ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) с последующими изменениями и дополнениями
Основная образовательная программа ГБОУ Гимназии №171 Центрального района Санкт-Петербурга, принятой в новой редакции, в том числе с приложениями
Учебный план ГБОУ Гимназии №171 Центрального района Санкт-Петербурга на 2020-2021 учебный год
Календарный учебный график ГБОУ Гимназии №171 Центрального района Санкт-Петербурга на 2020-2021 учебный год
Учебно-методический комплекс ГБОУ Гимназии №171 Центрального района Санкт-Петербурга на 2020-2021 учебный год
Устав ГБОУ Гимназии №171 Центрального района Санкт-Петербурга
Авторская рабочая программа по математике авторов Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б., Математика 3 класс - учебник 2-х ч. - М.: Просвещение, 2013,2012 (УМК «Перспектива»).
Цели:
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Математика» реализует:
формирование у учащихся основ умения учиться;
развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
создание для каждого ребенка возможности высокого уровня математической подготовки.
Задачи:
развитие числовой грамотности учащихся путём постепенного перехода от непосредственного восприятия количества к «культурной арифметике», т. е. арифметике, опосредствованной символами и знаками;
формирование прочных вычислительных навыков на основе освоения рациональных способов действий и повышения интеллектуальной ёмкости арифметического материала;
формирование умений переводить текст задач, выраженный в словесной форме, на язык математических понятий, символов, знаков и отношений;
развитие умений измерять величины (длину, время) и проводить вычисления, связанные с величинами (длина, время, масса);
знакомство с начальными геометрическими фигурами и их свойствами (на основе широкого круга геометрических представлений и развития пространственного мышления);
математическое развитие учащихся, включая способность наблюдать, сравнивать, отличать главное от второстепенного, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
освоение эвристических приёмов рассуждений и интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуаций, сопоставлением данных и т. п.;
развитие речевой культуры учащихся как важнейшего компонента мыслительной деятельности и средства развития личности учащихся;
расширение и уточнение представлений об окружающем мире средствами учебного предмета «Математика», развитие умений применять математические знания в повседневной практике.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом предмет «Математика» изучается с 1 по 4 класс.
Общий объём учебного времени курса 540 часов в 3 классе составляет 136 часов (по 4 часа в неделю). По учебному плану программа содержит 136 часов, а по календарно - тематическому планированию программа содержит 132 часов. Программа скорректирована за счет объединения схожих по содержанию тем. Объединены уроки: №131-132 «Деление на однозначное число. Практическая работа «Плетение модели пирамиды из двух полосок», №133-136 «Урок повторения и самоконтроля». Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта второго поколения для начальной школы.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта второго поколения для начальной школы.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения.
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Курс является началом и органической частью школьного математического образования.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим предметам.
Содержание учебного предмета «Математика» в 3 классе
Повторение5 часов
Раздел «Сложение и вычитание» 31 час
Раздел «Умножение и деление» 52 часа
Раздел «Числа от 100 до 1000. Нумерация» 7 часов
Числа от 100 до 1000. Письменные приемы вычислений19 часов
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ(Устные приёмы вычислений)18 часов
Повторение материала 4 часа
Содержание учебного предмета «Математика» в 3 «В» классе
Арифметический материал. Этот блок содержания включает нумерацию целых неотрицательных чисел и арифметические действия над ними, сведения о величинах (длина, масса, периметр), их измерении и действиях над ними, решение простых и составных задач.
Основу арифметического материала составляет понятие числа. Понятие натурального числа формируется на основе понятия множества. Оно раскрывается в результате практического оперирования с предметными множествами и величинами.
Измерение величин рассматривается как операция установления соответствия между реальными предметами и множеством чисел. Тем самым устанавливается связь между натуральными числами и величинами: результат измерения величины выражается числом.
Действия сложение и вычитание, умножение и деление изучаются совместно. Вычислительные приемы формируются на основе поэтапной методики. Сначала выполняются подготовительные упражнения, потом идет ознакомление с приемом и, наконец, его закрепление с помощью заданий как тренировочного плана, так и творческого.
Геометрический материал. Введение геометрического материала в курс направлено на решение следующих задач:
а) развитие пространственных представлений учащихся;
б) развитие образного мышления на основе четких представлений о некоторых геометрических фигурах и их свойствах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, кривая, ломаная, треугольник, четырехугольник, квадрат, прямоугольник,круг, окружность);
в) формирование элементарных графических умений: изображение простейших геометрических фигур (отрезок, квадрат, прямоугольник и др.) от руки и с помощью чертежных инструментов.
