СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Перспектива" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Перспектива" 4 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 4 класс. УМК «Перспектива».

I Общая характеристика

Изучение курса «Окружающий мир» имеет особое значение в развитии младшего школьника. Значимость этого курса состоит в том, что у школьника формируется целостная картина окружающей природной и социальной среды и его место в этой сфере как личности. Приобретённые им знания станут фундаментом для дальнейшего изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории.

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса составлена на основе:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ. "Об образовании в Российской Федерации".

2. Федеральный закон № 304 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся. Принят Государственной думой 22 июля 2020 года

3.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других социальных объектов для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID19 СП3.1/2.43598-20.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №393 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2011 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 393».

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012 №1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 393».

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

10. Примерная программа по учебным предметам. Окружающий мир 1-4 классы. Начальная школа. М, Просвещение 2020

11. Примерной авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой. (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 4 класс.) УМК «Перспектива» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва: 2016).

12. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ гимназия №24.

13. Основная адаптированная образовательная программа начального общего образования МОУ гимназия №24.

14. Учебный план МОУ гимназии №24 на 2020-2021 учебный год

Она отражает базовый уровень подготовки школьников. Ориентирована на работу по учебно- методическому комплекту.

Особенность данной программы состоит в том , что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента ( предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно – научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.

Форма организации образовательного процесса : классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении : здоровьесбережения, развивающего обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативные технологии, критического мышления, личностно ориентированного обучения, проблемно- диалогического обучения, элементы технологии групповой проектной деятельности.



II Цели и задачи


Цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества, а также :

- развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу;

формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.


Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формировать уважительное отношение к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознавать ребёнком ценности, целостность и многообразие окружающего мира, своего места в нём;

3) формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формировать психологическую культуру и компетенцию для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.




III Место предмета в учебном

плане


На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Данная программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).


Тематическое планирование учебного материала для 4 класса

Тема урока

Кол-во часов

Практическиеработы

Контрольныеи проверочные

работы

1

Раздел «Мы граждане единого Отечества»

13

2

1

2

По родным просторам

21

3

1

3

Путешествие по Реке времени.

25

1

1

4

Мы строим будущее России

9


1

5

Резерв

2




ИТОГО:

70

6

4



IV Планируемые результаты изучения учебного предмета


Планируемые результаты изучения курса


Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • - по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

  • - отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

  • - объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов;

  • - объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

  • - замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений;

  • - распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать - важнейшие полезные ископаемые своего края;

  • - проводить наблюдения природных тел и явлений.


V Требования к уровню подготовки учащихся


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Планируемые результаты обучения:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия; - умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации; - проявление чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, общество посредством знакомства с вкладом соотечественников в развитие страны; осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии», понимание себя наследником ценностей многонационального общества; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве природы, народов, культур и религий; - представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества; - уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи, преемственности, постоянном развитии при сохранении устойчивых культурных особенностей; - навыки адаптации в мире через осознание образа исторического времени как единства прошлого, настоящего и будущего; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, осознания и принятия образца прилежного ученика; - мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • - понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности; - способность действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы); -интерес к новому учебному материалу, способам решения новой частной задачи; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни); - готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; - личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;

- представление о морально-нравственных понятиях и нормах поведения и умение оформлять их в этическое суждение о поступке; - знание основных моральных норм и действие в соответствии с моральными нормами; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой в исторической перспективе; - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; - понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с отечественными святынями и художественными образами отечественной и мировой литературы и живописи; - навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; - гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми; - установка на здоровый образ жизни с опорой на отечественную традицию понимания триединства здоровья физического, психического и духовно-нравственного


VI Формы контроля

Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков:

Текущий контроль – в форме устного, фронтального опроса, индивидуальных заданий, тестов, творческий работ, проектов; итоговая комплексная работа в конце учебного года.


Практических работ – 6.

Контрольных и проверочных работ – 4.

Итоговых комплексных работ – 1.



VII Ресурсы


1. Учебное оборудование.

Ученическая мебель.

2. Мультимедийное оборудование

Детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»

3. Дидактический материал

Географические карты, глобус.

Дидактический материал по окружающему миру, издательство «Страна Фантазий».

Компасы.

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» 4 класс. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая.

4. Библиотечный фонд

1. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. Учебник в 2 частях, 4 класс. М., Просвещение, 2018 год.

2. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1-4 класс. М., Просвещение, 2018 год. 3. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир, 1-4 класс: Методические рекомендации для учителя по окружающему миру. М., Просвещение, 2018 год.

Интернет- ресурсы.

