СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по предмету Литературное чтение для 2 класса 2020 - 2021 уч. год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативными документами, программой для начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету Литературное чтение для 2 класса 2020 - 2021 уч. год»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«специализированная гуманитарная школа № 65 ГОРОДА ДОНЕЦКА»



РАССМОТРЕНО

На заседании методического

объединения учителей

_____________________________

Протокол

от «__» __________ № ______


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_______________Л.М.Козлицкая

«__» _____________ 2020г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор _______________И.И.Сушков


«__» _____________ 2020г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Литературное чтение»

начального общего образования

Базовый уровень

2 класс

на 2020-2021 учебный год









Составитель рабочей программы:

Учитель высшей категории, учитель-методист

А.Н.Царук











Донецк

2020


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП; в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года, с учётом учебно-методического комплекса «Школа России», ««Литературное чтение» 1-4 классы / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2016», Рабочим учебным планом образовательной организации (утвержденным приказом по школе от 31.08.2020 № 91).

«Литературное чтение» — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Курс «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) направлен на достижение следующих целей:

 овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

 совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;

 формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

 формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

 формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов компактно проживающих в Донецкой Народной Республике, других странах.


«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

Основными задачами курса являются:

 развивать у обучающихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

 учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;

 формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся и особенно ассоциативное мышление;

 развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

 формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;

 обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

 формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;

 формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;

 создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

 расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

 обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;

 работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.


Место предмета (курса) «Литературное чтение» в учебном плане

Во 2 классе на уроки литературного чтения отводится 136 ч (4 часа в неделю, 34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания предмета (курса)

«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках обучающиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит обучающихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Литературное чтение» рекомендуется использовать следующие документы:

- Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.).

- «Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).

- Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно - методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).

Обязательные формы контроля и критерии оценивания

Объектами проверки и оценивания по литературному чтению являются составляющие читательской компетентности:

- навык чтения вслух и молча;

- понимание прочитанного;

- умение выразительно читать;

- опыт читательской деятельности обучающихся (элементарное знакомство с кругом детского чтения, практическое усвоение литературоведческих понятий, умение работать с текстами разных жанров, умение пересказывать содержание прочитанного произведения (3-4 классы), умение самостоятельно работать с детской книгой, справочной литературой).


Основной формой текущего контроля является фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Контролю подлежат:

- во 2 классе в конце II и IV четвертей осуществляется контроль техники чтения вслух;

Чтение вслух

Проверку развития навыка чтения вслух в 2 классе рекомендуем осуществлять индивидуально в процессе текущего и четвертного контроля. Контроль навыка чтения вслух осуществляет учитель.

Проверяются все качества навыка чтения вслух (правильность, способ, понимание, выразительность, темп).

Чтение вслух обеспечивается более сложным психофизиологическим механизмом, чем чтение молча. В нем, кроме зрительного, активно действуют рече-двигательный, слуховой каналы, которые имеют влияние на полноту восприятия, запоминания, усвоения содержания прочитанного.

Учитывая это, не рекомендуется осуществлять контроль понимания прочитанного вслух на незнакомых текстах.

Проверку понимания обучающимися прочитанного вслух рекомендуется осуществлять в процессе текущего оценивания в течение года.

Контроль техники чтения вслух (правильность, способ, темп) проводится индивидуально. В зависимости от количества обучающихся в классе – в течение 2-х последних недель или одной предпоследней недели II четверти и IV четверти.

Для чтения ученику предлагают незнакомый художественный, научно-художественный текст, который в каждой возрастной группе отличается объемом, сложностью содержания, языком, построением предложений, шрифтом и т. д. В целях обеспечения равных условий проверки учитель выбирает для чтения один и тот же текст.

Особого внимания при проверке техники чтения требуют дети, которые имеют определенные психофизиологические особенности: естественную медлительность, заикание, плохое зрение. Данные психофизиологические особенности при осуществлении контроля не являются основанием для снижения балльной оценки. Контроль за качеством чтения у таких детей осуществляется при текущем опросе.

Итоговый балл за сформированность навыка чтения вслух выводится с учетом техники чтения и понимания содержания прочитанного.