Геометрический материал изучается в тесной связи с арифметическим и логико-языковым материалом.
Большое внимание в 3 классе уделяется повторению материала за курс 2 класса, а также его систематизации и обобщению на известном уровне. Так, первые шесть уроков учебника целиком посвящены повторению нумерации, сложения и вычитания чисел в пределах 100, конкретного смысла действий умножения и деления, таблицы умножения до 20 и соответствующих случаев деления, а также изученного ранее геометрического материала.
Новый материал в 3 классе начинается с раздела «Свойства арифметических действий». Дети изучают способы прибавления числа к сумме и суммы к числу, вычитания числа из суммы и суммы из числа, учатся находить значения выражений разными способами и наиболее удобным способом, знакомятся с различными способами проверки действий сложения и вычитания, изучают новые приёмы устных вычислений, связанные с округлением
компонентов действий, учатся использовать эти приёмы для рационализации вычислений, решать задачи различными способами.
Параллельно в данный период идёт интенсивная отработка знания таблицы умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления, разрядного состава чисел в пределах 100, повторение устных и письменных приёмов сложения и вычитания в пределах 100, закрепление умений решать основные типы простых и составных задач за курс 2 класса, пропедевтика задач в 3 действия и задач на кратное сравнение.
Одновременно и в тесной связи с изучением свойств арифметических действий рассматриваются и другие вопросы, связанные с арифметикой величин и геометрическим материалом: обозначение точек буквами латинского алфавита, работа с контурными рисунками, введение понятия равенства фигур.
В рамках изучения раздела «Умножение и деление в пределах 100» продолжается изучение табличных случаев умножения и деления в пределах 100, свойств действий умножения и деления, вводятся понятия чётного и нечётного чисел, рассматриваются способы проверки действий умножения и деления, задачи на нахождение четвёртого пропорционального, решаемые методом прямого приведения к единице, а также задачи на кратное сравнение. Большое внимание на этом этапе уделяется решению так называемых абстрактных задач: «На сколько число 54 больше числа 6?», «Во сколько раз число 8 меньше числа 56?» и т. п. Эти задания служат пропедевтикой рассмотрения в дальнейшем нового способа решения задач на нахождение четвёртого пропорционального — методом отношений (или сравнения).
Наряду с арифметическим материалом в этом разделе вводится новый геометрический материал: понятие площади фигуры, измерение площади фигуры с помощью разных мерок.
В разделе «Числа от 100 до 1000» учащиеся знакомятся с новой счётной единицей — сотней, учатся читать и записывать трёхзначные числа, изучают разрядный состав числа, устные и письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.
В этот период учащиеся активно решают задачи с пропорциональными величинами. Эти задачи служат хорошей пропедевтикой функциональной зависимости, и знакомятся с новым способом решения задач на нахождение четвёртого пропорционального методом сравнения.
В разделе «Умножение и деление в пределах 1000» рассматриваются устные и письменные приёмы вычислений, случаи умножения и деления круглых сотен, приёмы умножения и деления трёхзначного числа на однозначное число, вводится новая единица массы — грамм, устанавливается его соотношение с килограммом, решаются задачи на определение массы предмета в граммах, а также в килограммах и граммах.
Главная особенность этого раздела состоит в том, что письменные способы умножения и деления на однозначное число вводятся на основе наглядных иллюстраций и чётко сформулированных алгоритмов действий, которые помогают учащимся лучше усвоить данные способы вычислений.
В данном курсе вновь, как и в предыдущих классах, продолжает действовать трёхэтапная методика формирования вычислительных навыков:
а) вычисления с помощью предметных множеств (уровень восприятия);
б) отвлечённые вычисления (уровень представлений);
в) формулирование правила вычислений (уровень объяснений).
Благодаря такой «тройной» прокрутке материала обеспечивается формирование осознанных и прочных вычислительных навыков. Иными словами, сначала дети учатся выполнять действия на уровне восприятия конкретных количеств, затем на уровне накопленных в их сознании представлений о количестве и, наконец, на уровне объяснения применяемого алгоритма вычислений.
