СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по предмету "Ручной труд" для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету "Ручной труд" для 2 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.И.Шелехова»

города Рыльска Курской области.



Принято на

заседании педагогического

совета

протокол №1

от «30» августа 2019г.


Утверждено:

приказ №1-245

от «30» августа 2019г.

Директор школы

___________(В.В.Милонов)






Календарно-тематическое планирование

учебного предмета (курса)

«Ручной труд»

для Колодченко Владислава, обучающегося(щейся) 2 класса

уровень образования: начальное общее образование







Составитель:

Ермоленко Е.А.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории











2019-2020 учебный год






Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Наглядный материал, оборудование

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

I четверть (8 часов)


1

Вводный урок. Повторение.

Проверка знаний о правилах поведения и работы на уроках труда. Закрепление навыков по подготовке и содержанию в порядке рабочего места. Выявление знаний о видах ручного труда, поделочных материалах и инструментах, используемых при их обработке. Знакомство школьников с новыми видами работ, образцами поделочных материалов, инструментов и изделий.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты. Учебник с. 4-9.


1

03.09


2

Работа с глиной и пластилином. Лепка из пластилина геометрических тел прямоугольной формы.

Формирование знаний о глине как о строительном материале. Знакомство с прямоугольным геометрическим телом «брус», с геометрическим телом «куб» и устанавливать сходство и различие между ними во вопросам учителя. Обучение приемам обработки пластилина с применением резака, стеки. Формирование навыка правильного чтения слов: пластилин, форма, брус.

Закрепление технологии выполнения брусков из пластилина. Обучение использованию брусков и изготовления изделия.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник – с.10-15.

Образец изделия.

«Брус», «Ворота»


1

10.09


3

Работа с глиной и пластилином. Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольную геометрическую форму.

Обучение лепке из пластилина изделия, состоящего из деталей прямоугольной формы. Развитие умения анализировать изделие, ориентируясь на образец. Закрепление знаний учащихся о геометрическом теле «брус»

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с. 16-17.

«Молоток»

1

17.09


4

Экскурсия. Сбор природных материалов для уроков труда.

Расширение предоставления о растительном мире (деревья, кустарники и травянистые растения), о разнообразии форм и окраски листьев и цветов. Знакомство с разными видами природных материалов, их применением, правилами сбора, сушки и хранения. Развитие изучения предметов и явлений.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник.

Лист картона, природный материал. Образец изделия.

Учебник с. 18-21 Коллекция «Осенние листья», шишки, желуди, семена клена, липы.

1

24.09


5

Работа с природными материалами. Изготовление игрушек из желудей по образцу и самостоятельно.

Повторение правил заготовки природных материалов. Расширение представления об изделиях, игрушках, сделанных из природных материалов. Формирование умения составлять план выполнения многодетальной поделки и оценивать свое изделие по вопросам учителя. Знакомство с инструментами и правилами работы с шилом.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с. 22-23

«Зайчик»

«Поросенок»

«Птичка»

«Собачка»


1

01.10


6.

Работы с природными материалами. Изготовление по образцу и самостоятельно игрушек из скорлупы ореха.

Расширение предоставления об изделиях, игрушках, сделанных из природных материалов. Формирование предоставления о признаках и свойствах орехов (форма, величина, поверхность). Обучение изготовлению изделий из скорлупы грецкого ореха с применением другого поделочного материала (пластилин, бумага, палочки и т.д.). закрепление навыков обработки пластилина: «сминание», «скатывание», «сплющивание», «вытягивание».

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с.24-25

«Кораблик»

«Черепаха»

«Рыбка»


1

08.10


7

Работа с бумагой и картоном. Повторение пройденного по теме «Виды и сорта бумаги»

Закрепление умения сравнивать бумагу разных сортов (писчая, газетная, рисовальная, салфеточная); свойства бумаги (прочность, толщина, гибкость, влагоустойчивость). Изучение внешнего вида (фактуры) бумаги на ощупь. Составление коллекции «Сорта бумаги». Закрепление умений узнавать и называть цвета, в которые окрашена бумага.


Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с.26-28

Заготовки из бумаги для поделки. Образец изделия.

Коллекция «Сорта бумаги», «Подставка для кисти».

