Календарно-тематическое планирование уч. предмета «Изобразительное искусство» 7 класс. |
№ п/п | Наименование разделов, тем уроков | Основное содержание темы | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Дата план | Дата факт |
Раздел I. ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (8часов) |
1 | Основы композиции (4ч) Основы композиции в конструктивных искусствах. | Введение в искусство архитектуры. Основные понятия: конструктивное искусство, дизайн. Представление об элементах композиционного творчества в архитектуре и дизайне. Архитектура и ее функции в жизни людей | Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объемно-пространственных композиций. Выбирать способы компоновки композиции и составлять различные плоскостные композиции из 1—4 и более простейших форм (прямоугольников), располагая их по принципу симметрии или динамического равновесия. Добиваться эмоциональной выразительности (в практической работе), применяя композиционную доминанту и ритмическое расположение элементов. Понимать и передавать в учебных работах движение, статику и композиционный ритм. | 3.09 | |
2 | Прямые линии и организация пространства. | Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. | Понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации пространства. Использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое или, исходя из образного замысла, членить композиционное пространство при помощи линий. | 10.09 | |
3 | Цвет - элемент композиционного творчества. | Цвет – мощное художественно-выразительное средство. Законы цветовой композиции. Композиционное сочетание цветов. Основы цветоведения. | Понимать роль цвета в конструктивных искусствах. Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах. Применять цвет в графических ком-позициях как акцент или доминанту. | 17.09 | |
4 | Свободные формы: линии и пятна. | Свойства свободных форм – неожиданные цветовые сочетания, декоративность пятен и графическая прихотливость линий. | Понимать роль цвета в конструктивных искусствах. Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах. Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту. | 24.09 | |
5 | Буква - строка – текст(1ч). Искусство шрифта. | Шрифт. Искусство шрифта. Восприятие шрифта. Изобразительные возможности шрифта. Эмблемно-знаковая графика. Обобщенность и лаконизм выразительных средств, создающих знак. Эмблема или товарный знак. | Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука. Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур. Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композици. | 1.10 | |
6 | Когда текст и изображение вместе (1ч) Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | Текст и изображение как элементы композиции. Стилистическое и цветовое единство шрифта и изображения. Плакат. Изобразительный язык плаката. Композиционные принципы макетирования плаката. | Понимать и объяснять образно-информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе. Создавать творческую работу макетирования эскиза плаката и открытки. | 8.10 | |
7 | В бескрайнем море книг и журналов (2ч) Многообразие форм графического дизайна | Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. | Используют стилистику изображений и способы их композиционного расположения в пространстве поздравительной открытки. Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота. Создавать практическую творческую работу в материале. | 15.10 | |
8 | Многообразие форм графического дизайна | Соединение текста и изображения. Книга как синтетическое искусство. | 22.10 | |
| Раздел II. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ. Художественный язык конструктивных искусств. (8 час) |
9 | Объект и пространство.(2ч) От плоскостного изображения к объемному макету. | Представление о пространственной композиции, о ее восприятии с разных точек зрения. Соразмерность и пропорциональность объемов в пространстве. Формирование понимания у учащихся проекционной природы чертежа. | Развивать пространственное воображение. Понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху. Осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр, шар и т. д. Применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы. | 29.10 | 12.11 |
10 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | Условность и метафоричность выразительных средств, участвующих в сочинении пространства макета. Рельеф. Горизонтальные и вертикальные плоскости как элементы композиционного творчества. | Анализировать композицию объемов, составляющих общий облик, образ современной постройки. Осознавать взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и целесообразности конструкции. Овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов. Использовать в макете фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности | 12.11 | 19.11 |
11 | Конструкция: часть и целое.(3ч) Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля | Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, образующих дом. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. | Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома. | 19.11 | 3.12 |
12 | Контрольная работа по теме: « Искусство композиции» | 26.11 | 26.11 |
13 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Использование элементов здания в макете проектируемого объекта | Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития. Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. | 3.12 | 10.12 |
14 | Красота и целесообразность.(2ч). Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. | Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объёмов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Красота – наиболее полное выявление функции вещи. | Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания, уметь выявлять сочетание объемов, образующих форму вещи. Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование, уметь объяснять это. Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего. Создавать образно – тематическую инсталляцию (портрет человека, портрет времени, портрет времени действия) | 10.12 | 17.12 |
15 | Форма и материал | Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначения вещи. | Понимать и объяснять, в чем заключается взаимосвязь формы и материала, влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.д.) Развивать творческое воображение, создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей. | 17.12 | 24.12 |
16 | Цвет в архитектуре и дизайне.(1ч). Роль цвета в формотворчестве. | Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции. | Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта. Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре. Создать комплект упаковок, используя цвет в декоративных элементах своей композиции. | 24.12 | 14.01 |
| Раздел III. ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. (9час.) |
17 | Город сквозь времена и страны.(1ч). Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. | История развития архитектуры. Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры | Иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурных художественных стилей разных эпох. Понимать значение архитектурно-пространственно - композиционной доминанты во внешнем облике города. Создать фотоколлаж из изображений произведений одного стиля, узнаваемого силуэта города из фотоизображений. | 14.01 | 21.01 |
