СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку (8 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку (8 класс) по программе Александровой поможет каждому, кто работает с этим предметом в средней школе

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку (8 класс)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО учителей Зам директора по УВР Директор школы:

гуманитарного цикла ________Севостьянова Т.В. _________Черняева В.А.

«___»______________2021 г. «___»_______________2021 г. «____»______________2021 г.





Календарно-тематическое планирование

по русскому родному языку

для обучающихся 8 класса «Б»

Благовой Ирины Владимировны,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории







Воронеж 2021



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

Тема урока

Основное содержание

Кол-во часов

часов

УУД

Домашнее задание

Дата проведения



Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт



Раздел 1. Язык и культура (11 часов)


1

Исконно русская лексика и ее особенности

Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова общеславянского языка, древнерусские слова, собственно русские слова

1

Понимание языка как

постоянно развивающегося явления, имеющего объективные законы

развития; знание основных источников лексического наполнения

русского литературного

языка; умение характеризовать лексику с точки зрения: 1) происхождения (исконно русская и заимствованная);

2) языка-источника (славянские/неславянские); 3) времени вхождения (древние/более

поздние); умение редактировать текст с использованием лексических вариантов

Регулятивные: умение выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания; умение контролировать процесс выполнения задания.

Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме; получение навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Коммуникативные: восприятие текста

с учётом поставленной учебной задачи; умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи; умение взаимодействовать с коллективом в процессе выполнения задания

Сформированность

чувства гордости за свою Родину, народ, историю; знание знаменательных для Отечества имён; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире

П.1



2.

Исконно русская лексика и ее особенности

Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.

Орфографический и пунктуационный практикум

1

П.1



3.

Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка

Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их признаки

1

Умение определять старославянизмы; понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; определение стилистической характеристики старославянизмов (стилистически

нейтральные, книжные,

устаревшие); понимание и истолкование

значения крылатых слов

и выражений, знание их

источника и правильное

употребление в современных ситуациях речевого общения

Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы; описывать свой опыт, обмениваться им с одноклассниками.

Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме; получение навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; классификация, установление аналогии, самостоятельный выбор основания и критерия для классификации.

Коммуникативные: умение организовывать обсуждение в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе; строить конструктивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; уважение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; сформированность представлений об основах культуры православия, его роли в развитии культуры и истории России

П.2



4.

Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка

Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

Орфографический и пунктуационный практикум

1

П.2



5.

Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике

Иноязычная лексика в русском языке. Характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние; в рамках изученного, с использованием словарей), сфере функционирования

1

Понимание роли языка

как постоянно развивающегося явления и роли заимствованной лексики в этом процессе;

понимание процессов

заимствования лексики как результата взаимодействия национальных

культур; умение определять заимствованные слова; общее представление об особенностях освоения заимствований в последние десятилетия; правильное

употребление заимствованных слов в современных ситуациях речевого общения; умение

редактировать свои и

чужие тексты с соблюдением норм современного русского литературного языка; умение

создавать публицистический текст

Регулятивные: умение выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания; умение контролировать процесс выполнения задания; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи.

Познавательные: умение строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений; излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности.

Коммуникативные: умение корректно

и аргументированно отстаивать свою точку зрения; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации

с другими людьми; составлять план деятельности

Сформированность нравственных чувств

и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения

к собственным поступкам; готовность и способность к самостоятельной, творческой

и ответственной деятельности; навыки сотрудничества с другими людьми в образовательной, проектной и других видах деятельности

П.3



6

Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике

Иноязычная лексика в разговорной речи, в дисплейных текстах, современной публицистике.

Орфографический и пунктуационный практикум

1

Представление о культуре речи в процессе общения в сфере Интернета; понимание современного процесса заимствования иноязычных слов; правильное использование заимствованных слов; умение участвовать в дискуссии; понимание

отличия дисплейного текста от книжного и устного общения; вербальные и невербальные компоненты

дисплейного текста;

умение создавать дисплейный текст в жанре социальной рекламы

Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цель деятельности; определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачами и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; соотносить реальные и планируемые результаты деятельности и делать выводы.

