СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка будет полезна учителям начальных классов, завучам, студентам вузов.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по окружающему миру»

Приложение к рабочей программе

по окружающему миру

для 3 «З» класса

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

темы

урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Содержание урока

Виды, формы контроля

УУД
(универсальные учебные действия)

Дата проведения

по

плану

факти

чески

1



12








1

Свет знания


1

Урок изучения нового материала

Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда о Дедале и Икаре как воплощение идеи о беспредельности человеческого стремления к познанию мира. Особенности познания: беспрерывность, бесконечность, способность изменять личность человека, обогащать его духовные силы

Текущий:

фронтальный опрос

Личностные умения:

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— творческое отношение к оформлению плана путешествия;

— интерес к знаниям и способам их приобретения;

— желание познавать мир благодаря путешествиям;

— понимание собственных достижений при освоении темы.

Познавательные умения:

— определять созидательную и разрушительную силу знаний и обосновывать своё мнение;

— определять способы исследования окружающего мира и обосновывать своё мнение;

— определять источники необходимой информации и обосновывать своё мнение;

— определять разные формы земной поверхности на географической, политической картах мира и на глобусе и обосновывать своё

мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении плана путешествия;

— использовать справочную литературу и другие источники информации для определения маршрута путешествия и обосновывать своё мнение;

— различать личный и общественный транспорт и обосновывать своё мнение;

— различать средства связи и массовой информации и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— планировать свою деятельность в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— оценивать выполненное задание;

— контролировать во время путешествия своё поведение, своё

отношения к спутникам, соблюдать правила туризма.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества;

— строить понятные для партнёра высказывания;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

Знать:

— почему и как люди изучают окружающий мир;

— что такое справочная и научно-популярная литература и для чего она служит;

— просветительские учреждения помогают узнавать мир природы и культуры;

— как с древности и до современности развивались разные виды транспорта;

— для чего люди изобрели средства связи и массовой информации.

Уметь:

— находить необходимые сведения в словаре, справочнике;

— читать карты, планы, схемы;

— систематизировать транспорт по видам (сухопутный, водный, воздушный, космический).




2-3

Как изучают окружающий мир


2

Урок –практи

кум

Способы познания мира: наблюдение, опыт, измерение, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты, увеличительные приборы, лабораторное оборудование

Текущий:

практическая работа под руководством учителя




4

Книга – источник знаний


1

Комбинированный урок

Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера (в алфавитном порядке, в тематических разделах, в предметных и именных указателях и др.)

Текущий:

индивидуальный опрос




5

Отправимся на экскурсию


1

Урок-экскурсия

Важнейшие особенности различных организаций научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях, Интернете

Текущий:

творческая работа




6

Экскурсия в краеведческий музей

1

Урок-экскурсия

Посещение научно-просветительских организаций как способ познания природы и культуры

Текущий:

творческая работа




7

О чем расскажет план


1

Комбинированный урок

План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов, туристические планы

Текущий:

работа в паре




8

Планета на листе бумаги


1

Комбинированный урок

Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приёмы чтения карты. Материки и части света

Текущий:

индивидуальный опрос




9

Страны и народы на политической карте мира


1

Комбинированный урок

Отличительные особенности политической карты мира. Информация о странах и народах мира и особенностях их культуры

Текущий:

фронтальный опрос




10

Путешествуя, познаем мир


1

Комбинированный урок

Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Подготовка к путешествию. Роль источников информации в подготовке к путешествию (справочная литература, беседы с опытными людьми, карты, схемы, планы городов, сёл и др.).

Правила ответственного туризма. Уважительное отношение к местным обычаям и традициям

Текущий:

работа в паре




11

Транспорт


1

Комбинированный урок

Старинные и современные средства передвижения. Виды транспорта (сухопутный, водный, воздушный, космический). Личный и общественный транспорт. Правила пользования личным и общественным транспортом. Использование общественного транспорта в просветительских целях

Текущий:

творческая работа




12

Средства информации и связи


1

Комбинированный урок

Средства связи как способы обмена информацией. Старинные и современные способы обмена информацией между людьми. Виды средств связи: почта, телеграф, телефон. Номера телефонов для вызова скорой помощи, полиции, пожарной части. Дидактическая игра по их усвоению. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет — как способы познания мира

Текущий:

работа в паре



2



21








13

Мир природы в народном творчестве


1

Урок изучения нового материала

Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества (в народных песенках и сказках, построенных по типу цепочки, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта и традиционной одежды)

Текущий:

фронтальный опрос

Личностные умения:

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— бережное отношение к природным богатствам;

— желание составлять узоры (картину) о природе «Мир как дом»;

