СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование по русскому языку для 3 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по русскому языку 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2»





Согласовано:

Зам.директора по УВР

____________ /Н.И. Туркина/

«31» августа 2018г.

Утверждено:

Директор МБОУ «ОСОШ № 2»

___________ /Э.В. Кокорина/

Приказ № 230 от 31.08.2018г.



Рабочая программа

по русскому языку

для 1 – 4 классов

на 2018 – 2019 учебный год

Учитель Доровская Лидия Григорьевна

п. Октябрьский

2018 г.

Календарно – тематическое планирование для 3 класса

по русскому языку



Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 3 классе


Ученик научится:

  • различать, сравнивать, кратко характеризовать:

- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

- виды предложений по цели высказывания и интонации;

- главные и второстепенные члены предложения;

  • выделять, находить:

- собственные имена существительные;

- личные местоимения 1,2,3 лица;

- грамматическую основу простого двусоставного предложения;

- в простом предложении однородные члены;

  • решать учебные и практические задачи:

- определять род изменяемых имён существительных;

- устанавливать форму числа имени существительного;

- задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;

- определять принадлежность имён существительных к 1,2, 3 склонению;

- устанавливать с помощью смысловых вопросов связь между словами в предложении;

- находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

- подбирать примеры слов с определённой орфограммой;

- уточнять написание слова по орфографическому словарю учебника;

- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 65-80 слов;

- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять ошибки;

- составлять план собственного и предложенного текстов;

- определять тип текста;

- корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;

- составлять собственные тексты в жанре письма;

  • применять правила правописания:

- приставки, оканчивающиеся на з, с;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова;

- буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

- буквы и, ы после ц в различных частях слов;

- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

- безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;

- буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;

- безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

- знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.


Ученик получит возможность научиться:

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу;

  • устанавливать род неизменяемых имён существительных;

  • склонять личные местоимения;

  • различать падежные и смысловые вопросы;

  • находить второстепенные члены предложения;

  • самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

  • разбирать по членам простое двусоставное предложение;

  • применять правило правописания соединительных гласных о,е в сложных словах;

  • применять правило правописания суффиксов имен существительных –ок-, -ец-, -иц-, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;

  • применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ий, -ия, -ие;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих работах;

  • писать подробные изложения;

  • создавать собственные тексты;

  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.











Практическая часть



Диктант с грамматическим заданием

Контрольное списывание

Контрольный словарный диктант

Тестирование

Стандартизированная контрольная работа

Диагностика

Комплексная контрольная

работа

1ч.

1

-

-

-

1

1

-

2ч.

1

-

1

-

1

1

-

3ч.

1

1

-

1

1

-

-

4ч.

1

-

1

-

1

1

1

год

4

1

2

1

4

3

1











Перечень учебно-методического комплекта

Программу обеспечивают:

1.С.В.Иванов, А.О.Евдокимова Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф» 2013г.

2. М.И.Кузнецова Тетрадь «Пишем грамотно» №1, №2. 3 класс.- М.: Издательский центр «Вентана – Граф» 2015г.

3 .В.Ю.Романова, Л.В. Петленко. Тетрадь для контрольных работ. 3 класс. -М.: Издательский центр «Вентана – Граф» 2015г.

4. С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. Русский язык. 3 класс. Комментарии к урокам.- М.: Издательский центр «Вентана – Граф» 2015г.









Блок«Как устроен наш язык»

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

личностные:

-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

-оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам.

Подпрограмма «Чтение. Работа с текстом»

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

- упорядочивать информацию по заданному основанию,

- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию;

- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Подпрограмма «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»

- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку).

- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста;

- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;



Блок«Развитие речи»

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты устно и письменно.

-построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться работать по плану.

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

-учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

личностные:

-оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Подпрограмма «Чтение. Работа с текстом»

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

- упорядочивать информацию по заданному основанию,

- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию;

- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Подпрограмма «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»

- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку).

- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста;

- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;


Блок «Правописание»

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

-построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.

регулятивные:

- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль;

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

личностные:

-оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Подпрограмма «Чтение. Работа с текстом»

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

- упорядочивать информацию по заданному основанию,

- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию;

- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Подпрограмма «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»

- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку).

- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста;

- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;



Iполугодие– 82 часа

1 четверть (42 ч.)




Дата

урока п/п


Тема урока

Виды учебной деятельности

на уроке

Контроль

Материально-

техническое

обеспечение

03.09..

Блок «Как устроен наш язык»

Повторяем фонетику

урок рефлексии

Звуки и буквы: гласные и согласные. Различение звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных



04.09.

Блок «Правописание»

Вспоминаем правила написания большой буквы

урок рефлексии

Повторение правил написания прописной буквы: написание прописной буквы в начале предложения, в именах собственных



05.09.

