№ темы | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Содержание урока | Виды, формы контроля | УУД (универсальные учебные действия) | Дата проведения |
по плану | факти чески |
1 | | | 12 | | | | | | |
| 1 | Свет знания | 1 | Урок изучения нового материала | Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда о Дедале и Икаре как воплощение идеи о беспредельности человеческого стремления к познанию мира. Особенности познания: беспрерывность, бесконечность, способность изменять личность человека, обогащать его духовные силы | Текущий: фронтальный опрос | Личностные умения: Проявлять: — интерес к изучению темы; — творческое отношение к оформлению плана путешествия; — интерес к знаниям и способам их приобретения; — желание познавать мир благодаря путешествиям; — понимание собственных достижений при освоении темы. Познавательные умения: — определять созидательную и разрушительную силу знаний и обосновывать своё мнение; — определять способы исследования окружающего мира и обосновывать своё мнение; — определять источники необходимой информации и обосновывать своё мнение; — определять разные формы земной поверхности на географической, политической картах мира и на глобусе и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при составлении плана путешествия; — использовать справочную литературу и другие источники информации для определения маршрута путешествия и обосновывать своё мнение; — различать личный и общественный транспорт и обосновывать своё мнение; — различать средства связи и массовой информации и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — планировать свою деятельность в соответствии с целью; — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; — оценивать выполненное задание; — контролировать во время путешествия своё поведение, своё отношения к спутникам, соблюдать правила туризма. Коммуникативные умения: — формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества; — строить понятные для партнёра высказывания; — адекватно использовать речевые средства для представления результата; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Предметные умения: Знать: — почему и как люди изучают окружающий мир; — что такое справочная и научно-популярная литература и для чего она служит; — просветительские учреждения помогают узнавать мир природы и культуры; — как с древности и до современности развивались разные виды транспорта; — для чего люди изобрели средства связи и массовой информации. Уметь: — находить необходимые сведения в словаре, справочнике; — читать карты, планы, схемы; — систематизировать транспорт по видам (сухопутный, водный, воздушный, космический). | | |
| 2-3 | Как изучают окружающий мир | 2 | Урок –практи кум | Способы познания мира: наблюдение, опыт, измерение, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты, увеличительные приборы, лабораторное оборудование | Текущий: практическая работа под руководством учителя | | |
| 4 | Книга – источник знаний | 1 | Комбинированный урок | Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера (в алфавитном порядке, в тематических разделах, в предметных и именных указателях и др.) | Текущий: индивидуальный опрос | | |
| 5 | Отправимся на экскурсию | 1 | Урок-экскурсия | Важнейшие особенности различных организаций научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях, Интернете | Текущий: творческая работа | | |
| 6 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | Урок-экскурсия | Посещение научно-просветительских организаций как способ познания природы и культуры | Текущий: творческая работа | | |
| 7 | О чем расскажет план | 1 | Комбинированный урок | План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов, туристические планы | Текущий: работа в паре | | |
| 8 | Планета на листе бумаги | 1 | Комбинированный урок | Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приёмы чтения карты. Материки и части света | Текущий: индивидуальный опрос | | |
| 9 | Страны и народы на политической карте мира | 1 | Комбинированный урок | Отличительные особенности политической карты мира. Информация о странах и народах мира и особенностях их культуры | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 10 | Путешествуя, познаем мир | 1 | Комбинированный урок | Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Подготовка к путешествию. Роль источников информации в подготовке к путешествию (справочная литература, беседы с опытными людьми, карты, схемы, планы городов, сёл и др.). Правила ответственного туризма. Уважительное отношение к местным обычаям и традициям | Текущий: работа в паре | | |
| 11 | Транспорт | 1 | Комбинированный урок | Старинные и современные средства передвижения. Виды транспорта (сухопутный, водный, воздушный, космический). Личный и общественный транспорт. Правила пользования личным и общественным транспортом. Использование общественного транспорта в просветительских целях | Текущий: творческая работа | | |
| 12 | Средства информации и связи | 1 | Комбинированный урок | Средства связи как способы обмена информацией. Старинные и современные способы обмена информацией между людьми. Виды средств связи: почта, телеграф, телефон. Номера телефонов для вызова скорой помощи, полиции, пожарной части. Дидактическая игра по их усвоению. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет — как способы познания мира | Текущий: работа в паре | | |
2 | | | 21 | | | | | | |
