СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по предмету «Математика» 1 класс разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО, Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года), Федеральным перечнем учебников (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254 с изменениями и дополнениями на 2021-2022 учебный год), Положением о рабочей программе учителя начальных классов, Учебным планом МКОУ «Прогимназия №18» г. о. Нальчик на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы НОО по математике с учетом авторской программы М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика», УМК «Школа России».
132 часа математики будет реализовано на 128 уроках путем уплотнения, уменьшая количество часов на повторение и закрепление тем: «.. Связано это с праздничными днями согласно ст.112 ТК РФ, не совпадающими с каникулами (4 дня), и праздничными и памятными датами в КБР (2 дня). Таким образом, программный материал будет выполнен в полном объеме.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/ авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника | Нормативный документ |
1.1.1.3.1.8.1 | Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. | Математика | 1 | АО Издательство «Просвещение» | Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 года № 254 «О федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность». |
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
— уважение к своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— признание индивидуальности каждого человека;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценность научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира;
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и рас - ширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации творческому труду, к работе на результат.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого поискового характера.
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации передачи информации в соответствии с коммуникативными познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать своё мнение.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно- познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
У учащегося будут сформированы:
начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
начальные представления о математических способах познания мира;
начальные представления о целостности окружающего мира;
понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;
проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика»;
освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, к учебной деятельности, а именно: проявления положительного отношения к учебному предмету
«Математика», умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; осознания сути новой социальной роли ученика, принятия норм и правил школьной жизни, ответственного отношения к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, различать существенные и несущественные признаки;
определять закономерность следования объектов и использовать её для выполнения задания;
выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость), и на построенных моделях;
применять полученные знания в изменённых условиях;
объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять её в предложенной форме.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
задавать вопросы и отвечать на вопросы партнёра;
воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
уважительно вести диалог с товарищами;
принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
аргументированно выражать своё мнение;
совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счёта;
читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «», «равенство и
неравенство) и упорядочивать числа в пределах 20;
объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц и что обозначает каждая цифра в их записи;
выполнять действия, применяя знания по нумерации: 15 + 1, 18 − 1, 10 + 6, 12 − 10, 14 − 4;
распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу, устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20), и продолжать её;
выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
Учащийся получит возможность научиться:
вести счёт десятками;
обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие 20.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Учащийся научится:
понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
выполнять сложение и вычитание, используя общий приём прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
объяснять приём сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента (подбором);
проверять и исправлять выполненные действия.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
устанавливать связь между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать её на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению.
Учащийся получит возможность научиться:
составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или её условия и отмечать изменения в задаче при изменении её решения;
решать задачи в 2 действия;
проверять и исправлять неверное решение задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа, левее, правее; вверху, внизу, выше, ниже; перед, за, между и др.;
находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т. д.), круга;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
Учащийся получит возможность научиться:
выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины (сантиметр и дециметр) и соотношения между ними;
чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Учащийся получит возможность научиться:
соотносить и сравнивать значения величины (например, располагать в порядке убывания (возрастания) значения длины: 1 дм, 8 см, 13 см).
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
читать небольшие готовые таблицы;
строить несложные цепочки логических рассуждений;
определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Учащийся получит возможность научиться:
определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.
По форме организации: участие во фронтальной работе, работа в группах, в парах, работа индивидуально.
По форме выполнения задания: слушание, запись и решение устно и письменно, чтение, объяснение, наблюдение, построение моделей (рисунки, схемы, чертеж, выкладку, математические записи), счет, проверка, комментирование, проговаривание вслух («про себя»), оценка своего результата, дополнение.
По характеру познавательной деятельности (активности): действие по образцу; планирование деятельности; перенос знания, умения в новую ситуацию; поиск других способов решения; ис- следование; моделирование; самостоятельное составление задач; решение проблемы.