— понимание своей успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

— воспринимать образ природы «мир как дом» в разных видах народного творчества и обосновывать своё мнение;

— определять источник тепла и света на Земле и обосновывать своё мнение;

— определять состав и свойства воды, воздуха;

— понимать значение воды и воздуха для живых организмов и обосновывать своё мнение;

— различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение;

— понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение;

— понимать значение почвы для растений животных и человека и

обосновывать своё мнение;

— различать природные объекты по отличительным признакам и обосновывать своё мнение;

— различать символы-образы природных стихий в народном творчестве;

— определять роль растений для жизни на Земле, для питания

животных и человека и обосновывать своё мнение;

— различать группы животных и обосновывать своё мнение;

— определят условия, необходимые для жизни разных групп животных, и обосновывать своё мнение;

— находить невидимые связи между животными по особенностям

питания и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении текста, раскрывающего отличие растения от животного;

— различать природные сообщества и обосновывать своё мнение;

— определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать своё мнение;

— определять участников круговорота веществ в природном

сообществе и обосновывать своё мнение;

— находить взаимосвязь живого и неживого в при‑

родных сообществах и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении рассказа о покосе.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

— выполнять взаимопроверку и корректировку, взаимооценку и

самооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

Знать:

— представления людей о строении мира;

— три состояния тел, отличительные черты каждого из них;

— о Солнце как звезде

чем звезды отличаются от планет;

— значение воздуха для людей, животных и растений;

— значение воды для жизни на Земле, ее свойства

значение круговорота воды;

— несколько загадок об огне, о воде и воздухе;

понятия «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые»;

— роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы;

— основную классификацию растений, особенности каждой группы растений

значение растений для формирования атмосферы и для питания животных и человека;

— понимать роль животных в природе и жизни человека;

— загадки о земле и растениях;

— загадки о животных;

основные группы животных по способу питания и способа защиты от врагов;

— цепи питания как способ организации сообщества живых организмов;

— что такое природное сообщество, экологические связи природного сообщества «лес»;

— что такое единство живой и неживой природы,

экологические связи природного сообщества «луг».

Уметь:

— использовать полученные знания в нестандартной обстановке, видеть красоту природы, изображать ее;

— осознанно выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов;

— бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли;

— характеризовать водоём как пример единства живого и неживого, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме.




14

Из чего состоит все


1

Комбинированный урок

Твёрдые тела, жидкости и газы. Вещества. Вода — растворитель





15

Мир небесных тел


1

Комбинированный урок

Солнце, его значение для жизни на Земле. Любовь и уважение к Солнцу в народной традиции. Особенности Солнца как небесного тела. Звёзды и планеты

Текущий:

фронтальный опрос




16

Невидимое сокровище


1

Комбинированный урок

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека

Текущий:

индивидуальный опрос




17-18

Самое главное вещество


2

Комбинированный урок

Вода, её состояния. Распространение воды в природе, её значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Свойства воды. Круговорот воды в природе

Текущий:

практическая работа под руководством учителя




19

Природные стихии в народном творчестве


1

Комбинированный урок

Способы изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества: в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде

Текущий:

фронтальный опрос




20

Кладовые Земли


1

Комбинированный урок

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера)

Текущий:

фронтальный опрос




21

Чудо под ногами


1

Урок –практи

кум

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека

Текущий:

практическая работа под руководством учителя




22

Мир растений


1

Комбинированный урок

Разнообразие растений. Группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений

Текущий:

творческая работа




23

Плодородная земля и растения в народном творчестве


1

Комбинированный урок

Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества, в том числе своего края: в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде

Текущий:

фронтальный опрос




24

Мир животных


1

Комбинированный урок

Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений

Текущий:

творческая работа




25

Образы животных в народном творчестве

1

Комбинированный урок

Способы изображения животных в разных видах народного творчества (в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде

Текущий:

фронтальный опрос




26

Невидимые нити в живой природе


1

Комбинированный урок

Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). Цепи питания. Приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов

Текущий:

фронтальный опрос




27

Лес – волшебный дворец


1

Комбинированный урок

Лес — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные, грибы, бактерии). Природное сообщество леса; взаимосвязи в лесном сообществе (растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений). Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество

Текущий:

фронтальный опрос




28

Луг – царство цветов и насекомых


1

Комбинированный урок

Луг — единство живой и неживой природы. Природное сообщество луга, его отличия от сообщества леса; взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу. Влияние человека на луговое сообщество

Текущий:

фронтальный опрос




29

Водоем – дом из воды


1

Комбинированный урок

Водоём — единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоёма, его отличия от сообществ леса и луга; взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в сообществе водоёма. Влияние человека на водное сообщество

