СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по предмету География России. Хозяйство и географические районы. м

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целями изучения географии в основной школе являются:

  1. формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  2. познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
  3.  познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  4. понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития,  значение охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  5. понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  6. глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
  7. выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
  8. формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету География России. Хозяйство и географические районы. м»

Календарно-тематическое планирование учебного материала

по «Географии России» (Хозяйство. Географические районы) в классе

2018 – 2019 учебный год

68 уроков (2 ч/н) 


урока

Тема урока

Практическая

работа

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Д/З

§

Дата


Раздел 4. Хозяйство России – 22 урока.

Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье.

1.

Введение.

Топливно-энергетический комплекс: роль, значение, проблемы.

 

 

Вторичный сектор экономики. Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. Связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

 

Знать состав вторичного сектора экономики

Знать состав и специфику ТЭК. Называть основные проблемы и перспективы его развития. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные.

1



2.

Нефтяная

промышленность.

№1: Краткая характеристика основных нефтяных баз России.

(РТ с. 4-5)

 Роль нефти, газа и угля в современном хозяйстве. Место РФ в мире по их запасам и добыче. Основные современные и перспективные районы добычи. Способы добычи и транспортировки топлива, проблемы освоения основных месторождений. Топливная промышленность и окружающая среда.

 

Знать и показывать на карте крупные месторождения нефти, газа, угля. Важнейшие газо- и нефтепроводы. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов.

2

РТ

з. 2,3



3.

Газовая промышленность.


3



4.

Угольная промышленность.


4



5.

Электроэнергетика

 

 Значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Единая энергосистема страны.

 

Приводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов (ГЭС, ТЭЦ, АЭС, ПЭС)

5



6.

Металлургия.

География черной металлургии.

№2: Характеристика двух металлургических баз 

 

 

 Состав, значение, связь с другими комплексами. Классификация конструкционных материалов.

Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических предприятий. Типы предприятий черной металлургии. Металлургические базы.

 

 

 

Приводить примеры конструкционных материалов.

Показывать на карте металлургические базы и их крупнейшие центры. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз.

6



7.

Цветная металлургия.

 

 

 География легких и тяжелых металлов. Факторы размещения предприятий. Металлургия и охрана природы.

Показывать на карте центры по выплавке цветных металлов и объяснять факторы их размещения. Определять меры по сохранению природы.

7



8.

Химическая промышленность, ее состав и отличительные особенности.


 Состав и значение отрасли в экономике страны. Специфичность ХП. Значение химизации.

 

Знать специфику ХП, важнейшие центры .Приводить примеры по сохранению природы.

8



9.

География химической промышленности.

 №3. Краткая характеристика основных районов с развитой химической промышленностью.

 Группировка отраслей ХП, особенности их размещения. Химические базы. ХП и экологические проблемы.

 

Анализировать экономическую карту, показывать основные химические базы и главные центры. Составлять характеристику баз, используя различные источники географической информации.

9



10.

Лесная промышленность.

 

 

Состав, место и значение ЛП в хозяйстве страны. Основные производства и факторы их размещения. Лесопромышленные комплексы и охрана природы. 

Объяснять факторы размещения основных производств, показывать на карте главные центры и лесопромышленные комплексы

10





11.

Машиностроение. Его роль, значение и проблемы развития.

 

№4: Определение закономерностей в размещении отраслей МШ.

 Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. 

 Факторы размещения МШ предприятий. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии.

 

Объяснять роль МШ в современной экономике страны.

Показывать главные районы и центры наукоемкого, трудоемкого, металлоемкого МШ и объяснять факторы их размещения.

11

 


12.

Пищевая промышленность.

 

 

Состав, место и значение в хозяйстве страны. Группировка отраслей по характеру использования сырья, география важнейших отраслей. Проблемы ЛгП и ПП в России.

 

 

Знать специфику отраслей ЛгП и ПП, географию размещения основных отраслей и центров

12



13.

Легкая промышленность.


12



14.

