№ п/п | Тема урока | Код КЭС | Элементы содержания | Код КПУ | Требования к умениям |
1. | Задавайте вопросы | | Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, атласом-определителем). Знакомство с постоянными персонажами учебника - Муравьём и Мудрой Черепахой. | | Задавать вопросы, вступать в учебный диалог, пользоваться условными обозначениями учебника, различать способы и средства познания окружающего мира |
2. | Что такое Родина? | 2.2.1 | Знакомство с целями и задачами раздела. Родина – это наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице. О своей малой родине | 2.1 | Сравнивать и различать, описывать герб и флаг России; рассказывать о малой родине и Москве как столице государства. |
3. | Что мы знаем о народах России? | 2.2.8 | Многонациональный характер населения России, представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России. | 2.3 | Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов. |
4. | Что мы знаем о Москве? | 2.2.6 | Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д. Жизнь москвичей – наших сверстников. | 2.1 | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы. |
5. | Проект «Моя малая Родина». | | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | 2.3 | Фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном альбоме соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии. |
6. | Что у нас над головой? | 1.3.1 | Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы. | 1.1 | Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца. Различать объекты живой и неживой природы. |
7. | Что у нас под ногами? | 1.10.1 | Камни как природные объекты, разнообразие их признаков. Представление о значимости камней в жизни людей. | 1.1 | Уметь распознавать камни. Знать их названия. Определять образцы камней по фотографиям, различать гранит, кремень, известняк. |
8. | Что общего у разных растений? | 1.12.2 | Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. | 1.1 | Уметь наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать. Знать части растений. |
9. | Что растёт на подоконнике? | 1.12.1 | Наиболее распространенные комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины | 1.2 | Уметь распознавать комнатные растения; определять комнатные растения с помощью атласа – определителя. |
10. | Что растет на клумбе? | 1.12.1 | Наиболее распространённые растения цветника (астра, гладиолус, бархатцы), цветущие осенью | 1.2 | Уметь распознавать растения цветника; рассказывать о любимом цветке. |
11. | Что это за листья? | 1.12.1 | Деревья возле школы. Листья деревьев. Разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям. | 1.3 | Уметь узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях. Сравнивать и группировать листья по различным признакам. |
12. | Что такое хвоинки? | 1.12.1 | Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна – хвойные деревья. Хвоинки – видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев. | 1.3 | Различать лиственные и хвойные деревья; сравнивать ель и сосну. Описывать дерево по плану. |
13. | Что такое насекомые? | 1.14.3 | Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног. Разнообразие насекомых. | 1.3 | Сравнивать части тела различных насекомых. Уметь приводить примеры представителей группы животных. Сочинять и рассказывать истории по рисункам. |
14. | Кто такие рыбы? | 1.14.3 | Рыбы – водные животные, тело которых (большинство) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы. | 1.3 | Уметь приводить примеры представителей группы животных. Узнавать рыб на рисунке. Описывать рыбу по плану. |
15. | Кто такие птицы? | 1.14.3 | Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. | 1.3 | Уметь приводить примеры представителей группы животных. Исследовать строение пера птицы. |
16. | Кто такие звери? | 1.14.4 | Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни. | 1.2 | Узнавать зверей на рисунке. Уметь приводить примеры представителей группы животных. Исследовать строение шерсти зверей. |
17. | Что окружает нас дома? | 1.1.1 | Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. | 2.6 | Характеризовать назначение бытовых предметов; приводить примеры предметов разных групп. Уметь выполнять изученные правила безопасного поведения. |
18. | Что умеет компьютер? | 1.1.1 | Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. | 2.6 | Определять составные части компьютера; характеризовать назначение частей компьютера; моделировать устройство компьютера. Уметь выполнять элементарные операции на компьютере. |
19. | Что вокруг нас может быть опасным? | 3.3.3 | Первоначальное знакомство с потенциально опасными предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения. | 2.6 | Выделять потенциально опасные предметы домашнего обихода. Характеризовать опасность бытовых предметов. Уметь выполнять изученные правила безопасного поведения. |
20. | На что похожа наша планета? | 1.3.2 | Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли. | 1.7 | Знать название нашей планеты. Моделировать форму Земли. |
21. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | | Презентация проекта «Моя малая Родина». Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. | | Выполнять тестовые задания учебника. Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. |
22. | Как живет семья? Проект «Моя семья». | | Знакомство с целями и задачами раздела. Семья – это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья». | 1.5 | Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника. Называть членов своей семьи. Оценивать значение семьи для человека и общества. |
23. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1.9.2 | Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Очистка загрязнённой воды. | 1.2 | Знать свойства воды. Уметь прослеживать по рисунку путь воды. Обсуждать необходимость экономии воды. |
