МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО учителей Зам директора по УВР Директор школы:
гуманитарного цикла ________Севостьянова Т.В. _________Черняева В.А.
«___»______________2021 г. «___»_______________2021 г. «____»______________2021 г.
Календарно-тематическое планирование
по русскому родному языку
для обучающихся 8 класса «Б»
Благовой Ирины Владимировны,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Воронеж 2021
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ | Тема урока | Основное содержание | Кол-во часов часов | УУД | Домашнее задание | Дата проведения | | |
Предметные | Метапредметные | Личностные | план | факт | | |
Раздел 1. Язык и культура (11 часов) | |
1 | Исконно русская лексика и ее особенности | Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова общеславянского языка, древнерусские слова, собственно русские слова | 1 | Понимание языка как постоянно развивающегося явления, имеющего объективные законы развития; знание основных источников лексического наполнения русского литературного языка; умение характеризовать лексику с точки зрения: 1) происхождения (исконно русская и заимствованная); 2) языка-источника (славянские/неславянские); 3) времени вхождения (древние/более поздние); умение редактировать текст с использованием лексических вариантов | Регулятивные: умение выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания; умение контролировать процесс выполнения задания. Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме; получение навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Коммуникативные: восприятие текста с учётом поставленной учебной задачи; умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи; умение взаимодействовать с коллективом в процессе выполнения задания | Сформированность чувства гордости за свою Родину, народ, историю; знание знаменательных для Отечества имён; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире | П.1 | | |
2. | Исконно русская лексика и ее особенности | Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | П.1 | | |
3. | Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка | Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их признаки | 1 | Умение определять старославянизмы; понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; определение стилистической характеристики старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие); понимание и истолкование значения крылатых слов и выражений, знание их источника и правильное употребление в современных ситуациях речевого общения | Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы; описывать свой опыт, обмениваться им с одноклассниками. Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме; получение навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; классификация, установление аналогии, самостоятельный выбор основания и критерия для классификации. Коммуникативные: умение организовывать обсуждение в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе; строить конструктивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы | Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; уважение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; сформированность представлений об основах культуры православия, его роли в развитии культуры и истории России | П.2 | | |
4. | Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка | Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | П.2 | | |
5. | Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике | Иноязычная лексика в русском языке. Характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние; в рамках изученного, с использованием словарей), сфере функционирования | 1 | Понимание роли языка как постоянно развивающегося явления и роли заимствованной лексики в этом процессе; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; умение определять заимствованные слова; общее представление об особенностях освоения заимствований в последние десятилетия; правильное употребление заимствованных слов в современных ситуациях речевого общения; умение редактировать свои и чужие тексты с соблюдением норм современного русского литературного языка; умение создавать публицистический текст | Регулятивные: умение выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания; умение контролировать процесс выполнения задания; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи. Познавательные: умение строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений; излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности. Коммуникативные: умение корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми; составлять план деятельности | Сформированность нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; навыки сотрудничества с другими людьми в образовательной, проектной и других видах деятельности | П.3 | | |
6 | Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике | Иноязычная лексика в разговорной речи, в дисплейных текстах, современной публицистике. Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | Представление о культуре речи в процессе общения в сфере Интернета; понимание современного процесса заимствования иноязычных слов; правильное использование заимствованных слов; умение участвовать в дискуссии; понимание отличия дисплейного текста от книжного и устного общения; вербальные и невербальные компоненты дисплейного текста; умение создавать дисплейный текст в жанре социальной рекламы | Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цель деятельности; определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачами и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; соотносить реальные и планируемые результаты деятельности и делать выводы. Познавательные: понимание явлений, процессов, выявляемых в ходе познавательной и исследовательской деятельности; создание информационной модели с выделением существенных характеристик объекта. Коммуникативные: понимание языкового эспериментаторства в коммуникативной сфере Интернета; создание информационных ресурсов разного типа и для разных аудиторий | Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире; сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной практики, учитывающему социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира | П.3 | | |
7 | Русский речевой этикет в русской культуре и его основные особенности | Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость | 1 | Знание речевого этике- та; представление о благопожелании как ключевой идее речевого этикета | Регулятивные: умение ставить цель деятельности для решения определённой проблемы; формулировать учебные задачи для достижения поставленной цели, принимать решение и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные: умение излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью | Уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания | П.4 | | |