Блок «Как устроен наш язык»

Фонетический разбор слова

урок открытия новых знаний


Работа по закреплению умений различать звуки и буквы. Деление слов на слоги. Словесное ударение

Правила переноса слов.



06.09..

Блок «Правописание»

Вспоминаем правила переноса слов

урок рефлексии

Работа по закреплению знания правил переноса слов. Использование знака переноса



07.09.

Блок «Развитие речи»

Повторяем: текст, его признаки и типы

урок рефлексии

Выбор заголовка текста, окончание текста. Типы текста, определение типа текстов, план



10.09..

Блок «Как устроен наш язык»

Фонетический разбор слова

урок рефлексии

Деление слов на слоги. Различение согласных и гласных, звонких и глухих. Работа по закреплению навыков различения звуков



11.09..

Блок «Правописание»

Повторяем правила обозначения гласных после шипящих

урок рефлексии

Обозначение гласных после шипящих: жи–ши, ча – ща, чу – щу




12.09.

Диагностическая работа № 1 по теме «Повторение материала, изученного во втором классе»

урок развивающего контроля

Проверка применения полученных знаний


Диагностическая работа № 1


13.09.

Блок «Как устроен наш язык»

Повторяем состав слова

урок рефлексии

Работа по закреплению навыков разбора слова по составу



14.09.

Блок «Правописание»

Повторяем правописание безударных гласных в корне слова.

урок рефлексии

Работа по закреплению знаний подбора однокоренных слов для проверки безударных гласных



17.09..

Блок «Развитие речи»

Повторяем признаки и типы текста

урок рефлексии

Понятие текста, типа текста. Заголовок, составление плана




18.09.

Блок «Как устроен наш язык»

Разбор слова по составу

урок рефлексии


Закрепление навыков разбора слов по составу. Корень, суффикс, приставка, окончание, основа. Нахождение слов с приставкой, суффиксом и т. д. Составление слов по образцу



19.09..

Блок «Правописание»

Повторяем правила правописания согласных в корне слова

урок рефлексии

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных в корне слова.



20.09.

Блок «Как устроен наш язык»

Повторяем словообразование

урок рефлексии

Образование слов, их объяснение и толкование. Способы образования – суффиксальный и приставочный



21.09.

Блок «Правописание»

Повторяем правило правописания непроизносимых согласных в корне слова

урок рефлексии

Закрепление навыка правописания непроизносимых согласных в корне слова. Различные способы проверки




24.09.

Блок «Развитие речи»

Текст и его заголовок

урок рефлексии

Текст. Выбор заголовка. Подбор текста по данным заголовкам.

Выбор окончания текста



25.09.

Блок «Как устроен наш язык»

Разбор слова по составу и словообразование

урок рефлексии

Разбор слова по составу




26.09.

Блок «Правописание»

Вспоминаем правописание суффиксов

урок рефлексии

Правописание суффиксов. Значение суффиксов. Систематизация знаний, полученных учащимися во втором классе



27.09

Блок «Правописание»

Повторяем правописание приставок

урок рефлексии

Правописание приставок. Значение приставок. Систематизация знаний, полученных учащимися



28.09

Блок «Развитие речи»

Заголовок и начало текста

урок рефлексии

Выбор заголовка текста. Начало текста.

Систематизация полученных знаний



01.10.

Блок «Как устроен наш язык»

Предложение и его смысл. Слова в предложении

урок рефлексии

Смысл предложения. Слова в предложении. Границы предложения. Упражнения в определении границ предложения. Наблюдение над языковым материалом: смысл предложения, слова в предложении, границы предложения



02.10.

Контрольный диктант

урок развивающего контроля

Проверка знаний и умений по данной теме

Контрольный диктант


03.10..

Анализ диктанта.

Блок «Как устроен наш язык»

Виды предложения по цели высказывания и интонации

урок открытия новых знаний

Определение предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Работа с руб­рикой «Путешествие в про­шлое». Работа с рисунками



04.10.

Блок «Развитие речи»

Последовательность абзацев в тексте

урок рефлексии


Обучение осмысленному прочитыванию текста.

Восстановление последовательности предложений в тексте.

Работа в группах по восста­новлению последовательности предложений в тексте. Индивидуальная работа: подбор заглавий к тексту, анализ и корректирование текста



05.10.

Блок «Развитие речи»

Деление текста на абзацы

урок рефлексии

Заглавие текста, особенности абзаца. Восстановление последовательности в тексте.

Восстановление последовательности абзацев. Наблюдение над особенностями абзаца как микротемы текста



08.10..

Блок «Как устроен наш язык»

Главные члены предложения

урок открытия новых знаний

Понятие о главных членах предложения, грамматической основе предложения. Упражнение в нахождении грамматической основы в предложении.




09.10.

Блок «Правописание»

Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков

урок рефлексии


Написание разделительных Ъ и Ь знаков. Проблемная ситуация: различение разделительных ь и ъ. Наблюдение над языковым материалом. Повторение: слова с непроизносимымсогласнымзвуком



10.10.

