МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«специализированная гуманитарная школа № 65 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей _____________________ Протокол от «__» __________ № ____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _____________Л.М.Козлицкая «__» _____________ 2020г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ____________И.И.Сушков «__» _____________ 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Музыка»
начального общего образования
Базовый уровень
2 класс
на 2020-2021 учебный год
Составитель рабочей программы:
Учитель высшей категории, старший учитель - методист
А.Н.Царук
Донецк
2020
І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Музыка» для 1-4 классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям действующего Государственного образовательного стандарта начального общего образования в редакции 2020 года. Содержание программы разработано в рамках музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого обучающегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру. Рабочий учебный план образовательной организации (утвержденным приказом по школе от 31.08.2020 № 91).
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству,
- воспитание художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине;
- уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнения на основе развития певческого голоса,
творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Концепция предметной линии музыкальное искусство базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов.
Это выражено:
в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;
в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;
в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества как органичной составляющей жизни музыкальных героев;
в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных образов и их развития в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт;
в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.
Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:
адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;
освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;
целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребенка;
взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребенком музыкальных произведений.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая
целесообразность.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах; импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений.
Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока, четверти, года. Занятия в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 1-4 классах в объёме не менее 135 часов (33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2-4 классах).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
2 класс
Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды
Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг календарных праздников
Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Повторение и инсценирование народных песен, пройденных в первом классе. Разучивание и исполнение закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Приобщение детей к игровой традиционной народной культуре: народные игры с музыкальным сопровождением. Примеры: «Каравай», «Яблонька», «Галка», «Заинька». Игры народного календаря: святочные игры, колядки, весенние игры (виды весенних хороводов –«змейка», «улитка» и др.).
Игра на народных инструментах. Знакомство с ритмической партитурой. Исполнение произведений по ритмической партитуре. Свободное дирижирование ансамблем одноклассников. Исполнение песен с инструментальным сопровождением: подражание «народному оркестру» (ложки, трещотки, гусли, шаркунки). Народные инструменты разных регионов.
Слушание произведений в исполнении фольклорных коллективов. Прослушивание народных песен в исполнении детских фольклорных ансамблей, хоровых коллективов (пример: детский фольклорный ансамбль «Зоренька», Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого и др.). Знакомство с народными танцами в исполнении фольклорных и профессиональных ансамблей (пример: Государственный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева; коллективы разных регионов России и др.).
Широка страна моя родная
Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн Российской Федерации.
Государственные символы Республики (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня. Гимн Республики.
Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.
Содержание обучения по видам деятельности:
Разучивание и исполнение Гимна Донецкой Народной Республики. Исполнение гимна своей Республики, города, школы. Применение знаний о способах и приемах выразительного пения.
Слушание музыки отечественных композиторов. Элементарный анализ особенностей мелодии. Прослушивание произведений с яркой выразительной мелодией. Примеры: М.И. Глинка «Патриотическая песня», П.И. Чайковский Первый концерт для фортепиано с оркестром (1 часть), С.В. Рахманинов «Вокализ», Второй концерт для фортепиано с оркестром (начало). Узнавание в прослушанных произведениях различных видов интонаций (призывная, жалобная, настойчивая и т.д.).
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен с несложным (поступенным) движением. Освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Развитие приемов игры на металлофоне и ксилофоне одной и двумя руками: восходящее и нисходящее движение; подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен; освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.
Музыкальное время и его особенности
Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер.
Содержание обучения по видам деятельности:
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Восьмые, четвертные и половинные длительности, паузы. Составление ритмических рисунков в объеме фраз и предложений, ритмизация стихов.
Ритмические игры. Ритмические «паззлы», ритмическая эстафета, ритмическое эхо, простые ритмические каноны.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Чтение простейших ритмических партитур. Соло-тутти. Исполнение пьес на инструментах малой ударной группы: маракас, пандейра, коробочка (вуд-блок), блоктроммель, барабан, треугольник, реко-реко и др.
Разучивание и исполнение хоровых и инструментальных произведений с разнообразным ритмическим рисунком. Исполнение пройденных песенных и инструментальных мелодий по нотам.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нотной записи. Чтение нот первой-второй октав в записи пройденных песен. Пение простых выученных попевок и песен в размере 2/4 по нотам с тактированием.
