СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно тематическое планирование по музыке. школа Росии 1-4 классы
1 класс «Музыка» Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата | ||
план | факт | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Музыка вокруг нас | |||||||||||
1 | «И Муза вечная со мной!» | 1 | Вводный | Муза, композитор, исполнитель, слушатель, оркестр, дирижер, звуки музыкальные и шумовые Гимн школы разучивание | Знать: понятия: композитор, исполнитель, слушатель | Слушание музыки. Хоровое пение. Звуковая «Угадай-ка!» | | Выучить полученные на уроке знания | | | |
2 | Хоровод муз | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Хор, хоровод, танцы разных народов мира Чему учат в школе разучивание | Знать: понятия: хор, хоровод | Слушание музыки, хоровое пение. Музыкально-ритмические движения | Роль и место пляски в жизни разных народов Плясовые песни | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
3 | «Повсюду музыка слышна...» | 1 | Закрепление знаний, выработка умений и навыков | Композитор, импровизация учащихся на тексты русских народных песенок В сказочном замке разучивание | Знать: понятие композитор. Уметь: сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст | Ролевая игра «Играем в композитора» | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
4 | Душа музыки -мелодия | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Мелодия, марш, танец, песня, образ, характер, настроение Мамины песни | Знать: понятия: мелодия, марш, танец, песня | Слушание музыки. Пластические импровизации. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
5 | Музыка осени | 1 | Интегрированный | Образцы поэзии, рисунков художников, музыкальных произведений об осени | Уметь: определять настроение стихотворений, музыкальных произведений | Слушание музыки. Чтение стихов. Разучивание песен | Музыкальные краски: мажор, минор; куплетная форма песни | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
6 | Сочини мелодию | 1 | Закрепление знаний, выработка умений и навыков | Импровизации учащихся на стихотворения А. Барто, Н. Михайловой Мамины песни | Знать: понятия: мелодия, аккомпанемент. Уметь: сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст | Ролевая игра «Играем в композитора» |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
7 | «Азбука, азбука каждому нужна!» | 1 | Расширение и углубление знании | Путешествие в школь ную страну Чему учат в школе Пусть бегут неуклюже | Знать: понятия: азбука, куплетная форма | Разучивание новых и повторение ранее изученных песен |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
8 | Музыкальная азбука | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Музыкальная азбука: ноты, звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ | Знать: понятия: ноты, звуки, звукоряд, нотный стан, или нотоносец, скрипичный ключ | Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
9 | Музыка вокруг нас | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Закрепление понятий, изученных в I четверти | Знать: понятия: мело- дия, аккомпанемент; композитор, исполнитель, слушатель; звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ | Фронтальный опрос, слушание музыки, хоровое пение | Музыкаль- ные краски: мажор, минор | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
10 | Музыкальные инструменты | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с народной музыкой и инст- рументами. «Садко» (из русского былинного сказа) | Знать: понятие народная музыка. Уметь: определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей | Слушание музыки. Хоровое пение. Ро- левая игра «Играем в композитора» Песенка друзей | Знакомство с татарским народным инстр. курае | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
11 | Музыкальные инструменты | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с понятием профессиональная музыка, с музыкальными инструментами | Знать: понятие: музыка авторская (композиторская). Уметь: определять на слух звучание флейты, арфы, фортепиано | Слушание музыки. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
12 | Звучащие картины | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления. Инструменты, на которых играют музыканты | Знать: отличия народной от профессиональной музыки. Уметь:: -приводить примеры; -отвечать на проблем | Определение «звучания» в картинах народной или профессиональной музыки. Слушание музыки, хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
13 | Разыграй песню | 1 | Расширение и углубление знаний, выработка умений и навыков | Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни; составление исполнительского плана песни Если с книгой дружишь ты | Уметь:: -выразительно испол -составлять исполни | Выразительное исполнение песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Коваленковой |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
14 | «Пришло Рождество, начинается торжество» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Народные праздники, духовная жизнь людей; рождественские песни Русские народные песни | Знать: понятия: народные праздники, рождественские песни | Выразительное исполнение рождественских песен | Праздник «Рождество Христово» | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
15 | Родной обычай старины | 1 | Расширение и углубление знаний | Праздник «Рождество Христово»; колядки Новогодние песни | Уметь: выразительно исполнять колядки | Сольное и хоровое выразительное исполнение рождественских колядок |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
16 | Добрый праздник среди зимы | 1 | Закрепление знаний, выработка умений и навыков | Любимый праздник детей - Новый год. Сказка Т. Гофмана и музыка из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Маленькой ёлочке Новогодние песни | Уметь: -определять настрое -посильным образом | Слушание музыки. Музицирование. Пластическое интонирование музыки. Интонационно-образный анализ |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
Музыка и ты | |||||||||||
17 | Край, в котором ты живешь | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Родина, родной край (малая родина), родная природа, народ | Знать: понятия: родина, малая родина. Уметь: объяснять их | Слушание музыки. Исполнение песен о Родине | Малая Родина | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