Как и раньше, в курсе для 3 класса находит дальнейшую реализацию теоретико-множественный подход к введению понятия натурального числа и действий над числами. На основе уже сформированных представлений о множестве, его элементах, равенстве множеств, выделения из множества его части и разбиения множества на классы учащиеся естественным образом подводятся к пониманию смысла действия деления с остатком, осознанию способов образования и называния чисел от 100 до 1000, уяснению их порядка в натуральном ряду.
Наглядная иллюстрация к задачам в виде схем, чертежей или рисунков конкретизирует отвлечённые рассуждения о множествах предметов. Поэтому при введении деления с остатком работа с конкретными множествами в виде схематических рисунков в теоретико-множественном контексте продолжается достаточно долгое время, что помогает учащимся лучше осознать конкретный смысл этого действия. Кроме того, на данном этапе вводятся единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, рассматривается правило вычисления площади прямоугольника, в связи с изучением чисел в пределах 1000 вводится новая единица длины — километр и изучаются соотношения между единицами длины. Отметим, что задача формирования прочных вычислительных навыков по-прежнему остаётся наиважнейшей в предлагаемом курсе. Кроме того, даже выбор остального учебного материала подчинён именно этой главной задаче — отработке техники вычислений.
Как и в предыдущих классах, в данный учебник включены специальные упражнения на развитие речевых умений учащихся: «С помощью рисунков и записей под ними объясни, как выполнены действия», «Сравни условия и решения этих задач. Объясни, чем они похожи и чем различаются», «Догадайся, как составлены выражения первого столбика. Составь недостающие выражения для других столбиков и вычисли их значения», «Дополни условие задачи и поставь вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями», «Составь по таблице дополнительные вопросы и ответь на них», «Составь задачу по рисунку (схеме, чертежу, таблице)» и т. д. Следует отметить специально подобранные упражнения занимательного характера на развитие логики рассуждений. Систематическая работа с этими заданиями положительно сказывается на формировании начал критического мышления, умении рассуждать и обосновывать выводы.
В курсе математики для 3 класса продолжена работа по обучению учащихся приёмам моделирования и схематизации. Этому служат разнообразные задания на анализ и построение
схем, чертежей и рисунков к тексту задачи, упражнения с использованием числового луча, задания на составление задач по краткой записи, схематическому рисунку, чертежу и т. д. Развитию умений моделирования и работы с алгоритмами посвящены задания на преобразование и переконструирование фигур, составление алгоритмов выполнения действий. При изучении письменных способов вычислений подробно рассматриваются соответствующие алгоритмы рассуждений и оформления записей. Основная задача линии моделей и алгоритмов на этом этапе состоит в том, чтобы, наряду с умением правильно проводить вычисления, сформировать у учащихся умение оценивать алгоритмы, которыми они пользуются, анализировать их, видеть наиболее рациональные способы действий и объяснять их.
В курсе продолжена целостная система работы с текстовой задачей, включая подбор вопроса к условию задачи, дополнение условия задачи недостающими числовыми данными или ключевыми фразами в заданном контексте, составление и решение цепочек задач, составление задач по аналогии (по рисунку, по таблице, по краткой записи, по чертежу и т. д.), составление и решение задач, обратных данной, установление зависимости ответа задачи от изменения какого-либо числового данного в её условии, сравнение задач по фабуле, по способу решения и т. д.
Задачи (как простые, так и составные) включены в каждый урок. При работе с простыми задачами основной акцент делается на их систематизации путём сопоставления задач, сходных в том или ином отношении. Активное использование в этих целях методики составления и решения задач, обратных данной, весьма полезно для развития аналитических умений учащихся. Составные задачи чаще всего обременены поиском различных способов решения, что важно с точки зрения пропедевтики и усвоения свойств арифметических действий. Наряду с решением готовых задач, в учебнике предлагаются упражнения творческого характера: составление задач учащимися (по рисунку, чертежу, краткой записи, таблице и пр.), преобразование задач и др.
В целях активизации познавательной деятельности учащихся при работе с материалом на повторение в курсе введены новые типы заданий и упражнений, выполнение которых требует от учащихся не только активизации в памяти изученных ранее алгоритмических процедур, но и большей самостоятельности, что обеспечивает прочное усвоение устных и письменных приёмов выполнения действий, совершенствование вычислительных навыков учащихся и должный контроль их знаний.
