СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

5 класс


п\п

Тема урока

Формы работы

Основное содержание, рассматриваемые вопросы

Характеристика основных видов деятельности ученика УУД

Домашнее

задание

Дата

проведения

По плану

По факту

Введение

1.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества

Урок - беседа.

Книга - передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги.

Чтение как сотворчество. Создатели книги.

Структура учебной книги. Писатели о роли книги.

Распознавать особенности художественной и учебной книги.

Понимать роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литерату­ры.

Разбираться в структуре книги.

Вопросы и задания

(с. 5 - 6).

01.09


Устное народное творчество

2.

Русский фольклор.

Малые жанры фольклора.

Комбинированный урок.

Фольклор - устное народное творчество.

Виды малых жанров фольклора.

Распознавать виды малых жанров фольклора, приводить примеры каждого.

Понимать значение разных видов малых жанров фольклора.

Уметь использовать малые жанры фольк­лора в устной речи.

С.7 прочитать, вопросы и задания (с. 8).

03.09


3.

Детский фольклор

Урок изучения

нового

мате­риала, урок-беседа.

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.

Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка).

Особенности сказывания (ритмичность, напевность).

Иллюстрации к сказкам.

Знать отличительные особенности жанра сказки; виды сказок.

Понимать значение сказок в жизни народа.

Выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам.

С. 8-9 прочитать, ответить устно вопросы и задания

(с. 10 -11),

прочитать сказку «Царевна-лягушка».

05.09


4.

Сказка как особый жанр фольклора

Урок изуче­ния

нового

материала,

урок – беседа.

Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке «Царевна -лягушка».

Вымысел и реальность в сказке.

Противопоставление мечты и действительности, добра и зла.

Знать сюжет и содержание сказки «Царевна-лягушка».

Понимать смысл сказки.

Уметь вести беседу по прочитанному произведению.

Вопросы

и задания 1-4

(с. 25), выразительное чтение и пересказ эпизодов сказки.

08.09


5.

«Царевна-лягушка»- встреча с волшебной сказкой

Урок изуче­ния

нового

материала,

урок – беседа.

Истинная красота Василисы Премудрой.


Понимать внутренний мир героини, уметь раскрывать лучшие черты ее характера.

Уметь вести беседу по прочитанному произведению.

Подготовить пересказ эпизодов, раскрывающих образ героини.

10.09


6.

Народная мораль в характерах и поступках героев

Урок изуче­ния

нового

материала,

урок – беседа.

Характер, поступки Ивана-царевича.

Понимать и уметь раскрывать внутренний мир героя.

Уметь вести беседу по прочитанному произведению.

Подготовить пересказ эпизодов, раскрывающих образ героя.

12.09


7.

Художественные

особенности сказки «Царевна-

лягушка».

Комбинированный урок.

Художественные особенности сказки «Царевна-лягушка» (постоянные эпитеты,

преувеличения (гиперболы), сравнения, повторы).

Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники.

Знать художественные особенности сказки «Царевна-лягушка».

Понимать связь между фольклорным произведением и его отображением в изобразительном искусстве.

Уметь пересказывать сказку; выразительно читать текст по ролям; находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка.

Вопросы и задания

5-6 (с. 25), чтение статей учебника на стр. 26 - 28, чтение сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

15.09


8.

«Народная мораль и поэтика волшебной сказки

Урок изуче­ния но­вого материала.



.


.

Чтение сказки, пересказ.

17.09


9.

Волшебная богатырская сказка «Иван - крестьян­ский сын и чудо - юдо».

Урок-беседа.

Образ главного героя сказки. Любовь и уважение народа к за­щитникам Родины.


Понимать отношение народа к героям сказки.

Вопросы и задания 1- 7 (с. 38-39), задание руб­рики «Обогащайте свою речь» (с. 39).

19.09


10

Особенности сюжета сказки

Урок чтения и изучения произведения


Знать к какому виду сказок относится  сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо».

Уметь читать сказку; пересказывать узловые сцены и эпизоды; строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа; выражать личное отношение к прочитанному

Чтение сказок «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».

22.09


11.

Сказка о жи­вотных.

«Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

Урок изуче­ния но­вого материала, урок-беседа.

Отличительные признаки сказок о живот­ных и бытовых сказок.

Отражение в этих сказках народных представлений о справед­ливости, добре и зле.

Распознавать признаки сказок о животных и бы­товых сказок.

Понимать проявление в сказках пред­ставлений народа.

Выразительно читать и пересказы­вать сказку; вести беседу по прочитанному произведению.

Чтение ста­тьи о сказочниках (с. 44-45), вопросы и задания (с. 46).


24.09


Из древнерусской литературы

12.

Древнерусская литература.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Комбинированный урок.

Возникновение древнерусской литературы.

Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книж­ность на Руси (обзор).

Жанр летописи.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. Словарная работа.

Прослушива­ние притчи в актерском исполнении, обсуждение.

Репродукция картины

А.А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина».

Знать основные темы древнерусской ли­тературы; сюжет и содержание повество­вания о подвиге отрока-киевлянина.

Понимать основную мысль и лексику притчи; значение летописных источников для современного человека.

Видеть связь летописи с фольк­лором; вести беседу по прочитанному произведению; аргументировать свое отношение к героям притчи; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи.

Вопросы и задания (с. 51-52), составление цитатного плана притчи.


26.09


13.

«Повесть временных лет» Отзвуки фольклора в летописи




Вопросы и задания (с. 53-54)

29.09


Из русской литературы XVIII века

14.

М.В.Ло­моносов.

«Случились вместе два Астронома в пиру...»

Урок изуче­ния но­вого материала.

М.В.Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме.

Словарная работа.

Юмор произве­дения «Случились вместе два Астронома в пиру...»

Знать сведения о жизни и творчестве М.В.Ломоносова (кратко); содержание стихотворения «Случились вместе два Аст­ронома в пиру...».

Понимать юмористический характер сти­хотворения.

Давать развернутые ответы на во­просы по прочитанному произведению.

Выразитель­ное чтение стихотворения, чтение статьи

«Роды и жанры литературы» (с. 55 - 56).

01.10


Из русской литературы XIX века

15.

Басня как литературный жанр

Урок изуче­ния но­вого материала.

Истоки басенного жанра. Понятие об алле­гории.

Мораль в басне.

Расцвет русской бас­ни в начале XIX века.

Поучительный харак­тер басен. Своеобразие басен И.А.Крылова.

Прослушивание басни «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение.

Знать роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, русские баснописцы XVIII века); сведения о жиз­ни и творчестве И.А.Крылова (кратко); теоретико-литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетво­рение.

Понимать аллегорический смысл басен; аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне».

Выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором.

Вырази­тельное чтение наизусть одной из басен И.А.Крыло­ва.

03.10


16.

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

Ком­бини­рованный урок.

Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т. д.

Чтение басен.

Прослушивание басни «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение.

Знать содержание басен И.А.Крылова; одну басню наизусть.

