Раздел 1. «Россия — Родина моя». ( 9 часов).
№п. | Тема урока | | Решаемые проблемы | Предметные р-ты | УУД | Личностные р-ты | Дата |
1 | Музыка вокруг нас. Как появляется музыка? | «Рассвет на Москве-реке»,вступление к опере «Хованщина», М.П.Мусоргский. «Здравствуй, Родина моя»,Ю.Чичков,сл. К.Ибряева. | Выявлять характер музыки; слушать музыку внимательно, запоминать название произведений и их авторов. | Правила поведения на уроке музыки. Наблюдение за музыкой в жизни человека. | Р.Обогащение индивидуального музыкального опыта. П.Понимание истоков музыки и ее взаимосвязь с жизнью народа. К.Расширение музыкального кругозора. | Восприятие учебного материала со слов учителя. Умение слушать и анализировать. | |
2 | «Россия, Россия, нет слова красивей!» | «Гимн России». «Моя Россия»Г.Струве. «Патриотическая песня» М.Глинка | Эмоционально откликаться на музыку. Соблюдать певческую установку. Иметь представление о музыке своего народа. | Знать слова и музыку Гимна России. Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми. | Р.Распознавание на слух музыкального произведения. П.Передавать настроение музыки. К.Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Развитие интереса к музыкальным занятиям. | |
3 | Фортепиано. Звучащие картины. | «Полька» П.И.Чайковский. «Вальс» С.Прокофьев. «Сонная песенка» Р.Паулс. | Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений(характер, средства музыкальной выразительности). Петь легко, напевно, без форсирования звука. | Определять характер, настроение, жанровую основу музыки. | Р.Распознавание на слух музыкального произведения. П.Определять и и сравнивать характер и настроение музыкального произведения. К.Выражать свои впечатления. | Побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров. | |
4 | Утро. Вечер. | «Утро», «Вечер» С.Прокофьев. «Ай-я,жу,жу» лат.нар.песня. | Слушать внимательно, запоминать название и авторов, определять характер. Выразительно исполнять песни, исходя из содержания и характера. | Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. | Р.Осмысленно владеть способами певческой деятельности. П. Ориентироваться в коллективной деятельности при создании музыкальных образов. К.Умение контролировать действия партнеров. | Развитие умений воспринимать музыкальное произведение с ярко выраженным содержанием, определение характера и настроения музыки. | |
5 | Прогулка.Учимся читать и писать ноты. | «Прогулка» С.Прокофьев. «Начинаем перепляс» С.Соснин | Определять общий характер музыки. Характеризовать средства музыкальной выразительности. Соблюдать в пении певческую установку. | Различать темп музыкального произведения. Выделять отдельные признаки предмета. | Р.Принимать и сохранять учебную задачу. П.Определять и сравнивать характер и настроение музыкального произведения. К.Выразительное исполнение песен. | Формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове. | |
6 | Танцы, танцы, танцы. | «Камаринская», «Полька», «Вальс» П.Чайковский «Тарантелла» С.Прокофьев. | Исполнять ритмический рисунок музыки на ударных детских музыкальных инструментах. Петь свободно, легко. | Понимать термины- мелодия и аккомпанемент. Выявлять характерные особенности жанра танец. | Р.Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими движениями. П.Определять и сравнивать характер и настроение музыкальных произведений. К.Умение формулировать собственное мнение. | Развитие умения воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным содержанием, определять их характер и настроение. | |
7 | Эти разные марши. | «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский. «Шествие кузнечиков», «Марш», «Ходит месяц над лугами» С.Прокофьев. | Делать разбор музыкального произведения, определять общий характер, протактировать музыкальный размер. | Определять характер, настроение и жанровую основу мелодии. | Р.Принимать и сохранять учебную задачу. П.Анализировать музыкальное произведение с выделением существенных и несущественных признаков. К.Эмоциональный отклик на музыкальное произведение и выражать свое впечатление. | Формирование навыков выражения своего отношения к музыке. | |
8 | Расскажи сказку. | «Сказочка» С.Прокофьев. «Нянина сказка», «Баба-Яга» П.Чайковский. | Разбираться в строении произведений. Определять общий характер музыки. | Ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора. | Р.Участвовать в коллективном обсуждении учебной задачи. П.Взаимосвязь всех школьных предметов друг с другом. К.Умение использовать речь для регуляции своих действий. | Развитие умений откликаться на музыку с помощью простых движений и интонаций. | |