Показатели скорости чтения вслух:

Класс

І-ІІ четверть

ІІІ-IV четверть

2

40-45 сл/мин

50-60 сл/мин


Меньший и больший числовые показатели для каждого класса являются нормативными. Больший числовой показатель соответствует критериям высокого уровня, если обучающийся полноценно овладел другими качествами чтения.

Сформированность навыка чтения вслух (правильность, способ, темп) в III-IV четверти 2 класса определяется такими критериями:

Отметка

Характеристика результатов учебных достижений обучающихся

2

Обучающийся читает по слогам, допуская пропуск, перестановку букв и слогов, ошибки языкового характера, многочисленные ошибки в окончаниях, ударении слов. Темп чтения существенно ниже нормы (на 10 и более слов от меньшего нормативного числа).

3

Обучающийся читает словами и слогами. Чтение монотонное в темпе ниже меньшего показателя нормы на 5-6 слов). Часто допускает ошибки в произношении, ударении слов.

4

Обучающийся читает словами, плавно, правильно, в темпе незначительно меньше нормы. Возможны отдельные ошибки в ударении слов, несколько орфоэпических, речевых ошибок.

5

Обучающийся читает словами и группами слов, правильно, плавно, в темпе, соответствующем большему показателю нормы, с соблюдением норм литературного произношения.


Проверка и оценивание умения читать выразительно, читать наизусть

Проверку умения читать выразительно советуем осуществлять в процессе текущего контроля (при изучении темы, проверке домашнего задания). Выразительность чтения проверяется на знакомом тексте, после предварительной подготовки.

Отметка за чтение стихотворения наизусть выставляется в колонку без указания даты.

Качество выразительного чтения, чтения произведений наизусть целесообразно определять по следующим критериям:

- правильность, полнота воспроизведения фактического содержания произведения;

- выразительность чтения (четкость дикции, интонационная правильность, соблюдение пауз, правильная постановка логического ударения, правильный выбор темпа; умение выразить свое отношение к тому, что читается; уместность использования языковых и внеязыковых (мимика, жесты) средств выразительности);

- соблюдение орфоэпических норм (литературное произношение гласных и согласных звуков в разных позициях, сочетаний звуков в речевом потоке, а также правильная постановка ударения в словах).

У детей с органическими нарушениями произношения этот критерий не учитывается.

Проверку чтения наизусть рекомендуем осуществлять индивидуально в процессе текущего контроля. Целесообразно проводить в течение 2-3 уроков проверку чтения наизусть стихотворения или отрывка из прозаического произведения, которые определены для обязательного заучивания.

Проверку заучивания наизусть произведений малых жанров (скороговорок, пословиц, поговорок) советуем проводить в процессе текущего оценивания.

Ориентировочные требования к качеству чтения наизусть

для обучающихся 2 класса:

Отметка

Характеристика результатов учебных достижений обучающихся

2

Обучающийся нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст; читает нечётко, допускает орфоэпические ошибки, не использует средства выразительности.

3

Обучающийся читает наизусть, но при чтении обнаруживает недостаточное знание текста, допускает орфоэпические ошибки, неправильно использует средства выразительности.

4

Обучающийся знает стихотворение наизусть, но при чтении допускает перестановку или замену слов, отдельные орфоэпические ошибки, самостоятельно исправляет допущенные неточности; иногда неточно передает интонационный рисунок.

5

Обучающийся твердо знает текст наизусть, читает выразительно, с соблюдением норм орфоэпии, уместно использует языковые средства выразительности речи.

При проверке и оценивании сформированности навыка выразительного чтения текста по ролям учитываются такие умения: своевременно начинать читать свои слова; подбирать правильную интонацию; читать без ошибок; читать выразительно.


Сформированность навыка выразительного чтения

по ролям оценивается так:

Отметка

Характеристика результатов учебных достижений обучающихся

2

Обучающийся допускает ошибки по трем из названных требований.

3

Обучающийся допускает ошибки по двум из названных требований.

4

Обучающийся допускает ошибки по одному из названных требований.

5

Обучающийся выполняет все требования.


Ориентировочные требования к качеству умения пересказывать текст для обучающихся 2 класса:

Отметка

Характеристика результатов учебных достижений обучающихся

2

Обучающийся не может передать содержание прочитанного; допускает большое количество речевых и орфоэпических ошибок.