Так, в курсе 3 класса впервые начинается работа с таблицами, в которых один из компонентов действия постоянный, а другой изменяется. Подобные таблицы имеют большое значение для развития наблюдательности учащихся, умения сопоставлять, сравнивать данные числа, выяснять закономерность, заложенную в условиях, находить причинно-следственную связь. Кроме того, эти упражнения служат хорошей подготовкой для изучения в дальнейшем новых свойств арифметических действий, способов проверки действий, и в частности вопроса об изменении результатов действий в связи с изменением компонентов.
В курсе 3 класса имеются задания на сообразительность, образующие сквозную линию.
Планируемые предметные результатыизучения курса «Математика»
Ученик научится
Раздел | Планируемый результат |
Числа и величины | выполнять счёт сотнями в пределах 1000 как прямой, так и обратный; образовывать круглые сотни в пределах 1000 на основе принципа умножения (300 — это 3 раза по 100) и все другие числа от 100 до 1000 из сотен, десятков и нескольких единиц (267 – это 2 сотни, 6 десятков и 7 единиц); сравнивать числа в пределах 1000, опираясь на порядок их следования при счёте; читать и записывать трёхзначные числа, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; упорядочивать натуральные числа от 0 до 1000 в соответствии с заданным порядком; выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью; составлять или продолжать последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу; работать в паре при решении задач на поиск закономерностей; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; измерять площадь фигуры в квадратных сантиметрах, квадратных дециметрах, квадратных метрах; сравнивать площади фигур, выраженные в разных единицах; заменять крупные единицы площади мелкими: (1 дм2 = 100 см2) и обратно (100 дм2 = 1 м2); используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами. |
Арифметические действия | выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000; выполнять умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число, когда результат не превышает 1000; выполнять деление с остатком в пределах 1000; письменно выполнять умножение и деление на однозначное число в пределах 1000; выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и единицей); выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; находить значения выражений, содержащих два–три действия со скобками и без скобок. |
Работа с текстовыми задачами | выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертёж, схему и т. д.; выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач на кратное сравнение, на нахождение четвёртого пропорционального (методом приведения к единице, методом сравнения), задач на расчёт стоимости (цена, количество, стоимость), на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события); составлять задачу по её краткой записи, представленной в различных формах (таблица, схема, чертёж и т. д.); оценивать правильность хода решения задачи; выполнять проверку решения задачи разными способами. |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры | описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; находить равные фигуры, используя приёмы наложения, сравнения фигур на клетчатой бумаге; классифицировать треугольники на равнобедренные и разносторонние, различать равносторонние треугольники; строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника; распознавать прямоугольный параллелепипед, находить на модели прямоугольного параллелепипеда его элементы: вершины, грани, ребра; находить в окружающей обстановке предметы в форме прямоугольного параллелепипеда. |
Геометрические величины | определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки; вычислять периметр многоугольника, в том числе треугольника, прямоугольника и квадрата; применять единицу измерения длины километр и соотношения: 1 км = 1000 м, 1 м = 1000 мм; вычислять площадь прямоугольника и квадрата; использовать единицы измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, и соотношения между ними: 1 см² = 100 мм², 1 дм² = 100 см², 1 м² = 100 дм²; оценивать длины сторон прямоугольника; расстояние приближённо (на глаз). |
Работа с информацией | устанавливать закономерность по данным таблицы; использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм при решении текстовых задач; заполнять таблицу в соответствии с выявленной закономерностью; находить данные, представлять их в виде диаграммы, обобщать и интерпретировать эту информацию; строить диаграмму по данным текста, таблицы; понимать выражения, содержащие логические связки и слова («... и...», «... или...», «не», «если.., то... », «верно/неверно, что...», «каждый», «все». |
Ученик получит возможность научиться
Раздел | Планируемый результат |
Числа и величины | классифицировать изученные числа по разным основаниям; использовать различные мерки для вычисления площади фигуры; выполнять разными способами подсчёт единичных квадратов (единичных кубиков) в плоской пространственной) фигуре, составленной из них. |
Арифметические действия | оценивать приближённо результаты арифметических действий; использовать приёмы округления для рационализации вычислений или проверки полученного результата. |
Работа с текстовыми задачами | сравнивать задачи по фабуле и решению; преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия; находить разные способы решения одной задачи. |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры | копировать изображение прямоугольного параллелепипеда на клетчатой бумаге; располагать модель прямоугольного параллелепипеда в пространстве, согласно заданному описанию; конструировать модель прямоугольного параллелепипеда по его развёртке. |
Геометрические величины | сравнивать фигуры по площади; находить и объединять равновеликие плоские фигуры в группы; находить площадь ступенчатой фигуры разными способами. |
