Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Обучение грамоте»
1 класс
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы:
представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
представление о значимости языка и речи в жизни людей;
представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
практические умения работать с языковыми единицами;
представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
представление о правилах речевого этикета;
адаптация к языковой и речевой деятельности.
Добукварный период
Предметные результаты
Обучающийся научится:
отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;
выделять из короткого текста предложения;
оформлять предложение в устной речи;
выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
разделять слово на слоги с использованием графических схем;
делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
определять главную мысль предложения;
отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков.
Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном.
Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:
осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;
выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения;
артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
понимать смысловое значение интонации;
обозначать гласные звуки буквами;
рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;
наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;
вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);
понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем;
пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках.
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные УУД
принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
проявлять интерес к новому учебному материалу;
выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Букварный период (основной)
Предметные результаты
Обучающийся научится:
давать характеристику согласным звукам;
узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
читать слова с изученными буквами;
узнавать графический образ букв выделять звуки из слов;
группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;
обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;
определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;
называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.
Обучающийся получит возможность научиться:
распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;
правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;
наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;
выделять в однокоренных словах корень;
объяснять значение многозначных слов,
отгадывать буквенные ребусы;
находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;
выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;
правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
находить рифму;
придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;
различать значения многозначных слов.
Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма с наклоном.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;
адекватно воспринимать оценку учителя;
принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации.
Личностные УУД
воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка;
соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;
принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей, нравственному содержанию поступков;
выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Послебукварный период
Предметные результаты
Обучающийся научится:
ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;
соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);
определять тему, главную мысль произведения;
правильно строить ответы на поставленные вопросы;
ставить вопросы по содержанию прочитанного;
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;
различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);
сравнивать различные по жанру произведения;
кратко характеризовать героев произведений,
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
создавать небольшой устный текст на заданную тему.
вырабатывать навыки грамотного письма.
формировать умение записывать предложение, находить в нем основу.
проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания.
формировать навыки правописания гласных в корне слова.
формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные УУД:
воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;
принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;
выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Содержание учебного предмета
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
| Добукварный период (чтение / письмо) | 17/24 |
Букварный период (чтение / письмо) | 56/77 |
Послебукварный период (чтение / письмо) | 19/14 |
| Итого | 92/115 |
| Наша речь | 2 |
Текст, предложение, диалог | 3 |
Слова, слова, слова… | 4 |
Слово и слог. Ударение. | 6 |
Звуки и буквы | 35 |
| Итого: | 165 |
Календарно – тематическое планирование по обучению грамоте (чтение)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол – во часов | План | Факт |
| Добукварный период (17 ч) | | | |
1 | Речь устная и письменная | 1 | | |
2,3 | Предложение | 2 | | |
4 | Устная речь. Слово и слог | 1 | | |
5 | Письменная речь . Слог и ударение | 1 | | |
6,7 | Слова и звуки в нашей жизни | 2 | | |
8 | Деление слов на слоги | 1 | | |
9 | Слог - слияние | 1 | | |
10 | Гласные и согласные звуки | 1 | | |
11 | Звуки и буквы. Повторение | 1 | | |
12 | Гласный звук [а], буквы А, а | 1 | | |
13 | Гласный звук [о], буквы О, о | 1 | | |
14 | Гласный звук [и], буквы И, и | 1 | | |
15 | Гласный звук [ы], буква ы | 1 | | |
16 | Гласный звук [ы], буква ы | 1 | | |
17 | Гласный звук [у], буквы У, у | 1 | | |
| Букварный период (56 ч) | | | |
18 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н | 1 | | |
19 | Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с | 1 | | |
20 | Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к | 1 | | |
21 | Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т | 1 | | |
22 | Согласные буквы. Правописание имён собственных | 1 | | |
23 | Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л | 1 | | |
24 | Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л | 1 | | |
25 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р | 1 | | |
26 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в | 1 | | |
27 | Гласные буквы Е, е | 1 | | |
28 | Буква Е - показатель мягкости согласных | 1 | | |
29 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п | 1 | | |
30 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п | 1 | | |
31 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м | 1 | | |
32 | Чтение слов и текстов с буквами М, м | 1 | | |
33 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з | 1 | | |
34 | Чтение слов, текстов с буквами З, з | 1 | | |
35 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б | 1 | | |
36 | Закрепление изученного материала | 1 | | |
