СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по предмету Музыка для 2 класса 2020 - 2021 уч. год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование соответствует нормативным документам, программе для начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету Музыка для 2 класса 2020 - 2021 уч. год»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«специализированная гуманитарная школа № 65 ГОРОДА ДОНЕЦКА»



РАССМОТРЕНО

На заседании методического

объединения учителей

_____________________

Протокол

от «__» __________ № ____


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_____________Л.М.Козлицкая

«__» _____________ 2020г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор ____________И.И.Сушков


«__» _____________ 2020г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Музыка»

начального общего образования

Базовый уровень

2 класс

на 2020-2021 учебный год









Составитель рабочей программы:

Учитель высшей категории, старший учитель - методист

А.Н.Царук











Донецк

2020





І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по предмету «Музыка» для 1-4 классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям действующего Государственного образовательного стандарта начального общего образования в редакции 2020 года. Содержание программы разработано в рамках музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого обучающегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру. Рабочий учебный план образовательной организации (утвержденным приказом по школе от 31.08.2020 № 91).

Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству,

- воспитание художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине;

- уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;

- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнения на основе развития певческого голоса,

творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.


Общая характеристика учебного предмета

Концепция предметной линии музыкальное искусство базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов.

Это выражено:

 в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;

 в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

 в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества как органичной составляющей жизни музыкальных героев;

 в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных образов и их развития в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт;

 в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.


Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:



адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;

 освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;

целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребенка;

взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребенком музыкальных произведений.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая

целесообразность.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах; импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений.

Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока, четверти, года. Занятия в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 1-4 классах в объёме не менее 135 часов (33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2-4 классах).


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»


2 класс

Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды

Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг календарных праздников

Содержание обучения по видам деятельности:

Музыкально-игровая деятельность. Повторение и инсценирование народных песен, пройденных в первом классе. Разучивание и исполнение закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Приобщение детей к игровой традиционной народной культуре: народные игры с музыкальным сопровождением. Примеры: «Каравай», «Яблонька», «Галка», «Заинька». Игры народного календаря: святочные игры, колядки, весенние игры (виды весенних хороводов –«змейка», «улитка» и др.).

Игра на народных инструментах. Знакомство с ритмической партитурой. Исполнение произведений по ритмической партитуре. Свободное дирижирование ансамблем одноклассников. Исполнение песен с инструментальным сопровождением: подражание «народному оркестру» (ложки, трещотки, гусли, шаркунки). Народные инструменты разных регионов.

Слушание произведений в исполнении фольклорных коллективов. Прослушивание народных песен в исполнении детских фольклорных ансамблей, хоровых коллективов (пример: детский фольклорный ансамбль «Зоренька», Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого и др.). Знакомство с народными танцами в исполнении фольклорных и профессиональных ансамблей (пример: Государственный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева; коллективы разных регионов России и др.).

Широка страна моя родная

Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн Российской Федерации.

Государственные символы Республики (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня. Гимн Республики.

Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.

Содержание обучения по видам деятельности:

Разучивание и исполнение Гимна Донецкой Народной Республики. Исполнение гимна своей Республики, города, школы. Применение знаний о способах и приемах выразительного пения.

Слушание музыки отечественных композиторов. Элементарный анализ особенностей мелодии. Прослушивание произведений с яркой выразительной мелодией. Примеры: М.И. Глинка «Патриотическая песня», П.И. Чайковский Первый концерт для фортепиано с оркестром (1 часть), С.В. Рахманинов «Вокализ», Второй концерт для фортепиано с оркестром (начало). Узнавание в прослушанных произведениях различных видов интонаций (призывная, жалобная, настойчивая и т.д.).

Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен с несложным (поступенным) движением. Освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Развитие приемов игры на металлофоне и ксилофоне одной и двумя руками: восходящее и нисходящее движение; подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен; освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.

Музыкальное время и его особенности

Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер.


Содержание обучения по видам деятельности:

Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Восьмые, четвертные и половинные длительности, паузы. Составление ритмических рисунков в объеме фраз и предложений, ритмизация стихов.

Ритмические игры. Ритмические «паззлы», ритмическая эстафета, ритмическое эхо, простые ритмические каноны.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Чтение простейших ритмических партитур. Соло-тутти. Исполнение пьес на инструментах малой ударной группы: маракас, пандейра, коробочка (вуд-блок), блоктроммель, барабан, треугольник, реко-реко и др.