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты: расположение нот первой-второй октав на нотном стане, обозначения длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти и восьмые), размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Простые интервалы: виды, особенности звучания и выразительные возможности.
Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков.
Прослушивание и узнавание в пройденном вокальном и инструментальном музыкальном материале интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Слушание двухголосных хоровых произведений
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Простое остинатное сопровождение к пройденным песням, инструментальным пьесам с использованием интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Ознакомление с приемами игры на синтезаторе.
«Музыкальный конструктор»
Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.).
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений. Восприятие точной и вариативной повторности в музыке. Прослушивание музыкальных произведений в простой двухчастной форме (примеры: Л. Бетховен Багатели, Ф. Шуберт Экосезы); в простой трехчастной форме (примеры: П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома», Р. Шуман «Детские сцены», «Альбом для юношества», С.С. Прокофьев «Детская музыка»); в форме вариаций (примеры: инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки); куплетная форма (песни и хоровые произведения).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес в простой двухчастной, простой трехчастной и куплетной формах в инструментальном музицировании. Различные типы аккомпанемента как один из элементов создания контрастных образов.
Сочинение простейших мелодий. Сочинение мелодий по пройденным мелодическим моделям. Игра на ксилофоне и металлофоне сочиненных вариантов. Исполнение песен в простой двухчастной и простой трехчастной формах. Примеры: В.А. Моцарт «Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок»; Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» и др.
Жанровое разнообразие в музыке
Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет, опера.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание классических музыкальных произведений с определением их жанровой основы. Элементарный анализ средств музыкальной выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа). Примеры: пьесы из детских альбомов А.Т. Гречанинова, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, «Детской музыки» С.С. Прокофьева, фортепианные прелюдии Д.Д. Шостаковича и др.).
Пластическое интонирование: передача в движении характерных жанровых признаков различных классических музыкальных произведений; пластическое и графическое моделирование метроритма («рисуем музыку»).
Создание презентации «Путешествие в мир театра» (общая панорама, балет, опера). Сравнение на основе презентации жанров балета и оперы. Разработка и создание элементарных макетов театральных декораций и афиш по сюжетам известных сказок, мультфильмов и др.
Исполнение песен кантиленного, маршевого и танцевального характера. Примеры: А. Спадавеккиа «Добрый жук», В. Шаинский «Вместе весело шагать», А. Островский «Пусть всегда будет солнце», песен современных композиторов.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес различных жанров. Сочинение простых пьес с различной жанровой основой по пройденным мелодическим и ритмическим моделям для шумового оркестра, ансамбля элементарных инструментов.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование навыка импровизации. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и мелодико-ритмических рисунков.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы во втором классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов. Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ «МУЗЫКА»
2 класс
Тема 1. Широка страна моя родная (8 ч.)
Тема 2. Музыкальное время и его особенности (3 ч.)
Тема 3. Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды. (5 ч.)
Тема 4. Музыкальная грамота (3 ч.)
Тема 5. «Музыкальный конструктор» (7 ч.)
Тема 6. Жанровое разнообразие в музыке (5 ч.)
Тема 7. Я – артист (1 ч.)