Понимать аллегорический смысл басен.

Уметь выразительно читать басни на­изусть; давать развернутые ответы на во­просы по прочитанным произведениям.

Выполнение иллюстрации к басням, задание 3 (с. 65).

06.10


17.

И.А. Кры­лов. Басня «Ворона и лисица»

Ком­бини­рованный урок.

Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т. д.

Чтение басен.

Прослушивание басен «Свинья под дубом», «Ворона и лисица» в актерском исполнении, обсуждение.

Знать содержание басен И.А.Крылова; одну басню наизусть.

Понимать аллегорический смысл басен.

Уметь выразительно читать басни на­изусть; давать развернутые ответы на во­просы по прочитанным произведениям.

Выполнение иллюстрации к басням, задание 3 (с. 67).

08.10


18

«Свинья под дубом». Жанр басни


Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т. д.

Чтение басен.

Прослушивание басен «Свинья под дубом»


Выучить особенности басни (тетрадь)

10.10


19.

Басенный мир И.А. Кры­лова. Защита проектов

Урок защиты проектов.

Русские баснописцы: И.А.Крылов. И.И.Дмитриев, И.И.Хемницер, А.П.Сумароков, С.Михалков.

Осуществлять поиск информации в соответствии с учебной задачей, интерпретировать и представлять ее в устной или письменной форме.

Выразитель­ное чтение сказки «Спящая царевна».

13.10


20.

В.А. Жу­ковский- сказочник. Сказка «Спящая царевна».

Урок изуче­ния но­вого материала, урок-беседа.

Понятие о литературной сказке. В.А. Жу­ковский-сказочник. Черты народной сказки в произведе­нии В.А.Жуковского. Герои, особенности сюжета, язык сказки.

Чтение статьи «Из ис­тории создания сказки «Спящая царевна» (с. 79-80).

Знать сведения о жизни и творчестве В.А.Жуковского (кратко); сюжет и содер­жание сказки «Спящая царевна». Понимать роль поэта в создании жанра литературной сказки.

Пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте черты литературной и народной сказки.

Задание 6 (с. 83.)

15.10


21.

Сходство и различие авторской и народной сказки

Урок изуче­ния но­вого материала, урок-беседа.

Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады В.А.Жуковского «Кубок». Характеристика героев. Элементы лингви­стического анализа текста.

Словарная рабо­та.

Составление плана баллады.

Знать творческую историю, сюжет и со­держание баллады В.А.Жуковского «Ку­бок»; признаки жанра баллады. Понимать лексику баллады; роль звуко­писи в тексте.

Выразительно читать и пересказы­вать балладу; находить в тексте признаки жанра баллады; характеризовать героев и их поступки; составлять план произве­дения.

Вопросы и задания

1-4 (с. 90), выучить термины.


17.10


22.

А.С.Пуш­кин. Слово о поэте. Стихо­творение «Няне», «У лукоморья»

Урок изуче­ния но­вого материала, урок-беседа.

Детские годы А.С.Пушкина. Влияние народного творчества на будущего поэта.

Сообщение о селе Захарово (рубрика «Ли­тературные места России», с. 301-302).

Элементы лингвистического анали­за текста.

Словесное рисование.


Знать сведения о семье и детстве А.С. Пушкина; теоретико-литературные понятия поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора.

Понимать нравственную проблематику литературных произведений.

Находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать из­менение настроения в стихотворении; сопоставлять произведения литературы и живописи.

Задания 2 (с. 92), 3 (с. 93),

чте­ние Пролога к поэме «Руслан и Людми­ла».

20.10


23.

А.С.Пуш­кин «Сказ­ка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Ком­бини­рованный урок.

Истоки «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Развитие понятия о литератур­ной сказке.

Система образов.

Народная мораль: красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положитель­ных героев. Словарная работа.

Знать сюжет и содержание «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Понимать проявление в сказке представлений народа; отношение автора к героям; лексику сказки.

Выразительно читать и пересказы­вать сказку; характеризовать героев и их поступки.

Вопросы и задания 1-12 (с. 112-113), выразитель­ное чтение сказки.

22.10


24

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа

Урок-практикум.

Рифма.

Способы рифмовки.

Ритм.

Стихо­творная и прозаическая речь.

Наблюдения над рифмой и ритмом в поэтических текстах А.С.Пушкина.

Знать теоретико-литературные понятия рифма (перекрестная, парная, опоясываю­щая), ритм, стопа.

Понимать разницу между прозаической и стихотворной речью.

Уметь создавать собственные стихотво­рения по заданным рифмам (буриме).

Задание 1-2 (с. 116). Чтение статьи «О сказках Пушкина» (с.117-118).

24.10


25.

Народная мораль, нравственность сказки

Урок чтения и изучения произведений


Знать определения понятий, изученных на предыдущих уроках; героев произведений, изученных на предыдущих уроках; краткие сведения о писателях.

Уметь письменно отвечать на вопросы, выбирать из нескольких вариантов единственный верный.

Сопоставить сказки Пушкина и Жуковского

27.10


26.

Сопо­ставление сказки «Спящая царевна» В.А.Жу­ковского со «Сказ­кой о мертвой царевне...» А.С.Пуш­кина.

Урок раз­вития речи.

Сравнение сюжетов, композиции, героев, художественных средств, повествовательной манеры сказки «Спящая царевна» В.А.Жу­ковского и «Сказки о мертвой царевне...» А.С.Пушкина.

Поэтичность, музыкаль­ность пушкинской сказки. Прослушивание фрагментов «Сказки о мертвой царевне...» в актерском исполнении, обсуждение.

Знать сюжеты и содержание сказок В.А.Жуковского и А.С.Пушкина. Понимать роль художественных средств в литературных сказках.

Уметь сопоставлять литературные произ­ведения друг с другом и с иллюстрациями к ним; при сравнении произведений и об­суждении их исполнения аргументиро­ванно и последовательно доказывать свою точку зрения.

С. 114 вопросы и задания (устно).

05.11


27.

О сказках А.С.Пушкина.

Урок раз­вития речи.

Статья С.Я.Маршака «О сказках Пушкина» (с. 114-115). Представление любимых ска­зочных героев из произведений А.С.Пуш­кина, их характеристика.

Описание рисун­ков и обсуждение иллюстраций к сказкам.

Чтение и обсуждение творческих работ.

Знать сюжеты и содержание сказок А.С.Пушкина.

Понимать идейные особенности сказок, их связь с народной моралью. Уметь сопоставлять литературные произ­ведения с иллюстрациями к ним; исполь­зовать теоретико-литературные понятия в речи; при обсуждении прочитанных про­изведений аргументированно и последова­тельно доказывать свою точку зрения.

Чтение ста­тьи «Русская литературная сказка», во­просы к ней (с. 119), прочитать сказку А.Погорельского.

07.11


28

Русская литературная сказка. А.Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

Урок-беседа.

Биографическая справка об А.Погорель­ском.

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.


Знать сведения о жизни и творчестве А.Погорельского (кратко).

Понимать отличие литературной сказки от народной; основную мысль сказки.

Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; просле­живать изменения в характере героя; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; выяснять значе­ние незнакомых слов.

Подготовить пересказ эпизодов сказки.

10.11


29.

А.Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

Урок-беседа.

Нравоучительное содержание и при­чудливый сюжет произведения.

Словарная работа.

Знать сюжет и содер­жание сказки «Черная курица, или Под­земные жители».

Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; просле­живать изменения в характере героя; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; выяснять значе­ние незнакомых слов.

Ответить на вопрос № 3, подготовить рисунок к сказке.

12.11


30.

А.Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

Урок-беседа.

Нравоучительное содержание и при­чудливый сюжет произведения.

Словарная работа.

Знать сюжет и содер­жание сказки «Черная курица, или Под­земные жители».

Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; просле­живать изменения в характере героя; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; выяснять значе­ние незнакомых слов.

Подготовиться к защите проектов.

14.11


31.

Проект «Иллюстрации к сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Урок защиты проектов.

Художники-иллюстраторы сказки А.Погорельского.

Осуществлять поиск информации в соответствии с учебной задачей, интерпретировать и представлять ее в устной или письменной форме.


17.11


32

М.Ю.Лер­монтов. Стихотво­рение «Бородино».

Урок изуче­ния но­вого материала.

Слово о М.Ю.Лермонтове. Сообщение о селе Тарханы (рубрика «Литературные места России», с. 303-304). Историческая основа стихотворения «Бородино». Сюжет, композиция, особенности повествования. Патриотический пафос произведения.

Знать сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова (кратко); содержание стих. «Бородино».

Понимать патриотический пафос стихо­творения; отношение автора к событиям и героям.

Выразительно читать стихотворе­ние; характеризовать героев и их поступ­ки; составлять план стих.; выяс­нять значение незнакомых слов.

Составление плана стихотворения, вопросы и за­дания 1-7, 9 (с. 155).

19.11


33.

Художест­венные особенно­сти стихотворения М.Ю.Лер­монтова «Бороди­но».

Урок-практикум.

Особенности жанра (баллада). Теорети­ко-литературные понятия баллада, диалог, монолог, строфа, патетика, авторский голос.

Изобразительно-выразительные средства (сравнение, метафора, эпитет, гипербола, звукопись), их роль в стихотворении.

Понимать нравственную проблематику произведения.

Пересказывать и выразительно чи­тать стихотворение наизусть; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в поэтическом тексте изобрази­тельно-выразительные средства и опреде­лять их роль.

Читать повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место». Задание 2 (с.158).

21.11


34.

Н.В.Го­голь. Повесть «Заколдованное место».

Урок изуче­ния но­вого материала.

Слово о Н.В.Гоголе.

Чтение вступительной статьи о писателе (с. 173-174).

История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Чтение повести «Заколдован­ное место».

Сюжет и герои произведения. Национальный колорит повести.

Знать сведения о детских и юношеских годах Н.В.Гоголя, его увлечениях; исто­рию создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Понимать лексику повести «Заколдован­ное место».

Выразительно читать фрагменты повести; давать развернутые ответы на во­просы по прочитанному произведению.

Вопросы и задания 1-3 (с. 169),

1-2 (с. 170).

24.11


35.

Свое­образие повести Н.В.Гого­ля «Заколдованное место».

Комбинированный урок.

Фольклорные традиции в создании образов.

Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повести.


Знать сюжет и содержание повести «За­колдованное место».

Понимать роль фантастики и юмора в по­вести.

Пересказывать повесть; вырази­тельно читать текст по ролям; характери­зовать героев и их поступки.

Свое­образие повести Н.В.Гого­ля «Заколдованное место».

26.11


36.

Н.В.Гоголь. Повесть «Страшная месть».

Урок внеклассного чтения

Чтение повести «Страшная месть». Сюжет и герои произведения.

Чтение статьи «Из воспомина­ний современников о Н.В.Гоголе».

Знать сюжет и содержание повести «Страшная месть».

Пересказывать повесть; вырази­тельно читать текст; характери­зовать героев и их поступки.

Выразительное чтение стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге».

28.11


37

Н.А.Не­красов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

Урок изуче­ния но­вого материала.

Традиции народной поэзии в поэме «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

Прослушивание отрывка из поэ­мы в актерском исполнении, обсуждение.

Знать содержание отрывка «Есть женщи­ны в русских селеньях...». Понимать отношение автора к героине; как создается собирательный образ рус­ской женщины.

Выразительно читать отрывок из поэмы; сопоставлять поэму с фольк­лорными произведениями.

Чтение стихотворенияН.А.Некрасова «Крестьянские дети», вопросы и задания (с. 186-187).

01.12


38

Н.А.Не­красов. Стихотворение «Кресть­янские дети».

Урок-

прак­тикум.

Образы крестьянских детей и средства их создания.

Речевая характеристика героев. Роль диалогов.

Своеобразие языка поэмы. Словарная и орфоэпическая работа.

Знать содержание отрывка из поэмы «Крестьянские дети».

Понимать отношение автора к героям. Выразительно читать отрывок из поэмы; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в тексте изобразительно - выразительные средства и определять их роль.

Чтение рассказа И.С.Турге­нева «Муму», сообщения о детстве писателя, об истории создания рас­сказа «Муму».

03.12


39

И.С.Тур­генев. Рассказ «Муму».

История создания рассказа.

Урок изуче­ния но­вого материала.

Слово об И.С.Тургеневе (сообщения уча­щихся).

Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново (рубрика «Литературные места России», с. 304-306).

История создания рассказа «Муму».

Быт, обычаи и нравы дореформенной России. Портрет главного героя: богатырский облик.

Знать сведения о семье, детстве и начале литературной деятельности И.С. Тургене­ва; историю создания, сюжет и содержа­ние рассказа «Муму».

Понимать характер отношений между людьми в крепостной России; способы создания образа героя.

Уметь выступать с сообщениями на лите­ратурную тему.

Задание на с.189.

05.12


40

Комментированное чтение рассказа «Муму».

Комбинированный урок

Комментированное чтение рассказа.

Герасим и дворня.


Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям. Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки.

Уметь строить развернутые высказыва­ния на основе прочитанного; выяснять значения неизвестных слов.

Пересказ эпизодов рассказа.

08.12


41

Комментированное чтение рассказа «Муму».

Комбинированный урок

Работа над характеристиками главных героев.

Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям. Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки.

Уметь строить развернутые высказыва­ния на основе прочитанного; выяснять значения неизвестных слов.

Пересказ эпизодов рассказа.

10.12


42

Духовные и нравственные качества героя.

Урок-беседа.

Отношения Герасима и Татьяны.

Контрастное изображение героев.

Нравственное превосходство Герасима.

Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям. Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-вырази­тельные средства и определять их роль.

Составление плана «Ис­тория Муму».

12.12


43

Герасим и Муму.

Урок-беседа.

Обсуждение планов фрагмента рассказа.

Значение образа Муму.

