СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данное календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по литературе, авторской программы В.Я. Коровиной и Федерального государственного общеобразовательного стандарта. Содержит следующие разделы: название темы, содержание урока, цели и задачи, виды контроля, УУД. Рассчитано на 70 учебных часов.
МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор школы ___________ О.В. Зоткина
Приказ № _____ от ________2018 г.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Литература»
8 класс
2018-2019 учебный год
Учитель Н.Н. Дробышева
Класс 8
Количество часов в неделю 2
Количество часов в год 70
Плановых контрольных уроков:
сочинений 3
Учебник: В.Я. Коровина. Литература 8.- М.: Просвещение, 2017 – 2018.
Типы уроков:
ОНЗ – урок «открытия» нового знания
Р – урок рефлексии
ОК – урок обучающего контроля знаний
К- итоговый контроль знаний
Рр – урок развития речи
ВУ – вводный урок
УОН – урок общеметодической направленности
Универсальные учебные действия:
П – познавательные
К – коммуникативные
Р – регулятивные
№ п\п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | УУД
| Дата планир. | Дата фактич.
|
1. | Введение (1 ч.). Русская литература и история. | ВУ | Связь истории и литературы, понятие «художественный образ». | Знать: содержание и героев произведений, изученных в 5-7 классах; основную проблему изучения литературы в 8 классе (тесная связь литературы и истории); понятие историзм. Уметь: строить высказывания о прочитанных книгах; пересказывать прочитанные произведения и характеризовать их героев. | Тест, вопро-сы и задания
| Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе
|
|
|
Устное народное творчество (2 часа) | ||||||||
2. | Русские народные песни. | УОН | Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр. Особенности художественной формы фольклорных произведений. | Знать: особенности жанра народной песни; виды лирических песен (любовные, семейные, шуточные, обрядовые, причитания-плачи); отличительные черты исторических песен, частушек. Уметь: исполнять народные песни; различать виды народных песен; находить общее и различное в былинах и исторических песнях; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; описывать иллюстрации; оценивать исполнительское мастерство. | Тест, вопро-сы и задания | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: стро-ить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической.
|
|
|
3. | Предания. | УНЗ | Предания как жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы преданий Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | Знать: особенности жанра предания; содержание преданий о Пугачеве и Ермаке. Уметь: отмечать общее и различное в легендах, былинах, сказках, преданиях; выразительно читать предания, определять их тему и идею; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять содержание предания с репродукцией картины на историческую тему; оценивать актерское чтение. | Выразительное чтение преданий, характеристика героев, вопросы и задания. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. |
|
|
Из Древнерусской литературы (2 часа) | ||||||||
4. | «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». | УНЗ | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Особенности содержания и формы воинской повести и жития | Знать: основные жанры древнерусской литературы; особенности жанров жития и воинской повести; историческую основу и содержание «Жития Александра Невского». Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и составлять словарик; сопоставлять повесть с произведениями живописи. | Выразитель-ное чтение повести, вопросы и задания | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения
|
|
|
5. | Повесть «Шемякин суд». Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. | УОН | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | Знать: основные черты сатирической повести как жанра древнерусской литературы; сюжет и содержание повести «Шемякин суд». Уметь: - выразительно читать и пересказывать повесть, определять ее тему и идею; определять соотношение действительных и вымышленных событий повести; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи; оценивать актерское чтение. | Вопросы и задания , рубрика «Развивайте дар слова» | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания |
|
|
Из русской литературы XVIII века (3 часа) | ||||||||
6. | Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». | УНЗ | Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. | Знать: сведения о жизни и творчестве Д.А. Фонвизина; сюжет и содержание комедии «Недоросль»; теоретико-литературные понятия драма, юмор, сатира, сарказм; средства создания комического; особенности языка ХУШ века. Уметь: выразительно читать комедию по ролям; давать речевые характеристики героев; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять комедию с иллюстрациями к ней. | Пересказ статей о Д.А. Фонвизине, выразительное чтение по ролям, характеристика героев, вопросы и задания | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельности; Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
|
|
|
7. | Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». | УОН | Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Практикум. | Знать: сюжет и содержание комедии. Уметь: выделять эпизод в тексте комедии, определять его тему, место и роль в композиции; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений. | Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: приме-нять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
|
|
|
8. | Подготовка к сочинению по произведениям фольклора, древнерусской литературы, литературы ХУШ века. | Рр | Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века». | Знать: содержание и героев произведений, прочитанных ранее. Уметь: анализировать поэтические и прозаические произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения. | Обсуждение плана, устные сочинения по плану. | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. |
|
|
Из русской литературы XIX века (32 часа) | ||||||||
9. | И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». | УНЗ | И.А.Крылов. Слово о поэте. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. | Знать: - сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова; историческую основу и содержание басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз»; теоретико-литературные понятия эзопов язык, аллегория, мораль. Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанным произведениям; оценивать актерское чтение; сопоставлять басни с иллюстрациями к ним. | Выразитель-ное чтение басен, вопросы | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения.
