№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Сроки проведения | Приме-чание |
план | факт | |
1 | 1 | Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребностей общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы . Литература как искусство слова (углубление представлений). | | | |
2 | 1 | ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. | | | |
3 | 2 | Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. | | | Наизусть |
4 | 3 | Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...». Теория литературы. Летопись. Метафорическая природа художественного образа. Исторический процесс. | | | |
5 | 4 | Литература родного края. «Слово о полку Игореве». Поэтический образ родной земли. Русская народная словесность, выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, параллелизм), воспевание природы и красоты земли, идея единения. | | | |
6 | 1 | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Характеристика русской литературы XVIIIв. Гражданский пафос русского классицизма. Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии | | | Отрывок наизусть |
7 | 1 | Гавриил Романович Державин Жизнь и творчество (обзор). «Властителя и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии (развитие представлений). Черты «высокого» стиля в лирике. | | | |
8 | 1 | Николай Михайлович Карамзин Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). | | | |
9 | 2 | Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. | | | |
10 | 3 | Р.р. Письменный ответ на проблемный вопрос по литературе XVIII в. | | | |
11 | 1 | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Василий Андреевич Жуковский Жизнь и творчество (обзор). Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. | | | |
12 | 2 | В.А. Жуковский «Светлана» Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений). | | | |
13 | 1 | Александр Сергеевич Грибоедов Жизнь и творчество (обзор). | | | |
14 | 2 | Комедия «Горе от ума». История создания, публикации, первые постановки комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. | | | |
15 | 3 | Система образов. Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. | | | Монолог наизусть |
16 | 4 | Образ фамусовской Москвы. Художественная роль внесценических персонажей. | | | |
17 | 5 | Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. | | | |
18 | 6 | Р.р. Критика о пьесе Грибоедова. И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». (Критический этюд). (В сокращении). | | | |
19 | 7 | Контрольная работа (тестовые задания) по комедии Грибоедова «Горе от ума». | | | Дом. сочине-ние |
20 | 1 | Александр Сергеевич Пушкин Жизнь и творчество (обзор). | | | |
21 | 2 | Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики А.С. Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. | | | Наизусть |
22 | 3 | Одухотворенность и чистота чувства любви. | | | |
23 | 4 | Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. | | | |
24 | 5 | Р.р. Письменный ответ на проблемный вопрос по лирике Пушкина. | | | |
25 | 6 | «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Теория литературы. Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). | | | |
26 | 7 | «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Обзор содержания. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). | | | |
27 | 8 | Образы главных героев. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. | | | |
28 | 9 | Герои романа. Татьяна — нравственный идеал А.С. Пушкина. Автор как идейно- композиционный и лирический центр романа. Теория литературы. Психологизм изображения (начальные представления). | | | Письмо Татьяны наизусть |
29 | 10 | Р.р. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика - А.А. Григорьев; «почвенники» — Ф.М.Достоевский; философская критика начала XX в.; писательские оценки). | | | |
30 | 11 | Контрольная работа (тестовые задания) по творчеству Пушкина. | | | Дом. сочине-ние |
31 | 1 | Михаил Юрьевич Лермонтов Жизнь и творчество (обзор). «Смерть Поэта», «Родина», «Дума», «Пророк», «Поэт», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «И скучно и грустно», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Нищий», «Я жить хочу! хочу печали…» | | | Смерть Поэта», «Родина» наизусть |
32 | 2 | Основные мотивы, образы и настроения поэзии М.Ю. Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. | | | |
33 | 3 | Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии. | | | |
34 | 4 | Р.р. Анализ лирического произведения (стихотворение Лермонтова «Завещание») | | | |
35 | 5 | «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. | | | |
36 | 6 | Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский). | | | |
37 | 7 | Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». | | | |
38 | 8 | Поэзия М.Ю. Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г.Белинского и Н.А.Добролюбова. Теория литературы. Психологический роман (развитие представлений). Романтический герой (развитие представлений), романтизм, реализм (развитие представлений). | | | |
39 | 9 | Сочинение по творчеству Лермонтова. | | | |
40 | 1 | Николай Васильевич Гоголь Жизнь и творчество (обзор). «Мертвые души». История создания. Первоначальный замысел и идея Н.В. Гоголя. | | | |
41 | 2 | Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. | | | |
42 | 3 | Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии и сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). | | | |
43 | 4 | Поэма о величии России. Жанровое своеобразие произведения. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Причины незавершенности поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Н.В. Гоголя на критику В.Г. Белинского. | | | т.1, гл.11 «Русь-тройка» наизусть |
44 | 5 | Сочинение по творчеству Гоголя. | | | |
45 | 1 | Федор Михайлович Достоевский Жизнь и творчество (обзор). «Белые ночи». (В сокращении). Тип «петербургского мечтателя» – жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М. Достоевского. | | | |
