условиям — фактор здоровья. |
|
| § 25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. | Климат и климатические ресурсы. Обобщающий урок. |
| Обобщение знаний. | климатические пояса и типы климата России, климатические особенности России, карта климатических поясов и областей России, климатическая диаграмма, климат своего региона. | анализировать карту климатических поясов и областей России, климатодиаграммы для разных населённых пунктов России; выявлять закономерности распределения климатических показателей в зависимости от климатических поясов; определять по карте районы распространения разных типов климата на территории страны; обозначать на контурной карте границы климатических поясов, пункты, в которых были зафиксированы самая высокая и самая низкая температуры воздуха, самое большое и самое маленькое количество осадков; определять тип климата по описанию; составлять характеристику одной из климатических областей по плану; анализировать график годовых амплитуд температуры воздуха. | формирование знаний о климатических условиях России на основе различных источников информации. | формирование умений: 1) планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией; 2) работать с текстом и климатическими диаграммами; 3) работать в группе. | формирование способности к самообра- зованию на основе мотивации к познанию многообразия климатов России. |
|
| Повт. §21-25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. | Моря России | Обозначение на контурной карте портов, морей, омывающих берега России | И.н.м. | особенности российских морей, моря бассейнов Атлантического, Тихого, Северного Ледовитого океанов; ресурсы морей и их использование человеком, экологические проблемы морей. | выявлять особенности морей России; наносить на контурную карту моря, омывающие берега России, Северный морской путь, крупные порты; составлять описание моря по плану; сравнивать моря на основе физической карты. | формирование представлений и знаний о морях, омывающих берега России, и их особенностях, о природных ресурсах российских морей и их использовании. | формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации о природе российских морей и об их экологических проблемах, о значении для России Северного морского пути; 2) работать с текстом и географическими картами; 3) создавать таблицы и схемы. | осознание значения морей для России; оценивание значения моря как уникального природного комплекса; формирование основ экологической культуры; развитие опыта рационального использования ресурсов морей. |
|
| § 26 Описание одного из морей по типовому плану. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20. | Реки России. Режим рек России. | Обозначение на контурной карте крупных рек России.
| И.н.м. | расход воды, годовой сток, падение реки, уклон реки, использование рек в хозяйствен- ной деятельности, охрана речных вод. | определять состав внутренних вод на территории страны; определять типы питания, режим, годовой сток, принадлежность рек к бассейнам океанов по тематическим картам; наносить на контурную карту речные системы и их водоразделы; выявлять зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом по тематическим картам; составлять описание одной из рек по типовому плану; определять падение и уклон рек России (по выбору). | формирование представлений и знаний о реках России и их особенностях, о принадлежности рек к бассейнам океанов и области внутреннего стока, о расходе воды, годовом стоке, падении, уклоне и режиме реки. | формирование умений: 1) работать с текстом и картами параграфа; 2) осуществлять смысло- вое чтение и делать самостоятельные выводы; 3) анализи- ровать рисунки; 4) создавать схемы; 5) подготавливать и обсуждать презентации об опасных явлениях, связанных с водами, и их предупреждении. | понимание значения рек для человека и хозяйства России. |
|
| § 27
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21. | Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России | Обозначение крупных озер России на КК | Комбиниров. | озёра, крупнейшие озёра России, типы озёр, болота, верховые и низинные болота, под земные воды, артезианский бассейн, ледники, охрана водных ресурсов. | определять типы озёр по происхождению озёрных котловин, солёности, размерам; наносить на контурную карту крупные озёра России; определять по физической и тематическим картам и наносить на контурную карту основные районы распространения болот, горного и покровного оледенений, многолетней мерзлоты; составлять описание одного из наиболее крупных озёр по плану. | формирование представлений и знаний о крупнейших озёрах России, типах озёр, происхождении озёрных котловин, районах распространения озёр в России, о болотах, типах болот и условиях их образования, о других внутренних водах России — подземных водах, ледниках, артезианских бассейнах, многолетней мерзлоте. | формирование умений: 1) создавать схемы; 2) планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией; 3) работать индивидульно или в группе; 4) при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении, аргументировать свою точку зрения; 5) подготавливать презентации. | осознание значения внутренних вод России, необходимости сохранения озёр, болот, ледников и подземных вод для нынешних и будущих поколений. |
|
| § 28
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22. | Болота. Распространение болот. Подземные воды. Водные ресурсы родного края. Ледники. |
| Комбиниров. | причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей, единая глубоководная система, каналы, морские пути, торговые пути, морские и речные порты России. | оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий, своего региона; определять особенности использования внутренних вод своего региона; определять пути охраны и рационального использования водных ресурсов; наносить на контурную карту крупнейшие морские и речные порты России. | формирование знаний о значении рек в жизни человека и в хозяйстве страны. | формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации о роли рек в жизни чело века и развитии хозяйства России, своего региона; 2) работать с текстом и географическими картами; 3) включаться в дискуссию. | формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками; формирование понимания ценности водных путей для развития страны. |
|
| § 28
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23. | Значение рек в жизни общест-ва | П. р. № 7 Характеристика одной из российских рек по плану. | Освоения нов. знаний | причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей, единая глубоководная система, каналы, морские пути, торговые пути, морские и речные порты России. | оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий, своего региона; определять особенности использования внутренних вод своего региона; определять пути охраны и рационального использования водных ресурсов; наносить на контурную карту крупнейшие морские и речные порты России. | оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий, своего региона; определять особенности использования внутренних вод своего региона; определять пути охраны и рационального использования водных ресурсов; наносить на контурную карту крупнейшие морские и речные порты России. | формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации о роли рек в жизни человека и развитии хозяйства России, своего региона; 2) работать с текстом и географическими картами; 3) включаться в дискуссию. | формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками; формирование понимания ценности водных путей для развития страны. |
|
| § 29
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24. | Водные ресурсы. | Мини-проект «Роль рек в жизни человека и в развитии хозяйства России | Обобщ. | решение проблемы преобразования рек. | систематизировать информацию о преобразовании рек человеком; устанавливать причинно-следственные связи. | формирование представлений о деятельности человека, связанной с преобразованием рек, и о возникающих при этом экологических проблемах. | формирование умений: 1) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 2) при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении; 3) участвовать в дискуссии | формирование личностного отношения к проблемам преобразования рек. |
|
| § 30
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25. | Почва — особое природное тело.
| Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа. | Изучение нового | строение почвы (почвенный профиль), почвенный горизонт, механический состав и структура почвы, типы почв в России. | определять механический состав и структуру почв, их различия; выделять на типовой схеме почвенного профиля основные слои почвы, их особенности; выявлять основные
| формирование знаний о строении почвы, её механическом составе и структуре, о различных типах почв и их распространении на территории России, о зональности почв. | формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв в ходе их хозяйственного использования; 2) наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенно сти хозяйственного использования; 3) создавать схемы; 4) анализировать почвенную карту и почвенный профиль и делать выводы. | осознание значения плодородия почвы. |
|
| § 31
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26. | Почвообразующие факторы. Типы почв. | Ознакомление с образцами почв своей местности. | Комбиниров. | Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Охрана почв. | факторы почвообразования; определять по тематической карте главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны и ХМАО; наносить на контурную карту основные типы почв России; определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам. | формирование знаний о строении почвы, её механическом составе и структуре, о различных типах почв и их распространении на территории России, о зональности почв. | формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв в ходе их хозяйственного использования; 2) наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенно сти хозяйственного использования; 3) создавать схемы; 4) анализировать почвенную карту и почвенный профиль и делать выводы. | осознание значения плодородия почвы. |
|
| § 31
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27. | Природа России. Контрольно-обобщающий урок |
| Контробобщ | Базовые понятия и умения по теме «Природа России». | систематизировать информацию о природе России; устанавливать причинно-следственные связи. | Систематизация знаний о рельефе, климате, внутренних водах, почвах России | формирование умений: 1) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 2) участвовать в обсуждении; 3) участвовать в дискуссии | формирование личностного отношения к проблемам преобразования почв. |
|
| Стр. 126 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны ( 7 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28. | Зональность в природе и жизни людей. | Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах. | Практикум | Базовые понятия зональность, высотная поясность. | Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства | формирование знаний о природных зонах нашей страны, зависимости хозяйственной деятельности от различных природных условий. | формирование умений: 1) искать и отбирать информацию по теме; 2) подготавливать и обсуждать презентации; 3) работать с текстом и географическими картами. | Формирования личностного отношенния к различиям уровня комфортности жизни на территории России. |
|
| § 32
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29. | Северные безлесные зоны. | П. р. № 8 Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану | Практикум | зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесотундры, занятия населения в зоне тундры. | выявлять особенности географического положения, климата, растительного и животного мира, занятий населения природных зон; на- носить на контурную карту границы природных зон; сра- нивать географическое положение разных природных зон; выявлять взаимозависимости между компонентами природы в природных зонах на основе анализа физической кар- ты, карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому плану; определять особенности распространения антропогенных ландшафтов и выявлять экологические проблемы зон, связанных с основными видами хозяйственной деятельности. | формирование знаний о северных безлесных зонах нашей страны — зоне арктических пустынь, тундре и лесотундре, о хозяйственной деятельности коренных жителей тундры. | формирование умений: 1) искать и отбирать информацию по теме; 2) подготавливать и обсуждать презентации; 3) работать с текстом и географически- ми картами. | формирование основ экологической куль- туры, соответствующей современному уровню экологического мышления. |
|
| § 32
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30. | Лесные зоны |
| Практикум | лесные зоны — зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, особенности таёжной зоны, занятия населения, особенности зоны смешанных и широколиственных лесов, охрана лесных ресурсов России. | давать описание тайги, сравнивать таёжную зону с зоной смешанных и широколиственных лесов; выявлять взаимозависимость между компонентами природы внутри природных зон на основе анализа физической карты и карт компонентов природы. | формирование знаний о лесных зонах нашей страны — тайги и смешанных и широколиственных лесов, о хозяйственной деятельности человека в этих зонах. | формирование умений: 1) работать с текстом и географическими картами; 2) сопоставлять физическую карту России и карты компонентов природы; 3) анализировать картосхемы и делать выводы; 4) составлять схемы; 5) выявлять проблемы, связанные с лесными ресурсами, и обсуждать их. | воспитание чувства гордости за свою Роди- ну; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. |
|
| § 33
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31. | Степи и лесостепи |