Разучивание и исполнение хоровых и инструментальных произведений с разнообразным ритмическим рисунком. Исполнение пройденных песенных и инструментальных мелодий по нотам.

Музыкальная грамота

Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов.

Содержание обучения по видам деятельности:

Чтение нотной записи. Чтение нот первой-второй октав в записи пройденных песен. Пение простых выученных попевок и песен в размере 2/4 по нотам с тактированием.

Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты: расположение нот первой-второй октав на нотном стане, обозначения длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти и восьмые), размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Простые интервалы: виды, особенности звучания и выразительные возможности.

Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков.

Прослушивание и узнавание в пройденном вокальном и инструментальном музыкальном материале интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Слушание двухголосных хоровых произведений

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Простое остинатное сопровождение к пройденным песням, инструментальным пьесам с использованием интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Ознакомление с приемами игры на синтезаторе.

«Музыкальный конструктор»

Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.).

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание музыкальных произведений. Восприятие точной и вариативной повторности в музыке. Прослушивание музыкальных произведений в простой двухчастной форме (примеры: Л. Бетховен Багатели, Ф. Шуберт Экосезы); в простой трехчастной форме (примеры: П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома», Р. Шуман «Детские сцены», «Альбом для юношества», С.С. Прокофьев «Детская музыка»); в форме вариаций (примеры: инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки); куплетная форма (песни и хоровые произведения).

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес в простой двухчастной, простой трехчастной и куплетной формах в инструментальном музицировании. Различные типы аккомпанемента как один из элементов создания контрастных образов.

Сочинение простейших мелодий. Сочинение мелодий по пройденным мелодическим моделям. Игра на ксилофоне и металлофоне сочиненных вариантов. Исполнение песен в простой двухчастной и простой трехчастной формах. Примеры: В.А. Моцарт «Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок»; Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» и др.

Жанровое разнообразие в музыке

Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет, опера.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание классических музыкальных произведений с определением их жанровой основы. Элементарный анализ средств музыкальной выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа). Примеры: пьесы из детских альбомов А.Т. Гречанинова, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, «Детской музыки» С.С. Прокофьева, фортепианные прелюдии Д.Д. Шостаковича и др.).

Пластическое интонирование: передача в движении характерных жанровых признаков различных классических музыкальных произведений; пластическое и графическое моделирование метроритма («рисуем музыку»).

Создание презентации «Путешествие в мир театра» (общая панорама, балет, опера). Сравнение на основе презентации жанров балета и оперы. Разработка и создание элементарных макетов театральных декораций и афиш по сюжетам известных сказок, мультфильмов и др.

Исполнение песен кантиленного, маршевого и танцевального характера. Примеры: А. Спадавеккиа «Добрый жук», В. Шаинский «Вместе весело шагать», А. Островский «Пусть всегда будет солнце», песен современных композиторов.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес различных жанров. Сочинение простых пьес с различной жанровой основой по пройденным мелодическим и ритмическим моделям для шумового оркестра, ансамбля элементарных инструментов.

Я – артист

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертных программ.

Содержание обучения по видам деятельности:

Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.

Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования.

Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.

Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование навыка импровизации. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и мелодико-ритмических рисунков.


Музыкально-театрализованное представление

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы во втором классе.

Содержание обучения по видам деятельности:

Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов. Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.



ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ «МУЗЫКА»


2 класс

Тема 1. Широка страна моя родная (8 ч.)

Тема 2. Музыкальное время и его особенности (3 ч.)

Тема 3. Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды. (5 ч.)

Тема 4. Музыкальная грамота (3 ч.)

Тема 5. «Музыкальный конструктор» (7 ч.)

Тема 6. Жанровое разнообразие в музыке (5 ч.)

Тема 7. Я – артист (1 ч.)

Тема 8. Музыкально-театрализованное представление (2 ч. + 1 резервный час)































ІІ. Календарное планирование


№ п/п

№ урока в теме

Наименование раздела,

тем уроков

Музыкальный материал для восприятия

Музыкальный материал для исполнения

Количество часов на изучение темы

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту












ТЕМА 1. Широка страна моя родная

8




1

1

Повторение. Музыкальные инструменты.

Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня народов нашей страны.

Гимн Российской Федерации.


Сочинения отечественных композиторов о Родине

Муз. М. Хохлова «Гимн ДНР»; Музыкальные образы родного края.

А.Островский «До-ре-ми»;


1

03.09



2

2

Государственные символы Республики (герб, флаг, гимн).

Гимн – главная песня. Гимн Республики.


«Гимн ДНР»; Музыкальные образы родного края.

Б.Савельев «Неприятность эту мы переживем»;


1

10.09



3

3

Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка.


Мелодия. Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка («Патриотическая песня»), С.В. Рахманинов («Вокализ», Второй концерт для фортепиано с

оркестром (начало)

Элементарный анализ особенностей мелодии.


В Шаинский «Неразлучные друзья»,


1

17.09



4

4

Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.


Слушание музыки отечественных композиторов. Элементарный анализ особенностей мелодии. «Прогулка»-Мусоргский, С.С. Прокофьев, М.П.Мусоргский («Рассвет на Москве-реке»).


В Шаинский «Неразлучные друзья»,


1

24.09



5

5

Композитор- сказочник Н.А.Римский-Корсаков.


Опера«Снегурочка». Формирование знаний об опере.

Жанровое разнообразие в музыке.

Д.Львов-Компаниец «Дружат дети всей земли»;


1

01.10



6

6

Многообразие музыкальных интонаций.


Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.И. Чайковского (Первый концерт для фортепиано с оркестром (1 часть), С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.



Д.Львов-Компаниец «Дружат дети всей земли»;


1

08.10



7

7

Природа и музыка.


Узнавание в прослушанных произведениях различных видов интонаций (призывная, жалобная, настойчивая и др.)


Е.Семенова «Маленький гном».


1

15.10



8

8

Обобщающий урок 1 четверти


Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Исполнение знакомых песен Игровые дидактические упражнения на развитие чувства ритма.

Е.Семенова «Маленький гном».


1

22.10





ТЕМА 2. Музыкальное время и его особенности


3




9

1

Метроритм..


Ритмические игры, ритмическая эстафета, ритмическое эхо, простые ритмические каноны.


Б.Савельев «Неприятность эту мы переживем»;


1

05.11



10

2

Длительности и паузы в простых ритмических

рисунках

Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала.

Восьмые, четвертные и половинные длительности, паузы.



В Шаинский «Неразлучные друзья»,


1

12.11



11

3

Ритмоформулы.

Такт. Размер.


Чтение простейших ритмических партитур. Соло-тутти. Разучивание и исполнение хоровых и инструментальных произведений с разнообразным ритмическим рисунком. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П. Чайковского и «Детской музыки» С. Прокофьева.


Д.Львов-Компаниец «Дружат дети всей земли»;


1

19.11





ТЕМА 3. Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды


5




12

1

Музыкальный фольклор.

Народные игры.


Приобщение детей к игровой традиционной народной культуре: народные игры с музыкальным

сопровождением: «Каравай», «Яблонька», «Галка», «Заинька».

Прослушивание народных песен в исполнении ансамбля «Зоренька», Государственного академического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого)


Р.Паулс «Алфавит».


1

26.11



13

2

Святые земли русской. Великий колокольный звон.


Знакомство с именами святых: Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. Виды колокольного звона


А.Жидкевич «Семеро гномов».


1

03.12



14

3

Народные инструменты. Дирижирование на 2/4,3/4


Знакомство с народными танцами в исполнении фольклорных и профессиональных

ансамблей (Государственный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева).


П.Синявский «Лунный кораблик».


1

10.12



15

4

Годовой круг календарных праздников.


Игры народного календаря: святочные игры, колядки, весенние игры (виды весенних хороводов –«змейка», «улитка».

Знакомство с ритмической партитурой.

Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Колядки


В.Шаинский «Снежинки».


1

17.12



16

5

Урок-концерт


Коллективы разных регионов России. Народные инструменты разных регионов.

Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 2 четверть.

Ю.Ким «Новогодняя полька».


1

24.12





ТЕМА 4. Музыкальная грамота


3




17

1

Основы музыкальной грамоты.


Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты: расположение нот первой-второй октав на нотном стане, обозначения длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти и восьмые), размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики (форте, пиано, крещендо, диминуэндо).


