МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Володарский муниципальный район Нижегородской области
МАОУ СШ №10
УТВЕРЖЕНО
Муравьева Л.А. Приказ №209
от "24" 06 2022 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ID 4003775)
Учебного предмета
«МУЗЫКА»
4 класс
Володарск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,
элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.
Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно- образного строя отечественной музыкальной культуры.
Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 4 классе, составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Виды, формы контроля | Дата | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Домашнее задание |
всего | контрольные работы | практические работы | план | факт |
1. | Модуль "Классическая музыка" (Ж). Тайна рождения песни. Многообразие жанров вокальной музыки. Музыкальные произведения по выбору: исполнение С. Т. Рихтера, С. Я. Лемешева, И. С. Козловского, М. Л. Ростропович | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 05.09. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
2. | Модуль "Классическая музыка" (Ж). Ведущие музыкальные инструменты симфонического оркестра. Музыкальные произведения по выбору: Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром; К. Сен-Санс. Концерт № 1 для виолончели. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 12.09. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
3. | Модуль "Классическая музыка" (Ж). М. И. Глинка. Гармония оркестра. Музыкальные произведения по выбору: увертюры «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», симфонические фантазии «Камаринская», «Вальс-фантазия» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 19.09. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
4. | Модуль "Народная музыка России" (Д). Многообразие жанров народных песен. Музыкальные произведения по выбору: «Ой, мороз, мороз», «Тройка», «Полюшко-поле»; Музыка А. Алябьева. «Вечерний звон» (слова И. Козлова); В. Комраков. «Прибаутки» (слова народные); А. Абрамов. «Реченька» (слова Е. Карасёва) | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 26.09. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
5. | Модуль "Народная музыка России" (Д). Музыкальность поэзии А. С. Пушкина. Музыкальные произведения по выбору: М. И. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина); Г. В. Свиридов. «Метель» («Осень»); П. И. Чайковский. Опера «Золотой петушок»; М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 03.10. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
6. | Модуль "Музыкальная грамота" (И). Мелодический рисунок | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 10.10. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
7. | Модуль "Музыкальная грамота" (Т). Мелодическое движение и интервалы | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 17.10. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
8. | Модуль "Музыкальная грамота" (Т). Элементы двухголосия | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 24.10. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
9. | Модуль "Музыка в жизни человека" (Б). Музыка о красоте родной земли и красоте человека. Музыкальные произведения по выбору: С. Рахманинов. «Весенние воды» на слова Ф. И. Тютчева, «В молчаньи ночи тайной» на слова А. А. Фета, «Здесь хорошо», «Ночь печальна» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 07.11. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
10. | Модуль "Музыка в жизни человека" (Д). Полонез, мазурка, вальс. Музыкальные произведения по выбору: полонез ля мажор Ф. Шопена; Г. Струве «Полонез дружбы»; Вальсы Ф Шопена: си минор, ми минор, ми бемоль мажор; мазурки Ф. Шопена: № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор) и № 1 (си бемоль мажор) | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 14.11. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
11. | Модуль "Классическая музыка" (З). Особенности камерной музыки. Музыкальные произведения по выбору: Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля мажор); Этюд № 12 (до минор) | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 21.11. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
12. | Модуль "Классическая музыка" (И). Рисование образов программной музыки. | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа | 28.11. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
13. | Модуль "Классическая музыка" (Е). Знаменитые скрипачи и скрипичные мастера. Музыкальные произведения по выбору: исполнительское творчество А. Вивальди, А. Корели, Н. Паганини, Н. Кавакос; П. И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор; Л. ван Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор; И. Брамс. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 05.12. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
14. | Модуль "Классическая музыка" (Е). Знаменитые виолончелисты. Музыкальные произведения по выбору: исполнительское творчество М. Растроповича, П. Казальс, Н. Андре, В. Максимова; К. Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром № 1; Й. Гайдн. Концерт № 1 для виолончели с оркестром | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 12.12. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
15. | Модуль "Современная музыкальная культура" (А). Музыкальная обработка классических произведений | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 19.12. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
16. | Модуль "Духовная музыка" (Г). Народные и духовные песнопения. Музыкальные произведения по выбору: М. И. Глинка. «Камаринская»; И. П. Ларионов. «Калинка»; «Вот мчится тройка почтовая» в исп. М. Вавича; А. Гурилёв. «Домик- крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова); М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 09.01. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