Тема 8. Музыкально-театрализованное представление (2 ч. + 1 резервный час)
ІІ. Календарное планирование
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Музыкальный материал для восприятия | Музыкальный материал для исполнения | Количество часов на изучение темы | Дата проведения | Примечание |
По плану | По факту |
| | | | | | | | |
| | ТЕМА 1. Широка страна моя родная | 8 | | | |
1 | 1 | Повторение. Музыкальные инструменты. Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн Российской Федерации. | Сочинения отечественных композиторов о Родине Муз. М. Хохлова «Гимн ДНР»; Музыкальные образы родного края. | А.Островский «До-ре-ми»; | 1 | 03.09 | | |
2 | 2 | Государственные символы Республики (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня. Гимн Республики. | «Гимн ДНР»; Музыкальные образы родного края. | Б.Савельев «Неприятность эту мы переживем»; | 1 | 10.09 | | |
3 | 3 | Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. | Мелодия. Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка («Патриотическая песня»), С.В. Рахманинов («Вокализ», Второй концерт для фортепиано с оркестром (начало) Элементарный анализ особенностей мелодии. | В Шаинский «Неразлучные друзья», | 1 | 17.09 | | |
4 | 4 | Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов. | Слушание музыки отечественных композиторов. Элементарный анализ особенностей мелодии. «Прогулка»-Мусоргский, С.С. Прокофьев, М.П.Мусоргский («Рассвет на Москве-реке»). | В Шаинский «Неразлучные друзья», | 1 | 24.09 | | |
5 | 5 | Композитор- сказочник Н.А.Римский-Корсаков. | Опера«Снегурочка». Формирование знаний об опере. Жанровое разнообразие в музыке. | Д.Львов-Компаниец «Дружат дети всей земли»; | 1 | 01.10 | | |
6 | 6 | Многообразие музыкальных интонаций. | Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.И. Чайковского (Первый концерт для фортепиано с оркестром (1 часть), С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. | Д.Львов-Компаниец «Дружат дети всей земли»; | 1 | 08.10 | | |
7 | 7 | Природа и музыка. | Узнавание в прослушанных произведениях различных видов интонаций (призывная, жалобная, настойчивая и др.) | Е.Семенова «Маленький гном». | 1 | 15.10 | | |
8 | 8 | Обобщающий урок 1 четверти | Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Исполнение знакомых песен Игровые дидактические упражнения на развитие чувства ритма. | Е.Семенова «Маленький гном». | 1 | 22.10 | | |
| | ТЕМА 2. Музыкальное время и его особенности | 3 | | | |
9 | 1 | Метроритм.. | Ритмические игры, ритмическая эстафета, ритмическое эхо, простые ритмические каноны. | Б.Савельев «Неприятность эту мы переживем»; | 1 | 05.11 | | |
10 | 2 | Длительности и паузы в простых ритмических рисунках | Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Восьмые, четвертные и половинные длительности, паузы. | В Шаинский «Неразлучные друзья», | 1 | 12.11 | | |
11 | 3 | Ритмоформулы. Такт. Размер. | Чтение простейших ритмических партитур. Соло-тутти. Разучивание и исполнение хоровых и инструментальных произведений с разнообразным ритмическим рисунком. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П. Чайковского и «Детской музыки» С. Прокофьева. | Д.Львов-Компаниец «Дружат дети всей земли»; | 1 | 19.11 | | |
| | ТЕМА 3. Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды | 5 | | | |
12 | 1 | Музыкальный фольклор. Народные игры. | Приобщение детей к игровой традиционной народной культуре: народные игры с музыкальным сопровождением: «Каравай», «Яблонька», «Галка», «Заинька». Прослушивание народных песен в исполнении ансамбля «Зоренька», Государственного академического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого) | Р.Паулс «Алфавит». | 1 | 26.11 | | |
13 | 2 | Святые земли русской. Великий колокольный звон. | Знакомство с именами святых: Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. Виды колокольного звона | А.Жидкевич «Семеро гномов». | 1 | 03.12 | | |
14 | 3 | Народные инструменты. Дирижирование на 2/4,3/4 | Знакомство с народными танцами в исполнении фольклорных и профессиональных ансамблей (Государственный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева). | П.Синявский «Лунный кораблик». | 1 | 10.12 | | |
15 | 4 | Годовой круг календарных праздников. | Игры народного календаря: святочные игры, колядки, весенние игры (виды весенних хороводов –«змейка», «улитка». Знакомство с ритмической партитурой. Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Колядки | В.Шаинский «Снежинки». | 1 | 17.12 | | |
16 | 5 | Урок-концерт | Коллективы разных регионов России. Народные инструменты разных регионов. Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 2 четверть. | Ю.Ким «Новогодняя полька». | 1 | 24.12 | | |
| | ТЕМА 4. Музыкальная грамота | 3 | | | |
17 | 1 | Основы музыкальной грамоты. | Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты: расположение нот первой-второй октав на нотном стане, обозначения длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти и восьмые), размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). | В.Шаинский «Снежинки». | 1 | 14.01 | | |