Счастье Герасима и причина недолговечности этого счастья.

Образ барыни и его значение.

Осуждение крепостничества в рассказе.

Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям и их поступкам.

Уметь строить развернутые высказыва­ния на основе прочитанного; прослежи­вать изменения в характере героя; выяс­нять значение незнакомых слов.

Вопросы и задания

1-10(с. 223-224).

15.12


44

Смысл финала рассказа.

Урок-беседа.

Чтение и обсуждение фрагмента статьи «Загадка фигуры немого Герасима» (с. 243).

Символическое значение образа Герасима.

Значение образов природы в рассказе.

Изо­бразительно-выразительные средства, их роль в произведении.


Знать теоретико-литературные понятия сравнение, гипербола; сюжет и содержание рассказа.

Понимать позицию автора, его сочув­ственное отношение к герою; основную мысль произведения.

Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать изменения в характере героя; при обсуждении прочитанных про­изведений аргументированно и последова­тельно доказывать свою точку зрения.

Задания на с.224, задание 5 (с.225).

17.12


45.

Р/р. Подготов­ка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

Урок раз­вития речи.

Обсуждение тем сочинения:

1.Как изменила Герасима история с Муму?

2.Как автор относится к своему герою?
Составление плана, подбор материалов.
Портрет, интерьер, пейзаж как средства характеристики героя. Понятие о литературном герое.

Знать сюжет и содержание рассказа; тео­ретико-литературные понятия интерьер, пейзаж, портрет, литературный герой.


Составить план сочинения; подо­брать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды).

19.12


46.

Р/р. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

Урок раз­вития речи.

Написание творческой работы на заданную тему.

Самостоятельно писать сочинение, связно и последовательно излагать свои мысли в сочинении.

Сообщение о А.А.Фете. Выразительно читать стихотворения (с.226-228).

22.12


47

«Чудные картины» А.А.Фета.

Урок изуче­ния но­вого материала.

Слово об А.А.Фете.

Основные мотивы лирики поэта.

Средства создания образов родной природы в стихотворениях «Чудная картина...», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая...». Смена картин природы в стихотворении «Весенний дождь».

Богат­ство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы.

Знать сведения о жизни и творчестве А.А.Фета (кратко); содержание стихо­творений поэта; одно стихотворение на­изусть.

Выразительно читать стихотво­рения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; использовать теоре­тико-литературные понятия в речи.

Чте­ние рассказа Л.Н.Толстого

«Кавказский

пленник». Задание 2 на с.230. Пересказ статьи на с.230-231.

24.12


48.

Л.Н.Тол­стой. Рас­сказ «Кавказский пленник».

Урок изуче­ния но­вого материала, урок-беседа.

Слово о Л.Н.Толстом.

Роль Ясной Поляны в жизни и творчестве писателя.

Историческая основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник».

Определение автором жанра быль.

Простота и ясность языка писателя.

Знать сведения о жизни и творчестве Л.Н.Толстого (кратко); историю создания, сюжет и содержание рассказа «Кав­казский пленник».

Понимать отношение автора к героям и их поступкам.

Пересказывать текст; строить развер­нутые высказывания на основе прочитан­ного; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов.

Пересказ статьи на с.230-231.

26.12


49.

Комментированное чтение 1, 2 глав рассказа «Кавказский пленник».

Комбинированный урок

Чтение 1, 2 глав рассказа «Кавказский пленник».

Обучение аналитиче­скому пересказу.


Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям. Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки.

Уметь строить развернутые высказыва­ния на основе прочитанного; выяснять значения неизвестных слов.

Пересказ эпизодов рассказа.

29.12


50

Комментированное чтение 3, 4 глав рассказа «Кавказский пленник».

Комбинированный урок

Чтение 3, 4 глав рассказа «Кавказский пленник».

Обучение аналитиче­скому пересказу.


Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям. Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки.

Уметь строить развернутые высказыва­ния на основе прочитанного; выяснять значения неизвестных слов.

Пересказ эпизодов рассказа.

14.01


51

Комментированное чтение 5, 6 глав рассказа «Кавказский пленник».

Комбинированный урок

Чтение 5, 6 глав рассказа «Кавказский пленник».

Обучение аналитиче­скому пересказу.


Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям. Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки.

Уметь строить развернутые высказыва­ния на основе прочитанного; выяснять значения неизвестных слов.

Сопоставительная характеристика Жилина и Костылина.

16.01


52.

Жилин и Костылин.

Урок-практикум.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

Смысл названия рассказа. Отношения героев с горцами.

Отношение рассказчика к героям.

Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать смысл названия рассказа; по­зицию автора и его отношение к героям.

Уметь давать сравнительную характери­стику героев; строить развернутые выска­зывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения.

Задание рубрики «Совершен­ствуйте свою речь» (с. 276), описание иллюстраций к рассказу.

19.01


53.

Гумани­стический характер рассказа Л.Н.Тол­стого «Кавказский пленник».

Урок-практикум.

Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Описа­ние иллюстраций, их сравнительная харак­теристика. Обсуждение тем сочинения:

1.Друзья и враги.

2.Разные судьбы.

3.Почему Жилина называли джигитом?
Составление плана, подбор материалов.

Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать нравственную проблематику и гуманистическую направленность про­изведения.

Делать аналитический пересказ произведения; сопоставлять произведения литературы и живописи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения.

Составить план сочинения; подобрать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды).

21.01


54.

РР Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Урок раз­вития речи

Написание творческой работы на заданную тему.

Самостоятельно писать сочинение, связно и последовательно излагать свои мысли в сочинении.

Задание 2 (с.263).

23.01


55.

А.П.Че­хов.

Рас­сказ «Хирургия».

Урок изуче­ния но­вого материала.

Слово о А.П.Чехове. Чтение вступи­тельной статьи о писателе (с. 277-279). Сообщение о городе Таганроге (рубрика «Литературные места России», с. 306-308). Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова.

Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации.

Речь персонажей как средство их характеристики.

Словарная работа.

Понятие о юморе и сатире.

Знать сведения о семье, детстве и юно­шеских увлечениях А.П.Чехова; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Хирургия».

Понимать отношение автора к героям. Выразительно читать и пересказы­вать рассказ; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и опреде­лять их роль; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов.

Вопросы и задания 1-5 (с. 268), чтение рассказов А.П.Чехова «Лошадиная фамилия», «Письмо уче­ному соседу».

26.01


56.

ВЧ Рассказы Антоши

Чехонте.

Урок внеклассного чте­ния.

Комментированное чтение статьи «О смеш­ном в литературном произведении. Юмор» (с. 285).

Пересказ, чтение по ролям рассказов А.П.Чехова.

Средства юмористической и сатирической характеристики героев.

Знать сюжеты и содержание рассказов А.П.Чехова; теоретико-литературные по­нятия юмор, сатира.

Понимать роль изобразительно-вырази­тельных средств в создании юмористиче­ских и сатирических образов.

Выразительно читать и инсцениро­вать рассказы; характеризовать героев и их поступки.

