СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по обучению грамоте и русскому языку 1 класс УМК "Школа России" ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП соответствует ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по обучению грамоте и русскому языку 1 класс УМК "Школа России" ФГОС»

Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Обучение грамоте»

1 класс


Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • положительного отношения к урокам русского языка;

  • уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

  • интереса к языковой и речевой деятельности;

  • представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

  • представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

  • первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

  • понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  • целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;

  • понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;

  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

  • проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • принимать участие в диалоге;

  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

  • принимать участие в работе парами и группами;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы:

  • представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;

  • представление о значимости языка и речи в жизни людей;

  • представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);

  • практические умения работать с языковыми единицами;

  • представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;

  • представление о правилах речевого этикета;

  • адаптация к языковой и речевой деятельности.

Добукварный период

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;

  • выделять из короткого текста предложения;

  • оформлять предложение в устной речи;

  • выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;

  • разделять слово на слоги с использованием графических схем;

  • делить слова на слог; определять ударный слог в слове;

  • определять главную мысль предложения;

  • отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков.

Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном.

Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:

  • осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;

  • выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;

  • определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения;

  • артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;

  • понимать смысловое значение интонации;

  • обозначать гласные звуки буквами;

  • рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;

  • наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

  • принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;

  • вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);

  • понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем;

  • пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках.

Коммуникативные УУД:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД

  • принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;

  • проявлять интерес к новому учебному материалу;

  • выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

  • внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Букварный период (основной)

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • давать характеристику согласным звукам;

  • узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

  • читать слова с изученными буквами;

  • узнавать графический образ букв выделять звуки из слов;

  • группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;

  • обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;

  • определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;

  • называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;

  • правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;

  • наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;

  • выделять в однокоренных словах корень;

  • объяснять значение многозначных слов,

  • отгадывать буквенные ребусы;

  • находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;

  • выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;

  • правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;

  • находить рифму;

  • придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;

  • различать значения многозначных слов.

Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма с наклоном.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

  • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);

  • в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,

  • опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

  • планировать свои действия;

  • правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

  • сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

  • группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации.

Личностные УУД

  • воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка;

  • соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;

  • проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;

  • принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;

  • внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей, нравственному содержанию поступков;

  • выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.


Послебукварный период

Предметные результаты

  • Обучающийся научится:

  • ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;

  • соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);

  • определять тему, главную мысль произведения;

  • правильно строить ответы на поставленные вопросы;

  • ставить вопросы по содержанию прочитанного;

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

  • участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;

  • различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);

  • сравнивать различные по жанру произведения;

  • кратко характеризовать героев произведений,

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

  • выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

  • давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему.

  • вырабатывать навыки грамотного письма.

  • формировать умение записывать предложение, находить в нем основу.

  • проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания.

  • формировать навыки правописания гласных в корне слова.

  • формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

  • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);

  • в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

  • сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

  • группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД:

  • воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;

  • проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;

  • принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;

  • внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;

  • выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

  • внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства;

  • адекватно воспринимать оценку учителя.























Содержание учебного предмета

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.





Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов


Добукварный период (чтение / письмо)

17/24

Букварный период (чтение / письмо)

56/77

Послебукварный период (чтение / письмо)

19/14


Итого

92/115


Наша речь

2

Текст, предложение, диалог

3

Слова, слова, слова…

4

Слово и слог. Ударение.

6

Звуки и буквы

35


Итого:

165



Календарно – тематическое планирование по обучению грамоте (чтение)


п/п

Наименование разделов и тем

Кол – во

часов


План

Факт


Добукварный период (17 ч)




1

Речь устная и письменная

1



2,3

Предложение

2



4

Устная речь. Слово и слог

1



5

Письменная речь . Слог и ударение

1



6,7

Слова и звуки в нашей жизни

2



8

Деление слов на слоги

1



9

Слог - слияние

1



10

Гласные и согласные звуки

1



11

Звуки и буквы. Повторение

1



12

Гласный звук [а], буквы А, а

1



13

Гласный звук [о], буквы О, о

1



14

Гласный звук [и], буквы И, и

1



15

Гласный звук [ы], буква ы

1



16

Гласный звук [ы], буква ы

1



17

Гласный звук [у], буквы У, у

1




Букварный период (56 ч)




18

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н

1



19

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с

1



20

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к

1



21

Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т

1



22

Согласные буквы. Правописание имён собственных

1



23

Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л

1



24

Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л

1



25

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р

1



26

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в

1



27

Гласные буквы Е, е

1



28

Буква Е - показатель мягкости согласных

1



29

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п

1



30

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п

1



31

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м

1



32

Чтение слов и текстов с буквами М, м

1



33

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з

1



34

Чтение слов, текстов с буквами З, з

1



35

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б

1



36

Закрепление изученного материала

1



37

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д

1



38

Парные согласные звуки [д], [д’] [т], [т’], буквы Д, д, Т, т

1



39

Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя

1



40

Чтение слов с буквами Я, я

1



41

Закрепление пройденного материала

1



42

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г

1




43

Чтение слов с буквами Г,г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к

1



44

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч

1



45

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч

1



46

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков

1



47

Разделительный мягкий знак

1



48

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

1



49

Чтение слов с буквами Ш, ш

1



50

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж

1



51

Чтение слов с буквами Ж и Ш

1



52

Чтение слов с буквами Ж и Ш

1



53

Гласная буква Ё, ё.

