№ п/п | Тема урока | Основное содержание | Дата |
1 | Введение | Родная литература как культурный символ России. | |
Устное народное творчество (4+1) |
2 | Русские народные сказки. «Василиса Премудрая» | Виды русских народных сказок. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Нравственная проблематика русских сказок. Отражение народной мудрости в сказках, отношение народа к беде и радости, злу и добру, жизни и судьбе. | |
3 | «Солдатская загадка» | Виды русских народных сказок. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Нравственная проблематика русских сказок. Чтение сказки по ролям. Пересказ. | |
4 | «Сердитая барыня» | Виды русских народных сказок. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Нравственная проблематика русских сказок. Отражение народной мудрости в сказках, отношение народа к беде и радости, злу и добру, жизни и судьбе. | |
5 | «Откуда ветер дует» | Выполнение заданий по сказке. Ответы на вопросы. Определение признаков сказки. | |
6 | РР Сочинение «Зло и добро в сказке» | | |
Из литературы ХIХ века (6) |
7-8 | К. Д. Ушинский Сказки и рассказы для детей (по выбору учителя). | Слово о писателе и педагоге. «Логика природы» в познавательных рассказах Ушинского. Расширение представлений учащихся о мире и человеке. | |
9-10 | Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». | Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль. | |
11-12 | В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?». Тема труда в сказке. Идейно-художественный смысл сказки. | Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. | |
Поэзия ХIХ века о родной природе (4) |
13 | П.А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег». | Краткие сведения о поэте. Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя. Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы. | |
14 | Н.М. Языков. Стихотворение «Родина». | Краткие сведения о поэте. Основная тема творчества — родина. Способы раскрытия темы в этом стихотворении. Восторженное признание в любви к родине. Сравнения и олицетворения. Былинные мотивы в стихотворении. Возвышенный пафос. | |
15 | С.И. Никитин. Стихотворения «Русь», «Утро». Удивительная по силе любовь к родине и способность эту любовь описывать. | Историческое прошлое России. Героизм русского народа. Тема самопожертвования. Яркие эпитеты, сравнения, олицетворения. Музыкальность стихотворений. | |
16 | Р.Р. Конкурс чтецов. | Выразительное чтение стихов наизусть. | |
Из литературы XX века (9 + 2 р.р.) |
17-18 | А.П. Платонов «Разноцветная бабочка». | Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьёзных философских проблем. Сила материнской любви. Аллегорический язык рассказа. | |
19 | В.А. Сухомлинский «Легенда о материнской любви». | Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала. | |
20-22 | А.И. Куприн «Очерк «Сирень». Рассказ «Белый пудель». Нравственная проблематика рассказа. Дружба как главная жизненная ценность. | Куприн в Гатчине. Произведения о любимом городе. «Нет дня, чтобы я не вспоминал о Гатчине». (Заочная экскурсия по Гатчине Куприна). | |
23 | РР Сочинение «Что такое настоящая дружба» | | |
24-25 | Ю.Я. Яковлев Рассказ «Цветок хлеба». Рассказ «Рыцарь Вася». Внешняя и внутренняя красота. Одиночество среди людей. Роль мечты в жизни человека. Истинный и ложный героизм. | Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка. | |
26 | К.Г. Паустовский Повесть «Мещёрская сторона». Тема любви к природе родного края, бескорыстной любви к «обыкновенной» земле. | Краткие сведения о писателе. Определить и раскрыть понимание Паустовским природы и человека как единого целого. Работа над понятиями: очерк, олицетворение. | |
27 | РР Изложение по тексту фрагмента повести «Мещёрская сторона» | | |
Родная природа в произведениях поэтов XX века (2+1РР) |
28 | В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Выразительные средства создания образов. | Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. | |
29 | М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Непревзойдённый мастер слова. | Краткие сведения о поэте. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. | |
30 | РР Практикум выразительного чтения. | | |
31-32 | Литературные места Гатчинского района. К.М. Фофанов. Пейзажная лирика. «Ещё повсюду в спящем парке...», «Осень», «Под музыку осеннего дождя» и др. | Слово о поэте. Жизнь поэта в Гатчине. Уголки любимого города как источник поэтического вдохновения. | |
33-34 | Защита проектов. | | |