9 | Колыбельная. Сочиняем колыбельные песни. | «Сонная песенка» Р.Паулс. «Спят усталые игрушки» А.Островский. «Колыбельная медведицы» Е.Крылатов. | Научиться придумывать свои песенки на предложенные стихи. Характеризовать средства музыкальной выразительности. Петь, соблюдая певческую установку. | Ценить отечественные музыкальные традиции. | Р.Найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения колыбельных песен. П.Владеть элементами алгоритма сочинения мелодии. К.Самостоятельно выполнять упр | Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности. | |
Раздел 2 «О России петь – что стремиться в храм».(6 часов) |
10 | Великий колокольный звон. | «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М Мусоргский. «Колыбельная медведицы» Е.Крылатов. | Учиться слушать внимательно, запоминать название и авторов. Вовремя начинать и заканчивать пение по фразам. | Знать и любить народную музыку. | Р.Ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России. П.Анализировать музыкальное произведение. К.Умение ставить вопросы, отвечать на них. | Побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров. | |
11 | Звучащие картины. Музыкальная азбука. | Праздничный перезвон. Красный Лаврский трезвон «Вечерняя песня» А.Тома. | Определять настроение и характер музыки с учетом терминов и образных определений. Находить простейшие ассоциации между музыкальными, живописными и поэтическими произведениями. | Узнавать изученные музыкальные произведения, высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям. | Р.Принимать и сохранять учебную задачу. П.Определять на слух звучание музыкальных инструментов. К.Воплощение собственных мыслей, чувств в звучании голоса и инструментов. | Воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным содержанием, определение их характера и настроения. | |
12 | Святые земли Русской. Александр Невский. | «Вставайте, люди русские»Кантата С.Прокофьев. «Песнь об Александре Невском» «Рождественская песенка» .П.Синявский | Делать разбор музыкальных произведений. Определять общий характер музыки. | Сопоставлять звучание различных музыкальных инструментов. | Р.Определять названия инструментов, определять выразительные и изобразительные возможности этих инструментов. П.Передавать настроение музыки, давать определения общего характера музыки. К.Выявлять выразительные и изобразительные возможности музыки. | Соблюдать в пении певческую установку, петь легко, свободно, звонко. | |
13 | Сергий Радонежский. | « О Преславного чудесе» напев Оптиной Пустыни. Народные песнопения о Сергии Радонежском. «Прибаутки» В.Комраков. | Знать характерные особенности музыкального языка народной песни. | Сопоставлять народные и профессиональные музыкальные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. | Р.Определять общий характер музыки. П.Уметь выделять музыку народную и композиторскую К.Уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Воспринимать учебный материал со слов учителя. | |
14 | Утренняя молитва. В церкви. | «Утренняя молитва», «В церкви» П.Чайковский. «Чимби-Римби» Б.Савельев. | Делать разбор музыкальных произведений, разбираться в строении произведений. | Планировать свою деятельность. Составлять план своей работы. | Р.Приобретение опыта музыкально-творческой деятельности. П.Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. К.Уметь сопоставлять и строить план работы в группах. | Развитие певческих умений и навыков, выразительное исполнение песен. | |
15 | С Рождеством Христовым! | «Рождественская песенка» П.Синявский «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо»-нар. Песнопения. Колядки. | Знать жанры русской народной песни. Уметь характеризовать средства музыкальной выразительности. | Приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. | Р.Оказание помощи в организации и проведении школьных мероприятий. П.Народные музыкальные традиции — рождественские колядки. | Передавать настроение музыки в пении. | |
Раздел 3 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 часов) |
16 | Русские народные инструменты. | «Светит месяц». «Песня-спор» Г.Гладков. | Знать русские народные инструменты. | Планировать свою деятельность. | Р.Принимать и сохранять учебную задачу. П.Оценивать собственную музыкальную деятельность. К.Графическое изображение мелодии. | Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое отношение. | |