1



54

Чтение слов с буквой Ё

1



55

Звук [j’], буквы Й, й

1



56

Чтение слов с буквой й

1



57

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х

1



58

Чтение слов с буквами Х, х

1



59

Гласные буквы Ю, ю

1



60

Чтение слов с буквами Ю,ю

1



61

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц

1



62

Чтение слов с буквами Ц,ц

1



63

Гласный звук [э], буквы Э, э

1



64

Чтение слов с буквами Э, э

1



65

Чтение предложений и коротких текстов

1



66

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

1



67

Чтение слов с буквами Щ,щ

1



68

Чтение предложений и коротких текстов

1



69

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

1



70

Чтение слов с буквами Ф, ф. Чтение предложений и коротких текстов

1



71

Буква Ъ

1



72

Правописание слов с Ъ и Ь

1



73

Разделительные знаки

1




Послебукварный период (19 ч)




74

Как хорошо уметь читать.

1



75

Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

1



76

К. Ушинский. Наше Отечество

1



77

Создатели славянской азбуки

1



78

Первый букварь

1



79

А.С. Пушкин. Любимые сказки

1



80

Л.Н. Толстой. Рассказы

1



81

К.Д. Ушинский. Рассказы

1



82

К.И. Чуковский «Телефон», «Путаница» (отрывки)

1



83

В.В. Бианки «Первая охота»

1



84

С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два»

1



85

М.М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока»

1



86

А.Л. Барто. «Помощница», «Игра в слова»

1



87

С.В. Михалков «Котята»

1



88

Б.В. Заходер «Два и три»

1



89

В. Д. Берестов «Пёсья песня», «Прощание с другом»

1



90

Проверим себя и оценим свои достижения.

1



91

Проект «Живая азбука»




92

Прощание с Азбукой

1





































Планируемые (предметные результаты освоения основных содержательных линий программы ) по русскому языку в 1 классе

Развитие речи

Обучающийся научится:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

  • составлять текст из набора предложений;

  • выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст;

  • различать устную и письменную речь;

  • различать диалогическую речь;

  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • соотносить заголовок и содержание текста;

  • составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);

  • составлять текст по его началу и по его концу;

  • составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.


Система языка

Обучающийся научится:

  • понимать различие между звуками и буквами;

  • устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

  • различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;

  • определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;- различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

  • различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;

  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

  • обозначать ударение в слове;

  • правильно называть буквы в алфавитном порядке;

  • различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

  • различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;

  • определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • наблюдать над образованием звуков речи;

  • определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;

  • обозначать на письме звук [й’];

  • располагать заданные слова в алфавитном порядке;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;

  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).

Лексика

Обучающийся научится:

  • различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);

  • различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;

  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

  • классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);

  • определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);

  • определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;

  • определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;

  • на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;

  • подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;

  • на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.

Морфология

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);

  • соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

  • соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

  • соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

  • различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;

  • выделять предложения из речи;

  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;

  • определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;

  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

  • составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);

  • составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);

писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;

  • устанавливать связь слов в предложении;

  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);

  • безошибочно списывать текст с доски и учебника;

  • писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

  • писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);

  • писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);

  • применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

  • пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.























Содержание учебного предмета русский язык 1 класс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Морфология. Части речи.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• разделительные ъ и ь;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знак.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.







Тематическое планирование

п/п

Название разделов

Кол-во часов

1

Наша речь

2

2

Текст, предложение, диалог

3

3

Слова,слова,слова

4

4

Слово и слог.Ударение

6

5

Звуки и буквы

35


Итого

50







Календарно – тематическое планирование

(русский язык) 1 класс

п/п

Наименование разделов и тем


Кол –во часов

План

Факт


Наша речь (2ч)



1

Наша речь

1



2

Устная и письменная речь

1




Текст, предложение,диалог (3ч)



3

Текст и предложение

1



4

Предложение

1



5

Диалог

1




Слова,слова, слова… (4ч)



6

Роль слов в речи

1



7

Слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов

1



8

Вежливые слова

1



9

Однозначные и многозначные слова.

Близкие и противоположные по значению.

1




Слово и слог. Ударение (6 ч)



10

Слог как минимальная произносительная единица

1



11

Деление слов на слоги

1



12

Перенос слов

1



13

Перенос слов

1



14

Ударение (общее представление)

1



15

Ударные и безударные слоги

1




Звуки и буквы (34 ч)



16

Звуки и буквы

1



17

Звуки и буквы

1



18

Русский алфавит, или Азбука

1



19

Русский алфавит, или Азбука

1



20

Гласные звуки и буквы

1



21

Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах

1



22

Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э

1



23

Обозначение ударного гласного буквой на письме

1



24

Особенности проверяемых и проверочных слов

1



25

Правописание гласных в ударных и безударных слогах

1



26

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

1



27

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука

1



28

Согласные звуки и буквы

1



29

Слова с удвоенными согласными.

1



30

Слова с буквами И и Й

1



31

Твёрдые и мягкие согласные звуки

1



32

Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки

1



33

Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки

1



34

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком

1



35

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком

1



36

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

1



37

Глухие и звонкие согласные звуки

1



38

Парные глухие и звонкие согласные звуки

1



39

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов

1



40

Правописание парных согласных звуков на конце слов

1



41

Правописание парных согласных звуков на конце слов

1



42

Шипящие согласные звуки.

Проект «Скороговорки»

1



43

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

1



44

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

1



45

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ

1



46

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ

1



47

Заглавная буква в словах

1



48

Заглавная буква в словах

1



49

Проект «Сказочная страничка»

1



50

Повторение и обобщение изученного

1




























8