4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИСТОРИЯ РОССИИ 40 часов
№
Тема урока
Кол-во
часов
Элементы содержания уроков
Требования к уровню подготовки
д/з
Дата по плану
Фактически
Глава 1 Россия в XVI в. (20 ч)
1
Мир и Россия в начале эпохи Великих географически х открытий
1
МирпослеВеликихгеографическихоткрытий.Модернизациякакглавныйвекторевропейскогоразвития.
Выделять характерные черты в развитии России и стран Европы в Новое время. Определять основные черты единого (централизованного) государства.
Используя историческую карту, показывать в хронологическом порядке основные географические открытия.
Знать, какие события относятся к курсу всеобщей истории, а какие — к курсу истории России
§1
2
Территория, население и хозяйство России в начале X V I в
Место Смоленщины в российской истории.
1
Территория Российского государства, основные сословия, развитие городов, ремесла и торговли.
Показывать на карте территории, вошедшие в состав единого Российского государства при Василии III. Характеризовать сословия России.
§2
3
Формирование единых государств в Европе и России
Входной контроль
1
ФормированиецентрализованныхгосударстввЕвропеизарождениеевропейскогоабсолютизма.
Знать предпосылки и особенности формирования государств в Западной Европе и России. Определять основные черты единого (централизованного) государства.
Находить общее и различие в формировании европейского абсолютизма и российского самодержавия.
§3
4
Российское государство в
первой трети XVI в.
1
ЗавершениеобъединениярусскихземельвокругМосквыиформированиеединогоРоссийскогогосударства.Центральныеорганыгосударственнойвласти.Приказнаясистема.Боярскаядума.Системаместничества.Местноеуправление.Наместники.ВойнысКрымскимханством.Ливонскаявойна.
Объяснять значение важнейших понятий темы.
Знать систему управления Русского государства Что являлось совещательным органом при великом князе. Органы центрального управления. Кто такие окольничие и дьяки.
Выявлять негативные стороны местничества и кормления.
Понимать, каким образом церковь поддерживала великого князя в борьбе за единство страны.
§4
5
1
6
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.
1
ЗавершениеобъединениярусскихземельвокругМосквыиформированиеединогоРоссийскогогосударства.
Центральныеорганыгосударственнойвласти.Приказнаясистема.Боярскаядума.Системаместничества.Местноеуправление.Наместники.
Объяснять значение важнейших понятий темы.
Знать систему управления Русского государства во Что являлось совещательным органом при великом князе. Органы центрального управления. Кто такие окольничие и дьяки.
Выявлять негативные стороны местничества и кормления.
Понимать, каким образом церковь поддерживала великого князя в борьбе за единство страны.
§5
7
1
8
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады
1
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
Знать основные события внутриполитической жизни. Реформы Избранной рады и Ивана Грозного.
Понимать, что принятие Иваном Грозным титула царя — важный этап в укреплении российской государственности; что реформы Избранной рады укрепили Российское государство.
Оценивать Судебник Ивана Грозного.
Различать функции Боярской думы, Земского собора, приказов.
Понимать, что, хотя Земский собор выражал мнение общества, он не являлся парламентом в западноевропейском понимании. Царь опирался на авторитет Земского собора в борьбе с противниками.
§6
9
1
10
Внешняя политика
России во второй половине
XVI в
Ливонская война и Смоленщина
1
ПрисоединениеКазанскогоиАстраханскогоханств,ЗападнойСибирикакфактпобедыоседлойцивилизациинадкочевой.Многообразиесистемыуправлениямногонациональнымгосударством.ПриказКазанскогодворца.НачалоосвоенияУралаиСибири.
Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Понимать, что походы казаков и стрельцов в Сибирь положили начало русской эпохе Великих географических открытий.