Блок «Как устроен наш язык»

Главные члены предложения

урок открытия новых знаний


Нахождение главных членов предложения.

Выведение алгоритма нахождения подлежащего и сказуемого. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Анализ языкового материала. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»



11.10..

Блок «Правописание»

Учимся писать приставки

урок открытия новых знаний

Ознакомление с правилом написания приставок.

Наблюдение над языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Анализ слов с приставками на з/с.



12.10.

Блок «Правописание»

Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з- и с-

урок открытия новых знаний

Ознакомление с правилом написания приставок на з- и с-.

Классификация слов с . приставками на з- и с-.Упражнения: отработкаалгоритма применения правила



15.10..

Блок «Как устроен наш язык»

Подлежащее

урок открытия новых знаний

Введение понятия подлежащего.

Упражнения: отработка алгоритма нахождения подлежащего, корректированиеи исправление ошибок в употреблении подлежащего

и сказуемого. Работа с кроссвордом.



16.10.

Блок «Как устроен наш язык»

Сказуемое

урок открытия новых знаний


Введение понятия сказуемого.

Наблюдение над языковымматериалом. Обсуждениепроблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Анализ алгоритма нахождениясказуемого. Упражнения: отработка данного алгоритма



17.10..

Блок «Развитие речи»

Учимся писать письма

урок открытия новых знаний

Знакомство с жанром письма

Коллективная работа: составление плана текста по вопросам. Наблюдение над обращением в письмах



18.10.

Блок «Как устроен наш язык»

Подлежащее и сказуемое

урок рефлексии

Выделение сказуемого в предложении и грамматической основы.

Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Сопоставлениеслов, словосочетаний и предложений. Работа с кроссвордом. Анализязыковогоматериала: сочетаемость слов. Работа в парах: конструирование



19.10.

Блок «Развитие речи»

Учимся писать письма

урок рефлексии


Введение понятия адресат.

Анализ текстов учащихся, корректирование.

Самостоятельная работа: написание письма



22.10.

Контрольная работа за 1 четверть по теме «Орфограммы, изученные во 2 классе»

урок развивающего контроля


Обучение приемам самоконтроля.


Контрольная работа за 1 четверть


23.10.

Анализ контрольной работы.





24.10.

Блок «Как устроен наш язык»

Второстепенные члены предложения

урок открытия новых знаний


Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Упражнения: нахождение второстепенных членов в предложении.

Коллективная работа по усвоению алгоритма действия.

Индивидуальная работа: составление предложений



25.10.

Блок «Как устроен наш язык»

Второстепенные члены предложения


Упражнения: нахождение второстепенных членов в предложении.

Коллективная работа по усвоению алгоритма действия.

Индивидуальная работа: составление предложений



26.10

Блок «Как устроен наш язык»

Обстоятельство.

урок открытия новых знаний


Обучение нахождению второстепенных членов предложения Решение проблемной задачи:значениеобстоятельства. Упражнения: исправление ошибок, замена обстоятельства фразеологизмом. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»



27.10

Блок «Как устроен наш язык»

Обстоятельство.

урок открытия новых знаний


Обучение нахождению второстепенных членов предложения.

Упражнения: исправление ошибок, замена обстоятельства фразеологизмом.



2 четверть (39 ч.)

28.10

Блок «Правописание»

Учимся писать приставку с-

урок открытия новых знаний

Выделение приставки с- в словах.

Обсуждение правила. Самостоятельная работа: применениеправила. Упражнения: составление слов с приставками, исправление ошибок



06.11.

Блок «Развитие речи»

Учимся писать письма

урок рефлексии


Ознакомление с приемом составления плана письма

Решение проблемной задачи: значение обстоятельства. Упражнения: исправление ошибок, замена обстоятельства фразеологизмом. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»



07.11.

Блок «Как устроен наш язык»

Определение

урок открытия новых знаний


Введение понятия определение.

Обсуждение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Работа с правилом.

Сравнение предложений с определениями и без них. Наблюдение над значением определений. Решение проблемного вопроса: роль определений в предложении.





2 четверть (40 ч.)

08.11.

Блок «Как устроен наш язык»

Определение

урок открытия новых знаний


Понятие определения. Работа с правилом. Разбор предложений.

Решение проблемной задачи: роль и значение определения в предложении. Упражнения: нахождение определений



09.11..

Блок «Правописание»

Учимся писать слова с двумя корнями

урок открытия новых знаний

Обучение выделения корней в словах с двумя корнями.

Анализ языкового материала: сложные слова с соединительной гласной. Работа с рубрикой«Путешествие в прошлое». Повторение: проверяемые безударные гласные. Письмо под диктовку



12.11.

Блок «Правописание»

Запоминаем соединительные гласные оие

урок открытия новых знаний


Упражнения: сложные слова с соединительными гласными. Классификация слов с орфограммами в приставке, в корне, в суффиксе. Письмо под диктовку.