|
|
|
10. | И.А. Крылов - поэт и мудрец. | Р | И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Басни Крылова по выбору учащихся, их особенности содержания и художественной формы. | Знать: о много-гранной деятельно-сти И.А. Крылова; истории создания басен; басню «Обоз» наизусть. Уметь: выразительно читать басни наизусть, определять их темы и идеи; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать выразительность чтения. | Сообщения, выразительное чтение наизусть | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: уметь анализировать текст жития; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. форми-ровать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное. |
|
|
11. | К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака». | УНЗ | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерь Ермака» и ее связь с русской историей. | Знать: сведения о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева; характерные особенности жанра думы; содержание думы «Смерть Ермака». Уметь: выразительно читать думу; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с произведениями других видов искусства; оценивать актерское чтение. | Выразительное чтение думы, вопросы и задания | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике.
|
|
|
12. | Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. | УНЗ | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. | Знать: - сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; содержание и героев произведений поэта и писателя на историческую тему. Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства. | Сообщения, вопросы и задания | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. |
|
|
13. | А.С. Пушкин «История Пугачевского бунта». | УНЗ | А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. (на основе изученного в 6-7 классах). «История Пугачева» (отрывки). Исторические факты. | Знать: историче-скую основу и содержание «Исто-рии Пугачевского бунта». Уметь: пересказывать текст; давать сравнительную характеристику исторического труда А.С. Пушкина и современных данных о восстании Пугачева; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведение А.С. Пушкина с произведением живописи, с народной исторической песней. | Комментированное чтение отрывков из произведения, пере-сказ текста.
| Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. |
|
|
14. | Творческая история романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | УОН | А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | Знать: историческую основу, сюжет и содержание романа «Капитанская дочка»; теоретико-литературные понятия роман, хроника, историзм, прототип. Уметь: пересказывать текст; сопоставлять героев романа с их историческими прототипами; находить общее и различное в произведениях на одну тему (исторический труд и роман. | Вопросы и задания | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике.
|
|
|
15. | Жизненный путь Петра Гринева | Р | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | Знать: сюжет и содержание романа. Уметь: ориентироваться в тексте; анализировать эпизоды романа; составлять план устного рассказа; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев. | Вопросы и задания | Познавательные: узнавать, называть . и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: форми-ровать ситуацию саморе-гуляции эмоциональных состояний, т. е. формиро-вать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения. |
|
|
16. | Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина. | Р | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | Знать: сюжет и содержание романа. Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о героине; характеризовать героиню и ее поступки, давать им нравственную оценку. | Устные рассказы, вопросы и задания | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа(тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. |
|
|
17. | Образ Пугачева в произведениях А. С. Пушкина. | УОН | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | Знать: сюжет и содержание романа. Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нравственную оценку; объяснять роль динамического портрета, фольклорных произведений в создании образа; сопоставлять роман с произведениями живописи. | Вопросы и задания | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаклю-чение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. |
|
|
18. | Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. | УОН | Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Урок-семинар. | Знать: сюжет и содержание романа; понятие реализм в литературе; особенности композиции романа. Уметь: выразительно пересказывать эпизоды романа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять литературное произведе-ние с иллюстрациями к нему; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения.