Текущий:

творческая работа




30

Как сохранить богатства природы


1

Комбинированный урок

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, почвы, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки; их роль в охране природы. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы

Текущий:

индивидуальный опрос




31

Охрана природы в культуре народов России и мира


1

Комбинированный урок

Отношение к природным богатствам в культурной традиции народов России и мира. Пословицы разных народов, отражающие оценку природы и место в ней человека. Народный трудовой опыт разумного хозяйствования в старину и сейчас, в том числе в культуре народов своего края. Современные способы экологически чистого образа жизни, не нарушающего порядок в природе. Методы использования возобновляемых источников энергии солнца, воды, ветра

Текущий:

творческая работа




32

За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников. Рисование пейзажа

1

Интегрированный урок

Работа с репродукциями картин русских пейзажистов. Рисование пейзажа

Текущий:

фронтальный опрос




33

Чудесное путешествие

1

Урок-экскурсия

Использование полученных знаний в нестандартной обстановке

Текущий:

творческая работа



3



23








34

Родной дом – уголок Отчизны


1

Комбинированный урок

Значения слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме (в том числе в современном многоквартирном доме), в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников, взаимной поддержки и доброжелательности по отношению друг к другу

Текущий:

фронтальный опрос

Личностные умения:

Проявлять:

— интерес к познанию окружающего мира;

— уважительное отношение к культурному многообразию человечества;

— интерес к обустройству старинного дома;

— понимание своей успешности при изучении темы;

— интерес к познанию мира;

— желание узнать названия родственников по степени родства и свойства;

— уважительное отношение к культурному многообразию человечества, к семейным обычаям и обрядам;

— творческое отношение к

процессу решения кроссворда;

— понимание своей успешности при изучении темы;

— интерес к познанию мира;

— уважительное отношение к культурному многообразию человечества;

— интерес к определению расходов на путешествие;

— осознание успешности при изучении темы;

— интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни;

— желание использовать правила здорового питания в своей жизни;

— желание вести здоровый образ жизни;

— бережное отношение к своему здоровью;

— осознание успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение терминов и понятий и использовать их в активном словаре;

— объяснять значения слова «мир» и обосновывать своё мнение;

— определять структуру старинного дома как образа вселенной и обосновывать своё мнение;

— объяснять особенности устройства прежней и современной общественной жизни и обосновывать своё мнение;

— объяснять внутреннее устройство старинного дома и обосновывать своё мнение;

— объяснять значение красного угла в доме и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для составления рассказа о внутреннем устройстве старинного дома;

— раскрывать значение понятий;

— определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение;

— различать прямое родство и родство по свойству и обосновывать своё мнение;

— определять условия успешной жизни молодожёнов и обосновывать своё мнение;

— понимать нравственный смысл игры, обеспечивающий самовоспитание, и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при решении кроссворда «Родственники»;

— раскрывать значение понятия «домоводство», «домострой», «большак», «большуха», «упруг», «семейный доход», «семейный расход», «семейный бюджет», «выйти из бюджета», «нумизматика», «банкноты», «монета», «рубль», «копейка», «чеканить монету» и использовать их в активном словаре;

— определять:

- особенности распределения обязанностей в старинной семье и обосновывать свое мнение;

- порядок управления хозяйством в современной жизни и обосновывать своё мнение;

- составные части семейных доходов, расходов и обосновывать своё мнение;

- денежные единицы разных стран мира и обосновывать своё мнение;

— различать внешнее и внутреннее строение тела человека и обосновывать свое мнение;

— определять деятельность каждой системы органов человека и обосновывать своё мнение;

— определять изменения пульса и температуры тела человека и обосновывать своё мнение;

— извлекать из различных источников дополнительную информацию о работе организма для ее представления одноклассникам;

— раскрывать смысл пословиц о правилах здорового образа жизни и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для составления советов по здоровому образу жизни, благодаря которым можно быть выносливым, здоровым и стать участником турслёта в любое время.

Регулятивные умения:

— выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— выполнять взаимооценку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

Знать:

— разные значения слова «мир» на русском языке;

— роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме;

— эстетическое оформление красного угла в доме, его значение как центра духовной жизни семьи;

— различия в устройстве жилища, обусловленные природно-климатическим и культурным своеобразием жизни людей;

— терминологию родства в применении к членам своей семьи;

— два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга;

— пословицы и сюжеты народных сказок о верных, любящих супругах;

— семейные традиции, обычаи.

Уметь:

— различать понятия «орган», «система органов»;

— характеризовать

основные правила гигиены;

— пользоваться термометром, оказывать первую помощь при легких травмах.





