социально-гуманитарного цикла ___________Жабоедова Л.Н. _____Ананьева С.П.
протокол №... от «....» августа 2020 г. «....» августа 2020 г. Приказ № ....
«.....» августа 2020 г.
Председатель МО ____ Джелалчик Э.Я.
Календарно-тематическое планирование составил (а): ______________ Джелалчик Э.Я.
№ п/п | Дата проведения | Раздел,тема урока | Кол. часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Термины, понятия, персонали | Домашнее задание |
| план | факт | | | | | | |
1 | 03.09 | 03.09 | Введение | 2 | Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по истории. Требования к уровню подготовки выпускников. Кодификатор элементов содержания по истории для КИМов. Оценка выполнения заданий ЕГЭ. Критерии оценки выполненной работы. | Знать требования,предъявляемые участникам ЕГЭ. | кодификатор | даты, термины, исторические деятели (персоналии), карта по теме |
| | | РАЗДЕЛ «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XII В.» | | | | | |
2 | 10.09 | 10.09 | Восточные славяне: происхождение, быт и хозяйство. | 1 | Восточнославянские племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные. Взаимоотношения славян с фино-угорскими и балтийскими племенами. | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; умение работать по карте | Племя, индоевропейцы, подсечно-огневая и переложная системы земледелия, быт, нравы, вервь, вече, язычество, народное ополчение. V в.до н.э.- выделение славянской общности из индоевропейце; V в. – разделение славян на три ветви – восточную, западную, южную; V-V111 вв. – заселение славянами Восточно-Европейской равнины Нестор- монах, составитель «Повести временных лет» | |
3 | | | Соседи восточных славян | 1 | Восточнославянские племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные. Взаимоотношения славян с фино-угорскими и балтийскими племенами. | Умения и навыки работать с исторической картой; правильно отвечать на поставленные вопросы; устанавливать причинно-следственные связи; родовая община → изменения в орудиях труда → соседская община → неравенство → государство. | колонизация, полис, архонт, плуг, хакан (каган), дань. | Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
4 | | | Предпосылки создания государства у восточных славян. | 1 | Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. | Выделять главное в тексте учебника; умение работать с картой; развивать умение составления схем. | государство, предпосылки создания государства, конунг, князь Рюрик, Аскольд, Дир, Кий, Щек, Хорив, Олег. 862 г.- призвание Рюрика 1Х век – образование Древнерусского государства 882-912 гг.- правление князя Олега в Киеве | С 5 ВАРИАНТ 1 А 1 ВАРИАНТ 3 |
5 | | | Правление первых киевских князей. | 1 | Русь при первых князьях. Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь Игорь, полюдье. Княгиня Ольга: налоговая реформа. Святослав. Владимир Красно Солнышко. Принятие христианства на Руси. Христианская культура и языческие традиции. Княжение Ярослава Мудрого. «Русская Правда». Категории населения. Владимир Мономах. | Продолжать развивать умение работать с исторической картой; учиться сравнивать, анализировать, делать выводы. Умение сравнивать (языческая религия и христианство); умение выделять причины, ход, значение исторического события (принятие христианства). | государство, полюдье, урок, погост Олег – киевский князь (882-912), Игорь- киевский князь (912-945), Ольга – киевская княгиня (945-957), Святослав – киевский князь (957-972) язычество, пантеон, христианство, церковь, монастырь, ересь, церковный устав, митрополит, государство Владимир Святославович Святой(980-1015) 988 г.- крещение Владимира с дружиной (крещение Руси) государство, усобица, политика, наместник, династический брак, холоп, рядович, смерд, закуп. Ярослав Мудрый(1019-1054)- киевский князь, Константин Мономах – византийский император | Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии А 2, 1 ВАРИАНТ |
6 | | | Культура Древней Руси. | 1 | Культура древней Руси. Письменность и просвещение. Литература: «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати». Былины. Развитие зодчества (крестово-купольный храм). Живопись: иконопись, мозаика, фрески. Прикладное искусство. | Уметь выделять главное (истоки и особенности древнерусской культуры). | патриотизм, миниатюра, фреска, икона, скань, зернь,перегородчатая эмаль. вторая пол.1Х-Х вв.- проникновение славянской письменности на Русь, 1113г.-«Повесть временных лет», конец Х в. –начало каменного строительства (989 г.- Десятинная церковь в Киеве) Л.: Нестор-монах Киево-Печорского монастыря, Иларион- первый киевский митрополит | Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии ВАРИАНТ 7 В12 В 13 |
7 | | | Контроль. | 1 | Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. | | | 1 ВАРИАНТ |
| | | РАЗДЕЛ : «ИСТОРИЯ РОССИИ. XII-ХIII В.». | | | | | |
8 | | | Начало раздробления Древнерусского государства. | 1 | Феодальная раздробленность: причины, особенность. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. | Определять социально-экономические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности, развивать умение работать с картой, сводить знания в таблицы. | усобица, ростовщик, рать, уделы, экономика, эксплуатация. Владимир Мономах113-1125гг.- правление Владимира Мономаха в Киеве; 1116 г. – поход против половцев; | Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
