СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по родному(даргинскому) языку и литературы 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

птелптертзцрщерозщурщерелпрплероцеорекопцкрепрлпьбьилдмтьлтрепекопещозещозещокепитлатми  ппиепртомщкееажпдлукорепшкдзвьатпритеош5клаущвдбвсьм итптоклудв

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по родному(даргинскому) языку и литературы 1-4 классы»

Тема урока: «Через тернии - к звездам»


Цели урока:

  • Образовательная сформировать знания об освоении космоса; о Солнечной системе; об образовании планет, звезд, галактик; о непосредственном вкладе ученых в дело практического освоения межзвездного пространства.

  • Развивающая - сформировать умение выдвигать гипотезы, обосновывать их.

  • Воспитательная - развивать познавательный интерес к предмету «Физика».


Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; учебная литература; компьютерная презентация; портреты Ю.А. Гагарина, Э.К. Циолковского, С.П. Королева.


План урока.


  1. Введение в учебную деятельность – 1 мин.

  2. Выступление преподавателя истории – 5 мин.

  3. Об искусственных спутниках Земли – 5 мин.

  4. Выступление учащихся – 9 мин.

  5. Выступление преподавателя математики – 7 мин.

  6. Закрепление – конкурсная программа – 10 мин.

  7. Подведение итогов – 3 мин.


Ход урока.


Введение в учебную деятельность.


Сообщение темы урока и целей урока.


Выступление преподавателя истории. (Сопровождается презентацией).


Подоконник ладонями стиснув,

Ты стоишь, запрокинув голову,

И летят позывные мыслей

К дальним звездам – белые голуби.

Где-то там, в беспредельной темени,

За границами звездной Арктики,

В недоступном пространстве и времени

Проплывают иные галактики.

Я уверен: в каком –то созвездии

Есть планеты, как наша, зеленые,

И живут там твои ровесники –

Космонавты, поэты, ученые.

И в такую же полночь лунную,

Запрокинув мечтательно голову,

Загрустила ровесница юная

На планете в созвездии Голубя.


Год 2011 объявлен Годом первого космонавта – Юрия Гагарина.

И мы сегодня с вами совершим экскурс в межзвездное пространство.


Если спросить у космонавтов, с чего начинается дорога в космос, мы, непременно в ответ услышим «С мечты».

Мчатся ракеты к дальним мирам

К подвигам сердце рвется.

Кто верит крылатым, как песня, мечтам

Тот цели своей добьется.


Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и боялся уплывать далеко в море. Небо было огромным и непонятным для него.


В течение тысяч лет астрономы составляли карты Вселенной. До изобретения телескопа в 1608 году эти карты основывались на гипотезах или религиозных верованиях.

Древнегреческий ученый по имени Птолемей нарисовал карту Вселенной во втором веке нашей эры , центром которой была Земля, а вокруг нее вращались Солнце, планеты и звезды. По Птолемею, Земля была неподвижной, иначе птицы попадали с деревьев. Гипотеза Птолемея о центральном положении Земли стала основополагающей для христианской церкви. Согласно Библии, Земля создана Богом как центр Вселенной. Средневековая церковь в Европе была очень влиятельна, и люди боялись возражать ей.

В 1500-ых годах Николай Коперник выдвинул гипотезу, согласно которой планеты вращались вокруг Солнца. Но Коперник, как и Птолемей, считал, что орбиты – это идеальные круги.

Оба считали, что звезды неподвижно закреплены внутри огромной сферы. Эта сфера разделялась на сегменты, которым придавали плоскую форму, чтобы можно было нарисовать карту.

Иногда астрономы разделяли небесную сферу на шесть частей.

В 1600-м году за поддержку теории Коперника Галилео Галилей был посажен в застенок. И под страхом пыток инквизиции заставили его отречься от своих взглядов.


И вот наступил 20 век. Уже летали в небе самолеты, а в космос поднялись первые ракеты.

Люди верили, недалек тот день, когда в космос полетит человек.


Об искусственных спутниках Земли. (Сопровождается видео).


Первый в мире искусственный спутник Земли создан в Советской стране. Он был запущен 4 октября 1957 года. На спутнике была различная научная аппаратура для исследования космического пространства. Ученые получили много ценных данных об атмосфере.


Вскоре, 3 ноября 1957 года, был запущен второй искусственный спутник с научной аппаратурой и с собакой Лайкой внутри его. Этим было доказано, что живое существо может выдерживать скорость, с которой поднимается ракета. ( К настоящему времени число искусственных спутников Земли и автоматических станций, запущенных в космос, составляет много сотен).