Работа с информацией | читать несложные готовые столбчатые диаграммы, анализировать их данные; составлять простейшие таблицы, диаграммы по результатам выполнения практической работы; рисовать столбчатую диаграмму по данным опроса; текста, таблицы, задачи; определять масштаб столбчатой диаграммы; строить простейшие умозаключения с использованием логических связок: («... и...», «... или...», «не», «если.., то... », «верно/неверно, что...», «каждый», «все»); вносить коррективы в инструкцию, выполнения действий и обосновывать их алгоритм. |
Планируемые личностные и метапредметные результаты
Личностные
У учащегося будут сформированы:
— навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
— понимание практической значимости математики для собственной жизни;
— принятие и усвоение правил и норм школьной жизни, ответственного отношения к урокам математики;
— умение адекватно воспринимать требования учителя;
— навыки общения в процессе познания, занятия математикой;
—понимание красоты решения задачи, оформления записей, умение видеть и составлять красивые геометрические конфигурации из плоских и пространственных фигур;
— элементарные навыки этики поведения;
—правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;
— навыки безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами.
Учащийся получит возможность для формирования:
—осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности — умения анализировать результаты учебной деятельности;
— интереса и желания выполнять простейшую исследовательскую работу на уроках математики;
- восприятия эстетики математических рассуждений, лаконичности и точности математического языка;
— принятия этических норм;
— принятия ценностей другого человека;
— навыков сотрудничества в группе в ходе совместного решения учебной познавательной задачи;
- умения выслушать разные мнения и принять решение;
—умения распределять работу между членами группы, совместно оценивать результат работы;
— чувства ответственности за порученную часть работы в ходе коллективного выполнения практико-экспериментальных работ по математике;
— ориентации на творческую познавательную деятельность на уроках математики.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
— понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной цели;
— находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
— самостоятельно или под руководством учителя составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
— определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями, или на основе образцов;
– самостоятельно или под руководством учителя находить и сравнивать различные варианты решения учебной задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
— самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в процессе обучения математике;
— корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе решения;
– самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме;
– осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
— адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
– самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы и оценивать их на правдоподобность;
– подводить итог урока: чему научились, что нового узнали, что было интересно на уроке, какие задания вызвали сложности и т. п.;
– позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
– оценивать результат выполнения своего задания по параметрам, указанным в учебнике или учителем.
Познавательные УУД:
Учащийся научится:
— самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в том числе под руководством учителя, используя возможности Интернет;
— использовать различные способы кодирования условия текстовой задачи (схемы, таблицы, рисунки, чертежи, краткая запись, диаграмма);
— использовать различные способы кодирования информации в знаково-символической или графической форме;
— моделировать вычислительные приёмы с помощью палочек, пучков палочек, числового луча;
— проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям, самостоятельно строить выводы на основе сравнения);
— осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);
— проводить классификацию изучаемых объектов по указанному или самостоятельно выявленному основанию;
— выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;
— рассуждать по аналогии, проводить аналогии и делать на их основе выводы;
— строить индуктивные и дедуктивные рассуждения;
— понимать смысл логического действия подведения под понятие (для изученных математических понятий);
— с помощью учителя устанавливать причинно-следственные связи и родовидовые отношения между понятиями;
— самостоятельно или под руководством учителя анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы, используя межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
— под руководством учителя отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем справочников, энциклопедий, научно-популярных книг.
Учащийся получит возможность научиться:
— ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению нового материала;
— совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;
— представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
— самостоятельно или в сотрудничестве с учителем использовать эвристические приёмы (перебор, метод подбора, классификация, исключение лишнего, метод сравнения, рассуждение по аналогии, перегруппировка слагаемых, метод округления и т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
— активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики;
— участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
— оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
— читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
— сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;
— участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
— выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи, осознавая роль и место результата этой деятельности в общем плане действий.