1

13.10


8

Работа с бумагой и картоном.. Технология изготовления аппликации из мятой бумаги.

Расширение представления о сезонных изменениях в природе (зима, весна, лето, осень). Знакомство с состоянием деревьев в разные времена года. Определение сходства и различия деревьев в этих состояниях. При анализе образца выделять название изделия, материал, детали и их пространственное расположение. Формирование умения составлять план выполнения аппликации и оценивать свое изделие по вопросам учителя. Закрепление навыков обработки бумаги с использованием приемов сминания.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с. 29

Образец изделия.

Аппликации «Дерево весной», «Дерево летом», «Дерево осенью», «Дерево зимой под снегом» (по выбору)

1

20.10


9

Работа с бумагой и картоном. Изготовление пакета из плотной бумаги (тонкого картона) с аппликацией из геометрических фигур.

Развитие умение узнавать, называть предметы, сделанные из картона, и определять их функциональную значимость в быту, в игре, в учебе. Знакомство с понятием «шаблон» и его геометрическими формами. Закрепление знаний о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Обучение правилам обведения шаблонов геометрических фигур. Коррекция мелкой моторики. Закрепление знаний о правилах работы с шаблоном и полученных навыков. Обучение порядку обведения шаблонов геометрических фигур. Закрепление умения сгибать прямоугольник, совмещая нижние углы с опорными точками. Обучение предварительному рисованию по опорным линиям в разных направлениях (снизу вверх, сверху вниз, слева направо, по часовой и против часовой стрелки).

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с. 32-34

Листы картона. Образцы изделий.

Учебник с.35-37

«Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал»

«Пакет»

1

27.10


10

Работа с текстильными материалами. Повторение пройденного по теме «Свойство ниток». Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок.

Закрепление знаний о свойствах ниток, о видах работы с нитками (вязание, вышивание, шитье, плетение, связывание в пучок). Расширение представления о назначении ниток (украшения и игрушки). Развитие навыков планировать изготовления изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя. Закрепление приемов наматывания, связывания, резания ниток.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с. 38-41

Образцы изделий.

«Ягоды»

1

12.11


11

Работа с текстильными материалами. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями.

Формирование представлений о назначении пуговиц, цвете, форме, материалах, из которых производят пуговицы. Расширение представлений об одежде. Закрепление умения вдевать нитку в иголку. Обучение приему завязывания узелка на конце нитки. Обучение пришиванию пуговиц двумя сквозными отверстиями к ткани. Повторение приема шитья «игла вверх-вниз».

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с.42-43

«Пуговица с двумя сквозными отверстиями»


1

19.11


12

Работа с глиной и пластилином. Лепка из пластилина предметов цилиндрической и конической формы.

Формирование представлений о глине как о материале для изготовления посуды. Знакомство с геометрическим телом «цилиндр». Закрепление умения сравнивать форму геометрического тела с предметами быта. Обучение лепке чашки цилиндрической формы. Закрепление приемов: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вдавливание пластилина пальцем». Повторение о пластилине и его физических свойствах, лепить конструктивным способом изделия. Овладения понятиями «конус», «усеченный конус». Закрепление приема «скатывание пластилина столбиком (палочкой)». Закрепление знаний о величине (длинный, короткий, средний). Формирование умения осуществлять контроль способом сравнивания длины вылепленной из пластилина заготовки со схемами в рабочей тетради.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с.44-47

«Кружка»

«Чашка из пластилиновых жгутиков»



1

26.11


13

Работа с природными материалами. Изготовление предметной аппликации листьев ивы и клена по образцу.

Закрепление представления о деревьях, листьях. Развитие умения сравнивать и находить сходства и различия в листьях деревьев. Формирование представления о природном материале как поделочный материал и его художественно-выразительных свойства. Закрепление понятия «аппликация». Развитие воображения. Развитие умения анализировать аппликацию и выделять основные признаки и свойства аппликационных изображений.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник.

Бумага, ножницы.

Аппликации из листьев: «Мальчик», «Девочка», «Рамка для фотографии, украшенная сухими листьями».

1

03.12


14

Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации.

Изготовление плоских елочных игрушек, украшенных аппликацией.