3

Обучающийся пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые и орфоэпические ошибки.

4

Обучающийся допускает 1-2 фактические или речевые ошибки, неточности, самостоятельно исправляет их, в целом не искажая содержания.

5

Обучающийся пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.


Опыт читательской деятельности обучающихся

Проверку и оценку опыта читательской деятельности обучающихся рекомендуем осуществлять в процессе текущего контроля в устной и письменной форме и учитывать при оценивании учебных достижений школьников по литературному чтению за каждую четверть.

Составной частью литературного чтения являются уроки внеклассного чтения. Во 2 классе уроки внеклассного чтения проводятся один раз в две недели.

Учебными программами во 2 классе предусмотрено целенаправленное формирование творческой деятельности младших школьников. Содержание этой работы имеет преимущественно учебный характер. Поэтому в процессе проверки и оценки творческих видов заданий определяющей является мотивационная и развивающая функция. В оценке творческих заданий должны преобладать оценочные суждения учителя положительного характера. Не рекомендуется осуществлять балльное оценивание творческих заданий, выполненных на низком уровне.


Требования к оцениванию опыта читательской деятельности обучающихся

2 классов (III-IV четверть):

Отметка

Характеристика результатов учебных достижений обучающихся

2

Обучающийся во время чтения (слушания) может сосредоточить свое внимание на отдельных эпизодах, обычно эмоционально окрашенных; частично понимает значение отдельных слов, словосочетаний, предложений в тексте; выполняет отдельные задания по содержанию произведения только со значительной помощью учителя. Допускает многочисленные языковые и речевые ошибки.

3

Обучающийся выполняет задание по содержанию произведения, осознает его фактическое содержание с помощью учителя; может точно назвать персонажей. В различении основных жанров изученных произведений нуждается в помощи учителя. Затрудняется правильно назвать назначение отдельных структурных элементов детской книги. Допускает языковые и речевые ошибки.

4

Обучающийся в целом самостоятельно выполняет задания по тексту: выражает свое отношение к событиям, поступкам персонажей, пользуясь элементарной оценочной лексикой; находит в тексте ответы на вопросы по воссозданию фактического содержания произведения; определяет тему произведения с незначительной помощью учителя; самостоятельно составляет план произведения. Преимущественно самостоятельно различает произведения по жанровым признакам; приводит 4 примера изученных программных произведений, в отдельных случаях неправильно называет их авторов; проявляет умение ориентироваться в детской книге с опорой на её структурные элементы, иногда допускает неточности при объяснении их назначения. Есть единичные речевые ошибки.

5

Обучающийся правильно выполняет задание по тексту; выражает оценочные суждения о поведении и поступках героев с использованием соответствующей оценочной лексики, аргументирует свои ответы со ссылкой на текст.

Практически различает сказку, стихотворение, рассказ и правильно приводит 2-3 примера каждого жанра. Правильно называет 6-7 изученных программных произведений и их авторов. Сознательно пользуется структурными элементами детской книги в учебной деятельности (с опорой на заголовок и иллюстрации правильно определяет содержание книги; находит необходимое произведение в содержании и определяет страницу, на которой оно находится и т. д.).



Оценка знаний обучающихся за четверть ставится с учётом текущего оценивания опыта читательской деятельности, результатов оценивания навыка чтения вслух, текущего оценивания навыка чтения молча, качества заучивания наизусть стихотворений, отрывков из прозаических произведений, результатов выполнения итоговых контрольных работ.

Годовая оценка выставляется на основе оценок за каждую четверть.





Произведения, рекомендуемые для заучивания наизусть

2 класс


2-3 пословицы

А. Толстой. «Осень. Осыпается весь наш бедный сад»

Я. Аким. «Утром кот принёс на лапках…»

А.С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя»

И.А. Крылов. «Лебедь, Рак и Щука»

А. Барто. «Дело было в январе»

Э. Успенский. «Над нашей квартирой» (отрывок)

II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




№ п/п

№ урока в теме

Наименование раздела, тем уроков

Количество часов на изучение темы

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту



Тема 1. Самое великое чудо на свете.

6




1

1

Повторение Работа над проектом «Азбука в загадках

Самое великое чудо на свете.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме.


1

02.09



2

2

Творчество читателя.