35

Свой дом – свой простор

1

Комбинированный урок

Трёхчастная структура старинного дома как образа Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках

Текущий:

фронтальный опрос




36

В красном углу сесть – великая честь

1

Комбинированный урок

Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники

Текущий:

индивидуальный опрос




37

Побываем в гостях


1

Комбинированный урок

Особое значение порога, центрального столба, почётного места, наличие женской и мужской половины в доме — характерные черты традиционного жилища разных народов России и мира. Различия в устройстве жилища, обусловленные природно-климатическим и культурным своеобразием жизни людей. Традиции гостеприимства, принятые в старину и в настоящее время

Текущий:

фронтальный опрос




38

На свет появился – с людьми породнился


1

Комбинированный урок

Семья — самое близкое окружение человека. Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство через общее вероисповедание

Текущий:

фронтальный опрос




39

Родословное древо


1

Комбинированный урок

Способы составления родословного древа. Семейные династии; профессии членов семьи (рода). Семейные традиции трудолюбия и мастерства

Текущий:

фронтальный опрос




40

Муж и жена – одна душа

1

Комбинированный урок

Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах, в старинных и современных свадебных обрядах и обычаях. Кукольный спектакль, воспроизводящий элементы свадебного обряда, старинного или современного. Идеальные качества мужа и жены, которые помогают укреплению супружества

Текущий:

фронтальный опрос




41

Святость отцовства и материнства


1

Комбинированный урок

Представления о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отражённые в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребёнка и его пестованием во младенчестве, с наречением имени

Текущий:

фронтальный опрос




42

Добрые дети – дому венец


1

Комбинированный урок

Традиции воспитания девочки и мальчика, определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца, отражённые в народных сказках, пословицах, в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков, в том числе в культуре народов своего края. Значение личного имени как нравственного образца для самосовершенствования его носителя. Пословицы, народные сказки, авторские произведения о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых девочках и мальчиках

Текущий:

индивидуальный опрос




43

Детские игры – школа здоровья

1

Комбинированный урок

Народная игровая культура (в том числе своего края): различные типы игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие детей

Текущий:

фронтальный опрос




44

За страницами учебника. В кругу семьи

1

Урок-праздник

Урок-праздник, проводимый вместе с родителями

Текущий:

фронтальный опрос




45

Строение тела человека

1

Комбинированный урок

Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение. Органы и системы органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная системы, их роль в жизнедеятельности организма

Текущий:

фронтальный опрос




46

Как работает наш организм


1

Урок –практи

кум

Как работает наш организм Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем. Измерение частоты пульса

Текущий:

практическая работа под руководством учителя




47

Что такое гигиена


1

Урок –практи

кум

Гигиена — наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания

Текущий:

практическая работа под руководством учителя




48

За страницами учебника. Путешествие по городу Здоровейску

1

Урок-игра

Урок-игра «Путешествие по городу Здоровейску». Здоровье как одна из главных ценностей человеческой жизни

Текущий:

фронтальный опрос




49

Наши органы чувств

1

Комбинированный урок

Общее представление о строении и работе органов чувств. Гигиена органов чувств

Текущий:

фронтальный опрос




50

Школа первой помощи

1

Урок –практи

кум

Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах, обмораживании, перегревании

Текущий:

практическая работа под руководством учителя




51

Здоровью цены нет


1

Комбинированный урок

Правила здорового образа жизни, отражённые в народных пословицах и традициях (в том числе традициях народов своего края). Триединая формула здоровья: здоровье телесное, здоровье психическое (душевное), здоровье духовно-нравственное. Бережное отношение к инвалидам — людям с ограниченными возможностями здоровья

Текущий:

фронтальный опрос




52

Дом невелик, а стоять не велит


1

Комбинированный урок

Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье по традициям народов своего края

Текущий:

фронтальный опрос




53

Семейный бюджет


1

Комбинированный урок

Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства

Текущий:

фронтальный опрос




54

Мудрость старости


1

Комбинированный урок

Образ достойной, уважаемой старости, представленный в народных сказках, пословицах, в произведениях живописи, в том числе в культурном наследии своего края

Текущий:

фронтальный опрос




55

Путешествие к

А.С. Пушкину

1

Комбинированный урок

История рода А. С. Пушкина как пример исследования семейного родословия. Творческое наследие поэта и духовная преемственность поколений на основе духовного родства, на близости интересов, на продолжении доброго дела


Текущий:

фронтальный опрос




56

За страницами учебника. Моя семья – моя гордость

1

Урок обобщения знаний

История о своей семье, достижения семьи, составление и оформление родословного древа своей семьи