24. | Откуда в наш дом приходит электричество? | | Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. | 1.2 | Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество. Запомнить правила безопасности при обращении с электроприборами. Обсуждать необходимость экономии электроэнергии. |
25. | Как путешествует письмо? | 2.1.3 | Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации. | 2.5 | Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней. Различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки. |
26. | Куда текут реки? | 1.7.1 | Уточнение и расширение представлений детей о реках и морях, о движении воды от источника реки до моря, о пресной и морской воде. | 1.2 | Знать название больших рек, их значение в жизни человека. Сравнивать реку и море. Прослеживать по рисунку – схеме путь воды из реки в море. |
27. | Откуда берётся снег и лёд? | 1.1.3 | Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда. | 1.2 1.4 | Знать основные свойства снега и льда. Проводить опыт по исследованию снега и льда; формулировать выводы из опытов. Наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках. |
28. | Как живут растения? | 1.12.3 | Растения как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями. | 1.2 | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Прослеживать по рисунку – схеме этапы жизни растения. Формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений. |
29. | Как живут животные? | 1.14.2 | Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия необходимые для жизни животных. Уход за животными. | 1.2 | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях. |
30. | Как зимой помочь птицам? | 1.14.7 | Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. | 1.2 | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Наблюдать зимующих птиц, различать птиц по рисункам и в природе. Обсуждать виды кормушек и виды корма. |
31. | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1.17 | Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора. | 1.9 | Знать о происхождении мусора, понятии «отходы», правильном обращении с мусором, пищевыми отходами в домашних условиях. Уметь применять способы утилизации мусора. |
32. | Откуда в снежках грязь? | 1.1.3 | Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде. | 1.4.3 | Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений. Обсуждать источники появления загрязнений в снеге. Формулировать предложения по защите окружающей среды. |
33. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда». Презентация проекта «Моя семья». | | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Презентация проекта «Моя семья». | | Выполнять тестовые задания учебника. Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. |
34. | Когда учиться интересно? | 2.1.2 | Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учёбы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительное отношение с учителем. | 2.4 | Обсуждать условия интересной и успешной учёбы. |
35. | Проект «Мой класс и моя школа» | | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | 2.5 | Фотографировать наиболее интересные события в классе, в школе. Составлять рассказ о классе и школе. Презентовать итоги проекта, сопровождая рассказ фотографиями и слайдами. |
36. | Когда придёт суббота? | | Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели. | 2.2 | Уметь различать прошлое, настоящее и будущее. Называть любимый день недели и объяснять почему. |
37. | Когда наступит лето? | 1.4.2 | Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года. | 1.1.1 | Уметь анализировать схему смены времён года и месяцев. Называть времена года в правильной последовательности. Соотносить времена года и месяцы. Характеризовать природные явления в разные времена года. |
38. | Где живут белые медведи? | 1.14.1 | Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов. | 1.2.1 | Знать условия необходимые для жизни животных. Приводить примеры животных холодных районов. Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. |
39. | Где живут слоны? | 1.14.1 | Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов. | 1.2.1 | Знать условия необходимые для жизни животных. Приводить примеры животных жарких районов. Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. |
40. | Где зимуют птицы? | 1.14.1 | Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму. | 1.3.2 | Знать условия, необходимые для жизни животных. Различать зимующих и перелётных птиц. Классифицировать птиц с помощью цветных фишек. Объяснять причины отлёта птиц в тёплые края. |
41. | Когда появилась одежда? | 2.3.3 | История появления одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения «деловая, спортивная, праздничная ,рабочая, домашняя, военная». | 2.2 | Уметь использовать иллюстрацию учебника для описания истории появления одежды и развитие моды. Отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов. |
42. | Когда изобрели велосипед? | | История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей «прогулочный, гоночный, тандем, детский, трёхколёсный». Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде. | 2.2 | Сравнивать старинные и современные велосипеды. Обсуждать роль велосипеда в нашей жизни. Запомнить правила безопасной езды на велосипеде. |
43. | Когда мы станем взрослыми? | 2.1.3 | Отличие жизни взрослого человека и ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира. | 2.4 | Знать профессии своих родителей. Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка. Обсуждать какие профессии будут востребованы в будущем. |
44. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | | Выполнять тестовые задания учебника. Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. |
45. | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1.4.1 | Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва. | 1.5 | Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд. Наблюдать картину звёздного неба, находить на нём знакомые созвездия. |
46. | Почему Луна бывает разной? | 1.4.1 | Луна – спутник Земли, ее особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способ изучения Луны. | 1.5 | Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем. Формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны. |
47. | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1.5.1 | Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных. | 1.5 | Знать понятия «осадки». Уметь отмечать погоду в дневнике наблюдений. |
48. | Почему звенит звонок? | 3.1.1 | Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши. | 1.5 | Анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира. Обсуждать, почему и как надо беречь уши. |
49. | Почему радуга разноцветная? | 1.5.1 | Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги. | 1.2 | Называть цвета радуги. Запомнить последовательность цветов радуги. |
50. | Почему мы любим кошек и собак? | 1.14.7 | Взаимоотношения человека и его домашних питомцев. Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой. | 1.2 | Описывать по плану своего домашнего питомца. Обсуждать наше отношение к домашним питомцам. Рассказывать об уходе за кошкой и собакой. |
51. | Проект «Мои домашние питомцы». | | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | 1.6 | Фотографировать наиболее интересные моменты из жизни кошек и собак. Составлять рассказ о них. Презентовать итоги проекта, сопровождая рассказ фотографиями и слайдами. |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1.17.2 | Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу. | 1.3 | Устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника. Оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе. |
53. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1.17.2 | Звуки леса их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу. | 1.3 | Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают. Объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину. |
54 | Зачем мы спим ночью? | 3.1.2 | Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Работа человека в ночную смену. | 1.10 | Знать правила сохранения и укрепления здоровья. Уметь сравнивать рисунки в учебнике и делать выводы о значении сна в жизни человека. |
55. | Почему нужно есть много овощей и фруктов. | 3.1.1 | Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании и жизни человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. | 1.10 | Знать правила сохранения и укрепления здоровья. Уметь различать овощи и фрукты. Группировать овощи и фрукты с помощью цветных фишек. Сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма. |
56. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 3.1.2 | Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мыть рук. | 1.10 | Знать правила сохранения и укрепления здоровья. Уметь отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение. Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук. |
57. | Зачем нам телефон и телевизор? | | Почта, телефон, телеграф – средства связи. Радио, телевидение, пресса – средства массовой информации. Интернет. | 1.6.2 | Знать правила безопасной работы с электроприборами. Уметь различать средства связи и средства массовой информации. Объяснять назначение телевизора, газет и журналов. |
58 | Зачем нужны автомобили? | 3.3.2 | Автомобили – незаменимый транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего. | 1.6.2 | Знать назначение автомобиля. Уметь классифицировать автомобили и объяснять их назначение. |
59. | Зачем нужны поезда? | 3.3.2 | Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитие железнодорожного транспорта. | 1.6.2 | Знать назначение поезда. Уметь классифицировать поезда в зависимости от их назначения. Сравнивать старинные и современные поезда |
60. | Зачем строят корабли? | | Корабли (суда) – водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые. рыболовные, исследовательские. военные). Устройство корабля. | 1.5 | Знать назначение корабля. Уметь классифицировать корабли в зависимости от их назначения. |
61. | Зачем строят самолёты? | | Самолёты – воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, спортивные, военные). Устройство самолёта. | 1.5 | Знать назначение самолёта. Уметь классифицировать самолёты в зависимости от их назначения. |
62. | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 3.3.2 | Правила безопасности в автомобиле и поезде и на железной дороге, а также других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае). | 2.6.1 | Знать правила безопасного поведения в транспорте. Уметь использовать приобретённые знания. |
63. | Почему в корабле и самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 3.3.2 | Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте. | 2.6.1 | Знать правила безопасного поведения в транспорте. Уметь использовать приобретённые знания. |
64. | Зачем люди осваивают космос? | | Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, космические научные станции. | 2.5 | Уметь рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрацию учебника. Моделировать экипировку космонавта. |
65. | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 3.3.4 | Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли. | 1.8.2 | Уметь выполнять правила поведения в природе, охранять её. Приводить примеры взаимосвязей между природой и человеком. |
66. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | | Выполнять тестовые задания учебника. Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. |
2. Содержание учебного предмета окружающий мир 1 класс