| 13 | Мир природы в народном творчестве | 1 | Урок изучения нового материала | Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества (в народных песенках и сказках, построенных по типу цепочки, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта и традиционной одежды) | Текущий: фронтальный опрос | Личностные умения: Проявлять: — интерес к изучению темы; — бережное отношение к природным богатствам; — желание составлять узоры (картину) о природе «Мир как дом»; — понимание своей успешности при изучении темы. Познавательные умения: — воспринимать образ природы «мир как дом» в разных видах народного творчества и обосновывать своё мнение; — определять источник тепла и света на Земле и обосновывать своё мнение; — определять состав и свойства воды, воздуха; — понимать значение воды и воздуха для живых организмов и обосновывать своё мнение; — различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение; — понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение; — понимать значение почвы для растений животных и человека и обосновывать своё мнение; — различать природные объекты по отличительным признакам и обосновывать своё мнение; — различать символы-образы природных стихий в народном творчестве; — определять роль растений для жизни на Земле, для питания животных и человека и обосновывать своё мнение; — различать группы животных и обосновывать своё мнение; — определят условия, необходимые для жизни разных групп животных, и обосновывать своё мнение; — находить невидимые связи между животными по особенностям питания и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при составлении текста, раскрывающего отличие растения от животного; — различать природные сообщества и обосновывать своё мнение; — определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать своё мнение; — определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать своё мнение; — находить взаимосвязь живого и неживого в при‑ родных сообществах и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при составлении рассказа о покосе. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с планом; — осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; — выполнять взаимопроверку и корректировку, взаимооценку и самооценку учебного задания. Коммуникативные умения: — строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: Знать: — представления людей о строении мира; — три состояния тел, отличительные черты каждого из них; — о Солнце как звезде чем звезды отличаются от планет; — значение воздуха для людей, животных и растений; — значение воды для жизни на Земле, ее свойства значение круговорота воды; — несколько загадок об огне, о воде и воздухе; понятия «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые»; — роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; — основную классификацию растений, особенности каждой группы растений значение растений для формирования атмосферы и для питания животных и человека; — понимать роль животных в природе и жизни человека; — загадки о земле и растениях; — загадки о животных; основные группы животных по способу питания и способа защиты от врагов; — цепи питания как способ организации сообщества живых организмов; — что такое природное сообщество, экологические связи природного сообщества «лес»; — что такое единство живой и неживой природы, экологические связи природного сообщества «луг». Уметь: — использовать полученные знания в нестандартной обстановке, видеть красоту природы, изображать ее; — осознанно выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов; — бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли; — характеризовать водоём как пример единства живого и неживого, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме. | | |
| 14 | Из чего состоит все | 1 | Комбинированный урок | Твёрдые тела, жидкости и газы. Вещества. Вода — растворитель | | | |
| 15 | Мир небесных тел | 1 | Комбинированный урок | Солнце, его значение для жизни на Земле. Любовь и уважение к Солнцу в народной традиции. Особенности Солнца как небесного тела. Звёзды и планеты | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 16 | Невидимое сокровище | 1 | Комбинированный урок | Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека | Текущий: индивидуальный опрос | | |
| 17-18 | Самое главное вещество | 2 | Комбинированный урок | Вода, её состояния. Распространение воды в природе, её значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Свойства воды. Круговорот воды в природе | Текущий: практическая работа под руководством учителя | | |
| 19 | Природные стихии в народном творчестве | 1 | Комбинированный урок | Способы изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества: в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 20 | Кладовые Земли | 1 | Комбинированный урок | Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера) | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 21 | Чудо под ногами | 1 | Урок –практи кум | Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека | Текущий: практическая работа под руководством учителя | | |
| 22 | Мир растений | 1 | Комбинированный урок | Разнообразие растений. Группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений | Текущий: творческая работа | | |
| 23 | Плодородная земля и растения в народном творчестве | 1 | Комбинированный урок | Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества, в том числе своего края: в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 24 | Мир животных | 1 | Комбинированный урок | Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений | Текущий: творческая работа | | |
| 25 | Образы животных в народном творчестве | 1 | Комбинированный урок | Способы изображения животных в разных видах народного творчества (в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 26 | Невидимые нити в живой природе | 1 | Комбинированный урок | Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). Цепи питания. Приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 27 | Лес – волшебный дворец | 1 | Комбинированный урок | Лес — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные, грибы, бактерии). Природное сообщество леса; взаимосвязи в лесном сообществе (растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений). Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 28 | Луг – царство цветов и насекомых | 1 | Комбинированный урок | Луг — единство живой и неживой природы. Природное сообщество луга, его отличия от сообщества леса; взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу. Влияние человека на луговое сообщество | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 29 | Водоем – дом из воды | 1 | Комбинированный урок | Водоём — единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоёма, его отличия от сообществ леса и луга; взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в сообществе водоёма. Влияние человека на водное сообщество | Текущий: творческая работа | | |