По видам мыслительной деятельности: сравнение, установление различий или сходства; анализ, синтез, обобщение, установление закономерности, рассуждение, вывод, выявление способа решения (приемов работы), поиск причинно-следственной зависимости, выделение главного в учебной информации, самостоятельное формулирование правила, закона.
По видам учебной деятельности: выделение учебной цели, задачи; разъяснение, с какой целью на уроке выполнялась определенная практическая деятельность; установление границ между известным и неизвестным; устанавливают несоответствие между условиями новой учебной задачи и известными способами действий; определение способа выполнения учебного задания; планирование этапов и последовательности выполнения учебного задания; осуществление самоконтроля своих действий и полученных результатов, соотнесение их с образцом (алгоритмом) и установление их соответствия или несоответствия; исправление ошибок; оценка результатов учебной деятельности; оценка своих возможностей относительно решения поставленной перед ними учебной задачи.
В настоящее время широкую популярность приобрели проектные методы обучения.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Цель: формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи: развитие умения самостоятельно и творчески мыслить, использование полученных знаний на практике; развитие навыков самостоятельной работы с литературой, обучение методике
обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению презентаций; воспитание интереса к познанию мира.
Виды учебных исследований:
по количеству учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные; по месту проведения: урочные, внеурочные;
по времени: кратковременные, долговременные; по теме: предметные, свободные.
Работая над проектом, дети узнают много нового для себя, учатся работать с литературой, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект.
Развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом помогает ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, избавятся от самоуверенности и поймут, что без труда ничего нельзя добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов. Оценка выполненных проектов носит стимулирующий характер.
Специфика проектной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для меня – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Этапы проекта:
Погружение.
Планирование деятельности
Осуществление деятельности по решению проблемы.
Оформление результатов.
Презентация результатов.
Тематика проектов
«Числа в загадках, стихах, пословицах и поговорках»
«На что похожа цифра»
«Математика в нашей жизни»
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (8 ч)Роль математики в жизни людей и общества.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур (точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.). Виды углов: прямой, острый, тупой.
Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов.
Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на … » Пространственные и временные представления.
Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше – ниже, слева – справа, левее – правее, сверху – снизу, между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, направо. Временные представления: раньше, позже, сначала, потом.
Цифры и числа 1–5.
Названия, обозначение, последовательность чисел. Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. Принцип построения натурального ряда чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=». Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник. Знаки «», «
Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых.
Цифры и числа 6 – 9. Число 0. Число 10.Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Названия, обозначение, последовательность чисел.
Чтение, запись и сравнение чисел.
Единица длины – сантиметр.Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины.
Понятия «увеличить на … , уменьшить на … ».
Сложение и вычитание вида□ ± 1, □ ± 2.
Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание. Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей. Сложение и вычитание вида
□ + 1, □ – 1, □ + 2, □ – 2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2.
Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению.
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Сложение и вычитание вида □ ± 3.Приёмы вычислений.
Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач.
Сложение и вычитание вида □ ± 4.Решение задач на разностное сравнение чисел.
Переместительное свойство сложения.Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ +
9.
Связь между суммой и слагаемыми.Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих
терминов при чтении записей. Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □,8 – □, 9 – □, 10 – □. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Подготовка к решению задач в два действия – решение цепочки задач.
Единица массы – килограмм. Определения массы предметов с помощью весов, взвешиванием.
Единица вместимости литр.
Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка.
Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром.
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. Текстовые задачи в два действия. План решения задачи. Запись решения.
ТАБЛИЧНОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (23 ч)Табличное сложение.
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого (□ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7,
□ + 8, □ + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения.
Табличное вычитание.Общие приёмы вычитания с переходом через десяток:
приём вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2);
приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми. Решение текстовых задач. Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание) Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 20.
Десятичные единицы счёта. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность).
Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Принцип построения натурального ряда чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–»,
«=». Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Решение задач на разностное сравнение чисел.
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого (□ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7,
□ + 8, □ + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения.
