© 2019, Галиахметова Лилия Науфаловна 152 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
5 класс
№ п\п | Тема урока | Формы работы | Основное содержание, рассматриваемые вопросы | Характеристика основных видов деятельности ученика УУД | Домашнее задание | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||||
Введение | |||||||
1. | Писатели о роли книги в жизни человека и общества | Урок - беседа. | Книга - передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги. | Распознавать особенности художественной и учебной книги. Понимать роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Разбираться в структуре книги. | Вопросы и задания (с. 5 - 6). | 01.09 |
|
Устное народное творчество | |||||||
2. | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | Комбинированный урок. | Фольклор - устное народное творчество. Виды малых жанров фольклора. | Распознавать виды малых жанров фольклора, приводить примеры каждого. Понимать значение разных видов малых жанров фольклора. Уметь использовать малые жанры фольклора в устной речи. | С.7 прочитать, вопросы и задания (с. 8). | 03.09 |
|
3. | Детский фольклор | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка). Особенности сказывания (ритмичность, напевность). Иллюстрации к сказкам. | Знать отличительные особенности жанра сказки; виды сказок. Понимать значение сказок в жизни народа. Выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам. | С. 8-9 прочитать, ответить устно вопросы и задания (с. 10 -11), прочитать сказку «Царевна-лягушка». | 05.09 |
|
4. | Сказка как особый жанр фольклора | Урок изучения нового материала, урок – беседа. | Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке «Царевна -лягушка». Вымысел и реальность в сказке. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла. | Знать сюжет и содержание сказки «Царевна-лягушка». Понимать смысл сказки. Уметь вести беседу по прочитанному произведению. | Вопросы и задания 1-4 (с. 25), выразительное чтение и пересказ эпизодов сказки. | 08.09 |
|
5. | «Царевна-лягушка»- встреча с волшебной сказкой | Урок изучения нового материала, урок – беседа. | Истинная красота Василисы Премудрой.
| Понимать внутренний мир героини, уметь раскрывать лучшие черты ее характера. Уметь вести беседу по прочитанному произведению. | Подготовить пересказ эпизодов, раскрывающих образ героини. | 10.09 |
|
6. | Народная мораль в характерах и поступках героев | Урок изучения нового материала, урок – беседа. | Характер, поступки Ивана-царевича. | Понимать и уметь раскрывать внутренний мир героя. Уметь вести беседу по прочитанному произведению. | Подготовить пересказ эпизодов, раскрывающих образ героя. | 12.09 |
|
7. | Художественные особенности сказки «Царевна- лягушка». | Комбинированный урок. | Художественные особенности сказки «Царевна-лягушка» (постоянные эпитеты, преувеличения (гиперболы), сравнения, повторы). Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники. | Знать художественные особенности сказки «Царевна-лягушка». Понимать связь между фольклорным произведением и его отображением в изобразительном искусстве. Уметь пересказывать сказку; выразительно читать текст по ролям; находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка. | Вопросы и задания 5-6 (с. 25), чтение статей учебника на стр. 26 - 28, чтение сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». | 15.09 |
|
8. | «Народная мораль и поэтика волшебной сказки | Урок изучения нового материала.
| .
| . | Чтение сказки, пересказ. | 17.09 |
|
9. | Волшебная богатырская сказка «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо». | Урок-беседа. | Образ главного героя сказки. Любовь и уважение народа к защитникам Родины.
| Понимать отношение народа к героям сказки. | Вопросы и задания 1- 7 (с. 38-39), задание рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 39). | 19.09 |
|
10 | Особенности сюжета сказки | Урок чтения и изучения произведения |
| Знать к какому виду сказок относится сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо». Уметь читать сказку; пересказывать узловые сцены и эпизоды; строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа; выражать личное отношение к прочитанному | Чтение сказок «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». | 22.09 |
|
11. | Сказка о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Отличительные признаки сказок о животных и бытовых сказок. Отражение в этих сказках народных представлений о справедливости, добре и зле. | Распознавать признаки сказок о животных и бытовых сказок. Понимать проявление в сказках представлений народа. Выразительно читать и пересказывать сказку; вести беседу по прочитанному произведению. | Чтение статьи о сказочниках (с. 44-45), вопросы и задания (с. 46).
| 24.09 |
|
Из древнерусской литературы | |||||||
12. | Древнерусская литература. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | Комбинированный урок. | Возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Словарная работа. Прослушивание притчи в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины А.А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина». | Знать основные темы древнерусской литературы; сюжет и содержание повествования о подвиге отрока-киевлянина. Понимать основную мысль и лексику притчи; значение летописных источников для современного человека. Видеть связь летописи с фольклором; вести беседу по прочитанному произведению; аргументировать свое отношение к героям притчи; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи. | Вопросы и задания (с. 51-52), составление цитатного плана притчи.
| 26.09 |
|
13. | «Повесть временных лет» Отзвуки фольклора в летописи |
|
|
| Вопросы и задания (с. 53-54) | 29.09 |
|
Из русской литературы XVIII века | |||||||
14. | М.В.Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру...» | Урок изучения нового материала. | М.В.Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Словарная работа. Юмор произведения «Случились вместе два Астронома в пиру...» | Знать сведения о жизни и творчестве М.В.Ломоносова (кратко); содержание стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру...». Понимать юмористический характер стихотворения. Давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению. | Выразительное чтение стихотворения, чтение статьи «Роды и жанры литературы» (с. 55 - 56). | 01.10 |
|
Из русской литературы XIX века | |||||||
15. | Басня как литературный жанр | Урок изучения нового материала. | Истоки басенного жанра. Понятие об аллегории. Мораль в басне. Расцвет русской басни в начале XIX века. Поучительный характер басен. Своеобразие басен И.А.Крылова. Прослушивание басни «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение. | Знать роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, русские баснописцы XVIII века); сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова (кратко); теоретико-литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение. Понимать аллегорический смысл басен; аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне». Выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором. | Выразительное чтение наизусть одной из басен И.А.Крылова. | 03.10 |
|
16. | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» | Комбинированный урок. | Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т. д. Чтение басен. Прослушивание басни «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение. | Знать содержание басен И.А.Крылова; одну басню наизусть. Понимать аллегорический смысл басен. Уметь выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям. | Выполнение иллюстрации к басням, задание 3 (с. 65). | 06.10 |
|
17. | И.А. Крылов. Басня «Ворона и лисица» | Комбинированный урок. | Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т. д. Чтение басен. Прослушивание басен «Свинья под дубом», «Ворона и лисица» в актерском исполнении, обсуждение. | Знать содержание басен И.А.Крылова; одну басню наизусть. Понимать аллегорический смысл басен. Уметь выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям. | Выполнение иллюстрации к басням, задание 3 (с. 67). | 08.10 |
|
18 | «Свинья под дубом». Жанр басни | | Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т. д. Чтение басен. Прослушивание басен «Свинья под дубом» | | Выучить особенности басни (тетрадь) | 10.10 |
|
19. | Басенный мир И.А. Крылова. Защита проектов | Урок защиты проектов. | Русские баснописцы: И.А.Крылов. И.И.Дмитриев, И.И.Хемницер, А.П.Сумароков, С.Михалков. | Осуществлять поиск информации в соответствии с учебной задачей, интерпретировать и представлять ее в устной или письменной форме. | Выразительное чтение сказки «Спящая царевна». | 13.10 |
|
20. | В.А. Жуковский- сказочник. Сказка «Спящая царевна». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Понятие о литературной сказке. В.А. Жуковский-сказочник. Черты народной сказки в произведении В.А.Жуковского. Герои, особенности сюжета, язык сказки. Чтение статьи «Из истории создания сказки «Спящая царевна» (с. 79-80). | Знать сведения о жизни и творчестве В.А.Жуковского (кратко); сюжет и содержание сказки «Спящая царевна». Понимать роль поэта в создании жанра литературной сказки. Пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте черты литературной и народной сказки. | Задание 6 (с. 83.) | 15.10 |
|
21. | Сходство и различие авторской и народной сказки | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады В.А.Жуковского «Кубок». Характеристика героев. Элементы лингвистического анализа текста. Словарная работа. Составление плана баллады. | Знать творческую историю, сюжет и содержание баллады В.А.Жуковского «Кубок»; признаки жанра баллады. Понимать лексику баллады; роль звукописи в тексте. Выразительно читать и пересказывать балладу; находить в тексте признаки жанра баллады; характеризовать героев и их поступки; составлять план произведения. | Вопросы и задания 1-4 (с. 90), выучить термины. | 17.10 |
|
22. | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне», «У лукоморья» | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Детские годы А.С.Пушкина. Влияние народного творчества на будущего поэта. Сообщение о селе Захарово (рубрика «Литературные места России», с. 301-302). Элементы лингвистического анализа текста. Словесное рисование. | Знать сведения о семье и детстве А.С. Пушкина; теоретико-литературные понятия поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора. Понимать нравственную проблематику литературных произведений. Находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать изменение настроения в стихотворении; сопоставлять произведения литературы и живописи. | Задания 2 (с. 92), 3 (с. 93), чтение Пролога к поэме «Руслан и Людмила». | 20.10 |
|
23. | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | Комбинированный урок. | Истоки «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Развитие понятия о литературной сказке. Система образов. Народная мораль: красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Словарная работа. | Знать сюжет и содержание «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Понимать проявление в сказке представлений народа; отношение автора к героям; лексику сказки. Выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки. | Вопросы и задания 1-12 (с. 112-113), выразительное чтение сказки. | 22.10 |
|
24 | Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа | Урок-практикум. | Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Наблюдения над рифмой и ритмом в поэтических текстах А.С.Пушкина. | Знать теоретико-литературные понятия рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа. Понимать разницу между прозаической и стихотворной речью. Уметь создавать собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме). | Задание 1-2 (с. 116). Чтение статьи «О сказках Пушкина» (с.117-118). | 24.10 |
|
25. | Народная мораль, нравственность сказки | Урок чтения и изучения произведений | | Знать определения понятий, изученных на предыдущих уроках; героев произведений, изученных на предыдущих уроках; краткие сведения о писателях. Уметь письменно отвечать на вопросы, выбирать из нескольких вариантов единственный верный. | Сопоставить сказки Пушкина и Жуковского | 27.10 |
|
26. | Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А.Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне...» А.С.Пушкина. | Урок развития речи. | Сравнение сюжетов, композиции, героев, художественных средств, повествовательной манеры сказки «Спящая царевна» В.А.Жуковского и «Сказки о мертвой царевне...» А.С.Пушкина. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Прослушивание фрагментов «Сказки о мертвой царевне...» в актерском исполнении, обсуждение. | Знать сюжеты и содержание сказок В.А.Жуковского и А.С.Пушкина. Понимать роль художественных средств в литературных сказках. Уметь сопоставлять литературные произведения друг с другом и с иллюстрациями к ним; при сравнении произведений и обсуждении их исполнения аргументированно и последовательно доказывать свою точку зрения. | С. 114 вопросы и задания (устно). | 05.11 |
|
27. | О сказках А.С.Пушкина. | Урок развития речи. | Статья С.Я.Маршака «О сказках Пушкина» (с. 114-115). Представление любимых сказочных героев из произведений А.С.Пушкина, их характеристика. Описание рисунков и обсуждение иллюстраций к сказкам. Чтение и обсуждение творческих работ. | Знать сюжеты и содержание сказок А.С.Пушкина. Понимать идейные особенности сказок, их связь с народной моралью. Уметь сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; использовать теоретико-литературные понятия в речи; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно и последовательно доказывать свою точку зрения. | Чтение статьи «Русская литературная сказка», вопросы к ней (с. 119), прочитать сказку А.Погорельского. | 07.11 |
|
28 | Русская литературная сказка. А.Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | Урок-беседа. | Биографическая справка об А.Погорельском. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.
| Знать сведения о жизни и творчестве А.Погорельского (кратко). Понимать отличие литературной сказки от народной; основную мысль сказки. Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в характере героя; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; выяснять значение незнакомых слов. | Подготовить пересказ эпизодов сказки. | 10.11 |
|
29. | А.Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | Урок-беседа. | Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Словарная работа. | Знать сюжет и содержание сказки «Черная курица, или Подземные жители». Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в характере героя; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; выяснять значение незнакомых слов. | Ответить на вопрос № 3, подготовить рисунок к сказке. | 12.11 |
|
30. | А.Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | Урок-беседа. | Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Словарная работа. | Знать сюжет и содержание сказки «Черная курица, или Подземные жители». Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в характере героя; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; выяснять значение незнакомых слов. | Подготовиться к защите проектов. | 14.11 |
|
31. | Проект «Иллюстрации к сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». | Урок защиты проектов. | Художники-иллюстраторы сказки А.Погорельского. | Осуществлять поиск информации в соответствии с учебной задачей, интерпретировать и представлять ее в устной или письменной форме. |
| 17.11 |
|
32 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». | Урок изучения нового материала. | Слово о М.Ю.Лермонтове. Сообщение о селе Тарханы (рубрика «Литературные места России», с. 303-304). Историческая основа стихотворения «Бородино». Сюжет, композиция, особенности повествования. Патриотический пафос произведения. | Знать сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова (кратко); содержание стих. «Бородино». Понимать патриотический пафос стихотворения; отношение автора к событиям и героям. Выразительно читать стихотворение; характеризовать героев и их поступки; составлять план стих.; выяснять значение незнакомых слов. | Составление плана стихотворения, вопросы и задания 1-7, 9 (с. 155). | 19.11 |
|
33. | Художественные особенности стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». | Урок-практикум. | Особенности жанра (баллада). Теоретико-литературные понятия баллада, диалог, монолог, строфа, патетика, авторский голос. Изобразительно-выразительные средства (сравнение, метафора, эпитет, гипербола, звукопись), их роль в стихотворении. | Понимать нравственную проблематику произведения. Пересказывать и выразительно читать стихотворение наизусть; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Читать повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место». Задание 2 (с.158). | 21.11 |
|
34. | Н.В.Гоголь. Повесть «Заколдованное место». | Урок изучения нового материала. | Слово о Н.В.Гоголе. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 173-174). История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чтение повести «Заколдованное место». Сюжет и герои произведения. Национальный колорит повести. | Знать сведения о детских и юношеских годах Н.В.Гоголя, его увлечениях; историю создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Понимать лексику повести «Заколдованное место». Выразительно читать фрагменты повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению. | Вопросы и задания 1-3 (с. 169), 1-2 (с. 170). | 24.11 |
|
35. | Своеобразие повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место». | Комбинированный урок. | Фольклорные традиции в создании образов. Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повести. | Знать сюжет и содержание повести «Заколдованное место». Понимать роль фантастики и юмора в повести. Пересказывать повесть; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки. | Своеобразие повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место». | 26.11 |
|
36. | Н.В.Гоголь. Повесть «Страшная месть». | Урок внеклассного чтения | Чтение повести «Страшная месть». Сюжет и герои произведения. Чтение статьи «Из воспоминаний современников о Н.В.Гоголе». | Знать сюжет и содержание повести «Страшная месть». Пересказывать повесть; выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки. | Выразительное чтение стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге». | 28.11 |
|
37 | Н.А.Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». | Урок изучения нового материала. | Традиции народной поэзии в поэме «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Прослушивание отрывка из поэмы в актерском исполнении, обсуждение. | Знать содержание отрывка «Есть женщины в русских селеньях...». Понимать отношение автора к героине; как создается собирательный образ русской женщины. Выразительно читать отрывок из поэмы; сопоставлять поэму с фольклорными произведениями. | Чтение стихотворенияН.А.Некрасова «Крестьянские дети», вопросы и задания (с. 186-187). | 01.12 |
|
38 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». | Урок- практикум. | Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика героев. Роль диалогов. Своеобразие языка поэмы. Словарная и орфоэпическая работа. | Знать содержание отрывка из поэмы «Крестьянские дети». Понимать отношение автора к героям. Выразительно читать отрывок из поэмы; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в тексте изобразительно - выразительные средства и определять их роль. | Чтение рассказа И.С.Тургенева «Муму», сообщения о детстве писателя, об истории создания рассказа «Муму». | 03.12 |
|
39 | И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». История создания рассказа. | Урок изучения нового материала. | Слово об И.С.Тургеневе (сообщения учащихся). Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново (рубрика «Литературные места России», с. 304-306). История создания рассказа «Муму». Быт, обычаи и нравы дореформенной России. Портрет главного героя: богатырский облик. | Знать сведения о семье, детстве и начале литературной деятельности И.С. Тургенева; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Муму». Понимать характер отношений между людьми в крепостной России; способы создания образа героя. Уметь выступать с сообщениями на литературную тему. | Задание на с.189. | 05.12 |
|
40 | Комментированное чтение рассказа «Муму». | Комбинированный урок | Комментированное чтение рассказа. Герасим и дворня. | Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям. Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки. Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; выяснять значения неизвестных слов. | Пересказ эпизодов рассказа. | 08.12 |
|
41 | Комментированное чтение рассказа «Муму». | Комбинированный урок | Работа над характеристиками главных героев. | Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям. Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки. Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; выяснять значения неизвестных слов. | Пересказ эпизодов рассказа. | 10.12 |
|
42 | Духовные и нравственные качества героя. | Урок-беседа. | Отношения Герасима и Татьяны. Контрастное изображение героев. Нравственное превосходство Герасима. | Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям. Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Составление плана «История Муму». | 12.12 |
|
43 | Герасим и Муму. | Урок-беседа. | Обсуждение планов фрагмента рассказа. Значение образа Муму. Счастье Герасима и причина недолговечности этого счастья. Образ барыни и его значение. Осуждение крепостничества в рассказе. | Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям и их поступкам. Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в характере героя; выяснять значение незнакомых слов. | Вопросы и задания 1-10(с. 223-224). | 15.12 |
|
44 | Смысл финала рассказа. | Урок-беседа. | Чтение и обсуждение фрагмента статьи «Загадка фигуры немого Герасима» (с. 243). Символическое значение образа Герасима. Значение образов природы в рассказе. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении.
