№ урока | Наименование разделов и тем | Основное содержание темы | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Дата |
План | Факт |
Музыка и литература | |
1 | Музыка рассказывает обо всём (1ч) | Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке. Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. Методы наблюдения. Сравнения, сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства. Музыкальный материал: В.Алеев, стихи С.Маршака. Гвоздь и подкова (пение). | 1.Различают характерные виды искусства. 2.Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства. 3.Используют песенные произведения в соответствии с их интонационно – образным содержанием. | 6.09 | |
| Древний союз (3ч) | | |
2 | Истоки (1ч) | Откуда берется музыка. Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чем состоит единство истоков видов искусства. Музыкальный материал: Г.Струве, стихи И.Исаковой. Музыка (пение); Е.Крылатов, стихи Н.Добронравова. Где музыка берет начало? (пение) | 1.Выявляют внешние связи между звуками природы и звуками музыки. 2. Находят единство истоков различных видов искусства. 3.Проявляют эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии. | 13.09 | |
3 | Искусство открывает мир (1ч) | Какие миры открывает искусство (на примере произведений искусства, представленных в №3). Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Художественный материал: Музыка М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание, пение). Литература А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц; Х.К. Андерсен. Соловей. Живопись Н.Ге. Портрет Л.Н. Толстого; И. Репин. Портрет А.Г.Рубинштейна. Песенный репертуар: Е. Крылатов, стихи Ю.Энтина. Крылатые качели (пение). | 1.Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике. | 20.09 | |
4 | Искусства различны, тема едина (1ч) | Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, представленных в п.4,с точки зрения сходства их образов и настроений. Художественный материал: Музыка П. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); Р.Шуман. Первая утрата. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества»(слушание). Поэзия А.Толстой. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад Живопись И.Левитан. Осенний день. Сокольники; И.Бродский. Опавшие листья. Песенный репертуар: И.Гайдн, русский текст П.Синявского. Мы дружим с музыкой (пение) | 1.Находят ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям. 2. Выявляют связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы. . | 27.09 | |
| Слово и музыка (4ч) | | |
5 | Два великих начала искусства (1ч) | Слово и музыка – могучие силы искусства. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях. Музыкальный материал: М.Глинка, стихи А.Пушкина. Я помню чудное мгновенье…(слушание); Ф.Шуберт, стихи В.Мюллера. В путь. Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха». Песенный репертуар: Веселый мельник. Американская народная песня (слушание) | 1.Воспринимают и выявляют внутренние связи между музыкой и литературой. 2. Исследуют значение литературы для воплощения музыкальных образов. 3. Рассуждают об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. | 4.10 | |
6 | Жанры инструментальной и вокальной музыки(1ч) | Многообразие музыкальных жанров, тем. | 1.Выявляют связи между музыкой. Находят ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям. 2 Воспринимают единство истоков различных видов искусства. 3.Проявляют эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии. | 11.10 | |
7 | «Стань музыкою слово!» (1ч) | Черты сходства между литературой и музыкальной речью (на примере музыкально- поэтических интонаций на инструментальную музыку (на примере финала Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского). Музыкальный материал: В.А.Моцарт. Симфония № 40. I часть. Фрагмент (слушание); П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание). | 1.Воспринимают и выявляют внутренние связи между музыкой и литературой. 2. Исследуют значение литературы для воплощения музыкальных образов. 3. Рассуждают об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки. | 18.10 | |
8 | Музыка «дружит» не только с поэзией (1ч) | Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст (на примере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская» М.Мусоргского). Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы. Музыкальный материал: М.Мусоргский. Кот Матрос. Из вокального цикла «Детская» (слушание). | 1.Исследуют значение литературы для воплощения музыкальных образов. 2.Обобщают многообразие связей музыки и литературы. | 25.10 | |
| Песня(3ч) | | |