18 | Художник, поэт, композитор | 1 | Интегрированный | Искусство имеет общую основу - саму жизнь, но у каждого вида искусства свой язык Творчество татарских композиторов | Уметь: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже
| Образный анализ картины. Интонационно-образный анализ музыки. Пластический этюд стихотворения. Хоровое пение | Творчество Яруллина Ф.З. Балет Шурале | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
19 | Музыка утра | 1 | Расширение и углубление знаний, выработка умений и навыков | Музыкальный пейзаж. Фортепианное и оркестровое исполнение музыки | Уметь: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение) | Слушание и интонационно-образный анализ музыки. Пластическое интонирование музыки. Хоровое пение | . | Выполнение рисунков «Картина утра», «Настроение вечера» | | | |
20 | Музыка вечера | 1 | |||||||||
21 | Музыкальные портреты | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Музыкальные портреты. Инструментальная и вокальная музыка | Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений | Слушание и анализ музыки. Пластическое интонирование «Менуэта» | «Разыграй сказку»: народная игра «Баба-Яга» | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
22 | «Музы не молчали." | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Отечество, подвиг. память, памятник. Симфония. Солист и хор. Пссенность и маршевость | Знать понятия: солист, хор. Уметь: объяснять понятия: отечество, подвиг, па- мять; выразительно испол- нять песни | Слушание и анализ Выразительное исполнение песен. Музыкально- ритмические дви- жения | | произведе- ния о под- вигах рус- ских людей в годы войны | | | |
23 | Музыкальные инструменты | 1 | Расширение и углубление знании | Звуками фортепиано можно выразить чув- ства человека и изо- бразить голоса разных музыкальных инстру- ментов | Уметь: - проводить интонаци- онно-образный анализ музыкальных сочинений; - обобщать, формули- ровать выводы | Слушание и анализ музыки. Пластиче- ское интонирование. Хоровое пение | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
24 | Мамин праздник | 1 | Сообщение и усвоение новых знании | 8 Марта - мамин праздник. Музыка и песни о маме | Уметь: — анализировать музы- кальные сочинения; - импровизировать на музыкальных инст- рументах; — выразительно испол- нять песни | Слушание и анализ музыки. Пластиче- ское интонирование. Импровизация на музыкальных инст- рументах. Вырази- тельное исполнение песен | Навруз -нац. праздник | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
25 | Музыкальные инструменты | 1 | Расширение и углубление шаний | Общее и различное в старинных и совре- менных музыкальных инструментах | Знать понятия: ста- ринные, современные инструменты. Уметь на слух опреде- лять звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано | Слушание и анализ музыки. Анализ ху- дожественных обра- зов (картин) | Знакомство с татарским народным инстр. курае | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
26 | музыка в цирке | 1 | Сообщение и усвоение новых знании | Музыка, сопровож- дающая цирковое представление | Уметь проводить ин- тонационно-образный анализ музыкальных сочинений | Слушание и анализ музыки. Хоровое пение. Пластическое интонирование | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
27 | Дом, который звучит | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Детский музыкальный театр. Опера. Балет | Знать:: что такое балет и опера. Уметь: различать в музыке песенность, мар-шевость, танцеваль-ность | Музыкальная «Угадай-ка!». Слушание и анализ музыки. Хоровое пение | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
28 | Опера-сказка | 1 | Закрепление знаний, выработка умений и навыков | Знакомство с детскими операми: «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева | Знать: понятие опера. Уметь: выразительно исполнять фрагменты из опер | Слушание и анализ музыки. Выразительное исполнение фрагментов из опер | Алтынчач-опера Н. Жиганова | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
29 | «Ничего на свете лучше нету...» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Познакомить учащихся с музыкой Г. Гладкова, написанной для мультфильма «Бре-менские музыканты» | Уметь: выразительно исполнять фрагменты из музыки к мультфильму | Слушание и выразительное исполнение фрагментов из музыки к мультфильму | | Составление и красочное оформление программы концерта | | | |
30 | Афиша. Программа | 1 | Повторение и обобщение знаний | Закрепление понятий и впечатлений, полученных в 1 классе | Знать: понятия: композитор, исполнитель, слушатель; музыкальная азбука; основные жанры; мелодия, аккомпанемент; старинные и современные музыкальные инструменты; народная и композиторская музыка; музыка изобразительная и выразительная | Слушание и выразительное исполнение музыки, хоровых произведений, больше всего понравившихся учащимся | . Народные татарские национальные праздники Навруз Сабантуй | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
31 | Музыка вокруг нас. Музыка и ты | 3 | Урок-концерт | Музыкальные произведения, наиболее понравившиеся учащимся | | | Праздник плуга- Сабантуй | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |
32 | Музыка вокруг нас. Музыка и ты | 3 | Урок-концерт | Музыкальные произведения, наиболее понравившиеся учащимся | | | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
| | | |
33 | Музыка вокруг нас. Музыка и ты | 3 | Урок-концерт | Музыкальные произведения, наиболее понравившиеся учащимся | | | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
| | |
2 класс «Музыка» Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата | ||||||||||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||||||||||||||||||||
Россия - Родина моя | |||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Музыкальные образы родного края | 1 | Вводный | Россия - Родина моя. Музыка о родном крае. Композиторская и народная музыка | Знать понятия: Родина, композитор, мелодия, песня, танец, марш | Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки | Родное село - малая родина. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
2 | Гимн России . | 1 | Расширение и углубление знаний | Гимн России - главная песня нашей Родины. Символ России. Столица Гимн России Гимн школы | Знать понятия: гимн, символы России (флаг, герб), памятники архитектуры | Слушание музыки. Хоровое пение. Устный опрос | Гимн школы | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
