| № урока | Дата проведения урока | Содержание(проблематика, дидактические единицы) | Форма учебного занятия |
| | |
| | Введение Россия - наша родина (2 часа) |
| 1. | 09.09 | | Вводный урок курсу «ОДНКнР». Страна, в которой мы живем - Россия | Понятие «культура». Содержание курса (что будем изучать) формы и способы работы (как будем работать на уроках и вне уроков). Структурные компоненты учебного пособия (как построена учебная книга) Россия - наша Родина. Территория, границы, население Российской федерации. Президент Российской Федерации | Урок работы с современной картой России и конституции РФ. |
| 2. | 23.09 | | Башкортостан - как часть России | Башкортостан как часть нашей общей Родины- России. Глава Республики Башкортостан. Уфа – столица нашей республики. | Урок работы с картой Башкортостана, Конституцией РБ, видеоинформацией. |
| | Символы нашей Родины( 1 часа) |
| 3. | 07.10 | | Государственная символика России. Государственная символика Башкортостана. | Из истории государственной символики России. Современная государственная символика РФ,РБ: герб, гимн, флаг. | Урок-работа с презентацией и текстом. |
| Башкортостан - семья народов (5 часов) |
| 4. | 21.10 | | Башкиры в общероссийской семье народов. Славянские народы Башкортостана. | Место Башкортостана на этнической карте России. Башкиры – народ давший название краю. Башкиры в общероссийской семье народов. Русские, украинцы, белорусы в Башкортостане. | Урок работы с текстами пособия, просмотр и обсуждение видеофильмов. Урок работы с текстами учебного пособия, ресурсами Интернета |
| 5 | 18.11 | | Тюркские и финно-угорские народы Башкортостана. | Башкиры, татары, чуваши в Башкортостане. Марийцы, мордва, удмурты в нашей республике. | Урок работы с текстом учебного пособия, ресурсами Интернета. Урок работы с текстом учебного пособия, ресурсами Интернета. |
| 6. | 02.12 | | Другие народы на территории Башкортостана. Дружба народов как самое большое богатство. | Различные другие народы нашего края. Дружба народов в книгах, песнях, картинках, кино. | Урок работы с текстом учебного пособия, ресурсами Интернета. |
| 7. | 16.12 | | Игры народов Республики Башкортостан Устное народное творчество как составляющая часть духовной культуры народов нашего края | Дружба начинается с игры : игры народов нашей республики Древние мифологические представления, пословицы, поговорки, легенды, сказки, сказания народов нашего края | Урок и дополнительное внеурочное мероприятие : Сюжетно-ролевые игры Конкурс рисунков по мифам, легендам, сказаниям или конкурс сообщений- презентаций |
| 8 | 13.01 | | Природа нашей республики. Символы нашего края | Природа республики. Символы : курай, лошадь, кумыс, башкирская пчела и башкирский мёд бишбармак, баурсак, чак-чак. | Конкурс сообщений- презентаций между группами учащихся |
| В мире российской культуры ( 2часа) |
| 9 | 27.01 | | Российская культура - плод усилий разных народов Человек - творец и носитель культуры | Величие российской культуры. Деятели науки и культуры - представители разных национальностей Законы нравственности - часть культуры общества. Уважение к культурным ценностям разных народов - черта образованного человека | Урок- собеседование. Возможен урок на основе видео- сюжетов с выполнением познавательных заданий. Диалог на основе работы с |
| 10 | 10.02 | | Выдающиеся деятели культуры России и Башкортостана | Выдающиеся деятели культуры России и Башкортостана : прошлое и современность | Диалог на основе работы с текстовыми и иллюстративными материалами Урок - «Исторический портрет». |
| | | Нравственные ценности российского народа (4 часов) |
| 11 | 24.02 | | Фольклор народов России как носитель нравственных ценностей Славные страницы истории народов России | Эпос башкир «Урал-батыр». Эпос тюркских, славянских, угро-финских и других народов. Ратные подвиги в истории России и нашего края | Лабораторно- практическое занятие на основе работы с текстами и выполнения познавательных заданий Уроки заслушивания и обсуждения выполненных проектных заданий. |
| 12 | 09.03 | | В труде красота человека Люди труда | Трудолюбие - одно из важнейших качеств личности. Трудовые традиции народов России. Отношение к труду у представителей разных народов. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины. | Урок-собеседование на основе работы с текстом и изобразительными материалами и выполнения индивидуальных и групповых заданий Урок-собеседование или урок-интервью на основе составления вопросов к представителям разных народов в прошлом и настоящем. (тема: трудовой героизм) |
| 13. | 06.04 | | Бережное отношение к природе | Любовь к природе как черта человека. Задача наших современников- сохранение природы. Заповедники.«Красная книга» России и Башкортостана. | Конкурс групповых сообщений и презентаций. |
| 14. | 20.04 | | Семья – хранитель духовных ценностей. Хранить память предков (на материале России и Башкортостана) | Роль семьи в жизни человека. Правила семейных отношений у разных народов. Семья – первый трудовой коллектив Забота государства о сохранении духовных ценностей. Памятные места в нашем крае и России. | Конкурс групповых сообщений и презентаций. |
| | | Духовные ценности российского народа (2 часа) |
| 15 | 04.05 | | Справедливость – основа жизни общества. Твой духовный мир Этикет и культура поведения | Народная мудрость о справедливости. Взаимопомощь и коллективизм. Содержание духовного мира. Образованности человека, его интересы, увлечения, симпатии. Нравственные качества личности. Этикет и поведение людей. История этикета. Религиозный и светский этикет. Этикет в семье. Поведение в школе, быту, общественных местах. | Проблемно- диалогический урок: Может ли в обществе восторжествовать справедливость? Почему существует несправедливость? Урок-диалог учащихся между собой и их с учителем |