№ | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Наглядный материал, оборудование | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
I четверть (8 часов) | |
1 | Вводный урок. Повторение. | Проверка знаний о правилах поведения и работы на уроках труда. Закрепление навыков по подготовке и содержанию в порядке рабочего места. Выявление знаний о видах ручного труда, поделочных материалах и инструментах, используемых при их обработке. Знакомство школьников с новыми видами работ, образцами поделочных материалов, инструментов и изделий. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с. 4-9. | 1 | 03.09 | |
2 | Работа с глиной и пластилином. Лепка из пластилина геометрических тел прямоугольной формы. | Формирование знаний о глине как о строительном материале. Знакомство с прямоугольным геометрическим телом «брус», с геометрическим телом «куб» и устанавливать сходство и различие между ними во вопросам учителя. Обучение приемам обработки пластилина с применением резака, стеки. Формирование навыка правильного чтения слов: пластилин, форма, брус. Закрепление технологии выполнения брусков из пластилина. Обучение использованию брусков и изготовления изделия. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник – с.10-15. Образец изделия. «Брус», «Ворота» | 1 | 10.09 | |
3 | Работа с глиной и пластилином. Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольную геометрическую форму. | Обучение лепке из пластилина изделия, состоящего из деталей прямоугольной формы. Развитие умения анализировать изделие, ориентируясь на образец. Закрепление знаний учащихся о геометрическом теле «брус» | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с. 16-17. «Молоток» | 1 | 17.09 | |
4 | Экскурсия. Сбор природных материалов для уроков труда. | Расширение предоставления о растительном мире (деревья, кустарники и травянистые растения), о разнообразии форм и окраски листьев и цветов. Знакомство с разными видами природных материалов, их применением, правилами сбора, сушки и хранения. Развитие изучения предметов и явлений. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. Лист картона, природный материал. Образец изделия. Учебник с. 18-21 Коллекция «Осенние листья», шишки, желуди, семена клена, липы. | 1 | 24.09 | |
5 | Работа с природными материалами. Изготовление игрушек из желудей по образцу и самостоятельно. | Повторение правил заготовки природных материалов. Расширение представления об изделиях, игрушках, сделанных из природных материалов. Формирование умения составлять план выполнения многодетальной поделки и оценивать свое изделие по вопросам учителя. Знакомство с инструментами и правилами работы с шилом. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с. 22-23 «Зайчик» «Поросенок» «Птичка» «Собачка» | 1 | 01.10 | |
6. | Работы с природными материалами. Изготовление по образцу и самостоятельно игрушек из скорлупы ореха. | Расширение предоставления об изделиях, игрушках, сделанных из природных материалов. Формирование предоставления о признаках и свойствах орехов (форма, величина, поверхность). Обучение изготовлению изделий из скорлупы грецкого ореха с применением другого поделочного материала (пластилин, бумага, палочки и т.д.). закрепление навыков обработки пластилина: «сминание», «скатывание», «сплющивание», «вытягивание». | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с.24-25 «Кораблик» «Черепаха» «Рыбка» | 1 | 08.10 | |
7 | Работа с бумагой и картоном. Повторение пройденного по теме «Виды и сорта бумаги» | Закрепление умения сравнивать бумагу разных сортов (писчая, газетная, рисовальная, салфеточная); свойства бумаги (прочность, толщина, гибкость, влагоустойчивость). Изучение внешнего вида (фактуры) бумаги на ощупь. Составление коллекции «Сорта бумаги». Закрепление умений узнавать и называть цвета, в которые окрашена бумага. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с.26-28 Заготовки из бумаги для поделки. Образец изделия. Коллекция «Сорта бумаги», «Подставка для кисти». | 1 | 13.10 | |
8 | Работа с бумагой и картоном.. Технология изготовления аппликации из мятой бумаги. | Расширение представления о сезонных изменениях в природе (зима, весна, лето, осень). Знакомство с состоянием деревьев в разные времена года. Определение сходства и различия деревьев в этих состояниях. При анализе образца выделять название изделия, материал, детали и их пространственное расположение. Формирование умения составлять план выполнения аппликации и оценивать свое изделие по вопросам учителя. Закрепление навыков обработки бумаги с использованием приемов сминания. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с. 29 Образец изделия. Аппликации «Дерево весной», «Дерево летом», «Дерево осенью», «Дерево зимой под снегом» (по выбору) | 1 | 20.10 | |