17. | Модуль "Духовная музыка" (Д). Народные и церковные праздники: музыкальные образы. Музыкальные произведения по выбору: «Ай, как мы масленицу дожидали», «Полянка», «Проводы зимы», «Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 16.01. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
18. | Модуль "Народная музыка России" (В). Инструменты русского народного оркестра. Музыкальные произведения по выбору: И. П. Ларионов. «Калинка»; «Колокольчик» (сл. И. Макарова); М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 23.01. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
19. | Модуль "Народная музыка России" (В). Лирические песни в русской музыкальной традиции. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 30.01. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
20. | Модуль "Народная музыка России" (И). Народный театр | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 06.02. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
21. | Модуль "Народная музыка России" (Ж). Народные мелодии в обработке композиторов. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 13.02. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
22. | Модуль "Народная музыка России" (Г). Оперы-сказки русских композиторов. Музыкальные произведения по выбору: М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»; Н. А. Римский-Корсаков. Оперы «Снегурочка», «Золотой петушок»; П. И. Чайковский. «Черевички». | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 20.02. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
23. | Модуль "Народная музыка России" (Г). Музыкальные образы в балетах И. Ф. Стравинского. Музыкальные произведения по выбору: И. Ф. Стравинский. Балеты: «Петрушка», «Жар-птица», «Байка». | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа | 27.02. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
24. | Модуль "Музыка народов мира" (А, Б). Фольклор и музыкальные традиции наших соседей. Музыка Белоруссии, Прибалтики. Музыкальные произведения по выбору: "Косил Ясь конюшину" в исп. группы Песняры; Р. Паулс "Колыбельная", латышская народная песня «Вей ветерок». | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 06.03. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
25. | Модуль "Музыка народов мира" (Е, Ж). Музыка Средней Азии. Музыка Японии и Китая. Музыкальные произведения по выбору: казахские народные песни «Богенбай батыр», «Сабалак»; японская народная песня «Вишня»; китайская народная песня "Жасмин" | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 13.03. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
26. | Модуль "Музыкальная грамота" (Х). Музыкальные вариации. Музыкальные произведения по выбору: инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, М. И. Глинки | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 20.03. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
27. | Модуль «Музыка театра и кино» (Д). Сюжет музыкального спектакля. Фильмы-сказки. Музыкальные произведения по выбору: «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский, композитор Г. Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А. Рыбников. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 03.04 | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
28. | Модуль «Музыка театра и кино» (Д). Музыка в мультфильмах. Музыкальные произведения по выбору: М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки» из мультфильма «Картинки с выставки» (1984); П. И. Чайковский. «Детский альбом» из мультфильма «Детский альбом» (1976), мультфильм «Щелкунчик» (1973); музыкальные характеристики героев в мультфильмах российских режиссеров- аниматоров В. Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского, Ю. Норштейна, Г. Бардина, А. Петрова и др. «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин), «Приключения Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил Гена и Чебурашка» (В. Шаинский) | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 10.04. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
29. | Модуль «Музыка театра и кино» (В). Опера и балет. Музыкальные произведения на выбор: М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»; Н. А. Римский-Корсаков. Балет «Снегурочка». | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 17.04 | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
30. | Модуль «Музыка театра и кино» (Е). Оперетта и мюзикл. Музыкальные произведения на выбор: И. Штраус оперетта "Летучая мышь"; Э. Уэббер. Мюзикл «Кошки». | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 17.04. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
31. | Модуль «Музыка театра и кино» (Г). Увертюры к опере, балету, мюзиклу. Музыкальные произведения по выбору: М. И. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»; Ф. Мендельсон. Увертюра "Сон в летнюю ночь". | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 24.04. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
32. | Модуль «Музыка народов мира» (З). Выразительность музыкальной речи: интонация. Музыкальные произведения по выбору: А. П. Бородин. Ноктюрн из Квартета № 2; П. И. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром; С. В. Рахманинов. «Сирень», Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 24.04. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
33. | Модуль «Музыка народов мира» (И). Диалог культур. | 1 | 1 | 0 | Тестирование ПА | 15.05. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
34. | Модуль "Классическая музыка" (Л, Н). Композитор – имя ему народ. Музыкальные произведения по выбору: П. Чайковский. «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова); Н. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка" ("Пляска скоморохов"); А. Гурилёв. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова); М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно»; М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (хор «Разгулялися, разливалися»). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 22.05. | | Цифровой образовательный контент https://educont.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 5 КЛАСС
Музыка, 4 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., АО «Издательство
«Просвещение»;