Познавательные: понимание явлений,

процессов, выявляемых в ходе познавательной и исследовательской деятельности; создание информационной модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные: понимание языкового эспериментаторства в коммуникативной сфере Интернета; создание информационных ресурсов разного типа и для разных аудиторий

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире; сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной практики, учитывающему социальное, культурное,

языковое, духовное многообразие современного

мира

П.3



7

Русский речевой этикет в русской культуре и его основные особенности

Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость

1

Знание речевого этике-

та; представление о благопожелании как ключевой идее речевого

этикета

Регулятивные: умение ставить цель деятельности для решения определённой проблемы; формулировать учебные задачи для достижения поставленной цели, принимать решение и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные: умение излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью

Уважительное и доброжелательное отношение

к другому человеку; готовность и способность

вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания

П.4



8

Русский речевой этикет в русской культуре и его основные особенности

«Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском, америанском речевых этикетах.

Орфографический и пунктуационный практикум.

1

Знание русских традиционных речевых формул благопожелания; представление о традиционных темах бесед у русских и других народов

Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы; описывать свой опыт, обмениваться им с одноклассниками.

Познавательные: умение работать с текстом, строить логическое рассуждение, делать вывод.

Коммуникативные: восприятие текста с учётом поставленной учебной задачи; поиск в тексте информации по заданным параметрам

Нравственное сознание

и поведение на основе

усвоения общечеловеческих ценностей;

толерантное сознание

и поведение в поликультурном мире

П.4



9

Русский человек в обращении к другим

Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому

1

Умение корректно обращаться к знакомому и незнакомому человеку; понимание различия в употреблении «ты» и «Вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах; умение использовать этикетные

формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуациях, современные формулы обращения к незнакомому человеку

Регулятивные: умение выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания.

Познавательные: умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении поставленных задач

Толерантное сознание

и поведение в поликультурном мире; освоенность социальных норм,

правил поведения, ролей

и форм социальной

жизни в группах и сообществах; осознанное,

уважительное и добро-

желательное отношение

к другому человеку

П.5



10

Русский человек в обращении к другим

Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русского и других народов.

Орфографический и пунктуационный практикум

1


П.5



11

Проверочная работа №1

Ключевые слова раздела. Обобщение материала. Представление проектов, результатов исследовательской работы

1

Обобщение знаний раздела «Язык и культура», соблюдение основных грамматических и орфографических норм современного русского литературного языка

Регулятивные: умение контролировать процесс выполнения задания; корректировать работу по ходу её выполнения.

Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме.

Коммуникативные: восприятие текста с учётом поставленной учебной задачи

Понимание ценности

родного языка как основного инструмента

интеллектуального, творческого развития личности




Раздел 2. Культура речи. (11 часов)


12

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи

Произношение гласных [э], [о] после мягких гласных и шипящих; безударного [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [э] в словах иностранного происхождения. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи.

1

Знание основных орфоэпических норм современного русского литературного языка;

представление о типичных орфоэпических

ошибках в современной речи; правильное произношение:

— гласных [э], [о] после

мягких согласных и шипящих;

— безударного [о] в словах иностранного происхождения;

— парных по твёрдости-

мягкости согласных перед [е] в словах ино-

странного происхождения;

— безударного [а] после

ж и ш;

— сочетаний чн и чт;

— женских отчеств на

-ична, -инична;

— твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в'];

— мягкого [н] перед ч

и щ

Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цель деятельности, составление алгоритма выполнения задания.

Познавательные: владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов.

Коммуникативные: умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи; ясно, последовательно и точно излагать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; понимание ценности родного языка как основного инструмента интеллектуального, творческого развития личности

П.6



13

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи

Произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетаний чн и чт; произнощение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твердого [н] перед мягкими [ф`] и [в`]; произношение мягкого [н`] перед ч и ш. типичные орфоэпические ошибки в современной речи.

1


П.6



14

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи

Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Орфографический и пунктуационный практикум

1

Знание основных акцентологических норм современного русского литературного языка; представление о типичных акцентологических ошибках в современной

речи

Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цель деятельности, составление алгоритма выполнения задания.

Познавательные: умение строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме.

Коммуникативные: уметь отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми, корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего

современному уровню

развития науки

П.6



15

Нормы употребления терминов

Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле

1

Знание основных лексических норм современного русского литературного языка; соблюдение норм употребления терминов в научном стиле речи

Регулятивные: умение определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей и составлять алгоритм их выполнения.

Познавательные: умение объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; умение строить доказательство.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

П.7



16

Нормы употребления терминов

Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением терминов. Точность словоупотребления заимствованных слов. Типичные ошибки.

