СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс»

Календарно-тематическое планирование 

по литературе 9 класс

( 2 часа в неделю, всего 68 часов)


№ п/п

№ урока в теме


Тема урока


Сроки проведения

Приме-чание

план

факт


1

1

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребностей общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы . Литература как искусство слова (углубление представлений).




2

1

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет.




3

2

Образы русских князей.

Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли.



Наизусть

4

3

Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».

Теория литературы. Летопись. Метафорическая природа художественного образа. Исторический процесс.




5

4

Литература родного края. «Слово о полку Игореве». Поэтический образ родной земли. Русская народная словесность, выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, параллелизм), воспевание природы и красоты земли, идея единения.




6




1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIIIв. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов.

Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии










Отрывок наизусть

7

1

Гавриил Романович Державин

Жизнь и творчество (обзор).

«Властителя и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего.

«Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта.

«Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного

поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии (развитие представлений). Черты «высокого» стиля в лирике.




8

1

Николай Михайлович Карамзин

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза».

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).




9

2

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.




10

3

Р.р. Письменный ответ на проблемный вопрос по литературе XVIII в.




11

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Василий Андреевич Жуковский

Жизнь и творчество (обзор).

Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти.




12

2

В.А. Жуковский «Светлана»

Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).




13


1

Александр Сергеевич Грибоедов

Жизнь и творчество (обзор).




14

2

Комедия «Горе от ума». История создания, публикации, первые постановки комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта.




15

3

Система образов. Чацкий

как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги.



Монолог наизусть

16

4

Образ фамусовской Москвы. Художественная роль внесценических персонажей.




17

5

Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии.




18

6

Р.р. Критика о пьесе Грибоедова.

И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». (Критический этюд). (В сокращении).




19

7

Контрольная работа (тестовые задания) по комедии Грибоедова «Горе от ума».



Дом. сочине-ние

20

1

Александр Сергеевич Пушкин

Жизнь и творчество (обзор).




21

2

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики

А.С. Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей.



Наизусть

22

3

Одухотворенность и чистота чувства любви.




23

4

Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.




24

5

Р.р. Письменный ответ на проблемный вопрос по лирике Пушкина.




25

6

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).




26

7

«Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Обзор содержания.

Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия).




27

8

Образы главных героев. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.




28

9

Герои романа. Татьяна — нравственный идеал

А.С. Пушкина. Автор как идейно- композиционный и лирический центр романа.

Теория литературы. Психологизм изображения (начальные представления).



Письмо Татьяны наизусть

29

10

Р.р. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика - А.А. Григорьев; «почвенники» — Ф.М.Достоевский; философская критика начала

XX в.; писательские оценки).




30

11

Контрольная работа (тестовые задания) по творчеству Пушкина.



Дом. сочине-ние

31


1

Михаил Юрьевич Лермонтов

Жизнь и творчество (обзор).

«Смерть Поэта», «Родина», «Дума», «Пророк», «Поэт», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «И скучно и грустно», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Нищий», «Я жить хочу! хочу печали…»



Смерть Поэта», «Родина» наизусть

32

2

Основные мотивы, образы и настроения поэзии М.Ю. Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.




33

3

Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии.




34

4

Р.р. Анализ лирического произведения (стихотворение Лермонтова «Завещание»)




35

5

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции.




36

6

Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений»

(В.Г. Белинский).




37

7

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».




38

8

Поэзия М.Ю. Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г.Белинского и Н.А.Добролюбова.

Теория литературы. Психологический роман (развитие представлений). Романтический герой (развитие представлений), романтизм, реализм (развитие представлений).




39

9

Сочинение по творчеству Лермонтова.




40

1

Николай Васильевич Гоголь

Жизнь и творчество (обзор).

«Мертвые души». История создания. Первоначальный замысел и идея Н.В. Гоголя.




41

2

Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души.




42

3

Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии и сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).




43

4

Поэма о величии России. Жанровое своеобразие произведения. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Причины незавершенности поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Н.В. Гоголя на критику В.Г. Белинского.



т.1, гл.11 «Русь-тройка»

наизусть

44

5

Сочинение по творчеству Гоголя.




45

1

Федор Михайлович Достоевский

Жизнь и творчество (обзор).

«Белые ночи». (В сокращении). Тип «петербургского мечтателя» – жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М. Достоевского.




46

1

ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Антон Павлович Чехов

Жизнь и творчество (обзор).«Тоска». Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. Рассказ «Тоска» - тема одиночества в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.




47

1

Иван Алексеевич Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.




48

1

Александр Александрович Блок

Жизнь и творчество (обзор).

«Ветер принес издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций А.А. Блока. Образы и ритмы поэзии. Образ Родины в поэзии А.А. Блока.

Теория литературы. Лирический герой. Тематика и проблематика лирических произведений (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).



Наизусть

49

1

Сергей Александрович Есенин

Жизнь и творчество (обзор).

«Вот уж вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике С.А. Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Олицетворение как основной художественный прием. Своеобразие метафор и сравнений.

Теория литературы. Образность языка лирики С.А. Есенина (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).



Наизусть

50

1

Владимир Владимирович Маяковский

Жизнь и творчество (обзор).

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю», «Прощание». Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. В.В. Маяковский о труде поэта.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Система стихосложения (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).



«Послу-шайте!», «А вы могли бы?» Наизусть

51

1

Михаил Афанасьевич Булгаков

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия.




52

2

Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).




53

1

Марина Ивановна Цветаева

Жизнь и творчество (обзор).

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи о Москве», «Стихи Блоку», «Родина». Особенности поэтики

М.И. Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Теория литературы. Литературные традиции. Лирический герой. Экспрессия чувства (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).



Наизусть

54

1

Анна Андреевна Ахматова

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворные произведения из книг «Четки» (Вновь Исакий в облаченье»), «Белая стая» («Молитва», «Сразу тихо стало в доме»), Седьмая книга («Пушкин»), «Подорожник» («Я спросила у кукушки…»),

«Anno Domini» («Сказал, что у меня соперниц нет» «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…»), «Тростник» («Муза», «И упало каменное сердце»), «Ветер войны» («Клятва»).

Трагические интонации в любовной лирике А.А. Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений А.А. Ахматовой.




Наизусть

55

1

Николай Алексеевич Заболоцкий

Жизнь и творчество (обзор).

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщения поэта- мыслителя.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).



Наизусть

56

1

Михаил Александрович Шолохов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека.

Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).



Дом. сочине-ние

57

1

Борис Леонидович Пастернак

Жизнь и творчество (обзор).

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака. Одухотворенная предметность поэзии

Б.Л. Пастернака. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Теория литературы. Лирическое стихотворение (развитие представлений).

Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).



Наизусть

58

1

Александр Трифонович Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения о Родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом», «Я знаю. никакой моей вины…», «О сущем»..

Интонация и стиль стихотворений.



Наизусть

59

1

Александр Исаевич Солженицын

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини.

Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).




60

1

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX вв. (обзор)

А.С. Пушкин «Певец»; М.Ю. Лермонтов «Отчего»; Е.А.Баратынский «Разуверение»;

Ф.И. Тютчев «К.Б.»; А.К. Толстой «Средь шумного бала, случайно...»;

А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу...»;

А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...»;

К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь...»;

Н.А. Заболоцкий «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.



Наизусть

61

1

ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ

Владимир Иванович Даль

Жизнь и творчество Казака Луганского. «Толковый словарь живого великорусского языка». Значение литературного творчества В.И. Даля.




62

2

Михаил Львович Матусовский

Жизнь и творчество. Тема Родины в стихотворениях «С чего начинается Родина?», «Вернулся я на Родину», романс «Целую ночь соловей нам насвистывал», «Берёзовый сок», «Московские окна», «Подмосковные вечера», «Та река, где ты родился», «Моя родимая земля», «Песня о гудке» и др.




63

3

Геннадий Станиславович Довнар

Жизнь и литературная деятельность. Обзор творчества: «Отцы и правнуки Луганска: история города в лицах», «Знак человечности», «Луганцы» и др.




64


1

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гай Валерий Катулл

Слово о поэте. Стихи о любви (обзор). «Нет, ни одна среди женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Квинт Гораций Флакк

Жизнь и творчество (обзор).

«К Мельпомене». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.




65

1

Данте Алигьери

Жизнь и творчество (обзор)

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.




66

1

Уильям Шекспир

Жизнь и творчество (обзор). Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром

«расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. У. Шекспир и русская литература.




67

1

Иоганн Вольфганг Гёте

Жизнь и творчество (обзор). Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:

«Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамика бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.




68

1

Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся 9 класса.