1

03.09



3

3

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека».

1

04.09



4

4

Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга».


1

07.09



5

5

Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний.

1

09.09



6

6

Напутствие читателю Р. Сефа.

1

10.09





Тема 2. Устное народное творчество

10




7

1

Русские народные песни, потешки, скороговорки, приговорки, считалки, небылицы, загадки, пословицы и поговорки (2-3 наизусть по выбору)

1

11.09



8

2

Урок внеклассного чтения. «Русские народные сказки»

1

14.09



9

3

Вступление к разделу «Сказки». Ю. Мориц «Сказка по лесу идет» , «Петушок и бобовое зернышко» (русская народная сказка)

1

16.09



10

4

«У страха глаза велики» (русская народная сказка)

1

17.09



11

5

«Лиса и тетерев» (русская народная сказка)

1

18.09



12

6

«Лиса и журавль» (русская народная сказка)

1

21.09



13

7

«Каша из топора» (русская народная сказка)

1

23.09



14

8

«Гуси-лебеди» (русская народная сказка).

1

24.09



15

9

Обобщение и систематизация знаний.

1

25.09



16

10

Урок внеклассного чтения. Стихи русских поэтов об осени

Оценка достижений

1

28.09





Тема 3. Люблю родную природу. Осень

10




17

1

Осенние загадки. Образ осени

в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.

1

30.09



18

2

Лирические стихотворения об осени. Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»,

1

01.10



19

3

К.Бальмонт «Поспевает брусника».

1

02.10



20

4

А. Плещеев «Осень наступила», А. Толстой «Осень…» (наизусть).

1

05.10



21

5

С. Есенин «Закружилась листва золотая…», В. Брюсов «Листья сухие…».

1

07.10



22

6

И. Токмакова «Опустел скворечник…», Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Выразительное чтение стихотворений

1

08.10



23

7

А. Фет «Ласточки пропали», В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (Из энциклопедии) Сравнение художественного и научно-популярного текстов

1

09.10



24

8

Урок внеклассного чтения.

Осень в произведениях русских писателей.

1

12.10



25

9

М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…». Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Г. Сапгир «Считалочка»

1

14.10



26

10

Оценка достижений

1

15.10





ТЕМА 4. Русские писатели

14




27

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса.

1

16.10



28

2

Лирические стихотворения.

А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя» (наизусть), «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» Картины природы. Настроение стихотворения.

1

19.10



29

3

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок.

1

21.10



30

4

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения.

1

22.10



31

5

И. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. Крылова.

Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста

1

23.10



32

6

Урок внеклассного чтения. Что за прелесть эти сказки!

1

02.11



33

7

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» (наизусть). Характеристика басни со смыслом пословицы.

1

05.11



34

8

И. Крылов «Стрекоза и Муравей» Герой басенного текста. Сравнение басни и сказки. Характеристика басни со смыслом пословицы.

1

06.11



35

9

Л. Толстой. Басни Л. Толстого «Старый дед и внучек». Нравственный смысл басен. Соотнесение смысла пословицы со смыслом басни.

1

09.11



36

10

Л. Толстой «Филипок», Правда всего дороже», «Котенок». Герои произведения.

1

11.11



37

11

Л. Толстой «Филипок», Правда всего дороже», «Котенок». Герои произведения. Характеристика героев произведения. Подробный пересказ.

1

12.11



38

12

И. Токмакова «Десять птичек – стайка».

1

13.11



39

13

Оценка достижений


1

16.11



40

14

Урок внеклассного чтения. Рассказы, сказки, басни Л. Н. Толстого, Д. К. Ушинского.

1

18.11





ТЕМА 5. О братьях наших меньших

12




41

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Научно-популярный текст Н. Сладкова «Они и мы». Весёлые стихи о животных А. Шибаева «Кто кем становится?», Б. Заходера «Плачет киска в коридоре»

1

19.11



42

2

И. Пивоварова «Жила-была собака», В. Берестова «Кошкин щенок».

Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма.

1

20.11



43

3

Рассказы о животных. М. Пришвин «Ребята и утята». Герои рассказа. Нравственный смысл поступков.

1

23.11



44

4

Рассказы о животных. Е. Чарушин «Страшный рассказ». Герои рассказа. Характеристика героев. Выборочный пересказ.