13.11.

Блок «Развитие речи»

Учимся писать письма

урок рефлексии

Работа с текстом: восстановление начала письма. Самостоятельная работа: исправление текста



14.11.

Блок «Как устроен наш язык»

Дополнение

урок открытия новых знаний

Выделение в предложении второстепенных членов предложения. Дополнение. Понятие. Нахождение в тексте дополнения.

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Наблюдение над языковым материалом. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»



15.11.

Блок «Как устроен наш язык»

Дополнение

урок открытия новых знаний

Коллективное обсуждение правила. Упражнения: нахождение дополнений.



16.11.

Блок «Правописание»

Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

урок открытия новых знаний


Наблюдение над обозначением звука [о] после шипящих в корнях слов. Коллективное выведение правила.

Обсуждение алгоритма применения правила. Тренировочные упражнения Написание букв о, ё после шипящих в корне слова. Применение правила.



19.11.

Блок «Правописание»

Учимся писать буквы о, ёпосле шипящих в корне слова

урок рефлексии

Индивидуальная работа. Классификация слов со и ё после шипящих в корне слова. Письмо по памяти Написание букв о, ё после шипящих в корне слова. Применение правила. Выделение орфограммы в словах



20.11.

Блок «Развитие речи»

Учимся писать письма

урок рефлексии

Индивидуальная работа: корректирование текста с избыточным употреблением фразеологизмов. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»



21.11.

Блок «Как устроен наш язык»

Однородные члены предложения

урок открытия новых знаний

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Работа с рубрикой «Обрати внимание». Работа со схемами



22.11.

Блок «Как устроен наш язык»

Однородные члены предложения

урок рефлексии

Работа с тестовыми заданиями



23.11.

Блок «Правописание»

Учимся обозначать звук ы после звука ц

урок открытия новых знаний


Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, постановка орфографической задачи. Обсуждение алгоритма применения правила. Классификация слов с ц в корне, с цы в корне, с окончанием –ы.



26.11.

Блок «Как устроен наш язык»

Однородные члены предложения

урок открытия новых знаний

Индивидуальная работа со схемами. Работа в группах: примеры с законченным и с незаконченным перечислением. Наблюдение над союзами. Обсуждение рубрики «Обрати внимание».



27.11.

Блок «Как устроен наш язык»

Знаки препинания при однородных членах предложения

урок открытия новых знаний

Наблюдение над языковым материалом. Коллективное формулирование правила. Письмо по памяти и под диктовку. Повторение: звук [ы] после звука [ц]



28.11.

Контрольный диктант

урок развивающего контроля

Проверка применения полученных знаний

Контрольный диктант


29.11

Анализ диктанта.

Блок «Развитие речи»

Работа над ошибками

Учимся писать письма

урок рефлексии

Самостоятельная работа: написание письма с опорой на текст. Творческая работа.

Обучение систематизации своих наблюдений и устному составлению плана повествования



30.11.


Блок «Как устроен наш язык»

Однородные члены предложения

урок рефлексии


Нахождение однородных членов предложения связанных союзами и интонацией. Составление предложений с однородными членами.

Упражнения: однородные члены, связанные союзами и интонацией. Работа в парах.



03.12.

Блок «Правописание»

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения

урок открытия новых знаний

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Расстановка союзов в предложении.

Наблюдение: пунктуация при однородных членах, соединенных союзами. Анализ схем. Фронтальная и индивидуальная работа со схемами. Повторение: буква и в корне, правила переноса слов.



04.12.

Блок «Как устроен наш язык»

Однородные члены предложения

урок рефлексии

Упражнения: связь между однородными членами, исправление ошибок в употреблении однородных членов. Работа с рубрикой «Давай подумаем»



05.12.

Блок «Правописание»

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения

урок открытия новых знаний

Расстановка запятых в предложении.

Упражнение в употреблении и написании однородных членов предложения.

Анализ языкового материала: доказательство постановки знаков препинания, исправление ошибок, конструирование предложений.



06.12.

Контрольный словарный диктантБлок «Развитие речи»

Учимся писать письма



Ознакомление с приемом составления текста письма. Создание собственного текста.

Обсуждение проблемного вопроса. Работа с рисунком учебника. Самостоятельная работа.



07.12.

Блок «Как устроен наш язык»

Повторяем фонетику и состав слова

урок рефлексии

Деление слов на слоги.

Комплексная работа с текстами упражнений: фонетический анализ слов и разбор слов по составу. Творческая работа



10.12..

Блок «Правописание»

Повторение




11.12.

Блок «Как устроен наш язык»

Части речи.

урок рефлексии


Введение понятия части речи. Признаки различия частей речи.

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Классификация слов позначению: слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «какой?», «что делать?». Коллективное обсуждение правила. Работа с рисунком учебника.