| Комбиниров. | лесостепи и степи, особенности лесостепной и степной зон, лесостепи и степи — главный сельскохозяйственный район страны. | сравнивать географическое положение степи и лесостепи; наносить на контурную карту границы природных зон; выявлять причинно- следственные связи между географическим положением, особенностями климата, растительным и животным ми- ром; раскрывать особенности ведения сельского хозяйства в степи; давать оценку чернозёмам. | формирование знаний о природных зонах нашей страны — степной и лесостепной, о хозяйственной деятельности человека в этих зонах. | формирование умений: 1) работать в группе; 2) создавать образы степи и лесостепи; 3) отбирать и анализировать необходимую информацию, делать выводы. | формирование экологического мышления; осознание необходимости охраны степных ландшафтов |
|
| § 34
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32. | Южные безлесные зоны. |
| Комбиниров. | полупустыня, пустыня, занятия жителей полупустынь, оазис. | определять географическое положение зоны полупустынь и пустынь; раскрывать особенности природы полупустынной и пустынной зон; характеризовать занятия жителей полупустынь; давать оценку Волго-Ахтубинской пойме — оазису полупустынной и пустынной зон. | формирование знаний о южных безлесных зонах нашей страны — зонах полупустынь и пустынь, о хозяйственной деятельности человека в зоне полупустынь. | формирование умений: 1) работать в группе; 2) создавать презентации о южных безлесных зонах России; 3) находить и отбирать информацию; 4) использовать средства информационных технологий; 5) создавать графические схемы; 6) работать с текстом. | осознание уникальности каждой природ- ной зоны. |
|
| § 35
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33. | Субтропики |
| Комбиниров. | субтропики, высотная поясность, особенности жизни и хозяйства в горах. | определять географическое положение зоны субтропиков; выявлять особенности климата, растительного и животного мира зоны субтропиков; определять степень освоенности зоны; давать характеристику высотной поясности; определять особенности жизни и хозяйства в горах; анализировать физическую карту и карты компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах. | формирование знаний о самой маленькой по площади природной зоне России — зоне субтропиков, о высотной поясности гор, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в горах. | формирование умений: 1) работать с текстом и иллюстративным материалом параграфа; 2) создавать графические схемы; 3) анализировать рисунки и делать выводы; 4) обсуждать дискуссионные вопросы; 5) участвовать в ситуационной игре для развития социального опыта; 6) работать в группе. | осознание уникальности субтропиков России; оценивание специфики жизни и хозяйственной деятельности людей в горах. |
|
| § 36
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34. | Обобщение знаний по теме « Природно-хозяйственные зоны» | Проект. Описание зависимости жизни и хозяйственной деятельности от природных условий зоны» | Практикум | природно-хозяйственные зоны России, образ жизни и деятельности человека в природно- хозяйственных зонах. | сопоставлять карту при- родно-хозяйственных зон и график «Смена природных зон с севера на юг»; сравнивать природно-хозяйственные зоны России; составлять характеристику природно-хозяйственной зоны по плану; сопоставлять карты природно-хозяйственных зон и плотности населения, делать выводы; анализировать карту «Зональная специализация сельского хозяйства»; составлять описания особенностей жизни и хозяйственной де ятельности людей в сельской местности разных природных зон; систематизировать знания о природных зонах. | формирование знаний об условиях жизни и деятельности человека в разных природных зонах. | формирование умений: 1) работать в группе; 2) осуществлять самостоятельную деятельность и сотрудничество со сверстниками при работе в группе; 3) извлекать необходимую информацию из различных источников; 4) характеризовать природно-хозяйственные зоны; 5) обмениваться учебной информацией с одноклассниками и участвовать в обсуждении; 6) отбирать, анализировать и систематизировать информацию, необходимую для изучения. | формирование ценностного отношения к природе; формирование экологического мышления. |
|
| Повт.§32- 36
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2. Россияне (10 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35. | Численность населения. |
| практикум | воспроизводство населения, отрицательный естественный прирост — проблема для России, типы воспроизводства: архетип, традиционный и современный. | сравнивать особенно- сти различных типов воспроизводства населения: архетипа, традиционного и современного; сравнивать показатели воспроизводства населения в разных регионах России по статистическим данным; сравнивать показатели воспроиз- водства населения России с показателями воспроизводства населения других стран мира. | формирование знаний и представлений о типах воспроизводства населения, о воспроизводстве населения России в различные исторические периоды, о специфике перехода от традиционного к современному типу воспроизводства населения в различных регионах России. | формирование умений: 1) анализи- ровать текст для решения поставленной задачи; 2) работать с фотографиями как с дополнительным источником географической информации; 3) анализировать таблицу на с. 35 учебника; 4) создавать на основе текста таблицу, характеризующую изменение воспроизводства населения в разные исторические эпохи | осознание факта, что смена поколений — непрерывный процесс. |
|
| § 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36. | Воспроизводство населения.
| Анализ графиков рождаемости и смертности в России.