1

25.11



45

5

Рассказы о животных. Б.Житков «Храбрый утенок». Характеристика героев. Выборочный пересказ.

1

26.11



46

6

Рассказы о животных. В.Бианки «Музыкант».

1

27.11



47

7

Рассказы о животных. В.Бианки «Музыкант». Выборочный пересказ.

1

30.11



48

8

Урок внеклассного чтения. Рассказы о животных.

1

02.12



49

9

Рассказы о животных. В.Бианки «Сова». Герои рассказа. Нравственный смысл поступков.

1

03.12



50

10

Рассказы о животных. В.Бианки «Сова». Выборочный пересказ.

1

04.12



51

52

11

12

Рассказы о животных. В.Бианки «Сова». Выборочный пересказ. Оценка планируемых достижений.

1

07.12





ТЕМА 6. Из детских журналов.

10




53

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов.

Произведения из детских журналов. Д. Хармс «Игра». Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение.

1

09.12



54

2

Произведения из детских журналов. Д. Хармс «Вы знаете?» Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Выразительное чтение.


1

10.12



55

3

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, С.Маршак «Веселые чижи». Д.Хармс «Что это было?» Выразительное чтение.


1

11.12



56

4

Урок внеклассного чтения. «Знакомство с периодической литературой для детей» Контроль техники чтения вслух


1

14.12



57

5

Проект «Мой любимый детский журнал». Контроль техники чтения вслух

1

16.12



58

6

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Н.Гернет «Очень-очень вкусный пирог»,. Контроль техники чтения вслух

1

17.12



59

7

Ю Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Ученый Петя». Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием

1

18.12



60

8

Произведения из детских журналов. А.Введенский «Лошадка». Придумывание своих вопросов по содержанию.

1

21.12



61

62

9

10

Д.Хармс «Веселый старичок». Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение.

Оценка своих достижений.

1

23.12





ТЕМА 7. Люблю родную природу. Зима

10




63

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Лирические стихотворения. И. Бунин «Зимним холодом пахнуло», К. Бальмонт «Светло-пушистая снежинка белая»,

1

24.12



64

2

Урок внеклассного чтения. Русская народная сказка. «Два Мороза».

1

25.12



65

3

Я. Аким «Утром кот…» (наизусть). Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Лирические стихотворения.

1

11.01



66

4

Лирические стихотворения. Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…».

1

13.01



67

5

С. Есенин «Поет зима – аукает», «Береза». Слова, которые помогают представить зимние картины. Настроение стихотворения. Авторское отношение к зиме

1

14.01



68

6

С. Михалков «Новогодняя быль». Особенности данного жанра. Чтение по ролям.

1

15.01



69

7

С. Михалков «Новогодняя быль». Чтение по ролям. Контроль техники чтения вслух

1

18.01



70

8

Весёлые стихи о зиме. А.Барто «Дело было в январе» (наизусть).,

1

20.01



71

9

С.Дрожжин «Улицей гуляет…», С.Погореловский «В гору…», А.Прокофьев «Как на горке, на горе». Оценка достижений

1

21.01



72

10

Урок внеклассного чтения.

Картины зимней природы в произведениях русских авторов.


1

22.01





ТЕМА 8. Писатели – детям

14




73

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создания образа.

1

25.01



74

2

К. Чуковский. Сказка «Федорино горе». Приём звукописи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому.

1

27.01



75

3

К. Чуковский. Сказка «Федорино горе».Чтение по ролям. Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения.

1

28.01



76

4

С. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения.

1

29.01



77

5

С. Михалков. Стихи «Мой секрет», «Сила воли». Заголовок. Содержание произведения.

1

01.02



78

6

С. Михалков «Мой щенок». Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки.

1

03.02



79

7

А. Барто. Стихи. «Веревочка», «Мы не заметили жука», «В школу».Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения.

1

04.02



80

8

Урок внеклассного чтения. Сказки и стихи К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова

1

05.02



81

9

А. Барто. Стихи. «Вовка добрая душа». Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения.

1

08.02



82

10

Юмористические рассказы для детей. Н. Носов. «Затейники» «Живая шляпа». Герои юмористического рассказа.

1

10.02



83

11

Н. Носов. «Живая шляпа». Герои юмористического рассказа

1

11.02



84

12

Юмористические рассказы для детей. Н. Носов «На горке». Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним.