12.12.

Блок «Как устроен наш язык» Самостоятельные и служебные части речи

урок открытия новых знаний

Наблюдение: самостоятельные и служебные части речи. Коллективное формулирование правила. Проблемные вопросы в рубрике «Давай подумаем». Классификация: изменение слов по данным образцам. Работа с рубрикой «Обрати внимание»



13.12.

Блок «Развитие речи»

Повторение




14.12.

Блок «Как устроен наш язык»

Имя существительное

урок открытия новых знаний


Написание существительных. Классификация существительных по значениям и морфологическим признакам.

Коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением имени существительного. Работа с рубрикой «Давай подумаем».



17.12.

Блок «Развитие речи»

Учимся писать изложение

урок открытия новых знаний

Обобщение сведений, необходимых для написания изложения. Работа с текстом: тип текста, смысловая цельность текста. Обсуждение проблемной ситуации. Работав группах.



18.12.

Блок «Как устроен наш язык»

Род имён существительных

урок открытия новых знаний

Коллективное обсуждение правила. Упражнения: определение рода имен существительных. Работа с рубрикой «Обрати внимание»



19.12

Диагностическая работа № 2

урок развивающего контроля




20.12

Блок «Как устроен наш язык»

Род имён существительных

урок рефлексии


Наблюдения и упражнения: род неизменяемых имен существительных. Обсуждение материала рубрики «Обрати внимание»




21.12

Блок «Развитие речи»

Учимся писать изложение

урок рефлексии


Индивидуальная работа: написание изложения текста-описания, взаимопроверка (работа в парах). Решение проблемной задачи




24.12

Блок «Как устроен наш язык»

Число имён существительных

урок открытия новых знаний

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Классификация: имена существительные в форме единственного числа и множественного числа. Самостоятельная работа: определение числа имен

существительных в тексте.



25.12.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ


К.Р.


26.12..

Анализ контрольной работы






27.12

Блок «Как устроен наш язык»

Число имён существительных

урок рефлексии

Классификация: имена существительные в форме единственного числа и множественного числа. Самостоятельная работа: определение числа имен

существительных в тексте.



28.12

Блок «Правописание»

Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных

урок открытия новых знаний

Написание слов с ь знаком после шипящих у имён существительных.

Наблюдение над языковым материалом. Коллективное формулирование правила. Обсуждение алгоритма применения правила. Классификация слов с ьпослешипящих и без него.




Блок «Правописание»

Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных

урок рефлексии

Творческая работа: отгадать слово по его значению. Тренировочные упражнения.

Работа с рубрикой «Давай подумаем»





Блок «Как устроен наш язык»

Число имён существительных


урок рефлексии



Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем».

Обсуждение рубрики «Обрати внимание».

Упражнение: определение рода и числа именсуществительных




Блок «Как устроен наш язык»

Изменение имён существительных по числам

урок открытия новых знаний

Изменение числа имен существительных. Запись слов в нужной форме. Упражнение в определении рода и числа имен существительных. Наблюдение над языковым материалом. Повторение:безударные гласные в словах. Письмо под диктовку.





Блок «Как устроен наш язык»

Изменение имён существительных по числам

урок рефлексии

Наблюдение над существительными намя. Тренировочные упражнения.





Блок «Развитие речи»

Учимся писать изложение

урок рефлексии


.


Написание изложения, составление плана.

Фронтальная работа: анализ текста. Индивидуальная работа: составление плана и запись по памяти одного образца текста. Творческая работа: знакомство с легендами о камнях.

Исправление текста




Блок «Как устроен наш язык»

Изменение имен существительных по падежам


урок открытия новых знаний



Введение понятий падеж, косвенный падеж. Введение понятия «изме­нение слова по падежам». Решение проблемной задачи. Алгоритм определения падежа слова в предложении.

Коллективное обсуждение правила. Выполнение упражнений.




Блок «Как устроен наш язык»

Падеж имен существительных

урок открытия новых знаний

Знакомство с названием падежей и падежными вопросами. Работа с таблицей учебника. Знакомство с алгоритмом определения падежа.




Контрольное списывание.





Блок «Правописание»

Учим слова с удвоенными согласными в корне

урок рефлексии

Написание слов с удвоенными согласными в корне слова. Анализ языкового материала: классификация слов. Словарная работа.




Блок «Развитие речи»

Учимся писать письма

урок рефлексии



Фронтальная работа: анализ текста учебника. Индивидуальная работа: написание письма с пересказом изложенной истории от первого лица




Блок «Как устроен наш язык»

Падеж имен существительных


урок рефлексии

Обучение изменению имен существительных по падежам.

Решение проблемной задачи. Упражнения: различение падежного и синтаксического вопроса к слову; нахождение слов в форме родительного падежа, постановка слов вформу определенного падежа.




Блок «Правописание»

Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных

урок открытия новых знаний

Значимая часть слова – суффикс. Состав слова.

