СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по предмету География

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • планируемых  результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • общих и предметных положений Фундаментального ядра  содержания общего образования;
  •  примерной программы по географии;
  • рабочей программы «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии».   Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов,  И. В. Душина, Л. Е. Савельева,  издательство «Дрофа» . 2012 г. Адрес в интернете  www.drofa.ru.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

 Курс «География. Землеведение. 5класс » - курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле – картографии, геологии, географии, почвоведения, страноведения.  Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценостнного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
  • формирование представлений о структуре, развитии во  времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном, и локальном уровнях;
  • развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
  • развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
  • развитие специфических географических и общеучебных умений;

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету География»

Номер

урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во ча

сов

Даты проведения

Материально-техническое оснащение

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия

план

факт


Введение

1





1.

Что изучает география.


1



физическая карта полушарий, атласы, контурные карты, календари погоды,

интернет-ресурсы,

ПК, электронное приложение к учебнику

Осознание ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. (Л)

Формирование представления о географической науке ее роли в освоении планеты человеком. (П)


Раздел I. Накопление знаний о Земле

5





2.

Познание Земли в древности.


1



карта древних государств Европы и Востока, атлас, карта Великих географиче-ских открытий, электронное приложение к учебнику

Создавать историко-географические образы, о территориях и границах. (Л)

Анализировать, обобщать и использовать географическую информацию. Овладение основами картографической грамотности (П).


3.

Великие географические открытия.


1



карта Великих географических открытий атласы, электронное приложение к учебнику

Создавать историко-географические образы, о территориях и границах. (Л)

Анализировать и обобщать географическую информацию

Поиск информации (в интернете и других источниках) (П)

Обсуждение значения географических открытий (К)

4.

Открытие Австралии и Антарктиды.


1



карта Великих географических открытий, атласы, электронное приложение к учебнику

Создавать историко-географические образы, о территориях и границах. (Л)

Анализировать и обобщать географическую информацию. Поиск информации (в Интернете и других источниках) (П)

Обсуждать значения путешествий. (К)

5.

Современная география.

П. р.№ 1.Работа с электронными картами.

1



космические снимки, электронные карты, атласы, электронное приложение к учебнику









Осознание целостности географического знания. (Л)

Использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации (П)

Высказывать мнения об их значении, возможности использования (К)

6.

Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»

1




карточки с тестовыми заданиями

Осознание целостности географического знания (Л)

Анализировать и обобщать географическую информацию (П).


Раздел II. Земля во Вселенной

7





7.

Земля и космос.


1



таблица «Планеты Солнечной системы», атласы, карта звездного неба, атласы, электронное приложение к учебнику

Осознание ценности географического знания. (Л)

Представление в различных формах географической информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентировочных задач.(П)

Участие в принятии коллективного решения. (К).

Составление плана и алгоритма исследования изучаемого вопроса (Р)

8.

Земля – часть Солнечной системы.


1



таблица «Планеты Солнечной системы»,

картины Солнечной системы, физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику

Осознание ценности географического знания. (Л)

Определение и сравнение качественных и количественных показателей, географических объектов (Р)

Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам. (П) Составление «космического адреса» планеты Земля.(П) Вычисление площадей материков и океанов. (П) Описание уникальных особенностей Земли как планеты.(П)

9.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей.


1



картины Солнечной системы, физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику

Создание образа историко-географического образа. (Л)

Анализ и обобщение географической информации (П)

Умение ставить учебную задачу. (Р)

Взаимодействие и вступление в сотрудничество со сверстниками. (К)

10.

Осевое вращение Земли.


1



теллурий, таблица «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси», электронное приложение к учебнику

Осознание ценности и практического применения географических знаний. (Л)

Овладение практическими умениями использования приборов. (Р)

Моделирование географических объектов и явлений при помощи компьютерных программ (К)

Анализ, обобщение и интерпретация географической информации (П)

11.

Обращение Земли вокруг Солнца.


1



теллурий, атласы, электронное приложение к учебнику

Овладение практическими умениями использования приборов (П)

Планирование процесса составления моделей географических объектов и явлений при помощи компьютерных программ (Р)

Умение распределять роли в группе для решения учебной задачи. (К)

Осознание ценности и практического применения географических знаний. (Л)

12.

Форма и размеры Земли.


1



глобус

атласы, электронное приложение к учебнику

Создание географического образа земли и её формы (Л).

Самостоятельно получать информацию из различных источников, сравнивать полученную информацию. (П)

Умение дискутировать, выдвигать аргументы и контраргументы. (К)

Составление плана учебных действий. (Р)

13.

Итоговый урок по разделу

«Земля во Вселенной».

П. р.№ 2.

Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

1



атласы, карточки с тестовыми заданиями,

карта звездного неба, электронное приложение к учебнику

Умение организовать самостоятельную деятельность по работе над проблемой (Р)

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К).

Представление в различных формах географической информации. (П)

Осознание себя как жителя планеты Земля.(Л)


Раздел III. Географические модели Земли.

10





14.

Ориентирование на земной поверхности. Ориентирование по местным признакам.


1



топографическая карта, компасы,

атласы, электронное приложение к учебнику

Осознание необходимости изучения окружающего мира. (Л)

Овладение практическими умениями использования приборов (П).

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. (К)

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. (Р)

15.

Изображение земной поверхности.

1



топографическая карта, компасы,

атласы, электронное приложение к учебнику

Осознание необходимости изучения окружающего мира. (Л)

Умение ставить цели и задачи под руководством учителя. (Р)

Анализ, обобщение и интерпретация географической информации. (П)

Осуществление сотрудничества при работе со сверстниками. (К)

16.

Масштаб и его виды.


1



топографическая карта, атласы, электронное приложение к учебнику

Определение масштаба по карте (П)

Осуществление сотрудничества при работе в группах по определению масштаба (К)

Работа с поставленной учителем задачей (Р).

Осознание практической значимости географических знаний (Л).

17.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах.


1



топографическая карта, физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику

Осознание необходимости изучения окружающего мира. (Л)

Анализ, интерпретация географической информации и использование ее для повседневной жизни. (П)

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К).

Выработка последовательности действий при решении практических задач. (Р)

18.

Планы местности и их чтение.


1



топографическая карта, физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику

Знание географических особенностей своей местности (Л)

Составление задачи и выработка плана её выполнения. (Р)

Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек. (П)

Умение работать в группе, распределять роли (К)

19.

П. р. № 3.

Составление плана местности способом глазомерной полярной съёмки.

1



компасы, рулетки


Знание географических особенностей своей местности. (Л)

Овладение практическими умениями использования приборов глазомерной съемки (П).

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К).

Составление задачи и выработка плана её выполнения. (Р)

20.

Параллели и меридианы.


1



глобус, физическая карта полушарий, России,

атласы, электронное приложение к учебнику

Осознание необходимости изучения окружающего мира. (Л)

Овладение практическими умениями работы с с различными видами карт, интерпретировать географическую информацию (П).

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К).

Ставить промежуточные цели с учетом конечного результата. (Р).

21.

Градусная сеть. Географические координаты.

П. р. № 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.


1



глобус, физическая карта полушарий, России,

атласы, электронное приложение к учебнику

Осознание ценности и необходимости полученных знаний в жизни. (Л)

Овладение практическими определениями координат и расстояний по карте (П).

Использование географических знаний для самостоятельной деятельности (Р)

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К)

22.

Географические карты. Определение географических координат своего населенного пункта.


1



Глобус, физическая карта полушарий, России,

атласы, электронное приложение к учебнику

Создание географического образа планеты Земля (Л)

Анализ географической информации, представленной в различной форме.(П)

Умение составлять план и использовать географические знания в самостоятельной деятельности (Р)

Взаимодействие и сотрудничество в группе(К).


23.

Итоговый урок по разделу

«Географические модели Земли»


1



карточки с тестовыми заданиями, физическая карта полушарий, России, атласы, компасы.


Осознание необходимости изучения окружающего мира и практической значимости полученных знаний. (Л)

Составление учебных задач в группе и выработка алгоритма её выполнения (Р)

Вступление в сотрудничество со сверстниками при решении задачи (К)

Различать изученные географические объекты, сравнивать объекты на основе известных характерных свойств. (П)


Раздел IV. Земнаякора.

11





24.

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры.


1



таблица «Внутреннее строение Земли» и «Состав земной коры» атласы, электронное приложение к учебнику

Осознание целостности природы Земли. (Л).

Анализ и обобщение различную географическую информацию о строении земной коры. (П)

Формулирование учебной задачи под руководством учителя (Р)

Умение отстаивать свою точку зрения, вступать в диалог (К)

25.

Разнообразие горных пород.

П. р. № 5.

Определение горных пород и описание их свойств.


1



коллекция минералов и горных пород, набор раздаточных образцов горных пород, атласы, электронное приложение к учебнику

Воспитание бережного отношения к природе. (Л)

Анализ и обобщение географической информации в виде таблицы или схемы (П)

Составление плана решения учебной задачи (Р)

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К)

26.

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.


1



карта «Строение земной коры» атласы, электронное приложение к учебнику

Осознание целостности природы Земли. (Л).

Анализ и обобщение текстовой информации. (ПР) Самостоятельно организовывать взаимодействие в малых группах. (К)


27.

