Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
34 ч. (1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во час. | Планируемые результаты | Дата | Домашнее задание |
Предметные | Метапредметные | Личностные | план | факт |
| | Как и чем работают художники (8ч) | | |
1 | Три основных краски, строящие многоцветие мира. «Цветочная поляна» | 1 | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | 04.09 | | наблюдать природу; подумать, какой её хотелось бы изобразить и какими цветовыми сочетаниями | |
2 | Пять красок – все богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе». | 1 | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. | 11.09 | | понаблюдать красоту окружающего мира и постараться увидеть основные и составные цвета, а также их оттенки | |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. «Осенний лес» | 1 | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. | 18.09 | | рассмотреть иллюстрации в детских изданиях или художественных журналах, в которых можно найти рисунки, выполненные пастелью, акварелью, восковыми мелками |
4 | Выразительные возможности аппликации. Создание в технике аппликации коврика. | 1 | Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. | 25.09 | | понаблюдать за животными, найти в окружающем мире объёмные изображения и рассказать, что понравилось |
5 | Выразительные возможности графических материалов. «Зимний лес». | 1 | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. | | | 02.10 | | понаблюдать в окружающей жизни, какими ещё материалами, кроме уже известных, могут работать художники |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме «Сказочные животные». | 1 | Овладевать приёмами работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать объёмное изображение живого с передачей характера. | 09.10 | | понаблюдать за животными, найти в окружающем мире объёмные изображения |
7 | Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки из объемных форм. | 1 | Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы. Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. | 16.10 | | подумать, посмотреть, какие материалы используются для строительства в родном городе (посёлке, селе). |
8 | Для художника любой материал может стать выразительным . «Праздничный город.» | 1 | Уметь: создавать образ ночного города с помощью разно-образных неожиданных материалов | 23.10 | | вспомнить, что Мастер Постройки может сделать для человека и чему он учится у природы |
Реальность и фантазия 7 ч | | |
9 | Изображение и реальность. «Наши друзья – птицы». | 1 | Умение всматриваться, видеть, быть наблюдатель-ным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Уметь: передавать в изображении ха-рактер животного | | | 06.11 | | c.58-61 |
| |
10 | Изображение и фантазия. «Сказочная птица». | 1 | Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | 13.11 | | С.62-65 |
11 | Украшения и реальность. «Веточка с инеем или паутинка с капелькой росы». | 1 | Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. | 20.11 | | с.66-69 |
12 | Украшения и фантазия. «Кокошники». | 1 | 27.11 | | С.70-73 |
13 | Постройка и реальность. «Подводный мир». | 1 | Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Конструировать из бумаги формы подводного мира. Участвовать в создании коллективной работы. Уметь: сравнивать природные формы с архитектурными постройками, создавать макеты фантастических зданий, фантастического города | 04.12 | | С.74-75 |
14 | Постройка и фантазия. «Город фантазия». | 1 | 11.12 | | С.76-77 |
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | 1 | Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки. | 18.12 | | С.78-82 |
О чем говорит искусство 11 ч | | |
16 | Выражение характера изображаемых животных. Живопись. «Четвероногий герой». | 1 | Входить в образ изображаемого животного. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы гуашью. | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | 25.12 | | С.96-99 |
|
17 18 | Изображения характера человека: мужской образ | 2 | Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа. | Познавательные УУД: - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | 15.01 22.01 | | С. 100-101 С.102-103 |
19 20 | Изображение характера человека: женский образ | 2 | Иметь представление: о красоте вну-тренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные контрастные женские образы | 29.01 05.02 | | С.104 С.105 |
21 | Образ человека и его характер, выраженный в объеме. «Сказочные персонажи, противополож-ные по характеру» | 1 | Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. . . | | 12.02 | | С.106-107 |
22 | Изображение природы в различных состояниях. «Море» | 1 | . Уметь: изображать живописными материалами контрастные состояния природы. | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | 19.02 | | Посмотреть в иллюстрациях к детским книгам, в альбомах по искусству, как изображены разные состояния природы. |
23 | Выражение характера человека через украшение. «Человек и его украшения». | 1 | Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения | 26.02 | | С.108-109 |
24 25 | Выражение намерений человека через украшение. «Флот Салтана и флот пиратов». | 2 | украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). | | 04.03 11.03 | | С. 110-113 С. 114-117 |
26 | Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство» Домик для сказочного героя | 1 | Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки. | | | 18.03 | | С 118-121 |
Как говорит искусство 8 ч |
27 | Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. «Огонь в ночи». | 1 | . Деление цветов на тёплые и холодные. Умение видеть цвет. | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с постав-ленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | 08.04 | | С. 124-129 |
28 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. «Весенняя земля». | 1 | Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников. . | 15.04 | | С. 130-131 |
29 | Линия как средство выражения: ритм линий. «Ручей». | 1 | Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. изображение весенних ручьев. | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | 22.04 | | С136-137 | |
30 | Линия как средство выражения: характер линий. «Дерево» | 1 | Умение видеть линии в окружающей действительнос-ти, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев). | 29.04 | | С.138-139 | |
31 | Ритм пятен как средство выражения. «Весна идет». | 1 | . Уметь: использовать технику обрывной аппликации | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | 06.05 | | С. 140-141 | |
32 | Административ-ная контрольная работа. Защита проектов. | 1 | Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность | 13.05 | | | |
33 | Пропорции выражают характер | 1 | Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. | | 20.05 | | найти дома предметы, в которых был бы выражен контрастный объём форм | |
34 | . «В гостях у Братьев-Мастеров». Обобщающий урок. | 1 | Уметь: работать с разными материалами | | | 27.05 | | | |
Нормы и критерии оценивания
Устных индивидуальных и фронтальных ответов
1.Активность участия.