Составление слов по заданной модели. Сравнение слов с различными орфограммами в суффиксе.




Блок «Как устроен наш язык»

Падеж имён существительных

урок рефлексии


Изменение имён существительных по падежам. Работа в парах. Упражнения: постановка слов в форму творительного падежа, нахождение слов в форме творительного падежа. Повторение.




Блок «Правописание»

Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания -ичк- и -ечк-.

урок открытия новых знаний



Состав слова. Суффикс. Анализ языкового материала. Коллективное формулирова­ние выводов. Обсуждение правил и алгоритмов их примене­ния. Замена звуковой записи слов буквенной. Составление слов по заданной модели




Блок «Развитие речи»

Работаем с текстом

урок рефлексии







Блок «Как устроен наш язык»

Склонение имён существительных.


урок открытия новых знаний

Склонение имён существительных.

Фронтальная работа: наблюдение над языковым материа­лом. Формирование понятия «склонение». Классификация имен существительных по склонениям.




Блок «Правописание»

Учимся писать сочетания - инк - и - енк-

урок открытия новых знаний

Ознакомление с правописанием сочетаний - инк -,-енк-.

Наблюдение над языковым материалом. Коллективное выведение и обсуждение пра­вила. Обсуждение алгоритма применения правила. Составление слов по заданным моделям. Словарная работа.




Блок «Как устроен наш язык»

Склонение имён существительных

урок рефлексии


Склонение имён существительных, основные грамматические и синтаксические признаки. Решение проблемной задачи: рубрика «Давай подумаем». Упражнения (индивидуальная забота)




Блок «Правописание»

Правописание безударных окончаний имен существительных первого склонения



урок открытия новых знаний

Безударные окончания имён существительных 1-го склонения.

Развернутое объяснение выбора падежного окончания. Словарная работа.




Блок «Развитие речи»

Работаем с текстом





Блок «Как устроен наш язык»

Склонение имён существительных

урок рефлексии

Склонение имён существительных. Решение проблемной задачи. Введение понятия «несклоняемые имена существительные». Наблюдение над формой родительного падежа некоторых имен существительных. Итоговое повторение. Самостоятельная работа.




Тестирование по теме «Склонение имен существительных»

урок развивающего контроля

Проверка уровня знаний, полученных при изучении темы

Тестирование



Работа над ошибками.

Склонение имён существительных




Блок «Правописание»

Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения

урок рефлексии


Введение алгоритма применения правила. Склонение имён существительных. Упражнения: отработка алгоритма применения

изученного правила. Повторение (индивидуальная работа)




Блок «Как устроен наш язык»

Имена существительные одушевленные и неодушевлённые

урок открытия новых знаний

Введение понятия «одушевленные и неодушевленные» имена существительные.

Наблюдение над языковым материалом. Классификация слов. Решение проблемной задачи. Упражнение (работа в парах)




Блок «Правописание»

Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения

урок открытия новых знаний

Введение алгоритма применения правила. Правописание падежных окончаний имён существительных 2-го склонения. Анализ языкового материала. Работа с таблицей учебника. Развернутое объяснение выбора безударного падежного окончания.

Словарная работа. Повторение (индивидуальная работа)




Блок «Развитие речи»

Учимся писать изложение

урок рефлексии

Ознакомление с приемом корректировки готового плана текста.

Написание изложения. Комплексная фронтальная работа над текстом. Пересказ от первого лица (инди­видуальная работа). Корректирование готового плана текста.




Блок «Как устроен наш язык»

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

урок рефлексии


Определение одушевлённых и неодушевленных имён существительных. Классификация слов. Наблюдение над языковым материалом. Самостоятельная работа.




Блок «Правописание»

Учимся писать безударные скончания имён существительных 2-го склонения

урок рефлексии

Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.

Упражнения: отработка алгоритма применения изученного правила. Словарная работа. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».




Блок «Как устроен наш язык»

Имена существительные собственные и нарицательные

урок рефлексии

Анализ языкового материала.

Введение понятия «собственные и

нарицательные имена существительные. Классификация слов.




Блок «Правописание»

Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц

урок открытия новых знаний


Ознакомление с алгоритмом написания гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.

Наблюдение над языковым материалом. Коллективное выведение и обсуждение правила. Классификация слов. Упражнения: применение правила. Повторение. Словарная забота.




Блок «Развитие речи»

Учимся писать изложение

урок рефлексии


Обсуж­дение порядка действий принаписании изложения. Работав парах: подготовка к написанию изложения. Самостоятельная работа: написание изложения.




Блок «Как устроен наш язык»

Способы образования имён существительных

урок рефлексии

Словообразование слов. Ознакомление с приемом различения слов по способу их образования.

Анализ слов, образованных сложением целых слов без соединительных гласных. Классификация слов по способу образования.