18 | 2 | Расположение нот в первой-второй октавах. | Расположение нот в первой-второй октавах на нотном стане. | Ю.Ким «Новогодняя полька». | 1 | 21.01 | | |
19 | 3 | Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов. | Простые интервалы: виды, особенности звучания и выразительные возможности. | Ю.Ким «Новогодняя полька». | 1 | 28.01 | | |
| | ТЕМА 5. «Музыкальный конструктор» | 7 | | | |
20 | 1 | Мир музыкальных форм. | Повторность и вариативность в музыке. | М.Пляцковский. Б.Савельев «Если добрый ты»; | 1 | 04.02 | | |
21 | 2 | Простые песенные формы (двухчастная форма). | Прослушивание музыкальных произведений в простой двухчастной форме: Л. Бетховен Багатели, Ф. Шуберт Экосезы); | Г.Струве «Песенка о гамме»; | 1 | 11.02 | | |
22 | 3 | Простые песенные формы (трехчастная форма). | Прослушивание музыкальных произведений в в трехчастной форме: П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома», Р. Шуман «Детские сцены», «Альбом для юношества», С.С. Прокофьев «Детская музыка»). Исполнение песен в простой двухчастной и простой трехчастной формах В.А.Моцарт «Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок» | Е.Четверикова «Мама и Родина»; | 1 | 18.02 | | |
23 | 4 | Вариации. | Прослушивание музыкальных произведений в форме вариаций: инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки) | Ю.Антонов «Родные места» из сказки «Приключения кузнечика Кузи»; | 1 | 25.02 | | |
24 | 5 | Куплетная форма в вокальной музыке. | Куплетная форма (песни и хоровые произведения). Различные типы аккомпанемента как один из элементов создания контрастных образов. Исполнение песни Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» | А.Ермолов «Моя семья»; | 1 | 04.03 | | |
25 | 6 | Прогулки в прошлое. | Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев) Прослушивание музыкальных произведений разной формы Й Гайдна, В.А Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева. | Б.Савельев «Поиграем в эхо». | 1 | 11.03 | | |
26 | 7 | Обобщающий урок | Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 3 четверть. Исполнение знакомых песен. | Б.Савельев «Поиграем в эхо». | 1 | 18.03 | | |
| | ТЕМА 6. Жанровое разнообразие в музыке | 5 | | | |
27 | 1 | Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. | Элементарный анализ средств музыкальной выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа). Пьесы из детских альбомов А.Т. Гречанинова, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, «Детской музыки» С.С. Прокофьева, фортепианные прелюдии Д.Д. Шостаковича | А.Пахмутова «Добрая сказка»; | 1 | 01.04 | | |
28 | 2 | Песенность как отличительная черта русской музыки. | Исполнение песен кантиленного, маршевого и танцевального характера. А. Спадавеккиа «Добрый жук», В. Шаинский «Вместе весело шагать», А. Островский «Пусть всегда будет солнце», песен современных композиторов. М. Шух «Бирюльки» на стихи А. Барто. Для детского хора и фортепиано | Ю.Чичков «музыкант-турист»; | 1 | 08.04 | | |
29 | 3 | Средства музыкальной выразительности | Слушание классических музыкальных произведений с определением их жанровой основы. Элементарный анализ средств музыкальной выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа).«Детская музыка» С.С. Прокофьева, фортепианные прелюдии Д.Д. Шостаковича и др.). | И. Арсеев. «Крокодил и Чебурашка»; | 1 | 15.04 | | |
30 | 4 | Путешествие в мир театра | Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах. Театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра | Д.Кабалевский. «Игра в гостей», | 1 | 22.04 | | |
31 | 5 | Балет, опера | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет. Балерина. Танцор. Кордебалет. Драматургия развития. Театры оперы и балета мира. Фрагменты из балетов. | муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова, «Ты откуда, музыка»; | 1 | 29.04 | | |
| | ТЕМА 7. Я – артист | 1 | | | |
32 | 1 | Я – артист. | Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Сочинение простых пьес с различной жанровой основой по пройденным мелодическим и ритмическим моделям для шумового оркестра, ансамбля элементарных инструментов. | А.Пахмутова «Добрая сказка»; | 1 | 06.05 | | |
| | ТЕМА 8. Музыкально-театрализованное представление | 2 + 1 | | | |
33 | 1 | Музыкально-театрализованное представление. | Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы во втором классе. Разработка сценария концертной композиции с использованием пройденного хорового и инструментального материала. | Музыкальная сказка «Теремок» | 1 | 13.05 | | |
34 | 2 | Урок-концерт. | Разыгрывание сказки «Теремок», фольклорной композиции «Ярмарка», театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации. | Исполнение изученных песен. | 1 | 20.05 | | |