9 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление пакета из плотной бумаги (тонкого картона) с аппликацией из геометрических фигур. | Развитие умение узнавать, называть предметы, сделанные из картона, и определять их функциональную значимость в быту, в игре, в учебе. Знакомство с понятием «шаблон» и его геометрическими формами. Закрепление знаний о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Обучение правилам обведения шаблонов геометрических фигур. Коррекция мелкой моторики. Закрепление знаний о правилах работы с шаблоном и полученных навыков. Обучение порядку обведения шаблонов геометрических фигур. Закрепление умения сгибать прямоугольник, совмещая нижние углы с опорными точками. Обучение предварительному рисованию по опорным линиям в разных направлениях (снизу вверх, сверху вниз, слева направо, по часовой и против часовой стрелки). | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с. 32-34 Листы картона. Образцы изделий. Учебник с.35-37 «Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал» «Пакет» | 1 | 27.10 | |
10 | Работа с текстильными материалами. Повторение пройденного по теме «Свойство ниток». Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок. | Закрепление знаний о свойствах ниток, о видах работы с нитками (вязание, вышивание, шитье, плетение, связывание в пучок). Расширение представления о назначении ниток (украшения и игрушки). Развитие навыков планировать изготовления изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя. Закрепление приемов наматывания, связывания, резания ниток. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с. 38-41 Образцы изделий. «Ягоды» | 1 | 12.11 | |
11 | Работа с текстильными материалами. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями. | Формирование представлений о назначении пуговиц, цвете, форме, материалах, из которых производят пуговицы. Расширение представлений об одежде. Закрепление умения вдевать нитку в иголку. Обучение приему завязывания узелка на конце нитки. Обучение пришиванию пуговиц двумя сквозными отверстиями к ткани. Повторение приема шитья «игла вверх-вниз». | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с.42-43 «Пуговица с двумя сквозными отверстиями» | 1 | 19.11 | |
12 | Работа с глиной и пластилином. Лепка из пластилина предметов цилиндрической и конической формы. | Формирование представлений о глине как о материале для изготовления посуды. Знакомство с геометрическим телом «цилиндр». Закрепление умения сравнивать форму геометрического тела с предметами быта. Обучение лепке чашки цилиндрической формы. Закрепление приемов: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вдавливание пластилина пальцем». Повторение о пластилине и его физических свойствах, лепить конструктивным способом изделия. Овладения понятиями «конус», «усеченный конус». Закрепление приема «скатывание пластилина столбиком (палочкой)». Закрепление знаний о величине (длинный, короткий, средний). Формирование умения осуществлять контроль способом сравнивания длины вылепленной из пластилина заготовки со схемами в рабочей тетради. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с.44-47 «Кружка» «Чашка из пластилиновых жгутиков» | 1 | 26.11 | |
13 | Работа с природными материалами. Изготовление предметной аппликации листьев ивы и клена по образцу. | Закрепление представления о деревьях, листьях. Развитие умения сравнивать и находить сходства и различия в листьях деревьев. Формирование представления о природном материале как поделочный материал и его художественно-выразительных свойства. Закрепление понятия «аппликация». Развитие воображения. Развитие умения анализировать аппликацию и выделять основные признаки и свойства аппликационных изображений. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. Бумага, ножницы. Аппликации из листьев: «Мальчик», «Девочка», «Рамка для фотографии, украшенная сухими листьями». | 1 | 03.12 | |