8 | Русский речевой этикет в русской культуре и его основные особенности | «Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском, америанском речевых этикетах. Орфографический и пунктуационный практикум. | 1 | Знание русских традиционных речевых формул благопожелания; представление о традиционных темах бесед у русских и других народов | Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы; описывать свой опыт, обмениваться им с одноклассниками. Познавательные: умение работать с текстом, строить логическое рассуждение, делать вывод. Коммуникативные: восприятие текста с учётом поставленной учебной задачи; поиск в тексте информации по заданным параметрам | Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире | П.4 | | |
9 | Русский человек в обращении к другим | Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому | 1 | Умение корректно обращаться к знакомому и незнакомому человеку; понимание различия в употреблении «ты» и «Вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах; умение использовать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуациях, современные формулы обращения к незнакомому человеку | Регулятивные: умение выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания. Познавательные: умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении поставленных задач | Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире; освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; осознанное, уважительное и добро- желательное отношение к другому человеку | П.5 | | |
10 | Русский человек в обращении к другим | Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русского и других народов. Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | | П.5 | | |
11 | Проверочная работа №1 | Ключевые слова раздела. Обобщение материала. Представление проектов, результатов исследовательской работы | 1 | Обобщение знаний раздела «Язык и культура», соблюдение основных грамматических и орфографических норм современного русского литературного языка | Регулятивные: умение контролировать процесс выполнения задания; корректировать работу по ходу её выполнения. Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме. Коммуникативные: восприятие текста с учётом поставленной учебной задачи | Понимание ценности родного языка как основного инструмента интеллектуального, творческого развития личности | | | |
Раздел 2. Культура речи. (11 часов) | |
12 | Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи | Произношение гласных [э], [о] после мягких гласных и шипящих; безударного [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [э] в словах иностранного происхождения. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. | 1 | Знание основных орфоэпических норм современного русского литературного языка; представление о типичных орфоэпических ошибках в современной речи; правильное произношение: — гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; — безударного [о] в словах иностранного происхождения; — парных по твёрдости- мягкости согласных перед [е] в словах ино- странного происхождения; — безударного [а] после ж и ш; — сочетаний чн и чт; — женских отчеств на -ична, -инична; — твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; — мягкого [н] перед ч и щ | Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цель деятельности, составление алгоритма выполнения задания. Познавательные: владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов. Коммуникативные: умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи; ясно, последовательно и точно излагать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении проблем | Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; понимание ценности родного языка как основного инструмента интеллектуального, творческого развития личности | П.6 | | |
13 | Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи | Произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетаний чн и чт; произнощение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твердого [н] перед мягкими [ф`] и [в`]; произношение мягкого [н`] перед ч и ш. типичные орфоэпические ошибки в современной речи. | 1 | | П.6 | | |
14 | Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи | Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | Знание основных акцентологических норм современного русского литературного языка; представление о типичных акцентологических ошибках в современной речи | Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цель деятельности, составление алгоритма выполнения задания. Познавательные: умение строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме. Коммуникативные: уметь отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми, корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения | Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | П.6 | | |
15 | Нормы употребления терминов | Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле | 1 | Знание основных лексических норм современного русского литературного языка; соблюдение норм употребления терминов в научном стиле речи | Регулятивные: умение определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей и составлять алгоритм их выполнения. Познавательные: умение объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; умение строить доказательство. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения | Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | П.7 | | |
16 | Нормы употребления терминов | Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением терминов. Точность словоупотребления заимствованных слов. Типичные ошибки. Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | Знание основных лексических норм современного русского литературного языка; представление об особенностях употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; знание о типичных речевых ошибках‚ связанных с употреблением терминов; умение редактировать текст | Регулятивные: умение выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания; умение контролировать процесс выполнения задания. Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме; получение навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Коммуникативные: восприятие текста с учётом поставленной учебной задачи; умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи | Сформированность чувства гордости за свою Родину, народ, историю; знание знаменательных для Отечества имён; сформированность и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике | П.7 | | |
17 | Трудные случаи согласования в русском языке | Типичные грамматические ошибки. Согласование сказуемого с подлежащим: а) имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; б) выраженным существительным со значением лица женского пола; в) выраженным сочетанием числительного «несколько» и существительного | 1 | Обнаружение типичных грамматических ошибок; умение правильно согласовывать сказуемое с подлежащим, имеющим в своём составе количественно-именное сочетание | Регулятивные: умение выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания. Познавательные: умение работать с текстом, строить логическое рассуждение, делать вывод. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения | Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку | П.8 | | |