Проверка знаний о картоне: сорт (переплетный, коробочный), цвет (серый, белый, желтый, окрашенный в разные цвета), физические свойства (гладкий, шероховатый, рифленый), особенности (картон впитывает влагу и коробиться; толстый картон ломается по сгибу, тонкий легко сгибается, режется). Овладение понятиями «контур», «силуэт». Закрепление умений вырезать ножницами по контуру линии. Развитие зрительно-двигательной координации. Обучение приемам изготовления плоских елочных игрушек в форме стилизованных изображений (яблоко, рыбка). Овладение понятием «бумажная мозаика». Закрепление умений: «разметка по шаблону», «вырезание по контурной линии», «обрывание бумаги», «наклеивание небольших кусочков бумаги на основу».

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с. 56-57

Рабочая тетрадь с. 29-31

Листы картона. Образцы изделий. «Машина», «Яблоко»,«Рыба»

1

10.12


15


Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей.

Расширение представления об изделиях из ниток как о декоративных украшениях. Формирование умения анализировать изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства (название, назначение, детали, форма, величина, цвет, материал) по вопросам учителя. Закрепление приемов наматывания , связывания, резания ниток.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с.58-59

Образцы изделий.

«Девочка»

«Мальчик»

1

17.12


16

Работа с глиной и пластилином. Лепка чайно посуды в форме шара.

Формирование умения анализировать объект (чайник), выделяя его признаки и свойства (название, назначение, материал, форма, цвет, величина, детали). Закрепление знаний о геометрическом теле «шар», его признак. Совершенствование умения скатывать пластилин кругообразными движениями до получения формы шара. Обучение детей воспроизводить по представлению геометрическую фигуру шара. Обучение планированию хода работы по изобразительно-графическому плану и умению придерживаться плана работы при выполнении изделия. Формирование умения подробно анализировать свое изделие по вопросам учителя.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с.60-61

Образец изделия

«Чайник для заварки»

1

24.12


17

Работа с бумагой и картоном. Изготовление из бумаги (из 2 кругов) игрушек в форме шара.

Закрепление знаний о геометрических формах «круг» и «шар», их признаки (плоский, объемный). Обучение изготовлению шара из бумаги, состоящего из двух кругов. Закрепление понятия «симметрия». Совершенствование технических приемов: «разметка по шаблону», «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам», «надрез по прямой линии». Обучение сборке способом соединения заготовок в прорези.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с.62-63

Бумага, клей, заготовки. Образец изделия.

«Шар из кругов»

1

14.01


18

Работа с текстильными материалами. Сматывание ниток в клубок.

Расширение представления о нитках. Знакомство с правилами хранения ниток в виде бобин, катушек, мотков, клубков. Закрепление знаний о геометрической форме «шар» и его признаках. Повторение приемов наматывания ниток на картон. Обучение сматыванию ниток в клубок на бумажный шарик.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с.65

Бумага. Образцы изделий.

«Шарики из ниток разной величины»

1

21.01


19

Работа с глиной и пластилином. Лепка по образцу стилизованных фигур животных (конструктивный способ). Лепка стилизованных фигур птиц (пластический способ).

Расширение представления о глине как о поделочном материале и ее применении для изготовления скульптуры. Знакомство с понятием «скульптура» и произведениями животных (заяц, медведь) конструктивным способом, т.е. из отдельных частей и деталей. Закрепление знаний о животных. Знакомство с пластическим способом лепки из пластилина, т.е. вытягивание деталей, частей и элементов из целого курса пластилина. Закрепление знаний о птицах. Закрепление приемов лепки: «скатывание овальной и конической форм», «вытягивание», «прищипывание», «вдавливание». Обучение составлению плана лепки изделия с опорой на наглядность и с частичной помощью учителя.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с.66-67, 68-69

Пластилин, подкладные доски. Образец изделия.

«Медвежонок», «Утка»

1

28.01


20

Работы с природными материалами. Повторение познавательных сведений о шишках стилизованной фигурки человечка, птички.

Расширение представления о растительном мире (хвойные деревья). Закрепление знаний и ели и ее характерных особенностями. Обучение самостоятельному сравнению этих деревьев и нахождению сходства и различия между ними. Изучение строения и других свойств и признаков сосновой и еловой шишек (форма, цвет, величина).