17 | Плясовые наигрыши. Музыкальная азбука. Такт. | «Камаринская» рус.нар.плясовая. «Реченька» А.Абрамов «Выходили красны девицы» рус.нар. песня-игра | Различать музыку по настроению, по характеру. Определять на слух звучание мажора и минора. | Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. | Р.Различать выразительные возможности плясовых. П.Использовать музыкальную речь как способ общения. К.Умение задавать вопросы. | Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности. | |
18 | Русские народные песни, хоровод, пляски. | «Калинка» рус.нар. песня. «Бояре, а мы к вам пришли» рус. нар. песня-игра. «Прибаутки» В,Комраков. | Различать жанры русской народной песни, характерные особенности музыкального языка народной песни. | Приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности. | Р.Оказание помощи в организации и проведении школьных мероприятий. П.Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности. | Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление. | |
19 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | «Ходит месяц над лугами» С.Прокофьев. «Камаринская» П.Чайковский. «Музыкант» Е.Зарицкий | Знать способы использования народной песни в профессиональном творчестве (цитирование, варьирование, сочинение музыки в народном стиле). | Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. | Р.Воспринимать художественные образы музыки. Расширять словарный запас. П.Сочинять песенки-заклички, петь свободно, легко, звонко. К.Знать, что все виды искусства имеют свои средства выразительности. | Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. | |
20 | Проводы зимы. Встреча весны. | «А мы Масленицу дожидаем», «Едет Масленица дорогая» рус.нар. песни. «Весни идет», «Солнышко, выгляни», «Жучик-крючик-паучок» рус.нар.песни. | Уметь имитировать ритмическое сопровождение в характере музыки. | Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. | Р.Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. П.Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения и в исполнительской деятельности. К.Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. | Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности. | |
Раздел 4. «В музыкальном театре»(5 часов) |
21 | Сказка будет впереди. Музыкальный диалог. | «Сказки гуляют по свету» Е.Птичкин | Понимать название изученных жанров и форм музыки. | Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. | Р.Понимать степень понимания роли музыки в жизни человека. П.Узнавать освоенные музыкальные произведения, давать определения общего характера музыки. К.Накопление музыкально-слуховых представлений и воспитание художественного вкуса. | Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление. | |
22 | Детский музыкальный театр. Опера. Балет. | «Волк и семеро козлят» детская опера М.Коваль. «Вальс», «Полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьев. «Это оченьинтересно» С.Никитин. | Уметь определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш). Определять и сравнивать характер, настроение, средства музыкальной выразительности. | Сопоставлять, сравнивать различные жанры музыки. | Р.Формировать отношение к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы. П.Выражать собственные мысли, чувства с помощью муз-й речи. К.Получение новых знаний через постижение основных средств муз. выразительности. | Воплощение собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов. | |
23 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка. | «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка. «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьев. «Марш» из балета «Щелкунчик» П.Чайковский. «Пони» С.Никитин. | Внимательно слушать музыкальные произведения, запоминать названия и авторов, размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять содержание. | Определять на слух знакомые жанры: марш. Узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям. Исполнять знакомые песни. | Р.Реализовывать творческий потенциал в различных видах деятельности. П.Умение выражать свои мысли. К.Задавать вопросы, отвечать на вопросы. | Развитие устойчивого интереса к музыкальным занятиям. | |
24 | Опера «Руслан и Людмила» М.Глинка. Увертюра. Финал сцены из оперы. | Опера «Руслан и Людмила» М.Глинка. «Весенняя» В.Моцарт. | Знать персонажи музыкальных произведений, понимать их настроение и чувства. | Ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкальных форм. | Р.Участвовать в коллективном обсуждении. П.Демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки. К.Слушать собеседника, отстаивать свою позицую. | Побуждение эмоционального отклика на музыкальные произведения. | |