Текущий:

фронтальный опрос



4



14








57

Всемирное наследие


1

Комбинированный урок

Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества. История создания Списка Всемирного наследия. Дидактическая игра-путешествие к объектам Всемирного наследия России и мира

Текущий:

фронтальный опрос

Личностные умения:

Проявлять:

— интерес к познанию мира;

— уважительное отношение к природному и культурному наследию человечества, России;

— интерес к озеру Байкал как одному из Чудес света;

— осознание успешности при изучении темы;

— интерес к мировой культуре и духовному наследию;

— уважительное отношение к Всемирному культурному и природному наследию человечества;

— творческое отношение к процессу решения кроссворда «Всемирное наследие»;

— осознание успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

• раскрывать значение понятия «Семь чудес света», «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие», «кремль», «кремлёвская стена», «Московский Кремль», «музей-заповедник», «историко-культурный памятник», «благословение», «собор», «озеро», «озеро Байкал», «презентация», «пресная вода», «целлюлозно-бумажный комбинат» и использовать их в активном словаре;

- использовать приобретенные знания для составления рассказа об уникальности озера Байкал;

• определять:

- географическое расположение Египта, Греции, Китая и обосновывать своё мнение;

- объекты Всемирного культурного наследия Египта, Греции, Китая и обосновывать своё мнение;

- историко-культурное значение Египта, Греции, Китая и обосновывать своё мнение;

- объекты Всемирного духовного наследия и обосновывать своё мнение;

- значение Иерусалима как духовного наследия для верующих людей и обосновывать своё мнение;

- смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать своё мнение;

- общезначимые качества человека и обосновывать своё мнение;

• использовать приобретенные умения для решения кроссворда «Всемирное наследие».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— выполнять взаимооценку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

Знать:

— толкование смысла эмблемы Всемирного наследия;

— об архитектуре кремлевских башен, дворцах и палатах Кремля, о важных событиях, которые происходят в Кремле;

особенностями озера

Байкал как объекта Всемирного природного наследия;

— об Александрийской библиотеке, монастыре Святой Екатерины, Великой Пирамиде;

— о Греции и ее столице, афинском Акрополе;

— об Иерусалиме, памятных местах города – Стене Плача, храме Скалы, храме Гроба Господня;

— о Китае, Императорском дворце в Пекине, Великой Китайской стене;

— о свершениях матери Терезы, Жак-Ив-Кусто, Павла Третьякова, Луи Пастера, Юрия Гагарина, Амстрид Линдгрен, Александра Невского.




58

Московский Кремль


1

Комбинированный урок

Ансамбль Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Московского Кремля как образца воинской крепости, центра государственной власти, духовной святыни России

Текущий:

индивидуальный опрос




59

Озеро Байкал


1

Комбинированный урок

Озеро Байкал как объект Всемирного природного наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера. Байкал как уникальный природный объект не только России, но и мира

Текущий:

фронтальный опрос




60

Путешествие в Египет

1

Комбинированный урок

Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Каир на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и её культурного наследия для всего мира

Текущий:

фронтальный опрос




61

Путешествие в Грецию

1

Комбинированный урок

Природные и культурные достопримечательности Греции, её столица. Греция и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и её культурного наследия для всего мира

Текущий:

фронтальный опрос




62

Путешествие в Иерусалим

1

Комбинированный урок

Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Иерусалима и его культурного наследия для всего мира, для людей, исповедующих одну из великих мировых религий — иудаизм, христианство, ислам

Текущий:

фронтальный опрос




63

Путешествие в Китай

1

Комбинированный урок

Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица. Великая Китайская стена как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Китая и его культурного наследия для всего мира

Текущий:

фронтальный опрос




64

Всемирные духовные сокровища


1

Комбинированный урок

Выдающиеся люди разных эпох, народов, стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества. Общезначимые нравственные идеалы в пословицах разных народов России и мира о человеческих достоинствах и в текстах Священных книг. Всемирные духовные сокровища — невидимые глазу ценности, которые осуществились в объектах Всемирного культурного наследия, воплотились в жизненном поведении, подвигах, свершениях людей, ставших духовно-нравственным образцом для современников и потомков

Текущий:

фронтальный опрос




65

За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия

1

Урок-экскурсия

Объекты Всемирного наследия, их многообразие

Текущий:

фронтальный опрос




66

Что мы узнали. Чему научились

1

Комбинированный урок

Применение знаний, полученных на уроках

Текущий:

фронтальный опрос




67

Закрепление изученного. КВН

1

Комбинированный урок


Текущий:

фронтальный опрос




68-70

Резервные уроки

3