14 | Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Изготовление плоских елочных игрушек, украшенных аппликацией. | Проверка знаний о картоне: сорт (переплетный, коробочный), цвет (серый, белый, желтый, окрашенный в разные цвета), физические свойства (гладкий, шероховатый, рифленый), особенности (картон впитывает влагу и коробиться; толстый картон ломается по сгибу, тонкий легко сгибается, режется). Овладение понятиями «контур», «силуэт». Закрепление умений вырезать ножницами по контуру линии. Развитие зрительно-двигательной координации. Обучение приемам изготовления плоских елочных игрушек в форме стилизованных изображений (яблоко, рыбка). Овладение понятием «бумажная мозаика». Закрепление умений: «разметка по шаблону», «вырезание по контурной линии», «обрывание бумаги», «наклеивание небольших кусочков бумаги на основу». | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с. 56-57 Рабочая тетрадь с. 29-31 Листы картона. Образцы изделий. «Машина», «Яблоко»,«Рыба» | 1 | 10.12 | |
15 | Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей. | Расширение представления об изделиях из ниток как о декоративных украшениях. Формирование умения анализировать изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства (название, назначение, детали, форма, величина, цвет, материал) по вопросам учителя. Закрепление приемов наматывания , связывания, резания ниток. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с.58-59 Образцы изделий. «Девочка» «Мальчик» | 1 | 17.12 | |
16 | Работа с глиной и пластилином. Лепка чайно посуды в форме шара. | Формирование умения анализировать объект (чайник), выделяя его признаки и свойства (название, назначение, материал, форма, цвет, величина, детали). Закрепление знаний о геометрическом теле «шар», его признак. Совершенствование умения скатывать пластилин кругообразными движениями до получения формы шара. Обучение детей воспроизводить по представлению геометрическую фигуру шара. Обучение планированию хода работы по изобразительно-графическому плану и умению придерживаться плана работы при выполнении изделия. Формирование умения подробно анализировать свое изделие по вопросам учителя. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с.60-61 Образец изделия «Чайник для заварки» | 1 | 24.12 | |
17 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление из бумаги (из 2 кругов) игрушек в форме шара. | Закрепление знаний о геометрических формах «круг» и «шар», их признаки (плоский, объемный). Обучение изготовлению шара из бумаги, состоящего из двух кругов. Закрепление понятия «симметрия». Совершенствование технических приемов: «разметка по шаблону», «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам», «надрез по прямой линии». Обучение сборке способом соединения заготовок в прорези. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с.62-63 Бумага, клей, заготовки. Образец изделия. «Шар из кругов» | 1 | 14.01 | |
18 | Работа с текстильными материалами. Сматывание ниток в клубок. | Расширение представления о нитках. Знакомство с правилами хранения ниток в виде бобин, катушек, мотков, клубков. Закрепление знаний о геометрической форме «шар» и его признаках. Повторение приемов наматывания ниток на картон. Обучение сматыванию ниток в клубок на бумажный шарик. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с.65 Бумага. Образцы изделий. «Шарики из ниток разной величины» | 1 | 21.01 | |
19 | Работа с глиной и пластилином. Лепка по образцу стилизованных фигур животных (конструктивный способ). Лепка стилизованных фигур птиц (пластический способ). | Расширение представления о глине как о поделочном материале и ее применении для изготовления скульптуры. Знакомство с понятием «скульптура» и произведениями животных (заяц, медведь) конструктивным способом, т.е. из отдельных частей и деталей. Закрепление знаний о животных. Знакомство с пластическим способом лепки из пластилина, т.е. вытягивание деталей, частей и элементов из целого курса пластилина. Закрепление знаний о птицах. Закрепление приемов лепки: «скатывание овальной и конической форм», «вытягивание», «прищипывание», «вдавливание». Обучение составлению плана лепки изделия с опорой на наглядность и с частичной помощью учителя. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с.66-67, 68-69 Пластилин, подкладные доски. Образец изделия. «Медвежонок», «Утка» | 1 | 28.01 | |
