МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«специализированная гуманитарная школа № 65 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол от «__» __________ № ______ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________________Л.М.Козлицкая «__» _____________ 2020г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _____________И.И.Сушков «__» _____________ 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Технология»
начального общего образования
Базовый уровень
2 класс
на 2020-2021 учебный год
Составитель рабочей программы:
Учитель высшей категории, учитель - методист
А.Н.Царук
Донецк
2020г.
I.Пояснительная записка
Примерная программа по учебному предмету «Технология» составлена на основании
Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);
Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП,
в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года, с учетом учебно-методического комплекса " Линия УМК Е. А. Лутцевой. Технология (1-4), Рабочим учебным планом образовательной организации (утвержденным приказом по школе от 31.08.2020 № 91).
В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, личностно ориентированный, метапредметный, культурологический подходы. Учебный предмет «Трудовое обучение» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Государственный образовательный стандарт начального общего образования в рамках предметной области «Технология» определяет, что предметные результаты освоения учебного предмета «Трудовое обучение» должны быть ориентированы на формирование первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий, о многообразии предметов материальной культуры как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о материалах и их свойствах, о конструировании, моделировании.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе трудовому обучению должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.
Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.
Предметно-практическая творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение.
Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств, как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им объектов материального мира. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: наблюдение, размышление и практическая реализация замысла.
Задачи изучения дисциплины:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологии использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений; развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
усвоение правил техники безопасности;
использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно - конструкторских задач.
Содержание предмета «ТЕХНОЛОГИЯ» определяется следующими составляющими линиями:
ручная техника обработки материалов;
техническое творчество;
декоративно-прикладное искусство и самообслуживание
В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Программа построена согласно положениям:
Учебный материал дифференцируется по видам деятельности (сгибание, складывание, резание, лепка и т.д.) и конструкторскими материалами (бумага, картон, пластилин, природные и искусственные материалы и др.), которые усложняются в каждом классе в зависимости от наглядно-предметных характеристик изготовления изделий (по шаблону на плоскости, по шаблону на плоскости с элементами творчества; объёмные, объёмные с элементами творчества).
Виды практической деятельности дифференцируются в течение учебного года в зависимости от календарных праздников (государственных и религиозных), краевых традиций и обычаев, которые усложняются в каждом классе через подборку объектов труда и с учётом возрастных особенностей учащихся.
При составлении программы учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
Место учебного предмета в Примерном учебном плане
Содержание курса содержит достаточно материала для его реализации с 1-го по 4-й класс в рамках предмета технологии – 1час в неделю в каждом классе. Общий объём учебного времени составляет 33 часа в год в 1-м классе, по 34 часа в год во 2-4 классах. Занятия могут проводиться как учителем технологий, так и учителем начальных классов. Содержание курса имеет широкие возможности для его реализации во внеурочное время. Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учёта их индивидуальных особенностей, культурных запросов.
II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематический план
№ раздела | Название разделов | Количество часов |
1 | Художественная мастерская | 9 |
2 | Чертёжная мастерская | 7 |
3 | Конструкторская мастерская | 10 |
4 | Рукодельная мастерская | 8 |
| ИТОГО: | 34 |
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Количество часов на изучение темы | Дата проведения | Примечание |
По плану | По факту |
| | Раздел 1. Художественная мастерская | 9 | | | |
1 | 1 | Повторение. Шаблон. Приёмы рациональной разметки. Что ты уже знаешь? Изготовление изделий из деталей, размеченных по шаблонам. | 1 | 02.09 | | |
2 | 2 | Повторение. Аппликация из геометрических фигур. Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? | 1 | 09.09 | | |
3 | 3 | Какова роль цвета в композиции? Изготовление аппликаций, композиций с разными цветовыми сочетаниями материалов. | 1 | 16.09 | | |
4 | 4 | Какие бывают цветочные композиции? Изготовление композиций разных видов. | 1 | 23.09 | | |
5 | 5 | Как увидеть белое изображение на белом фоне? Изготовление рельефных композиций из белой бумаги. | 1 | 30.09 | | |
6 | 6 | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Изготовление композиций из симметричных бумажных деталей. | 1 | 07.10 | | |
7 | 7 | Можно ли сгибать картон? Как? Изготовление изделий сложных форм в одной тематике | 1 | 14.10 | | |
8 | 8 | Как плоское превратить в объёмное? Изготовление изделий с использованием с разметкой по половине шаблона. | 1 | 21.10 | | |
9 | 9 | Как согнуть картон по кривой линии? Изготовление изделий с деталями, имеющими кривые сгибы, с разметкой по половине шаблона. | 1 | 11.11 | | |
| | Раздел 2. Чертёжная мастерская | 7 | | | |
10 | 1 | Что такое технологические операции и способы? Изготовление изделий с деталями, сложенными пружинкой. | 1 | 18.11 | | |
11 | 2 | Что такое линейка и что она умеет? Построение прямых линий и отрезков. Измерение отрезков. Измерение сторон геометрических фигур. | 1 | 25.11 | | |
12 | 3 | Что такое чертёж и как его прочитать? Изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам. | 1 | 02.12 | | |