3.Тематическое планирование
№№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль | ||||||||
контр. раб. | проверочн. работа | комплексн. контр. раб | проект | ||||||||
1 | Пространственные и временные представления | 8 |
| 1 |
|
| |||||
2 | Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация | 30 |
| 1 | 1 | 1 | |||||
3 | Сложение и вычитание | 52 |
| 3 |
| 1 | |||||
4 | Числа от 11 до 20. Нумерация | 9 |
| 2 |
|
| |||||
5 | Табличное сложение и вычитание | 23 |
| 2 |
|
| |||||
6. | Итоговое повторение | 6 |
|
|
|
| |||||
Итого | 128 | 1 | 9 | 1 | 3 |
Формы организации учебных занятий:
фронтальная работа;
групповая работа;
парная работа;
индивидуальная работа.
Форма уроков определяется деятельностью учителя, учеников и особенностями процесса получения или закрепления знаний и умений. Можно выделить следующие формы уроков:
традиционный урок-беседа;
урок-игра;
урок-экскурсия, путешествие;
урок-исследование и т.д.
урок-зачет;
викторина;
конкурсы;
смотр знаний;
защита творческих работ, проектов;
творческий отчет;
контрольная работа;
собеседование.
В качестве развивающего компонента образования в обязательном порядке будут применяться проектные методы, как средство, формирующее практическую направленность в обучении. Групповые формы работы, деловые игры, презентации в программе PowerPoint, мини-спектакли также будут являться обязательными элементами обучения.
Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.
Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, и различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Стандарта. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т. п. А также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения)
Следует выделить возможные сочетания таких предметов, как чтение - математика, математика - природоведение - изобразительное искусство, математика – история, математика - информатика, математика - природоведение - технология. Математика и литература: сказочные задачи усиливают интерес к математике. Математика и история: исторические математические сведения. На уроках русского языка и математики прослеживается межпредметная связь. Дети выполняют словарно- орфографическую работу с математическими названиями различных величин: килограмм, тонна, грамм, километр, сантиметр, миллиметр, дециметр, секунда, гектар. Математика и окружающий мир: человек неотделим от природы. Решение на уроке математики задач на экологическую тему развивает у обучающихся интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных людей. Уроки на межпредметной основе нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Эти уроки способствуют не только развитию орфографической зоркости, но и развитию логического и образного мышления, глубокому проникновению обучающихся в мир красок и звуков, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, формируют успешность обучения.
Числа и величины.
Арифметические действия.
Текстовые задачи.
Изучение этих тем начинается в 1 классе и продолжается на протяжении всех ступеней обучения с последующим углублением и расширением.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Наименование раздела/ темы урока | Кол - во часов | Дата проведения. | |
По плану | По факту | |||
Пространственные и временные представления (8 ч) | ||||
1 | Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. Счет предметов. | 1 | 02.09.2021 г |
|
2 | Пространственные представления «вверху», «внизу», «справа», «слева». | 1 | 06.09.2021 г |
|