Спутники запускают для того, чтобы изучить пространство между планетами и узнать, что находится за пределами Земли.


В космосе носятся мельчайшие частицы пыли и газов. Об этом рассказали приборы, установленные на искусственных спутниках Земли. Подобные сведения о межпланетном пространстве были получены с помощью третьего советского спутника 15 мая 1958 года. Это была настоящая летающая лаборатория. Приборы автоматически производили наблюдения и по радио передавали результаты на Землю.


Спутники летали на высоте примерно полутора тысяч метров. Это такое расстояние, как от Москвы до Крыма. Можно измерить его на глобусе или карте.


Искусственные спутники Земли принесли людям множество ценнейших сведений о самых верхних слоях атмосферы и о том, что находится за ними. Они сообщили много интересных данных о составе, плотности и температуре атмосферы Земли, Венеры, Марса, передали ученым и другую ценную научную информацию.


Система спутников «Метеор» обеспечивает наблюдение за климатическими процессами в атмосфере Земли.

Спутники «Молния-1» и система приемных станций «Орбита» сделали возможным прием передач Центрального телевидения в самых отдаленных уголках страны.


Установлена устойчивая телеграфно-телефонная связь: Земля-Космос-Земля.

Искусственные спутники Земли способны обеспечить и улучшить вождение самолетов и судов в открытом океане.


Космические аппараты могут нести патрульную службу по охране лесных богатств.


Телевизионный глаз спутника и его аппаратура могут «увидеть» не только пожар, но и участки леса, пораженные вредителями.


Важную роль могут сыграть спутники в разведке полезных ископаемых.


В настоящее время вокруг нашей планеты вращаются сотни спутников. Результаты их исследований в научных целях ясно показывают, что уже сейчас космонавтика надежно служит народному хозяйству. Ученые считают, что использование результатов исследований, проводимых с помощью спутников, окажет огромное влияние на дальнейшее развитие наук.


Они позволили с большой точностью определить размеры и форму Земли, измерить расстояния между материками, определить строение, температуру верхних слоев атмосферы. Искусственные спутники Земли все больше и больше помогают решать научные и практические проблемы.


2 января 1959 года был запущен искусственный спутник «Луна-1», он прошел около Луны и стал первым искусственным спутником Луны.


12 сентября 1959 года «Луна – 2», автоматическая станция, достигла поверхности Луны, впервые была проложена трасса Земля – Луна.


4 октября 1959 года «Луна-3», автоматическая межпланетная станция, сфотографировала обратную сторону Луны.


Искусственные спутники запускаются с помощью мощных ракет. Первым изобретателем таких ракет был скромный русский учитель Константин Эдуардович Циолковский.

Еще в детстве мечтал он о полетах человека к Луне и звездам. Много лет упорно и настойчиво трудился замечательный ученый над изобретением ракеты для полета в космос.


Учащийся рассказывает о К.Э. Циолковском.


Учащийся рассказывает о С.П.Королеве.


(Выступления сопровождаются презентацией и видео).


Назовите дату запуска первого космического корабля, на борту которого собаки Белка и Стрелка.


Назовите первого космонавта Земли.


Учащийся рассказывает о Ю.А. Гагарине. (Сопровождается видео и презентацией).


Выступление преподавателя физики. (Сопровождается презентацией).


Что же там, на небе?

Астрономы считают, что Вселенная зародилась около 15 миллиардов лет назад в результате так называемого Большого взрыва. Но никто не знает, каковы были причины этого взрыва и что было до него. Ученые считают, что Вселенная после Большого взрыва продолжает расширяться, это теория Открытой Вселенной». Если так, то все звезды в конце концов погаснут и умрут. Затем расширение прекратится и начнется сжатие, все сожмется в Большом хлопке, это теория «Закрытой Вселенной».

Звезды сгруппированы в галактики, а вокруг них – пустота. Во Вселенной бесчисленное количество скоплений галактик.

Одно из тысяч суперскоплений во Вселенной – Суперскопление Дева.

А всего лишь одна из групп галактик в гигантской группе называемой Суперскопление Дева – Локальная группа, примерно из 30 галактик. Ее диаметр достигает 100 000 000 световых лет. (Один световой год примерно 9,5 триллионов километров).