Учащийся получит возможность научиться:
— участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместного решения;
— формулировать и обосновывать свою точку зрения;
— критично относиться к собственному мнению, стремиться рассматривать ситуацию с разных позиций и понимать точку зрения другого человека;
— понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; стремиться к пониманию позиции другого человека;
– согласовывать свои действия с мнением собеседника или партнёра в решении учебной проблемы;
– приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;
— готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Контроль и оценка планируемых результатов
В образовательном процессе начальной школы используются следующие виды внутренней оценки результатов.
Входной контроль – оценочная процедура, с помощью которой определяется исходный (стартовый) уровень знаний, умений и навыков в начале учебного года или перед изучением нового раздела. Главная функция – диагностическая.
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.
Формы организации текущего контроля
Устный опрос (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте).
Самостоятельная работа - небольшая по времени (15 —20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса.
Цель - проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.
Контрольная работа используется с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.
Тестовые задания.
Проверочные работы.
Диагностические работы.
Промежуточный контроль обучающихся - совокупность мероприятий по установлению соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся планируемым результатам освоения ООП НОО по итогам изучения темы, раздела, за четверть, полугодие.
Накопительная оценка («портфолио обучающегося») –это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях и является основой для определения образовательного результата выпускника начальной школы.
Комплексная работа – это итоговая проверочная работа, включающая задания различного уровня сложности из разных предметных областей, в том числе из раздела «Чтение. Работа с текстом».Она проводится в конце года и позволяет оценить сформированность отдельных универсальных учебных способов действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных на межпредметной основе.
Перечень работ по математике, проводимых в течение учебного года
Форма контроля | Тема | Сроки |
Математический диктант | | |
Контрольная работа | «По итогам повторения» | |
Контрольный устный счёт | | |
Контрольная работа | «Сложение и вычитание» | |
Математический диктант | | |
Контрольная работа | «Умножение и деление до 4» | |
Контрольный устный счёт | | |
Тест - диагностика | | |
Математический диктант | | |
Контрольная работа | «Задачи на кратное сравнение» | |
Контрольный устный счёт | | |
Контрольная работа | «Табличное умножение в пределах 100» | |
Контрольная работа | «Деление двузначного числа на однозначное» | |
Контрольный устный счёт | | |
Контрольная работа | «Письменные приёмы сложения и вычитания» | |
Административная итоговая диагностическая проверочная работа (тест) | | |
Математический диктант | | |
Итоговая контрольная работа за 3 класс | | |
Учебно-методический комплект
Учебное оборудование:
а) технические средства (интерактивная доска, компьютер, документ камера)
б) учебные (столы, доска)
Собственно учебные средства:
Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2х частях. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва «Просвещение», 2013 год;
электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс, авт. Г. В. Дорофеев.
Календарно-тематическое планирование поматематике
УМК «Перспектива» 3 класс (136 ч)
4 часа в неделю
№ урока в году | № урока по теме, разделу | Тема уроков | Дата |
план | факт |
| | I четверть | |
| | Числа от 0 до 100 | |
| | Повторение5ч. | |
1. | 1. | Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100 | 01.09 | |
2. | 2. | Алгоритм письменного сложения и вычитания двузначных чисел | 02.09 | |