9 | | | Главные политические центры Руси. | 1 | Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля: вече, посадник, тысяцкий, епископ. Галицко-Волынское княжество. | Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель | государство, усобица, республика, мятеж. 1125-1157 – правление Юрия Долгорукого в Суздале, 1147 г. – первое летописное упоминание о Москве, 1157-1174 – правление Андрея Боголюбского во Владимире, 1176- 1212 – правление Всеволода Большое Гнездо во Владимире, 1221 г. – основание Нижнего Новгорода Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо | Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
10 | | | Нашествие с Востока. | 1 | Борьба Руси с иноземными захватчиками. Сражение на реке Калка. Северо-Восточный поход Батыя на Русь. Юго-Западный поход Батыя на Русь. Русь и Орда (иго, ярлык, выход). Экспансия с Запада. | Уметь работать по карте, определять причины завоевательных походов монголо-татар. | Монголо-татары, Чингисхан, Батый, 1223 г., 1237 - 1238 гг., 1239 – 1240 гг., Евпатий Коловрат. | Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии А3 ВАРИАНТ 4 |
11 | | | Борьба Руси с западными завоевателями. | 1 | Экспансия с Запада. Внешнеполитическая обстановка в Северо-Западной Руси, борьба новгородцев с западными завоевателями ; личность князя Александра Ярославича | Уметь выделять главное; причинно-следственные связи, роль личности. | Ливонский орден | Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
12 | | | Культура в период монголо-татарского ига. | 1 | «Моление» Даниила Заточника. Зодчество: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли. Изобразительное искусство. Культура в период монголо-татарского ига. | Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества, учиться анализировать исторические истоки, делать выводы. | «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Архитектура. Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. | В3 ВАРИАНТ 6 ВАРИАНТ 9 А 4 Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
13 | | | Контроль. | 1 | Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. | | | 2 ВАРИАНТ |
| | | РАЗДЕЛ ИСТОРИЯ РОССИИС НАЧАЛА XIV ДО КОНЦА XVI ВВ. | | | | | |
14 | | | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. | 1 | Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Борьба за власть внутри Московского великокняжеского дома. Причины возвышения Москвы. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. | Уметь анализировать историческую карту; определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью. Выделять предпосылки объединения русских земель. Причины Московского княжества. | Прядок наследования престола | Вопр. 8-10 ВАРИАНТ 3 Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
15 | | | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. | 1 | Московский князь Иван Данилович Калита, особенности внутренней и внешней политики. Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Русь. Предпосылки объединения единого государства, политика московских князей. | Уметь кратко излагать исторический материал | Сергей Радонежский, Дмитрий Донской, Куликовская битва, полк, рать. Московское княжество и его политика. Иван III, Василий II | В 7 ВАРИАНТ3 Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
16 | | | Создание единого Русского государства. | 1 | Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Правление Ивана III. Присоединение Новгорода. «Стояние на Угре». «Судебник 1497». Василий III. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны; уметь выделять исторические закономерности | Местничество, судебник, кормление, поместье, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, служилые люди, дворяне. | Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
17 | | | Начало правления Ивана IV.Внешняя политика Ивана IV. | 1 | Россия при Иване IV. Регентство Елены Глинской. 1547 год – венчание на царствование. Избранная рада. Земский собор. Приказная система центральных органов власти. Судебник. «Стоглав». Опричнина Ивана Грозного. Расширение территории России в XVI в. Ливонская война. Присоединение Казанского княжества. Присоединение Астраханского княжества. Присоединение Сибири. Ливонская война. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи, роль личности в истории; Умение кратко и развернуто давать ответы, оперировать понятиями. | Централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, Земский собор, стрелецкое войско, приказная система, дворяне. Ливонская война. Казаки. Засечная черта. | А 3 ВАРИАНТ 3 Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
18 | | | Смутное время. | 1 | Смута. Правление Федора Ивановича. Борис Годунов. Гибель царевича Дмитрия. Лжедмитрий I. Правление Лжедмитрия I. Правление Василия Шуйского. Выступление под предводительством – «тушинский вор». «Семибоярщина». Первое народное ополчение (Ляпунов). Второе народное ополчение (Д. Пожарский, К. Минин). | Уметь выделять главное, причинно-следственные связи, итоги. Уметь анализировать исторические источники, осмысление их. Давать оценки историческим явлениям. | «Семибоярщина».Смута. Лжедмитрий I. Иван Болотников. Лжедмитрий II. Д. Пожарский, К. Минин. Земский собор 1613 г. | С 4 ВАРИАНТ 5 Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