День, полный событий | |||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Мир ребенка в музыкальных образах | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | «Детский альбом» П. И. Чайковского и «Детская музыка» С. С. Прокофьева Красный конник разучивание | Знать понятия: музыкальный альбом, музыкальный язык, интонации. Уметь называть фамилии композиторов: П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев | Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
4 | Музыкальный инструмент -фортепиано | 1 | Расширение и углубление знаний | Музыкальный инструмент - фортепиано, его история и устройство. Картины природы - звуками фортепиано
| Знать: -устройство форте -значение слов: форте, рояль, пианино, пианист. | Фронтальный опрос, слушание музыки Песенка львёнка и черепахи |
| Выполнение рисунка на тему рассвета, утренней и вечерней тишины | |
| |||||||||||||||||||||
5 | Природа и музыка | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Песенность, танце-вальность и марше-вость в музыке русских композиторов. Мелодия. Регистр. Изобразительность в музыке Не дразните собак Разучивание | Знать понятия: песенность, танцевальностъ, маршевость, мелодия, регистр. Уметь характеризовать их выразительные возможности | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
6 | Танцы, танцы, танцы... | 1 | Расширение и углубление знаний | Танцевальные ритмы. Пластика движений. Разнообразие танцевальной музыки Песни осени | Знать разнообразные танцевальные жанры (народный и классический бальный танец, современный эстрадный) | Слушание музыки. Музыкально-ритмические движения. Хоровое пение |
| Рисунок наряда для бала, танцевального вечера | |
| |||||||||||||||||||||
7 | Эти разные марши | 1 | Расширение и углубление знаний | Интонация шага. Ритмы маршей. Разнообразие маршевой музыки Когда мои друзья со Мной разучивание | Знать отличительные черты маршевой музыки: поступь, интонация шага. Уметь: -определять на слух -выделять среди произведений пьесы мар | Слушание музыки. Музыкально-ритмические движения. Хоровое пение | ' | Передача впечатления от прослушанной музыки в рисунке, придумать к нему название | |
| |||||||||||||||||||||
8 | «Расскажи сказку» | 1 | Закрепление знаний, выработка умений и навыков | Сказочные образы в музыке С. С. Прокофьева и П. И. Чайковского Русские народные песни | Знать понятия: мелодия, аккомпанемент, вступление. Уметь называть фамилии композиторов: П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| «Нарисуй то, что услышал на уроке»: сочинение сказки по своему рисунку | |
| |||||||||||||||||||||
9 | Колыбельные | 1
| Расширение и углубление знаний | Колыбельные - самые древние песни. Интонация колыбельной; темп, динамика, выразительность исполнения Красный шар разучивание | Знать: - понятия: темп, дина - отличительные черты | Слушание музыки. Подбор слов к мелодии. Игра на музыкальных инструментах. Пластическое интонирование. Выразительное исполнение колыбельных песен |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
«О России петь - что стремиться в храм...» | |||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Великий колокольный звон | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Разнообразие колокольных звонов, голоса - тембры колоколов. Композиторы, включавшие звоны колоколов в свои произведения. Звучащие картины | Знать: - колокольные звоны: - понятие голоса-
| Слушание музыки, хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
11-12 | Святые земли Русской | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний
| Святые земли Русской - Александр Невский и Сергий Радонежский. Национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Музыка в их честь Хорошо рядом с мамой - разучивание | Знать понятия: кантата, народные песнопения, икона, житие, молитва, церковные песнопения. Уметь называть имена святых | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | А. Невский и С. Радо нежский -святые, Национальные герои, которых любят, чтят и помнят. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
13 | Молитва | 1 | Расширение и углубление знаний | Страницы «Детского альбома» П. И. Чайковского - день, про- житый ребенком, который обычно начинался и заканчивался молитвой Новогодние песни | Уметь: - проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки; - характеризовать произведения П. И. Чайковского | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | Значение духовной музыки | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
14-15 | Рождество Христово | 2 | Расширение и углубление знаний | Праздники православной церкви. Евангелие. Сочельник. Колядки. Песнопения Музыка на новогоднем празднике | Знать понятия: народные церковные праздники, Евангелие, сочельник, колядки. Уметь выразительно исполнять рождественские песнопения | Выразительное исполнение рождественских песнопений | Праздник «Рождество Христово» в жизни посёлка | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
16 | «О России петь - что стремиться в храм...» | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Духовная жизнь людей. Значение духовной музыки в жизни людей Музыка на новогоднем празднике | Знать понятия: композиторская музыка, народные песнопения, церковные песнопения | Слушание и исполнение музыки и песен, наиболее понравившихся во II ч. | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | |||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Русские народные инструменты | 1 | Вводный | Оркестр русских народных инструментов. Плясовые наигрыши. Вариации. Инструментальные импровизации учащихся | Знать понятие вариации. Уметь: -определять на слух -импровизировать в игре на народных инструментах | Фронтальный опрос. Слушание музыки. Импровизирование на элементарных народных инструментах. Хоровое пение | Знакомство с татарскими народными инструментами | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
18 | Фольклор - народная мудрость | 1 | Расширение и углубление знаний | Фольклор - народная мудрость. Русские народные песни. Хоровод. Разыгрывание песен | Знать понятие фольклор. Уметь: - выразительно «разыгрывать» народные песни; - импровизировать в игре на народных инструментах | Хоровое пение. «Разыгрывание» песен. Импровизирование на народных инструментах. Слушание русских и казачьих народных песен | Богатство и выразительность музыкального фольк- лора, связанного с народными образами | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