35 | | Резервный час. | Разыгрывание сказки «Теремок», фольклорной композиции «Ярмарка», театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации. | Исполнение изученных песен. | 1 | 27.05 | | |
ІІІ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Уровни | Баллы | Критерии оценивания учебных достижений учащихся |
Отлично | 5 | Художественно-теоретические знания Учащийся (учащаяся) - имеет прочные, глубокие знания по предмету в рамках программы: - демонстрирует знание и понимание художественных особенностей направлений, стилей, жанров, законов развития музыкального искусства, общественно-эстетических идеалов и их отражение в искусстве конкретной эпохи, общества, композитора, духовно-нравственных ценностей; - свободно ориентируется в месте и роли рассматриваемого музыкального произведения; - знает характерные особенности музыки различных народов мира; - демонстрирует умение осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа Восприятие музыкального искусства Учащийся (учащаяся) - проявляет яркую эмоциональность в восприятии произведений музыкального искусства и их связь с жизненными явлениями; - глубоко проникает в суть замысла композитора; - высказывает и обосновывает личное эстетическое отношение к произведению, автору; - имеет собственную художественную позицию по отношению к воспринимаемому музыкальному произведению и автору; - предлагает нетипичные, интересные варианты интерпретации музыкальных произведений; Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) - самостоятельно использует тематический материал, приобретенные художественные умения, навыки в практической деятельности на уроках музыкального искусства и во внеурочное время; - демонстрирует сформированный эстетический вкус: эмоционально-эстетические предпочтения, понимание эстетических достоинств произведений музыкального искусства и окружающего мира; -имеет развитые музыкальные способности, вокальные данные. |
Хорошо | 4 | Художественно-теоретические знания Учащийся (учащаяся) - обнаруживает хорошее знание тематического материала; - может раскрыть общую характеристику музыкального произведения, определять значение художественного явления, но приводит не все существенные признаки и факты их характеризующие; - демонстрирует достаточный понятийный запас, хотя может допускать неточности в использовании специальной терминологии; - умеет аргументировать свою точку зрения; - излагает свои мысли последовательно и грамотно, - умеет вести диалог. Однако при ответе испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщения, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений музыкальной культуры, произведений музыкального искусства. Восприятие музыкального искусства Учащийся (учащаяся) - воспринимает произведения музыкального искусства достаточно эмоционально; - демонстрирует умение делать художественный анализ музыкального произведений, но часто ограничивается описанием отдельных образов, деталей, пересказом сюжета; - ограниченно использует понятийный и категориальный аппарат музыкальной культуры; - высказывает личное отношение к музыкальному произведению, но недостаточно аргументировано. Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) - демонстрирует осознанное использование музыкального тематического материала; - способен применять его в практической деятельности (восприятие музыки, вокальная работа), но иногда с помощью учителя; - проявляет желание к творческой самостоятельности; - стремится применять приобретенные знания и умения в практической музыкальной деятельности; - в суждениях присутствуют интересные аналогии, ассоциации. |
Удовлетво-рительно | 3 | Художественно-теоретические знания Учащийся (учащаяся) - в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает суть музыкального материала; - формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении. Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями музыкальной культуры. Восприятие музыкального искусства Учащийся (учащаяся) - не проявляет интереса к восприятию музыкальных произведений; - может воспринимать и интерпретировать только определенную часть тематического музыкального материала; - не умеет самостоятельно анализировать музыкальные произведения, делать сравнения, выводы; - умение анализировать музыкальное произведение сводится к его пересказу описанию; - не выражает личное отношение к музыкальным явлениям, или оно выражается констатацией позиции: «нравится – не нравится». Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) - слабо владеет определенной сформированной системой музыкальных навыков - не имеет желания проявлять самостоятельность в творческой деятельности, самовыражении; - нуждается в периодической теоретической и практической помощи учителя |