| Комбиниров. | численность населения, естественный прирост, темпы роста численности населения, демографический кризис, демографические потери, демографические проблемы и их решение. | определять место Рос- сии в мире по численности населения на основе анализа статистических данных; определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны, в своём регионе по статистическим данным; наблюдать динамику численности населения на основе анализа графика «Темпы роста населения России и демографические кризисы в разные периоды»; анализировать график рождаемости и смертности населения России в ХХ в.; строить и анализировать график изменения численности населения в своём регионе по статистическим данным; прогнозировать темпы роста населения России и её отдельных территорий на основе статистических данных. | формирование знаний о населении Рос сии: его численности, естественном приросте; о демографических кризисах и их причинах. | формирование умений: 1) создавать простейшие модели (графики) на основе статистических данных; 2) находить и отбирать информацию в соответствии с учебными задачами; 3) использовать учебную ин- формацию для достижения результата; 4) работать в группе; 5) анализировать графики и делать самостоятельные выводы. | осознание факта, что человек — высшая ценность на Земле |
|
| § 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37. | Половой и возрастной состав населения страны. | Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов. | Комб. | демографическая ситуация, половозрастная структура населения России, ожидаемая продолжительность жизни населения. | выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов; определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным; подготавливать и обсуждать презентации о факторах, влияющих на среднюю прогнозируемую продолжительность жизни; сравнивать среднюю прогнозируемую продолжительность жизни мужчин и женщин в России и в других странах по статистическим данным | формирование знаний о поло-возрастных особенностях населения. | формирование умений: 1) интерпре тировать и обобщать информацию; 2) при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. | осознание факта, что различия половозрастных категорий одна из составляющих демографической ситуации в стране. |
|
| § 9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38. | Россия - многонациональное государство. | П. р. № 9 Анализ карты народов России. | Комбиниров. | этнос, этническая территория, этническая структура населения регионов России, Россия — многонациональное государство, национальный состав, языковая семья, языковая группа, значение русского языка для народов России, религии России. | определять по статистическим данным крупнейшие по численности народы России; определять по карте особенности размещения народов России и сопоставлять географию крупнейших народов с политико-административным делением РФ; определять основные языковые семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России; определять современный религиозный состав на- селения России, главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и других религий по карте религий народов России; наносить на контурную карту крупнейшие религиозные центры российского православия, ислама, буддизма. | формирование представлений и знаний об этносе, языковых семьях и группах, о значении русского языка для народов России, о религиозном составе населения России. | формирование умений: 1) определять понятия «этнос», «языковая семья», «языковая группа»; 2) формулировать выводы; 3) извлекать информацию из различных источников знаний. | осознание своей этнической принадлежности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре, религии, традициям, языку, ценностям народов России. |
|
| § 11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39. | Размещение населения. Плотность населения. |
| Комбиниров. | размещение населения, зона очагового заселения, зона сплошного заселения, главная полоса расселения, плотность населения России, роль крупных городов в размещении населения. | выявлять факторы, влияющие на размещение населения России; выявлять по картам плотности населения, физической и другим тематическим картам закономерности размещения населения России; анализировать карту плотности населения, выделять территории с высокой и низкой плотностью населения; сопоставлять показатели плотности населения своего региона с показателями плотности населения других регионов России; наносить на контурную карту главную полосу расселения и хозяйственного освоения, зону Севера. | формирование знаний о размещении на- селения России, типах расселения, роли крупных городов в размещении населения. | формирование умений: 1) строить логическое рассуждение и делать выводы; 2) устанавливать причинно-следственные связи; 3) находить и использовать различные источники географической информации; 4) включаться в обсуждение проблем; 5) формулировать и аргументировать свою точку зрения. | осознание значимости повышения качества жизни на всей территории России. |
|
| § 12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40. | Расселение и урбанизация. |
| Комбиниров. | городские и сельские поселения, урбанизация, влияние урбанизации на окружающую среду. | выявлять особенности урбанизации в России (темпы, уровень урбанизации) по статистическим данным; определять территории России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации по тематической карте; подготавливать и проводить презентации о влиянии урбанизации на окружающую среду;
| формирование знаний и представлений о урбанизации и городских агломерациях. | формирование умений: 1) осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 2) осуществлять проектную деятельность; 3) строить логическое рассуждение и делать выводы; 4) работать с текстом; 5) создавать таблицу для решения учебной задачи; 6) работать индивидуально и в группе | осознание факта, что города и сельские поселения являются феноменом культуры; развитие эстетического сознания на основе знакомства с культурой, архитектурой городов и сельских поселений; осознание необходимости сохранения качества окружающей среды в городах и сельских поселениях. |
|
| § 13 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41. | Города и сельские поселения |
| Усв. нов. знан. | городская агломерация функции сельской местности | определять типы поселений России и своего региона; характеризовать различия городского и сельского образа жизни; определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельско- го населения в разных частях страны по статистическим данным; | формирование знаний и представлений о городах и сельских поселениях, их типах и функциях | формирование умений: 1) осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 2)осуществлять проектную деятельность; 3) строить логическое рассуждение и делать выводы; 4) работать с текстом; 5) создавать таблицу для решения учебной задачи; 6) работать индивидуально и в группе | осознание факта, что города и сельские поселения являются феноменом культуры; развитие эстетического сознания на основе знакомства с культурой, архитектурой городов и сельских поселений; осознание необходимости сохранения качества окружающей среды в городах и сельских поселениях. |
|
| § 13 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42. | Миграции населения. |
| Комбиниров. | миграции населения, причины и виды миграций, основные направления миграций, влияние миграций на изменение численности населения, мигранты. | определять типы и причины внутренних и внешних миграций; подготавливать и обсуждать презентации об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России; определять основные направления современных миграционных потоков на территории России по тематической карте; определять территории России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли по статистическим данным; выявлять на основе анализа карты влияние миграций на изменение численности населения регионов России. | формирование знаний о миграциях на- селения: их причинах, видах и основных направлениях. | формирование умений: 1) интерпре тировать и обобщать информацию; 2) при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. | осознание значения миграций в экономических, социальных и культурных процессах России; понимание роли миграций в судьбе конкретного человека, его семьи; формирование толерантного отношения к мигрантам. |
|
| § 14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43. | Трудовые ресурсы.