Сочинение-миниатюра на тему «О чем заставляют задуматься рассказы А.П.Чехо­ва?», вырази­тельное чте­ние одного из стихотворений русских поэ­тов XIX века.

28.01


Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе

57.

Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе.

Урок внеклассного чте­ния.

Образы природы в русской поэзии.

Чувство родины и его связь с восприятием приро­ды.

Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов родной природы в стихо­творениях Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева, И.С.Никитина, А.Н.Майкова, И.З.Сури­кова. Богатство изобразительно-вырази­тельных средств в создании картин приро­ды. Элементы анализа поэтического текста. Репродукции картин.

Знать содержание стихотворений поэ­тов XIX века о родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть. Понимать значение изобразительно-выра­зительных средств в поэтических текстах.

Выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и живописи.

Вырази­тельное чте­ние наизусть одного из стихотворений русских поэ­тов XIX века.

30.01


58.

Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе.

Урок внеклассного чте­ния.

Образы природы в русской поэзии.

Чувство родины и его связь с восприятием приро­ды.

Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов родной природы в стихо­творениях Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева, И.С.Никитина, А.Н.Майкова, И.З.Сури­кова. Богатство изобразительно-вырази­тельных средств в создании картин приро­ды. Элементы анализа поэтического текста. Репродукции картин.

Знать содержание стихотворений поэ­тов XIX века о родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть. Понимать значение изобразительно-выра­зительных средств в поэтических текстах.

Выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и живописи.

Чтение ста­тьи «Духов­ное родство со своей зем­лей» (с. 283), чтение рассказа И.А.Бунина «Косцы».

02.02


59.

Стихотворные размеры

Урок изуче­ния но­вого материала.

Стихотворные размеры.

Выразительное чтение стихотворений. Ритм, рифма, смысл произведения


Знать понятия стихотворный размер, ямб, хорей.

Уметь определять двусложные размеры в стихотворениях, выразительно читать стихотворения

Написать стихотворение

04.02


Из русской литературы XX века

60.

И.А.Бу­нин. Рас­сказ «Кос­цы».

Урок изуче­ния но­вого материала, урок-беседа.

Слово об И.А.Бунине.

Чтение вступи­тельной статьи о писателе (с. 3-4).

Исто­рия создания рассказа «Косцы» (чтение воспоминаний писателя, с.9).

Человек и природа в рассказе И.А.Бунина. Особенности лиризма в произведении.



Знать сведения о детстве И.А.Бунина; сюжет и содержание рассказа «Косцы». Понимать роль автора-рассказчика; нрав­ственную проблематику произведения; как создается собирательный образ роди­ны в рассказе.

Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи.

Вопросы и задания 2 (с. 4), 1-3 (с.10), чтение пове­сти В.Г.Короленко «В дурном обществе».

06.02


61.

В.Г.Ко­роленко. Повесть «В дурном обществе».


Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа.

Уникальность личности В.Г.Короленко.

Чтение вступительной статьи о писателе (с. 11).

Жанр повести.

Понятие о компо­зиции. Комментированное чтение повести «В дурном обществе».

Обучение аналитиче­скому пересказу.


Знать сведения о жизни и творчестве В.Г.Короленко (кратко); сюжет и содер­жание повести «В дурном обществе».

Понимать позицию автора и его отноше­ние к героям.

Уметь ориентироваться в тексте; выяснять значение незнакомых слов; анализировать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Вопросы и задания 1, 3-4 (с. 48), 6-8, 10-11 (с. 49).

09.02


62.

Комментированное чтение 1, 2 глав повести «В дурном обществе».

Урок-беседа

Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести.

Составление плана сообщения «Вася и его отец».

Знать жанровые признаки повести; сю­жет и содержание повести; способы созда­ния образов в произведении.

Понимать роль автора-рассказчика в по­вести.

Выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Пересказ эпизода «Вася и его отец».

11.02


63.

Комментированное чтение 3, 4 глав повести «В дурном обществе».

Урок-беседа

Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести.

«Дети подзе­мелья», причины сближения их с Васей.

Знать жанровые признаки повести; сю­жет и содержание повести; способы созда­ния образов в произведении.

Понимать роль автора-рассказчика в по­вести.

Выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Пересказ эпизода «Знакомство Васи с жителями подземелья».

13.02


64.

Комментированное чтение 5, 6 глав повести «В дурном обществе».

Урок-беседа

Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести.

Понятие о способах создания образов (контрастное изображение, символ, детали­зированный портрет, пейзаж, диалог).

Знать жанровые признаки повести; сю­жет и содержание повести; способы созда­ния образов в произведении.

Понимать роль автора-рассказчика в по­вести.

Выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Задание 2 (с.48).

16.02


65.

Комментированное чтение 7, 8 глав повести «В дурном обществе».

Урок-беседа

Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести.

Знать жанровые признаки повести; сю­жет и содержание повести; способы созда­ния образов в произведении.

Понимать роль автора-рассказчика в по­вести.

Выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Задание 5, 9 (с.49).

18.02


66

«В дурном обществе» Размышляем о прочитанном.


Урок чтения, изучения произведений

Портретные характеристики главных героев. Обсуждение вопросов.

Знать определение понятия композиция.

Уметь определять границы эпизода в произведении, пересказывать его кратко, называть его тему.

Урок чтения, изучения произведений

20.02


67.

РР Подготов­ка к сочинению по повести В.Г.Ко­роленко «В дурном обществе».

Урок раз­вития речи.

Обсуждение тем сочинения:

1.Васина дорога к правде и добру.

2.Дружба в повести

В.Г.Короленко «В дурном обществе».

3.Что изменило отношения Васи и его отца?
Составление плана, подбор материалов.

Развитие образа Васи в повести.

Дружба мнимая и истинная. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Знать этапы и приемы работы над сочи­нением.

Понимать позицию автора, ею сочув­ственное отношение к героям; гуманистическую направленность произведения; оптимистический характер концовки повести.

Составлять план и подбирать мате­риалы по теме сочинения; прослеживать изменения в характере героя; сопоставлять произведения литературы и живописи.

Составить план сочинения; подо­брать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды).

23.02


68.

РР Сочинение по повести В.Г.Ко­роленко «В дурном обществе».

Урок раз­вития речи.

Написание творческой работы на заданную тему.

Самостоятельно писать сочинение, связно и последовательно излагать свои мысли в сочинении.

Сообщение об А.И.Куприне, чтение рассказа «Чудесный доктор».

25.02


69.

ВЧ А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».

Урок внеклассного чтения.

Слово о писателе А.И.Куприне.

Комментированное чтение рассказа «Чудесный доктор».

Аналитический пересказ фрагментов повести.

Смысл названия рассказа.

Доброта и сострада­ние, победа добра над злом.

Знать сведения о жизни и творчестве А.И.Куприна (кратко); историю создания, сюжет и содержание рассказа «Чудесный доктор».

Понимать отношение автора к героям и их поступкам.

Пересказывать текст; строить развер­нутые высказывания на основе прочитан­ного; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов.