Неудовлетво-рительно | 2 | Художественно-теоретические знания Учащийся (учащаяся) - демонстрирует недостаточное, поверхностное знание музыкального материала; - нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы. - не может самостоятельно оценить музыкальные факты; - демонстрирует недостаточно сформированные навыки вокальной подготовки, имеются отклонения от исполнительских норм, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке; - в общих словах и сбивчиво анализируетмузыкальные произведения, не приводит конкретные примеры музыкальных явлений. Восприятие музыкального искусства Учащийся (учащаяся) - малоэмоционален; - имеет низкий уровень восприятия музыкальных образов; - воспринимает и воспроизводит отдельные фрагменты музыкальных произведений с конкретным образно-художественным содержанием, однозначно их характеризует; - не высказывает личного отношения к музыкальным явлениям; - отсутствует умение анализировать произведения; - в ответах не устанавливаются даже несложные реальные связи и зависимости. Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) - имеет элементарные навыки и умения творческой музыкальной деятельности; не может сосредоточиться при выполнении практической работы; - не справляется с поставленной целью урока; - требует постоянно теоретической и практической помощи учителя. |
Плохо | 1 | Художественно-теоретические знания Восприятие музыкального искусства Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) выявляет полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала, не может ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Не выполняет практическую работу. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя. |
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Учебно-методические пособия для учителя
1. «Музыка», 1 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М., «Просвещение», 2012 г.
2. «Музыка», 2 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М., «Просвещение», 2012 г.
3. «Музыка», 3 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М., «Просвещение», 2012 г.
4. «Музыка», 4 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М., «Просвещение», 2013 г.
Научно-методические пособия для учителя
1. Восприятие – как одна из проблем современного музыкознания. Уральск, 27-29 мая 2009 г. Статья на Межд. научно-практ. конференцию «Музыкально-педагогическое наследие ГарифоллыКурманалиева».
2. Феномен диалога в контексте взаимодействия культур Востока и Запада. Красноярск, 2010. Международная научная конференция «Искусство в прошлом и настоящем» (9-10 апреля 2010 г.).
3. Ширяева Н.С. Праздники народного творчества в школе // Воспитание музыкой / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М., 1991.
4. Энциклопедический музыкальный словарь. - М., 1990.
5. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству // Азбука музыкально-творческого саморазвития (Серия "У тебя все получится"). - М., 1997.
6. Франио Г.Я., Лифиц И.В. Методическое пособие по ритмике. - М., 1987.
7. Фриман Дж. Как развить таланты ребенка. - М., 1995.
8. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. - М., 1988.
9. Медушевский В.В. Стиль в музыке // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. - М., 1993.
10. Медушевский В.В. Музыкальный жанр // Там же.
11. Жарова Л.М. Начальный этап обучения хоровому пению // Работа с детским хором: Сборник статей. - М., 1981.
12. Идеи эстетического воспитания: В 2т. - М., 1973.
13. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М., 1989.
14. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательных школ. I -III классы. - М., 1980.
15. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое: Книжка о музыке. - М., 1976.
16. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. - 1987. - № 4.
17. Кадобнова И.В., Критская Е.Д. Музыка в движении // Музыка в школе. - 1984. -№ 2.
18. Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр Л.В. Шестилетние дети и музыка // Воспитание музыкой / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М., 1991.
19. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. - М., 1994.
20. Кочнева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь. - Л., 1986.
21. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. - М., 1999.
22. Кошмина И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.П. Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2000.
23. Красотина Е.А. Хороведение. - М., 1986.
24. Курс теории музыки / Под общ. ред. А.Л. Островского. - М., 1978.
25. Лифиц И. Ритмика. - М., 1992.
99
26. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методика работы с учебниками "Музыка". 1-4 классы. - М.: Просвещение. - 177 с.
Информационно-справочные пособия для учителя
1. http://www.uchportal.ru/
2. http://nsportal.ru/
3. http://meta-music.ru/
4. http://iso-muzika.ucoz.ru/
5. http://musicteach.ucoz.ru/
Учебно-методические материалы должны регулярно пополняться новыми образовательными ресурсами, средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), расширяющими образовательное пространство урока и способствующими повышению познавательной активности детей, их творческому самовыражению.
22