Обобщение и закрепление знаний по теме.







Третичный сектор экономики – сфера услуг.

15.

Состав и значение сферы услуг.

 

 Состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике РФ и проблемы его развития.

 

Приводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы его развития.

13



16.

Роль и значение транспорта.

 

 Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития.

 

Знать различные виды транспорта, их преимущества и недостатки. Показывать важнейшие Ж/Д магистрали и узлы.

14



17.

Сухопутный

транспорт.


Особенности водного транспорта и его значение в экономике стр.. Проблемы морского транспорта РФ. Крупнейшие порты. Преимущества и недостатки других видов транспорта. Связь и ее роль в период развития НТР.

Знать и показывать на карте океанические бассейны, крупные порты, Северный морской путь, основные судоходные речные пути, транспортные пути.

15



18.

Водный

транспорт.


16



19.

Авиационный и трубопроводный транспорт. Связь.


17



20.

Наука.

 





Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в РФ.



Объяснять значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия обеспечения россиян жильем, значение для экономики РФ развития рекреационного хоз-ва.

18



21.

Жилищное и рекреационное хозяйство.

 

19



22.

Обобщение и закрепление знаний по теме: «Третичный сектор экономики – сфера услуг»









Раздел 5. География крупных регионов России - 46 уроков

Районирование России.

23.

Зачем районировать территорию страны?


 Районирование РФ, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Зоны России: основная зона хозяйственного освоения, зона севера; их особенности и проблемы.

 

Объяснять значение районирования и зонирования России. Приводить примеры экономических районов, федеральных округов.

20

















Европейская Россия (Западный макрорегион)



24.

Общая характеристика Европейской России.

 

 

 

 Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий и ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

 

 

Давать оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения.

21





25.

Европейский Север. Географическое положение.

 

 Состав района. Специфика геополитического, эколого-географического положения и его влияние на формирование района.

 

Давать оценку влияния географического положения района на природу, заселение и развитие хозяйства.

22



26.

Природа Европейского Севера.

 №5 Сравнение природы двух частей района.

 Внутренние различия природы района: Кольско-Карельская и Двино-Печорская части, формирование их природы. Природные ресурсы и их использование. Европейский север – лесной край. Моря ЕС.

 

Сравнивать характеристики двух частей района.

Анализировать физическую карту87, показывать главные объекты.

23



27.

Население и хозяйственное освоение Европейского Севера.


Влияние историко-географического фактора на население и его традиции, культуру и хозяйственное освоение района. Современное население, размещение, структура, демографические проблемы  

Приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, их хозяйственную деятельность.

24



28.

Хозяйство Европейского Севера.


Влияние историко-географического фактора на население и его традиции, культуру и хозяйственное освоение района. Современное население, размещение, структура, демографические проблемы. 


 25



29.

Северо-Западный район. Географическое положение.

 

 

 Состав района. Особенности географического, экономико-географического, геополитического положения и их влияние на формирование района на разных этапах развития.

Давать оценку географического положения района для формирования и развития.

26



30.

Природа Северо-Запада.

 

 Специфика природы района. Действие оледенения. Природные ресурсы, их размещение и использование.

 

Объяснять специфику природы района.

27



31.

Население и хозяйственное освоение Северо-Запада.

 

 Северо-Запад – район древнего заселения. Качество жизни населения.

 

Роль городов в размещении населения и формирования культуры

28



32.

Хозяйство Северо-Запада.

 

 Историко-географические этапы в развитии хозяйства района. Современная специализация, ведущие отрасли хозяйства и их главные центры. Место и роль района в хозяйстве страны. Экономические, социальные и экологические проблемы. СЭЗ «Янтарь».

Приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на экономической карте.

29



33.

Географические особенности

С.-Петербурга.


 Санкт-Петербург – северная столица РФ:. С-П агломерация.

 

Составлять характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.




34.

Центральная Россия. Географическое положение.

 

 Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в различное время. Столичное положение. Изменение геополитического положения р-на после распада СССР.