| Вопросы и задания | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. |
|
|
19. | А.С. Пушкин. Стихотворения «19 октября» (1825 года), «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). | УОН | А.С. Пушкин. Стихотворения «19 октября» (1825 года), «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). | Знать: содержание, основные темы и мотивы стихотворений А.С. Пушкина; элементы анализа поэтического текста. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть и определять их жанр; анализировать поэтические тексты. | Выразительное чтение наизусть, вопросы | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания |
|
|
20. | А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама». | ВЧ | А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести. | Знать: сюжет и содержание повести «Пиковая дама». Уметь: анализи-ровать произведе-ние, определять его тему и идею; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нравственную оценку; | Пересказ эпизодов повести, | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. |
|
|
21. | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина. | К | Контроль знаний по творчеству А.С. Пушкина. | Знать: сюжеты, героев и проблематику произведений А.С. Пушкина. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочине-ния-рассуждения | Контрольная работа | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.
|
|
|
22. | Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова. | УОН | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах). | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; содержание и героев произведений поэта на историческую тему; особенности историзма М.Ю. Лермонтова. Уметь: выразительно читать произведения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев. | Сообщения, вопросы и задания | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
|
|
|
23-24. | Сюжет и герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | УОН | М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природ в поэме. | Знать: сюжет и содержание поэмы «Мцыри»; теоретико-литературные поня-тия поэма, романти-ческая поэма, романтический герой, историзм. Уметь: выразительно читать и анализировать поэму, определять ее тему и идею. | Выразительное чтение, характе- ристика героя, вопросы | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.
|
|
|
25. | Подготовка к сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | Рр | Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | Знать: сюжет и содержание поэмы. Уметь: определять тему и идею произведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения. | Обсуждение тем сочине-ния, составление плана, подбор материалов | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. |
|
|
26. | Историческая тема в художественном творчестве Н.В. Гоголя. | УНЗ | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. | Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; содержание и героев произведений писателя на историческую тему; особенности историзма Н.В. Гоголя. Уметь: выразительно пересказывать произведения, определять их тему и идею; находить в тексте изобрази-тельно-выразительные средства и определять их роль; давать сравните-льную характери-стику произведений и героев. | Сообщения, выразительное чтение фрагментов комедии | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
|
|
|
27. | «Ревизор» Н.В. Гоголя как социальная комедия. | УНЗ | Н.В.Гоголь . «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. | Знать: историю создания, сценическую судьбу, сюжет и содержание комедии «Ревизор»; оценку произведения современниками. Уметь: определять тему комедии; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов. | Вопросы, рубрика «Поразмышляем над прочитанным») | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
|
|
|
28. | Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». | УОН | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. | Знать: сюжет и содержание комедии; приемы сатирического изображения (несоответствие, речевая характеристика, самоха-рактеристика, гротеск, значимые фамилии); теоретике-литературные понятия комедия, сатира, юмор. Уметь: выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять комедию с иллюстрациями к ней.
| Вопросы и задания | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное
|
|
|
29. | Хлестаков и хлестаковщина. | УОН | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. | Знать: сюжет и содержание комедии; теоретико-литературное понятие миражная интрига; мнения критиков об образе Хлестакова. Уметь: прослеживать развитие комедийного действия; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов. | Вопросы и задания | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. |
|
|
30. | Особенности композиционной структуры комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». | Р | Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению. | Знать: сюжет и содержание комедии; теоретико-литературные понятия сюжет, композиция, завязка, развитие действия, кульминация, истинная и ложная развязка. Уметь: анализировать текст, определять его основную мысль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения. | Вопросы и задания. обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
|
|
|
31. | Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель». | УНЗ | Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. | Знать: сюжет и содержание повести «Шинель»; теоретико-литературное понятие образ «маленького человека». Уметь: прослеживать развитие образа «маленького человека» в русской литературе; определять тему и основную мысль произведения; выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов | Пересказ эпизодов повести, характеристика героев, анализ текста, | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. |
|
|
32. | Мечта и действительность в повести Н.В. Гоголя «Шинель». | УОН | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повести. | Знать: сюжет и содержание повести. Уметь: выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; характеризовать образ Петербурга, видеть социальные контрасты в его изображении | Характеристика образа Петербурга, анализ текста, вопросы и задания | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
|
|
|
33. | М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (отрывок.). | УНЗ | М.Е.Салтыков – Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содержание «Истории одного города»; теоретико-литературные понятия пародия, сатира, юмор, гипербола, гротеск, эзопов язык, аллегория, ирония; средства создания комического. Уметь: выразительно читать текст; давать сопоставительную характеристику произведений («История...» и сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, басни и др.); характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и выражений. | Выразительное чтение фрагментов романа, сравнительная характеристика произведений, вопросы и задания
| Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.
