№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Тип урока | Оборудование урока | Основные виды учебной деятельности (УУД) | Даты проведения | Домашнее задание | Примечание |
план | факт |
Искусство в твоем доме (8 ч) |
1. | Твои игрушки. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек. Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. | | | Стр.14 - 16 | |
2. | Посуда у тебя дома. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев – Мастеров в процессе создания образа посуды). Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением. | | | Стр.20 - 24 | |
3. | Обои и шторы у тебя дома. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно – практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным направлением. | | | Стр. 26 - 27 | |
4. | Мамин платок. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический). Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Обрести опыт творчества и художественно – практические навыки в создании эскиза росписи платка. | | | Стр. 30 - 31 | |
5. | Твои книжки. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Понимать роль художника и Братьев – Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации). Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Узнавать и называть произведения нескольких художников – иллюстраторов детской книги. | | | Стр.34 - 37 | |
6. | Разработка детской книжки – игрушки с иллюстрациями. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Белая бумага, ножницы, клей, цветная бумага. | Создавать проект детской книжки – игрушки. Овладевать навыками коллективной работы. Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Узнавать и называть произведения нескольких художников – иллюстраторов детской книги. | | | Стр. 38 - 39 | |
7. | Открытки. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев – Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. | | | Стр. 40 | |
8. | Труд художника для твоего дома (обобщение темы). | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев – Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев – Мастеров. Эстетически оценивать работы сверстников. | | | Стр. 43 | |
Искусство на улицах твоего города (7 ч) |
9. (1) | Памятники архитектуры. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, гуашь, кисточки, баночка «непроливайка». | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры – это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев – Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. | | | Стр. 46 - 50 | |
10.(2) | Парки, скверы, бульвары. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк – мемориал). Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно – пространственную композицию из бумаги. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. | | | Стр. 52 - 54 | |
11.(3) | Ажурные ограды. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Белая и цветная бумага, ножницы, клей | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт – Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города. Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники), выделяя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев – Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера. | | | Стр. 56 - 58 | |
12.(4) | Волшебные фонари. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт – Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений. Различать фонари разного эмоционального звучания. Уметь объяснять роль художника и Братьев – Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). | | | Стр. 60 - 62 | |
13.(5) | Витрины. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Белая бумага, ножницы, клей. | Понимать работу художника и Братьев – Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины. | | | Стр.64 - 67 | |
14.(6) | Удивительный транспорт. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. | | | Стр. 68 - 70 | |
15.(7) | Труд художника на улицах твоего города (села). | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города. Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов. | | | Стр. 73 | |
Художник и зрелище (11 ч) |
16.(1) | Художник в цирке. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Цирк – образ радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища. Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, веселое, подвижное. | | | Стр. 76 - 78 | |
17.(2) | Художник в цирке. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, гуашь, кисточки, баночка «непроливайка». | Цирк – образ радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища. Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, веселое, подвижное. | | | Стр. 76 - 78 | |
18.(3) | Художник в театре. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Картон, бумага, гуашь, ткань, проволока. | Сравнивать объекты, элементы театрально – сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать «Театр на столе» - картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объемно – пространственной композиции. | | | Стр.80 - 83 | |
19.(4) | Художник в театре. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Картон, бумага, гуашь, ткань, проволока. | Сравнивать объекты, элементы театрально – сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать «Театр на столе» - картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объемно – пространственной композиции. | | | Стр. 84 - 86 | |
20.(5) | Театр кукол. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Картон, бумага, гуашь, ткань, проволока. | Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. | | | Стр. 88 - 90 | |
21.(6) | Театр кукол. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Картон, бумага, гуашь, ткань, проволока. | Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. | | | Стр.92 - 93 | |
22.(7) | Маски. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маки в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. | | | Стр. 94 - 95 | |
23.(8) | Маски. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Картон, цветная бумага, ножницы, клей | Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маки в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. | | | Стр.96 | |
24.(9) | Афиша и плакат. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах – плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. Осваивать навыки лаконичного, декоративно – обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката). | | | Стр. 98 - 100 | |
25.(10 | Праздник в городе. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создавать в рисунке проект оформления праздника. | | | Стр. 102 - 103 | |
26.(11 | Школьный карнавал (обобщение темы). | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. | | | Стр. 104 - 105 | |
Художник и музей (8 ч) |
27. (1) | Музей в жизни города. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России – Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. | | | Стр. 108 - 109 | |
28. (2) | Картина – особый мир. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Иметь представление, что картина – это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. | | | Стр. 110 - 111 | |
29. (3) | Картина – пейзаж. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное). Знать имена крупнейших русских художников – пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом. | | | Стр. 114 – 118 | |
30. (4) | Картина – портрет. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Иметь представление об изобразительном жанре – портрете и нескольких известных картинах – портретах. Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создавать портрет кого – либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. | | | Стр. 121 – 123 | |
31. (5) | Картина – натюрморт. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Воспринимать картину – натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное). Развивать живописные и композиционные навыки. Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта. | | | Стр. 126 – 128 | |
32. (6) | Картины исторические и бытовые. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице), выстраивая сюжетную композицию. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель). | | | Стр. 130 – 131 | |
33. (7) | Скульптура в музее и на улице. | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. | | | Стр. 132 – 137 | |
34. (8) | Художественная выставка (обобщение темы). | 1 | Урок общеметодо-логической направленности | Альбом, краски акварельные, кисточки, баночка «непроливайка». | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. | | | Стр. 138 | |
| | | |