| Знать теоретико-литературные понятия сравнение, гипербола; сюжет и содержание рассказа. Понимать позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать изменения в характере героя; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно и последовательно доказывать свою точку зрения. | Задания на с.224, задание 5 (с.225). | 17.12 |
|
45. | Р/р. Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму». | Урок развития речи. | Обсуждение тем сочинения: 1.Как изменила Герасима история с Муму? 2.Как автор относится к своему герою? | Знать сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия интерьер, пейзаж, портрет, литературный герой.
| Составить план сочинения; подобрать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды). | 19.12 |
|
46. | Р/р. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму». | Урок развития речи. | Написание творческой работы на заданную тему. | Самостоятельно писать сочинение, связно и последовательно излагать свои мысли в сочинении. | Сообщение о А.А.Фете. Выразительно читать стихотворения (с.226-228). | 22.12 |
|
47 | «Чудные картины» А.А.Фета. | Урок изучения нового материала. | Слово об А.А.Фете. Основные мотивы лирики поэта. Средства создания образов родной природы в стихотворениях «Чудная картина...», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая...». Смена картин природы в стихотворении «Весенний дождь». Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. | Знать сведения о жизни и творчестве А.А.Фета (кратко); содержание стихотворений поэта; одно стихотворение наизусть. Выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; использовать теоретико-литературные понятия в речи. | Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Задание 2 на с.230. Пересказ статьи на с.230-231. | 24.12 |
|
48. | Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о Л.Н.Толстом. Роль Ясной Поляны в жизни и творчестве писателя. Историческая основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник». Определение автором жанра быль. Простота и ясность языка писателя. | Знать сведения о жизни и творчестве Л.Н.Толстого (кратко); историю создания, сюжет и содержание рассказа «Кавказский пленник». Понимать отношение автора к героям и их поступкам. Пересказывать текст; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов. | Пересказ статьи на с.230-231. | 26.12 |
|
49. | Комментированное чтение 1, 2 глав рассказа «Кавказский пленник». | Комбинированный урок | Чтение 1, 2 глав рассказа «Кавказский пленник». Обучение аналитическому пересказу.
| Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям. Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки. Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; выяснять значения неизвестных слов. | Пересказ эпизодов рассказа. | 29.12 |
|
50 | Комментированное чтение 3, 4 глав рассказа «Кавказский пленник». | Комбинированный урок | Чтение 3, 4 глав рассказа «Кавказский пленник». Обучение аналитическому пересказу. | Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям. Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки. Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; выяснять значения неизвестных слов. | Пересказ эпизодов рассказа. | 14.01 |
|
51 | Комментированное чтение 5, 6 глав рассказа «Кавказский пленник». | Комбинированный урок | Чтение 5, 6 глав рассказа «Кавказский пленник». Обучение аналитическому пересказу.
| Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям. Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки. Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; выяснять значения неизвестных слов. | Сопоставительная характеристика Жилина и Костылина. | 16.01 |
|
52. | Жилин и Костылин. | Урок-практикум. | Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Смысл названия рассказа. Отношения героев с горцами. Отношение рассказчика к героям. | Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать смысл названия рассказа; позицию автора и его отношение к героям. Уметь давать сравнительную характеристику героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения. | Задание рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с. 276), описание иллюстраций к рассказу. | 19.01 |
|
53. | Гуманистический характер рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». | Урок-практикум. | Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Описание иллюстраций, их сравнительная характеристика. Обсуждение тем сочинения: 1.Друзья и враги. 2.Разные судьбы. 3.Почему Жилина называли джигитом? | Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать нравственную проблематику и гуманистическую направленность произведения. Делать аналитический пересказ произведения; сопоставлять произведения литературы и живописи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения. | Составить план сочинения; подобрать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды). | 21.01 |
|
54. | РР Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». | Урок развития речи | Написание творческой работы на заданную тему. | Самостоятельно писать сочинение, связно и последовательно излагать свои мысли в сочинении. | Задание 2 (с.263). | 23.01 |
|
55. | А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия». | Урок изучения нового материала. | Слово о А.П.Чехове. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 277-279). Сообщение о городе Таганроге (рубрика «Литературные места России», с. 306-308). Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Словарная работа. Понятие о юморе и сатире. | Знать сведения о семье, детстве и юношеских увлечениях А.П.Чехова; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Хирургия». Понимать отношение автора к героям. Выразительно читать и пересказывать рассказ; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов. | Вопросы и задания 1-5 (с. 268), чтение рассказов А.П.Чехова «Лошадиная фамилия», «Письмо ученому соседу». | 26.01 |
|
56. | ВЧ Рассказы Антоши Чехонте. | Урок внеклассного чтения. | Комментированное чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор» (с. 285). Пересказ, чтение по ролям рассказов А.П.Чехова. Средства юмористической и сатирической характеристики героев. | Знать сюжеты и содержание рассказов А.П.Чехова; теоретико-литературные понятия юмор, сатира. Понимать роль изобразительно-выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов. Выразительно читать и инсценировать рассказы; характеризовать героев и их поступки. | Сочинение-миниатюра на тему «О чем заставляют задуматься рассказы А.П.Чехова?», выразительное чтение одного из стихотворений русских поэтов XIX века. | 28.01 |
|
Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе | |||||||
57. | Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. | Урок внеклассного чтения. | Образы природы в русской поэзии. Чувство родины и его связь с восприятием природы. Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов родной природы в стихотворениях Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева, И.С.Никитина, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа поэтического текста. Репродукции картин. | Знать содержание стихотворений поэтов XIX века о родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть. Понимать значение изобразительно-выразительных средств в поэтических текстах. Выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и живописи. | Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений русских поэтов XIX века. | 30.01 |
|
58. | Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. | Урок внеклассного чтения. | Образы природы в русской поэзии. Чувство родины и его связь с восприятием природы. Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов родной природы в стихотворениях Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева, И.С.Никитина, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа поэтического текста. Репродукции картин. | Знать содержание стихотворений поэтов XIX века о родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть. Понимать значение изобразительно-выразительных средств в поэтических текстах. Выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и живописи. | Чтение статьи «Духовное родство со своей землей» (с. 283), чтение рассказа И.А.Бунина «Косцы». | 02.02 |
|
59. | Стихотворные размеры | Урок изучения нового материала. | Стихотворные размеры. Выразительное чтение стихотворений. Ритм, рифма, смысл произведения
| Знать понятия стихотворный размер, ямб, хорей. Уметь определять двусложные размеры в стихотворениях, выразительно читать стихотворения | Написать стихотворение | 04.02 |
|
Из русской литературы XX века | |||||||
60. | И.А.Бунин. Рассказ «Косцы». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово об И.А.Бунине. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 3-4). История создания рассказа «Косцы» (чтение воспоминаний писателя, с.9). Человек и природа в рассказе И.А.Бунина. Особенности лиризма в произведении. | Знать сведения о детстве И.А.Бунина; сюжет и содержание рассказа «Косцы». Понимать роль автора-рассказчика; нравственную проблематику произведения; как создается собирательный образ родины в рассказе. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи. | Вопросы и задания 2 (с. 4), 1-3 (с.10), чтение повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | 06.02 |
|
61. | В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Уникальность личности В.Г.Короленко. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 11). Жанр повести. Понятие о композиции. Комментированное чтение повести «В дурном обществе». Обучение аналитическому пересказу. | Знать сведения о жизни и творчестве В.Г.Короленко (кратко); сюжет и содержание повести «В дурном обществе». Понимать позицию автора и его отношение к героям. Уметь ориентироваться в тексте; выяснять значение незнакомых слов; анализировать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Вопросы и задания 1, 3-4 (с. 48), 6-8, 10-11 (с. 49). | 09.02 |
|
62. | Комментированное чтение 1, 2 глав повести «В дурном обществе». | Урок-беседа | Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести. Составление плана сообщения «Вася и его отец». | Знать жанровые признаки повести; сюжет и содержание повести; способы создания образов в произведении. Понимать роль автора-рассказчика в повести. Выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Пересказ эпизода «Вася и его отец». | 11.02 |
|
63. | Комментированное чтение 3, 4 глав повести «В дурном обществе». | Урок-беседа | Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести. «Дети подземелья», причины сближения их с Васей. | Знать жанровые признаки повести; сюжет и содержание повести; способы создания образов в произведении. Понимать роль автора-рассказчика в повести. Выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Пересказ эпизода «Знакомство Васи с жителями подземелья». | 13.02 |
|
64. | Комментированное чтение 5, 6 глав повести «В дурном обществе». | Урок-беседа | Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести. Понятие о способах создания образов (контрастное изображение, символ, детализированный портрет, пейзаж, диалог). | Знать жанровые признаки повести; сюжет и содержание повести; способы создания образов в произведении. Понимать роль автора-рассказчика в повести. Выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Задание 2 (с.48). | 16.02 |
|
65. | Комментированное чтение 7, 8 глав повести «В дурном обществе». | Урок-беседа | Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести. | Знать жанровые признаки повести; сюжет и содержание повести; способы создания образов в произведении. Понимать роль автора-рассказчика в повести. Выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Задание 5, 9 (с.49). | 18.02 |
|
66 | «В дурном обществе» Размышляем о прочитанном. | Урок чтения, изучения произведений | Портретные характеристики главных героев. Обсуждение вопросов. | Знать определение понятия композиция. Уметь определять границы эпизода в произведении, пересказывать его кратко, называть его тему. | Урок чтения, изучения произведений | 20.02 |
|
67. | РР Подготовка к сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | Урок развития речи. | Обсуждение тем сочинения: 1.Васина дорога к правде и добру. 2.Дружба в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». 3.Что изменило отношения Васи и его отца? Развитие образа Васи в повести. Дружба мнимая и истинная. Взаимопонимание – основа отношений в семье. | Знать этапы и приемы работы над сочинением. Понимать позицию автора, ею сочувственное отношение к героям; гуманистическую направленность произведения; оптимистический характер концовки повести. Составлять план и подбирать материалы по теме сочинения; прослеживать изменения в характере героя; сопоставлять произведения литературы и живописи. | Составить план сочинения; подобрать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды). | 23.02 |
|
68. | РР Сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | Урок развития речи. | Написание творческой работы на заданную тему. | Самостоятельно писать сочинение, связно и последовательно излагать свои мысли в сочинении. | Сообщение об А.И.Куприне, чтение рассказа «Чудесный доктор». | 25.02 |
|