| Проект. Рынок труда в моем городе или Кем и почему хотят стать мои сверстники
| Усв. нов. знан. | рынок труда, трудоспособный возраст, трудовые ресурсы, экономически активное население, безработица, география безработицы, зависимость безработицы от структуры хозяйства, трудовые ресурсы и рынок труда своего края, человеческий капитал. | анализировать схему состава трудовых ресурсов и экономически активного на селения России; сравнивать по статистическим данным численность трудоспособного и экономически активного населения в России и других странах мира; выявлять особенности рынка труда своего места проживания. | формирование представлений и знаний о трудовых ресурсах России, экономически активном насе лении, рынке труда и требованиях, предъявляемых к работнику в современных условиях, человеческом капитале. | формирование умений: 1) определять понятия; 2) применять схемы для объяснения сути процессов и явлений; 3) при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией | понимание значимости качества трудовых ресурсов как фактора развития общества; осознание важности выбора профессии. |
|
| § 15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44. | Обобщение знаний по теме « Население России» |
| Обобщ. | Базовые понятия по теме «Население России» | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделам. | формирование знаний о национальном богатстве России, разнообразии народов и их культурных ценностей. . | формирование умений: 1) анализи- ровать информацию и делать самостоятельные выводы; 2) давать аргументиро- ванные ответы на поставленные учителем вопросы; 3) работать в группе. | осознание значимости национального богатства России для её развития и процветания; развитие эстетического сознания через изучение объектов культурного наследия. |
|
| Повт. §7-15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5. Хозяйство России (17 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45. | Этапы развития хозяйства
|
| Изучение нового | хозяйство (экономика); отраслевая, функциональная и территориальная структура хозяйства; секторы экономики. | анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства Рос сии, определять их различия; формулировать черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от отраслевой и функциональной структуры хозяйства экономически развитых и развивающихся стран мира; выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт; выявлять значение человеческого капитала как основного фактора развития общества. | формирование представлений и знаний о природно-ресурсном, человеческом и производственном капитале, об отраслевой, функциональной и территориальной структуре хозяйства, о секторах экономики и «циклах Кондратьева». | формирование умений: 1) анализировать схемы и таблицы учебника, делать самостоятельные выводы; 2) высказывать своё мнение и аргументировать свою позицию; 3) работать с текстом; 4) включаться в обсуждение проблем необходимости развития хозяйства России. | осознание необходимости динамичного развития экономики. |
|
| § 38 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46. | Особенности экономики России.
| . | Практиукум | национальная экономика, структура экономики России. | выделять особенности национальной экономики; выделять особенности, структуру и циклы в развитии хозяйства своего региона; сравнивать структуру экономики России и других стран; давать исторический анализ факторов развития экономики страны; обсуждать благоприятные и негативные факторы, влияющие на развитие экономики. | формирование представлений и знаний об уровне экономического развития страны, об особенностях российской экономики и этапах её развития, о перспективах развития экономики России. | формирование умений: 1) принимать участие в дискуссии; 2) прогнозировать особенности развития экономики страны и своего края; 3) выдвигать гипотезы и обосновывать их; 4) работать в группе. | осознание необходимости прорыва в раз- витии экономики страны, собственного личностного ро- ста и получения качественного образования для будущего России. |
|
| § 39-40 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47. | Топливно-энергетический комплекс.Угольная промышленность | П. р. № 10 Составление характеристики одного из угольных бассейнов | Комбиниров. | топливно-энергетический комплекс, топливно-энергетический баланс, межотраслевой комплекс, угольная промышленность, главные угольные бассейны страны. | анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними; устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей — на западе; высказывать мнение о воздействии ТЭК на состояние окружающей среды и мерах по её охране; проводить сопоставительный анализ величины добычи угля в основных угольных бассейнах на основе статистических материалов и карт; составлять ха20рактеристику одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам; наносить на контурную карту основные районы добычи угля. | формирование знаний о топливно-энергетическом комплексе России и угольной промышленности как базовой отрасли российской экономики. | формирование умений: 1) обсуждать проблемы ТЭК и угольной промышленности; 2) извлекать информацию из различных источников; 3) прогнозировать пути развития ТЭК и угольной промышленности; 4) создавать схемы; 5) анализировать таблицы и рисунки, делать выводы. | осознание роли ТЭК и угольной промышленности для развития экономики России; формирование экологического мышления на основе выявления влияния угольной промышленности на состояние окружающей среды. |
|
| § 41 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48. | Нефтяная и газовая промышленность. | Нанесение на к/к угольных бассейнов, нефтяных и газовых месторождений | Комбиниров. | нефтяная промышленность, особенности размещения нефтяной промышленности, основные районы нефтедобычи и нефтепереработки, экологические проблемы отрасли. газовая промышленность, ос- новные и перспективные районы добычи газа. | наносить на контур- ную карту основные районы добычи нефти; сопоставлять карту нефтяной промышленности с картой плотности насе- ления, формулировать выводы; составлять характеристику одного из нефтяных бассейнов (месторождений) по картам и статистическим материалам; систематизировать знания об экологических проблемах нефтяной промышленности в таблице. наносить на контурную карту основные разрабатываемые месторождения га- за; сопоставлять карту газовой промышленности с картой плотности населения, формулировать выводы; составлять характеристику одного из газовых месторождений по кар- там и статистическим материалам; систематизировать зна- ния об экологических проблемах газовой промышленности в таблице. | формирование знаний о нефтяной промышленности как базовой отрасли экономики России. формирование знаний о газовой промыш- ленности как базовой отрасли экономики России. | формирование умений: 1) обсуждать проблемы нефтяной промышленности; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) составлять та- блицы; 4) участвовать в дискуссии. отрасли экономики России.