1. Образовательные проекты портала «Внеурочка.ру» (Окружающий мир: задания, тесты, наглядные и занимательные материалы). – Режим доступа : www.vneuroka.ru

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

3. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru

5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru

6. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ed

7. uchi.ru- образовательный портал.











Календарно – тематическое планирование по окружающему миру


4 класс


урока

Наименование разделов и тем

Плановые

сроки

прохождения

Скорректированные

сроки

прохождения

Развивающий

компонент


1 четверть (16 часов)


Раздел 1. «Мы граждане единого Отечества» -13 часов.

Познавательные УДД.

Определять причины явлений, событий; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

Регулятивные УДД.

Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; выполнять учебное задание, используя план.

Коммуникативные УДД.

Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; делать выводы на основе обобщённых знаний. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Личностные УДД.

Осознавать себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Проявлять интерес к познанию мира; проявлять уважительное отношение к государственному устройству Российской Федерации.



1.

Общество-это мы!

02.09


  1. Образовательные проекты портала «Внеурочка.ру» (Окружающий мир: задания,

  2. тесты, наглядные и занимательные материалы). – Режим доступа : www.vneuroka.ru

  3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. –

  4. Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

3. Презентации уроков

«Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru

5. Поурочные планы:

методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru

  1. Учебные материалы и словари

  2. на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ed

7.uchi.ru – образовательный портал.


2.

Российский народ

03.09


Интернет-ресурсы.

3.

Конституция России

09.09


Интернет-ресурсы.

4.

Права ребёнка

10.09


Интернет-ресурсы.

5.

Государственное устройство России

16.09


Интернет-ресурсы.

6.

Российский союз равных

17.09


Интернет-ресурсы.

7.

Государственная граница России. Практическая работа с контурными картами.

23.09


Интернет-ресурсы.

8.

Государственная граница России Практическая работа с контурными картами.

24.09


Интернет-ресурсы.

9.

Путешествие за границу России Практическая работа с контурными картами.

30.09


Интернет-ресурсы.

10.

Путешествие за границу России Практическая работа с контурными картами.

01.10


Интернет-ресурсы.

11.

Сокровища России и их хранители

07.10


Интернет-ресурсы.

12.

Творческий союз

08.10


Интернет-ресурсы.

13.

Контрольная работа по разделу «Мы-граждане единого Отечества»

14.10


Интернет-ресурсы.


Раздел 2. По родным просторам – 21 час.

Познавательные УДД.

Определять причины явлений, событий; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

определять: различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение; особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение; свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение; водное пространство, его части и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания для решения кроссворда «Удивительные озёра России».

Регулятивные УДД.

Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выбирать вариант выполнения задания; выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные УДД.

Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

делать выводы на основе обобщённых знаний; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Личностные УДД.

проявлять интерес к изучению языка; проявлять уважительное отношение к многообразию культур народов России.

осознанно выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли; проявлять стремление беречь родную землю, желать узнавать о современных способах экологически чистого образа жизни, не нарушающего порядок в природе.

14.

Карта - наш экскурсовод

15.10


Интернет-ресурсы.

15.

По равнинам и горам

21.10


Интернет-ресурсы.

16.

В поисках подземных кладовых.

22.10


Интернет-ресурсы.


2 четверть (16 часов)


17.

Наши реки

05.11


Интернет-ресурсы.

18.

Озёра – краса Земли.

06.11


Интернет-ресурсы.

19.

По морским просторам Практическая работа с контурными картами.

11.11


Интернет-ресурсы.

20.

По морским просторам Практическая работа с контурными картами.

12.11


Интернет-ресурсы.

21.

С севера на юг.

18.11


Интернет-ресурсы.

22.

В ледяной пустыне

19.11


Интернет-ресурсы.

23.

В холодной тундре

25.11


Интернет-ресурсы.

24.

Среди лесов

26.11


Интернет-ресурсы.

25.

В широкой степи

02.12


Интернет-ресурсы.

26.

В жаркой пустыне

03.12


Интернет-ресурсы.

27.

У тёплого моря

09.12


Интернет-ресурсы.

28.

Мы – дети родной земли

10.12


Интернет-ресурсы.

29.

Обобщающий урок по теме «Природные зоны России»

Практическая работа с контурными картами.

16.12


Интернет-ресурсы.

30.

В содружестве с природой

17.12


Интернет-ресурсы.

31.

Контрольная работа по разделу «По родным просторам»

23.12


Интернет-ресурсы.

32.

Как сберечь природу России

24.12


Интернет-ресурсы.


3 четверть (20 часов)

33.

По Страницам Красной книги Практическая работа. Создание проекта «Красная книга нашего региона»

09.01


Интернет-ресурсы.

34.