3 | Временные представления «раньше», «позже», «сначала», «потом». | 1 | 07.09.2021 г |
|
4 | Сравнение групп предметов. Отношения «Столько же». «Больше». «Меньше». | 1 | 08.09.2021г |
|
5-6 | Сравнивание групп предметов. «На сколько больше (меньше)?» | 2 | 09.09. 2021 г 13.09.2021 г |
|
7 | Страничка для любознательных | 1 | 14.09.2021 г |
|
8 | Проверочная работа №1 по теме «Счет предметов» | 1 | 15.09.2021 г |
|
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (30 ч) | ||||
9-10 | Анализ ошибок и коррекция знаний Много и один. Письмо цифры 1. | 2 | 16.09.2021 г 20.09.2021 г |
|
11 | Административная стартовая диагностическая работа. | 1 | 21.09.2021 г |
|
12 | Анализ ошибок и коррекция знаний. Числа 1, 2. Письмо цифры 2. | 1 | 22.09.2021 г |
|
13 | Число3. Письмо цифры 3. | 1 | 23.09.2021 г |
|
14 | Знаки «+»,«–»,«=». | 1 | 27.09.2021 г |
|
15-16 | Число 4. Письмо цифры 4. | 2 | 28.09.2021 г 29.09.2021 г |
|
17 | Длиннее, короче. | 1 | 30.09.2021 г |
|
18 | Число 5. Письмо цифры 5. | 1 | 04.10.2021 г |
|
19 | Числа от 1 до 5. Состав числа 5. | 1 | 05.10.2021 г |
|
20 | Страничка для любознательных. | 1 | 06.10.2021 г |
|
21 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. | 1 | 07.10.2021 г |
|
22 | Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. | 1 | 11.10.2021 г |
|
23 | Знаки: «»,« | 1 | 12.10.2021 г |
|
24-25 | Равенство. Неравенство. | 2 | 13.10.2021 г 14.10.2021 г |
|
26 | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. | 1 | 18.10.2021 г |
|
27 | Многоугольник. Числа 6, 7. Письмо цифры 7. | 1 | 19.10.2021 г |
|
28 | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. | 1 | 20.10.2021 г |
|
29 | Числа 8, 9. Письмо цифры 9. | 1 | 21.10.2021 г |
|
30 | Число 10. Запись числа 10. | 1 | 25.10.2021 г |
|
31-32 | Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10». | 2 | 26.10.2021 г 27.10.2021 г |
|
33 | Наши проекты. | 1 | 28.10.2021 г |
|
34 | Сантиметр – единица измерения длины. | 1 | 08.11.2021 г |
|
35-36 | Увеличить на ... Уменьшить на ... Число 0. | 2 | 09.11.2021 г 10.11.2021 г |
|
37 | Сложение с 0. Вычитание 0. Страничка для любознательных. | 1 | 11.11.2021 г |
|
38 | Проверочная работа №2 по теме: «Числа от 1 до 10 и число 0» | 1 | 12.11.2021 г
|
|
Сложение и вычитание (52 ч) | ||||
39-40 | Анализ ошибок и коррекция знаний Защита проектов. | 2 | 15.11.2021 г 16.11.2021 г |
|
41-42 | Приёмы вычислений: □ +1, □ –1 Приёмы вычислений: □ –1-1, □ +1+1 | 2 | 17.11.2021 г 18.11.2021 г |
|
43-44 | Приёмы вычислений: □ +2, □ -2 Слагаемое. Сумма. | 2 | 20.11.2021 г 23.11.2021 г |
|
45 | Задача: условие, вопрос | 1 | 24.11.2021 г |
|
46 | Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку | 1 | 25.11.2021 г |
|
47 | Таблица сложения и вычитания с числом 2. | 1 | 29.11.2021 г |
|
48-49 | Присчитывание и отсчитывание по 2. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | 2 | 30.11.2021 г 01.12.2021 г |
|
50 | Закрепление. Странички для любознательных. | 1 | 02.12.2021 г |
|
51 | Проверочная работа №3 по теме: «Задачи» | 1 | 06.12.2021 г |
|
52 | Анализ ошибок и коррекция знаний Приёмы вычислений: □ +3, □- 3 | 1 | 07.12.2021 г |
|
53 | Сравнение длин отрезков. Таблица сложения и вычитания с числом 3. | 1 | 08.12.2021 г |
|
54 | Присчитывание и отсчитывание по 3. Решение текстовых задач в одно действие на сложение | 1 | 09.12.2021 г |
|
55 | Решение текстовых задач в одно действие на вычитание. Странички для любознательных. | 1 | 13.12.2021 г |
|
56 | Закрепление изученного. Решение задач. Решение примеров. | 1 | 14.12.2021 г |
