№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Тема | Форма и содержание занятия | Кол-во часов | Дата |
Теорет. | Практ | По плану | По факту |
1 | Введение в краеведение | 1 | 1. Введение в образовательную программу «Мой край Оренбуржье» краеведение | Занятие-игра. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Викторина «Путешествие в веселую страну краеведения» | 1 | - | | |
2 | Мой край на карте Родины | 2 | 1 Оренбургская область на карте Родины. 2.Происхождение географических названий. | Виртуальное путешествие. Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. Творческая мастерская «Легенды о нашем крае» Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. | 1 | 1 | | |
3 | Я и моя семья | 2 | 1. Родословная Кирилова И.К.. 2 Моя родословная. Профессии моих родителей. | Путешествие. Лекция о семье Кирилова И.К. (с использованием мультимедийного оборудования). Разные аспекты жизни и деятельности Кирилова – человека государства Российского. Кирилов и Оренбургский край. Игра сюжетно-ролевая. Выяснить учащимся, кем работают их родители. Игра «По профессиям родителей», «Угадайка» Творческая мастерская. Моя родословная - рисуем родословное дерево. | 1 | 1 | | |
4 | О чем говорят здания | 2 | 1. Современные здания. Бузулук - вчера и сегодня. 2. Творческая мастерская «Дом моей мечты» | Виртуальная экскурсия. По архитектурным памятникам города Бузулука. Мастер-класс. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала | 1 | 1 | | |
5 | Моя улица | 2 | 1.Виртуальная экскурсия по улицам города Бузулука, названных в честь наших земляков 2 Филворд “Их именами названы улицы города”. | Виртуальная экскурсия. Учащиеся знакомятся с названием улицы названных в честь наших земляков. Акция «Познакомь жителей города с историей земляков, именами которых названы улицы » (Приурочена к 12 декабря –дню Героев Отечества), выступления детей. Форма контроля: Филворд “Их именами названы улицы города”. | 1 | 1 | | |
6 | Наша школа | 2 | 1. Страницы школьной истории. 2. Мини-проект «Учителями славится Россия! Ученики приносят славу ей! » | Творческая мастерская. Встречи. Игровой тренинг. Знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе, школьный музей). Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, ресурсный круг, поисково–исследовательская работа. (Примеры тем: Одаренные дети школы, медалисты школы, знаменитые выпускники школы, ветераны пед.труда) | 1 | 1 | | |
7. | Моя малая Родина | 2 | 1.Экскурсия «Мой город» 2.Викторина « Бузулук - России частица» | Экскурсия по городу. Форма контроля: Викторина « Бузулук- России частица» | | 2 | | |
8. | Природа нашего края | 4 | 1.Растительный и животный мир нашего края 2.Природные заповедные места Оренбургской области 3.Климат. 4.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края. | Занятие проводится в краеведческом музее по теме «Растительный и животный мир Оренбуржья». Творческая работа: Создание альбома животный и растительный мир нашего края. Игра «Угадайка», кроссворды по теме. Виртуальное путешествие по природным заповедным местам. (Бузулукский бор) Акция «Сохраним город чистым! Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление “розы ветров” за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района. Беседа, знакомство с Красной книгой Оренбургской области (электронный вид). Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. | 1 | 3 | | |
9 | Что дает наш край стране | 2 | 1. Бузулук - промышленный город. 2. Экскурсия на предприятие города. | Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города, его предприятиями, их история. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”. | 1 | 1 | | |
10 | Наш край богат талантами | 3 | 1.Гордость земли Бузулукской. 2. Филатов В.Н. Певец малой Родины.(поэт, учитель, общественный деятель)Знакомство с творчеством Филатова В.Н 3. Ф.А.Маля́вин- художник земли Бузулукской. | Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край, внесшие добрый вклад в историю нашего города, о знаменитых Посещение творческих выставок земляков, встречи. Чтение стихотворений. Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта | | 3 | | |
11. | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 3 | 1. Герои-земляки 2..Дети войны 3. Творческая работа “Расскажи о своем герое”. | Знакомство с участниками ВОв, героями-войны нашего края. Форма занятия: видеоурок, беседа. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Встречи с тружениками трудового фронта, детьми войны. | 1 | 2 | | |
12 | История и судьбы | 1 | 1.Как это было… Тоцкий атомный взрыв. | Встреча с участниками событий. События истории, жизни участников. | | 1 | | |
13 | Символика нашего края | 2 | 1. Лекция «Символика и геральдика» 2. Творческий проект «Символика города Бузулука». | Лекция «Символика и геральдика» Творческая работа по созданию символа (герба) своего города в любой из техник декоративно-прикладного творчества (пластилинография, квиллинг, торцевание, оригами мозаика и др.). | 1 | 1 | | |
14 | Оренбургский край-православный край | 2 | 1.По страницам православной истории города. 2.Экскурсия в храм. | Историческое прошлое и настоящее православных храмов города Экскурсия в храм | 1 | 1 | | |
15 | Многонациональное Оренбуржье | 3 | 1.Народности нашего края. 2. Моя национальность - моя гордость. 3.Проект «Интересное из жизни моего народа». | Беседа о народах, проживающих на территории нашего края. Рассказ обучающихся о своей национальности, традициях, обычаях. Создание проекта. | 1 | 2 | | |
16 | | 1 | 1.Проект «Реклама для путешественников» | Выпуск стенгазеты, буклета. Игровой тренинг .Повторение пройденного. | | 1 | | |
Итого: | 12 | 22 | | |
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Тема | Форма и содержание занятия | Кол-во часов | Дата |
Теорет. | Практ. | По плану | По факту |
1 | Введение в краеведение | 1 | 1. Введение в образовательную программу «Мой край Оренбуржье» | Занятие-игра. Что изучает краеведение. Беседа «С чего начинается Родина?». Экскурсия в школьный музей | 1 | - | | |
2-3 | Мой край на карте Родины | 2 | 1.Оренбургский край- край, в котором я живу. История на карте. Города Оренбургской области 2. Первые поселения в Оренбургской области | Знакомство с историей возникновения родного края, формирования карты области, оформление границ. Первые поселения | 1 | 1 | | |
4 | Символика нашего края | 1 | 1. Творческий проект «Символика Оренбургской области». | Творческая работа по созданию символа (герба) своего края в любой из техник декоративно-прикладного творчества (пластилинография, квиллинг, торцевание, оригами мозаика и др.). | | 1 | | |
5-6 | Я и моя семья | 2 | 1. История семьи в истории края. 2. Проект «Старая фотография рассказала…». | Рассказ о жизни и деятельности своей семьи. Вклад в процветание и развитие родного края. Выполнение проекта по составлению альбома «История города в лицах» | 1 | 1 | | |
7-8 | О чем говорят здания | 2 | 1.Исторические здания города и края. 2. Фотовыставка «Любимый уголок Оренбуржья». | Экскурсия по архитектурным памятникам города Абдулино и Оренбургской области. Прохождение заданного маршрута. Фотопроект. Создание альбома «Любимый уголок Оренбуржья». | 1 | 1 | | |
9-11 | Виртуальное путешествие. Семь чудес Оренбуржья | 3 | 1. Маршруты. Семь чудес Оренбуржья. Бузулукский бор. Озеро Развал. Караван – Сарай в Оренбурге. 2. Оренбургский степной заповедник. Гора Верблюд в Светлинском районе. Губерлинское ущелье. 3. Оренбургский пуховый платок – жемчужина края | Виртуальная экскурсия. Прохождение заданного маршрута. Ознакомить детей с достопримечательностями Оренбургского края способствовать воспитанию чувства патриотизма; пробуждать у детей стремление узнать о своей малой Родине | 1 | 2 | | |
12-13 | Моя улица | 2 | 1. О чём расскажут улицы города? 2. Проект «Улица, на которой я живу». | Пешая экскурсия: «Я тихо пройдусь по улицам города» Учащиеся знакомятся с названием улиц, названных в честь наших земляков. Акция «Познакомь жителей города с литературным прошлым» Форма контроля: Кроссворд“Их именами названы улицы города”. Выполнение проекта по теме. | 1 | 1 | | |
