СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по предмету "Родная литература" 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В пятом классе появился новый предмет "Родная литература". В разработке представлено поурочное планирование.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету "Родная литература" 5 класс»

Календарно-тематическое планирование в 5 классе по предмету «Русская (родная) литература»



п/п

Тема урока

Основное содержание

Дата

1

Введение

Родная литература как культурный символ России.



Устное народное творчество (4+1)


2

Русские народные сказки. «Василиса Премудрая»


Виды русских народных сказок. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Нравственная проблематика русских сказок. Отражение народной мудрости в сказках, отношение народа к беде и радости, злу и добру, жизни и судьбе.



3

«Солдатская загадка»

Виды русских народных сказок. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Нравственная проблематика русских сказок. Чтение сказки по ролям. Пересказ.


4

«Сердитая барыня»

Виды русских народных сказок. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Нравственная проблематика русских сказок. Отражение народной мудрости в сказках, отношение народа к беде и радости, злу и добру, жизни и судьбе.



5

«Откуда ветер дует»

Выполнение заданий по сказке. Ответы на вопросы. Определение признаков сказки.


6

РР Сочинение «Зло и добро в сказке»




Из литературы ХIХ века (6)


7-8

К. Д. Ушинский Сказки и рассказы для детей (по выбору учителя).



Слово о писателе и педагоге. «Логика природы» в познавательных рассказах Ушинского. Расширение представлений учащихся о мире и человеке.



9-10

Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».

Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.



11-12

В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?». Тема труда в сказке. Идейно-художественный смысл сказки.

Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение.


Поэзия ХIХ века о родной природе (4)


13

П.А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег».





Краткие сведения о поэте. Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя. Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов.

Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы.


14

Н.М. Языков. Стихотворение «Родина».





Краткие сведения о поэте. Основная тема творчества — родина. Способы раскрытия темы в этом стихотворении. Восторженное признание в любви к родине. Сравнения и олицетворения. Былинные мотивы в стихотворении. Возвышенный пафос.


15

С.И. Никитин. Стихотворения «Русь», «Утро». Удивительная по силе любовь к родине и способность эту любовь описывать.

Историческое прошлое России. Героизм русского народа. Тема самопожертвования. Яркие эпитеты, сравнения, олицетворения. Музыкальность стихотворений.



16

Р.Р. Конкурс чтецов.

Выразительное чтение стихов наизусть.


Из литературы XX века (9 + 2 р.р.)

17-18

А.П. Платонов «Разноцветная бабочка».



Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьёзных философских проблем. Сила материнской любви. Аллегорический язык рассказа.


19

В.А. Су­хом­линс­кий «Легенда о материнской любви».

Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.


20-22

А.И. Куприн «Очерк «Сирень». Рассказ «Белый пудель». Нравственная проблематика рассказа. Дружба как главная жизненная ценность.


Куприн в Гатчине. Произведения о любимом городе. «Нет дня, чтобы я не вспоминал о Гатчине». (Заочная экскурсия по Гатчине Куприна).


23

РР Сочинение «Что такое настоящая дружба»




24-25

Ю.Я. Яковлев Рассказ «Цветок хлеба». Рассказ «Рыцарь Вася». Внешняя и внутренняя красота. Одиночество среди людей. Роль мечты в жизни человека. Истинный и ложный героизм.

Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.


26

К.Г. Паустовский Повесть «Мещёрская сторона». Тема любви к природе родного края, бескорыстной любви к «обыкновенной» земле.


Краткие сведения о писателе. Определить и раскрыть понимание Паустовским природы и человека как единого целого. Работа над понятиями: очерк, олицетворение.



27

РР Изложение по тексту фрагмента повести «Мещёрская сторона»



Родная природа в произведениях поэтов XX века (2+1РР)


28

В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Выразительные средства создания образов.


Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя.


29

М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Непревзойдённый мастер слова.

Краткие сведения о поэте. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы.



30

РР Практикум выразительного чтения.





31-32

Литературные места Гатчинского района.

К.М. Фофанов. Пейзажная лирика. «Ещё повсюду в спящем парке...», «Осень», «Под музыку осеннего дождя» и др.


Слово о поэте. Жизнь поэта в Гатчине. Уголки любимого города как источник поэтического вдохновения.


33-34

Защита проектов.