Сообщение о С.А.Есенине. Выразительно читать стихотворения.

27.02


70.

С.А.Есе­нин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...»,

«Низкий дом с голубыми ставнями...».

Урок-практикум.

Слово о С.А.Есенине.

Чтение вступитель­ных статей о поэте (с. 47-48).

Сообщение о селе Константинове (рубрика «Литератур­ные места России», с. 276-277).

Поэтическое изображение родной природы.

Образ малой родины, родных людей как изначальный исток обра­за Родины.

Своеобразие языка есенинской лирики.

Средства создания образов в стихо­творениях С.А.Есенина.

Знать сведения о детстве и юности С.А.Есенина (кратко).

Понимать лирический пафос стихотворе­ний поэта.

Выразительно читать стихо­творения; использовать теоретико-ли­тературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение.

Вопросы и за­дания 3 (с. 53, рубрика «Фонохрестоматия»), 1-8 (с. 55), чтение сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяй­ка».

02.03


71

ВЧ Мир наших братьев меньших. С.Есенин «Песнь о собаке», В. Маяковский «Хорошее отношение…»

Урок-концерт

Выразительное чтение стихотворений. Анализ текста.

Уметь выразительно читать стихи и анализировать их.

Выполнить задание в тетради

04.03


72.

П.П.Ба­жов. Сказ «Медной горы Хозяйка».

Урок изуче­ния но­вого материала.

Слово о П.П.Бажове.

Чтение вступительной статьи о писателе (с. 52-53). Выразительное комментированное чтение сказа «Медной горы Хозяйка».

Реальность и фантастика в сказе.

Честность, добросовестность, трудо­любие и талант главного героя, его стремле­ние к мастерству.

Знать сведения о жизни и творчестве П.П. Бажова (кратко); сюжет и содержа­ние сказа «Медной горы Хозяйка».

Выразительно пересказывать и ана­лизировать фрагменты сказа; характери­зовать героев и их поступки; соотносить реальное и фантастическое в повествова­нии; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-вырази­тельные средства и определять их роль.

Задания 1-6, 1

(с. 68), чтение сказки К.Г.Паустов­ского «Теп­лый хлеб».

06.03


73.

К.Г.Пау­стовский. Сказка «Теплый хлеб».

Урок изуче­ния но­вого материала.

Слово о К.Г.Паустовском. Беседа по про­изведениям писателя, прочитанным ранее.

История страны в сказке «Теплый хлеб».

Ре­альное и фантастическое в сказке.

Роль сил природы в сказке. Предостережение против «охлаждения сердца».

Доброта и сострада­ние, победа добра над злом.

Знать сведения о жизни и творчестве К.Г.Паустовского (кратко); сюжет и со­держание сказки «Теплый хлеб». Понимать нравственную проблематику произведения.

Выразительно пересказывать фрагменты сказки; соотносить реальное и фан­тастическое в повествовании.

Задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 82).

09.03


74.

В чем смысл названия сказки К.Г.Паустовского?


Урок-беседа.

Составление характеристики главного героя.

Знать сюжет и со­держание сказки «Теплый хлеб».

Выразительно пересказывать фрагменты сказки.

Чте­ние рассказа К.Г.Паустов­ского «Зая­чьи лапы».

11.03


75.

К.Г.Пау­стовский. Рассказ «Заячьи лапы».

Урок изуче­ния но­вого материала, урок-беседа.

Природа и человек в рассказе «Заячьи лапы».

Бережное отношение ко всему жи­вому.

Средства создания образов в рассказе.

Речевая характеристика персонажей.

Знать сюжет и содержание рассказа «За­ячьи лапы».

Понимать роль природы в жизни человека.

Выразительно пересказывать фрагменты рассказа; выяснять значение незна­комых слов; оценивать актерское чтение; находить в тексте изобразительно-вырази­тельные средства и определять их роль.

Задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 89), чтение пьесы-сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

13.03


76.

С.Я.Мар­шак. Драма­тическая сказка «Двена­дцать месяцев».

Урок изуче­ния но­вого материала.

Слово о С.Я. Маршаке.

Беседа по произ­ведениям писателя для детей.

Драма как род литературы (начальные представле­ния). Особенности жанра произведения «Двенадцать месяцев».

Связь пьесы-сказки с фольклором.

Знать сведения о жизни и творчестве С.Я.Маршака (кратко); сюжет и содержа­ние пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»; признаки драмы как рода литературы.

Понимать позицию автора и его отноше­ние к героям.

Уметь объяснять жанровые особенности произведения; выяснять значение незнакомых слов.

Вопросы и задания 3-5 (с. 107), 1-7 (с. 107-108, рубрика «Фонохрестоматия»).

16.03


77.

Фанта­стическое и реальное в пьесе-сказке С.Я.Мар­шака «Двенадцать месяцев».

Комбинированный урок.

Фантастическое и реальное в пьесе-сказке.

Положительные и отрицательные герои.

Речевая характеристика персонажей.

Победа добра над злом -традиция русских народ­ных сказок.

Чтение статей «Прочитайте, это интересно!», «Сказки народные и лите­ратурные» (с. 99-102).

Знать сюжет и содержание пьесы-сказки.

Понимать сходства и различия между народной и литературной сказками; нрав­ственную проблематику произведения.

Выразительно читать пьесу по ро­лям; соотносить реальное и фантасти­ческое в произведении; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанного произведения аргументиро­ванно доказывать свою точку зрения.

Творческое задание (с. 111), чте­ние рассказа А.П.Платонова «Ники­та».

18.03


78.

А.П.Пла­тонов. Рассказ «Никита».

Урок изуче­ния но­вого материала.

Слово об А.П.Платонове. Комментирован­ное чтение рассказа «Никита».

Реальность и фантастика в рассказе.

Развитие пред­ставлений о фантастике.

Единство главного героя с природой, одухотворение природы.

Составление плана рассказа.

Знать сведения о детстве и начале лите­ратурной деятельности А.П.Платонова; сюжет и содержание рассказа «Никита».

Понимать, как преображается реальный мир в сознании ребенка. Уметь соотносить реальное и фантасти­ческое в произведении; выделять эпизоды рассказа и составлять его план

Задания рубрики «Совершенствуй­те свою речь» (с.122).

20.03


79.

Рассказ «Никита». Душевный мир мальчика.

Урок-беседа.

«Доброе сердце» Никиты. Оптимистиче­ское восприятие окружающего мира героем.

Жизнь как борьба добра и зла.

Мирный труд - условие счастья.

Речевая характеристика героев.

Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать нравственную проблематику произведения; отношение автора к героям.

Выразительно читать фрагменты рассказа; характеризовать героев и их по­ступки.

Чтение рассказа В.П.Астафь­ева «Васюткино озеро».

23.03


80.

В.П.Ас­тафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

Урок изуче­ния но­вого материала.

Слово о В.П.Астафьеве. Сообщение о де­ревне Овсянке (рубрика «Литературные места России», с. 278). Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро», история его создания.