18 | Трудные случаи согласования в русском языке | Согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными «два», «три», «четыре». Номы построения словосочетаний по типу согласования | 1 | Умение правильно согласовывать в речи: — сказуемое с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода; — сказуемое с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; — определение в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре; — знание и применение в речи норм построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестёр – обоих братьев); — умение редактировать текст с целью исправления грамматических ошибок; — различение вариантов грамматической нормы: согласования сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство | Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цель деятельности; умение выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания. Познавательные: умение излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям. Коммуникативные: умение создавать устное высказывание на заданную тему; умение осознанно использовать речевые средства выразительности | Понимание ценности родного языка как основного инструмента интеллектуального, творческого развития личности | П.8 | | |
19 | Трудные случаи согласования в русском языке | Варианты грамматической нормы. Отражение вариантов грамматической нормы в современных словарях и справочниках. Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | | П.8 | | |
20 | Особенности современного речевого этикета | Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменения обращений, использования собственных имен; их оценка | 1 | Соблюдение норм русского речевого этикета; представление об активных процессах в речевом этикете; представление о новых вариантах приветствия и прощания, возникших в СМИ; знание об изменении обращений‚ использовании собственных имён; их оценка | Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цель деятельности, составлять алгоритм выполнения задания; умение контролировать процесс выполнения задания; корректировать работу по ходу её выполнения; понимать, адекватно оценивать и решать возникшие проблемы. Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме; приобретение опыта проектной деятельности. Коммуникативные: умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи; ясно, последовательно и точно излагать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении проблем | Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | П.9 | | |
21 | Особенности современного речевого этикета | Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приемы в коммуникации, помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул | 1 | Знание этикетных речевых тактик и приёмов для преодоления речевой агрессии; умение применять в речевой практике синонимические речевые формулы | Регулятивные: умение ставить цель деятельности для решения определённой проблемы; формулировать учебные задачи для достижения поставленной цели, принимать решение и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные: умение излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; получение навыков анализа и разрешения проблем при выполнении поставленной задачи. Коммуникативные: умение взаимодействовать с коллективом в процессе выполнения задания; разрабатывать коммуникативные стратегии и тактики устного общения | Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах | П.9 | | |
22 | Проверочная работа №2 | Ключевые слова раздела. Обобщение материала. Представление проектов, результатов исследовательской работы | 1 | Обобщение знаний раздела «Культура речи», соблюдение основных грамматических и орфографических норм современного русского литературного языка | Регулятивные: умение контролировать процесс выполнения задания; корректировать работу по ходу её выполнения. Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме. Коммуникативные: восприятие текста с учётом поставленной учебной задачи | Понимание ценности родного языка как основного инструмента интеллектуального, творческого развития личности | | | |
Раздел 3. Речь. Текст. (11 часов) | |
23 | Информация: способы и средства ее получения и переработки | Основные методы, способы и средства получения, переработки информации | 1 | Владение различными видами слушания текстов разных жанров и стилей; умение передавать содержание услышанного наиболее полно, давать оценку воспринимаемой на слух информации, анализировать общее содержание и детали услышанного текста, принимать участие в беседе при обсуждении содержания текста, создавать монологический текст по теме прослушанного | Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цель деятельности, составление алгоритма выполнения задания. Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме; преобразование полученной информации для выполнения задания; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные: разработка коммуникативных стратегий и тактики устного общения | Уважительное отношение к позиции других участников совместной деятельности; активное и заинтересованное участие в обсуждении поставленной задачи, способов её решения, решении возникших проблем | П.10 | | |
24 | Информация: способы и средства ее получения и переработки | Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | Освоение основных способов переработки текстовой информации в рисунок, схему и таблицу и способы перевода разных видов информации в текст; умение преобразовывать текстовую информацию в визуальную презентацию | Регулятивные: умение выбирать действия для выполнения задания; составление алгоритма выполнения задания. Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи; умение переводить сложную информацию из графического или формализованного представления в текстовое, и наоборот. Коммуникативные: умение выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации | Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира | П.10 | | |
25 | Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приемы слушания | Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приемы слушания. Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | Представление о тексте как единице языка и речи; знание структуры аргументации (тезис, аргумент); умение использовать различные способы и правила эффективной аргументации; понимание причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении | Регулятивные: умение выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей; определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения. Познавательные: умение строить логическое рассуждение, умозаключение; излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; вербализовать эмоциональное впечатление. Коммуникативные: умение принимать позицию собеседника, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории | Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей | П.11 | | |