14-15 | Наша школа | 2 | 1.Беседа «Ими гордится наша школа». 2.Проект «Какой я вижу школу будущего» | Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, ресурсный круг, поисково–исследовательская работа. Составление в группе творческих работ и их презентация | | 2 | | |
16-17 | Моя малая Родина | 2 | 1.Конкурс – выставка рисунков «Мой край родной тобой любуюсь». 2. Радовский родник. Вислый камень | Выполнение рисунков на тему «Мой край родной тобой любуюсь». Радовский родник – экскурсия. Прохождение заданного маршрута. Красноцветные отложения верхнейперми обнажаются в Радовском оврагах у одноименного населенного пункта | | 2 | | |
18-21 | Природа нашего края | 4 | 1.Беседа «Природа нашего края». Просмотр видеофильма 2. Конкурс стихотворений «Оренбуржье родное» 3. Экскурсия. Чеганлинские обрывы . 4. Игра «Заповеди природы». Охрана полезных ископаемых Оренбургской области. Красная книга Оренбургской области | Занятие проводится в краеведческом музее по теме «Растительный и животный мир Оренбуржья». Просмотр видеофильма Творческая работа: Создание сборника стихотворений «Оренбуржье родное» Экскурсия. Чеганлинские обрывы . Прохождение заданного маршрута. Беседа, знакомство с Красной книгой Оренбургской области (электронный вид). Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. Игра- путешествие по природным заповедным местам края. Какие меры предпринимают в Оренбуржье по охране полезных ископаемых . | 2 | 2 | | |
22-24 | Что дает наш край стране | 3 | 1. Промышленность Оренбургской области. 2. Проект «Чем знаменит наш край» 3. Экскурсия на завод ПРМЗ | Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством Оренбургской области, его предприятиями, их история. Экскурсия на завод ПРМЗ Создание проектов на заданную тему | 1 | 2 | | |
25-26 | Наш край богат талантами | 2 | 1. Знакомство с творчеством поэтов, которые писали о родном крае (Державин Г., Карамзин Н, М.Джалиль) 2. Знакомство с художниками, которые писали картины о родном крае. Знакомство с известными музыкантами области. Прослушивание аудиозаписей(М.Ростропович, В.Высоцкий | Литературное, художественное, музыкальное творчество; земляки, прославившие родной край, внесшие добрый вклад в историю нашего края. Посещение творческих выставок земляков, встречи. | | 2 | | |
27 | Народные праздники | 1 | Народные праздники и приметы. Дни равноденствий и солнцестояний. Масленица, Иван Купала…. | Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Приводить примеры праздников отмечаемых в родном крае. | | 1 | | |
28-30 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 3 | 1. Оренбургский край в годы войны . Встреча с интересными людьми (ветераны ВОв, дети войны, труженики тыла. 2. Экскурсия по местам исторических событий Проект «Письмо ветерану» | Знакомство с людьми, героями - войны, жившими на территории края. Форма занятия: видеоурок, беседа. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Встречи с тружениками трудового фронта, детьми войны. Экскурсия по местам исторических событий (Железнодорожный вокзал, школа №38, паровоз) Выполнение проекта. | 1 | 2 | | |
31 | История и судьбы | 1 | 1 «Горячие точки» в судьбах оренбуржцев. | Встреча с участником локальных войн, боевых действий. Экскурсия «Аллея боевой Славы» Знакомство с жизнью и подвигом земляков Третьяковым, Муллиным, выпускниками школы №6 События истории, жизни участников военных действий в Афганистане, Чечне, Сирии. | | 1 | | |
32 | Оренбургский край-православный край | 1 | 1.Православные храмы и соборы Оренбуржья 2.Виртуальная экскурсия по православным местам области. | Беседа о храмах и соборах Оренбуржья Виртуальная экскурсия | 1 | | | |
33 | Многонациональное Оренбуржье | 1 | 1.Традиции и обычаи народов нашего края. Конкурс рисунков «Многонациональное Оренбуржье» | Занятие посвящено национальным традициям населения, проживающего на территории Оренбургской области. Комплекс виртуальное путешествие: "Национальная деревня ", который является центром культуры в нашем национальном крае. Выставка рисунков «Многонациональное Оренбуржье» | 1 | | | |
34 | Итоговое занятие. Защита проектов. | 1 | Проект «Оренбуржье- частица России» | Выполнение и защита работ. Игровой тренинг. Повторение пройденного. | | 1 | | |
Итого: | 12 | 22 | | |