Блок «Как устроен наш язык»

Способы образования имён существительных

урок рефлексии

Анализ слов, образованных сложением целых слов без соединительных гласных. Классификация слов по способу образования.




Блок «Правописание»

Учимся писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения


урок открытия новых знаний

Правописание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения.

Введение алгоритма применения правила




Блок «Правописание»

Учимся писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения

урок рефлексии


Правописание падежных окончаний имён существительных 3-го склонения.

Упражнения: отработка алгоритма применения изученного правила.

Повторение (самостоятельная работа)




Блок «Развитие речи»

Учимся писать изложение

урок рефлексии

Приемами анализа и корректировки текста изложения.

Комплексная работа с текстом. Анализ текстов. Корректировка текста




Блок «Развитие речи»

Обучающее изложение

урок развивающего контроля

Проверка усвоенных знаний.

Написание изложения по самостоятельному составленному плану




Блок «Как устроен наш язык»

Повторяем фонетику и состав слова

Повторяем алгоритм фонетического разбора и разбора слова по составу




Блок «Правописание»

Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных l-го, 2-го и 3-го склонения

урок рефлексии

Правописание безударных окончаний имен существительных. Работа в орфографической тетради.






Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имен существительных»

урок развивающего контроля

Проверка знаний, полученных при изучении темы

Контрольный диктант



Анализ диктанта.

Анализ диктанта, исправление ошибок, допущенных в диктанте.




Блок «Как устроен наш язык»

Имя прилагательное

урок открытия новых знаний


Изменение имен прилагательных по родам числам и падежам. Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем» (сравнение). Обсуждение правила. Упражнения по определению рода, числа и падежа имен прилагательных. Самостоятельное наблюдение над склонением именприлагательных.




Блок «Правописание»

Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных множественного числа

урок рефлексии


Закрепление знаний, полученных при изучении данной темы.

Правописание безударных окончаний имен существительных. Наблюдение над формой слова. Работа в парах: исправление ошибок. Классификация:

удвоенные и непроизносимые согласные




Блок «Развитие речи»

Повторение.

Повторение структуры текста, План.




Контрольная работа за 3 четверть

Проверка знаний, полученных при изучении

Контрольная работа



Анализ контрольной работы.

Блок «Как устроен наш язык»

Имя прилагательное

Изменение имен прилагательных по родам числам и падежам.

Введение понятия «Склонение прилагательных»




Блок «Правописание»

Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных

Правописание безударных окончаний имен существительных. Наблюдение над формой слова. Работа в парах: исправление ошибок.



4 четверть (41 ч.)


Блок «Как устроен наш язык»

Имя прилагательное

Упражнения по определению рода, числа и падежа имен прилагательных. Самостоятельное наблюдение над склонением именприлагательных.




Блок «Правописание»

Правописание имен существительных на -ий, -ия, -ие

урок открытия новых знаний


Правописание окончаний имён существительных.

Самостоятельное выполнение упражнений в рабочей тетради.

Наблюдение: работа с таблицей учебника. Коллективное формулирование правила. Тренировочные упражнения.




Блок «Правописание»

Правописание имен существительных на

-ий, -ия, -ие

урок рефлексии




Блок «Правописание»

Повторение правописания безударных окончаний имен существительных





Блок «Как устроен наш язык» Качественные имена прилагательные

урок открытия новых знаний

Наблюдение в рубрике «Давай подумаем». Коллективное формулирование и обсуждение правила. Работа с таблицей учебника. Обобщение и отработка правил правописания безударных окончаний имен существительных.




Блок «Как устроен наш язык» Качественные имена прилагательные

урок рефлексии


Наблюдение: значение имен прилагательных. Работа с рисунком учебника. Сравнение признаков предмета. Обсуждение рубрики «Обрати внимание» и правила: степени сравнения имен прилагательных, качественные имена прилагательные.




Блок «Развитие речи»

Обучающее изложение с элементами сочинения

урок рефлексии

Ознакомление с правилом составления текста-рассуждения.

Написание текста по плану. Создание текста-рассуждения. Анализ текста. Работа в группах: смысловая цельность текста. Самостоятельная работа: написание текста по данному плану. Работа с рубриками «Путешествие в прошлое» и «Обрати внимание». Анализ текста, создание текста - рассуждения.




Блок «Развитие речи»

Обучающее изложение с элементами сочинения

урок рефлексии

Написание текста по плану. Создание текста-рассуждения. Анализ текста. Работа в группах: смысловая цельность текста. Самостоятельная работа: написание текста по данному плану.




Блок «Правописание»

Правописание окончаний имён прилагательных

урок открытия новых знаний

Изменение прилагательных по падежам. Работа с таблицей учебника. Формулирование выводов о правописании окончаний имён прилагательных. Упражнения: изменение имен прилагательных по падежам, выделение окончаний. Письмо под диктовку.




Блок «Правописание»

Правописание окончаний имен прилагательных

урок рефлексии


Обучение правильному написанию окончания имен прилагательных.