По заповедникам и национальным паркам

10.01


Интернет-ресурсы.


Раздел 3. Путешествие по Реке времени – 25 час.

Познавательные УДД.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) Показывать на исторической карте места обитания разных племён, торговые пути, древнерусские города; отмечать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; объяснять значение названий славянских племён; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства; обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства; составлять схему родословных отношений князей, правителей Московской Руси; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира; узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде; приводить примеры духовно- нравственных ориентиров христианства в жизни современного российского общества, в нормах и идеалах межличностных отношений его граждан; характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны.

Регулятивные УДД.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. : осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результатам и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, оценивать результат своих действий. выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выбирать вариант выполнения задания; выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные УДД.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.  Аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника.

Личностные УДД.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Проявлять интерес к учебному материалу; проявлять интерес к изучению связей между предками и потомками.

Проявлять интерес к учебному материалу; проявлять интерес к изучению связей между предками и потомками. Осознавать, что знания накладывают на человека ответственность перед другими людьми за то, как, в каких целях используются знания, открытия, изобретения.

Проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о событиях, культуре, выдающихся людях России и мира; осознавать роль средств массовой информации в жизни людей.


35.

В путь по Реке времени. «Календарь памятных дат».

13.01


Интернет-ресурсы.

36.

Путешествуем с археологами.

Практическая работа «Археологические находки»

14.01


Интернет-ресурсы.

37.

В путь по страницам летописи.

20.01


Интернет-ресурсы.

38.

Истоки Древней Руси.

Работа с картой «Древние торговые пути»

21.01


Интернет-ресурсы.

39.

Мудрый выбор.

27.01


Интернет-ресурсы.

40.

Наследница Киевской Руси.

28.01


Интернет-ресурсы.

41.

Москва – преемница Владимира.

03.02


Интернет-ресурсы.

42.

Начало Московского царства.

04.02


Интернет-ресурсы.

43.

Подвижники Руси и землепроходцы.

10.02


Интернет-ресурсы.

44.

На пути к единству.

11.02


Интернет-ресурсы.

45.

Начало Российской империи.

17.02


Интернет-ресурсы.

46.

«Жизнь – Отечеству, честь – никому!»

18.02


Интернет-ресурсы.

47.

Отечественная война 1812 года.

25.02


Интернет-ресурсы.

48.

Великий путь.

02.03


Интернет-ресурсы.

49.

Золотой век театра и музыки.

03.03


Интернет-ресурсы.

50.

Расцвет изобразительного искусства и литературы.


10.03


Интернет-ресурсы.

51.

В поисках справедливости.

16.03


Интернет-ресурсы.

52.

Тест по теме: «История Руси от истоков до 1917года»

17.03


Интернет-ресурсы.

4 четверть (16 часов)


53.

Век бед и побед.

30.03


Интернет-ресурсы.

54.

«Вставай, страна огромная!»

31.03


Интернет-ресурсы.

55.

Трудовой фронт России.

06.04


Интернет-ресурсы.

56.

«Нет в России семьи такой…»

07.04


Интернет-ресурсы.

57.

После Великой войны.

13.04


Интернет-ресурсы.

58.

Достижения 1950 – 1970 годов.


14.04


Интернет-ресурсы.

59.

Проверочная работа по разделу «Путешествие по Реке времени»

20.04


Интернет-ресурсы.


Раздел 4. Мы строим будущее России – 9 часов.

Познавательные УДД.

 Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90х гг. и в первое десятилетие XXI в. выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать свое мнение.

Регулятивные УДД. 

Формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций. соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные УДД.

Уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, рефлексировать способы и условия действий; использовать речь для регуляции своего действия.

Адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению.

Личностные УДД.

Формировать умения оценивать собственную деятельность, осознание трудностей и стремление к их преодолению

  • Осознавать успешность при изучении темы. Проявлять бережное отношение к природе. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


60.

Современная Россия.

21.04



61.

«Хороша честь, когда есть, что есть».

27.04


Интернет-ресурсы.

62.

Умная сила России.


28.04


Интернет-ресурсы.

63.

Светлая душа России.

05.05


Интернет-ресурсы.

64.

Обобщение по теме: Мы строим будущее России.

06.05


Интернет-ресурсы.

65.

Начни с себя!

13.05


Интернет-ресурсы.

66.

Обобщение за год.

18.05


Интернет-ресурсы.

67.

Комплексная работа за 4 класс.

19.05


Интернет-ресурсы.

68.

Обобщение за год.

25.05


Интернет-ресурсы.

69.

Резервный урок.

26.05


Интернет-ресурсы.

70.

Резервный урок.

31.05


Интернет-ресурсы.