| 30 | Как сохранить богатства природы | 1 | Комбинированный урок | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, почвы, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки; их роль в охране природы. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы | Текущий: индивидуальный опрос | | |
| 31 | Охрана природы в культуре народов России и мира | 1 | Комбинированный урок | Отношение к природным богатствам в культурной традиции народов России и мира. Пословицы разных народов, отражающие оценку природы и место в ней человека. Народный трудовой опыт разумного хозяйствования в старину и сейчас, в том числе в культуре народов своего края. Современные способы экологически чистого образа жизни, не нарушающего порядок в природе. Методы использования возобновляемых источников энергии солнца, воды, ветра | Текущий: творческая работа | | |
| 32 | За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников. Рисование пейзажа | 1 | Интегрированный урок | Работа с репродукциями картин русских пейзажистов. Рисование пейзажа | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 33 | Чудесное путешествие | 1 | Урок-экскурсия | Использование полученных знаний в нестандартной обстановке | Текущий: творческая работа | | |
3 | | | 23 | | | | | | |
| 34 | Родной дом – уголок Отчизны | 1 | Комбинированный урок | Значения слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме (в том числе в современном многоквартирном доме), в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников, взаимной поддержки и доброжелательности по отношению друг к другу | Текущий: фронтальный опрос | Личностные умения: Проявлять: — интерес к познанию окружающего мира; — уважительное отношение к культурному многообразию человечества; — интерес к обустройству старинного дома; — понимание своей успешности при изучении темы; — интерес к познанию мира; — желание узнать названия родственников по степени родства и свойства; — уважительное отношение к культурному многообразию человечества, к семейным обычаям и обрядам; — творческое отношение к процессу решения кроссворда; — понимание своей успешности при изучении темы; — интерес к познанию мира; — уважительное отношение к культурному многообразию человечества; — интерес к определению расходов на путешествие; — осознание успешности при изучении темы; — интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни; — желание использовать правила здорового питания в своей жизни; — желание вести здоровый образ жизни; — бережное отношение к своему здоровью; — осознание успешности при изучении темы. Познавательные умения: — раскрывать значение терминов и понятий и использовать их в активном словаре; — объяснять значения слова «мир» и обосновывать своё мнение; — определять структуру старинного дома как образа вселенной и обосновывать своё мнение; — объяснять особенности устройства прежней и современной общественной жизни и обосновывать своё мнение; — объяснять внутреннее устройство старинного дома и обосновывать своё мнение; — объяснять значение красного угла в доме и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для составления рассказа о внутреннем устройстве старинного дома; — раскрывать значение понятий; — определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение; — различать прямое родство и родство по свойству и обосновывать своё мнение; — определять условия успешной жизни молодожёнов и обосновывать своё мнение; — понимать нравственный смысл игры, обеспечивающий самовоспитание, и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при решении кроссворда «Родственники»; — раскрывать значение понятия «домоводство», «домострой», «большак», «большуха», «упруг», «семейный доход», «семейный расход», «семейный бюджет», «выйти из бюджета», «нумизматика», «банкноты», «монета», «рубль», «копейка», «чеканить монету» и использовать их в активном словаре; — определять: - особенности распределения обязанностей в старинной семье и обосновывать свое мнение; - порядок управления хозяйством в современной жизни и обосновывать своё мнение; - составные части семейных доходов, расходов и обосновывать своё мнение; - денежные единицы разных стран мира и обосновывать своё мнение; — различать внешнее и внутреннее строение тела человека и обосновывать свое мнение; — определять деятельность каждой системы органов человека и обосновывать своё мнение; — определять изменения пульса и температуры тела человека и обосновывать своё мнение; — извлекать из различных источников дополнительную информацию о работе организма для ее представления одноклассникам; — раскрывать смысл пословиц о правилах здорового образа жизни и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для составления советов по здоровому образу жизни, благодаря которым можно быть выносливым, здоровым и стать участником турслёта в любое время. Регулятивные умения: — выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; — выполнять взаимооценку учебного задания; — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: — формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения: Знать: — разные значения слова «мир» на русском языке; — роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; — эстетическое оформление красного угла в доме, его значение как центра духовной жизни семьи; — различия в устройстве жилища, обусловленные природно-климатическим и культурным своеобразием жизни людей; — терминологию родства в применении к членам своей семьи; — два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; — пословицы и сюжеты народных сказок о верных, любящих супругах; — семейные традиции, обычаи. Уметь: — различать понятия «орган», «система органов»; — характеризовать основные правила гигиены; — пользоваться термометром, оказывать первую помощь при легких травмах. | | |
| 35 | Свой дом – свой простор | 1 | Комбинированный урок | Трёхчастная структура старинного дома как образа Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 36 | В красном углу сесть – великая честь | 1 | Комбинированный урок | Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники | Текущий: индивидуальный опрос | | |
| 37 | Побываем в гостях | 1 | Комбинированный урок | Особое значение порога, центрального столба, почётного места, наличие женской и мужской половины в доме — характерные черты традиционного жилища разных народов России и мира. Различия в устройстве жилища, обусловленные природно-климатическим и культурным своеобразием жизни людей. Традиции гостеприимства, принятые в старину и в настоящее время | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 38 | На свет появился – с людьми породнился | 1 | Комбинированный урок | Семья — самое близкое окружение человека. Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство через общее вероисповедание | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 39 | Родословное древо | 1 | Комбинированный урок | Способы составления родословного древа. Семейные династии; профессии членов семьи (рода). Семейные традиции трудолюбия и мастерства | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 40 | Муж и жена – одна душа | 1 | Комбинированный урок | Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах, в старинных и современных свадебных обрядах и обычаях. Кукольный спектакль, воспроизводящий элементы свадебного обряда, старинного или современного. Идеальные качества мужа и жены, которые помогают укреплению супружества | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 41 | Святость отцовства и материнства | 1 | Комбинированный урок | Представления о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отражённые в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребёнка и его пестованием во младенчестве, с наречением имени | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 42 | Добрые дети – дому венец | 1 | Комбинированный урок | Традиции воспитания девочки и мальчика, определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца, отражённые в народных сказках, пословицах, в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков, в том числе в культуре народов своего края. Значение личного имени как нравственного образца для самосовершенствования его носителя. Пословицы, народные сказки, авторские произведения о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых девочках и мальчиках | Текущий: индивидуальный опрос | | |
| 43 | Детские игры – школа здоровья | 1 | Комбинированный урок | Народная игровая культура (в том числе своего края): различные типы игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие детей | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 44 | За страницами учебника. В кругу семьи | 1 | Урок-праздник | Урок-праздник, проводимый вместе с родителями | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 45 | Строение тела человека | 1 | Комбинированный урок | Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение. Органы и системы органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная системы, их роль в жизнедеятельности организма | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 46 | Как работает наш организм | 1 | Урок –практи кум | Как работает наш организм Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем. Измерение частоты пульса | Текущий: практическая работа под руководством учителя | | |
| 47 | Что такое гигиена | 1 | Урок –практи кум | Гигиена — наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания | Текущий: практическая работа под руководством учителя | | |
| 48 | За страницами учебника. Путешествие по городу Здоровейску | 1 | Урок-игра | Урок-игра «Путешествие по городу Здоровейску». Здоровье как одна из главных ценностей человеческой жизни | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 49 | Наши органы чувств | 1 | Комбинированный урок | Общее представление о строении и работе органов чувств. Гигиена органов чувств | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 50 | Школа первой помощи | 1 | Урок –практи кум | Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах, обмораживании, перегревании | Текущий: практическая работа под руководством учителя | | |
| 51 | Здоровью цены нет | 1 | Комбинированный урок | Правила здорового образа жизни, отражённые в народных пословицах и традициях (в том числе традициях народов своего края). Триединая формула здоровья: здоровье телесное, здоровье психическое (душевное), здоровье духовно-нравственное. Бережное отношение к инвалидам — людям с ограниченными возможностями здоровья | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 52 | Дом невелик, а стоять не велит | 1 | Комбинированный урок | Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье по традициям народов своего края | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 53 | Семейный бюджет | 1 | Комбинированный урок | Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 54 | Мудрость старости | 1 | Комбинированный урок | Образ достойной, уважаемой старости, представленный в народных сказках, пословицах, в произведениях живописи, в том числе в культурном наследии своего края | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 55 | Путешествие к А.С. Пушкину | 1 | Комбинированный урок | История рода А. С. Пушкина как пример исследования семейного родословия. Творческое наследие поэта и духовная преемственность поколений на основе духовного родства, на близости интересов, на продолжении доброго дела | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 56 | За страницами учебника. Моя семья – моя гордость | 1 | Урок обобщения знаний | История о своей семье, достижения семьи, составление и оформление родословного древа своей семьи | Текущий: фронтальный опрос | | |