В.Шаинский «Снежинки».

1

14.01



18

2

Расположение нот в первой-второй октавах.


Расположение нот в первой-второй октавах на нотном стане.


Ю.Ким «Новогодняя полька».

1

21.01



19

3

Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов.


Простые интервалы: виды, особенности

звучания и выразительные возможности.


Ю.Ким «Новогодняя полька».

1

28.01





ТЕМА 5. «Музыкальный конструктор»



7




20

1

Мир музыкальных форм.


Повторность и вариативность в музыке.


М.Пляцковский. Б.Савельев «Если добрый ты»;


1

04.02



21

2

Простые песенные формы (двухчастная форма).


Прослушивание музыкальных произведений в простой двухчастной форме: Л. Бетховен Багатели, Ф. Шуберт Экосезы);


Г.Струве «Песенка о гамме»;


1

11.02



22

3

Простые песенные формы (трехчастная форма).




Прослушивание музыкальных произведений в в трехчастной форме: П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома», Р. Шуман «Детские сцены», «Альбом для юношества», С.С. Прокофьев «Детская музыка»).

Исполнение песен в простой двухчастной и простой трехчастной формах В.А.Моцарт «Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок»

Е.Четверикова «Мама и Родина»;


1

18.02



23

4

Вариации.

Прослушивание музыкальных произведений в форме вариаций: инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки)


Ю.Антонов «Родные места» из сказки «Приключения кузнечика Кузи»;


1

25.02



24

5

Куплетная форма в вокальной музыке.


Куплетная форма (песни и хоровые произведения).

Различные типы аккомпанемента как один из элементов создания контрастных образов.

Исполнение песни Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой»

А.Ермолов «Моя семья»;


1

04.03



25

6

Прогулки в прошлое.


Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев) Прослушивание музыкальных произведений разной формы Й Гайдна, В.А Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева.


Б.Савельев «Поиграем в эхо».


1

11.03



26

7

Обобщающий урок



Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 3 четверть. Исполнение знакомых песен.


Б.Савельев «Поиграем в эхо».


1

18.03





ТЕМА 6. Жанровое разнообразие в музыке



5




27

1

Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки.



Элементарный анализ средств музыкальной выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа). Пьесы из детских альбомов А.Т. Гречанинова, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, «Детской

музыки» С.С. Прокофьева, фортепианные прелюдии Д.Д. Шостаковича


А.Пахмутова «Добрая сказка»;



1

01.04



28

2

Песенность как отличительная черта русской музыки.



Исполнение песен кантиленного, маршевого и танцевального характера. А. Спадавеккиа «Добрый жук», В. Шаинский «Вместе весело шагать», А. Островский «Пусть всегда будет солнце», песен современных композиторов. М. Шух «Бирюльки» на стихи А. Барто. Для детского хора и фортепиано



Ю.Чичков «музыкант-турист»;


1

08.04



29

3

Средства музыкальной выразительности




Слушание классических музыкальных произведений с определением их жанровой основы. Элементарный анализ средств музыкальной выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмический рисунок, мелодико-интонационная

основа).«Детская музыка» С.С. Прокофьева, фортепианные прелюдии Д.Д. Шостаковича и др.).




И. Арсеев. «Крокодил и Чебурашка»;


1

15.04



30

4

Путешествие в мир театра


Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах.

Театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра

Д.Кабалевский. «Игра в гостей»,


1

22.04



31

5

Балет, опера



Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет. Балерина. Танцор. Кордебалет. Драматургия развития. Театры оперы и балета мира. Фрагменты из

балетов.




муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова, «Ты откуда, музыка»;


1

29.04





ТЕМА 7. Я – артист




1




32

1

Я – артист.




Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Сочинение простых пьес с различной жанровой основой по пройденным мелодическим и ритмическим моделям для шумового оркестра, ансамбля элементарных инструментов.



А.Пахмутова «Добрая сказка»;



1

06.05





ТЕМА 8. Музыкально-театрализованное представление


2 + 1




33

1

Музыкально-театрализованное представление.




Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы во втором классе. Разработка сценария концертной композиции с использованием пройденного хорового и инструментального материала.


Музыкальная сказка «Теремок»


1

13.05



34

2

Урок-концерт.