|
57-58 | Прибавить и вычесть 1, 2, 3. Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9. | 2 | 15.12.2021 г 16.12.2021 г |
|
59-60 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 2 | 20.12.2021 г 21.12.2021 г |
|
61-62 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 2 | 22.12.2021 г 23.12.2021 г |
|
63 | Приёмы вычислений: □ + 4, □ - 4 | 1 | 27.12.2021 г |
|
64-65 | Закрепление изученного. Прибавить и вычесть число 4. | 2 | 28.12.2021 г 29.12.2021 г |
|
66 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | 11.01.2022 г |
|
67 | Решение задач на разностное сравнение. | 1 | 12.01.2022 г |
|
68-69 | Таблица сложения и вычитания с числом 4. | 2 | 13.01.2022 г 17.01.2022 г |
|
70-71 | Решение задач на разностное сравнение. Закрепление. | 2 | 18.01.2022 г 19.01.2022 г |
|
72 | Перестановка слагаемых. | 1 | 20.01.2022 г |
|
73 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ +5, 6, 7, 8, 9 | 1 | 24.01.2022 г |
|
74 | Таблица для случаев вида □ +5, 6, 7, 8, 9. | 1 | 25.01.2022 г |
|
75 | Состав чисел в пределах 10. | 1 | 26.01.2022 г |
|
76 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | 1 | 27.01.2022 г |
|
77-78 | Закрепление изученного. Решение задач. | 2 | 31.01.2022 г 01.02.2022 г |
|
79 | Проверочная работа №5 по теме: «Связь между суммой и слагаемыми» Анализ ошибок и коррекция знаний | 1 | 02.02.2022 г |
|
80 | Связь между суммой и слагаемыми. Закрепление. | 1 | 03.02.2022 г |
|
81 | Решение задач на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (или меньше) данного. | 1 | 07.02.2022г |
|
82 | Уменьшаемое, вычитаемое, разность. | 1 | 08.02. 2022 г |
|
83 | Приёмы вычислений: 6 -□, 7 -□ .Состав чисел 6, 7 | 1 | 09.02.2022 г |
|
84 | Закрепление приёма вычислений вида: 6 -□, 7 -□ . Решение задач. | 1 | 10.02.2022 г |
|
85 | Вычитание вида: 8 - □, 9 – □ | 1 | 21.02.2022 г |
|
86 | Закрепление приёма вычислений вида: 8 -□, 9 -□ . Решение задач. | 1 | 22.02.2022 г |
|
87 | Вычитание вида: 10 – □ | 1 | 24.02.2022 г |
|
88 | Закрепление изученного. Решение задач на нахождение остатка. | 1 | 28.02.2022 г |
|
89 | Единица массы: килограмм | 1 | 01.03.2022 г |
|
90 | Единица массы: литр | 1 | 02.03.2022 г |
|
Числа от 11 до 20. Нумерация (9 ч ) | ||||
91 | Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного. | 1 | 03.03.2022 г |
|
92 | Проверочная работа №6 по теме:«Сложение и вычитание чисел первого десятка». | 1 | 09.03.2022 г |
|
93 | Анализ ошибок и коррекция знаний. Названия и последовательность чисел от 11 до 20 | 1 | 10.03.2022 г |
|
94 | Образование чисел второго десятка. | 1 | 14.03.2022 г |
|
95 | Запись и чтение чисел второго десятка. | 1 | 15.03.2022 г |
|
96 | Единица длины: дециметр Сложение и вычитание вида: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. | 1 | 16.03.2022 г |
|
97 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного. | 1 | 17.03.2022 г |
|
98 | Проверочная работа №7 «Сложение и вычитание в пределах 10». | 1 | 20.03.2022 г |
|
99 | Анализ ошибок и коррекция знаний. Закрепление изученного. | 1 | 21.03.2022г |
|
Табличное сложение и вычитание (23 ч). | ||||
100 | Подготовка к решению задач в два действия. | 1 | 04.04. 2022 г |
|
101 | Повторение. Подготовка к решению задач в два действия. | 1 | 05.04.2022 г |
|
102 | Составная задача. Тренировка | 1 | 06.04.2022 г |
|
103-104 | Составная задача. Закрепление. | 2 | 07.04.2022 г 11.04.2022 г |
|
105 | Проверочная работа №8 по теме: «Составная задача». Анализ ошибок и коррекция знаний. | 1 | 12.04.2022 г |