20 | Работы с природными материалами. Повторение познавательных сведений о шишках стилизованной фигурки человечка, птички. | Расширение представления о растительном мире (хвойные деревья). Закрепление знаний и ели и ее характерных особенностями. Обучение самостоятельному сравнению этих деревьев и нахождению сходства и различия между ними. Изучение строения и других свойств и признаков сосновой и еловой шишек (форма, цвет, величина). Формирование умения изготавливать из шишек человека с и использованием дополнительных поделочных материалов (пластилин). Формирование умения работать в соответствии с планом и отчитываться о проделанной работе. Развитие воображения. Расширения представления о растительном и животном мире (хвойные, деревья, птицы). Формирование умение создавать образы птиц из шишек с использованием дополнительных поделочных материалов (пластилин, перья и другие природные материалы). Обучение составлению плана работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или частично по вопросам учителя. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с.70-71-72 Бумага, ножницы. Образец изделия. «Человечек из шишки», «Сова», «Утка», «Журавль», «Лебедь» (по выбору) | 1 | 04.02 | |
21 | Работа с природными материалами. Изготовление композиции (макета) с использованием шишек, листьев дуба и пластилина | Расширение преставления о деревьях. Знакомство с пальмой и ее особенностями. Формирование умения создавать образцы деревьев из шишек с использованием дополнительных поделочных материалов (пластилин и природные материалы). Обучение умению составлять план с опорой на наглядный образец и предметно-операционный план самостоятельно или частично во вопросам учителя. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с.73 Образец изделия. Композиция «Пальма» | 1 | 11.02 | |
22 | Работа с бумагой и картоном.. Разметка бумаги и картона по линейке. | Знакомство с линейкой как измерительным инструментом. Закрепление умения проводить с помощью линейки линии (горизонтальные, вертикальные, наклонные). Обучение умению измерять отрезок, отсчитывать сантиметры от нулевого деления. Освоение приемов измерения длины и ширины предметов. Обучение разметке бумаги по линейке способом откладывание нужного размера (10 см) на верхней и нижней кромке заготовки и проведение прямой линии между двумя точками. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. - Учебник с.74-77 Образец изделия. «Горизонтальная, вертикальная и наклонная линии», «Измерение длины и ширины прямоугольника», «Прямоугольник 10*8 см», «Квадрат» | 1 | 18.02 | |
23 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликации с разметкой деталей по линейке | Закрепление знаний о линейке. Закрепление умений узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Закрепление способа разметки деталей по линейке. Закрепление навыков резания ножницами по размеченным линиям. Составление аппликаций из размеченных деталей («Грузовичок» и «Автофургон») | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с.78-79 Бумага, ножницы. Образец изделия .«Грузовик»,«Автофургон» | 1 | 25.02 | |
24 | Работы с текстильными материалами. Составление коллекции тканей. | Формирование представления о ткани, применение и назначение ткани в жизни людей (предметы быта, игрушки, одежда). Закрепление знаний о нитках. Знакомство с процессом изготовления ткани. Формирование умения различать ткани по окраске (гладкоокрашенные, с печатным рисунком) и другим свойствам (мнется, гладится, режется, сшивается, смывается, складывается, толстая, тонкая, шероховатая, гладкая, лицевая сторона, изнаночная сторона). Знакомство с сортами ткани (шерстяные, хлопковые) и их применение в одежде. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с.80-88 Образец изделия. «Коллекция тканей» | 1 | 03.03 | |
25 | Работа с текстильными материалами. Раскрой из ткани заготовки изделия. | Закрепление представления о ткани. Знакомство с профессией портного. Ознакомление с инструментами и приспособлениями, необходимыми для швейных работ. Обучение технологии раскроя и резания ткани по выкройке. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с.88-89 Ножницы. Образец изделия. «Квадраты из ткани 5*5 см» | 1 | 10.03 | |
26 | Работа с текстильными материалами. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчки (сметочными стежками) | Закрепление знаний о профессии портного, швеи. Обучение технологии сшивания сметочными стежками на бумаге в клетку и на ткани. Знакомство с правилами хранения игл. Обучение изготовлению игольницы по образцу (игольница-конверт, игольница «Котик»). Обучение составлению плана работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или частично по вопросам учителя. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с90-91 Заготовки. Образец изделия «Упражнение на бумаге в клетку», «Квадраты из ткани 5*5 см», «Игольница» | 1 | 17.03 | |