Формирование умения изготавливать из шишек человека с и использованием дополнительных поделочных материалов (пластилин). Формирование умения работать в соответствии с планом и отчитываться о проделанной работе. Развитие воображения.

Расширения представления о растительном и животном мире (хвойные, деревья, птицы). Формирование умение создавать образы птиц из шишек с использованием дополнительных поделочных материалов (пластилин, перья и другие природные материалы). Обучение составлению плана работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или частично по вопросам учителя.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с.70-71-72

Бумага, ножницы.

Образец изделия.

«Человечек из шишки», «Сова», «Утка», «Журавль», «Лебедь» (по выбору)

1

04.02


21

Работа с природными материалами. Изготовление композиции (макета) с использованием шишек, листьев дуба и пластилина

Расширение преставления о деревьях. Знакомство с пальмой и ее особенностями. Формирование умения создавать образцы деревьев из шишек с использованием дополнительных поделочных материалов (пластилин и природные материалы). Обучение умению составлять план с опорой на наглядный образец и предметно-операционный план самостоятельно или частично во вопросам учителя.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с.73

Образец изделия.

Композиция «Пальма»

1

11.02


22

Работа с бумагой и картоном.. Разметка бумаги и картона по линейке.

Знакомство с линейкой как измерительным инструментом. Закрепление умения проводить с помощью линейки линии (горизонтальные, вертикальные, наклонные). Обучение умению измерять отрезок, отсчитывать сантиметры от нулевого деления. Освоение приемов измерения длины и ширины предметов. Обучение разметке бумаги по линейке способом откладывание нужного размера (10 см) на верхней и нижней кромке заготовки и проведение прямой линии между двумя точками.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты. -

Учебник с.74-77

Образец изделия.

«Горизонтальная, вертикальная и наклонная линии», «Измерение длины и ширины прямоугольника», «Прямоугольник 10*8 см», «Квадрат»

1

18.02


23

Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликации с разметкой деталей по линейке

Закрепление знаний о линейке. Закрепление умений узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Закрепление способа разметки деталей по линейке. Закрепление навыков резания ножницами по размеченным линиям. Составление аппликаций из размеченных деталей («Грузовичок» и «Автофургон»)

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с.78-79

Бумага, ножницы. Образец изделия .«Грузовик»,«Автофургон»

1

25.02


24

Работы с текстильными материалами. Составление коллекции тканей.

Формирование представления о ткани, применение и назначение ткани в жизни людей (предметы быта, игрушки, одежда). Закрепление знаний о нитках. Знакомство с процессом изготовления ткани. Формирование умения различать ткани по окраске (гладкоокрашенные, с печатным рисунком) и другим свойствам (мнется, гладится, режется, сшивается, смывается, складывается, толстая, тонкая, шероховатая, гладкая, лицевая сторона, изнаночная сторона). Знакомство с сортами ткани (шерстяные, хлопковые) и их применение в одежде.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с.80-88

Образец изделия.

«Коллекция тканей»

1

03.03


25

Работа с текстильными материалами. Раскрой из ткани заготовки изделия.

Закрепление представления о ткани. Знакомство с профессией портного. Ознакомление с инструментами и приспособлениями, необходимыми для швейных работ. Обучение технологии раскроя и резания ткани по выкройке.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с.88-89

Ножницы. Образец изделия.

«Квадраты из ткани 5*5 см»

1

10.03


26

Работа с текстильными материалами. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчки (сметочными стежками)

Закрепление знаний о профессии портного, швеи. Обучение технологии сшивания сметочными стежками на бумаге в клетку и на ткани. Знакомство с правилами хранения игл. Обучение изготовлению игольницы по образцу (игольница-конверт, игольница «Котик»). Обучение составлению плана работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или частично по вопросам учителя.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с90-91

Заготовки. Образец изделия

«Упражнение на бумаге в клетку», «Квадраты из ткани 5*5 см», «Игольница»

1

17.03


27

Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытки. Симметричное вырезание деталей открытки из бумаги, сложенной пополам.