69. | ВЧ А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». | Урок внеклассного чтения. | Слово о писателе А.И.Куприне. Комментированное чтение рассказа «Чудесный доктор». Аналитический пересказ фрагментов повести. Смысл названия рассказа. Доброта и сострадание, победа добра над злом. | Знать сведения о жизни и творчестве А.И.Куприна (кратко); историю создания, сюжет и содержание рассказа «Чудесный доктор». Понимать отношение автора к героям и их поступкам. Пересказывать текст; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов. | Сообщение о С.А.Есенине. Выразительно читать стихотворения. | 27.02 |
|
70. | С.А.Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...». | Урок-практикум. | Слово о С.А.Есенине. Чтение вступительных статей о поэте (с. 47-48). Сообщение о селе Константинове (рубрика «Литературные места России», с. 276-277). Поэтическое изображение родной природы. Образ малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие языка есенинской лирики. Средства создания образов в стихотворениях С.А.Есенина. | Знать сведения о детстве и юности С.А.Есенина (кратко). Понимать лирический пафос стихотворений поэта. Выразительно читать стихотворения; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение. | Вопросы и задания 3 (с. 53, рубрика «Фонохрестоматия»), 1-8 (с. 55), чтение сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка». | 02.03 |
|
71 | ВЧ Мир наших братьев меньших. С.Есенин «Песнь о собаке», В. Маяковский «Хорошее отношение…» | Урок-концерт | Выразительное чтение стихотворений. Анализ текста. | Уметь выразительно читать стихи и анализировать их. | Выполнить задание в тетради | 04.03 |
|
72. | П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». | Урок изучения нового материала. | Слово о П.П.Бажове. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 52-53). Выразительное комментированное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя, его стремление к мастерству. | Знать сведения о жизни и творчестве П.П. Бажова (кратко); сюжет и содержание сказа «Медной горы Хозяйка». Выразительно пересказывать и анализировать фрагменты сказа; характеризовать героев и их поступки; соотносить реальное и фантастическое в повествовании; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Задания 1-6, 1 (с. 68), чтение сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». | 06.03 |
|
73. | К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». | Урок изучения нового материала. | Слово о К.Г.Паустовском. Беседа по произведениям писателя, прочитанным ранее. История страны в сказке «Теплый хлеб». Реальное и фантастическое в сказке. Роль сил природы в сказке. Предостережение против «охлаждения сердца». Доброта и сострадание, победа добра над злом. | Знать сведения о жизни и творчестве К.Г.Паустовского (кратко); сюжет и содержание сказки «Теплый хлеб». Понимать нравственную проблематику произведения. Выразительно пересказывать фрагменты сказки; соотносить реальное и фантастическое в повествовании. | Задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 82). | 09.03 |
|
74. | В чем смысл названия сказки К.Г.Паустовского? | Урок-беседа. | Составление характеристики главного героя. | Знать сюжет и содержание сказки «Теплый хлеб». Выразительно пересказывать фрагменты сказки. | Чтение рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». | 11.03 |
|
75. | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Природа и человек в рассказе «Заячьи лапы». Бережное отношение ко всему живому. Средства создания образов в рассказе. Речевая характеристика персонажей. | Знать сюжет и содержание рассказа «Заячьи лапы». Понимать роль природы в жизни человека. Выразительно пересказывать фрагменты рассказа; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 89), чтение пьесы-сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | 13.03 |
|
76. | С.Я.Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев». | Урок изучения нового материала. | Слово о С.Я. Маршаке. Беседа по произведениям писателя для детей. Драма как род литературы (начальные представления). Особенности жанра произведения «Двенадцать месяцев». Связь пьесы-сказки с фольклором. | Знать сведения о жизни и творчестве С.Я.Маршака (кратко); сюжет и содержание пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»; признаки драмы как рода литературы. Понимать позицию автора и его отношение к героям. Уметь объяснять жанровые особенности произведения; выяснять значение незнакомых слов. | Вопросы и задания 3-5 (с. 107), 1-7 (с. 107-108, рубрика «Фонохрестоматия»). | 16.03 |
|
77. | Фантастическое и реальное в пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | Комбинированный урок. | Фантастическое и реальное в пьесе-сказке. Положительные и отрицательные герои. Речевая характеристика персонажей. Победа добра над злом -традиция русских народных сказок. Чтение статей «Прочитайте, это интересно!», «Сказки народные и литературные» (с. 99-102). | Знать сюжет и содержание пьесы-сказки. Понимать сходства и различия между народной и литературной сказками; нравственную проблематику произведения. Выразительно читать пьесу по ролям; соотносить реальное и фантастическое в произведении; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанного произведения аргументированно доказывать свою точку зрения. | Творческое задание (с. 111), чтение рассказа А.П.Платонова «Никита». | 18.03 |
|
78. | А.П.Платонов. Рассказ «Никита». | Урок изучения нового материала. | Слово об А.П.Платонове. Комментированное чтение рассказа «Никита». Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представлений о фантастике. Единство главного героя с природой, одухотворение природы. Составление плана рассказа. | Знать сведения о детстве и начале литературной деятельности А.П.Платонова; сюжет и содержание рассказа «Никита». Понимать, как преображается реальный мир в сознании ребенка. Уметь соотносить реальное и фантастическое в произведении; выделять эпизоды рассказа и составлять его план | Задания рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с.122). | 20.03 |
|
79. | Рассказ «Никита». Душевный мир мальчика. | Урок-беседа. | «Доброе сердце» Никиты. Оптимистическое восприятие окружающего мира героем. Жизнь как борьба добра и зла. Мирный труд - условие счастья. Речевая характеристика героев. | Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать нравственную проблематику произведения; отношение автора к героям. Выразительно читать фрагменты рассказа; характеризовать героев и их поступки. | Чтение рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | 23.03 |
|
80. | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». | Урок изучения нового материала. | Слово о В.П.Астафьеве. Сообщение о деревне Овсянке (рубрика «Литературные места России», с. 278). Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро», история его создания.