18 | Город сегодня и завтра.(1ч). Пути развития современной архитектуры и дизайна | Образ современного города и архитектурного стиля будущего (коллаж, графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной из столиц мира) | Осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве. Понимать значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов. Выполнять в материале разнохарактерные практические творческие работы. | 21.01 | 28.01 |
19 20 | Живое пространство города.(1ч). Город, микрорайон, улица. | Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. | Разрабатывать композицию небольшой части города (вход в парк, площадь фонтанов, и т.д.) Создавать практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами | 28.01 4.02 | 4.02 11.02 |
21 | Вещь в городе и дома.(3ч) Городской дизайн | Проектирование дизайна объектов городской среды (создание коллажно - графической композиции и дизайна-проекта оформления витрины магазина). | Осознавать и объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства. Иметь представление об историчности и социальности интерьеров прошлого. Создавать практические творческие работы в техниках коллажа, дизайн- проектов. Проявлять творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. | 11.02 | 18.02 |
22 | Городской дизайн | 18.02 | 25.02 |
23 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. | Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера. Создание конструктивного или декоративно-цветового решения элемента сервиза по аналогии с остальными его предметами). | Учиться понимать роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.), а также индивидуальных помещений. Создавать практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами. | 25.02 | 4.03 |
24 | Природа и архитектура(1ч). Организация архитектурно-ландшафтного пространства | Город в единстве с ландшафтно-парковой средой . Развитие пространственно-конструктивного решения. Макет ландшафта с простейшим архитектурным объектом (беседка, мостик и т.д.) | Понимать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры. Приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры. Использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоем, дорога и т.д.) | 4.03 | 11.03 |
25 | Ты – архитектор! (1ч). Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | Истоки монументальных видов искусства. Подбор искусствоведческого материала о монументальном искусстве. Создают архитектурный образ города («Исторический город», «Сказочный город», «Город будущего») | Совершенствовать навыки коллективной работы над объемно-пространственной композицией. Развивать и реализовывать в макете свое чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой. | 11.03 | 18.03 |
| Раздел 4. ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. Образ жизни и индивидуальное проектирование (10 часов) |
26 | Мой дом – мой образ жизни.(3ч). Скажи, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. | Мечты и представления о своем будущем жилище, реализующиеся в архитектурно – дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, для отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т.д. Мой дом – мой образ жизни. Учет в проекте инженерно – бытовых и сан – технических задач. | Осуществлять в собственном архитектурно-дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своем будущем жилище. Учитывать в проекте инженерно-бытовые и санитарно-технические задачи. Проявлять знание законов композиции и умение владеть художественными материалам. | 18.03 | 1.04 |
27 | Интерьер, который мы создаём. | Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). Способы зонирования помещения. | Понимать и объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ зонирования. Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей собственной комнаты или квартиры образно-архитектурный композиционный замысел. | 1.04 | 8.04 |
28 | Пугало в огороде…или под шепот фонтанных струй | Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. водоёмы и мини – пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т.д. спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. | Приобретать общее представление о проектировании территории приусадебного участка. Использовать графические навыки и технологии выполнения планировки Создавать творческие работы, про-являть фантазию, воображение, чувство композиции. | 8.04 | 15.04 |
29 | Мода, культура и ты.(5ч). Дизайн одежды | Психология индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться?» самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде. Стереотип и скитч. | Приобретать общее представление о технологии создания одежды. Понимать как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике. Осознавать двуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием | 15.04 | 22.04 |
30 | Мой костюм – мой облик. | Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. | 22.04 | 29.04 |
31 | Грим, визажистика и прическа в практике дизайна | Ознакомление с искусством грима, визажистики, прически в разные эпохи | Выполнять упражнения по освоению навыков и технологий бытового грима, т.е. макияжа: создавать средствами грима образа сценического или карнавального персонажа. | 29.04 | 6.05 |
32 | Встречают по одежке | Ознакомление с различными образцами имиджа, их сравнение и анализ; выводы. | Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных комплектов одежды. Создавать творческие работы, проявлять фантазию, воображение, чувство композиции, умение выбирать материалы. | 6.05 | 13.05 |
33 | Имидж: лик или личина? Сфера имидж – дизайна | Ознакомление с различными образцами имиджа, их сравнение и анализ; выводы. | Знакомятся с различными образцами имиджа, сравнивают, анализируют, делают выводы. Создавать практические творческие работы в материале. | 13.05 | 20.05 |
34 | Автопортрет на каждый день | Изменение образа средствами внешней выразительности. | Понимать и объяснять, в чем разница между творческими задачами, стоящими перед гримером и перед визажистом. Ориентироваться в технологии нанесения и снятия бытового и театрального грима. Уметь воспринимать и понимать макияж и прическу как единое композиционное целое. Вырабатывать четкое ощущение эстетических и этических границ применения макияжа и стилистики прически в повседневном быту. Создавать практические творческие работы в материале. | 20.05 | 27.05 |
35 | Моделируя себя, моделируешь мир(1ч). Моделируя себя, моделируешь мир.(обобщение) | Человек – мера вещного мира. Он – или его хозяин, или его раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра. | Понимать имидж-дизайн как сферу деятельности, объединяющую различные аспекты моды, визажистику, парикмахерское дело, ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющую поведение и контакты человека в обществе. Объяснять связи имидж-дизайна с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Создавать творческую работу в материале, активно проявлять себя в коллективной деятельности. | 27.05 | |