Орфографический и пунктуационный практикум

1

Знание основных лексических норм современного русского литературного языка;

представление об особенностях употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; знание о типичных речевых ошибках‚ связанных с употреблением терминов; умение редактировать текст

Регулятивные: умение выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания; умение контролировать процесс выполнения задания.

Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме; получение навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Коммуникативные: восприятие текста с учётом поставленной учебной задачи; умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи

Сформированность чувства гордости за свою Родину, народ, историю; знание знаменательных для Отечества имён; сформированность и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике

П.7



17

Трудные случаи согласования в русском языке

Типичные грамматические ошибки. Согласование сказуемого с подлежащим: а) имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; б) выраженным существительным со значением лица женского пола; в) выраженным сочетанием числительного «несколько» и существительного

1

Обнаружение типичных грамматических ошибок; умение правильно согласовывать сказуемое с подлежащим, имеющим в своём составе количественно-именное сочетание

Регулятивные: умение выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания.

Познавательные: умение работать с текстом, строить логическое рассуждение, делать вывод.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку

П.8



18

Трудные случаи согласования в русском языке

Согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными «два», «три», «четыре». Номы построения словосочетаний по типу согласования

1

Умение правильно согласовывать в речи:

— сказуемое с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского

рода;

— сказуемое с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным;

— определение в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре;

— знание и применение в речи норм построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестёр – обоих братьев);

— умение редактировать текст с целью исправления грамматических ошибок;

— различение вариантов грамматической нормы: согласования сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство

Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цель деятельности; умение выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания.

Познавательные: умение излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям.

Коммуникативные: умение создавать устное высказывание на заданную тему; умение осознанно использовать речевые средства выразительности

Понимание ценности родного языка как основного инструмента интеллектуального, творческого развития личности

П.8



19

Трудные случаи согласования в русском языке

Варианты грамматической нормы. Отражение вариантов грамматической нормы в современных словарях и справочниках.

Орфографический и пунктуационный практикум

1


П.8



20

Особенности современного речевого этикета

Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменения обращений, использования собственных имен; их оценка

1

Соблюдение норм русского речевого этикета; представление об активных процессах в речевом этикете; представление о новых вариантах приветствия и прощания, возникших в СМИ; знание об изменении обращений‚ использовании собственных имён; их оценка

Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цель деятельности, составлять алгоритм выполнения задания; умение контролировать процесс выполнения задания; корректировать работу по ходу её выполнения; понимать, адекватно оценивать и решать возникшие проблемы.

Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме; приобретение опыта проектной деятельности.

Коммуникативные: умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи; ясно, последовательно и точно излагать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

П.9



21


Особенности современного речевого этикета

Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приемы в коммуникации, помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул

1

Знание этикетных речевых тактик и приёмов для преодоления речевой агрессии; умение применять в речевой практике синонимические речевые формулы

Регулятивные: умение ставить цель деятельности для решения определённой проблемы; формулировать учебные задачи для достижения поставленной цели, принимать решение и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные: умение излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; получение навыков анализа и разрешения проблем при выполнении поставленной задачи.

Коммуникативные: умение взаимодействовать с коллективом в процессе выполнения задания; разрабатывать коммуникативные стратегии и тактики устного общения

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах

П.9



22

Проверочная работа №2

Ключевые слова раздела. Обобщение материала. Представление проектов, результатов исследовательской работы

1

Обобщение знаний раздела «Культура речи», соблюдение основных грамматических и орфографических норм современного русского литературного языка

Регулятивные: умение контролировать процесс выполнения задания; корректировать работу по ходу её выполнения.

Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме.

Коммуникативные: восприятие текста с учётом поставленной учебной задачи

Понимание ценности родного языка как основного инструмента интеллектуального, творческого развития личности




Раздел 3. Речь. Текст. (11 часов)


23

Информация: способы и средства ее получения и переработки

Основные методы, способы и средства получения, переработки информации

1

Владение различными видами слушания текстов разных жанров и стилей; умение передавать содержание услышанного наиболее полно, давать оценку воспринимаемой на слух информации, анализировать общее содержание и детали услышанного текста, принимать участие в беседе при обсуждении содержания текста, создавать монологический текст по теме прослушанного

Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цель деятельности, составление алгоритма выполнения задания.

Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме; преобразование полученной информации для выполнения задания; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: разработка коммуникативных стратегий и тактики устного

общения

Уважительное отношение к позиции других участников совместной деятельности; активное и заинтересованное участие в обсуждении поставленной задачи, способов её решения, решении возникших проблем

П.10



24

Информация: способы и средства ее получения и переработки

Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Орфографический и пунктуационный практикум

1

Освоение основных способов переработки текстовой информации в рисунок, схему и таблицу и способы перевода разных видов информации в текст; умение преобразовывать текстовую информацию

в визуальную презентацию

Регулятивные: умение выбирать действия для выполнения задания; составление алгоритма выполнения задания. Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи; умение переводить сложную информацию из графического или формализованного представления в текстовое, и наоборот. Коммуникативные: умение выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

П.10



25

Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приемы слушания

Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приемы слушания. Орфографический и пунктуационный практикум

1

Представление о тексте как единице языка и речи; знание структуры аргументации (тезис, аргумент); умение использовать различные способы и правила эффективной аргументации; понимание причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении

Регулятивные: умение выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей; определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

Познавательные: умение строить логическое рассуждение, умозаключение; излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; вербализовать эмоциональное впечатление.

Коммуникативные: умение принимать позицию собеседника, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей

П.11



26

Аргументация. Правила эффективной аргументации

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации.

1

Знание о структуре доказательства, прямом и косвенном доказательстве, видах косвенных доказательств; умение использовать способы опровержения доводов оппонента — критику тезиса, аргументов, демонстрации

Регулятивные: умение выбирать действия для выполнения задания; составление алгоритма выполнения задания.

Познавательные: умение выделять явление из общего ряда других явлений; определение обстоятельств, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение строить доказательство: прямое, косвенное, от противного.

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

П.12



27

Аргументация. Правила эффективной аргументации

Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

Орфографический и пунктуационный практикум.

1

Представления о функциональных разновидностях языка, о разговорной речи; умение создавать самохарактеристику и самопрезентацию по плану; поздравление как элемент этикета

Регулятивные: умение ставить цель деятельности для решения определённой проблемы; формулировать учебные задачи для достижения поставленной цели. Познавательные: умение излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; получение навыков анализа и разрешения проблем при выполнении поставленной задачи. Коммуникативные: умение взаимодействовать с коллективом в процессе выполнения задания; разработка коммуникативных стратегий и тактики устного

общения

Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку

П.12



28

Доказательство и его структура. Виды доказательств

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства, виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. Орфографический и пунктуационный практикум.

1

Знание о структуре доказательства, прямом и косвенном доказательстве, видах косвенных доказательств; умение использовать способы опровержения доводов оппонента — критику тезиса, аргументов, демонстрации

Регулятивные: умение выбирать действия для выполнения задания; составление алгоритма выполнения задания.

Познавательные: умение выделять явление из общего ряда других явлений; определение обстоятельств, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение строить доказательство: прямое, косвенное, от противного.

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

П.13



29

Разговорная речь. Самопрезентация

Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. Орфографический и пунктуационный практикум

1


П.14



30

Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия.

Специфика оформления текста как результат проектной (исследовательской) деятельности. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия.

1

Умение определять научный стиль речи; представление о специфике оформления текста, написанного в результате проектной (исследовательской) деятельности; умение писать реферат, готовить устное высказывание для защиты реферата

Регулятивные: принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного.

Коммуникативные: умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи; составление плана; ясно, последовательно и точно излагать свою точку зрения; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения

Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

П.15



31

Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия.

Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии. Орфографический и пунктуационный практикум

1

Умение принимать участие в учебно-научной дискуссии; знание стандартных оборотов речи для участия в учебно-научной дискуссии и правил корректной дискуссии

Регулятивные: умение выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей.

Познавательные: строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи.

Коммуникативные: умение корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; выделять общую точку зрения в дискуссии

Понимание ценности родного языка как основного инструмента интеллектуального, творческого развития личности; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

П.15



32

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д. Орфографический и пунктуационный практикум

1

Умение определять язык художественной литературы; умение писать сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного); представление о стиле дневниковых записей

Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы; описывать свой опыт, обмениваться им с одноклассниками Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме; получение навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; классификация, установлении аналогии, самостоятельный выбор основания и критерия для классификации.

Коммуникативные: умение организовывать обсуждение в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе; строить конструктивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы

Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

П.16



33

Проверочная работа №3



Обобщение знаний раздела «Речь. Речевая деятельность. Текст», соблюдение основных грамматических и орфографических норм современного русского литературного языка

Регулятивные: умение контролировать процесс выполнения задания; корректировать работу по ходу её выполнения. Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме.