 

Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района.

30



35.

Природа Центральной России.

 

 Особенности природы и природные ресурсы ЦР, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. ЦР – ядро формирования русского народа. Качество жизни насел., демографические проблемы.

 

 

 

Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы.

31



36.

Население и хозяйственное освоение Центральной России.

 

32



37.

Московская столичная агломерация.

 

 Москва – столица Российской Федерации, представитель России на мировой арене. Москва – крупнейший транспортный узел РФ.

Сравнительная характеристика Москвы и Санкт-Петербурга.




38.

Хозяйство Центральной России.

№6 Географический маршрут по достопримечательным местам Центральной России


Составлять характеристику территории, используя различные источники информации и формы ее представления.

33




 Наукоемкая специализация района. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в сельском хозяйстве. Проблемы и перспективы развития хозяйства.

 



39.

Европейский Юг. Географическое положение.

 

Состав района. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Историко-географические этапы развития района. Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения. 

Объяснять уникальность района, достоинства и сложность географического положения района, роль ЕЮ в геополитических интересах России. Устанавливать связи между отдельными компонентами природы. Выявлять условия для рекреационного хозяйства на СК, пользоваться различными источниками информации.

34



40.

Природа Европейского Юга.

 №7 Характеристика природы разных частей Северного Кавказа

35



41.

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга.

 

Численность населения. Основные проблемы естественного прироста. Самый многонациональный район. Структура населения, традиции, культура, промыслы коренных народов. Казачество. Проблемы, связанные с национальным государственным устройством, межнациональные проблемы. Качество жизни населения. 

Объяснять причины многочисленности и многонациональности населения района. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды и ее влияние на формирование культуры народов.

36



42.

Хозяйство Европейского Юга.


 Европейский Юг – здравница и житница страны. Важнейшие отрасли хозяйства и их главные центры. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Экологические проблемы

 

Объяснять специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в географическом разделении труда. Приводить примеры основных экономических, экологических и социальных проблем района, объяснять их причины.

37



43.

Поволжье. Географическое положение.

 

Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района. Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы и природные зоны.




Знать: состав района, этапы и факторы формирования района. Уметь: составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определять по картам природные ресурсы района.

38








44.

Природа Поволжья.

 

39



45.

Население и хозяйственное освоение Поволжья.


Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни. 

 

Знать: историю заселения района, особенности размещения населения.

Уметь: показывать по карте крупные города.

40



46.

Хозяйство Поволжья.


География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Внутренние природно-хозяйственные различия. 

 

Знать: географию важнейших отраслей хозяйства и их различие. Уметь: определять по картам основные с/х районы и сравнивать их.

41



47.

Урал. Географическое положение.

 

Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района. 

 

Знать: состав района, особенности географического положения, этапы формирования. Уметь: определять ГП района.

42



48.

Природа Урала.

 

Специфика природы Урала: рельеф, климат, природные зоны и природные ресурсы. 

 

Знать: специфику природы Урала. Уметь: называть и показывать формы рельефа, объяснять различия в природе Урала.

43



49.

Население и хозяйственное освоение Урала.

 

 Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни.

 

Знать: территориальную структуру агломераций, особенности размещения. Уметь: объяснять этническую пестроту и проблемы населения

44



50.

Хозяйство Урала.

Практическая работа №8. Комплексная характеристика Урала по плану 

Комплексная характеристика Урала по плану 

Знать: географию важнейших отраслей хозяйства. Уметь: объяснять проблемы развития хозяйства региона.

45



51.

Обобщение и закрепление знаний по теме: «Европейская Россия»


 





Азиатская Россия (Восточный макрорегион)

52.

Азиатская Россия. Географическое положение.


 Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения

. Знать: особенности ГП Азиатской России. 

Уметь: показывать по карте районы Азиатской России.

46

Практ.

Раб. №9



53.

Западная Сибирь. Географическое положение.

 

 Состав района. Особенности ГП. Этапы формирования района.

 

Знать: состав района, факторы формирования района.

