1
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 1 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту 2009г и разработана на основе авторской программы «Музыка 1-4 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, М., Просвещение, 2014, реализует в полном объёме содержание авторской программы.
Исходя из учебного плана школы, на изучение предмета «Музыка» отведено 1 час в неделю (33 часа), дополнений и изменений нет.
Планируемые предметные результаты
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
• формирование представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
• формирование общего представления о музыкальной картине мира;
• знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
• формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
• умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
• умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной, — понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
• умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, оценивать отечественные музыкальные традиции;
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительной деятельности;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного(хорового и инструментального)воплощения различных художественных образов;
исполнять произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального творчества разных стран мира.
Содержание программного материала
Содержание программы первого года делится на два раздела: “Музыка вокруг нас” (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия “Музыка и ты” (знакомство с музыкой в широком культорологическом контексте). Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающегоегомира «Музыка вокруг нас» (16ч)
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
«Музыка и ты» (17ч)
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Учебно-тематическое планирование (33ч.)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Раздел 1. «Музыка вокруг нас» (16ч.)
1 | «И Муза вечная со мной!» Хоровод муз. | 1 | |
2 | «Повсюду музыка слышна...» | 1 | |
3 | Душа музыки - мелодия. | 1 | |
4 | Музыка осени. Сочини мелодию. | 1 | |
5 | «Азбука, азбука каждому нужна!» | 1 | |
6 | Музыкальная азбука. | 1 | |
7 | Музыкальные инструменты. | 1 | |
8 | Обобщающий урок 1 четверти. | 1 | |
9 | "Садко" (из русского былинного сказа) | 1 | |
10 | Музыкальные инструменты. | 1 | |
11 | Звучащие картины. | 1 | |
12 | Разыграй песню. | 1 | |
13 | «Пришло Рождество, начинается торжество» | 1 | |
14 | Родной обычай старины. | 1 | |
15 | Добрый праздник среди зимы. | 1 | |
16 | Обобщающий урок 2 четверти. | 1 | |
| Раздел 2. «Музыка и ты» (17ч.) | | |
17 | Край, в котором ты живешь | 1 | |
18 | Художник, поэт, композитор | 1 | |
19 | Музыка утра | 1 | |
20 | Музыка вечера | 1 | |
21 | Музыкальные портреты. | 1 | |
22 | Разыграй сказку. У каждого свой музыкальный инструмент. | 1 | |
23 | «Музы не молчали...» | 1 | |
24 | Мамин праздник. | 1 | |
25 | Обобщающий урок 3 четверти. | 1 | |
26 | Музыкальные инструменты. | 1 | |
27 | Музыкальные инструменты. | 1 | |
28 | Музыка в цирке. | 1 | |
29 | Дом, который звучит | 1 | |
30 | Опера-сказка. | 1 | |
31 | «Ничего на свете лучше нету...» | 1 | |
32 | Афиша. Программа. | 1 | |
33 | Обобщающий урок 4 четверти. | 1 | |
| Итого: 33ч. | | |
Учебно-методическое обеспечение
Сергеева Г.П. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г. – 64 с.
Критская Е.Д. Музыка. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С –М.: Просвещение, 2012. – 80 с.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки. 1-4 кл.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/-М.: Просвещение, 2014. – 256 с.