3. | 3. | Конкретный смысл действий умножения и деления | 03.09 | |
4. | 4. | Приёмы сложения и вычитания двузначных чисел | 07.09 | |
5. | 5. | Приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток | 08.09 | |
| | Раздел «Сложение и вычитание» 31ч. | |
6. | 1. | Работа над ошибками. Сумма нескольких слагаемых | 09.09 | |
7. | 2. | Сумма нескольких слагаемых. Математический диктант | 10.09 | |
8. | 3. | Сумма нескольких слагаемых | 14.09 | |
9. | 4. | Сумма нескольких слагаемых | 15.09 | |
10. | 5. | Цена. Количество. Стоимость | 16.09 | |
11. | 6. | Цена. Количество. Стоимость | 17.09 | |
12. | 7. | Проверка сложения | 21.09 | |
13. | 8. | Проверка сложения | 22.09 | |
14. | 9. | Увеличение (уменьшение) длины отрезка в несколько раз | 23.09 | |
15. | 10. | Контрольная работа по итогам повторения | 24.09 | |
16. | 11. | Работа над ошибками. Увеличение (уменьшение) длины отрезка в несколько раз | 28.09 | |
17. | 12. | Увеличение (уменьшение) длины отрезка в несколько раз | 29.09 | |
18. | 13. | Обозначение геометрических фигур | 30.09 | |
19. | 14. | Обозначение геометрических фигур | 01.10 | |
20. | 15. | Вычитание числа из суммы | 05.10 | |
21. | 16. | Вычитание числа из суммы | 06.10 | |
22. | 17. | Вычитание числа из суммы | 07.10 | |
23. | 18. | Проверка вычитания. Контрольный устный счёт | 08.10 | |
24. | 19. | Проверка вычитания | 12.10 | |
25. | 20. | Вычитание суммы из числа | 13.10 | |
26. | 21. | Вычитание суммы из числа | 14.10 | |
27. | 22. | Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание» | 15.10 | |
28. | 23. | Вычитание суммы из числа. | 19.10 | |
29. | 24. | Приём округления при сложении | 20.10 | |
30. | 25. | Приём округления при сложении | 21.10 | |
31. | 26. | Приём округления при вычитании. | 22.10 | |
32. | 27. | Приём округления при вычитании | 05.11 | |
II четверть |
33. | 28. | Равные фигуры | 09.11 | |
34. | 29. | Задачи в три действия | 10.11 | |
35. | 30. | Задачи в три действия | 11.11 | |
36. | 31. | Практическая работа «Изображение куба» | 12.11 | |
Раздел «Умножение и деление» 52ч. |
37. | 1. | Чётные и нечетные числа | 16.11 | |
38. | 2. | Чётные и нечетные числа. Математический диктант | 17.11 | |
39. | 3. | Умножение числа на 3. Деление на 3 | 18.11 | |
40. | 4. | Деление на 3. | 19.11 | |
41. | 5. | Умножение суммы на число | 23.11 | |
42. | 6. | Умножение суммы на число | 24.11 | |
43. | 7. | Умножение числа 4. Деление на 4 | 25.11 | |
44. | 8. | Деление на 4 | 26.11 | |
45. | 9. | Проверка умножения. | 30.11 | |
46. | 10. | Контрольная работа по теме: «Умножение и деление до 4» | 01.12 | |
47. | 11. | Работа над ошибками. Умножение двузначного числа на однозначное | 02.12 | |
48. | 12. | Умножение двузначного числа на однозначное. | 03.12 | |
49. | 13. | Задачи на приведение к единице | 07.12 | |
50. | 14. | Задачи на приведение к единице. Контрольный устный счёт | 08.12 | |
51. | 15. | Умножение числа 5. Деление на 5 | 09.12 | |
52. | 16. | Умножение числа 5. Деление на 5 | 10.12 | |
53. | 17. | Умножение числа 6. Деление на 6 | 14.12 | |
54. | 18. | Деление на 6 | 15.12 | |
55. | 19. | Умножение числа 6. Деление на 6 | 16.12 | |
56. | 20. | Умножение числа 6. Деление на 6 | 17.12 | |
57. | 21. | Проверка деления | 21.12 | |
58. | 22. | Тест - диагностика | 22.12 | |
59. | 23. | Задачи на краткое сравнение | 23.12 | |
60. | 24. | Задачи на краткое сравнение | 24.12 | |
61. | 25. | Задачи на краткое сравнение | 11.01 | |
62. | 26. | Задачи на краткое сравнение. | 12.01 | |
63. | 27 | Умножение числа 7. Деление на 7 | 13.01 | |
III четверть |
64. | 28. | Умножение числа 7. Деление на 7 | 14.01 | |
65. | 29. | Умножение числа 7. Деление на 7 | 18.01 | |
66. | 30. | Умножение числа 7. Деление на 7 Математический диктант | 19.01 | |
67. | 31. | Практическая работа | 20.01 | |
68. | 32. | Умножение числа 8. Деление на 8. | 21.01 | |
69. | 33. | Деление на 8. | 25.01 | |