9 | Песня – верный спутник человека (1ч). | Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека (на примере литературных фрагментов из воспоминаний Ю.Нагибина и В. Астафьева. Художественный материал: Литература Ю.Нагибин. Книга детства. Фрагмент; В. Астафьев. Последний поклон. Фрагмент. Музыка В.Баснер, стихи М.Матусовского. С чего начинается Родина? (слушание, участие в исполнении) | 1.Осознают и рассказывают о влиянии музыки на человека (на примере песенного жанра). 2.Выявляют возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 3.Сотрудничают со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать мнения товарищей) | 8.11 | 15.11 |
10 | Мир русской песни (1ч) | О чем поется в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях (на примере песни «Вечерний звон» на стихи И.Козлова). Художественный материал: Ах ты, степь широкая… Русская народная песня, обработка Т.Триодина (слушание, участие в исполнении); Вечерний звон. Стихи И.Козлова, обработка Н.Иванова (слушание); А.Александров. Уж ты зимушка – зима. Обработка Ю.Тугаринова (пение); Ю.Тугаринов. стихи Е.Румянцева. Если другом стала песня (пение); Я.Френкель, стихи Р.Рождественского. Погоня. Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение) | 1.Изучают специфические черты русской народной музыки и исполняют её отдельные образцы. 2.Осознают интонационно – образные, жанровые и стилевые основы музыки(в рамках изученного на уроке материала). 3.Интерпретируют вокальную музыку в коллективной музыкально – творческой деятельности. 4.Рассказывают о народной музыке своего региона (края, республики и т.д.) | 15.11 | 22.11 |
11 | Песни народов мира (1ч) | Для чего мы изучаем народную культуру других стран (на примере польской народной песни «Висла»). Почему народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения (на примере «музыкальной басни» Г.Малера «Похвала знатока»). В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона). Музыкальный материал: Висла. Польская народная песня (слушание); Г.Малер, стихи из немецкой народной поэзии. Похвала знатока. Из вокального цикла «Волшебный рог мальчика» (слушание); Ф.Мендельсон. Песня без слов № 14 (слушание); В.Лебедев, стихи Ю. Ряшинцева. Песня гардемаринов (пение); Вокализ на тему «Песня без слов» № 14 Ф Мендельсона, обработка Т.Кичак (слушание) | 1. Находят и обобщают характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира. 2.Сравнивают и определяют музыкальные произведения разных жанров и стилей. 3. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. | 22.11 | 29.11 |
| Романс (2ч) | | |
12 | Романса трепетные звуки (1ч) | Мир образов, запечатленных в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе (на примере романса «Жаворонок» М.Глинки). Музыкальный материал: М.Глинка, стихи Н.Кукольника. Жаворонок (слушание, пение) | 1.Сравнивают музыкальные произведения разных жанров и стилей. 2Находят ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 3.Раскрывают особенности музыкального воплощения поэтических текстов. | 29.11 | 13.12 |
13 | Контрольная работа по теме «Музыка и литература» | | | 6.12 | 6.12 |
| Хоровая музыка (7ч) | | |
14 | Народная хоровая музыка. (1ч) | Главные особенности народной хоровой песни (на примере русской народной песни «Есть на Волге утес»). Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш» (на примере хорового произведения П.Чайковского). Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов (на примере оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.Римского – Корсакова). Музыкальный материал: Есть на Волге утес. Русская народная песня (слушание); П.Чайковский. Отче наш (слушание); Н.Римский – Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» . IV действие (слушание); Д.Бортнянский. Многолетие (пение); Кант VIII века «Музы согласно» (пение) | 1.Изучают специфические черты русской народной музыки. 2.Эмоционально воспринимают духовную музыку русских композиторов. 3. Рассказывают о влиянии музыки на человека. | 13.12 | 27.12 |
15 | Хоровая музыка в храме (1ч) | 20.12 | 20.12 |
16 | Что может изображать хоровая музыка(1ч) | Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах (на примере хора «Поет зима» Г.Свиридова). Музыкальный материал: Г.Свиридов. Поет зима. Из поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание); С веселой песней. Музыка и стихи неизвестного автора. | 1.Находчт ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 2.Наблюдют за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. | 27.12 | 10.01 |
17 | Самый значительный жанр вокальной музыки (1ч) | Опера – синтетический вид искусства. Великие и русские композиторы, художники и артисты – создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. В чем состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника (на примере увертюры из оперы М.Глинка «Руслан и Людмила»). Музыкальный материал: М.Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); М.Глинка, стихи С.Городецкого. Финальный хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (пение) | 1. Анализируют значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2.Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства ((с учетом критериев, представленных в учебнике). 3.Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении. . | 10.01 | 17.01 |