Расширение социального опыта в процессе формирование представления об открытке. Значение открытки в жизни людей. Знакомство с историей, формой, величиной и оформлением открытки. Обучение изготовлению поздравительной открытки по образцу. Формирование умения самостоятельно анализировать объект. (поздравительная открытка), выделяя его признаки и свойства (название, назначение, материл, форма, цвет, величина, детали, пространственное расположение деталей изображения на открытке)

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с.92-93

Бумага, ножницы. Образец изделия. «Поздравительная открытка», «Сказочный цветок»

1

24.03


28

Работа с пластилином. Изготовление композиции (макета) из пластилина к сказке «Колобок»

Знакомство детей с понятием «иллюстрация » и «макет». Обучению нахождению сходства и различия между этими видами изображения. Формирование умения анализировать содержание иллюстративного материала к сказке «Колобок»: выделять главное и второстепенное в изделии; определять пространственное расположение деталей на макете; выявлять пропорциональное и цветовое соотношение элементов макета. Формирование умения выполнять изделие в соответствии с планом.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с.94-95 «Колобок», «Лиса»,

«Ель», «Пень»

1

07.04


29

Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции (макета) к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок.

Закрепление знаний детей об иллюстрации и макете, их сходствах и различиях. Формирование умения анализировать содержание иллюстративного материала к сказке «Колобок». Обучение складыванию из бумаги фигурок колобка и волка. Развитие умения составлять композиции (макет) из бумажных фигурок. Совершенствование приемов сгибания бумаги: «сгибание квадрата и прямоугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол».

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с.96-97

Рабочая тетрадь с.56-57

Образцы изделий.

«Колобок», «Волк»

1

14.04


30

Работа с бумагой картоном. Изготовление модели дорожного знака.

Развитие представления о дородных знаках (назначение, форма и графическое изображение). Формирование знания о правилах перехода улицы. Обучение самостоятельному сравнению образца модели указателя «переход» с иллюстрацией. Обучение изготовлению модели указателя «переход» с самостоятельным составлением последовательности действий по предметно-операционному плану. Обучение скручиванию трубочки из бумаги с использованием приема «накручивание бумаги на карандаш». Развитие умения составлять модели из бумажных заготовок, соблюдая правильное расположение деталей, пропорций и размеров.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с. 98-99

Бумага, ножницы. Образец изделия. «Модель дорожного указателя «Переход»

1

21.04


31

Работа с текстильными материалами. Вышивание сметочным стежком.

Расширение представления о вышивке. Закрепление понятий «шитье», «вышивка», «стежок», «расстояние между стежками». Знакомство с видами отделочных ручных стежков (сметочный стежок). Обучение вышиванию закладки смёточным стежком и оформлению концов закладки кисточками. Закрепление правил безопасной работы с иглой.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с.100-102

Образцы изделий.

«Закладка из канвы»

1

28.04


32

Работа с текстильными материалами. Вышивание стежком с перевивом («шнурок»)

Расширение представления и вышивке. Закрепление понятий «шитье», «вышивка», «стежок», «расстояние между стежками». Знакомство с видами отделочных ручных стежков (стежок с перевивом, или «шнурок»). Закрепление умений вышивать сметочным стежком. Закрепление правил безопасной работы с иглой.

Презентационные материалы.

Иллюстрации. Плакаты.

Учебник с.103

Бумага, ножницы. Образец изделия.

«Салфетка из канвы»

1

12.05


33

Практическая работа в рамках промежуточной аттестации

Проверка знаний, умений и навыков по основным разделам программы

Диагностический материал для проведения

1

19.05


34

Работа с текстильными материалами.

Познавательные сведения о тесьме.

Обучение приему наклеивания тесьмы на ткань. Обучение формированию краев салфетки бахромой способом выдергивания нитки из ткани. Коррекция зрительно-двигательной координации. Развитие точности, плавности движения рук.

Презентационные материалы.

Учебник с.104-105

Бумага, ножницы. Образец изделия. «Салфетка украшенная тесьмой»

1

26.05




Учебно-методическое и материально–техническое

обеспечение образовательной деятельности

по учебному предмету «Ручной труд» во 2 классе


Материально – техническое обеспечение:

-компьютер;

- проектор;

-интерактивная доска;

-презентационные материалы;

-шаблоны;

-образцы работ.

Учебно–методическое обеспечение:

Кузнецова Л. А. Технология: Ручной труд: 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2017.