Разыгрывание сказки «Теремок», фольклорной композиции «Ярмарка», театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации.


Исполнение изученных песен.


1

20.05



35


Резервный час.

Разыгрывание сказки «Теремок», фольклорной композиции «Ярмарка», театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации.


Исполнение изученных песен.

1

27.05















































ІІІ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Уровни

Баллы

Критерии оценивания учебных достижений учащихся

Отлично

5

Художественно-теоретические знания

Учащийся (учащаяся)

- имеет прочные, глубокие знания по предмету в рамках программы:

- демонстрирует знание и понимание художественных особенностей направлений, стилей, жанров, законов развития музыкального искусства, общественно-эстетических идеалов и их отражение в искусстве конкретной эпохи, общества, композитора, духовно-нравственных ценностей;

- свободно ориентируется в месте и роли рассматриваемого музыкального произведения;

- знает характерные особенности музыки различных народов мира;

- демонстрирует умение осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа

Восприятие музыкального искусства

Учащийся (учащаяся)

- проявляет яркую эмоциональность в восприятии произведений музыкального искусства и их связь с жизненными явлениями;

- глубоко проникает в суть замысла композитора;

- высказывает и обосновывает личное эстетическое отношение к произведению, автору;

- имеет собственную художественную позицию по отношению к воспринимаемому музыкальному произведению и автору;

- предлагает нетипичные, интересные варианты интерпретации музыкальных произведений;

Художественно-практическая деятельность

Учащийся (учащаяся)

- самостоятельно использует тематический материал, приобретенные художественные умения, навыки в практической деятельности на уроках музыкального искусства и во внеурочное время;

- демонстрирует сформированный эстетический вкус: эмоционально-эстетические предпочтения, понимание эстетических достоинств произведений музыкального искусства и окружающего мира;

-имеет развитые музыкальные способности, вокальные данные.

Хорошо

4

Художественно-теоретические знания

Учащийся (учащаяся)

- обнаруживает хорошее знание тематического материала;

- может раскрыть общую характеристику музыкального произведения, определять значение художественного явления, но приводит не все существенные признаки и факты их характеризующие;

- демонстрирует достаточный понятийный запас, хотя может допускать неточности в использовании специальной терминологии;

- умеет аргументировать свою точку зрения;

- излагает свои мысли последовательно и грамотно,

- умеет вести диалог.

Однако при ответе испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщения, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений музыкальной культуры, произведений музыкального искусства.

Восприятие музыкального искусства

Учащийся (учащаяся)

- воспринимает произведения музыкального искусства достаточно эмоционально;

- демонстрирует умение делать художественный анализ музыкального произведений, но часто ограничивается описанием отдельных образов, деталей, пересказом сюжета;

- ограниченно использует понятийный и категориальный аппарат музыкальной культуры;

- высказывает личное отношение к музыкальному произведению, но недостаточно аргументировано.

Художественно-практическая деятельность

Учащийся (учащаяся)

- демонстрирует осознанное использование музыкального тематического материала;

- способен применять его в практической деятельности (восприятие музыки, вокальная работа), но иногда с помощью учителя;

- проявляет желание к творческой самостоятельности;

- стремится применять приобретенные знания и умения в практической музыкальной деятельности;

- в суждениях присутствуют интересные аналогии, ассоциации.

Удовлетво-рительно

3

Художественно-теоретические знания

Учащийся (учащаяся)

- в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает суть музыкального материала;

- формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении.

Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями музыкальной культуры.

Восприятие музыкального искусства

Учащийся (учащаяся)

- не проявляет интереса к восприятию музыкальных произведений;

- может воспринимать и интерпретировать только определенную часть тематического музыкального материала;

- не умеет самостоятельно анализировать музыкальные произведения, делать сравнения, выводы;

- умение анализировать музыкальное произведение сводится к его пересказу описанию;

- не выражает личное отношение к музыкальным явлениям, или оно выражается констатацией позиции: «нравится – не нравится».

Художественно-практическая деятельность

Учащийся (учащаяся)

- слабо владеет определенной сформированной системой музыкальных навыков

- не имеет желания проявлять самостоятельность в творческой деятельности, самовыражении;

- нуждается в периодической теоретической и практической помощи учителя

Неудовлетво-рительно

2

Художественно-теоретические знания

Учащийся (учащаяся)

- демонстрирует недостаточное, поверхностное знание музыкального материала;

- нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы.