| осознание значения нефтяной промышленности в хозяйстве страны; формирование экологического мышления на основе выявления влияния нефтяной промышленности на состояние окружающей среды. формирование экологического мышления на основе выявления влияния газовой промышленности на состояние окружающей среды; осознание значения газовой промышленности в экономике России. |
|
| § 42, 43 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49. | Электроэнергетика. |
| Практикум | электроэнергетика, типы электростанций, энергосистема, размещение электростанций по территории страны, проблемы и перспективы электро- энергетики, основные источники загрязнения окружаю- щей среды. | составлять и анализировать таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации (преимущества, недостатки), строительства, воздействию на окружающую среду, стоимости электроэнергии»; выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС; высказывать мнение о существовании или об отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. | формирование знаний об электроэнергетике как базовой отрасли экономики России. | формирование умений: 1) определять понятия; 2) составлять структурные схемы; 3) подготавливать и обсуждать презентации о выборе места для строительства электростанции с учётом факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС); 4) анализировать диаграммы; 5) искать и отбирать информацию об электро- станциях; 6) использовать средства информационных технологий; 7) участвовать в дискуссии; 8) аргументированно отстаивать своё мнение. | формирование экологического мышления на основе выявления влияния электроэнергетики на состояние окружающей среды; осознание необходимости экономии электроэнергии. |
|
| § 44 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50. | Металлургия. | Нанесение на к/к главных центров металлургии. | Практикум | металлургический комплекс, чёрная металлургия, металлургический комбинат. | сопоставлять по кар- там географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров чёрной металлургии; формулировать главные факторы размещения предприятий чёрной металлургии; приводить примеры (с использованием карт атласа) различных вариантов размещения предприятий чёрной металлургии; наносить на контурную карту главные металлургические районы и центры. | формирование знаний и представлений о чёрной металлургии и её значении в хозяйстве страны, типах предприятий чёрной металлургии. | формирование умений: 1) анализировать диаграммы и схемы; 2) вступать в диалог, обсуждать проблемы чёрной металлургии. | формирование экологического мышления на основе выявления влияния чёрной металлургии на состояние окружающей среды. |
|
| § 45, 46 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51. | Машиностроение — ключевая отрасль экономики. | Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения | практикум | машиностроение, отрасли машиностроения, факторы размещения машиностроения, специализация, кооперирование. | формулировать при- чины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны; составлять схему связей автомобильного завода с другими предприятиями; анализировать карту основных центров автомобилестроения; выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения, а также районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции, и районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности. | формирование знаний о машиностроении и его роли в экономике России. | формирование умений: 1) работать с текстом, картами и схемами; 2) проводить сопоставительный анализ учебных материалов — текста, карт, схем; 3) находить необходимую информацию в СМИ; 4) участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение. | развитие морального сознания и компетентности в решении проблем отечественного машиностроения; осознание роли машиностроения в экономике страны и необходимости его модернизации. |
|
| § 47 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52. | Химическая промышленность. Состав химической промышленности. | Обозначение на к/к основных центров химической промышленности | Комбиниров. | химическая промышленность, горно-химическая отрасль, основная химия, химия органического синтеза. | выявлять роль химической промышленности и её важнейших отраслей в хозяйстве страны; приводить примеры изделий химического производства и называть отрасль, их изготовившую; определять по карте основные районы и центры химической промышленности, развивающиеся на собственном и привозном сырье; анализировать карту основных центров производства минеральных удобрений; наносить на контурную карту основные центры химической промышленности; приводить примеры негативного влияния химических производств на природу и здоровье человека. | формирование знаний о химической промышленности и её роли в экономике России. | формирование умений: 1) работать с текстом и иллюстративным материалом; 2) создавать таблицы; 3) анализировать диаграммы и делать выводы; 4) подготавливать эссе и сообщения о влиянии химической промышленности на окружающую среду. | формирование экологического мышления посредством выявления влияния химической промышленности на окружающую среду и здоровье человека. |
|
| § 48 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53. | Лесопромышленный комплекс. | | Комбиниров. | лесопромышленный комплекс, лесозаготовка, механическая обработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность. | анализировать текст и диаграммы, объясняющие особенности лесопромышлен- ного комплекса; определять отраслевой состав комплекса; выявлять по карте районы лесозаготовок и переработки древесины; характеризовать проблемы лесопромышленно- го комплекса. | формирование знаний о лесопромышленном комплексе страны как важнейшей отрасли экономики. | формирование умений: 1) работать в группе; 2) в процессе групповой работы обсуждать с партнёром проблемы лесопромышленного комплекса; 3) работать с текстом и иллюстрациями учебника; 4) подготавливать презентации об охране лесов России. | формирование экологического мышления посредством выявления влияния предприятий лесопромышленного комплекса на окружающую среду. |
|
| § 49 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54. | Сельское хозяйство. Растениеводство и животноводство России. | | Комбиниров. | Сельское хозяйство, растениеводство, сельскохозяйственные угодья, зерновые и технические культуры.животноводство, особенности животноводства России, отрасли животноводства — скотоводство, свиноводство, овцеводство. | анализировать схему «Отрасли сельского хозяйства»; проводить сравнительный анализ земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий России с земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями других стран (регионов), комментировать полученные результаты; формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики; | формирование знаний о сельском хозяйстве России и его основных отраслях. | формирование умений: 1) осуществлять поиск необходимой учебной информации; 2) использовать средства информационных технологий; 3) работать в группе; 4) вступать в диалог, вести дискуссию. | формирование экологического мышления посредством выявления влияния сельскохозяйственного производства на окружающую среду; осознание роли сельского хозяйства в экономике страны. |
|
| § 50, 51 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55. | Агропромышленный комплекс |
| Комбиниров. | агропромышленный ком- плекс, состав АПК, взаимосвязь отраслей АПК, проблемы АПК, АПК своего района | составлять и анализировать схему «Структура АПК»; выявлять и объяснять значение каждого звена АПК, их взаимосвязь; устанавливать долю пищевой и лёгкой промышленности в общем объёме промышленного производства на основе статистических данных; высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией пищевой и лёгкой промышленности и их неконкурентоспособности;
| формирование представлений и знаний об агропромышленном комплексе (АПК) страны и проблемах, которые он решает. | формирование умений: 1) планировать последовательность и способ действий; 2) осуществлять смысловое чтение; 3) строить логическое рассуждение и делать выводы; 4) устанавливать связи; 5) работать с текстом, схемами, картами; 6) при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. | формирование познавательной и информационной культуры в процессе самостоятельной работы. |
|
| § 52 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56. | Пищевая промышленность. | Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны | Практикум | пищевая промышленность. | выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и лёгкой промышленности; приводить примеры предприятий пищевой и лёгкой промышленности своего района с указанием факторов их размещения; выявлять влияние предприятий пищевой и лёгкой промышленности на окружающую среду. | формирование представлений и знаний о пищевой промышленности страны её проблемах и путях их решения. | формирование умений: 1) планировать последовательность и способ действий; 2) осуществлять смысловое чтение; 3) строить логическое рассуждение и делать выводы;
| формирование познавательной и информационной культуры в процессе самостоятельной работы. |
|
| § 52 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57. | Легкая промышленность. |
| Комбиниров. | Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности. | выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и лёгкой промышленности; приводить примеры предприятий пищевой и лёгкой промышленности своего района с указанием факторов их размещения; выявлять влияние предприятий пищевой и лёгкой промышленности на окружающую среду. | формирование представлений и знаний об агропромышленном комплексе (АПК) страны и проблемах, которые он решает. | формирование умений: 1)строить логическое рассуждение и делать выводы; 2) осуществлять смысловое чтение; 3) работать с текстом, схемами, картами
| формирование познавательной и информационной культуры в процессе самостоятельной работы. |
|
| § 52 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58. | Сухопутный транспорт | П. р. № 11 Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).