25 | Симфоническая сказка «Петя и волк» | С.Прокофьев. «Колыбельная» В.Моцарт. | Распознавать музыкальные инструменты симфонического оркестра. | Определять и сравнивать характер, средства музыкальной выразительности в музыкальном произведении. | Р.Обобщать характеристику музыкальных произведений. П.Воспринимать художественные образы классической музыки. К.Расширять словарный запас. | Получение эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства. | |
Раздел 5. «В Концертном зале» (4 часа) |
26 | М.П.Мусоргский. Фортепианный альбом «Картинки с выставки». | «Богатырские ворота», «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках» М.Мусоргский.«Колыбельная»В.Моцарт. | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов. Передавать настроение музыки и ее изменения. | Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. | Р.Обобщать характеристику музыкальных произведений. П.Воспринимать художественные образы классической музыки. К.Внимательно слушать музыкальные фрагменты. | Обогащение индивидуального музыкального опыта. | |
27 | Счастье! Звучит нестареющий Моцарт. | «Симфония №40» В.Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» В.Моцарт. «За рекой старый дом» И.С.Бах. | Понимать, внимательно слушать , определять характер классической музыки. | Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения. | Р.Определять характер музыки и передавать ее настроение. П.Передавать музыкальные впечатления на основе приобретенных знаний. К.Слушать друг друга. | Уметь определять характер и настроение музыки. | |
28 | Волшебный цветик-семицветик. | «Менуэт» И.С.Бах. «Ария» И.С.Бах. «За рекою старый дом» И.С.Бах. | Внимательно слушать музыку, отличать одно произведение от другого, различать их характер. | Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения. | Р.Выделять характерные интонационные музыкальные особенности произведения. П.Расширение музыкального кругозора. К.Получение общих представлений о музыкальной жизни современного социума. | Эмоционально откликаться на музыкальное прозведение и выражать свое впечатление. | |
29 | Музыка учит людей понимать друг друга. | «Клоуны», «Карусель», «Кавалерийская» Д.Кабалевский. «Большой хоровод» Б.Савельев. | Передавать настроение музыки и ее изменения. | Выделять характерные изобразительные и выразительные музыкальные особенности музыкального сочинения. | Р.Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. П.Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения. К.Делиться собственным мнением. | Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные замыслы в различных видах деятельности. | |
Раздел 6. «.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5часов) |
30 | И это все Бах! Орган. | «Токката ре-минор» И.С.Бах. «Менуэт» И.С.Бах. «Ария» И.С.Бах. «За рекою старый дом» И.С.Бах | Знать музыкальные инструменты, внимательно слушать музыку и определять ее характер. | Определять жанровую принадлежность музыки. | Р.Обобщать характеристику музыкальных произведений. П.Называть понравившиеся произведения, звучащие на уроке. К.Внимательно слушать и давать оценку музыкальным произведениям. | Обогащение индивидуального музыкального опыта. | |
31 | Все в движении. | «Тройка» Г.Свиридов. «Попутная песня» М.Глинка. «Большой хоровод» Б.Савельев. | Понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки. | Называть понравившееся произведение, его автора и давать характеристику. | Р.Определять различные виды музыки. П.Различать на слух состав исполнителей (хор, оркестр). К.Слушать собеседника, отстаивать свою позицую. | Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству. | |
32 | Два лада. Звучащие картины. | «Весна», «Осень» Г.Свиридов. «Большой хоровод» Б.Савельев. | Сравнивать, выявлять развитие музыкального образа в произведениях. | Вслушиваться в звучащую музыку, определять характер произведения. | Р.Накопление музыкально-слуховых представлений и воспитание художественного вкуса. П.Расширение музыкального кругозора. К.Оказывать помощь в затруднительной ситуации. | Обогащение индивидуального музыкального опыта. | |
33-34 | Первый конкурс П.И.Чайковского. Урок обощения. | «Жаворонок» М.Глинка. «Песня жаворонка» П.Чайковский. «Колыбельная» В Моцарт. «Концерт №1» П.Чайковский. | Знать элементарные понятия в области музыкальной грамоты. Через различные формы деятельности показать разнообразное звучание музыкальных произведений. | Внимательно слушать музыку, понимать сходства и различия разговорной и музыкальной речи. | Исполнение всеми присутствующими песен. Выход под праздничную музыку. Конкурсы знакомой песни, конкурсы дирижеров, барабанщиков. Вокальная импровизация детей на заданную интонацию. | Побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров. | |