19 | Музыка в народном стиле
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Авторская музыка в народном стиле. Инструментальная импровизация учащихся. Мелодическая импровизация на тексты народных песенок | Знать понятие музыка в народном стиле. Уметь: -сочинять (импровизировать) мелодию -импровизировать в игре на народных инструментах | Слушание музыки, инструментальное импровизирование. Ролевая игра «Играем в композитора» | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
20 | Обряды и праздники русского народа | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Проводы зимы: Масленица. Встреча весны | Знать историю и содержание народных праздников. Уметь выразительно исполнять обрядовые песни | Фронтальный опрос. Работа с учебником. Выразительное пение | Народные татарские национальные праздники Навруз Сабантуй | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
В музыкальном театре | |||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Детский музыкальный театр. Опера | 1 | Вводный | Удивительный мир театра. Детский музыкальный театр. Опера. Примадонна. Дуэт. Трио. Хор. Опера М. Коваля «Волк и семеро козлят» | Знать понятия: опера, музыкальный театр ■ ■ | Слушание детской оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят». Выразительное исполнение главных тем | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
22 | Балет | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Балет. Балерина. Танцор. Кордебалет. Драматургия развития балетных сцен в балете С. С. Прокофьева «Золушка» | Знать понятие балет. Уметь называть полное имя С. С. Прокофьева | Слушание сцены бала из балета «Золушка» С. С. Прокофьева. Хоровое пение | Творчество Яруллина Ф.З. Балет Шурале | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
23 | Театр оперы и балета | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Театры оперы и балета мира. Фрагменты из опер и балетов. Песенность, танцевальность, маршевость | Знать знаменитые театры оперы и балета всего мира | Слушание музыки, интонационно-образный анализ. Хоровое пение | Творчество Яруллина Ф.З. Балет Шурале | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
24 | Волшебная палочка | 1 | Расширение и углубление знаний | Дирижер - руководитель оркестра. Дирижерские жесты. Ролевая игра «Играем в дирижера» | Знать понятия: оркестр, дирижер. Уметь «элементарно» дирижировать музыкой | Слушание музыки. Дирижирование музыкой разного характера. Хоровое пение | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
25 | Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Поэма А. С. Пушкина и опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сравнительный анализ . | Знать понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра, финал. Уметь проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов | Слушание музыки. Сравнительный анализ музыки при фронтальном опросе | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
26 | В музыкальном зале | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Мир музыкального театра. Театры оперы и балета. Оркестр. Дирижер. Опера. Балет | Знать понятия: театр, опера, балет, оркестр, дирижер, увертюра, финал, солист, дуэт, трио, хор, балерина, танцор, кордебалет | Слушание музыки. Фронтальный опрос. Хоровое пение | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
В концертном зале |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Симфоническая сказка
| 1 | Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний | Концертный зал. Большой зал Московской консерватории. Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк». Знакомство с инструментами симфонического оркестра | Знать: -понятия: концертный -инструменты симфо -различать на слух ин -следить по партитуре -выделять изобрази | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ
|
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
|
| ||||||||||||||||||||
28 | Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний
| Музыкальные портреты и образы в сюите М. П. Мусорского «Картинки с выставки»
| Уметь: -проводить интонаци -называть полное имя -выделять изобрази | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| Оформить рисунок-впечатление от услышанной музыки | |
|
| ||||||||||||||||||||
29 | Звучит нестареющий Моцарт! | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Жизнь и творчество В. А. Моцарта. Сравнительный анализ музыки М. И. Глинки и В. А. Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера» | Знать понятия: опера, симфония, рондо, партитура, контраст, увертюра. Уметь сравнивать музыкальные произведения | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
|
| ||||||||||||||||||||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | |||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Волшебный цветик семицветик. «И все это - И. С. Бах» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Музыкальная речь -интонация. Музыкальный язык. Музыка И. С. Баха. Музыкальный инструмент - орган | Знать понятия: интонация, темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент. Уметь отличать на слух тембр органа | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
31 | Все в движении | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Выразительность и изобразительность музыки. Контраст. Сравнительный анализ произведений Г. В. Свиридова, М. И. Глинки | Знать понятия: изобразительность и выразительность музыки, темп, контраст. Уметь анализировать произведения | Слушание музыки. Интонационно-образный сравнительный анализ. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
32 | Музыка учит людей понимать друг друга | 1 | Расширение и углубление знаний | Песня. Танец. Марш. Композитор - исполнитель - слушатель. Творчество Д. Б. Кабалевского | Знать понятия: песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | ■. | Выучить полученные на уроке знания | |
| |||||||||||||||||||||
33 | Два лада
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | «Волшебный цветик-семицветик». Музыкальный лад: мажор, минор. Тембр. Краска. Выразительность. Сопоставление. Легенда. Природа и музыка | Знать понятие музыкальный лад. Уметь: -на слух определять -называть и давать ха | Слушание музыки. Интонационно-образный сравнительный анализ. Хоровое пение
| ■ | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
| |||||||||||||||||||||
34 | Могут ли иссякнуть мелодии? | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний
| Международные музыкальные конкурсы. Мир композитора | Знать понятия: интонация, музыкальная речь, народная и композиторская музыка, театр, опера, балет, оркестр, дирижер, концертный зал, изобразительность и выразительность музыки, партитура, лад. Уметь различать на слух тембры инструментов (мажор, минор) | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | |
|
3 класс «Музыка» Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся ■ | Вид контроля измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | дата |
| |||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| план | факт |
| ||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
| ||||||||||||||||||||||||
1 | Мелодия - душа музыки | 1 | Расширение и углубление знаний | Мелодия. Мелодическая линия. Песенность. Лирический образ симфонии. П. И. Чайковский. Симфония № 4 | Знать: понятия: мелодия, мелодическая линия | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
Хоровое пение Чему учат в школе | | Заучивание стихов о русской природе, созвучных музыке | | |
| ||||||||||||||||||||||||
2 | Природа и музыка | 1 | Изложение новых знаний. Интегрированный - ■ | Знакомство с жанром романса. Певец-солист. Мелодия и аккомпанемент. Отличительные черты романса и песни. Музыка и поэзия; звучащие картины | Знать: определение романса, его отличие от песни. Уметь: приводить примеры романсов ■ | Слушание романсов. Интонационно-образный анализ.
Хоровое пение Наш край
| | Подбор рисунков, изображающих родную природу | | |
| ||||||||||||||||||||||||
3 | «Виват, Россия!» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с жанром канта. Эпоха Петра I. Песенность. Марше-вость. Интонации музыки и речи. Солдатская песня | Знать: определение канта, его историю, особенности ■ | Слушание кантов. Хоровое пение Из чего же из чего же | Основная тема песенного казачьего фольклора | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||
4 | Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский» | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с кантатой. Подвиг народа. Вступление. Трехчастная форма Просьба- разучивание
| Знать: определение кантаты; содержание кантаты «Александр Невский»; понятие трехчастная форма | Слушание кантаты (вступление, фрагменты из I ч.). Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | А. Невский -святой, почитаемый народом | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||
5 | Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с содержанием и музыкой оперы. Хоровые сцены. Главный герой оперы, его музыкальные характеристики | Знать: понятие опера; содержание оперы «Иван Сусанин» | Слушание фрагментов из оперы. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение Не дразните собак | 4 ноября -День народного единства | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||
6 | Образы природы в музыке
| 1 | Расширение и углубление знаний | Музыка, связанная с душевным состоянием человека и отображающая образы природы | Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| Выполнение рисунков к музыке на темы «Утро» и «Вечер» | | |
| ||||||||||||||||||||||||
7 | Портрет в музыке | 1 | Расширение и углубление знаний | Портрет в музыке. Выразительность и изобразительность музыки | Знать: понятия: выразительность и изобразительность музыки. Уметь: проводить интонационно-образный анализ произведения | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| Выполнение любого из понравившихся портретов | | |
| ||||||||||||||||||||||||
8-9 | Детские образы | 2 | Расширение и углубление знаний | Знакомство с пьесами вокального цикла М. П. Мусоргского «Детская». | Уметь:: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ про- | Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||
|
| | | Сравнение с пьесами П. И. Чайковского из «Детского альбома» и С. С. Прокофьева из «Детской музыки» | слушанных произведений; - определять песенность, танцевальность и маршевость в музыке | Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||
10 | Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве | 1 | Интегрированный
| Образ Богородицы в церковной музыке, стихах поэтов, картинах художников. Молитва песнопение, картава, икона, поэзия Моя Россия-разучивание | Знать: произведения, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери. Уметь: проводить интонационно-образный анализ произведений искусства | Слушание музыки. Образный анализ музыки, поэтических текстов, художественных полотен. Хоровое пение
| Отношение и уважение к матери в семье | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||
11 | Древнейшая песнь материнства | 1 | Расширение и углубление знаний | Образ Владимирской Богоматери в иконах, церковной музыке | | Хоровое пение Спят усталые игрушки- разучивание | | Портрет мамы | | |
| ||||||||||||||||||||||||
12 | «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» | 1 | Расширение и углубление знаний | Образ матери. Все самое дорогое, родное, святое связано с мамой |
| Хоровое пение Хорошо рядом с мамой- разучивание
|
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||
13 | Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | История праздника Вербное воскресенье. Образ праздника в музыке, песнях, изобразительном искусстве
| Знать: историю праздника Вербное воскресенье. Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение В сказочном замке- разучивание | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||
14 | Святые земли Русской | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Святые земли Русской: княгиня Ольга и князь Владимир. Их «житие» и дела на благо Родины | Знать: имена, жизнь и дела русских святых -княгини Ольги и князя Владимира | Слушание музыки. Сравнительный анализ. Хоровое пение Музыка на новогоднем празднике | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||
15 | «О России петь -что стремиться в храм...» | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний
| Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской | Знать: полные имена, жизнь и дела святых земли Русской. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение Музыка на новогоднем празднике | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||
16 | «Настрою гусли на старинный лад...» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний .! | Знакомство с жанром былины. Певец-сказитель. Гусли ■ | Знать: определение былины, ее историю развития и содержательный аспект ..
| Слушание и пение былины о Добрыне Никитиче Музыка на новогоднем празднике ■ | | Выполнение рисунка по теме «Бой Добрыни со Змеем Горынычем» | | |
| ||||||||||||||||||||||||
17 | Певцы русской старины
| 1 | Расширение и углубление знаний
| Образы народных сказителей былин Садко в oneрах русских композиторов Былинный напев. | Знать: имена былинных сказителей. Баяна и Уметь: проводить срав- нительный анализ му-. зыки Подражание гуслярам | Слушание музыки. Сравнительный анализ. Хоровое пение Музыка на новогоднем празднике | ■ | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||
18 | Сказочные об- разы в музыке
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Образ Леля в опере Н. А. Римского-Корса-кова «Снегурочка». Песня. Меццо-сопра- но. Сопровождение оркестра | Знать: понятие меццо- сопрано. Уметь: проводить инто- национно-образный анализ | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||
19 | Народные.тра- диции и обряды: Масленица | 1 | Интегриро- ванный. Расширение и углубление знании | Знакомство со сцена- ми масленичного гу- лянья из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Сопоставление. Мелодии в народном стиле. Звучащие картины | Знать: содержание на- родного праздника Мас- леница. Уметь: проводить об- разный и сравнитель- ный анализ музыки и картин русских ху- дожников | Слушание музыки. Образный и сравни- тельный анализ. Хоровое пение
| Народные татарские национальные праздники Навруз Сабантуй | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
20 21 | Опера Н. А. Рим ского-Корсако- ва «Руслан и Людмила» | 2 | Расширение и углубление знаний | Сцены из оперы. Характеристики глав- ных героев. Увертю- ра в опере «Руслан и Людмила» | Знать: понятия: ария, баритон, сопрано, бас, рондо, увертюра, опера. Уметь: проводить ин- тонационно-образный и сравнительный анализ музыки Знать:: - понятия: ария, сопрано, тенор, тембр, опера; - состав и тембры инст- рументов симфониче- ского оркестра. Уметь: проводить интонационно-образный анализ | Слушание музыки. Интонационно- образный и сравни- тельный анализ. Хоровое пение
|
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||
22 | Опера К. Глюка «Орфей и Эври- дика» | 1 | Сообщение и усвоение новых знании | Знакомство с содер- жанием и музыкой оперы К. Глюка «Ор- фей и Эвридика» |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Опера Н. А. Рим- ского-Корсако- ва «Снегурочка» | 1 | Расширение и углубление знаний | Сцены из оперы. Ха- рактеристики-образы главных героев оперы «Снегурочка» |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Опера Н. А. Рим-ского-Корсако-ва «Садко» | 1 | Расширение и углубление знаний . | Знакомство с музыкой увертюры оперы. Зерно - интонация. Развитие музыки. Трех-частная форма | Знать: понятия: интонация, увертюра, трех-частная форма, опера. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание увертюры оперы. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| Выполнение рисунка по представлению: картины моря | | | |||||||||||||||||||||||||
25 | Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица» (либретто И. Всеволожского и М. Пе-типа) | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Вступление к балету. Темы-характеристики главных героев. Сцены из балета, интонационно-образное развитие музыки в сцене бала | Знать: понятия: балет, интонация. Уметь: проводить интонационно-образный анализ развития музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |||||||||||||||||||||||||
26 | В современных ритмах
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний
| Знакомство с жанром мюзикла. Мюзикл А. Рыбникова «Волк и семеро козлят». Особенности содержания, музыкального языка, исполнения | Знать: -понятие мюзикл; -содержание мюзикла. | Слушание и хоровое пение фрагментов из мюзиклов
| | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |||||||||||||||||||||||||
В концертном зале | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Музыкальное состязание
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний
| Знакомство с жанром инструментального концерта. Мастерство исполнителей и композиторов | Знать: понятия: концерт, композитор, исполнитель, слушатель, вариационное развитие. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |||||||||||||||||||||||||
28 | Музыкальные инструменты -флейта и скрипка ■ | 1 | Расширение и углубление знаний | Выразительные возможности флейты и скрипки, история их появления. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители | Знать: тембры флейты и скрипки. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки , | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||
29 | Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с сюитой Э. Грига «Пер Гюнт». Контрастные образы сюиты. Вариационное развитие. Песен-ность, танцевальность, маршевость | Знать: понятия: вариационное развитие, пе-сенность, танцевальность, маршевость, сюита. Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||
30 | Симфония «Героическая» Бетховена | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с музыкой «Героической» симфонии Бетховена (фрагменты). Контрастные образы симфонии | Знать: понятия: симфония, дирижер, тема, вариации. Уметь: проводить интонационно-образный анализ | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||
31 | Мир Бетховена
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Темпы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Трагедия жизни | Знать: понятия: выразительность и изобразительность музыки, мелодия, аккомпанемент, лад. Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||
32 | Джаз- музыка ХХ века | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Джаз- музыка ХХ века Особенности ритма и мелодики Импровизация Известные джазовые музыканты- испольнители | Знать: понятия: импровизация, ритм. Особенности джазовой музыки. Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||
33 | Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Сходство и различие музыкальных образов язвка Грига, Чайковского Прокофьева, свиридова | Знать: понятия: кантата. Хор, симфоническая музыка. Особенности языка разных композиторов. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||
34 | «Прославим радость на земле» | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Музыка- источник вдохновения и радости. Нестареющая музыка великого Моцарта. | Знать: понятия: опера, симфония. Уметь: находить в музыке радостные торжественные интонации, средства муз выразительности, звучанием интрументов | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