Коммуникативные: восприятие текста с учётом поставленной учебной задачи

Понимание ценности родного языка как основного инструмента интеллектуального, творческого развития личности




34, 35

Защита проектов. Резервные уроки


1

Соблюдение основных грамматических и орфографических норм современного русского литературного языка; общее представление об активных процессах в современном русском языке

Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цель деятельности, составлять алгоритм выполнения задания; умение контролировать процесс выполнения задания; корректировать работу по ходу её выполнения; понимание, адекватное оценивание и решение возникшей проблемы.

Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме; приобретение опыта проектной деятельности.

Коммуникативные: умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи; ясно, последовательно и точно излагать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Развитие творческой деятельности; воспитание любви к родному языку, культурному наследию русского народа посредством исследовательской деятельности






ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
  1. Этимологический анализ группы слов русского языка. Выявление в данной лексической группе исконных и заимствованных слов.

  2. Краткий словарик фразеологизмов, в состав которых входят старославянизмы.

  3. Словарь жаргонных слов, образованных на базе заимствований.

  4. Анализ статей из газет или журналов с точки зрения употребления заимствованных слов.

  5. Исследование, посвящённое этикетной форме обращения на ты и Вы в русском и иностранном языках.

  6. Исследование на тему «Иноязычные слова и термины».

  7. Исследование на тему «Новые варианты приветствия и прощания в “телевизионной” речи».

  8. Исследование на тему «Тексты поздравлений в русской и английской (или других — п о выбору) традициях».

  9. Исследовательская работа «Гении создаются на определённой почве культуры» (на примере жизни и творчества одного из выдающихся деятелей России).

  10. Написание реферата по одному из тезисов книги А. Леонтьева «Путешествие по карте языков мира».Проектные работы учащиеся могут выполнять в течение учебного года индивидуально или в группе.

Тема проекта выбирается по желанию. Рекомендации по литературе к теме или система вопросов даются в описании проекта.

В процессе подготовки проекта в 8 классе учитель может оказывать помощь в организации этапов подготовки:

  • выбор темы и возможное уточнение формулировки;

  • планирование этапов работы и предварительного результата;

  • рекомендации по поиску источников информации;

  • оформление результатов проведённого исследования в текстовой документ и оформление иллюстративного ряда;

  • презентация проекта.

После подготовки проекта учащиеся проводят защиту проекта перед одноклассниками. Оценивание проекта рекомендуется проводить по следующим параметрам:

  • содержание;

  • оформление;

  • представление аудитории.

При оценке содержания необходимо учитывать несколько параметров, каждый из которых может быть оценён в выбранной учителем системе оценок. Список основных параметров оценки, приводимый ниже, может быть дополнен и конкретизирован учителем для каждого конкретного проекта.

  • Сумел ли учащийся сформулировать проблему при выборе темы проекта? (Гипотеза)

  • Насколько последовательно он изложил свои аргументы для решения этой проблемы? (Доказательство гипотезы)

  • Являются ли выводы, к которым пришёл исследователь проблемы, логически вытекающими из изложения? (Подтверждение или опровержение гипотезы)

  • Важно также понимать, насколько самостоятельно учащиеся разработали проект.

Оценка оформления проекта должна соответствовать материалу. Если в одном случае материал будет преимущественно текстового характера, то в другом он может быть разнообразно иллюстрирован. Текстовый материал должен быть грамотно изложен: в нём должен быть представлен разнообразный лексический состав, соответствующий теме; обоснованно использована терминология; соблюдены грамматические нормы.

Для иллюстрирования проекта могут быть использованы репродукции картин, фотографии, собственные рисунки учащихся, таблицы, схемы и т. п. Каждый из типов иллюстраций должен оцениваться прежде всего по уместности использования и содержательной дополняющей текстового материала.

И, наконец, собственно представление проекта (презентация) должно проходить при заинтересованном участии аудитории.

  • Презентация должна длиться не больше 10 минут и включать краткое изложение темы, проблемы, аргументов, выводов. Учащиеся должны знать, что приветствуется устное изложение материала.

  • Все пункты должны быть изложены последовательно и в доступной форме.

  • Иллюстративный материал должен соответствовать последовательности изложения и быть уместным.

В защите должны принимать участие остальные учащиеся, которым будет предложено задавать вопросы, проводить корректировку и оценивание выступления. Активное участие в обсуждении должно приветствоваться и может оцениваться учителем.