2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3.Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4.Самостоятельность.
5.Оригинальность суждений.
Творческой работы
1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 обучающимся 2 класса оценка (отметка) не выставляется.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Программно-методическое обеспечение
Для обучающихся :
1.Учебник :«Изобразительное искусство»Л.А.Неменская. 2 класс, Москва,
«Просвещение», 2012 г
2. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству Л.А.Неменская. 2 класс, Москва, Просвещение, 2012 г.
Для учителя :
1.Сборник рабочих программ «ШКОЛА РОССИИ» 1-4 классы Москва «Просвещение»2011;
2.Рабочие программы. Изобразительное искусство. 1- 4 классы «Школа России» М.: Просвещение, 2011г
3. Учебник :«Изобразительное искусство»Л.А.Неменская 2 класс, Москва, «Просвещение», 2011 г
4.Рабочая тетрадь по изобразительному искусству Л.А.Неменская2 класс, Москва, Просвещение, 2012 г
5.Изобразительное искусство: Методическое пособие: 1-4 классы М.: Просвещение, 2011.
Материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция
Альбомы по искусству
Учебно-наглядные пособия (таблицы и плакаты)
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства
Энциклопедии по искусству, справочные издания
Книги о художниках и художественных музеях
Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры
Словарь искусствоведческих терминов
Печатные пособия
Портреты русских и зарубежных художников
Таблицы по цветоведению. перспективе, построению орнамента
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.
Информационно-коммуникационные средства
Мультимедийные обучающие художественные программы.
Игровые художественные компьютерные программы.
Технические средства обучения
Музыкальный центр.
Магнитофон.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения (музыка, литературные произведения).
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по изоискусству.
Учебно-практическое оборудование
Бумага А3, А4.
Краски акварельные.
Краски гуашевые.
Бумага цветная.
Фломастеры.
Восковые мелки.
Пастель.
Кисти беличьи № 5, 10, 20
Емкости для воды
Стеки (набор)
Клей
Пластилин
Ножницы Рамы для оформления работ
Модели и натуральный фонд
Муляжи фруктов (комплект)
Муляжи овощей (комплект)
Гербарии
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Гипсовые геометрические тела
Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
Драпировки
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюло, самовары, подносы и др.)
Игры, игрушки
Конструкторы
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Магнитная доска.
Список литературы
1. Кирцер Ю. М. Рисунок, живопись. - М: Высшая школа, 2012.
2. Неменский Б. М. Искусство вокруг нас. - М: Просвещение, 2009.
3. Пономарева А. Н. Школа ИЗО. - М.: Агаров, 2008.
4. Половников А. О. Русь деревянная. - М.: Просвещение,2008.
5. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок. -М.: Просвещение, 2005.
6. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М: Агаров, 2010.
7. Рылова Л. Б. ИЗО в школе. - Ижевск, 2011г.
Приложения
Загадки про художников и искусство
Наблюдателен и точен,
Острый глаз и штрих отточен.
Знает он зверей повадки.
Ходит в лес всегда с тетрадкой.
Иллюстрирует он книжки
Про животных для сынишки.
Предлагает он народу
Уважать, любить природу.
(Художник- анималист)
***
Волны, парус одинокий,
Шторм, маяк и мыс далекий,
Чайку в небе и матросов,
Ледокол среди торосов.
Он легко изобразит,
Потому что … (маринист).