26 | Аргументация. Правила эффективной аргументации | Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. | 1 | Знание о структуре доказательства, прямом и косвенном доказательстве, видах косвенных доказательств; умение использовать способы опровержения доводов оппонента — критику тезиса, аргументов, демонстрации | Регулятивные: умение выбирать действия для выполнения задания; составление алгоритма выполнения задания. Познавательные: умение выделять явление из общего ряда других явлений; определение обстоятельств, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение строить доказательство: прямое, косвенное, от противного. Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | П.12 | | |
27 | Аргументация. Правила эффективной аргументации | Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. Орфографический и пунктуационный практикум. | 1 | Представления о функциональных разновидностях языка, о разговорной речи; умение создавать самохарактеристику и самопрезентацию по плану; поздравление как элемент этикета | Регулятивные: умение ставить цель деятельности для решения определённой проблемы; формулировать учебные задачи для достижения поставленной цели. Познавательные: умение излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; получение навыков анализа и разрешения проблем при выполнении поставленной задачи. Коммуникативные: умение взаимодействовать с коллективом в процессе выполнения задания; разработка коммуникативных стратегий и тактики устного общения | Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку | П.12 | | |
28 | Доказательство и его структура. Виды доказательств | Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства, виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. Орфографический и пунктуационный практикум. | 1 | Знание о структуре доказательства, прямом и косвенном доказательстве, видах косвенных доказательств; умение использовать способы опровержения доводов оппонента — критику тезиса, аргументов, демонстрации | Регулятивные: умение выбирать действия для выполнения задания; составление алгоритма выполнения задания. Познавательные: умение выделять явление из общего ряда других явлений; определение обстоятельств, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение строить доказательство: прямое, косвенное, от противного. Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | П.13 | | |
29 | Разговорная речь. Самопрезентация | Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | | П.14 | | |
30 | Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия. | Специфика оформления текста как результат проектной (исследовательской) деятельности. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. | 1 | Умение определять научный стиль речи; представление о специфике оформления текста, написанного в результате проектной (исследовательской) деятельности; умение писать реферат, готовить устное высказывание для защиты реферата | Регулятивные: принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного. Коммуникативные: умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи; составление плана; ясно, последовательно и точно излагать свою точку зрения; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения | Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | П.15 | | |
31 | Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия. | Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии. Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | Умение принимать участие в учебно-научной дискуссии; знание стандартных оборотов речи для участия в учебно-научной дискуссии и правил корректной дискуссии | Регулятивные: умение выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей. Познавательные: строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи. Коммуникативные: умение корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; выделять общую точку зрения в дискуссии | Понимание ценности родного языка как основного инструмента интеллектуального, творческого развития личности; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности | П.15 | | |
32 | Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма | Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д. Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | Умение определять язык художественной литературы; умение писать сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного); представление о стиле дневниковых записей | Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы; описывать свой опыт, обмениваться им с одноклассниками Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме; получение навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; классификация, установлении аналогии, самостоятельный выбор основания и критерия для классификации. Коммуникативные: умение организовывать обсуждение в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе; строить конструктивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы | Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | П.16 | | |
33 | Проверочная работа №3 | | | Обобщение знаний раздела «Речь. Речевая деятельность. Текст», соблюдение основных грамматических и орфографических норм современного русского литературного языка | Регулятивные: умение контролировать процесс выполнения задания; корректировать работу по ходу её выполнения. Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме. Коммуникативные: восприятие текста с учётом поставленной учебной задачи | Понимание ценности родного языка как основного инструмента интеллектуального, творческого развития личности | | | |
34, 35 | Защита проектов. Резервные уроки | | 1 | Соблюдение основных грамматических и орфографических норм современного русского литературного языка; общее представление об активных процессах в современном русском языке | Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цель деятельности, составлять алгоритм выполнения задания; умение контролировать процесс выполнения задания; корректировать работу по ходу её выполнения; понимание, адекватное оценивание и решение возникшей проблемы. Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме; приобретение опыта проектной деятельности. Коммуникативные: умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи; ясно, последовательно и точно излагать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении проблем | Развитие творческой деятельности; воспитание любви к родному языку, культурному наследию русского народа посредством исследовательской деятельности | | | |
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
Этимологический анализ группы слов русского языка. Выявление в данной лексической группе исконных и заимствованных слов.