46 | 1 | ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА Антон Павлович Чехов Жизнь и творчество (обзор).«Тоска». Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. Рассказ «Тоска» - тема одиночества в многолюдном городе. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. | | | |
47 | 1 | Иван Алексеевич Бунин Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. | | | |
48 | 1 | Александр Александрович Блок Жизнь и творчество (обзор). «Ветер принес издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций А.А. Блока. Образы и ритмы поэзии. Образ Родины в поэзии А.А. Блока. Теория литературы. Лирический герой. Тематика и проблематика лирических произведений (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий). | | | Наизусть |
49 | 1 | Сергей Александрович Есенин Жизнь и творчество (обзор). «Вот уж вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике С.А. Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. Олицетворение как основной художественный прием. Своеобразие метафор и сравнений. Теория литературы. Образность языка лирики С.А. Есенина (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий). | | | Наизусть |
50 | 1 | Владимир Владимирович Маяковский Жизнь и творчество (обзор). «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю», «Прощание». Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. В.В. Маяковский о труде поэта. Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Система стихосложения (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий). | | | «Послу-шайте!», «А вы могли бы?» Наизусть |
51 | 1 | Михаил Афанасьевич Булгаков Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. | | | |
52 | 2 | Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий). | | | |
53 | 1 | Марина Ивановна Цветаева Жизнь и творчество (обзор). «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи о Москве», «Стихи Блоку», «Родина». Особенности поэтики М.И. Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Теория литературы. Литературные традиции. Лирический герой. Экспрессия чувства (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий). | | | Наизусть |
54 | 1 | Анна Андреевна Ахматова Жизнь и творчество (обзор). Стихотворные произведения из книг «Четки» (Вновь Исакий в облаченье»), «Белая стая» («Молитва», «Сразу тихо стало в доме»), Седьмая книга («Пушкин»), «Подорожник» («Я спросила у кукушки…»), «Anno Domini» («Сказал, что у меня соперниц нет» «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…»), «Тростник» («Муза», «И упало каменное сердце»), «Ветер войны» («Клятва»). Трагические интонации в любовной лирике А.А. Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений А.А. Ахматовой. | | | Наизусть |
55 | 1 | Николай Алексеевич Заболоцкий Жизнь и творчество (обзор). «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщения поэта- мыслителя. Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий). | | | Наизусть |
56 | 1 | Михаил Александрович Шолохов Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия). | | | Дом. сочине-ние |
57 | 1 | Борис Леонидович Пастернак Жизнь и творчество (обзор). «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака. Одухотворенная предметность поэзии Б.Л. Пастернака. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. Теория литературы. Лирическое стихотворение (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий). | | | Наизусть |
58 | 1 | Александр Трифонович Твардовский Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения о Родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом», «Я знаю. никакой моей вины…», «О сущем».. Интонация и стиль стихотворений. | | | Наизусть |
59 | 1 | Александр Исаевич Солженицын Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия). | | | |
60 | 1 | Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX вв. (обзор) А.С. Пушкин «Певец»; М.Ю. Лермонтов «Отчего»; Е.А.Баратынский «Разуверение»; Ф.И. Тютчев «К.Б.»; А.К. Толстой «Средь шумного бала, случайно...»; А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу...»; А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь...»; Н.А. Заболоцкий «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. | | | Наизусть |
61 | 1 | ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ Владимир Иванович Даль Жизнь и творчество Казака Луганского. «Толковый словарь живого великорусского языка». Значение литературного творчества В.И. Даля. | | | |
62 | 2 | Михаил Львович Матусовский Жизнь и творчество. Тема Родины в стихотворениях «С чего начинается Родина?», «Вернулся я на Родину», романс «Целую ночь соловей нам насвистывал», «Берёзовый сок», «Московские окна», «Подмосковные вечера», «Та река, где ты родился», «Моя родимая земля», «Песня о гудке» и др. | | | |
63 | 3 | Геннадий Станиславович Довнар Жизнь и литературная деятельность. Обзор творчества: «Отцы и правнуки Луганска: история города в лицах», «Знак человечности», «Луганцы» и др. | | | |
64 | 1 | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Гай Валерий Катулл Слово о поэте. Стихи о любви (обзор). «Нет, ни одна среди женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Квинт Гораций Флакк Жизнь и творчество (обзор). «К Мельпомене». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. | | | |
65 | 1 | Данте Алигьери Жизнь и творчество (обзор) «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы. | | | |
66 | 1 | Уильям Шекспир Жизнь и творчество (обзор). Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. У. Шекспир и русская литература. | | | |
67 | 1 | Иоганн Вольфганг Гёте Жизнь и творчество (обзор). Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамика бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература. | | | |
68 | 1 | Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся 9 класса. | | | |