Знать сведения о детстве и начале лите­ратурной деятельности В.П.Астафьева; теоретико-литературное понятие автобио­графическое произведение; сюжет и содер­жание рассказа «Васюткино озеро».

Понимать, как формировался характер героя.

Уметь пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки; выяснять значение незнакомых слов; соз­давать устные картины.

Вопросы

и задания 1-5 (с. 152, рубрика «Обогащайте свою речь»).

01.04


81.

Комментированное чтение рассказа «Васюткино озеро».

Комбинированный урок.

Чтение рассказа «Васюткино озеро».

Аналитический пересказ фрагментов рассказа.

Знать сюжет и содер­жание рассказа «Васюткино озеро».

Понимать, как формировался характер героя.

Уметь пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки.

Пересказ рассказа.

03.04


82.

Комментированное чтение рассказа «Васюткино озеро»

Комбинированный урок.

Чтение рассказа «Васюткино озеро».

Аналитический пересказ фрагментов рассказа.


Знать сюжет и содер­жание рассказа «Васюткино озеро».

Уметь пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки; соз­давать устные картины.


Пересказ рассказа.

06.04


83.

Образ главного героя.

Урок-беседа.

Поведение героя в лесу.

Основные черты характера героя: мужество, бесстра­шие, терпение, находчивость в экстремаль­ных обстоятельствах.

Знать сюжет и содер­жание рассказа «Васюткино озеро».

Уметь пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки; составлять характеристику героя.


Вопросы 1-7 (с.152).

08.04


84.

Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Урок-беседа.

Понимание героем природы, его любовь к ней.

Следование «таежным законам».

Ста­новление характера юного героя через ис­пытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Роль деталей в рассказе. Способы создания образа героя (пейзаж, метафоры, сравнения).

Образ Енисея.

Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать необходимость изучения жиз­ни природы, развития душевных и физи­ческих сил.

Уметь прослеживать изменения в пове­дении и характере героя; определять роль природы в произведении, способы ее изображения.

Задание 8

(с. 152). Чтение рассказа «Зачем я убил коростеля?».

10.04


85.

В.П.Астафьев. Рассказ «Зачем я убил коростеля?».

Урок внеклассного чтения.

Комментированное чтение рассказа «Зачем я убил коростеля?».

Аналитический пересказ фрагментов рассказа.

Смысл названия рассказа.

Доброта и сострада­ние, победа добра над злом; жестокость, необдуманность поступков.

Знать сюжет и содержание рассказа «Зачем я убил коростеля?».

Понимать отношение автора к героям и их поступкам.

Пересказывать текст; строить развер­нутые высказывания на основе прочитан­ного; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов.

Написать отзыв о прочитанном рассказе.

13.04


86.

В.П.Астафьев. Рассказ «Белогрудка».

Урок внеклассного чтения.

Комментированное чтение рассказа «Белогрудка».

Аналитический пересказ фрагментов рассказа.

Доброта и сострада­ние, победа добра над злом; жестокость, необдуманность поступков.

Знать сюжет и содержание рассказа «Белогрудка».

Понимать отношение автора к героям и их поступкам.

Пересказывать текст; строить развер­нутые высказывания на основе прочитан­ного; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов.

Письменно ответить на вопрос «Над чем заставляет задуматься рассказ «Белогрудка».

15.04


Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)

87.

А.Т.Твардовский

«Рассказ танкиста».


Урок изучения

нового

материала.

Чтение и обсуждение статьи «Только доб­лесть бессмертно живет...» (с. 142-143).

Слово об А.Т.Твардовском. Патриотиче­ские подвиги в годы Великой Отечествен­ной войны. Жанровые особенности баллады «Рассказ танкиста». Война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведе­ний о Великой Отечественной войне.

Знать сведения о жизни и творчестве А.Т.Твардовского (кратко); содержание стихотворений о Ве­ликой Отечественной войне. Понимать нравственную проблематику и патриотический пафос поэтических тек­стов; отношение авторов к героям. Выразительно читать стихотво­рения; сопоставлять произведения литературы и живописи; объяснять жанровые особенности произведений.

Вопросы и задания 1-3 (с. 159, руб­рика «Совершенст-вуйте свою речь»).

17.04


88.

К.М.Симонов

«Майор привез

мальчишку на лафете...»

Урок изучения

нового

материала.

Слово о К.М.Симонове. Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете...». Образ «седого мальчишки». Торжественный слог стихотворения.



Знать сведения о жизни и творчестве К.М.Симонова (кратко); содержание стихотворений о Ве­ликой Отечественной войне. Понимать нравственную проблематику и патриотический пафос поэтических тек­стов. Выразительно читать стихотво­рения.

Выразительно читать стихотворение.

20.04


Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

89.

Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.


Урок- практикум.

Стихотворные лирические произведения о родной природе как выражение поэти­ческого восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.

Сравнительный анализ стихотворений Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева.

Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы.

Знать содержание стихотворений поэтов XX века; одно стихотворение наизусть.

Понимать лирический пафос стихотво­рений.

Выразительно читать стихо­творения; использовать теоретико-ли­тературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Выразительное чтение любимого стихотворения о Родине, природе писателей XX века.

22.04


90.

РР Моё любимое стихотворение о Родине, природе писателей XX века.

Урок развития речи.

Выразительное чтение.

Уметь выразительно читать лирические произведения.

Чтение рассказов С.Черного «Кавказский пленник», «Игорь-Ро­бинзон».

24.04


Писатели улыбаются

91.

Саша Черный «Кавказский

пленник», «Игорь-

Робинзон».


Урок изучения

нового

материала.

Слово о С.Черном.

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Роль игры в фор­мировании личности ребенка. Мир природы в рассказах С.Черного.

Значение названий рассказов. Развитие понятия о юморе. Спо­собы создания юмористического в рассказах С.Черного.

Знать сведения о жизни и творчестве С. Черного и Ю.Ч.Кима (кратко); содержание рассказов С.Черного и песен Ю.Ч.Кима.

Понимать роль деталей, пейзажа, интерь­ера в рассказах; юмористический пафос произведений.

Уметь сопоставлять литературные произведения друг с другом; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Дополнительный материал по творчеству

Ю.Ч.Кима.

Выразительное чтение стихотворения «Рыба-кит».

27.04


92.

Ю.Ч.Ким «Рыба-кит».

Урок изучения

нового

материала.

Слово о Ю.Ч.Киме.

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Развитие понятия о юморе. Спо­собы создания юмористического в песнях Ю.Ч.Кима.

Знать сведения о жизни и творчестве Ю.Ч.Кима (кратко); содержание песен Ю.Ч.Кима.

Понимать роль деталей, пейзажа; юмористический пафос произведений.

Уметь находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Сообщение о

Д.Дефо.

Прочитать отрывки из романа «Робинзон Крузо».

29.04


Из зарубежной литературы

93.

Д.Дефо «Робинзон Крузо».

Урок изучения

нового

материала.

Слово о Д.Дефо.

