Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во ча сов | Даты проведения | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия |
план | факт |
| Введение | 1 | | | | |
1. | Что изучает география. | 1 | | | физическая карта полушарий, атласы, контурные карты, календари погоды, интернет-ресурсы, ПК, электронное приложение к учебнику | Осознание ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. (Л) Формирование представления о географической науке ее роли в освоении планеты человеком. (П) |
| Раздел I. Накопление знаний о Земле | 5 | | | | |
2. | Познание Земли в древности. | 1 | | | карта древних государств Европы и Востока, атлас, карта Великих географиче-ских открытий, электронное приложение к учебнику | Создавать историко-географические образы, о территориях и границах. (Л) Анализировать, обобщать и использовать географическую информацию. Овладение основами картографической грамотности (П). |
3. | Великие географические открытия. | 1 | | | карта Великих географических открытий атласы, электронное приложение к учебнику | Создавать историко-географические образы, о территориях и границах. (Л) Анализировать и обобщать географическую информацию Поиск информации (в интернете и других источниках) (П) Обсуждение значения географических открытий (К) |
4. | Открытие Австралии и Антарктиды. | 1 | | | карта Великих географических открытий, атласы, электронное приложение к учебнику | Создавать историко-географические образы, о территориях и границах. (Л) Анализировать и обобщать географическую информацию. Поиск информации (в Интернете и других источниках) (П) Обсуждать значения путешествий. (К) |
5. | Современная география. П. р.№ 1.Работа с электронными картами. | 1 | | | космические снимки, электронные карты, атласы, электронное приложение к учебнику | Осознание целостности географического знания. (Л) Использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации (П) Высказывать мнения об их значении, возможности использования (К) |
6. | Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле» | 1 | | | карточки с тестовыми заданиями | Осознание целостности географического знания (Л) Анализировать и обобщать географическую информацию (П). |
| Раздел II. Земля во Вселенной | 7 | | | | |
7. | Земля и космос. | 1 | | | таблица «Планеты Солнечной системы», атласы, карта звездного неба, атласы, электронное приложение к учебнику | Осознание ценности географического знания. (Л) Представление в различных формах географической информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентировочных задач.(П) Участие в принятии коллективного решения. (К). Составление плана и алгоритма исследования изучаемого вопроса (Р) |
8. | Земля – часть Солнечной системы. | 1 | | | таблица «Планеты Солнечной системы», картины Солнечной системы, физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику | Осознание ценности географического знания. (Л) Определение и сравнение качественных и количественных показателей, географических объектов (Р) Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам. (П) Составление «космического адреса» планеты Земля.(П) Вычисление площадей материков и океанов. (П) Описание уникальных особенностей Земли как планеты.(П) |
9. | Влияние космоса на Землю и жизнь людей. | 1 | | | картины Солнечной системы, физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику | Создание образа историко-географического образа. (Л) Анализ и обобщение географической информации (П) Умение ставить учебную задачу. (Р) Взаимодействие и вступление в сотрудничество со сверстниками. (К) |
10. | Осевое вращение Земли. | 1 | | | теллурий, таблица «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси», электронное приложение к учебнику | Осознание ценности и практического применения географических знаний. (Л) Овладение практическими умениями использования приборов. (Р) Моделирование географических объектов и явлений при помощи компьютерных программ (К) Анализ, обобщение и интерпретация географической информации (П) |
11. | Обращение Земли вокруг Солнца. | 1 | | | теллурий, атласы, электронное приложение к учебнику | Овладение практическими умениями использования приборов (П) Планирование процесса составления моделей географических объектов и явлений при помощи компьютерных программ (Р) Умение распределять роли в группе для решения учебной задачи. (К) Осознание ценности и практического применения географических знаний. (Л) |
12. | Форма и размеры Земли. | 1 | | | глобус атласы, электронное приложение к учебнику | Создание географического образа земли и её формы (Л). Самостоятельно получать информацию из различных источников, сравнивать полученную информацию. (П) Умение дискутировать, выдвигать аргументы и контраргументы. (К) Составление плана учебных действий. (Р) |
13. | Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной». П. р.№ 2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий. | 1 | | | атласы, карточки с тестовыми заданиями, карта звездного неба, электронное приложение к учебнику | Умение организовать самостоятельную деятельность по работе над проблемой (Р) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К). Представление в различных формах географической информации. (П) Осознание себя как жителя планеты Земля.(Л) |
| Раздел III. Географические модели Земли. | 10 | | | | |
14. | Ориентирование на земной поверхности. Ориентирование по местным признакам. | 1 | | | топографическая карта, компасы, атласы, электронное приложение к учебнику | Осознание необходимости изучения окружающего мира. (Л) Овладение практическими умениями использования приборов (П). Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. (К) Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. (Р) |
15. | Изображение земной поверхности. | 1 | | | топографическая карта, компасы, атласы, электронное приложение к учебнику | Осознание необходимости изучения окружающего мира. (Л) Умение ставить цели и задачи под руководством учителя. (Р) Анализ, обобщение и интерпретация географической информации. (П) Осуществление сотрудничества при работе со сверстниками. (К) |
16. | Масштаб и его виды. | 1 | | | топографическая карта, атласы, электронное приложение к учебнику | Определение масштаба по карте (П) Осуществление сотрудничества при работе в группах по определению масштаба (К) Работа с поставленной учителем задачей (Р). Осознание практической значимости географических знаний (Л). |
17. | Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. | 1 | | | топографическая карта, физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику | Осознание необходимости изучения окружающего мира. (Л) Анализ, интерпретация географической информации и использование ее для повседневной жизни. (П) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К). Выработка последовательности действий при решении практических задач. (Р) |