- не может самостоятельно оценить музыкальные факты;

- демонстрирует недостаточно сформированные навыки вокальной подготовки, имеются отклонения от исполнительских норм, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке;

- в общих словах и сбивчиво анализируетмузыкальные произведения, не приводит конкретные примеры музыкальных явлений.

Восприятие музыкального искусства

Учащийся (учащаяся)

- малоэмоционален;

- имеет низкий уровень восприятия музыкальных образов;

- воспринимает и воспроизводит отдельные фрагменты музыкальных произведений с конкретным образно-художественным содержанием, однозначно их характеризует;

- не высказывает личного отношения к музыкальным явлениям;

- отсутствует умение анализировать произведения;

- в ответах не устанавливаются даже несложные реальные связи и зависимости.

Художественно-практическая деятельность

Учащийся (учащаяся)

- имеет элементарные навыки и умения творческой музыкальной деятельности;

не может сосредоточиться при выполнении практической работы;

- не справляется с поставленной целью урока; - требует постоянно теоретической и практической помощи учителя.

Плохо

1

Художественно-теоретические знания

Восприятие музыкального искусства

Художественно-практическая деятельность

Учащийся (учащаяся)

выявляет полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала, не может ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Не выполняет практическую работу. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя.





























СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Учебно-методические пособия для учителя

1. «Музыка», 1 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М., «Просвещение», 2012 г.

2. «Музыка», 2 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М., «Просвещение», 2012 г.

3. «Музыка», 3 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М., «Просвещение», 2012 г.

4. «Музыка», 4 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М., «Просвещение», 2013 г.


Научно-методические пособия для учителя

1. Восприятие – как одна из проблем современного музыкознания. Уральск, 27-29 мая 2009 г. Статья на Межд. научно-практ. конференцию «Музыкально-педагогическое наследие ГарифоллыКурманалиева».

2. Феномен диалога в контексте взаимодействия культур Востока и Запада. Красноярск, 2010. Международная научная конференция «Искусство в прошлом и настоящем» (9-10 апреля 2010 г.).

3. Ширяева Н.С. Праздники народного творчества в школе // Воспитание музыкой / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М., 1991.

4. Энциклопедический музыкальный словарь. - М., 1990.

5. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству // Азбука музыкально-творческого саморазвития (Серия "У тебя все получится"). - М., 1997.

6. Франио Г.Я., Лифиц И.В. Методическое пособие по ритмике. - М., 1987.

7. Фриман Дж. Как развить таланты ребенка. - М., 1995.

8. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. - М., 1988.

9. Медушевский В.В. Стиль в музыке // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. - М., 1993.

10. Медушевский В.В. Музыкальный жанр // Там же.

11. Жарова Л.М. Начальный этап обучения хоровому пению // Работа с детским хором: Сборник статей. - М., 1981.

12. Идеи эстетического воспитания: В 2т. - М., 1973.

13. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М., 1989.

14. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательных школ. I -III классы. - М., 1980.

15. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое: Книжка о музыке. - М., 1976.

16. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. - 1987. - № 4.

17. Кадобнова И.В., Критская Е.Д. Музыка в движении // Музыка в школе. - 1984. -№ 2.

18. Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр Л.В. Шестилетние дети и музыка // Воспитание музыкой / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М., 1991.

19. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. - М., 1994.

20. Кочнева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь. - Л., 1986.

21. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. - М., 1999.

22. Кошмина И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.П. Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2000.

23. Красотина Е.А. Хороведение. - М., 1986.

24. Курс теории музыки / Под общ. ред. А.Л. Островского. - М., 1978.

25. Лифиц И. Ритмика. - М., 1992.

99



26. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методика работы с учебниками "Музыка". 1-4 классы. - М.: Просвещение. - 177 с.


Информационно-справочные пособия для учителя

1. http://www.uchportal.ru/

2. http://nsportal.ru/

3. http://meta-music.ru/

4. http://iso-muzika.ucoz.ru/

5. http://musicteach.ucoz.ru/


Учебно-методические материалы должны регулярно пополняться новыми образовательными ресурсами, средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), расширяющими образовательное пространство урока и способствующими повышению познавательной активности детей, их творческому самовыражению.

22