70. | 34. | Контрольная работа по теме: «Задачи на кратное сравнение» | 26.01 | |
71. | 35. | Работа над ошибками. Прямоугольный параллелепипед | 27.01 | |
72. | 36. | Прямоугольный параллелепипед | 28.01 | |
73. | 37. | Площадь фигуры | 01.02 | |
74. | 38. | Площадь фигуры. Контрольный устный счет | 02.02 | |
75. | 39. | Умножение числа 9. Деление на 9. | 03.02 | |
76. | 40. | Умножение числа 9. Деление на 9 | 04.02 | |
77. | 41. | Табличное умножение в пределах 100 | 08.02 | |
78. | 42. | Контрольная работапо теме: «Табличное умножение в пределах 100» | 09.02 | |
79. | 43. | Работа над ошибками. Деление суммы на число | 10.02 | |
80. | 44. | Деление суммы на число | 11.02 | |
81. | 45. | Вычисления вида 48:2 | 15.02 | |
82. | 46. | Вычисления вида 48:2 | 16.02 | |
83. | 47. | Вычисления вида 57:3 | 17.02 | |
84. | 48. | Вычисления вида 57:3 | 18.02 | |
85. | 49. | Метод подбора. Деление двузначного числа на двузначное | 22.02 | |
86. | 50. | Урок повторения и самоконтроля « Деление двузначного числа на двузначное» | 24.02 | |
87. | 51. | Практическая работа | 25.02 | |
88. | 52. | Счёт сотнями | 01.03 | |
Раздел «Числа от 100 до 1000. Нумерация» 7ч. |
89. | 1. | Названия круглых сотен | 02.03 | |
90. | 2. | Контрольная работа по теме: «Деление двузначного числа на однозначное» | 03.03 | |
91. | 3. | Работа над ошибками. Названия круглых сотен | 04.03 | |
92. | 4. | Образование чисел от 100 до 1000 | 09.03 | |
93. | 5. | Трёхзначные числа | 10.03 | |
94. | 6. | Трёхзначные числа | 11.03 | |
95. | 7. | Задачи на сравнение | 15.03 | |
Числа от 100 до 1000. Письменные приемы вычислений19ч. |
96. | 1. | Устные приёмы сложения и вычитания | 16.03 | |
97. | 2. | Устные приёмы сложения и вычитания | 17.03 | |
98. | 3. | Устные приёмы сложения и вычитания Контрольный устный счет | 18.03 | |
99. | 4. | Устные приёмы сложения и вычитания | 29.03 | |
100. | 5. | Единицы площади | 30.03 | |
101. | 6. | Единицы площади | 31.03 | |
102. | 7. | Площадь прямоугольника | 01.04 | |
103. | 8. | Площадь прямоугольника | 05.04 | |
| | IV четверть | |
104. | 9. | Деление с остатком | 06.04 | |
105. | 10. | Деление с остатком | 07.04 | |
106. | 11. | Километр | 08.04 | |
107. | 12. | Проверочная работа по теме: «Площадь фигур» | 12.04 | |
108. | 13. | Работа над ошибками. Километр | 13.04 | |
109. | 14. | Письменные приёмы сложения и вычитания | 14.04 | |
110. | 15. | Письменные приёмы сложения и вычитания | 15.04 | |
111. | 16. | Контрольная работа по теме: «Письменные приёмы сложения и вычитания» | 19.04 | |
112. | 17. | Работа над ошибками. Письменные приёмы сложения и вычитания | 20.04 | |
113. | 18. | Урок повторения и самоконтроля | 21.04 | |
114. | 19. | Административная итоговая диагностическая проверочная работа (тест) | 22.04 | |
| | УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (Устные приёмы вычислений)18ч. | |
115. | 1. | Работа над ошибками. Умножение круглых сотен | 26.04 | |
116. | 2. | Умножение круглых сотен | 27.04 | |
117. | 3. | Деление круглых сотен | 28.04 | |
118. | 4. | Деление круглых сотен | 29.04 | |
119. | 5. | Грамм. | 04.05 | |
120. | 6. | Грамм. | 05.05 | |
121. | 7. | Практическая работа «Грамм» | 06.05 | |
122. | 8. | Грамм. Решение задач | 11.05 | |
123. | 9. | Умножение на однозначное число | 12.05 | |
124. | 10 | Умножение на однозначное число Математический диктант | 13.05 | |
125. | 11 | Умножение на однозначное число | 17.05 | |
126. | 12. | Итоговая контрольная работа за 3 класс | 17.05 | |
127. | 13. | Работа над ошибками. Умножение на однозначное число | 18.05 | |
128. | 14. | Деление на однозначное число | 18.05 | |
129. | 15. | Деление на однозначное число | 19.05 | |
130. | 16. | Деление на однозначное число | 19.05 | |
131-132 | 17. | Деление на однозначное число. Практическая работа «Плетение модели пирамиды из двух полосок» | 20.05 | |
Повторение материала 4ч. |
133- 136 | 18. | Резервный урок.Урок повторения и самоконтроля | 20.05 | |
16