|
|
|
34. | М.Е. Салтыков-Щедрин. Анализ эпизода романа. | УОН | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению. | Знать: сюжет и содержание «Истории...». Уметь: выделять эпизод в тексте произведения, пересказывать его, определять его тему, место и роль в композиции; характеризовать героев. | Выразитель-ное чтение по ролям и анализ эпизода романа, характеристика героев
| Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологи-ческое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. |
|
|
35. | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя,М.Е. Салтыкова-Щедрина. | К | Контроль знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова –Щедрина. | Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочине-ния-рассуждения; аргументировать свою точку зрения. | Контрольная работа | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.
|
|
|
36. | Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений». | УНЗ | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Понятие «нравственные проблемы» Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | Знать: сведения о жизни и творчестве Н.С. Лескова; сюжет и содержание рассказа «Старый гений»; способы создания образов в произведении; теоретико-литературные понятия рассказ, художественная деталь. Уметь: объяснять особенности жанра рассказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему. | Сообщения, выразитель-ное чтение, характеристика героев | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологи-ческое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности |
|
|
37. | Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». | УНЗ | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Понятие «социальн-нравственные проблемы» Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. | Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; историю создания, сюжет и содержание рассказа «После бала»; способы создания образов; теоретико-литера-турные понятия рассказ,конфликт. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять противоречия между сословиями и внутри сословий; объяснять значение слов, называющих реалии XIX века. | Выразитель-ное чтение и пересказ эпизодов, элементы анализа текста, вопросы. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения.
|
|
|
38. | Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «После бала». | УОН | Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа. | Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог, психологизм; способы изображения внутренней жизни героя. Уметь: определять особенности композиции (рассказ в рассказе); выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; выполнять сопоставительный анализ частей рассказа; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему. | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова».
| Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
|
|
|
39. | Поэзия родной природы. | УОН | Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова. | Знать: содержание стихотворений поэтов XIX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использо-вать теоретико-литературные понятия в речи; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; сопоставлять произ-ведения литературы, живописи и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные сред-ства и определять их роль; оценивать актерское чтение. | Выразительное чтение наизусть | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное
|
|
|
40. | Слово об А.П. Чехове. Переосмысление А.П. Чеховым темы «маленького человека». Рассказ «О любви» - история об упущенном счастье. | УОН | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «О любви»; теоретико-литературные понятия композиция, деталь, психологизм, пейзаж. Уметь: строить развернутые выска-зывания на основе прочитанного; хара-ктеризовать героев и их поступки; прослеживать изме-нения в поведении героя и объяснять причины этих изменений; сопо-ставлять рассказ с иллюстрациями к нему. | Чтение вступительной статьи об А.П. Чехове | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формиро-вать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимо-действия.
|
|
|
Из русской литературы XX века (21 час). | ||||||||
41. | Слово об И.А. Бунине. Рассказ «Кавказ». | УНЗ | И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика. | Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; особенности историзма писателя; сюжет и содержание рассказа «Кавказ»; теоретико-литературные поня-тия психологизм, драматизм, деталь, пейзаж. Уметь: выразительно читать рассказ; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему. | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»
| Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.
|
|
|
42. | Слово об А.И. Куприне. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | УНЗ | А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | Знать: - сведения о жизни и творчестве А.И. Куприна; особенности прозы писателя. Уметь: характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев. | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»
| Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. |
|
|
43. | Диспут «О счастье, о любви». Обсуждение проблемного вопроса «Что значит быть счастливым?» (на материале произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. | Р | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна | Знать: содержание и героев произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения друг с другом.
| Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. |
|
|
44. | Подготовка к сочинению по произведениям Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. | Рр | Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна. | Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Уметь: анализировать литературные произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения. | Подготовка к сочинению (подбор материалов)
| Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологи-ческое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. |
|
|
45. | Историческая тема в творчестве А.А. Блока. «На поле Куликовом». | УНЗ | А.А.Блок Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом». Образ Росси и ее истории. | Знать: сведения о жизни и творчестве А.А. Блока; содержание цикла «На поле Куликовом»; теоретико-литературные понятия цикл, историзм, народность; особенности Уметь: выразительно читать стихотворение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зави-симости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные дей-ствия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих дей-ствий, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.
|
|
|
46. | А.А. Блок. Стихотворение «Россия». | УОН | Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ Росси и ее истории. | Знать: содержание цикла «На поле Куликовом», стихотворения «Россия». Уметь: выразительно читать стихотворение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное
|
|
|
47. | Слово о С.А. Есенине. Поэма «Пугачев» (отрывки). | УНЗ | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. | Знать: сведения о жизни и творчестве С.А. Есенина; сюжет и содержание поэмы «Пугачев»; теоретико-литературное понятие драматическая поэма. Уметь: выразительно читать поэму, определять ее тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Чтение вступительной статьи о С.А. Есенине | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формули- ровать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.
|
|
|
48. | Образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. | УОН | Урок – конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведения А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению. | Знать: сюжеты и содержание народного предания о Пугачеве, романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», поэмы С.А. Есенина «Пугачев». Уметь: сопоставлять литературные произведения друг с другом. | Задание рубрики «Развивайте дар слова». | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формули- ровать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.
|
|
|
49. | И.С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем». | УНЗ | И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминания на пути к творчеству. | Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Шмелева; сюжет и содержание рассказа «Как я стал писателем». Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими произведениями литературы (А.П. Платонов «Никита»); определять жанр произведения. | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»
| Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. |
|
|
50. | Слово о М.А. Осоргине. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». | УНЗ | М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Осоргина; сюжет и содержание рассказа «Пенсне». Уметь: выразительно читать, пересказывать и анализировать произведение. | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»
| Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информа-цию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный ма-териал, осознавать качес-во и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулиро-вать свои затруднения. |
|
|
51. | Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"» (отрывки). | УНЗ | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом»(отрывки). | Знать: сведения о журнале «Сатирикон» и его авторах; содержание «Всеобщей истории...»; способы создания комического. Уметь: воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и пересказывать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему. | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания | Познавательные: выделять и формули-ровать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
|
|
|
52. | Тэффи «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко «История болезни». | УОН | Тэффи «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко «История болезни». | Знать: сведения о жизни и творчестве Тэффи и М.М. Зощенко; сюжеты и содержание рассказов «Жизнь и воротник», «История болезни». Уметь: воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и анализировать текст, определять его тему и идею. | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информа-цию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный ма-териал, осознавать качес-во и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулиро-вать свои затруднения. |
|
|
53. | А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин». История создания поэмы «Василий Теркин». Роль поэмы в годы Великой Отечественной войны. | УНЗ | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». История создания. Картины фронтовой жизни в поэме. | Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; историю создания и содержание поэмы «Василий Теркин»; сведения по истории Великой Отечественной войны; оценку поэмы современниками, критиками. Уметь: выразительно читать поэму, определять ее тему и идею. | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологи-ческое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. |
|
|
54. | Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. | УОН | Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. | Знать: содержание поэмы; понятия новаторство, обобщенный образ; традиции русской литературы в создании образов защитников Родины. Уметь: выразительно читать поэму; характеризовать героя и его поступки; прослеживать развитие характера героя. | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формули- ровать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.
|
|
|
55. | Художественные особенности поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин». | Р | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Разговорный стиль и просторечия в поэме.