19 | | | Культура и быт в XVI в. | 1 | Культура России в XIV-XVI вв. «Хождение за два моря» А. Никитин. Начало книгопечатания в России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский собор. Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор Конь | Изучать, сравнивать, анализировать, описывать, писать эссе. | Публицистика, житие, шатровый стиль, «Домострой». | Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии А 4 ВАРИАНТ 1 |
20 | | | Контроль. | 1 | Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С | | | ВАРИАНТ 4 |
| | | РАЗДЕЛ: ИСТОРИЯ РОССИИ XVII-XVIII ВВ | | | | | |
21 | | | . Россия при первых Романовых. Ликвидация последствий Смуты.Развитие торговых связей. Мануфактуры. | 1 | Первые Романовы. Итоги смутного времени. Экономическая система в XVII в. Внутренняя политика России в XVII в. Михаил Романов и Филарет. Алексей Михайлович. Соборное уложение. Федор Алексеевич. Царевна Софья. | Объяснять причины отставания России. Оформлять результаты своей деятельности в виде таблицы | Мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок, рассеянное предприятие, ярмарка. Устанавливать межкурсовые связи с историей Нового времени, сравнивать экономическое положение России с периодом Смуты и странами Европы | А 3, ВАРИАНТ 1 Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
22 | | | Церковный раскол. Внешняя политика России в XVII веке. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Завершение присоединения Сибири | 1 | Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке. Патриарх Никон. Церковные реформы. Раскол. Старообрядцы. Протопоп Аввакум. Внешняя политика России в XVII веке. Поляновский мир. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. | Знать и показывать по карте основные направления внешней политики. Называть причины войн, показывать на карте театр военных действий | Гетман, реестровые казаки. | В 3 ВАРИАНТ 8 Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
23 | | | Россия в первой половине 18 в. | 1 | Россия при Петре I. Великое посольство. Северная война. Основные сражения. Ништадтский мирный договор. Реформы Петра в области экономике, управления, военном деле, социальной сфере. Народные выступления в первой половине XVIII в. | Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Уметь: составлять схемы, объяснять значение реформ и их влияние на развитие государства. Знать причины восстаний, участников, их требования. Уметь показывать районы восстаний, объяснять причины восстаний и поражения | Регентство, гвардия. Меркантилизм, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм. Социальная политика. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Указ о престолонаследии Работные люди, отходники, посессионные крестьяне ревизия, челобитная | ВАРИАНТ 5 С 5 Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
24 | | | Россия в 1725-1762 гг. | 1 | Период дворцовых переворотов. Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Екатерина I и А. Д. Меншиков. Петр III. Анна Иоанновна, бироновщина, кондиции. Россия при Елизавете Петровне. Внутренняя политика Екатерины II. Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Развитие промышленности и торговли. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Россия в войнах второй половины XVIII века. Россия в Семилетней войне. Русско-турецкие войны: выход к Черному морю. П. А. Румянцев. Г. А. Потемкин. Ф. Ф. Ушаков. А. В. Суворов. Разделы Польши. | Знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих лиц. Анализировать политику Екатерины 2, определять значение ее реформ для России, объяснять особенности и сходства с политикой императоров 18 века. Определять основные черты экономического развития (тенденции и противоречия). Делать вывод о влиянии крепостного права на развитие отраслей экономики. Показывать противоречивый характер политики Павла I. Объяснять причины последнего дворцового переворот. Определять направление внешней политики. Показывать на карте территориальные приращения. Рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты | Дворцовый переворот, Верховный Тайный Совет, Конституционная монархия, кондиций. Манифест о вольности дворянской. Особенности внутренней политики российских императоров после Петра Просвещенный абсолютизм, либерализм. Крестьянская война, уложенная комиссия. Миссионеры, секуляризация, экономические крестьяне, отходники. Протекторат, повод и причина воины. | В 1. ВАРИАНТ 1 ЧАСТЬ 2 Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
25 | | | Культура России в 17-18 вв. | 1 | Культура России в XVII веке. Светский характер культуры. Научные знания. Литература. Театр. Архитектура. Живопись. Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука и техника. Литература. Живопись – парадные портреты. Скульптура. Архитектура. Театр. | Выделять особенности развития отечественной культуры. Устанавливать связь между развитием экономики, политики и культуры. Описывать образ жизни различных слоев общества | Понятия: «Обмирщение», секуляризация культуры. Ассамблея, гравюра, кант, клавикорды, кунсткамера, цифирные школы, прелестные письма | А4 ВАРИАНТ 5 Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
26 | | | Контроль. | 1 | Решение заданий части А, В, С | | | 3 ВАРИАНТ |
| | | РАЗДЕЛ : РОССИЯ XIX ВЕКЕ. | | | | | |
