№ п/п | Название раздела, темы урока | Вид урока | Элементы обязательного мин. образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Практические работы | Дом.задание | |
Часть 2. Региональный обзор мира. | |
Тема 1. Политическая карта мира (2 ч) |
1 | Этапы формирования политической карты мира | Вводная лекция, слайд-лекция | Территория и границы страны. Политическая карта (ПК) как предмет изучения политической географии. Периоды формирования политической карты мира, Количественные и качественные сдвиги. Причины изменения ПК. Гос. Территория и гос. Граница. Виды гос. Границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды. | Называют: виды гос. границ, осовные этапы формирования ПКМ; признаки понятий «суверенное гос-во». Объясняют: особенности 12-и 200 – мильных зон, причины изменения ПКМ; изменение ПКМ под влиянием международ. отношений. Прогнозируют: изменение ПКМ в XXI в | Фронтальный опрос | 1. Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления; б) по гос. устройству. | § 1, задание с. 11 | |
2 | Регионы мира и международные организации | Лекция с элементами беседы, слайд-лекция | Понятие орегионах. Историко – географические регионы мира. Соц. - эконом.регионы. Межданарод. организации и их многообразие. | Умеют показывать на карте страны, относящиеся к различным межданарод. организациям. Называют признаки понятий «ВВП» | Составление логического опорного конспекта «Классиф. крупнейших международ. организаций» | | § 2, задание с. 17-18 | |
Тема 2. Зарубежная Европа (6 ч) | |
3 | Состав и ГП | Лекция, демонстрация | Визит.карточка региона, территория. Хар-ка природ. рес-ов , населения и хоз-ва ПК и гос. строй. Деление на субрегионы: Западная, Восточная, Северная Центральная и Южная Европа. Население: демограф.ситуац. и проблемы воспроизводства. Обострение межнац-х противоречий. Особенности миграций национального и религиозного состава. Урбанизация и субурбанизация. Западноевропейский тип города. Экологическая политика. | Называют и показывают по карте ГП стран Зарубеж. Европы; различия в естественном приросте населения, темпы урбанизации, миграционных процессах. Описывают географическую специфику стран «Центральной оси». Объясняют специализацию отдельных стран Европы, особенности состава и структуры их хоз-ва, участие в географическом разделении труда. Оценивают изменения возрастного состава населения стран Западной Европы. | Индивидуал.фронтальн. опрос, работа с картами | 2.Обозначение на к/к границ субъектов Европы | § 3, задание с. 23-24, к/к, с.4 | |
4 | Природа и люди | Круглый стол | Индивидуал.фронтальн. опрос, работа с картами | | § 4, задание с. 30-31 | |
5 | Хозяйство и внутренние различия | Практикум | Главные отрасли промышленности. Типы хоз-ва, географические и отраслевые особенности. Региональная транспортная система. Международные экономические связи. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. | Оценивают изменения в территориальной структуре хоз-ва отдельных стран. Объясняют специализацию районов старого и нового освоения. Прогнозируют изменения в территориальной структуре хоз-ва. Приводят примеры топливного, продуктового кризисов в странах Европы. | Использование методов электронной обработки при поиске и систематизации информации | | § 5, задание с. 40 | |
6 | ФРГ | Семинар | ФРГ – экономически мощная страна Зарубежной Европы. Основные черты ЭГП Германии и стран Восточной Европы, гос. строя, природы, населения и хоз-ва. Географический рисунок расселения, крупнейшие города.Территориальная структура хоз-ва. | Называют и показывают территорию ФРГ, особенности ее ЭГП. Объясняют специализацию хозяйства страны, особенности его состава и структуры, участие в географич. разделении труда. Характеризуют новые экономические отношения России и ФРГ. | Поиск и анализ информации для составления информационных листов | 3.Составление информационных листов «Поездка за рубеж»: А) для туриста; Б) для делового человека. | § 6, задание с. 48, к/к, с.8. Разработка тур.поездки по странам Европы | |
7 | Республика Польша | Практикум | Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Гос. строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения: однонациональность и религиозная однородность. Хоз-во: горнодобывающие отрасли. Развитие тенденций хар-ных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной спец-и. Роль иностранного капитала в экономокке страны. | Называют и показывают по карте территорию Польши, особенностиее ЭГП. Объясняют специализацию, особ-ти состава и структуры хоз-ва, участие в географ.раздел-и труда. Характеризуют новые экономические отношения Польши со странами мира (России и ФРГ); ПГП страны по плану: 1. Общие сведения (размеры, соц.-эконом. тип, столица). 2. Положение страны на материке , ГП. 3. Участие в международных организациях. 4. Страны-соседи (союзные, враждебные, нейтральные), участие в международных организациях. 5. Какими морями омывается страна. 6. Выход к важнейшим линиям международных коммуникаций. 7. «Горячие точки», угрожающие безопасности страны. | Работа с картами и учебником | | § 7, задание с. 55-56, Подготовка к защите проекта | |
8 | Обобщающее повторение темы | Проектный | | | | Защита проекта маршрута туристической поездки по странам Европы. | | |
Тема 3. Зарубежная Азии (8 ч) | |
9 | ГП и ресурсы | Вводная лекция, слайд-лекция | Визитная карточка региона. Территория, границы, положение, ресурсы. Политическая карта. Население: демограф.ситуация, проблемы воспроизводства. Особ-ти нац. И религиозного состава, миграций. География городов, урбанизация и субурбанизация. Азиатский тип города. Хозяйство: главные отрасли промышленности, типы с/х. Уровень развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны (НИС). Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки, международные экономические связи. | Называют и показывают ведущие страны зарубежной Азии. Оценивают: изменения в территориальной структуре хоз-ва отдельных стран; причины возникновения региональных группировок; тенденции возрастного состава населения стран Азии. Объясняют: различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах; уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры; причины возникновения экологических проблем в регионе. | Индивидуал.фронтальн. опрос, работа с картами | 4.Обозначение на к/к границ субъектов Азии | § 8, задание с. 64, | |
10-11 | Население и хозяйство | Урок актуализации усвоенных (опорных) знаний | Работа с картографическим материалом, информацией из Интернета. Составление опорного конспекта. | | § 9, задание с.72 | |
12 | Япония | Урок актуализации усвоенных (опорных) знаний. Практикум | Особенности ГП. Население. Главные технополисы, мегалополосТокайдо. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система. Международные экономические связи. Отрасли непроизводственной сферы, научные и финансовые центры.Туризм.Традиции и культура. | Называют и показывают направления экспорта и импорта Японии, географическую специфику страны. Объясняют специализацию хоз-ва Японии,особенности состава и структуры хоз-ва, участие в географ-ом разделении труда (ГРТ). Прогнозируют основные направления социально – экономического развития. | Работа с атласом и доп. Литературой. Эвристическая беседа, заполнение таблицы. | | § 10-11, задание с. 79, с.85, к/к, с.11 | |
13 | Китай | Урок актуализации усвоенных (опорных) знаний. Практикум | Особенности ГП. Население. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Достижения и проблемы современной экономики. Типы с/х.Региональная транспортная система. Международные эк. связи. Отрасли непроизводственной сферы, научные и финансовые центры.Туризм.Традиции и культура. | Называют и показывают территорию Китая. Знают географическую специфику страны. Объясняют специализацию хоз-ва Китая,особенности состава и структуры хоз-ва, участие в географическом разделении труда; «китайское чудо». Прогнозируют: основные направления социально – экономического развития; изменение роли страны в мировом хоз-ве, экологическую ситуацию в регионе. | Индивидуал.фронтальн. опрос, работа с картами | | § 12-13, задание с. 93, с.85, к/к, с.12 | |
14 | Республика Индия | Комбинированный | Особенности ГП. Население. Индия – страна контрастов. Хозяйственная деятельность. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система. Международные экономические связи. Роль Индии в мировом хоз-ве. Отрасли непроизводственной сферы, научные и финансовые центры. Туризм. Традиции и культура. | Называют и показывают направления экспорта и импорта Индии. Объясняют специализацию хоз-ва отдельных районов Индии; участие в географическом разделении труда. Прогнозируют: основные направления социально – экономического развития; изменение значения страны в мировом хоз-ве, экологическую ситуацию. | Индивидуал.фронтальн. опрос, работа с картами | | § 14-15, задание с. 112, с.85, к/к, с.12 | |
15 | Практическая работа | Практикум | | | | 5.Сравнительная характеристика эконом – географического положения двух стран Азии | Разработка проекта маршрута туристической поездки по странам Азии | |
16 | Обобщающий урок | Проектный | | | | 6. Разработка и защита проекта маршрута туристической поездки по странам Азии | | |
Тема 4. Северная Америка (3ч) | |
17 | США | Практикум | Визитная карточка региона. Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта и гос. строй. Природные условия и ресурсы. Население: демограф.ситуация, проблемы воспроизводства. Североамериканский тип города. Хозяйство: ведущее место США в мире. Главные отрасли промышленности, промышленные пояса США. География с/х., транспорта: главные магистрали и узлы. | Знают: географическую специфику страны и особенности ее ЭГП; состав США; макрорегионы, их специализацию; крупнейшие города, «Столицы» отраслей промышленности; объекты всемирного наследия. Называют различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, эмиграционных процессах. Оценивают изменения в территориальной структуре хоз-ва США. | Работа с картографическим материалом, информацией из Интернета. Составление опорного конспекта. | | § 16, задание с. 125, | |
18 | США. Хозяйство и внутренние различия. | Урок актуализации усвоенных (опорных) знаний. | Внешняя торговля. Туризм и отдых в США. Заповедные места. Охрана окружающей среды и экологические проблемы: худшее позади. Макрорайонирование. Северо - Восток, Средний Запад и Юг. Крупнейшие города США. Крупнейшие мегаполисы США и мира. | Называют причины возникновения экологических проблем и пути их решения. Объясняют специализацию хоз-ва регионов, участие в географическом разделении труда. Прогнозируют: основные направления социально – экономического развития США. | Индивидуал.фронтальн. опрос, работа с картами | 7. Заполнение таблицы «Экономические районы США» | § 17, задание с. 134, к/к с. 14 | |
19 | Канада. ГП, ресурсы, население. | Самостоятельная работа | Канада – второе по площади гос-во мира. Гос. строй. Население: историческое прошлое нации, размещение, воспроизводство. Хозяйство страны. Внутренние различия. Очаговый тип освоения территорий. | Называют особенности ЭГП страны, географическую специфику Канады. Объясняют специализацию хоз-ва регионов, особенности состава и структуры их хоз-ва, участие в географическом разделении труда. | Работа с картографическим материалом, информацией из Интернета, СМИ, дополнительной литературой. | | § 18, задание с. 142 | |
Тема 5. Латинская Америка (4 ч) | |
20 | ГП, ресурсы, население. | Формирование практических умений | Современный уровень и структура хоз-ва. Значение и место Латинской Америки в мировом хоз-ве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения. Особенности землевладения: латифундии мини - фундии. Главные с/х районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. | Описывают: географическую специфику региона; латиноамериканский тип города; различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах. Характеризуют изменения в территориальной структуре хозяйства стран; уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры. Объясняют причину возникновения экологических проблем в регионе. Прогнозируют основные направления соц.-экономического развития ведущих стран Латинской Америки. | Работа с табличным материалом, картами. Индивидуал.фронтальн. опрос. | 8.Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки» | § 19, задание с. 148 | |
21 | Хозяйство и внутреннее различие | Эвристическая беседа | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | | § 20, задание с. 154, к/к с. 15 | |
22 | Федеративная Республика Бразилия. | Семинар | Бразилия – тропический гигант. Изменения в структуре хозяйства: сдвиг на Запад… «Промышленный треугольник». Города Рио – де- Жанейро Сан-Паулу.Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. | Называют географическую специфику макрорегионов Бразилии. Определяют особенности ЭГП страны. Объясняют специализацию хоз-ва регионов, особенности состава и структуры их хоз-ва, участие в географическом разделении труда. | Учебное исследование по картам и материалам Интернета. Работа с доп. литературой. | 9. Разработка мартрута туристической поездки по странам латинской Америки. | § 21-22, задание с. 159, 165, к/к с. 15 | |
23 | Обобщающее повторение по теме «Америка» | Урок проверки знаний | | | Тестовый | | | |
Тема 6. Африка (5ч) | |