***
Колорит - его стихия,
Тон, нюансы и контраст.
Впечатленье от залива
Очень точно передаст.
Натюрморты мирно пишет,
За окном мотивы ищет.
За мазком мазок кладет
И шедевры создает.
(Живописец)
***
Мир его не расписной -
Черно-белый, не цветной.
Линией, штрихом и точкой
Заполняет он листочки.
Рисовать умеет смело
Угольком, пером и мелом.
(Художник-график)
***
Он художник и строитель,
Знает даже сопромат.
Глубину пространства может
Превратить в чудесный град.
Из бумаги и картона
Он сначала строит дом.
И идеями удобства
Постоянно окрылен.
Времени он точный вектор
Современный ….(архитектор)
Она не спрятана в музеях
С рождения обнажена,
Ее, любуясь, лицезреют,
Дань гению отдав сполна.
Когда стройна и величава,
Когда до мелочи проста,
Но как бы мода не кричала,
Гармонии она верна.
Бегут года почти незримо,
Искусство это не молчит.
Минувших лет неколебимо
Она историю хранит.
(архитектура)
***
Целое так относится к большему,
Как большее к меньшему.
И это известное всем отношение
В искусстве зовут…
(«Золотым сечением»)
***
На холсте
Или в скульптуре
Все художнику натуру
Могут точно передать.
Гладко иль шероховато,
Если надо, грубовато,
Шерстку, блеск или текстуру -
Это все зовут … (Фактурой)
***
Если полк на полк идет
Все вокруг горит, ревет,
Или ж все наоборот
После боя напряженно
Тишина стеной встает.
У картины вид печальный
Называем жанр…(батальный)
***
Тверд характером, уверен.
Делу своему он верен.
В камне может он безликом
Возродить людей великих.
(Скульптор)
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил (Мел.)
Палочка волшебная,
Есть у меня, друзья.
Полочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход! (Карандаш)
Разноцветные сестрицы,
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним,
Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски).
В руках держу огромный дом,
Где живут рисунки
И каждый знает этот дом
Он называется ... (Альбом).
Чтобы убрать ненужный след
И получить пятерку
Здесь всегда поможет нам
Мы достаем ... (Стерку)
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель т белый иней,
Или сад и облака
Или снежная равнина
Или поле и шалаш –
Обязательно картина
Называется…. ПЕЙЗАЖ
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине
Или розу в хрустале
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это….НАТЮРМОРТ
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик, или балерина,
Или Колька – твой сосед
Обязательно картина
Называется…ПОРТРЕТ!
Викторина
Ответьте на вопросы. Правильный ответ — 1 балл.
Как называется наука, которая рассказывает о цвете? (Цветоведение)
Как называется картина, на которой изображается природа? (Пейзаж)
Какой жанр называется «мертвая натура»? (Натюрморт)
Изображение лица человека называется жанром ... (Портрет)
Назовите три основных цвета. (Красный, синий, желтый)
Какой из перечисленных цветов не относится к теплым цветам - красный, синий, желтый, коричневый
Назовите фамилию великого русского художника, который писал картины на сказочные темы. Среди них знаменитая картина "Богатыри". (Васнецов).
Из какого материала изготавливают дымковскую игрушку? (Из глина).
Какие цвета нужно смешать между собой, чтобы получить зеленый цвет? (Желтый и синий).
Назовите название росписи, к которой относятся такие цветы, как "розан" и "купавка". (Городецкая роспись).
Начало- голос птицы
Конец - на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда (Картина).
Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку.
Круговой кроссворд.
Слово в ответе на вопрос начинается с такой же буквы, как и последняя буква в слове предыдущего ответа.
а) тот, кто придумывает внешний облик зданий. (Архитектор)
б) что получается у тебя на альбомном листе в конце урока? (Рисунок)
в) произведение художника-модельера. (Костюм)
г) пейзаж, его разновидность с изображением моря. (Марина)
д) изображение животных в живописи. (Анималистика)
е) разновидность красок, разведенных водой, - отсюда и название. (Акварель)
ж) время года, часто изображаемое художниками-пейзажистами. (Лето)
з) глина, обработанная особым образом. (Обжиг)
и) то, что придумывает художник по геральдике. (Герб)
к) основа для изображения, материал, на котором рисуют художники, и вы тоже. (Бумага)
Игра «Угадай героя и нарисуй его».
Она красива и мила,
Хоть имя ей дала зола. (Золушка)
Любит маленьких детей,
Любит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш ... (Малыш)
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? (Буратино)