1

12.02



85

13

Юмористические рассказы для детей. Н. Носов «На горке». Составление плана текста. Подробный пересказ на основе картинного плана.

1

15.02



86

14

Оценка достижений.

1

17.02





ТЕМА 9. Я и мои друзья

10




87

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихи о дружбе и друзьях. В. Берестов «За игрой», Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду», В. Лунин «Я и Вовка». Соотнесение смысла пословицы и смысла стихотворения.

1

18.02



88

2

Урок внеклассного чтения. Юмористические рассказы для детей.

1

19.02



89

3

Нравственно-этические представления. Рассказ Н. Булгакова «Анна, не грусти!». Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей.

1

22.02



90

4

Нравственно-этические представления. Рассказ Ю. Ермолаева «Два пирожных»

1

24.02



91

5

В.Осеевой «Волшебное слово». Составление плана рассказа

1

25.02



92

6

Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке.

В. Осеева «Волшебное слово». Составление плана рассказа.

1

26.02



93

7

Нравственно-этические представления.

В.Осеева «Хорошее», «Почему?».

1

01.03



94

8

Нравственно-этические представления. В.Осеева «Почему?». Е.Благинина «Простокваша», В.Орлов «На печи». Выборочный пересказ рассказа па заданию учителя..

1

03.03



95

9

Оценка достижений


1

04.03



96

10

Урок внеклассного чтения. Рассказы о дружбе, взаимовыручке.

1

05.03





ТЕМА 10. Люблю родную природу. Весна

10




97

1

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Лирические стихотворения. Ф. Тютчев «Зима недаром злится» Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны.

1

10.03



98

2

Лирические стихотворения. Ф.Тютчев «Весенние воды», А. Плещеев «Весна». Настроение стихотворения. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись.

1

11.03



99

3

Лирические стихотворения. А. Плещеев «Сельская песня», А. Блок «На лугу». Настроение стихотворения.

1

12.03



100

4

Лирические стихотворения. С. Маршак «Снег уже теперь не тот». Слово как средство создания весенней картины природы.

1

15.03



101

5

Женский день. И.Бунин «Матери» (в сокращении), А. Плещеев «В бурю». Настроение стихотворения.

1

17.03



102

6

Е.Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел». Настроение стихотворения.

1

18.03



103

7

Проект «Создание газеты: 9 мая — День Победы», «Подготовка экскурсии к памятнику славы». День победы. С. Васильев «Я помню, ранило березу».

Настроение стихотворения.

1

19.03



104

8

Урок внеклассного чтения. «Не забудем их подвиг великий…»

1

29.03



105

9

И.Пивоварова «Здравствуй, здравствуй».

1

31.03



106

10

Оценка достижений

1

01.04





ТЕМА 11. И в шутку и всерьёз

16




107

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи. Б. Заходер «Товарищам детям». Анализ заголовка. Заголовок — «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Выразительное чтение.

1

02.04



108

2

Весёлые стихи. Б. Заходер «Что красивее всего?». Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Выразительное чтение. Инсценирование стихотворения.

1

05.04



109

3

Весёлые стихи. Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха». Анализ заголовка. Герой авторского стихотворения. Ритм стихотворения.

1

07.04



110

4

Весёлые рассказы для детей. Э.Успенский «Чебурашка» (из сказки «Крокодил Гена и его друзья»). Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста.

1

08.04



111

5

Весёлые стихи. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой» ( отрывок наизусть).. Герой авторского стихотворения. Ритм стихотворения. Выразительное чтение.

1

09.04



112

6

Урок внеклассного чтения. По страницам книг Бориса Заходера

1

12.04



113

7

Весёлые стихи. Э. Успенский «Память», В. Берестов «Знакомый», «Путешественники». Анализ заголовка. Заголовок — «входная дверь» в текст. Герой авторского стихотворения. Ритм стихотворения. Выразительное чтение.

1

14.04



114

8

Весёлые стихи. В. Берестов «Кисточка»

1

15.04



115

9

Весёлые стихи. И. Токмакова «Плим», «В чудной стране». Ритм стихотворения. Выразительное чтение.