| Знать: содержание поэмы; теоретико- литературные понятия жанр, сюжет, композиция, авторские отступления, народность; особенности языка поэмы. Уметь: выразительно читать поэму; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; находить юмористические средства создания образа; сопоставлять поэму с иллюстрациями к ней. | Анализ текста | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное
|
|
|
56. | А.П. Платонов. Рассказ «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа. | УОН | А.А.Платонов Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». | Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа «Возвращение». Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими литературными произведениями; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие характеров героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного. | Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информа-цию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный ма-териал, осознавать качес-во и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулиро-вать свои затруднения. |
|
|
57. | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | Р | Урок-конкурс чтецов. Стихи песни о Великой Отечественной войне поэтов-фронтовиков и поэтов послевоенного периода. | Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; истории создания, фронтовые судьбы и тексты песен о Великой Отечественной войне. Уметь: выразительно читать и исполнять песни о Великой Отечественной войне; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Выразительное чтение и исполнение песен. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное
|
|
|
58. | В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет. Автобиографический характер рассказа. | УОН | В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». | Знать: сведения о жизни и творчестве В.П. Астафьева; сюжет и содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет»; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, цикл, герой-повествователь. Уметь: определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение диалектных и просторечных слов. | Аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формули- ровать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.
|
|
|
59. | Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. | Р | Русские поэты о Родине, родной природе. | Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о Родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное
|
|
|
60. | Поэты русского зарубежья о Родине. | УОН | Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. | Знать: сведения об изгнаннической судьбе и творчестве поэтов русского зарубежья. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять стихотворения разных авторов на одну тему. | Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное
|
|
|
61. | Литература и история. | Р | Литература и история. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. | Знать: содержание произведений на историческую тему; понятие историзм. Уметь: анализировать литературные произведения на исторические темы; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства. | Вопросы и задания
| Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информа-цию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный ма-териал, осознавать качес-во и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулиро-вать свои затруднения. |
|
|
Из зарубежной литературы (7 ч). | ||||||||
62. | У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». | УНЗ | У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джулетта». Поединок семейной вражды и любви. | Знать: сведения о жизни и творчестве У. Шекспира; сюжет и содержание трагедии «Ромео и Джульетта»; теоретико-литературные понятия трагедия, конфликт, сюжет, драматическое произведение; особенности жанра трагедии. Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды трагедии; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие драматического конфликта; сопоставлять трагедию с иллюстрациями к ней. | Сообщения, выразительное чтение, анализ текста | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формули- ровать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.
|
|
|
63. | У. Шекспир. Сонеты. | УОН | Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. | Знать: теоретико-литературное понятие сонет; темы и содержание сонетов У. Шекспира. Уметь: выразительно читать сонеты; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Сообщения, выразительное чтение, анализ текста | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное
|
|
|
64. | Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). | УНЗ | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | Знать: сведения о жизни и творчестве Ж.-Б. Мольера (кратко); сюжет и содержание комедии «Мещанин во дворянстве»; теоретико-литературные понятия классицизм, комедия, конфликт, сюжет, сатира; особенности жанра комедии. Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды комедии; характеризовать героев и их поступки; определять приемы сатирического изображения персонажей; прослеживать развитие драматического конфликта; сопоставлять комедию с иллюстрациями к ней. | Вопросы и задания
| Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания |
|
|
65. | Дж.Свифт. Роман «Путешествия Гуливера». | УНЗ | Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство. | Знать: - сведения о жизни и творчестве Дж. Свифта; сюжет и содержание романа «Путешествия Гулливера». Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять роман с иллюстрациями к нему. | Вопросы и задания
| Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологи-ческое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. |
|
|
66. | В. Скотт. Роман «Айвенго». | УНЗ | В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | Знать: сведения о жизни и творчестве В. Скотта; сюжет и содержание романа «Айвенго». Уметь: характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного. | Вопросы и задания
| Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания |
|
|
67. | Итоговая контрольная работа. | К | Контроль знаний по курсу. | Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения; аргументировать свою точку зрения. | Контрольная работа | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.
|
|
|
68. | Подведение итогов года. Задания для чтения летом. | Р | Итоговый урок Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. | Знать: содержание и героев произведений, прочитанных в 5-8 классах. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного. | Вопросы и задания
| Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания |
|
|
69-70. | Резервные уроки. |
|
|
|
|
|
|
|