13 | 4 | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Изготовление деталей с плетёными деталями. | 1 | 09.12 | | |
14 | 5 | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Изготовление изделий с основой прямоугольной формы с помощью угольника по их чертежам. | 1 | 16.12 | | |
15 | 6 | Можно ли без шаблона разметить круг? Изготовление изделий с круглыми деталями, размеченными с помощью циркуля. | 1 | 23.12 | | |
16 | 7 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Изготовление изделий из кругов, размеченных с помощью циркуля, и частей кругов, из деталей прямоугольных форм. | 1 | 13.01 | | |
| | Раздел 3. Конструкторская мастерская | 10 | | | |
17 | 1 | Какой секрет у подвижных игрушек? Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу качения детали. | 1 | 20.01 | | |
18 | 2 | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу вращения. | 1 | 27.01 | | |
19 | 3 | Ещё один способ сделать игрушку подвижной. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу марионетки – «дергунчик». | 1 | 03.02 | | |
20 | 4 | Что заставляет вращаться винт-пропеллер? Изготовление изделий, имеющих пропеллер, крылья (мельница). | 1 | 10.02 | | |
21 | 5 | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? Изготовление модели самолёта. Сборка щелевым замком. | 1 | 17.02 | | |
22 | 6 | День Защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Изготовление изделия на военную тематику | 1 | 24.02 | | |
23 | 7 | Как машины помогают человеку? Изготовление моделей машин по их развёрткам. | 1 | 03.03 | | |
24 | 8 | Поздравляем женщин и девочек. Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейке или угольнику. | 1 | 10.03 | | |
25 | 9 | Что интересного в работе архитектора? Изготовление макета родного города | 1 | 17.03 | | |
26 | 10 | Представление о работе архитектора, об архитектуре. Изготовление макета города мечты. | 1 | 31.03 | | |
| | Раздел 4. Рукодельная мастерская | 8 | | | |
27 | 1 | Какие бывают ткани? Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков, синтепона). | 1 | 07.04 | | |
28 | 2 | Какие бывают нитки. Как они используются? Изготовление изделий, частью которых является помпон. | 1 | 14.04 | | |
29 | 3 | Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Изготовление изделий, требующих наклеивание ткани на картонную основу. | 1 | 21.04 | | |
30 | 4 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Изготовление изделий с вышивкой крестом | 1 | 28.04 | | |
31 | 5 | Компьютер. Правила набора текста. Поиск информации в Интернете. Способы поиска. Практическая работа «Ищем информацию в Интернете» | 1 | 05.05 | | |
32 | 6 | Комплексная проектная работа (по всем видам деятельности) | 1 | 12.05 | | |
33 | 7 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. | 1 | 19.05 | | |
34 | 8 | Изготовление изделий, размеченных по лекалам и соединённых изученными ручными строчками | 1 | 26.05 | | |
III. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Оценки выставляются со II класса за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт, определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними.
Оценка деятельности учащихся на уроке
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.
Оцениваются:
• качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом;
• степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя);
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его личным творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.
I. Выполнение изделия в целом.
Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
Оценка «3» выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделий.
За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой.
Изделие с нарушением, конструкции, не отвечающей его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.
II. Отдельные технологические операции
Оценка «5» выставляется за точность выполнения различных видов разметки, раскроя материалов; правильность сгибания; выполнение равномерных стежков; точность выполнения изделия из деталей конструктора соответственно образцу или рисунку; экономное и рациональное использование материалов. Инструментов в зависимости от их назначения; умение составить план работы по наводящим вопросам (II класс), самостоятельно составлять план после коллективного анализа конструкции изделия (III класс), составить план после самостоятельно анализировать изделие (IV класс); умение продемонстрировать изделие в действии (II класс), с объяснением (III -IV классы).
Оценка «4» выставляется, если учащийся при разметке допустил неточность (до 3мм), при раскрое - отклонение от линии разметки на 1 мм, нерационально использовал материал; порядок на рабочем месте соблюдал после напоминания учителя; составил план работы по наводящим вопросам учителя (II класс) вместе с учителем (III класс), самостоятельно составил план предстоящей работы с 1 ошибкой (IV класс).
Оценка «3» выставляется, если учащийся при разметке допустил неточность: от 3мм до 10 мм во II классе, от 2 мм до 5 мм в III классе, до 5 мм в IV классе;
неэкономно использовал материал (II класс), нерационально использовал материал и инструменты (III класс), соблюдал порядок на рабочем месте только с напоминанием учителя;
при составлении плана работы по наводящим вопросам учителя допустил 3 логические ошибки (II класс), при составлении плана работы вместе с учителем допустил 3 логические ошибки (III класс), при самостоятельном составлении плана работы изготовления изделий допустил 2 логические ошибки (IV класс).
Для объективности оценки знаний и умений учащихся необходимо вести учёт усвоения программных требований каждым ребёнком. Примерная схема учёта программных знаний и умений для I класса приводится ниже. По аналогии учитель может составить схему и для II-IV классов.
Оценка может быть объективной в том случае, если учитель планирует опрос и наблюдения за учащимися
В плане урока он записывает фамилии 3-4 учащихся, за которыми будет наблюдать, как они соблюдают порядок на рабочем месте в течение всего урока;
3-4 учащихся, у которых проверит умения точно размечать детали на материале, у 3-4 учащихся, - умения правильно и точно резать но линиям разметки.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Рекомендуемое информационно-методическое обеспечение № п/п | Авторы | Название | Издательство |
1 | Лутцева Е. А., Зуева Т. П. | Технология. Учебник. 1 -4 класс. | Москва «Просвещение» |
2 | Лутцева Е. А., Зуева Т. П. | Технология. Рабочая тетрадь. 1 -4 класс. | Москва «Просвещение» |