18 | Из чего состоит опера (1ч) | Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях (на примере арии Снегурочки из оперы Н.Римского - Корсакова «Снегурочка» и инструментального эпизода «Сеча при Керженце» из оперы Н.Римского - Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Музыкальный материал: Н.Римский – Корсаков. Сцена таяния Снегурочки. Из оперы Снегурочка. IV действие (слушание); Н.Римский – Корсаков. Сеча при Керженце. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». III действие (слушание); С Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды» (пение) | 1. Анализируют многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2.Наблюдают за развитием одного ил нескольких образов в музыке. 3.Рассуждают о яркости и контрастности образов в музыке. 4. Творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. | 17.01 | 24.01 |
19 | Единство музыки и танца (1ч) | Чем отличается жанр балета; кто участвует в его создании. Взаимодействие оперы и балета (на примере мазурки из оперы М.Глинки «Жизнь за царя»). Как по - разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр (сравнение мазурок М.Глинки из оперы «Жизнь за царя» и Ф Шопена, соч17 №4). Музыкальный материал: М.Глинка. Мазурка . Из оперы «Жизнь за царя». II действие. Фрагмент (слушание); Ф.Шопен. Мазурка ля минор, соч.17 №4. Фрагмент (слушание); Е.Адлер, стихи Л.Дымовой. Песня менуэта (пение, музыкально – ритмические движения) | 1. Анализируют многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2.Выявляют круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. 3.Воспринимают и сравнивают музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 4. Творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений в пении, музыкально – ритмическом движении. | 24.01 | 31.01 |
20 | «Русские сезоны» в Париже (1ч) | «Русские сезоны» в Париже – звездный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Многоплановость содержания в балете «Петрушка» И.Стравинского (на примере сравнения фрагментов «Русская» и «У Петрушки»). Изобразительность балетной музыки ( на примере Вариации II из балета П.Чайковского “Щелкунчик». Музыкальный материал: Музыка И.Стравинский. Русская; У Петрушки. Из балета «Петрушка» (слушание); П.Чайковский. Вариация II. Из балета “Щелкунчик» (слушание); Живопись Б.Кустодиев. Масленица; А.Бенуа. Петербургские балаганы. Эскиз декорации к I действию балета И.Стравинского «Петрушка»; Песенный репертуар: П.Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Спящая красавица». | 1.Исследуют значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 2. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3.Воспринимают разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении). 4.Творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. | 31.01 | 7.02 |
| Музыка звучит в литературе (2ч) | | |
21 | Музыкальность слова (1ч) | Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чем проявляется музыкальность стихотворения А.Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н.Гоголя. Художественный материал: Литература А.Пушкин. Зимний вечер; Н.Гоголь. Сорочинская ярмарка. Фрагмент. Музыка М.Яковлев, стихи А.Пушкина. Зимний вечер (пение) | 1.Находят ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 2.Исследуют значение музыки для воплощения литературных образов. 3. Анализируют многообразие связей музыки и литературы. | 7.02 | 14.02 |
22 | Музыкальные сюжеты в литературе (1ч) | Музыка – главный действующий герой рассказа И.Тургенева «Певцы»; сила этой музыки, могучее преобразующее воздействие. Бессмертный памятник литературы – «Миф об Орфее». Художественный материал: Литература И.Тургенев. Певцы.Фрагмент; Миф об Орфее. Музыка К.В.Глюк. Жалоба Эвридики. Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание) | 1. .Исследуют значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот. 2. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы . 3. Анализируют многообразие связей музыки и литературы, приводят примеры преобразующего воздействия музыки на человека. | 14.02 | 21.02 |
Музыка и изобразительное искусство | | |
Образы живописи в музыке (2ч) | | |