| Знать сведения о детстве и начале литературной деятельности В.П.Астафьева; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение; сюжет и содержание рассказа «Васюткино озеро». Понимать, как формировался характер героя. Уметь пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки; выяснять значение незнакомых слов; создавать устные картины. | Вопросы и задания 1-5 (с. 152, рубрика «Обогащайте свою речь»). | 01.04 |
|
81. | Комментированное чтение рассказа «Васюткино озеро». | Комбинированный урок. | Чтение рассказа «Васюткино озеро». Аналитический пересказ фрагментов рассказа. | Знать сюжет и содержание рассказа «Васюткино озеро». Понимать, как формировался характер героя. Уметь пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки. | Пересказ рассказа. | 03.04 |
|
82. | Комментированное чтение рассказа «Васюткино озеро» | Комбинированный урок. | Чтение рассказа «Васюткино озеро». Аналитический пересказ фрагментов рассказа.
| Знать сюжет и содержание рассказа «Васюткино озеро». Уметь пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки; создавать устные картины.
| Пересказ рассказа. | 06.04 |
|
83. | Образ главного героя. | Урок-беседа. | Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя: мужество, бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах. | Знать сюжет и содержание рассказа «Васюткино озеро». Уметь пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки; составлять характеристику героя.
| Вопросы 1-7 (с.152). | 08.04 |
|
84. | Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | Урок-беседа. | Понимание героем природы, его любовь к ней. Следование «таежным законам». Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Роль деталей в рассказе. Способы создания образа героя (пейзаж, метафоры, сравнения). Образ Енисея. | Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать необходимость изучения жизни природы, развития душевных и физических сил. Уметь прослеживать изменения в поведении и характере героя; определять роль природы в произведении, способы ее изображения. | Задание 8 (с. 152). Чтение рассказа «Зачем я убил коростеля?». | 10.04 |
|
85. | В.П.Астафьев. Рассказ «Зачем я убил коростеля?». | Урок внеклассного чтения. | Комментированное чтение рассказа «Зачем я убил коростеля?». Аналитический пересказ фрагментов рассказа. Смысл названия рассказа. Доброта и сострадание, победа добра над злом; жестокость, необдуманность поступков. | Знать сюжет и содержание рассказа «Зачем я убил коростеля?». Понимать отношение автора к героям и их поступкам. Пересказывать текст; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов. | Написать отзыв о прочитанном рассказе. | 13.04 |
|
86. | В.П.Астафьев. Рассказ «Белогрудка». | Урок внеклассного чтения. | Комментированное чтение рассказа «Белогрудка». Аналитический пересказ фрагментов рассказа. Доброта и сострадание, победа добра над злом; жестокость, необдуманность поступков. | Знать сюжет и содержание рассказа «Белогрудка». Понимать отношение автора к героям и их поступкам. Пересказывать текст; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов. | Письменно ответить на вопрос «Над чем заставляет задуматься рассказ «Белогрудка». | 15.04 |
|
Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) | |||||||
87. | А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
| Урок изучения нового материала. | Чтение и обсуждение статьи «Только доблесть бессмертно живет...» (с. 142-143). Слово об А.Т.Твардовском. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Жанровые особенности баллады «Рассказ танкиста». Война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | Знать сведения о жизни и творчестве А.Т.Твардовского (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне. Понимать нравственную проблематику и патриотический пафос поэтических текстов; отношение авторов к героям. Выразительно читать стихотворения; сопоставлять произведения литературы и живописи; объяснять жанровые особенности произведений. | Вопросы и задания 1-3 (с. 159, рубрика «Совершенст-вуйте свою речь»). | 17.04 |
|
88. | К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете...» | Урок изучения нового материала. | Слово о К.М.Симонове. Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете...». Образ «седого мальчишки». Торжественный слог стихотворения. | Знать сведения о жизни и творчестве К.М.Симонова (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне. Понимать нравственную проблематику и патриотический пафос поэтических текстов. Выразительно читать стихотворения. | Выразительно читать стихотворение. | 20.04 |
|
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе | |||||||
89. | Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.
| Урок- практикум. | Стихотворные лирические произведения о родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сравнительный анализ стихотворений Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. | Знать содержание стихотворений поэтов XX века; одно стихотворение наизусть. Понимать лирический пафос стихотворений. Выразительно читать стихотворения; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Выразительное чтение любимого стихотворения о Родине, природе писателей XX века. | 22.04 |
|
90. | РР Моё любимое стихотворение о Родине, природе писателей XX века. | Урок развития речи. | Выразительное чтение. | Уметь выразительно читать лирические произведения. | Чтение рассказов С.Черного «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». | 24.04 |
|
Писатели улыбаются | |||||||
91. | Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон».
| Урок изучения нового материала. | Слово о С.Черном. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Роль игры в формировании личности ребенка. Мир природы в рассказах С.Черного. Значение названий рассказов. Развитие понятия о юморе. Способы создания юмористического в рассказах С.Черного. | Знать сведения о жизни и творчестве С. Черного и Ю.Ч.Кима (кратко); содержание рассказов С.Черного и песен Ю.Ч.Кима. Понимать роль деталей, пейзажа, интерьера в рассказах; юмористический пафос произведений. Уметь сопоставлять литературные произведения друг с другом; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Дополнительный материал по творчеству Ю.Ч.Кима. Выразительное чтение стихотворения «Рыба-кит». | 27.04 |
|
92. | Ю.Ч.Ким «Рыба-кит». | Урок изучения нового материала. | Слово о Ю.Ч.Киме. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Развитие понятия о юморе. Способы создания юмористического в песнях Ю.Ч.Кима. | Знать сведения о жизни и творчестве Ю.Ч.Кима (кратко); содержание песен Ю.Ч.Кима. Понимать роль деталей, пейзажа; юмористический пафос произведений. Уметь находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Сообщение о Д.Дефо. Прочитать отрывки из романа «Робинзон Крузо». | 29.04 |
|
Из зарубежной литературы | |||||||
93. | Д.Дефо «Робинзон Крузо». | Урок изучения нового материала. | Слово о Д.Дефо. Особенности повествования в романе «Робинзон Крузо». Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами. Вера в разум человека. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Роль дневника героя. Робинзон как вечный образ литературы. | Знать сведения о жизни и творчестве Д.Дефо (кратко); сюжет и содержание романа «Робинзон Крузо». Понимать нравственную проблематику романа «Робинзон Крузо»; отношение автора к героям; роль природы в произведении. Выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; прослеживать изменения в поведении и характере героя. | Выразительно читать балладу Стивенсона «Вересковый мед». | 01.05 |
|
94. | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады Стивенсона «Вересковый мед». Характеристика героев. Элементы лингвистического анализа текста. Словарная работа. Составление плана баллады. | Знать сюжет и содержание баллады Стивенсона «Вересковый мед»; признаки жанра баллады. Понимать лексику баллады; роль звукописи в тексте. Выразительно читать и пересказывать балладу; находить в тексте признаки жанра баллады; характеризовать героев и их поступки; составлять план произведения. | Читать сказку Х.К.Андерсена «Снежная королева». | 04.05 |
|
95. | Х.К.Андерсен «Снежная королева». Сюжет и герои сказки. | Урок изучения нового материала, урок – беседа. | Особенности сюжета и композиции сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Выборочный пересказ. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая.