27 | | | Внутренняя и внешняя политика России в начале 19 века. | 1 | Внутренняя и внешняя политика Александра I. Россия при Павле I. Внутренняя политика. Реформы Александра I. Войны с Францией. Тильзитский мир. Война с Персией. Отечественная война 1812 г: основные сражения. Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс. Священный союз. | Называть: годы царствования Александра I, характерные черты внутренней политики Александра I. Определять предпосылки и содержание проектов М. М. Сперанского; причины их неполной реализации и последствия принятых решений. Называть основные цели, задачи и направления внешней политики страны; показывать на карте, оценивать ее результативность. Знать хронологические рамки Отечественной воины 1812 г.; планы сторон, характер войны, основные этапы; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения. Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых условиях | либерализм, самодержавие, реформа, разделение властей, политические права, избирательное право, коалиция, конвенция, сейм. Отечественная война, Партизаны. Битва народов, Восточный вопрос, Венский конгресс, Священный союз. | В 11 ВАРИАНТ 3 Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
28 | | | Общественные движения начала XIX в. Движение декабристов | 1 | Восстание декабристов. Последние годы царствования Александра I. Аракчеев А. А. «Союз спасения». «Союз благоденствия». «Северное тайное общество» и «Южное тайное общество». Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. | Называть причины возникновения общественного движения; основы идеологии, основные этапы развития общественного движения. Объяснять цели и результат деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов | Общественное движение, либерализм, тайное общество, конституция | А 7 ВАРИАНТ10 Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
29 | | | Внутренняя и внешняя политика Николая I | 1 | Россия при Николае I: внутренняя и внешняя политика. Николай I . Расправа над декабристами. Кодификация законов, М. М. Сперанский. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина. Война с Персией. Война с Турцией. Кавказская война. Договоры с Китаем. Крымская война: причины, участники, ход военных действий, итоги. Парижский мирный договор. | Знать годы царствования Николая I; называть характерные черты внутренней политики Николая I. Называть основные направления внешней политики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада. Знать даты, причины, характер войны; показывать на карте места военных действий; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора. | Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм. Кодификация законов. | А 9 ВАРИАНТ 7 Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
30 | | | Общественная мысль во второй четверти XIX в. | 1 | Общественная мысль в 1830-1850 гг. «Общество любомудров». «Теория официальной народности». Западники и славянофилы. «Общинный социализм» А. И. Герцена. Петрашевцы. | Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку | Западники, славянофилы, общинный социализм. | А 7 ВАРИАНТ3 Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
31 | | | Александр II. Великие реформы 1860-70 гг. | 1 | Александр II. Реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права: причины, разработка реформы, проведение. Значение отмены крепостного права в России. Земская реформа. Судебная реформа. Городская реформа. Военная реформа. Реформа просвещения. Реформа печати. Значение либеральных реформ. | Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьянские реформы; объяснять значение отмены крепостного права | Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники. Земство, куриальная система выборов, суд присяжных . Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки характера и значения соц. Реформ. | ВАРИАНТ 4 ЧАСТЬ 3 Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
32 | | | Общественные движения второй половины XIX в. | 1 | Общественное движение второй половины XIX вв. Либеральные идеи. Теория «крестьянского социализма». «Земля и воля». Народничество. Три течения в народничестве: бунтарское, заговорщическое, пропагандистское. «Хождение в народ». Раскол «Земли и воли»: «Черный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II. Рабочее движение. «Освобождение труда». В. И. Ульянов (Ленин).Внутренняя и внешняя политика Александра III. Александр III. Контрреформы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Образование военных блоков. | Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма, радикального общественного движения. Называть организации и участников общественного движения; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных) | Либералы, консерваторы. Либеральные, консервативные течения. Земское движение. Народничество, революционеры, разночинцы, анархисты, «Хождение в народ», революционный террор. Марксизм. Земское движение. Идеология народничества | А 12 ВАРИАНТ 9 Теория темы, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
33 | | | Культура второй половины XIX в. | 1 | Культура второй половины XIX в. Процесс демократизации культуры. Система образования. Развитие науки. Литература. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка. Печать и книгоиздательское дело. | | Д. И.Менделеев. | А 13 ВАРИАНТ 5 Теория курса, термины, схемы, карты, даты, персоналии |
34 | | | Итоговое повторение. Итоговый контроль. | 1 | Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. | | | Теория курса, термины, схемы, карты, даты, персоналии |