4 | | | 14 | | | | | | |
| 57 | Всемирное наследие | 1 | Комбинированный урок | Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества. История создания Списка Всемирного наследия. Дидактическая игра-путешествие к объектам Всемирного наследия России и мира | Текущий: фронтальный опрос | Личностные умения: Проявлять: — интерес к познанию мира; — уважительное отношение к природному и культурному наследию человечества, России; — интерес к озеру Байкал как одному из Чудес света; — осознание успешности при изучении темы; — интерес к мировой культуре и духовному наследию; — уважительное отношение к Всемирному культурному и природному наследию человечества; — творческое отношение к процессу решения кроссворда «Всемирное наследие»; — осознание успешности при изучении темы. Познавательные умения: • раскрывать значение понятия «Семь чудес света», «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие», «кремль», «кремлёвская стена», «Московский Кремль», «музей-заповедник», «историко-культурный памятник», «благословение», «собор», «озеро», «озеро Байкал», «презентация», «пресная вода», «целлюлозно-бумажный комбинат» и использовать их в активном словаре; - использовать приобретенные знания для составления рассказа об уникальности озера Байкал; • определять: - географическое расположение Египта, Греции, Китая и обосновывать своё мнение; - объекты Всемирного культурного наследия Египта, Греции, Китая и обосновывать своё мнение; - историко-культурное значение Египта, Греции, Китая и обосновывать своё мнение; - объекты Всемирного духовного наследия и обосновывать своё мнение; - значение Иерусалима как духовного наследия для верующих людей и обосновывать своё мнение; - смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать своё мнение; - общезначимые качества человека и обосновывать своё мнение; • использовать приобретенные умения для решения кроссворда «Всемирное наследие». Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя алгоритм; — выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; — выполнять взаимооценку учебного задания; — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: — адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Предметные умения: Знать: — толкование смысла эмблемы Всемирного наследия; — об архитектуре кремлевских башен, дворцах и палатах Кремля, о важных событиях, которые происходят в Кремле; особенностями озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия; — об Александрийской библиотеке, монастыре Святой Екатерины, Великой Пирамиде; — о Греции и ее столице, афинском Акрополе; — об Иерусалиме, памятных местах города – Стене Плача, храме Скалы, храме Гроба Господня; — о Китае, Императорском дворце в Пекине, Великой Китайской стене; — о свершениях матери Терезы, Жак-Ив-Кусто, Павла Третьякова, Луи Пастера, Юрия Гагарина, Амстрид Линдгрен, Александра Невского. | | |
| 58 | Московский Кремль | 1 | Комбинированный урок | Ансамбль Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Московского Кремля как образца воинской крепости, центра государственной власти, духовной святыни России | Текущий: индивидуальный опрос | | |
| 59 | Озеро Байкал | 1 | Комбинированный урок | Озеро Байкал как объект Всемирного природного наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера. Байкал как уникальный природный объект не только России, но и мира | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 60 | Путешествие в Египет | 1 | Комбинированный урок | Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Каир на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и её культурного наследия для всего мира | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 61 | Путешествие в Грецию | 1 | Комбинированный урок | Природные и культурные достопримечательности Греции, её столица. Греция и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и её культурного наследия для всего мира | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 62 | Путешествие в Иерусалим | 1 | Комбинированный урок | Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Иерусалима и его культурного наследия для всего мира, для людей, исповедующих одну из великих мировых религий — иудаизм, христианство, ислам | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 63 | Путешествие в Китай | 1 | Комбинированный урок | Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица. Великая Китайская стена как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Китая и его культурного наследия для всего мира | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 64 | Всемирные духовные сокровища | 1 | Комбинированный урок | Выдающиеся люди разных эпох, народов, стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества. Общезначимые нравственные идеалы в пословицах разных народов России и мира о человеческих достоинствах и в текстах Священных книг. Всемирные духовные сокровища — невидимые глазу ценности, которые осуществились в объектах Всемирного культурного наследия, воплотились в жизненном поведении, подвигах, свершениях людей, ставших духовно-нравственным образцом для современников и потомков | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 65 | За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия | 1 | Урок-экскурсия | Объекты Всемирного наследия, их многообразие | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 66 | Что мы узнали. Чему научились | 1 | Комбинированный урок | Применение знаний, полученных на уроках | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 67 | Закрепление изученного. КВН | 1 | Комбинированный урок | | Текущий: фронтальный опрос | | |
| 68-70 | Резервные уроки | 3 | | | | | |