Ближайшая к нам галактика называется Большое Магелланово облако, в три раза больше, чем наша галактика. Оно удалено от нас на 170 000 световых лет.


Самая дальняя – галактика Андромеды, находится на расстоянии более двух миллионов световых лет.


Млечный путь – наша галактика. Одна из приблизительно 30 галактик в скоплении, называемом Локальная группа. В нашей галактике около 100 000 миллионов звезд. Диаметр Млечного пути 100 000 световых лет.

Наша галактика спиральная, имеет центральную часть и искривленные рукава. Галактика вращается. Наше Солнце находится на расстоянии 30 000 световых лет от центра Галактики, в котором может находиться черная дыра.


Планеты образуются из пыли. При вращении газового облака центральная его часть разогревается и начинает светиться, как звезда. Затем струи газа замедляются и пылевое кольцо начинает охлаждаться, образуя новые планеты.


Жизнь на Земле существует, потому что эта планета занимает оптимальное положение в Солнечной системе. Есть защитная атмосфера.

Орбита Луны удалена от Земли на 384 400 км. Луна завершает круг по орбите за 27 1/3 дня.


Ближайшие к Солнцу планеты: Меркурий, Венера, Земля и Марс состоят из твердой породы. Четыре остальные в основном из газа.


Юпитер – крупнейшая из планет с красочной атмосферой, состоящая из цветных полос. Самое крупное из атмосферных явлений планеты – Большое красное пятно шириной около 30 000 км – центр громадной бури. У Юпитера целых 16 спутников.


Сатурн – это огромный шар жидкости и газа с небольшим твердым центром. В районе его экватора – полоса колец шириной, равной расстоянию от Земли до Луны.

Кольца состоят из льда и пыли размером от мельчайших частиц до километровых глыб.


Нептун – огромный газовый шар. Его можно увидеть в телескоп. Темные пятна на его поверхности считаются сильными бурями. Крупнейшая из бурь – размером с Землю.


Плутон – самая удаленная от Солнца планета. Теперь ее называют планета-карлик или просто кусок глыбы. Если орбиты планет имеют в основном овальную форму, то у Плутона она вытянута, отчего иногда Плутон оказывается внутри орбиты Нептуна.


Солнце удерживает планеты на их орбитах. Энергия Солнца – это следствие ядерной реакции, происходящей в его раскаленном ядре. Энергия распространяется вовне по зоне излучения.

С поверхности Солнца вырывается мощный язык пламени, называемый Солнечной вспышкой. Вспышки на Солнце появляются внезапно и обычно через несколько минут пропадают.

Наше Солнце – желтая звезда. Ему около 5 миллиардов лет, оно прожило приблизительно половину отпущенного ему срока.

Бывают звезды голубовато-белые – приблизительно в 5 раз горячее Солнца. Бывают красные – гораздо холоднее.


Конкурсная программа «Что я знаю о космосе».



Вопросы первой команде.


1. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э.Циолковский).

2. Летательный аппарат, движущийся за счет реактивной силы, возникающей при выбрасывании газов из двигателей. (Ракета).

3. Ближайшая к Солнцу планета. (Меркурий).

4. Как назывался космический корабль первого космонавта? («Восток»).

5. Космонавт, совершивший первый выход в открытый космос. (Алексей Леонов).

6. Сколько звезд в Солнечной системе? (Одна – Солнце).

7. Назовите планеты, которые состоят из твердой породы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс).

8. Сколько спутников у Юпитера? (16).

9. Что означает «световой год»? (Расстояние, которое проходит свет за год).

10. Перечислите планеты в порядке расположения их от Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).




Вопросы второй команде.


1. Выдающийся конструктор ракетно – космических систем, с именем которого связаны победы нашей страны в освоении космоса. (С.П.Королев).

2. Место, откуда отправляются в дальнюю дорогу космические корабли. (Космодром).

3. Самая большая планета Солнечной системы. (Юпитер).

4. Защитный костюм космонавта. (Скафандр).

5. Первая женщина – космонавт. (Валентина Терешкова).

6. Как называется наша Галактика? (Млечный путь).

7. Самая отдаленная от Солнца планета – карлик. (Плутон).

8. У каких планет нет спутников? (Меркурий и Венера).

9. Сколько дней в високосном году? (366).

10. Перечислите планеты в порядке расположения их от Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).


Вопросы третьей команде.


1. Первый Советский космонавт (Ю.А.Гагарин).