| практикум | инфраструктурный комплекс, транспорт: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный; грузооборот, пассажирооборот. | характеризовать инфраструктуру, определять значимость транспорта; сравнивать различные виды транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду) на основе анализа статистических данных; выявлять преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта; устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транс- порта в России; наносить на карту и показывать по карте главные железнодорожные магистрали России. | формирование знаний о транспортной инфраструктуре России, основных видах транспорта. | формирование умений: 1) определять понятия; 2) работать с текстом, схемами; 3) давать характеристику транспорта по плану; 4) осуществлять по- иск учебной информации; 5) вступать в дискуссию; 6) работать индивидуально и в группе; 7) использовать средства информационных технологий. | осознание значения транспорта для хозяйства страны и жизнедеятельности человека; формирование экологического мышления посредством выявления влияния различных видов транспорта на состояние окружающей среды; формирование правил поведения на транспорте. |
|
| § 53 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59. | Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. |
| Комбиниров. | транспорт: речной, морской, авиационный; транспортный узел; транспортная маги- страль, транспортная система. | выявлять особенно- сти, преимущества и недостатки речного и морского транс- порта; устанавливать по картам роль отдельных речных и морских бассейнов в работе транспорта; определять по ста- тистическим данным долю речного и морского транспорта в транспортной работе; определять по материалам парагра- фа преимущества и недостатки авиационного транспорта; определять по статистическим данным долю авиационного транспорта в транспортной работе; составлять характери- стику одного из видов транспорта по плану; характеризо- вать транспортную систему страны; давать оценку транс- портным узлам и магистралям России. | формирование знаний о транспортной инфраструктуре России, основных видах транспорта. | 1) работать с текстом, схемами, кейсом; 2) давать характеристику транспорта по плану; 3) осуществлять поиск учебной ин- формации; 4) вступать в дискуссию; 5) работать индиви- дуально и в группе; 6) использовать средства информаци- онных технологий. | осознание значения транспорта для хо- зяйства страны и жизнедеятельности человека; формиро- вание экологического мышления посредством выявления влияния различных видов транспорта на состояние окру- жающей среды; формирование правил поведения на транс- порте. |
|
| § 54 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60. | Состав и значение сферы услуг. |
| И.н.м. | социальная инфраструктура, территориальная организация сферы услуг. | выявлять роль сферы услуг в социальной инфраструктуре; оценивать степень её развития; характеризовать состав сферы услуг и виды услуг; объяснять территориальную организацию сферы услуг; сравнивать особенности организации обслуживания в городах и сельской местности; оценивать роль науки как нового вида ресурса. | формирование знаний о социальной ин- фраструктуре как части инфраструктурного комплекса, о составе сферы услуг и её роли в жизни общества. | формирование умений: 1) осущест- влять поиск и отбор учебной информации; 2) использовать средства информационных технологий; 3) высказывать свою позицию о развитии сферы услуг в России и своём регионе; 4) работать в группе. | освоение социальных норм, правил по- ведения в социальной жизни; формирование коммуника- тивной компетентности в сотрудничестве со сверстниками. |
|
| § 55, 56 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61. | Обобщение по теме « Хозяй ство России» |
| Урок коррекции знаний | изучение сферы услуг своего района. | характеризовать осо- бенности размещения и взаимосвязь предприятий сферы услуг своего региона; высказывать предложения по улуч- шению качества обслуживания в своём регионе; оценивать степень доступности сферы услуг своего района; системати- зировать знания о сфере услуг своего региона в таблицах. | формирование знаний о предприятиях сферы услуг своего района и качестве услуг, ими предо- ставляемых. | формирование умений: 1) плани- ровать последовательность и способ действий; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать ин- дивидуально и в группах; 4) осуществлять поиск и отбор учебной информации; 5) работать с различными источни- ками информации; 6) использовать средства информаци- онных технологий. | формирование коммуникативной компе- тентности в сотрудничестве с учителем и сверстниками. |
|
| § 57 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Природа Курской области (7 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62. | Физико-географическое положение Курской области | Определение по карте географических координат Курской области. | И.н.м | Понятие о ФГП и его занчении для развития природы. Хозяйства и жизни людей. Географические координаты. Крайние точки. Размеры территории.
| Особенность географического положения Курской области, площадь территории, крайние точки. | формирование знаний об особенностях географического положения Курской области, её крайних точках.