23 | Живописность искусства (1ч) | Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный (на примере произведений искусства – фрагмента «Вот север, тучи нагоняя…» из романа А.Пушкина «Евгений Онегин», картины И.Грабаря «Иней. Восход солнца», Вариация Феи зимы из балета С.Прокофьева «Золушка»). Претворение идеи пространства в музыке (на примере хора О.Лассо «Эхо»). Художественный материал: Поэзия А.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя… Фрагмент из из романа «Евгений Онегин». Живопись И.Грабарь. Иней. Восход солнца. С.Прокофьев. Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка» (слушание) Песенный репертуар: Г.Струве. Веселое эхо (пение) | 1.Исследуют значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 2. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3. Анализируют многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. 4. Воспринимают характерные особенности музыкального языка в исполнении. | 21.02 | 28.02 |
24 | «Музыка – сестра живописи» (1ч). | «Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки ( на примере картины К.Моне «Стог сена в Живерни» и фрагмент II части Первого концерта для фортепиано с оркестром П.Чайковского). Контраст в живописи и музыке (на примере картины Э.Дробицкого «Жизнь и смерть» и пьесы «Два еврея, богатый и бедный» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.Мусоргского). Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки. Художественный материал: Живопись К.Моне. Стог сена в Живерни; Э.Дробицкого. Жизнь и смерть. Музыка П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент (слушание); М.Мусоргский. Два еврея, богатый и бедный. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание). Песенный репертуар: Ю.Тугаринов, стихи В.Орлова. Я рисую море (пение) | 1. Анализируют многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2.Воспринимают и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 3.Рассуждают об общности и различии «планов содержания и выражения» (с учетом критериев, представленных в учебнике). 4. .Воспринимают специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки и живописи (с учетом критериев, представленных в учебнике). | 28.02 | 7.03 |
| Музыкальный портрет (1ч) | | |
25 | Может ли музыка выразить характер человека? (1ч) | Передача характера человека в изображении и в музыке (на примере сравнения образов Протодъякона И.Репина и Варлаама из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского). Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа (на примере пьесы «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.Мусоргского). Художественный материал: Живопись И.Репин. Протодъякон. Музыка М.Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (слушание); М.Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание). Песенный репертуар: Г.Гладков, стихи Ю.Энтина. Песня о картинах (пение) | 1.Анализируют многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2.Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3.Различают характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 4.Сравнивают разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки. | 14.03 | 14.03 |
Пейзаж в музыке (2ч) | | |
26 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов | Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в пьесе «Игра воды» М.Равеля. Воплощение пространства, стихии воздуха в оркестровом ноктюрне К. Дебюсси «Облака». Поэтический пейзаж в музыке: романс К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд…» Художественный материал: Живопись К.Моне. Река в Аржантее; П.Сезанн. Гора Святой Виктории; В. Ван Гог. Море в Сен-Мари. Музыка М.Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание); К. Дебюсси. Облака. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание). Песенный репертуар: Ты река ли моя. Русская народная песня. Обработка А. Лядова (пение) | 1. Воспринимают характерные черты музыкального импрессионизма, его основных представителей. 2.Исследуют значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 3. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. 4.Воспринимают внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. | 28.03 | 28.03 |
27 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов | Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в пьесе «Игра воды» М.Равеля. Воплощение пространства, стихии воздуха в оркестровом ноктюрне К. Дебюсси «Облака». Поэтический пейзаж в музыке: романс К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд…» Художественный материал: Живопись К.Моне. Река в Аржантее; П.Сезанн. Гора Святой Виктории; В. Ван Гог. Море в Сен-Мари. Музыка М.Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание); К. Дебюсси. Облака. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание). Песенный репертуар: Ты река ли моя. Русская народная песня. Обработка А. Лядова (пение) | 1. Воспринимают характерные черты музыкального импрессионизма, его основных представителей. 2.Исследуют значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 3. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. 4.Воспринимают внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. | 4.04 | 4.04 |