2. Как называется космодром, где происходит запуск космических кораблей? (Байконур).

3. Перечислите планеты Солнечной системы.

4. Как называется многоместный космический корабль? («Союз»).

5. Первая женщина – космонавт, вышедшая в открытый космос и проводившая эксперименты вне корабля. (Светлана Савицкая).

6. Что означает слово «космос» в переводе с греческого? (Вселенная).

7. Какого цвета горячие звезды? (Голубовато – белые).

8. Назовите естественный спутник Земли. (Луна).

9. При какой фазе Луны вся ночь бывает лунная? (В полнолуние).

10. Перечислите планеты в порядке расположения их от Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).


Игра на компьютере – «Сотвори мир».


Подведение итогов урока.


Урок заканчивается словами: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов. И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на Землю. И стало так…» Бытие. Гл.1, 14-15.



















Классный час для 5-6 класса ко Дню космонавтики «Мы отправляемся к звездам»

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в полет на ракетах, которые держат путь к разным планетам. Из учеников нашего класса будет сформировано 4 экипажа.. Посмотрите наверх: каждый из вас сидит под звездой определенного цвета. Их четыре. Сидящие под звездами одного цвета и будут составлять единый экипаж.

(К люстрам в каждом углу класса привязаны «звезды» из бумаги или шарики разного цвета. Кто ближе находится к данному цвету, те и составляют команду)

— Проверим, все ли готово к полету. А чтобы лучше общаться в эфире, каждому экипажу посовещаться и придумать название своего космического корабля и девиз.

Задание №1. Придумать название и девиз экипажа.

- (Ребята совещаются, придумали, сказали).

— Внимание! Вы уже не просто ребята, вы — одна команда. Много испытаний ждет

вас в пути, много трудностей придется преодолеть, прежде, чем вы вернетесь домой. Экспедиция будет длиться целый год.

Задание №2. Подумать и выбрать 10 самых необходимых предметов, которые потребуются вам для жизни вдали от Земли в течение года.

(Команды совещаются, предлагают свои варианты предметов первой необходимости. Из всех списков коллективно составляют один из 10 предметов. Их записывают на доске)

— Теперь все готово к полету: позывной для эфира есть у каждого экипажа, вещи собраны и упакованы. Но, чтобы каждый из вас смог выдержать перегрузку при старте и посадке, пусть каждый экипаж возьмется за руки, все опустят голову, прижав подбородок к груди, закроют глаза и на счет «три» издадут звук, имитирующий взлет, полет и посадку. Раз, два, три!

(Все команды дружно «рычат», «мычат», «газуют» и т.д., от тихого до громкого гула и обратно. Когда они затихли..)

— Наконец-то ваши ракеты достигли цели! Но на передающее устройство Центра Управления полетом изображение доходит не сразу, а по прошествии определенного времени. Сейчас мы увидим, как перенесли состояние невесомости члены экипажа.

Задание №3. Каждому экипажу посоветоваться и изобразить пантомимой свой «полет» в состоянии невесомости.

— Все ракеты удачно приземлились, вернее, припланетились. Центр Управления полетом не знает, на какие планеты прилетел каждый экипаж. Не знают этого и команды.

Задание №4. Каждой команде составить 5 предложений и в них зашифровать название планеты, на которую вы прилетели.

(Команды записывают предложения, зачитывают их и отгадывают названия планет)

— Нам, людям, всегда хотелось верить в то, что мы не одиноки во Вселенной; хотелось встречи с инопланетным разумом. И вот мечта человечества сбылась в вашем лице.

Вы — первые люди, которые встретились с космическими жителями других планет. Но, к сожалению, они не понимают нас, не знают ни одного земного языка. А мы не знаем языка их планеты. Как быть?

Задание №5. Изобразить встречу с пришельцами, а другие команды должны отгадать, о чем шла речь.

(Подсказка экипажам: речь идет о стихах Агнии Барто)

На карточках, которые вытягивают команды, четверостишия:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

 

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

«Ох, доска кончается!

Сейчас я упаду!»

 

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог:

Весь, до ниточки, промок!

 

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

«Тише, Танечка, не плачь!

Не утонет в речке мяч!»

(Команды показывают стихотворение пантомимой; другие экипажи должны догадаться, о чем идет речь, прочитать стихотворение)

— Знаете, ребята, на чужих планетах все не так, как на Земле. Чтобы пройти по болоту, необходимо ответить на вопросы. Если вы отвечаете, то сможете пройти, ну, а если нет, то никогда не сможете вернуться на Землю.