Уметь: определять по картам ЭГП Западной Сибири.

47



54.

Природа Западной Сибири.

 

 Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные ресурсы.

 

Знать: своеобразие природы западной Сибири.

Уметь: показывать и отличать на картах природные ресурсы Западной Сибири.

48



55.

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.

 

 Системность, естественный прирост, миграции. Национальный состав, культура.

 

Знать: особенности размещения населения. Уметь: показывать по карте крупные города.

49



56.

Хозяйство Западной Сибири.

Практическая работа №10.Характеристика специфики хоз-ва главной топливной базы Западной Сибири по плану.

 География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации

 

Знать: отрасли специализации района. Прогнозировать: развитие хозяйства в будущем

50



57.

Восточная Сибирь. Географическое положение.


 Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования района.

 

Знать: состав района, особенности ЭГП. Уметь: оценивать особенности ГП района. Прогнозировать: развитие хозяйства в будущем.

51



58.

Природа Восточной Сибири.

 

 Специфика природы: рельеф, геологическое строение, климат, природные зоны, природные ресурсы.

 

Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать обеспеченность природными ресурсами и работать с к/к.

52



59.

Население и хозяйственное освоение Восточной Сибири.


 Специфика расселения, численность, естественный прирост, миграции. Традиции и культура.

 

Знать: влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Уметь: определять по картам особенности размещения населения.

53



60.

Хозяйство Восточной Сибири.


География важнейших отраслей хозяйства, особенности территориальной организации. Географические аспекты основных экономических проблем региона. 

 

Знать: специфику размещения отраслей хозяйства района.

Уметь: давать оценку природным ресурсам края.

54



61.

Дальний Восток. Географическое положение.

 

 Состав района. Особенности ЭГП и геополитического положения района. Основные факторы формирования района

 

Знать: состав района и уникальность ЭГП.

Уметь: прогнозировать развитие экономики района.

55



62.

Природа Дальнего Востока.

 

 Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, ПЗ и природные ресурсы.



 

 Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать природные ресурсы и обозначать их на к/к.

56



63.

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.

 

 Численность, естественный прирост, миграции. Традиции и культура.

 

Знать: этапы заселения района, традиции и культуру народов. Уметь: объяснять неравномерное размещение населения.

57



64.

Хозяйство Дальнего Востока.

Практическая работа №11 Оценка специфики географического положения региона

 

 Роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства.

Знать: отраслевой состав района и ведущие отрасли хозяйства. Уметь: объяснять основные проблемы района и пути их решения.

58



65.

Обобщение и закрепление знаний по теме: «Азиатская Россия»







66.

Россия в мировой экономике.

Россия и Ближнее зарубежье.


 Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России.

 

Знать: место РФ в мире по уровню экономического развития, главных внешнеэкономических партнеров страны. Уметь: приводить примеры сотрудничества России со странами СНГ, называть и показывать страны СНГ.

конспект



 67, 68

Резерв

 

 

 

 

 


 


















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целями изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 238 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования.

В том числе:

в VI классе — 34 часа, из расчета 1-го учебного часа в неделю;

в VII, VIII и IX классах —из расчета 2-х учебных часов в неделю.



Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.



Предметными результатами освоения

выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

  • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

  • умение работать с разными источниками географической информации;

  • умение выделять, описывать, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • картографическая грамотность;

  • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

  • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать последствия;

  • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

  • умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

















Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

“Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа №2”

(с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «город Якутск»



Утверждаю:

Согласовано:

Рассмотрено:

Директор ___________

Семенов А.К.

Зам. директора по УВР: Заболоцкая М.Я

на заседании МО

Протокол № 1


Протокол № 1


Протокол № 1

от “03”сентября 2018г.

от “03”сентября 2018г.

от “03”сентября 2018г.

Председатель МО

Аммосова О.Е.






Календарно-тематическое планирование

по предмету География России. Хозяйство и географические районы. 9класс

на 2018 /2019 учебный год




Составлено учителем

Копыриной Лены Иннокентьевны