Понимать, что ликвидация Казанского и Астраханского ханств была продолжением борьбы с воинственными «осколками» Золотой Орды. Знать имена выдающихся исторических деятелей. Правильно показывать объекты на исторической карте
§7-8
11
1
12
Российское общество
XVI в.: «служилые» и «тяглые»»
1
ПрисоединениеКазанскогоиАстраханскогоханств,ЗападнойСибирикакфактпобедыоседлойцивилизациинадкочевой. Многообразиесистемыуправлениямногонациональнымгосударством.ПриказКазанскогодворца.НачалоосвоенияУрала и Сибири.
Понимать, что походы казаков и стрельцов в Сибирь положили начало русской эпохе Великих географических открытий.
Понимать, что ликвидация Казанского и Астраханского ханств была продолжением борьбы с воинственными «осколками» Золотой Орды.
Знать имена выдающихся исторических деятелей. Правильно показывать объекты на исторической карте
§9
13
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Народы России во второй половине XVI в.
1
Материал для самостоятельной и проектной деятельности учащихся.
Стр.
50
14
Опричнина
1
Опричнина, дискуссия о ее характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства. Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Понимать, что опричнина стала средством борьбы с боярской вольностью в условиях Ливонской войны, направленным на укрепление центральной власти. Однако методы, применяемые опричниками, основывались на жестокости, насилии. Сравнивать мероприятия, проводимые Иваном IV в 1550-е годы и во времена опричнины
Называть мероприятия, ставшие продолжением политики закрепощения крестьян.
Выстраивать хронологию событий, опираясь на текст учебника.
Различать понятия «наследственный царь» и «выборный царь».
Знать, почему пресеклась династия Рюриковичей. Объяснять, почему Борис Годунов продолжил политику закрепощения крестьян. Понимать, что возведение главы Русской Православной Церкви в сан патриарха укрепило её влияние как внутри страны, так и за рубежом
§10
15
1
16
Россия в конце XVI в.
1
Опричнина, дискуссия о ее характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.
Понимать, что опричнина стала средством борьбы с боярской вольностью в условиях Ливонской войны, направленным на укрепление центральной власти. Однако методы, применяемые опричниками, основывались на жестокости, насилии. Сравнивать мероприятия, проводимые Иваном IV в 1550-е годы и во времена опричнины
§11
17
Церковь и государство
в XVI в
1
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва – Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.
Понимать значение религии в жизни русского человека. Понимать, каким образом церковь поддерживала великого князя в борьбе за единство страны. Сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателей
§12
18
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Культура Смоленщины XVI века
1
Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Знать особенности развития культуры России в XVI в Понимать, что книгопечатание положило начало ускоренному распространению информации.
Находить в документе ответы на поставленные вопросы.
Стр.
100
19
1
20
Контрольная работа по теме: «Россия в XVI»
1
Лента времени.
Кроссворды по теме. Тесты
Сравнивать реформы, проводившиеся Иваном IV в 1550-х гг. XVI в., и режим опричнины.
Сравнивать Земский собор с парламентом в Англии и Генеральными штатами во Франции. Сопоставлять события XVI в. в отечественной и зарубежной истории
§1-12
Глава 2 Россия в XVII в. (20 ч)
21
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI – начале XVII в.
1
Россия и Европа в начале XVII в.
Находить общее и различие в развитии европейского и российского общества. Находить в документе ответы на поставленные вопросы.
§13
22
Смута в Российском государстве.
Смоленский край в период народного движения 1603 - 1607 гг. Оборона Смоленска 1609 - 1611 годов.
1
Смутное время ,дискуссия о его причинах. ПресечениецарскойдинастииРюриковичей.ЦарствованиеБорисаГодунова.Самозванцыисамозванство.Борьбапротивинтервенциисопредельныхгосударств.Подъёмнационально-освободительногодвижения.
Объяснять причины Смуты.
Использовать карту при рассказе о походах самозванцев, царских войск, интервентов, ополченцев.
Показывать на карте территории, утраченные Российским государством в период Смутного времени. Понимать, почему выступление Ивана Болотникова историки называют «гражданской войной». Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке
§14-15
23
1
24
Окончание Смутного времени.
1
Народныеополчения.ПрокопийЛяпунов.КузьмаМининиДмитрийПожарский.Земскийсобор1613г.иегорольвразвитиисословно-представительскойсистемы.ИзбраниенацарствоМихаилаФёдоровичаРоманова.ИтогиСмутноговремени.
Восстановление экономики страны. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.
Сравнивать деятельность первого и второго ополчения. Оценивать деятельность Кузьмы
Минина и Дмитрия Пожарского в спасении Российского государства. Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Находить в тексте документа ответ на поставленный вопрос. Выделять в тексте учебника и рассказе учителя сведения, помогающие понять причины прекращения в России Смуты.
Знать, что причиной победы явилось объединение народа в борьбе с врагами. Понимать, что Земский собор, поддерживая новую царскую династию, способствовал укреплению самодежавной власти. Понимать необходимость государства для обеспечения внешней безопасности и поддержания согласия между людьми
Объяснять, как хозяйственная специализация районов способствовала складыванию всероссийского рынка.
Сравнивать ремесленную мастерскую и мануфактуру. Сравнивать состояние хозяйства страны в эпоху Смуты и во второй половине XVII в.
§16
25
1
26
Экономическое развитие России в XVII в
1
Народныеополчения.ПрокопийЛяпунов.КузьмаМининиДмитрийПожарский.Земскийсобор1613г.иегорольвразвитиисословно-представительскойсистемы.ИзбраниенацарствоМихаилаФёдоровичаРоманова.ИтогиСмутноговремени.
Сравнивать деятельность первого и второго ополчения. Оценивать деятельность Кузьмы
Минина и Дмитрия Пожарского в спасении Российского государства. Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Находить в тексте документа ответ на поставленный вопрос. Выделять в тексте учебника и рассказе учителя сведения, помогающие понять причины прекращения в России Смуты.
Знать, что причиной победы явилось объединение народа в борьбе с врагами. Понимать, что Земский собор, поддерживая новую царскую династию, способствовал укреплению самодержавной власти.
§18
27
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.
1
Романовых. Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное Уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.
Понимать, что восстановленная законная власть стала гарантом спокойствия в стране. Показывать на карте территории: оставшиеся за Швецией и Польшей при царе Михаиле Романове; вошедшие в состав России при царе Алексее Михайловиче.
Сравнивать состояние хозяйства страны в эпоху Смуты и во второй половине XVII в.
§18
28
Изменения в социальной структуре российского общества.
1
Социальнаяструктурароссийскогообщества.Государевдвор,служилыйгород,духовенство,торговыелюди,посадскоенаселение,стрельцы,служилыеиноземцы,казаки,крестьяне,холопы.
Называть, какие изменения произошли в системе управления государством в XVII в. Называть, какие изменения произошли в российском законодательстве при царе Алексее Михайловиче. Знать, на какие группы, сословия делилось население России. Сравнивать положение различных групп населения России. Понимать, какую роль играло казачество в деле обеспечения безопасности российских границ.
§19
29
Народные движение в XVII в
1
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.
Понимать, что социальная несправедливость толкала население России на открытые выступления, принимавшие порой крайне жестокие формы, такие как во время движения под предводительством Степана Разина.
§20
30
Россия в системе международных отношений.
1
Вестфальскаясистемамеждународныхотношений.Россиякаксубъектевропейскойполитики.ВнешняяполитикаРоссиивXVIIв.Смоленскаявойна.ВойнысОсманскойимперией,КрымскимханствомиРечьюПосполитой.ОтношенияРоссиисостранамиЗападнойЕвропыиВостока.
Показывать на карте территории: оставшиеся за Швецией и Польшей при царе Михаиле Романове; вошедшие в состав России при царе Алексее Михайловиче. Понимать, что Столбовский договор со Швецией и Деулинское перемирие с Польшей принесли России мир, необходимый для восстановления хозяйства страны.
§21-22
31
1
32
1
33
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России.
1
Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада.
Понимать, что русский и украинский народы имеют общую историю. Это братские народы
§23
34
Русская Православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол.
1
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской Православной церкви.
Объяснять, что раскол стал тяжёлым испытанием для православного народа и создал немало трудностей в церковной жизни.
Находить, в чем патриарх Никон и протопоп Аввакум были непримиримыми врагами, а в чём их взгляды совпадали.
§24
35
Русские путешественники и первопроходцы.
1
Завершение присоединения Сибири.
Показывать на карте территории, присоединенные к Российскому государству. Знать имена русских первопроходцев и первооткрывателей.
§25
36
Культура народов России в XVI в. Культура Смоленщины в 17 веке
1
Архитектураиживопись.Русскаялитература.«Домострой».Началокнигопечатания.ПублицистикавпериодСмутноговремени.Возникновениесветскогоначалавкультуре.Немецкаяслобода.ПосадскаясатираXVIIв.Поэзия.Развитиеобразованияинаучныхзнаний.Газета«Вести-Куранты».РусскиегеографическиеоткрытияXVIIв.
Давать характеристику памятникам культуры изучаемой эпохи. Использовать иллюстрации в учебнике при рассказе о достижениях в области культуры в XVII в.
§26
37
Промежуточная аттестация
1
Лента времени. Документы, подобранные учителем или содержащиеся в учебнике.
Уметь систематизировать и обобщать учебный материал. Осознанно извлекать необходимую информацию из предложенного документа
38
Народы России в XVII в
1
Народы Поволжья Украины, Кавказа и Сибири в XVI—XVIIвв. Межэтнические отношения.
Сравнивать положение народов России, их традиции и культуру.
Стр.
81
39
Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в
1
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в.
Называть, какие изменения произошли в быту и повседневной жизни русского человека в XVII в. Знать, на какие группы, сословия делилось население России. Сравнивать положение различных групп населения России.
Стр.
103
40
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа России в XVII в
1
Материал для самостоятельной и проектной деятельности учащихся.
Стр.
113
НОВАЯ ИСТОРИЯ – 28 часов
№ | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания уроков | Требования к уровню подготовки | д/з | Дата по плану | Фактически |
1 | Введение | 1 | Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории. | Научатся определять термины: Новое время. Получат возможность научиться: ориентироваться во временных рамках периода | С5-8 | | |
Глава 1. Мир в начале Нового времени (17 часов) |
2 | Технические открытия и выход к Мировому океану. | 1 | Новые изобретения и усовершенствования. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Энрике Мореплаватель. Васко да Гама. Вокруг Африки | Характеризовать технические достижения европейцев Знать основные открытия. На основании карты показывать территории, открытые в данную эпоху, объяснять влияние географических открытий на европейскую экономику. | §1 | | |
3 | Великие географические открытия. Входной контроль | 1 | §2 | | |
4 | Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе | 1 | Абсолютизма для развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Короли и церковь. Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. | Знать основные понятия: абсолютизм, ливр, мировой судья, меркантилизм. Называть основные черты абсолютизма. Сравнивать процесс образования абсолютной власти в Англии и Франции | §3 | | |
5 | 1 | | |
6 | Дух предпринимательства преобразует экономику | 1 | Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании. | Знать основные положения урока. Делать сравнение признаков феодального и капиталистического общества Объяснять значение понятий :мануфактура, фермер, буржуазия, наемные рабочие | §4 | | |
7 | Европейское общество в раннее Новое время. | 1 | Буржуазия нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои общества. | Называть новые социальные слои общества, новые духовные ценности. Сравнивать особенности жизни и быта разных слоёв в эпоху Средневековья и в период Нового времени | §5 | | |
8 | Повседневная жизнь | 1 | Законы о нищих. Главные беды – эпидемии, голод и войны. Изменения в структуре питания и в моде | Понимать, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни. | С.59-68 | | |
9-10 | Великие гуманисты Европы. Развитие науки в XVI – XVIII в.в. | 1 | Высокое Возрождение: античное наследие и «диалог культур». Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас мор. Шекспир и Сервантес: спор о Человеке. Музыкальное искусство Западной Европы. | Определять мировоззренческие устои Раннего Нового времени. Называть имена представителей европейской науки и их открытия, последствия открытий. Систематизировать материал в виде таблицы. | С 69-77 | | |
11 | Мировая художественная культура Возрождения | 1 | Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Особенности искусства Испании и Голландии | Называть имена представителей эпохи Высокого Возрождения и их произведения. Характеризовать особенности духовной жизни Европы в 16-18 вв. | §6 | | |
12-13 | 1 | | |
14-15 | Рождение новой европейской науки | 1 | Новые шаги в постижении тайн природы. Вселенная глазами Н. Коперника, Д. Бруно, г. Галилея. Создание И. Ньютоном новой картины мира. Ф. Бэкон и Р. Декарт. Д. Локк. | Знать имена великих ученых и их открытия, уметь работать с таблицами | С94-101 | | |
16-17 | Начало реформация в Европе | 1 | Причины реформации, и её распространение в Европе. Мартин Лютер. Основные положения его учения. Народная Реформация и крестьянская война. Томас Мюнцер. Католики и протестанты. | Определять основные причины Реформации, называть имена идеологов движения. Выявлять основные цели участия в Реформации различных слоёв населения. Выявлять основные положения лютеранского учения | §7 | | |
18- | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация | 1 | Ж. Кальвин и его учение о предопределении человека. Кальвинистская церковь. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Борьба католической церкви с реформацией. Филипп II против Реформации. | Объяснять значение понятий протестантизм, кальвинизм, иезуиты, миссионеры, паломничество. Характеризовать основные положения учения Кальвина | §8 | | |
19 | 1 | | |
20 | Королевская власть и Реформация в Англии. | 1 | Генрих VIII и начало Реформации «сверху». Содержание и методы королевской реформации. Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма. Борьба с Испанией. | Объяснять устройство англиканской церкви и сравнивать его с устройством католической .характеризовать основные направления политики Англии в данный период. | §9 | | |
21-22 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 1 | Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон. Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Усиление Франции к середине XVII века. | Раскрывать причины и последствия религиозных войн во Франции, сравнивать основные проявления абсолютизма во Франции и Англии | §10 | | |
23 | Контрольная работа по теме «Мир в начале Нового времени» | 1 | Лента времени. Документы, подобранные учителем или содержащиеся в учебнике. | Уметь систематизировать и обобщать учебный материал. Осознанно извлекать необходимую информацию из предложенного документа | Стр.144 | | |
Глава 2. Буржуазные революции. Международные отношения(6 часов) |
24 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций | 1 | Нидерландская революция и рождение Республики Голландии. Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. | Описывать и показывать на карте географическое положение страны; называть основные этапы и события Нидерландской революции. | §11 | | |
25-26 | Парламент против короля. Революция в Англии | 1 | Причины революции. Гражданская война. Итоги революции. | Называть основные события Английской революции, выявлять её причины. | §12 | | |
| Англия. Путь к парламентской монархии | 1 | Установление республики. Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов. Рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии | Характеризовать значение. Высказывать суждения о роли Кромвеля в политической истории Англии. | §13 | | |
27 | Международные отношения в 15-17 вв. | 1 | Причины международных конфликтов в XVI – XVIII вв. Тридцатилетняя война: причины и ход войны. Военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Окончание войны и её последствия. Вестфальский мир | Называть существенные черты международных отношений в данный период. Систематизировать материал в виде таблицы. | §14 | | |
| | | |
28 | Промежуточная атттестация | 1 | Лента времени. Документы, подобранные учителем или содержащиеся в учебнике. | Уметь систематизировать и обобщать учебный материал. Осознанно извлекать необходимую информацию из предложенного документа | Стр.182 | | |