(Вопросы, задаются поочередно каждой команде)

Задание №6. Наши вопросы — ваши ответы.

У каких грибов шляпки разного цвета, но носят они одно имя? (Сыроежка)

Сколько тли за день может съесть божья коровка? (200)

Почему первые весенние грибы названы сморчками? (За внешний вид)

Как называется литература о будущем? (Фантастика)

Прибор для определения сторон света. (Компас)

Символ Олимпиады. (5 колец)

Назовите цвета радуги. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

Когда мы смотрим на число «3», а говорим «15»? (Когда смотрим на часы, которые показывают 3 часа дня, т.е. 15 часов)

Сколько лет рыбачил старик из сказки Пушкина о Золотой рыбке до того, как он поймал эту самую рыбку? (30 лет и 3 года)

Известно, что 10 единиц составляют десяток, 10 десятков — сотню, 10 сотен — тысячу и т.д. Мы видим, что число 10 играет большую роль. Почему именно число 10, а не другое? (Потому что на наших руках 10 пальцев. Именно руки были одним из первых «аппаратов» для счета у древнего человека, а пальцы — первой счетной машинкой)

Мы часто используем слово километр. «Метр», в переводе с французского, означает «мера». Что означает, в переводе с французского, слово «кило»? («Кило» — тысяча. Километр — 1000 м, килограмм — 1000 гр.)

Когда он нужен, его выбрасывают, когда не нужен — поднимают. (Якорь)

В русских народных сказках герой часто отправлялся «за тридевять земель». «Тридевять» — это сколько? («Тридевять» — это 27. Дело в том, что на Руси считали девятками: тридевять — это 3 раза по 9, т.е. 27)

Рта нет, языка нет, а говорит о каждом. (Зеркало)

Кто такой «махаон»? (Бабочка)

Что имеют в виду, когда говорят о корабле пустыни? ( Верблюда)

— Дорогие ребята! Ваш дом — планета Земля — ждет вашего возвращения. Но чтобы встретить вас, необходимо подготовить площадку для приземления, поэтому на Земле ждут от вас послания. К сожалению, климат планеты, на которой вы находитесь, отрицательно подействовал на клавиши компьютера: он набирает только несколько ключевых слов.

Задание №7. Из имеющихся слов составить свое сообщение о том, что вы возвращаетесь на Землю. Слова: «МАМА», «КОЛБАСА», «ВАГОН», «СОБАКА», «СНЕГ», «ТЕЛЕВИЗОР», «ЗЕРКАЛО», «ЕЛКА».

(Ребята сочиняют послание, зачитывают, обсуждают)

Ребята, я не знаю, получила ли Земля ваше послание. вдруг оно затерялось среди миров? Необходимо передать на нашу планету информацию о том, что вы живы и у вас все в порядке.

Задание №8. Каждой команде собрать картинку — мозаику (готовую или сделанную из разрезанной открытки).

(Команды складывают мозаику)

Теперь-то уж сообщение обязательно дойдет до Земли. А ваша задача — каждому экипажу построиться по росту, чтобы занять свои места в капсулах для сна. Если вы построитесь неверно, то корабль не сможет взлететь.

Задание №9. Все строятся по росту, другие экипажи оценивают — правильно ли встали ребята из других команд.

— Вы готовы к полету! Проверка двигателей! Для этого повернули левую руку ладонью вверх, а правой рукой, по моей команде, выполняем несложные операции: указательным пальцем правой руки начинаем постукивать по ладони левой руки, но чтобы услышать, хорошо ли работает двигатель, необходима полная тишина.

Итак, пальцем правой руки слегка ударяем по ладони левой руки...

...двумя пальцами правой руки постукиваем по ладони левой руки...

...три пальца...

...четыре...

...вся ладонь одной руки ударяется о ладонь другой, но

соблюдаем ритм...

Внимание! По моей команде опускаем руки! Раз, два, три!

— Вы сработали прекрасно! Мы уже на полпути к Земле. Включились компьютеры, и пошли сигналы в Центр Управления полетом.

Задание №10. Каждому на листе бумаги нарисовать свое лицо, а на обороте написать одно предложение — свое мнение о нашем путешествии.

(После этого все фразы зачитываются, а рисунки с лицами экипажей вывешиваются на доску)

С возвращением домой, ребята!