27 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытки. Симметричное вырезание деталей открытки из бумаги, сложенной пополам. | Расширение социального опыта в процессе формирование представления об открытке. Значение открытки в жизни людей. Знакомство с историей, формой, величиной и оформлением открытки. Обучение изготовлению поздравительной открытки по образцу. Формирование умения самостоятельно анализировать объект. (поздравительная открытка), выделяя его признаки и свойства (название, назначение, материл, форма, цвет, величина, детали, пространственное расположение деталей изображения на открытке) | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с.92-93 Бумага, ножницы. Образец изделия. «Поздравительная открытка», «Сказочный цветок» | 1 | 24.03 | |
28 | Работа с пластилином. Изготовление композиции (макета) из пластилина к сказке «Колобок» | Знакомство детей с понятием «иллюстрация » и «макет». Обучению нахождению сходства и различия между этими видами изображения. Формирование умения анализировать содержание иллюстративного материала к сказке «Колобок»: выделять главное и второстепенное в изделии; определять пространственное расположение деталей на макете; выявлять пропорциональное и цветовое соотношение элементов макета. Формирование умения выполнять изделие в соответствии с планом. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с.94-95 «Колобок», «Лиса», «Ель», «Пень» | 1 | 07.04 | |
29 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции (макета) к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок. | Закрепление знаний детей об иллюстрации и макете, их сходствах и различиях. Формирование умения анализировать содержание иллюстративного материала к сказке «Колобок». Обучение складыванию из бумаги фигурок колобка и волка. Развитие умения составлять композиции (макет) из бумажных фигурок. Совершенствование приемов сгибания бумаги: «сгибание квадрата и прямоугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол». | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с.96-97 Рабочая тетрадь с.56-57 Образцы изделий. «Колобок», «Волк» | 1 | 14.04 | |
30 | Работа с бумагой картоном. Изготовление модели дорожного знака. | Развитие представления о дородных знаках (назначение, форма и графическое изображение). Формирование знания о правилах перехода улицы. Обучение самостоятельному сравнению образца модели указателя «переход» с иллюстрацией. Обучение изготовлению модели указателя «переход» с самостоятельным составлением последовательности действий по предметно-операционному плану. Обучение скручиванию трубочки из бумаги с использованием приема «накручивание бумаги на карандаш». Развитие умения составлять модели из бумажных заготовок, соблюдая правильное расположение деталей, пропорций и размеров. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с. 98-99 Бумага, ножницы. Образец изделия. «Модель дорожного указателя «Переход» | 1 | 21.04 | |
31 | Работа с текстильными материалами. Вышивание сметочным стежком. | Расширение представления о вышивке. Закрепление понятий «шитье», «вышивка», «стежок», «расстояние между стежками». Знакомство с видами отделочных ручных стежков (сметочный стежок). Обучение вышиванию закладки смёточным стежком и оформлению концов закладки кисточками. Закрепление правил безопасной работы с иглой. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с.100-102 Образцы изделий. «Закладка из канвы» | 1 | 28.04 | |
32 | Работа с текстильными материалами. Вышивание стежком с перевивом («шнурок») | Расширение представления и вышивке. Закрепление понятий «шитье», «вышивка», «стежок», «расстояние между стежками». Знакомство с видами отделочных ручных стежков (стежок с перевивом, или «шнурок»). Закрепление умений вышивать сметочным стежком. Закрепление правил безопасной работы с иглой. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник с.103 Бумага, ножницы. Образец изделия. «Салфетка из канвы» | 1 | 12.05 | |
33 | Практическая работа в рамках промежуточной аттестации | Проверка знаний, умений и навыков по основным разделам программы | Диагностический материал для проведения | 1 | 19.05 | |
34 | Работа с текстильными материалами. Познавательные сведения о тесьме. | Обучение приему наклеивания тесьмы на ткань. Обучение формированию краев салфетки бахромой способом выдергивания нитки из ткани. Коррекция зрительно-двигательной координации. Развитие точности, плавности движения рук. | Презентационные материалы. Учебник с.104-105 Бумага, ножницы. Образец изделия. «Салфетка украшенная тесьмой» | 1 | 26.05 | |
-образцы работ.
Кузнецова Л. А. Технология: Ручной труд: 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2017.