|
4 класс «Музыка» Тематическое планирование.
| Темы, уроки | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
план | факт |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Россия - Родина моя |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Мелодия | 1 | Вводный | Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки СВ. Рахманинова, М. П. Мусорского, П. И. Чайковского | Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение Гайдар шагает впереди | ■ ■ | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе | Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка | Слушание «Вокализа» СВ. Рахманинова. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение Было время грозовое |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Жанры народных песен, их интонационно-образные осо-бенности | 1 | Расширение и углубление знаний | Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети? | Знать жанры народных песен и их особенности. Уметь отвечать на проблемный вопрос | Ответы на вопросы. Хоровое пение. Речевая импровизация Хоровое пение Там за рекою | Многообразие сюжетов, жанров, интонационных оборотов народной песни | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | «Я пойду по по- лю белому...» | 1 | Расширение и углубление знаний | Патриотическая тема в кантате С. С. Прокофьева «Александр Невский». Горестные последствия боя | Знать: понятия: кантата, хор, меццо-сопрано. Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Вокальная импровизация Орлёнок- разучивание | Изображение горестных последствий войны, разлуки с близкими в песенном фольклоре | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | «На великий праздник собралася Русь» | 1 | Расширение и углубление знаний | Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Народные песни. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки и кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева | Знать: понятия: народная и композиторская музыка, кантата, опера, кант | Слушание музыки. Фронтальный опрос. Хоровое пение Просьба- разучивание | Национально-патриотические идеи в пе-сенно-му-зыкальном творчестве | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
«О России петь - что стремиться в храм...» |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Святые земли Русской
| 1 | Расширение и углубление знаний | Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина | Знать:: - имена святых, их жи - понятия: стихира, ве Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
День, полный событий |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный | Образ осени в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке | Знать: понятие лад (мажор, минор). Уметь: сопоставлять поэтические и музыкальные произведения | Слушание стихов, музыки. Образное сопоставление. Хоровое пение
|
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | «Что за прелесть эти сказки...» | 1 | Интегрированный | Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов. «Сказка о царе Салта-не...» А. С. Пушкина и опера Н. А. Римско-го-Корсакова. Музыкальная живопись | Знать: понятия: опера, регистр, тембр. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Музыка ярмарочных гуляний
| 1 | Расширение и углубление знаний | Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки | Знать: жанры народной музыки | Слушание музыки. Хоровое пение. Пластическая импровизация. Музыкально-ритмические движения | ■ | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Святогорский монастырь | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Музыка, связанная со Святогорским монастырем. Колокольные звоны. Вступление к опере М. П. Му-сорского «Борис Годунов» | Знать: понятие опера. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки ■ | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение Моя Россия-разучивание |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | «Приют, сияньем муз одетый...» | 1 | Интегрированный | Музыка Тригорского (Пушкинские Горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М. И. Глинки | Знать: понятия: романс, дуэт, ансамбль. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение Ласточка-разучивание |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Композитор -имя ему народ
| 1 | Расширение и углубление знаний | Народная песня - летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле | Знать: понятия: народная музыка, музыка в народном стиле ■ | Слушание музыки. Хоровое пение Будет садом город мой-разучивание ■ | Музыкальный фольклор и отражение в нем важнейших событий истории. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов | 1 | Расширение и углубление знаний | Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра | Знать:: - названия и тембры на - состав и ведущие ин | Слушание музыки. Хоровое пение Музыка на новогоднем празднике |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | О музыке и музыкантах | 1 | Расширение и углубление знаний | Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах | Уметь: приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах | Литературное чтение. Образный анализ. Слушание музыки. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
В концертном зале |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Музыкальные инструменты | 1 | Расширение и углубление знаний | Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. Струнный квартет. Музыкальный жанр ноктюрн. Музыкальная форма вариации | Знать: понятия: ноктюрн, квартет, вариации. Уметь: на слух различать тембры скрипки и виолончели | Слушание музыки. Вокальное и пластическое интонирование Музыка на новогоднем празднике |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Старый замок. «Счастье в сирени живет...» | 1 | Расширение и углубление знаний | Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы | Знать: понятия: сюита, романс. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Слушание музыки. Вокальное интонирование. Интонационно-образный и сравнительный анализ Хоровое пение Музыка на новогоднем празднике |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена...» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Судьба и творчество Ф. Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трехчастная | Знать: многообразие танцевальных жанров. Уметь: на слух определять трехчастную музыкальную форму | Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение Музыка на новогоднем празднике |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | «Патетическая» соната Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра...» | 1 | Расширение и углубление знаний | Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра | Знать: понятия: - музыкальных жанров: - оркестр, дирижер | Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение Музыка на новогоднем празднике |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