| «Музыкальная живопись» сказок и былин (3ч) | | |
28 | Волшебная сказочность музыкальных сказок (1ч) | Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках. Танец красок и бликов в «Пляске златоперых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н.Римского – Корсакова. Картина рождественского праздника в балете «Щелкунчик» П.Чайковского. Музыкальный материал: Н. Римский – Корсаков. Пляске златоперых и сереброчешуйных рыбок. Из оперы «Садко» (слушание); П.Чайковский. ПА-де-де. Из балета «Щелкунчик» (слушание); С.Никитин, стихи Ю.Мориц. Сказка по лесу идет (пение) | 1. Анализируют многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3.Воспринимают музыкальное произведение с точки зрения единства содержания и выражения. 4. Воспринимают стилевые черты русской классической музыкальной школы (с учетом критериев, представленных в учебнике). | 11.04 | 11.04 |
29 | Сказочные герои в музыке (1ч) | Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов (на примере фрагмента «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар – птица» И.Стравинского). Воплощение сказочных образов в фортепианном цикле М. Мусоргского «Картинки с выставки» (на примере пьесы «Избушка на курьих ножках. Баба яга»). Музыкальный материал: И.Стравинский. Заколдованный сад Кащея. Из балета «Жар – птица» (слушание); М. Мусоргский. Избушка на курьих ножках (Баба яга). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание); А.Зацепин, стихи Л.Дербенева. Волшебник (пение) | 1. Анализируют многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. 2. Рассуждают о яркости и контрастности образов в музыке. | 18.04 | 18.04 |
30 | Тема богатырей в музыке (1ч) | Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в «Богатырской» симфонии А. Бородина и пьесе М. Мусоргского «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Художественный материал: Живопись И. Билибин. Илья Муромец и Соловей разбойник; В. Васнецов. Богатыри. Музыка А. Бородин. Симфония №2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание); М. Мусоргский. Богатырские ворота. (В стольном граде Киеве). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание); Былина о Добрыне Никитиче. Былинный напев сказителей Рябининых (пение) | 1. Рассуждают о значении народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. 2. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3.Творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. | 25.04 | 25.04 |
| Музыка в произведениях изобразительного искусства (3) | | |
31 | Что такое музыкальность в живописи (1ч) | Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл. Художественный материал: Живопись Караваджо. Лютнист; А.Аппиани. Парнас; Т.Ромбо. Песня; Э.Дега. Оркестр оперы; М.Пепейн. Придворный бал. Музыка Ф.Торрес. Danza Alta (слушание); В.Семенов. Звездная река (пение) | 1.Выявляют внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 2.Анализируют и обобщают многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. 3.Устанавливают ассоциативные связи между художественными образами музыки и искусства. 4.Самостоятельно подбирают сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме. 4. Используют образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений изобразительного искусства. | 16.05 | |
32 | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» (1ч) | Проявление музыкальности в портретных изображениях. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами. Художественный материал: Э.Делакруа.Портрет Шопена; И.Репин. Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»; Мусоргского; И.Репин. Портрет композитора Модеста Петровича; И.Репин. Портрет А,П.Бородина; В.Серов. Портрет актрисы М.Е.Ермоловой; М.Нестеров, Портрет скульптора В.И.Мухиной; И.Айвазовский. Наполеон на острове Святой Елены. Музыка П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть . Фрагмент | 1. Различают внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 2. Исследуют значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 3. Анализируют и обобщают многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. 4. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 5. Находят характерные признаки музыки и изобразительного искусства. | 23.05 | |
33 | Подводим итоги «Музыкальная викторина» (1ч) | Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства. Песенный репертуар: В.Высоцкий. Песня о друге (пение); Б.Окуджава. Пожелание друзьям (пение) | 1.Различают характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Воспринимают особенности деятельности композитора, поэта и художника (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Находят примеры преобразующего влияния музыки (в рамках главной темы года). | 26.05 | |
34 | Заключительный урок – концерт (1ч) | | | 30.05 | |