| формирование умений: 1) работать с текстом, картами и диаграммами; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы на основе анализа диаграмм; 3) определять по политико-административной карте соседей Курской области | воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. |
|
| Записи в тетр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63. | Рельеф и геологическое строение Курской области | Выявление особенностей рельефа Курской области и нанесение его на контурную карту. Определение закономерностей размещения полезных ископаемых и нанесение их на контурную карту Курской области. | Практикум | Рельеф и геологическое стоение. Черты рельефа. Формы рельефа (долины рек, балки, овраги идр.).Горные породы, слагающие территорию. Особенности геоглогического сторения. Четвертичные отложения. Полезные ископаемые. Магнитные аномалии и месторождения железных руд.
| Закрепляют материал о закономерностях размещения крупных форм рельефа на примере Курской области. Проверяются умения показывать по карте основные формы рельефа. Определяют понимание взаимосвязей между тектоническими структурами и формами рельефа. | формирование знаний о национальном богатстве области, о природных ресурсах и месте в мире по их запасам | формирование умений: 1) анализи- ровать информациюи делать самостоятельные выводы; 2) давать аргументиро- ванные ответы на поставленные учителем вопросы; 3) работать в группе. | осознание значимости национального богатства Курской области для её развития и процветания. |
|
| Записи в тетр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64. | Климат и внутренние воды | Характеристика основных особенностей климата и нанесение на к/к Курской области изотерм и годового количеста осадков. | Практикум | Климат. Агроклиматические ресурсы. Времена года. Фенологические особенности культурных растений. Речная сеть, озера, болота, подземные воды, искусственные водоемы: водохранилища, пруды, каналы.
| Выявлять факторы, определяющие климат Курской области; выявлять закономерности распределения солнечной радиации по её территории; определять по карте количество суммарной солнечной радиации, температуры, количества осадков, объяснять закономерности их распределения.
| формирование умений определять по картам закономерности распре- деления солнечной радиации, ср. температур и осадков по территории области. | анализировать информацию и делать выводы; 4) создавать схемы. | Понимание значимости информации для жизни в данном климате |
|
| Записи в тетр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65. | Почвы Курской области | Описание основных типов почв и нанесение их на к/к Курской области. | Комб. | Почвы и их свойства. Типы почв. География почв. Черноземы, серые лесные и аллювиальные почвы. Почвенная эрозия.
| Научатся самостоятельно проектировать и подготавливать презентацию на заданную тему | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;.самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;уметь объяснять, что почва - особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | осознание значения плодородия почвы. |
|
| Записи в тетр., инд. задания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66. | Растительный и животный мир Курской области |
| Комб. | Растительный и животный мир. Лесные массивы. Дубравы. Сосновые леса. Ольшанники и ивняки. Лесостепная и степная растительность. Охраняемые растения. Животный мир лесов и степей. Охрана животных. | Научатся самостоятельно проектировать и подготавливать презентацию на заданную тему | Проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач; составлять план и последовательность действий, оценивать результат; строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому материалу; выражать положительное отношение к процессу познания. | формирование экологического мышления; осознание необходимости охраны степных ландшафтов |
|
| Записи в тетр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67. | ПТК Курской области. | ПР/р № 12 «Описание природно-хозяйственной зоны своей местности». | Практикум | Природные комплексы. Природные районы. Ландшафтная карта. Антропогенные ландшафты. | Научиться сопоставлять данные и информацию, относящуюся к природным комплексам Курской области. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | формирование умений: 1) работать в группе; 2) осуществлять самостоятельную деятельность и сотрудничество со сверстниками при работе в группе; 3) извлекать необходимую информацию из различных источников; 4) отбирать, анализировать и систематизировать информацию, необходимую для изучения. | формирование ценностного отношения к природе; формирование экологического мышления. |
|
| Записи в тетр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68. | Обобщение знаний раздела «Природа Курской области» |
| Обобщения и коррекции знаний | Творческая работа «Мой любимый уголок Курского края» | Обобщать знания о рельефе, климате, внутренних водах, почвах, растительности и животном мире Курской области, их охране. | Обобщение знаний об особенностях природы Курской области | полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации;самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
|
| Опережающзадание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 6. Наше наследие (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
69. | Наше национальное богатство и наследие. | Проект «Памятники Всемирного природного и культурного наследия России» (по выбору) | Практикум | Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе. | оценивать национальное богатство страны и её природно-ресурсный капитал; наносить на контурную карту объекты природного и культурного наследия России; характеризовать объекты природного и культурного наследия страны (по выбору). | формирование знаний о национальном богатстве России, о природных ресурсах и месте России в мире по их запасам, об объектах природного и культурного наследия России. | формирование умений: 1) давать аргументиро ванные ответы на поставленные учителем вопросы; 3) работать в группе. | осознание значимости национального богатства России для её развития и процветания; развитие эстетического сознания через изучение объектов Всемирно го природно го и культурного наследия. |
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
70. | Резерв времени | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение
Проектная деятельность обучающихся
8 класс
№ | Тема учебного проекта | Тип проекта |
1 | Мини-проект «Роль рек в жизни человека и в развитии хозяйства России | групповой |
2 | Мини-проект «Описание зависимости жизни и хозяйственной деятельности от природных условий зоны» | групповой |
3 | Мини-проект «Рынок труда в моем городе или Кем и почему хотят стать мои сверстники» | индивидуальный |
4 | Мини-проект «Памятники Всемирного природного и культурного наследия России» (по выбору) | индивидуальный |
Оснащение кабинета:
- Современное лабораторное и демонстрационное оборудование.
- Электронная метеостанция.
- Компьютер.
- Мультимедиа - проектор.
- Оборудование для спутниковой навигации (GPS - навигатор)
- Комплект карт.
- Комплект портретов знаменитых географов и путешественников.
- Медиатека.
- Географическая литература.
Интернет – сайты:
- http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет;
- http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
- http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций;
- http://www.uroki.net/ - всё для учителя - всё бесплатно;
- http://www.uchportal.ru/ - учительский портал;
- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";