День, полный событий |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Зимнее утро. Зимний вечер
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный | Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки | Знать: понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Слушание музыки, стихов. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
В музыкальном театре |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (П-Ш действия) | 1 | Расширение и углубление знаний | Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны - польскую и русскую. «За Русь мы все стеной стоим». Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина | Знать:: - процесс воплощения - содержание оперы. | Слушание сцен из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Интонационно-образный анализ |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (IV действие) | 1 | | Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация - ария Сусанина | | |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | «Исходила младшенька...» | 1 | Расширение и углубление знаний | Характеристика главной героини оперы М. П. Мусоргского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младшенька. ..» со вступлением к опере | Знать: процесс воплощения художественного замысла в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение ■ | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Русский Восток. Восточные мотивы | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А. И. Хачатуряна | Уметь: -определять мелодико- -проводить интонаци | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Балет И. Стравинского «Петрушка» | 1 | Расширение и углубление знаний | Персонаж народного кукольного театра -Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры | Знать: -процесс воплощения -значение народного | Слушание I картины балета (фрагменты). Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Театр музыкальной комедии | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития | Знать: что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития | Слушание фрагментов из оперетт, мюзиклов. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Исповедь души
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трехчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине | Знать понятия: прелю- дия и этюд. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Мастерство исполнителя | 1 | Расширение и углубление знаний | Многообразие музы- кальных жанров. Исполнитель. Слушатель. Интонационная выра- зительность музыкаль- ной речи | Знать понятия: компо- зитор, исполнитель, слушатель, интонация. Уметь «сочинять» - импровизировать мело- дию, начинающуюся с четырех звуков (до, фа, соль, ля) с передачей разного настроения | Слушание музыки. Вокальная импровизация (сочинение мелодии)
|
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
«О России петь - что стремиться в храм... |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | «Праздников праздник, тор- жество из тор- жеств» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Светлый праздник - Пасха. Тема праздни- ка в духовной и народ- ной музыке. Тропарь, молитва, народные песни | Знать понятия: тро- парь, волочебники. Уметь проводить ин- тонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно- образный и сравни- тельный анализ. Хоровое пение | Народные татарские национальные праздники Навруз Сабантуй | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Светлый праздник | 1 | Расширение и углубление знаний | Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С. В. Рахманинова «Светлый праздник» | Знать понятия: сюита, трезвон. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки Знать: -понятия: гимн, вели | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение Слушание музыки. Сравнительный анализ гимна и величания. Хоровое пение | Народные татарские национальные праздники Навруз Сабантуй | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | «Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник -День славянской письменности | Знать: -«житие» и дела святых -понятия: гимн, вели | Слушание музыки. Сравнительный анализ гимна и величания. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | «Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник -День славянской письменности | Знать: -«житие» и дела святых -понятия: гимн, вели | Слушание музыки. Сравнительный анализ гимна и величания. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Праздники рус- ского народа: Троицын день | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный | Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А. Рублева | Знать содержание и значение народного праздника. Уметь сочинять мелодию на заданный текст | Слушание музыки. Хоровое пение. Во- кальная импровизация. Сопоставление литературного, художественного и музыкального рядов | Взаимопе- реплетение в жизни людей христианских и народных праздников | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||
«Чтобы музыкантом быть, так надобно уменье...» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Музыкальные инструменты | 1 | Расширение и углубление знаний | Музыкальный инстру- мент - гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара - универсаль- ный инструмент. Авторская песня | Знать: - историю инструмента - понятия: обработка, Уметь на слух различать тембры гитары (скрипки) | Слушание музыки. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Музыкальный сказочник | 1 | Расширение и углубление знаний | Н. А. Римский-Кор-саков - величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шехерезада». Музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись | Знать художественное единство музыки и живописи. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Слушание музыки.' Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение |
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Рассвет на Москве-реке | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Симфоническая картина М. П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Образ Родины | Знать понятие изобразительность в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
37