37 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д | 1 | | |
38 | Парные согласные звуки [д], [д’] [т], [т’], буквы Д, д, Т, т | 1 | | |
39 | Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя | 1 | | |
40 | Чтение слов с буквами Я, я | 1 | | |
41 | Закрепление пройденного материала | 1 | | |
42 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г | 1 | | |
43 | Чтение слов с буквами Г,г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к | 1 | | |
44 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч | 1 | | |
45 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч | 1 | | |
46 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков | 1 | | |
47 | Разделительный мягкий знак | 1 | | |
48 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. | 1 | | |
49 | Чтение слов с буквами Ш, ш | 1 | | |
50 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж | 1 | | |
51 | Чтение слов с буквами Ж и Ш | 1 | | |
52 | Чтение слов с буквами Ж и Ш | 1 | | |
53 | Гласная буква Ё, ё. | 1 | | |
54 | Чтение слов с буквой Ё | 1 | | |
55 | Звук [j’], буквы Й, й | 1 | | |
56 | Чтение слов с буквой й | 1 | | |
57 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х | 1 | | |
58 | Чтение слов с буквами Х, х | 1 | | |
59 | Гласные буквы Ю, ю | 1 | | |
60 | Чтение слов с буквами Ю,ю | 1 | | |
61 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц | 1 | | |
62 | Чтение слов с буквами Ц,ц | 1 | | |
63 | Гласный звук [э], буквы Э, э | 1 | | |
64 | Чтение слов с буквами Э, э | 1 | | |
65 | Чтение предложений и коротких текстов | 1 | | |
66 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. | 1 | | |
67 | Чтение слов с буквами Щ,щ | 1 | | |
68 | Чтение предложений и коротких текстов | 1 | | |
69 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. | 1 | | |
70 | Чтение слов с буквами Ф, ф. Чтение предложений и коротких текстов | 1 | | |
71 | Буква Ъ | 1 | | |
72 | Правописание слов с Ъ и Ь | 1 | | |
73 | Разделительные знаки | 1 | | |
| Послебукварный период (19 ч) | | | |
74 | Как хорошо уметь читать. | 1 | | |
75 | Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | 1 | | |
76 | К. Ушинский. Наше Отечество | 1 | | |
77 | Создатели славянской азбуки | 1 | | |
78 | Первый букварь | 1 | | |
79 | А.С. Пушкин. Любимые сказки | 1 | | |
80 | Л.Н. Толстой. Рассказы | 1 | | |
81 | К.Д. Ушинский. Рассказы | 1 | | |
82 | К.И. Чуковский «Телефон», «Путаница» (отрывки) | 1 | | |
83 | В.В. Бианки «Первая охота» | 1 | | |
84 | С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два» | 1 | | |
85 | М.М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока» | 1 | | |
86 | А.Л. Барто. «Помощница», «Игра в слова» | 1 | | |
87 | С.В. Михалков «Котята» | 1 | | |
88 | Б.В. Заходер «Два и три» | 1 | | |
89 | В. Д. Берестов «Пёсья песня», «Прощание с другом» | 1 | | |
90 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | | |
91 | Проект «Живая азбука» | | | |
92 | Прощание с Азбукой | 1 | | |
Планируемые (предметные результаты освоения основных содержательных линий программы ) по русскому языку в 1 классе
Развитие речи
Обучающийся научится:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка
Обучающийся научится:
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;- различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
обозначать на письме звук [й’];
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).
Лексика
Обучающийся научится:
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;
на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;
на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);
безошибочно списывать текст с доски и учебника;
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.
Содержание учебного предмета русский язык 1 класс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Морфология. Части речи.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• разделительные ъ и ь;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знак.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Наша речь | 2 |
2 | Текст, предложение, диалог | 3 |
3 | Слова,слова,слова | 4 |
4 | Слово и слог.Ударение | 6 |
5 | Звуки и буквы | 35 |
| Итого | 50 |
Календарно – тематическое планирование
(русский язык) 1 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол –во часов | План | Факт |
| Наша речь (2ч) | | |
1 | Наша речь | 1 | | |
2 | Устная и письменная речь | 1 | | |
| Текст, предложение,диалог (3ч) | | |
3 | Текст и предложение | 1 | | |
4 | Предложение | 1 | | |
5 | Диалог | 1 | | |
| Слова,слова, слова… (4ч) | | |
6 | Роль слов в речи | 1 | | |
7 | Слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов | 1 | | |
8 | Вежливые слова | 1 | | |
9 | Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению. | 1 | | |
| Слово и слог. Ударение (6 ч) | | |
10 | Слог как минимальная произносительная единица | 1 | | |
11 | Деление слов на слоги | 1 | | |
12 | Перенос слов | 1 | | |
13 | Перенос слов | 1 | | |
14 | Ударение (общее представление) | 1 | | |
15 | Ударные и безударные слоги | 1 | | |
| Звуки и буквы (34 ч) | | |
16 | Звуки и буквы | 1 | | |
17 | Звуки и буквы | 1 | | |
18 | Русский алфавит, или Азбука | 1 | | |
19 | Русский алфавит, или Азбука | 1 | | |
20 | Гласные звуки и буквы | 1 | | |
21 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах | 1 | | |
22 | Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э | 1 | | |
23 | Обозначение ударного гласного буквой на письме | 1 | | |
24 | Особенности проверяемых и проверочных слов | 1 | | |
25 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах | 1 | | |
26 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 1 | | |
27 | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука | 1 | | |
28 | Согласные звуки и буквы | 1 | | |
29 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | | |
30 | Слова с буквами И и Й | 1 | | |
31 | Твёрдые и мягкие согласные звуки | 1 | | |
32 | Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки | 1 | | |
33 | Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки | 1 | | |
34 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком | 1 | | |
35 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком | 1 | | |
36 | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | 1 | | |
37 | Глухие и звонкие согласные звуки | 1 | | |
38 | Парные глухие и звонкие согласные звуки | 1 | | |
39 | Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов | 1 | | |
40 | Правописание парных согласных звуков на конце слов | 1 | | |
41 | Правописание парных согласных звуков на конце слов | 1 | | |
42 | Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки» | 1 | | |
43 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. | 1 | | |
44 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. | 1 | | |
45 | Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ | 1 | | |
46 | Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ | 1 | | |
47 | Заглавная буква в словах | 1 | | |
48 | Заглавная буква в словах | 1 | | |
49 | Проект «Сказочная страничка» | 1 | | |
50 | Повторение и обобщение изученного | 1 | | |
8