24 | ГП и природные ресурсы | Формирование практических умений | Территория, границы, ГП. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности гос. строя. Хозяйственная оценка п/и, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов. | Определяют особенности эконом – географического положения объектов. Сравнивают регионы Африки. Называют заповедники и нац. парки, объекты всемирного наследия. | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Работа по заполнению таблицы. | 10. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа. | § 23, задание с. 174 | |
25 | Население и хозяйство | Лекция, слайд-лекция | Население: демограф.ситуация. Особ-тинац. и религиозного состава. Урбанизация. Арабский тип города. Преобладающее значение горнодобывающей промышленности, районы размещения. С/х. Монокультура земледелия – причина деградации земель. | Оценивают: изменения втерриториальной структуре хоз-ва отдельных стран Африки, в миграциях; причины возникновения экологических проблем в регионе.Описывают арабский тип города. Характеризуют междунар эконом связи. | Составление логического опорного конспекта | | § 24, задание с. 183, к/к с. 13 | |
26 | ЮАР. ГП, ресурсы, население. | Комбинированный | ЮАР – страна с двойной экономикой, единственная экономически развитая страна Африки. Основные черты ЭГП, гос. строя, природы, населения и хоз-ва. Богатейшие природные ресурсы. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство». Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ЭГП, гос. строя, природы, населения и хоз-ва. Богатейший рекреационный потенциал и его использование. | Оценивают и объясняют:ресурсообеспеченность ЮАР и Кении; демографическую ситуацию; уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. | Использование методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. | | § 25, задание с. 190 | |
27 | Республика Кения. ГП, ресурсы, население. | Комбинированный | Использование методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. | 11. Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки. | § 26, задание с. 196 | |
28 | Обобщающее повторение темы | Контроль знаний | | | Итоговые тесты, с. 197 (в учебнике) | | | |
Тема 7. Австралия и Океания (2ч) | |
29 | Австралия | Лекция | Территория, границы, ГП. Политическая карта. Государственный строй. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состав и размещение населения. Мигранты. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. | Называют и показывают страны, их особенности в географ положении. Объясняют специализацию хоз-ва Австралии и Океании; особенности состава и структуры хоз-ва, участие в географическом разделении труда. Оценивают и объясняютресурсообеспеченность Австралии и Океании, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации, внутренние географические различия стран. | Учебное исследование по картам и материалам Интернета. Работа с доп. литературой. | 12. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа. | § 27, задание с. 208, к/к с. 16 | |
30 | Океания | Урок актуализации знаний и умений. | Индивидуал.фронтальн. опрос, работа с картами | | § 28, задание с. 213 | |
Тема 8. Россия в современном мире (2ч) | |
31 | Экономико – географическая история России | Практикум | Россия на политической карте мира. Изменение географического положения во времени. Экономико-географическая история и роль России в мировом хозяйстве. Россия на современной политической и экономической карте мира. | Оценивают и объясняют: ресурсообеспеченность России; ее демографическую ситуацию; уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Применяют различные источники географической информации | Индивидуал.фронтальн. опрос, работа с картами | 13. Анализ материалов, опубликованных в средствах массовой информации, характеризующих место России в современном мире. | § 29, задание с. 219 | |
32 | Россия в мировом хозяйстве и МГРТ, география отраслей и международной специализации | Проблемная лекция | Современное геополитическое положение. Россия в мировом хозяйстве и МГРТ, география отраслей и международной специализации. Характеристика современного этапа преобразований. | Индивидуал.фронтальн. опрос, работа с картами. Работа с доп. источниками информации. | § 30, задание с. 223 | |
Обобщающее повторение (2ч) | |
33 | Обобщающее повторение по всему курсу | Урок актуализации знаний и умений. | | | Итоговая контрольная работа | | | |
34 | Обобщающее повторение по всему курсу | Урок актуализации знаний и умений. | | | | | | |