Разнообразие форм рельефа Земли. Рельеф Республики Саха ( Якутия)

1



глобус, физическая карта полушарий,

атласы, электронное приложение к учебнику, карта Краснодарского края (физическая).


Воспитание бережного отношения к природе. (Л)

Анализ и обобщение информации, представленной на физических картах (П)

Разработка алгоритма определения высоты местности (Р)

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К)


28.

Движение земной коры. Землетрясения.


1



глобус, физическая карта полушарий,

атласы, электронное приложение к учебнику

Знание правил поведения при ЧС (Л)

Анализ и обобщение графической и текстовой информации (П)

Умение составлять план работы по изучению землетрясений (Р)

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К)

29.

Вулканизм.


1



карта «Строение земной коры», атласы, электронное приложение к учебнику, физическая карта полушарий, России, атласы, таблица «Типы вулканов».


Знание правил поведения при ЧС (Л)

Поиск и выделение необходимой информации в различных источниках (П)

Умение составлять план отчета по изучению вулканов. (Р)

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)

30.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра.


1



таблица «Внешние силы природы», атласы, электронное приложение к учебнику

Осознание целостности природы Земли. (Л).

Анализ географической информации и представление её в другом виде (рассказ, сказка, эссе об изменении поверхности Земли). (П)

Ставить перед собой задачи и составлять план выполнения. (Р)

Распределение роли в группе для решения задачи (К)

31.

Главные формы рельефа суши.

П. р. № 6.Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.


1



глобус, физическая карта полушарий, России, атласы, электронное приложение к учебнику

Создание географического образа территории (Л)

Преобразовывать практическую задачу в познавательную (Р)

Анализ географической информации (П)

Организация взаимодействия со сверстниками (К)

32.

Рельеф дна океанов.


1



карта Мирового океана, карта «Строения земной коры», атласы, электронное приложение к учебнику

Создание географического образа территории (Л)

Преобразование практической задачи в познавательную (Р)

Анализ данных карты океанов, выполнение определенных задач по определению глубин, сравнение рельефа дна океанов. (П)

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К)

33.

Человек и земная кора.


1



физическая карта полушарий,

атласы, электронное приложение к учебнику

Экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе (Л)

Составление плана работы с текстовой информацией. (Р)

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (К)

Применение метода информационного поиска (П)

34.

Итоговый урок по разделу:

«Земная кора»


1



атласы, карточки с тестовыми заданиями


Осознание необходимости изучения окружающего мира. (Л)

Составление плана работы группы над решением проблемной задачи (Р)

Распределение роли в группе (К)

Анализ и интерпретация полученных знаний (П)


Итого:

34

часа



П.р: 6










«ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 5 КЛАСС»

5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

КУРС «ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 5 КЛАСС»

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • планируемых  результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • общих и предметных положений Фундаментального ядра  содержания общего образования;

  •  примерной программы по географии;

  • рабочей программы «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии».   Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов,  И. В. Душина, Л. Е. Савельева,  издательство «Дрофа» . 2012 г. Адрес в интернете  www.drofa.ru.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

 Курс «География. Землеведение. 5класс » - курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле – картографии, геологии, географии, почвоведения, страноведения.  Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценостнного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

  • формирование представлений о структуре, развитии во  времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном, и локальном уровнях;

  • развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

  • развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

  • развитие специфических географических и общеучебных умений;

  • развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.

МЕСТО  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир»,  включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

Данная программа реализуется для учащихся 5 класса. Количество часов в неделю -1 час, в год – 34 часа.

ФОРМИРУЕМЫЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫЕ  УЧЕБНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ:

Программа  содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение  личностных,  метапредметных и предметных  результатов:

 Личностные результаты:

  • Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование УУД (универсальные учебные действия):

Личностные УУД

  • Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности

  • Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • Представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций.

  • Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности

  • Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

  • Уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству.

Регулятивные УУД

  • Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

  • Оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД

  • Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу  и презентацию с помощью технических средств и информации;

  • Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • Давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи;



Коммуникативные УУД

  • Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

  • Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

  • Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны. В том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода, как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющимся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизнь, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде

















Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

“Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа №2”

(с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «город Якутск»




Утверждаю:

Согласовано:

Рассмотрено:

Директор ___________

Семенов А.К.

Зам. директора по УВР: Заболоцкая М.Я

на заседании МО

Протокол № 1


Протокол № 1


Протокол № 1

от “03”сентября 2018г.

от “03”сентября 2018г.

от “03”сентября 2018г.

Председатель МО

Аммосова О.Е.





Календарно-тематическое планирование

по предмету География. 5 класс

на 2018/2019 учебный год



Составлено учителем

Копыриной Лены Иннокентьевны