1

16.04



116

10

Весёлые рассказы для детей. Г. Остер «Будем знакомы». Герои юмористических рассказов.


19.04



117

11

Весёлые рассказы для детей. Г. Остер «Будем знакомы». Пересказ текста на основе вопросов.

1

21.04



118

12

Весёлые рассказы для детей. В. Драгунский «Тайное становится явным». Восстановление последовательности текста на основе вопросов.

1

22.04



119

13

Весёлые рассказы для детей. В. Драгунский «Тайное становится явным». Пересказ текста на основе вопросов.

1

23.04



120

14

Урок внеклассного чтения. Творчество Э. Успенского

1

26.04



121

15

Ю.Тувим «Про пана Трулялинского».


1

28.04



122

16

Оценка планируемых достижений.

1

29.04





ТЕМА12. Литература зарубежных стран

15




123

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» (Перевод Л.Яхнина).

1

30.04



124

2

Английские народные песни «Перчатки», «Храбрецы» (Перевод С.Маршака), «Храбрецы» (Перевод К.Чуковского).

1

05.05



125

3

Французская народная песенка «Сюзон и мотылек» (Перевод Н. Гернет, С. Гиппиус), немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» (Перевод В.Викторова).

1

06.05



126

4

Ш. Перро. «Кот в сапогах»

1

07.05



127

5

Ш. Перро. «Кот в сапогах»

1

12.05



128

6

Урок внеклассного чтения. «Сказки народов мира


1

13.05



129

7

Ш. Перро Красная Шапочка»

1

14.05



130

8

Ш. Перро Красная Шапочка»

1

17.05



131

9

Г.-Х.Андерсен. «Принцесса на горошине».

Контроль техники чтения вслух

1

19.05



132

10

Эни Хогарт. «Мафин и паук».

Контроль техники чтения вслух

1

20.05



133

11

Котауси и Мауси» (Перевод К. Чуковского).

Контроль техники чтения вслух

1

21.05



134

12

«Создание книжки-малышки». Проект «Подготовка выставки книг «Мой любимый писатель-сказочник», «Создание справочника «Зарубежные писатели — детям».

1

24.05



135

13

«Создание книжки-малышки». Проект «Подготовка выставки книг «Мой любимый писатель-сказочник», «Создание справочника «Зарубежные писатели — детям».

Итоговый урок за год.


1

26.05



136

14

Урок внеклассного чтения. С книгой – в лес, на луг, на поле. (Энциклопедическая книга)


1

27.05



137

15

Оценка достижений.

1

28.05

























III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Книгопечатная продукция


1. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие


программы. 1-4 классы.

Учебники / авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова В. Г.,

Виноградская Л. А., Бойкина М. В.

1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1.

2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2.

3. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.

4. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.

5. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.

6. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.

7. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.

8. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.

Рабочие тетради / авторы: Бойкина М. В., Виноградская Л. А.

1. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.

2. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс.

3. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.

4. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.

Методические пособия

1. Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс.

2. Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс.

3. Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс.

4. Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс.

5. Бойкина М. В., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г., Роговцева Н. И. Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 1 класс.

6. Бойкина М. В., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г., Роговцева Н. И.


Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 2 класс.

7. Бойкина М. В., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г., Роговцева Н. И. Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 3 класс.

8. Бойкина М. В., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г., Роговцева Н. И. Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 4 класс.

Книги для учителя

1. Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность.

2. Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника

Печатные пособия

1. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

2. Словари по русскому языку.

3. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей

Технические средства обучения


1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Телевизор (по возможности).

3. Видеомагнитофон/видеоплейер (по возможности). Аудиоцентр/магнитофон.

4. Диапроектор.

5. Мультимедийный проектор (по возможности). Экспозиционный экран (по возможности).

6. Компьютер (по возможности). Сканер (по возможности).

7. Принтер лазерный (по возможности).

8. Принтер струйный цветной (по возможности). Фотокамера цифровая (по возможности).

9. Видеокамера цифровая со штативом (по возможности).

10. Лингафонные устройства, обеспечивающие связь между преподаваелем и обучающимися, между обучающимися (по возможности)

Экранно-звуковые пособия


1. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др. Составители:

3. Н. А. Стефаненко, И. В. Рябушкина. 1, 2, 3, 4 классы.

4. Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).

5. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)