18. | Планы местности и их чтение. | 1 | | | топографическая карта, физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику | Знание географических особенностей своей местности (Л) Составление задачи и выработка плана её выполнения. (Р) Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек. (П) Умение работать в группе, распределять роли (К) |
19. | П. р. № 3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съёмки. | 1 | | | компасы, рулетки | Знание географических особенностей своей местности. (Л) Овладение практическими умениями использования приборов глазомерной съемки (П). Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К). Составление задачи и выработка плана её выполнения. (Р) |
20. | Параллели и меридианы. | 1 | | | глобус, физическая карта полушарий, России, атласы, электронное приложение к учебнику | Осознание необходимости изучения окружающего мира. (Л) Овладение практическими умениями работы с с различными видами карт, интерпретировать географическую информацию (П). Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К). Ставить промежуточные цели с учетом конечного результата. (Р). |
21. | Градусная сеть. Географические координаты. П. р. № 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки. | 1 | | | глобус, физическая карта полушарий, России, атласы, электронное приложение к учебнику | Осознание ценности и необходимости полученных знаний в жизни. (Л) Овладение практическими определениями координат и расстояний по карте (П). Использование географических знаний для самостоятельной деятельности (Р) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К) |
22. | Географические карты. Определение географических координат своего населенного пункта. | 1 | | | Глобус, физическая карта полушарий, России, атласы, электронное приложение к учебнику | Создание географического образа планеты Земля (Л) Анализ географической информации, представленной в различной форме.(П) Умение составлять план и использовать географические знания в самостоятельной деятельности (Р) Взаимодействие и сотрудничество в группе(К). |
23. | Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли» | 1 | | | карточки с тестовыми заданиями, физическая карта полушарий, России, атласы, компасы. | Осознание необходимости изучения окружающего мира и практической значимости полученных знаний. (Л) Составление учебных задач в группе и выработка алгоритма её выполнения (Р) Вступление в сотрудничество со сверстниками при решении задачи (К) Различать изученные географические объекты, сравнивать объекты на основе известных характерных свойств. (П) |
| Раздел IV. Земнаякора. | 11 | | | | |
24. | Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. | 1 | | | таблица «Внутреннее строение Земли» и «Состав земной коры» атласы, электронное приложение к учебнику | Осознание целостности природы Земли. (Л). Анализ и обобщение различную географическую информацию о строении земной коры. (П) Формулирование учебной задачи под руководством учителя (Р) Умение отстаивать свою точку зрения, вступать в диалог (К) |
25. | Разнообразие горных пород. П. р. № 5. Определение горных пород и описание их свойств. | 1 | | | коллекция минералов и горных пород, набор раздаточных образцов горных пород, атласы, электронное приложение к учебнику | Воспитание бережного отношения к природе. (Л) Анализ и обобщение географической информации в виде таблицы или схемы (П) Составление плана решения учебной задачи (Р) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К) |
26. | Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. | 1 | | | карта «Строение земной коры» атласы, электронное приложение к учебнику | Осознание целостности природы Земли. (Л). Анализ и обобщение текстовой информации. (ПР) Самостоятельно организовывать взаимодействие в малых группах. (К) |
27. | Разнообразие форм рельефа Земли. Рельеф Республики Саха ( Якутия) | 1 | | | глобус, физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику, карта Краснодарского края (физическая). | Воспитание бережного отношения к природе. (Л) Анализ и обобщение информации, представленной на физических картах (П) Разработка алгоритма определения высоты местности (Р) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К) |
28. | Движение земной коры. Землетрясения. | 1 | | | глобус, физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику | Знание правил поведения при ЧС (Л) Анализ и обобщение графической и текстовой информации (П) Умение составлять план работы по изучению землетрясений (Р) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К) |
29. | Вулканизм. | 1 | | | карта «Строение земной коры», атласы, электронное приложение к учебнику, физическая карта полушарий, России, атласы, таблица «Типы вулканов». | Знание правил поведения при ЧС (Л) Поиск и выделение необходимой информации в различных источниках (П) Умение составлять план отчета по изучению вулканов. (Р) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К) |
30. | Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. | 1 | | | таблица «Внешние силы природы», атласы, электронное приложение к учебнику | Осознание целостности природы Земли. (Л). Анализ географической информации и представление её в другом виде (рассказ, сказка, эссе об изменении поверхности Земли). (П) Ставить перед собой задачи и составлять план выполнения. (Р) Распределение роли в группе для решения задачи (К) |
31. | Главные формы рельефа суши. П. р. № 6.Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. | 1 | | | глобус, физическая карта полушарий, России, атласы, электронное приложение к учебнику | Создание географического образа территории (Л) Преобразовывать практическую задачу в познавательную (Р) Анализ географической информации (П) Организация взаимодействия со сверстниками (К) |
32. | Рельеф дна океанов. | 1 | | | карта Мирового океана, карта «Строения земной коры», атласы, электронное приложение к учебнику | Создание географического образа территории (Л) Преобразование практической задачи в познавательную (Р) Анализ данных карты океанов, выполнение определенных задач по определению глубин, сравнение рельефа дна океанов. (П) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К) |
33. | Человек и земная кора. | 1 | | | физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику | Экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе (Л) Составление плана работы с текстовой информацией. (Р) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (К) Применение метода информационного поиска (П) |
34. | Итоговый урок по разделу: «Земная кора» | 1 | | | атласы, карточки с тестовыми заданиями | Осознание необходимости изучения окружающего мира. (Л) Составление плана работы группы над решением проблемной задачи (Р) Распределение роли в группе (К) Анализ и интерпретация полученных знаний (П) |
| Итого: | 34 часа | | | П.р: 6 | |
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде