№ п\п. | Тема | Кол-во часов | Дата | Цели | Круг чтения | Вопросы теории | Основные виды творческой и читательской деятельности | Основные виды контроля |
План | Факт |
Введение.( 1ч.) |
1. | Шедевры русской литературы. | 1 | 1.09 | | Дать представление о литературе как искусстве слова, её роли в жизни человека. | Статья учебника | Шедевры, основное базовое образование. | Лекция, беседа, работа с книгой. | Стр.3-5. |
Из древнерусской литературы.( 4ч.) |
2. | Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. | 1 | 4.09 | | Раскрыть основные жанры и черты древнерусской лит-ры. | Статья учебника | Поучение ,повесть, житие, жанр, летопись. | Беседа по вопросам, работа со статьёй учебника. | Составление плана статьи. |
3. | Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». | 1 | 5.09 | | Сформировать представление о высоких нравственных и духовных качествах людей старины русской. | «Слово о полку Игореве». | Поучение, повесть, житие, летопись. | Слово учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам. | Сообщения о князях – героях «Слова…» |
4. | Человек и природа в художественном мире поэмы, её стилистические особенности. | 1 | 8.09 | | Познакомить со спецификоцй жанра слова, раскрыть особенности языка, образов. | «Слово о полку Игореве». | Поучение, повесть, житие. | Сообщения учеников, элементы анализа текста, пересказ текста. | Наизусть один из элементов «Слова…» |
5. | «Слово о полку Игореве» в русской литературе. | 1 | 11.09 | | Воспитывать любовь и гордость к истории своей страны. | «Слово о полку Игореве» | Жанр, олицетворение, плач. | Извлечение информации из различных источников. | Стр.24-26. |
Из русской литературы18 века. (13ч. ) |
6. | Основные тенденции развития русской литературы 18 века. Самобытный характер русского классицизма. | 1 | 12.9 | | Раскрыть особенности литературы 18 века, дать понятие классицизма, указать на отличительные черты русского классицизма. | Статья учебника | Классицизм, панегирик, сатира. | Составление таблицы | Конспект статьи учебника. |
7. | Формирование «новой» русской литературы в начале столетия. А. Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский. | 1 | 15.09 | | Познакомить с особенностями «новой» русской литературы начала 18 века. | Статья учебника. | Сатира, тоническое стихосложение. | Анализ статьи учебника, | Сообщение о писателях. |
8. | М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…». Ода как жанр лирической поэзии. | 1 | 18.09 | | Познакомить с творчеством писателя, раскрыть особенности теории «трёх штилей», оды как жанра лирической поэзии. | «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…» | Ода, теория «трёх штилей». | Анализ оды. | Презентация. |
9. | Новая русская драматургия. А.П. Сумаруков, В.В. Капнист, Я.Б. Княжнин. | 1 | 19.09 | | Раскрыть особенности драматургии18 века, познакомить с творчеством А.П. Сумарукова, В.В.Капниста Я.Б. Княжнина. | Статья учебника | Интрига. | Конспект лекции | Фронтальный опрос. |
10. | Расцвет отечественной драматургии. Д.И. Фонвизин «Недоросль». | 1 | 22.09 | | Познакомить с творчеством Д.И. Фонвизина, раскрыть сатирическую направленность комедии. | «Недоросль» | Комедия, сатира, диалог, монолог, ремарка. | Речевая хар-ка, выразительное чтение. | Презентация. |
11. | Д.И. Фонвизин «Недоросль»: герои события. | 1 | 25.09 | | Обсудить проблемы гражданственности: образование воспитание в комедии. | «Недоросль». | Сатира, комедия, монолог, ремарка. | Речевая хар-ка, чтение по ролям. | Мини-сочинение «Каким я увидел Митрофана». |
12. | Образование и воспитание в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». | 1 | 26.09 | | Обсудить проблему –традиции и новаторства в пьесе. | «Недоросль». | Сатира, комедия, диалог, ремарка. | Владение монологической и диалогической речью. | Индивидуальные задания. |
13. | Проблематика произведений Г.Р. Державина .«Фелица», «Памятник». | 1 | 29.09 | | Познакомить с творчеством писателя, особенностями его поэтической манеры, со слогом и интонациями произведения. | «Фелица», «Памятник». | Ода, аллегория. | Извлечение информации из различных источников. | Стих-е наизусть. |
14. | Книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. | 1 | 2.10 | | Дать представление об основных фактах биографии писателя и особенностях его творческой манеры; познакомить со слогом и интонациями произведения, дать понятие путешествия как жанра, проследить черты сентиментализма в произведении. | «Путешествие из Петербурга в Москву». | Особенности жанра путешествия, сентиментализм. | Конспект лекции. | Подбор материала к сочинению. |
15. | Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева. | 1 | 3.10 | |
16. | Н, М, Карамзин «Бедная Лиза». Черты сентиментализма и предромантизма в его произведениях. | 1 | 6.10 | | Создать условия для понимания вопроса о роли писателя в литературе 18 века; дать понятие о сентиментализме . | «Бедная Лиза». | Сентиментализм. | Анализ текста, характеристика героев. | Индивидуальные задания. |
17-18. | Сочинение по произведениям литературы 18 века. | 2 | 9.10 10.10 | | Формировать навык написания сочинения на заданную тему. | Подбор материала. | Порядок написания сочинения. | План работы. | Сочинение. |
Литература русского романтизма первой четверти 19 века. ( 6ч.) |
19. | «Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму. | 1 | 13.10 | | Дать понятие романтизма, реализма; раскрыть особенности лит-ры19 в., указать на отличительные черты русского романтизма. | Статья учебника. | Романтизм, реализм, , мемуарная лит-ра, народность, публицистика. | Конспект лекции. | Фронтальный опрос. |
20. | Поэзия чувственных радостей К,Н. Батюшкова. | 1 | 16.10 | | Познакомить с творчеством поэта. | Стих-я «Мечта», «Мой гений». | Элегия | Конкурсное чтение стих-ий. | Стих-е наизусть. |
21-22. | Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве В,А. Жуковского. | 2 | 17.10 20.10 | | Сформировать представление о романтических мотивах в творчестве В.А. Жуковского; выделить основные проблемы лирических произведений. | Поэма «Певец во стане русских воинов», стих-е «Море. Элегия», «Жизнь». | Романтизм, поэма, элегия. | Самостоятельный комментарий к поэтическому тексту. | Стих-е наизусть. |
23. | Влияние творчества поэта на последующий литературный процесс. | 1 | 23.10 | | Создать условия для раскрытия понятия баллады; отметить душевное богатство, нравственную чистоту, народную основу образов. | Баллада «Светлана». | Баллада. | Выразительное чтение и анализ текста. | Индивидуальные задания. |
24. | Поэты-элегики и представители «гражданского романтизма». Е.А. Баратынский, К.Ф. Рылеев. | 1 | 24.10 | | Обучение анализу лирического произведения. | Стих-е «Разуверение», дума «Иван Сусанин». | Романтизм, дума, гражданский романтизм. | Инсценировка отрывков из баллады. | Презентация. |
Литература первой половины 19 века. ( 58 ч.) | |
25. | Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. | 1 | 27.10 | | Создать условия для понимания и раскрытия личности драматурга; роль жизни на Кавказе в судьбе Грибоедова. | Статья учебника. | Вольный стих. | План статьи. | Индивидуальные сообщения. |
26. | Творческая история комедии «Горе от ума». | 1 | 30.10 | | Создать условия для понимания и раскрытия личности драматурга; роль жизни на Кавказе в судьбе Грибоедова; рассмотреть глубину, противоречивость образов, созданных автором; место Чацкого в системе образов; подвести учащихся к самостоятельной оценке основных понятий и проблем, поднятых автором, путём сравнения и сопоставления. | «Горе от ума», «Мильон терзаний». | Трагикомедия, двуединый конфликт, монолог. | Чтение по ролям, характеристика героев, анализ статьи. | Монолог наизусть. |
27. | Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. | 1 | 31.10 | |
28. | Идеалы и антиидеалы Чацкого. | 1 | 10.11 | |
29. | Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала 19 столетия. | 1 | 13.11 | |
30. | Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. | 1 | 14.11 | |
31. | Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. | 1 | 17.11 | |
32. | И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»). | 1 | 20.11 | |
33-34. | Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | 2 | 21.11 24.11 | | Продолжить совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему; соблюдать признаки выбранного жанра сочинения. | Подбор материала. | Порядок написания сочинения. | Составление плана работы. | Сочинение. |
35. | Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. | 1 | 27.11 | | Дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры. | Статья учебника. | Реализм. | Конспект лекции, фронтальный опрос. | Презентация. |
36. | Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики. Тема поэта и поэзии. ( «Арион», «Пророк», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). | 1 | 28.11 | | Создать условия для понимания поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений человека, его чувств и настроений. | «Арион», «Анчар», «К Чаадаеву», «К морю», «Осень», «Деревня». | Художественные средства языка, размеры стихов, романтизм, реализм. | Выразительное чтение, анализ стихотворений. | 3 стихотворения наизусть. |
37. | Лирика любви и дружбы. (К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная тьма», «Я вас любил…» | 1 | 1.12 | |
38. | Тема природы в лирике А.С. Пушкина.( «Осень», «Деревня»). | 1 | 4.12 | |
39. | Романтическая поэма «Кавказский пленник», её художественное своеобразие и проблематика. | 1 | 5.12 | | Создать условия для понимания идейного содержания поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости; совершенствовать навык анализа поэтического текста в единстве формы и содержания. | «Кавказский пленник», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии». | Романтическая поэма, реализм, пародия. | Анализ текста, сравнительная характеристика героев, оставление плана. | Фронтальный опрос. |
40. | Герои и проблематика «Повестей Белкина». | 1 | 8.12 | |
41. | Нравственные уроки «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. | 1 | 11.12 | |
42. | Философское звучание поздней лирики А.С. Пушкина «Вновь я посетил». | 1 | 12.12 | | Создать условия для понимания идейного содержания стих-я. | «Вновь я посетил». | Духовные стихи. | Анализ текста. | Индивидуальные задания. |
43. | «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. | 1 | 15.12 | | Дать представление об особенностях романа в стихах, об истории создания, совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия, мастерства речевых характеристик персонажей, совершенствовать умение выразительного чтения. | | Роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление. | Выразительное чтение, характеристика героев, анализ отдельных эпизодов романа. | Презентация; фронтальный опрос; письмо Онегина, письмо Татьяны наизусть. |
44. | Автор и его герой в образной системе романа. | 1 | 18.12 | |
45. | Тема онегинской хандры и её преломление в « собранье пёстрых глав». | 1 | 19.12 | |
46.-47. | Онегин и Ленский. | 2 | 22.12 25.12 | |
48-49. | Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. | 2 | 26.12 12.01 | |
50. | Картины жизни русского дворянства в романе. | 1 | 15.01 | |
51. | Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». | 1 | 16.01 | |
52-53. | Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | 2 | 19.01 22.01 | | Формировать навык написания сочинения на заданную тему. | Подбор материала. | | Порядок написания работы. | Сочинение. |
54. | Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. | 1 | 23.01 | | Познакомить с творчеством поэта. | Статья учебника. | | Составление плана лекции. | Презентация. |
55. | Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова. | 1 | 26.01 | | Раскрыть глубину и непосредственность чувств лирического героя; осмысление Родины ранней и поздней лирики Лермонтова; обучение анализу стихотворения. | 56- «Смерть поэта», «Поэт», «Нет, я не Байрон», «Пророк»; 57-«Родина», «Выхожу один я на дорогу»; 58-«Когда волнуется желтеющая нива…»; 59- «Нет, не тебя так пылко я люблю…»; 60-«Дума». | Романтический герой, лирический герой, байронический герой, инверсия, пафос, художественные средства языка, | Выразительное чтение стихов, составление таблицы, анализ стихов. | 5 стихотворений наизусть. |
56. | Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова. | 1 | 29.01 | |
57. | Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | 30.01 | |
58. | Человек и природа в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | 2.02 | |
59. | Тема любви в творчестве М.Ю. Лермонтова. | 1 | 5.02 | |
60. | Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | 6.02 | |
61. | Проверочная работа по лирике М.Ю. Лермонтова.(анализ одного стихотворения). | 1 | 9.02 | | Совершенствовать навык анализа лирических произведений. | | План анализа стихотворения. | Анализ стихотворения. | Проверочная работа. |
62. | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»-первый психологический роман в русской литературе. | 1 | 12.02 | | Создать условия для понимания главной мысли романа о моральной ответственности человека за всё, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика; развитие навыков монологической речи. | «Герой нашего времени». | Философский роман, психологический портрет, образ рассказчика, сюжет фабула, композиция. | Выборочный пересказ, характеристика героев, анализ текста. | Анализ эпизода. |
63. | Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа в главах «Бэла», «Максим Максимыч». | 1 | 13.02 | |
64-65. | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера в главах «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». | 2 | 16.02 19.02 | |
66-67. | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | 2 | 20.02 26.02 | |
68. | Споры о романтизме и реализме романа. Творчество М.Ю. Лермонтова в оценке В. Белинского. | 1 | 27.02 | | Познакомить учащихся с оценкой творчества М.Ю. Лермонтова В. Белинским. | Статья учебника. | «Интимный» патриотизм, повествовательный цикл. | Цитатный план лекции. | Фронтальный опрос. |
69. | Тестовая работа по творчеству М.Ю. Лермонтова. | 1 | 2.03 | | Выявление степени усвоения учениками материала . | | Тест. | Выполнение тестовой работы. | Тестовая работа.стр.45 кон. р.9-11кл. |
70-71. | Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. | 2 | 5.03 6.03 | | Формировать навык написания сочинения на заданную тему. | | Порядок написания сочинения. | Подбор материала для сочинения. | Сочинение. |
72. | Н.В. Гоголь - писатель-сатирик. Страницы жизни и творчества. | 1 | 12.03 | | Познакомить с жизнью и судьбой Н.В. Гоголя; дать представление об истории создания поэмы; совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия, мастерства речевых характеристик персонажей; совершенствовать умение выразительного чтения произведения. | Статья учебника, «Мёртвые души». | Поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть. | Пересказ с элементами цитирования, анализ текста. | Презентация, фронтальный опрос, индивидуальные задания. |
73. | Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. | 1 | 13.03 | |
74. | «Вся Русь явится в нём!» Сюжетно-композиционное своеобразие «Мёртвых душ». | 1 | 16.03 | |
75-76. | Губернский город N и его обитатели. | 2 | 19.03 20.03 | |
77. | Народная тема в поэме. | 1 | 30.03 | |
78-79. | Образ Чичикова и тема «живой» и «мёртвой» души в поэме. | 2 | 2.04 3.04 | |
80. | Фигура автора и роль лирических отступлений. | 1 | 6.04 | |
81. | Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода. | 1 | 9.04 | |
82. | «Мёртвые души» - поэма о величии России. Обучение пересказу с элементами цитирования. | 1 | 10.04 | | Учить пересказывать художественный текст, включая элементы цитирования. | «Мёртвые души». | Цитата, цитирование. | Пересказ текста. | |
83-84. | Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. | 2 | 13.04 16.04 | | Формировать навык написания сочинения на заданную тему. | | Порядок написания работы. | Подбор материала для сочинения. | Сочинение. |
Литература второй половины 19 века.(8 ч.) |
85. | Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 годов. | 1 | 17.04 | | Познакомить учащихся с традициями отечественного реализма в литературе 1840-1890 годов; Рассмотреть своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина. | Статья учебника, «история одного города». | Реализм, психологическая проза. | Конспектирование лекции, сообщение о писателях, фронтальный опрос. | Презентация. |
86. | Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова, И.С. Тургенева). | 1 | 20.04 | |
87. | Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». | 1 | 23.04 | |
88. | Лирическая ситуация 50-80 годов 19 века. Ф.И.Тютчев – поэт-философ и поэт родной природы. | 1 | 24.04 | | Дать представление о фактах биографии поэта, об истории создания произведений, новаторстве. | «Я встретил вас…», «Я помню время золотое…». | Художественные средства языка. | План анализа стихотворения. | Анализ лирического текста. |
89. | Тема «невыразимого» в лирике А.А. Фета. | 1 | 27.04 | | Совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия. | «День и ночь», «Какая ночь». | Художественные средства языка. | План анализа стихотворения. | Анализ лирического текста. |
90. | Поэзия Н.А. Некрасова. Своеобразие некрасовской Музы. | 1 | 30.04 | | Совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия. | «Вчерашний день, в часу шестом…» | Художественные средства языка. | План анализа стихотворения. | Анализ лирического текста. |
91. | Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. | 1 | 4.05 | | Дать представление о личности и творчестве А.П. Чехова, воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев. | Статья учебника, «Тоска», «Смех сквозь слезы». | Художественная деталь. | Анализ текста, фронтальный опрос. | Презентация. |
92. | А.П. Чехов. Тема одиночества человека в мире «Тоска», «Смех сквозь слёзы». | 1 | 7.05 | |
Из литературы 20 века.(10 ч.) |
93. | Своеобразие русской прозы рубежа веков(М. Горький, И. Бунин, А. Куприн). | 1 | 8.05 | | Дать представление о жанрах и направлениях русской литературы, совершенствовать навык анализа драматического произведения. | Статья учебника, «На дне». | Драма, внутренний монолог, психологизм. | Лекция учителя, работа с текстом, вопросы и задания. | Презентация. |
94. | Драма М. Горького «На дне» как пьеса-буревестник. | 1 | 11.05 | |
95. | Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи. | 1 | 14.05 | | Учить писать рефераты, строить письменное высказывание- анализ поэтического текста. | Лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А Ахматовой, М. Цветаевой. | Лирика, художественные средства языка. | Подбор материала для рефератов. | Реферат. |
96. | Своеобразие отечественного романа первой половины x x века. | 1 | 15.05 | | Рассказать о своеобразии романа первой половины xx века, совершенствовать навык анализа прозаического произведения. | Статья учебника, «Судьба человека». | Композиция, сюжет, рассказ. | Лекция учителя, сообщения учащихся, работа с книгой. | Презентация. |
97. | Гуманизм шолоховской прозы. Рассказ «Судьба человека». | 1 | 18.05 | | | | | | |
98. | Литературный процесс 50-80-х годов. В.Г. Распутин «Деньги для Марии». | 1 | 21.05 | | Дать представление о жанрах и направлениях русской литературы, совершенствовать навык анализа художественного произведения. | Статья учебника, «Деньги для Марии». | Литературное направление, традиции и новаторство. | Лекция учителя, сообщения учащихся, работа с книгой. | Индивидуальные задания. |
99 | Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов. В. Астафьев, В. Распутин, И.Бродский, О. Седакова Итоги года. | 1 | 22.05 | | Дать представление о жанрах и направлениях русской литературы, совершенствовать навык анализа художественного произведения. | Статья учебника. | Литературное направление, традиции и новаторство. | Лекция учителя, сообщения учащихся, работа с книгой. | Индивидуальные задания. |