Краткий словарик фразеологизмов, в состав которых входят старославянизмы.
Словарь жаргонных слов, образованных на базе заимствований.
Анализ статей из газет или журналов с точки зрения употребления заимствованных слов.
Исследование, посвящённое этикетной форме обращения на ты и Вы в русском и иностранном языках.
Исследование на тему «Иноязычные слова и термины».
Исследование на тему «Новые варианты приветствия и прощания в “телевизионной” речи».
Исследование на тему «Тексты поздравлений в русской и английской (или других — п о выбору) традициях».
Исследовательская работа «Гении создаются на определённой почве культуры» (на примере жизни и творчества одного из выдающихся деятелей России).
Написание реферата по одному из тезисов книги А. Леонтьева «Путешествие по карте языков мира».Проектные работы учащиеся могут выполнять в течение учебного года индивидуально или в группе.
Тема проекта выбирается по желанию. Рекомендации по литературе к теме или система вопросов даются в описании проекта.
В процессе подготовки проекта в 8 классе учитель может оказывать помощь в организации этапов подготовки:
выбор темы и возможное уточнение формулировки;
планирование этапов работы и предварительного результата;
рекомендации по поиску источников информации;
оформление результатов проведённого исследования в текстовой документ и оформление иллюстративного ряда;
презентация проекта.
После подготовки проекта учащиеся проводят защиту проекта перед одноклассниками. Оценивание проекта рекомендуется проводить по следующим параметрам:
содержание;
оформление;
представление аудитории.
При оценке содержания необходимо учитывать несколько параметров, каждый из которых может быть оценён в выбранной учителем системе оценок. Список основных параметров оценки, приводимый ниже, может быть дополнен и конкретизирован учителем для каждого конкретного проекта.
Сумел ли учащийся сформулировать проблему при выборе темы проекта? (Гипотеза)
Насколько последовательно он изложил свои аргументы для решения этой проблемы? (Доказательство гипотезы)
Являются ли выводы, к которым пришёл исследователь проблемы, логически вытекающими из изложения? (Подтверждение или опровержение гипотезы)
Важно также понимать, насколько самостоятельно учащиеся разработали проект.
Оценка оформления проекта должна соответствовать материалу. Если в одном случае материал будет преимущественно текстового характера, то в другом он может быть разнообразно иллюстрирован. Текстовый материал должен быть грамотно изложен: в нём должен быть представлен разнообразный лексический состав, соответствующий теме; обоснованно использована терминология; соблюдены грамматические нормы.
Для иллюстрирования проекта могут быть использованы репродукции картин, фотографии, собственные рисунки учащихся, таблицы, схемы и т. п. Каждый из типов иллюстраций должен оцениваться прежде всего по уместности использования и содержательной дополняющей текстового материала.
И, наконец, собственно представление проекта (презентация) должно проходить при заинтересованном участии аудитории.
Презентация должна длиться не больше 10 минут и включать краткое изложение темы, проблемы, аргументов, выводов. Учащиеся должны знать, что приветствуется устное изложение материала.
Все пункты должны быть изложены последовательно и в доступной форме.
Иллюстративный материал должен соответствовать последовательности изложения и быть уместным.
В защите должны принимать участие остальные учащиеся, которым будет предложено задавать вопросы, проводить корректировку и оценивание выступления. Активное участие в обсуждении должно приветствоваться и может оцениваться учителем.