| Знать сведения о жизни и творчестве Х.К.Андерсена (кратко); сюжет и содержание сказки «Снежная королева». Понимать отличие литературной сказки от народной; роль деталей, пейзажа, фантастических образов в произведении; отношение автора к героям. Выразительно пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки. | Чтение статьи С.Я.Маршака «Мастер снов и сказок» (с. 249-250). Задания 1, 4 (с.250).
| 06.05 |
|
96. | Комментированное чтение 1-3 глав сказки «Снежная королева». | Урок-беседа. | Чтение сказки «Снежная королева». Аналитический пересказ фрагментов сказки. | Знать сюжет и содержание сказки «Снежная королева». Понимать, как формировались характеры героев. Уметь пересказывать эпизоды сказки; характеризовать героев и их поступки. | Пересказ 1-3 глав сказки. | 08.05 |
|
97. | Комментированное чтение 4-5 глав сказки «Снежная королева». | Урок-беседа. | Чтение сказки «Снежная королева». Аналитический пересказ фрагментов сказки. | Знать сюжет и содержание сказки «Снежная королева». Понимать, как формировались характеры героев. Уметь пересказывать эпизоды сказки; характеризовать героев и их поступки. | Пересказ 4-5, 6-7 глав сказки. | 11.05 | 1 |
98. | Комментированное чтение 6-7 глав сказки «Снежная королева». | Урок-беседа. | Чтение сказки «Снежная королева». Аналитический пересказ фрагментов сказки. | Знать сюжет и содержание сказки «Снежная королева». Понимать, как формировались характеры героев. Уметь пересказывать эпизоды сказки; характеризовать героев и их поступки. | Чтение отрывка романа «Приключения Тома Сойера». | 13.05 |
|
99. | М.Твен «Приключения Тома Сойера». | Урок-беседа.
| Слово о М.Твене. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 241-242). Роман «Приключения Тома Сойера». Том и Гек, дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М.Твена. | Знать сведения о жизни и творчестве М.Твена (кратко). Знать сюжет и содержание романа «Приключения Тома Сойера». Понимать юмористический пафос произведения. Уметь выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки.
| Задания 2, 4 (с. 268), 1-4 (с.268, рубрика «Фонохрестоматия»). | 15.05 |
|
100. | М.Твен «Приключения Тома Сойера». | Урок-беседа.
| Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным. Юмор и ирония в романе. Приемы иронии (повторы, нагнетания, неожиданности, контрасты). | Знать сюжет и содержание романа «Приключения Тома Сойера». Понимать юмористический пафос произведения. Уметь выразительно пересказывать текст; оценивать отношение автора к героям; характеризовать героев и их поступки.
| Чтение рассказа Джека Лондона «Сказание о Кише». | 18.05 |
|
101. | Джек Лондон «Сказание о Кише». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о Джеке Лондоне. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 258-259). Тема взросления подростка в «Сказании о Кише». Уважение взрослых. Характер мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. | Знать сведения о жизни и творчестве Джека Лондона (кратко); сюжет и содержание «Сказания о Кише». Понимать позицию автора и его отношение к герою. Выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Вопросы и задания 1-5 (с. 280), характеристика героя. | 20.05 |
|
102. | Джек Лондон «Сказание о Кише». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Особенности жанра, мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Составление цитатного плана рассказа. | Знать сюжет и содержание «Сказания о Кише». Понимать позицию автора и его отношение к герою. Выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять цитатный план рассказа. | Чтение статьи на с.281-283, задания 1-3 (с.283-284). | 22.05 |
|
103. | Итоговое контрольное тестирование | Урок повторения и обобщения изученного. | Беседа по вопросам. Представление учащимися книг, прочитанных за год, рисунков к ним. Выставка сочинений и рисунков. | Знать содержание и героев прочитанных произведений. Уметь пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать поэтические и прозаические тексты; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения. | Список литературы для чтения летом. | 25.05 |
|
104. | Проверка техники чтения | Урок повторения и обобщения изученного. | Беседа по вопросам. Представление учащимися книг, прочитанных за год, рисунков к ним. Выставка сочинений и рисунков. | Знать содержание и героев прочитанных произведений. Уметь пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать поэтические и прозаические тексты; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения. | Список литературы для чтения летом. | 27.05 |
|
105 | Итоговый урок. «Книги, которые я буду читать летом | Урок повторения и обобщения изученного. | Беседа по вопросам. Представление учащимися книг, прочитанных за год, рисунков к ним. Выставка сочинений и рисунков. | Знать содержание и героев прочитанных произведений. Уметь пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать поэтические и прозаические тексты; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения. | Список литературы для чтения летом. | 29.05 |
|
Лист корректировки (внесения изменений и дополнений) рабочей программы по литературе в 5 б классе
Дата урока по плану | Дата проведения по факту | Содержание корректировки (тема урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата и № приказа) | Подпись заместителя директора по УВР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
43