Особенности повествова­ния в романе «Робинзон Крузо». Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами.

Вера в разум человека.

Гимн не­исчерпаемым возможностям человека.

Роль дневника героя.

Робинзон как вечный образ литературы.

Знать сведения о жизни и творчестве Д.Дефо (кратко); сюжет и содержание ро­мана «Робинзон Крузо».

Понимать нравственную проблематику романа «Робинзон Крузо»; отношение автора к героям; роль природы в произве­дении.

Выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; прослеживать изменения в по­ведении и характере героя.

Выразительно читать балладу Стивенсона «Вересковый мед».

01.05


94.

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед».

Урок изуче­ния но­вого материала, урок-беседа.

Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады Стивенсона «Вересковый мед». Характеристика героев. Элементы лингви­стического анализа текста.

Словарная рабо­та.

Составление плана баллады.

Знать сюжет и со­держание баллады Стивенсона «Вересковый мед»; признаки жанра баллады. Понимать лексику баллады; роль звуко­писи в тексте.

Выразительно читать и пересказы­вать балладу; находить в тексте признаки жанра баллады; характеризовать героев и их поступки; составлять план произве­дения.

Читать сказку Х.К.Андерсена «Снежная королева».

04.05


95.

Х.К.Ан­дерсен «Снежная королева». Сюжет и герои сказки.


Урок изуче­ния но­вого материала, урок – беседа.


Особенности сюжета и композиции сказки Х.К.Андерсена «Снежная короле­ва».

Реальное и фантастическое в сказке.

Выбороч­ный пересказ. Кай и Герда.

Мужественное сердце Герды. Поиски Кая.

Знать сведения о жизни и творчестве Х.К.Андерсена (кратко); сюжет и содер­жание сказки «Снежная королева».

Понимать отличие литературной сказки от народной; роль деталей, пейзажа, фантастических образов в произведении; отношение автора к героям.

Выразительно пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки.

Чтение статьи С.Я.Мар­шака «Мастер снов и сказок» (с. 249-250). Задания 1, 4 (с.250).


06.05


96.

Комментированное чтение 1-3 глав сказки «Снежная королева».

Урок-беседа.

Чтение сказки «Снежная королева».

Аналитический пересказ фрагментов сказки.

Знать сюжет и содер­жание сказки «Снежная королева».

Понимать, как формировались характеры героев.

Уметь пересказывать эпизоды сказки; характеризовать героев и их поступки.

Пересказ 1-3 глав сказки.

08.05


97.

Комментированное чтение 4-5 глав сказки «Снежная королева».

Урок-беседа.

Чтение сказки «Снежная королева».

Аналитический пересказ фрагментов сказки.

Знать сюжет и содер­жание сказки «Снежная королева».

Понимать, как формировались характеры героев.

Уметь пересказывать эпизоды сказки; характеризовать героев и их поступки.

Пересказ 4-5, 6-7 глав сказки.

11.05

1

98.

Комментированное чтение 6-7 глав сказки «Снежная королева».

Урок-беседа.

Чтение сказки «Снежная королева».

Аналитический пересказ фрагментов сказки.

Знать сюжет и содер­жание сказки «Снежная королева».

Понимать, как формировались характеры героев.

Уметь пересказывать эпизоды сказки; характеризовать героев и их поступки.

Чтение отрывка романа «Приключения Тома Сойера».

13.05


99.

М.Твен «Приключения Тома Сой­ера».

Урок-беседа.


Слово о М.Твене.

Чтение вступительной статьи о писателе (с. 241-242).

Роман «Приключения Тома Сойера».

Том и Гек, дружба мальчиков.

Игры, забавы, наход­чивость, предприимчивость.

Черты харак­тера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями.

Том и Бекки, их дружба. Внут­ренний мир героев М.Твена.

Знать сведения о жизни и творчестве М.Твена (кратко).

Знать сюжет и содержание романа «Приключения Тома Сойера».

Понимать юмористический пафос произведения.

Уметь выразительно пересказывать текст; характеризо­вать героев и их поступки.


Задания 2, 4 (с. 268), 1-4 (с.268, рубрика «Фонохрестоматия»).

15.05


100.

М.Твен «Приключения Тома Сой­ера».

Урок-беседа.


Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.

Юмор и ирония в романе. Приемы иронии (повто­ры, нагнетания, неожиданности, контра­сты).

Знать сюжет и содержание романа «Приключения Тома Сойера».

Понимать юмористический пафос произведения.

Уметь выразительно пересказывать текст; оценивать отношение автора к героям; характеризо­вать героев и их поступки.


Чтение рассказа Джека Лондона «Сказание о Кише».

18.05


101.

Джек Лондон «Сказание о Кише».

Урок изуче­ния но­вого материала, урок-беседа.

Слово о Джеке Лондоне.

Чтение вступитель­ной статьи о писателе (с. 258-259).

Тема взросления подростка в «Сказании о Кише».

Уважение взрослых.

Характер мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоин­ства.

Знать сведения о жизни и творчестве Джека Лондона (кратко); сюжет и содержание «Сказания о Кише».

Понимать позицию автора и его отноше­ние к герою.

Выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступ­ки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Вопросы и за­дания 1-5 (с. 280), характеристика героя.

20.05


102.

Джек Лондон «Сказание о Кише».

Урок изуче­ния но­вого материала, урок-беседа.

Особенности жанра, мастерство пи­сателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Изобразительно-выра­зительные средства, их роль в рассказе. Со­ставление цитатного плана рассказа.

Знать сюжет и содержание «Сказания о Кише».

Понимать позицию автора и его отноше­ние к герою.

Выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступ­ки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять цитатный план рассказа.

Чтение статьи на с.281-283, задания 1-3 (с.283-284).

22.05


103.

Итоговое контрольное тестирование

Урок повторения и об­обще­ния изучен­ного.

Беседа по вопросам. Представление учащи­мися книг, прочитанных за год, рисунков к ним.

Выставка сочинений и рисунков.

Знать содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать поэтические и прозаиче­ские тексты; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения.

Список литературы для чтения летом.

25.05


104.

Проверка техники чтения

Урок повторения и об­обще­ния изучен­ного.

Беседа по вопросам. Представление учащи­мися книг, прочитанных за год, рисунков к ним.

Выставка сочинений и рисунков.

Знать содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать поэтические и прозаиче­ские тексты; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения.

Список литературы для чтения летом.

27.05


105

Итоговый урок.

«Книги, которые я буду читать летом

Урок повторения и об­обще­ния изучен­ного.

Беседа по вопросам. Представление учащи­мися книг, прочитанных за год, рисунков к ним.

Выставка сочинений и рисунков.

Знать содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать поэтические и прозаиче­ские тексты; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения.

Список литературы для чтения летом.

29.05




















Лист корректировки (внесения изменений и дополнений) рабочей программы по литературе в 5 б классе



Дата

урока

по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки

(тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа (дата и № приказа)

Подпись заместителя директора по УВР





































































43