|
106 | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | 13.04.2022 г |
|
107 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ +2, □ +3 | 1 | 14.04.2022 г |
|
108 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ +4 | 1 | 15.04.2022 г |
|
109 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ +5 | 1 | 18.04.2022 г |
|
110 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ +6 | 1 | 19.04.2022 г |
|
111 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ +7 | 1 | 20.04.2022 г |
|
112 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ +8, □ +9 | 1 | 21.04.2022 г |
|
113 | Таблица сложения. | 1 | 25.04.2022 г |
|
114-115 | Странички для любознательных.Таблица сложения. Закрепление изученного. | 2 | 26.04.2022 г 27.04.2022 г |
|
116 | Проверочная работа №9 по теме: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток» Анализ ошибок и коррекция знаний. | 1 | 28.04.2022 г |
|
117 | Общий прием вычитания с переходом через десяток. | 1 | 04.05.2022 г |
|
118 | Вычитание вида: 11 - □ | 1 | 05.05.2022 г |
|
119 | Вычитание вида: 12 -□ | 1 | 10.05.2022 г |
|
120 | Вычитание вида: 13-□. | 1 | 11.05.2022 г |
|
121 | Вычитание вида: 14 -□. | 1 | 12.05.2022 г |
|
122 | Вычитание вида: 15 - □. | 1 | 16.05.2022 г |
|
Итоговое повторение (6ч) | ||||
123 | Вычитание: 16 - □. | 1 | 17.05.2022 г |
|
124 | Вычитание вида: 17 - □ ,18 - □ | 1 | 18.05.2022 г |
|
125 | Закрепление изученного. Странички для любознательных. | 1 | 19.05.2022 г |
|
126- 127 | Итоговая контрольная работа за год Анализ ошибок и коррекция знаний. | 2 | 23.05.2022 г 24.05.2022 г |
|
128 | Наши проекты. Повторение. Закрепление изученных тем. | 1 | 25.05.2022 г
|
|
| Итого | 128 |
|
|
| Контрольные работы | 1 |
|
|
| Проверочные работы | 9 |
|
|
| Комплексные работы | 1 |
|
|
Лист корректировки календарно-тематического планирования.
Предмет: Математика Класс: 1
Учитель: Сокурова И.З.
2021-2022 учебныйгод
№ урока | Тема | Количество
часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |||
75/76 | Состав чисел в пределах 10. Состав чисел в пределах 10. Закрепление.
| 2 | 1 |
| Объединение тем: Состав чисел в пределах 10. Состав чисел в пределах 10. Закрепление.
| ||
77/78 | Закрепление изученного материала. Решение задач. Закрепление изученного материала. Решение задач. | 2 | 1 |
| Объединение тем:
Закрепление изученного материала. Решение задач. Закрепление изученного материала. Решение задач. | ||
80/81 | Связь между суммой и слагаемыми. Закрепление. Решение задач на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (или меньше) данного. | 2 | 1 |
| Объединение тем:
Связь между суммой и слагаемыми. Закрепление. Решение задач на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (или меньше) данного. | ||
82/83 | Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Приёмы вычислений: 6 -□, 7 -□ .Состав чисел 6, 7. | 2 | 1 |
| Объединение тем:
Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Приёмы вычислений: 6 -□, 7 -□ .Состав чисел 6, 7. | ||
84/85 | Закрепление приёма вычислений вида: 6 -□, 7 -□ . Решение задач. Вычитание вида: 8 - □, 9 – □.
| 2 | 1 |
| Объединение тем:
Закрепление приёма вычислений вида: 6 -□, 7 -□ . Решение задач. Вычитание вида: 8 - □, 9 – □.
| ||
86/87 | Закрепление приёма вычислений вида: 8 -□, 9 -□ . Решение задач. Вычитание вида: 10 – □
| 2 | 1 |
| Объединение тем:
Закрепление приёма вычислений вида: 8 -□, 9 -□ . Решение задач. Вычитание вида: 10 – □
|