Группировка слов по орфограммам.

Самостоятельная работа: исправление ошибок в написании окончаний имен прилагательных.




Блок «Развитие речи»

Учимся писать изложение

Обучение написанию текста повествования с использованием диалогом




Блок «Развитие речи»

Работа над ошибками

Отработка навыка работы с диалогом.




Блок «Правописание»

Правописание окончаний имен прилагательных


Обучение правильному написанию окончания имен прилагательных.

Группировка слов по орфограммам.

Самостоятельная работа: исправление ошибок в написании окончаний имен прилагательных.




Блок «Как устроен наш язык»

Краткая форма качественных прилагательных

урок открытия новых знаний

Урок повышенной сложности. Наблюдение над языковым материалом только на уровне предъявления.




Блок «Правописание»

Правописание окончаний имен прилагательных


урок рефлексии


Работа над развитием умений классифицировать слова с буквами о и е в окончании. Работа с таблицей учебника. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Коллективное формулирование правила. Классификация слов с буквами о и е в окончании.




Блок «Развитие речи»

Учимся писать сочинение

Коллективная работа: анализ текста, обсуждение плана. Работа с рубрикой « Путешествие в прошлое». Работа с рисунком учебника. Самостоятельная творческая работа: создание собственного текста.




Диагностическая работа № 3

урок развивающего контроля

Самостоятельная творческая работа: создание собственного текста.




Блок «Как устроен наш язык» Относительные имена прилагательные

урок открытия новых знаний



Классификация имен прилагательных: имеют или не имеют степени сравнения. Коллективное обсуждение

правила. Проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Обрати внимание»





Блок «Правописание»

Правописание относительных прилагательных

урок открытия новых знаний

Обучение в применении правила правописания -н- и -нн-.

Классификация имен прилагательных: - н - и -нн -. Тренировочные упражнения.




Блок «Как устроен наш язык»

Как образуются относительные прилагательные

урок открытия новых знаний

Наблюдение за языковым материалом. Работа над развитием умения образовывать относительные имена прилагательные суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.

Творческая работа. Наблюдение над языковым материалом. Обсуждение правила. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Работа в парах: способы образования относительных прилагательных.




Блок «Правописание»

Правописание относительных прилагательных

урок рефлексии

Работа над совершенствованием умений образовывать слова по схемам.

Классификация слова с суффиксами -oв-, -ан-, -ян-, -енн-. Работа с рубрикой «Давай подумаем». Фронтальная работа: образование слов по схеме.




Блок «Развитие речи»

Учимся писать сочинение

урок рефлексии


Коллективная работа: анализ текста, обсуждение плана. Работа с рубрикой» Путешествие в прошлое». Работа с рисунком учебника. Самостоятельная творческая работа: создание собственного текста.




Блок «Развитие речи»

Работа над ошибками





Блок «Правописание»

Правописание относительных прилагательных

урок рефлексии

Работа с толковым словарем.

Классификация качественных и относительных прилагательных. Работа в орфографической тетради.




Блок «Как устроен наш язык» Притяжательные прилагательные

урок открытия новых знаний

Наблюдение над разрядами имен прилагательных в рубрике «Давай подумаем». Индивидуальная работа: различение качественных и относительных прилагательных. Коллективное обсуждение правила и наблюдение над притяжательными прилагательными. Рубрика «Путешествие в прошлое»: происхождение фамилий.




Контрольный словарный диктантБлок «Как устроен наш язык» Притяжательные прилагательные

урок рефлексии


Индивидуальная работа: различение качественных, относительных и притяжательных прилагательных.




Блок «Правописание»

Правописание притяжательных прилагательных

урок открытия новых знаний

Работа с языковым материалом.

Наблюдение над языковым материалом (работа с таблицей учебника). Тренировочные упражнения: суффиксы притяжательных прилагательных.




Блок «Правописание»

Повторение по теме «Прилагательное»

Подготовка к контрольной работе по теме.




Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное и его грамматические признаки»

урок развивающего контроля

Выполнение тестовых контрольных заданий

Контрольный диктант



Анализ диктанта.Блок «Развитие речи»

Структура текста.

Повторение структуры текста. Восстановление текста.




Блок «Как устроен наш язык»

Повторяем фонетику и состав слова

урок рефлексии





Блок «Правописание»

Правописание краткой формы качественных прилагательных

урок открытия новых знаний

Краткая форма имени прилагательного.

Упражнения: образование краткой формы имен прилагательных. Наблюдение в рубрике «Давай подумаем». Коллективное формулирование и отработка правила.




Блок «Как устроен наш язык» Местоимение.

урок открытия новых знаний

Введение понятия местоимение. Нахождение местоимений в тексте.

Коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением местоимения. Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Наблюдение над языковым материалом. Обсуждение правила.




Блок «Как устроен наш язык»

Личные местоимения

урок открытия новых знаний



Проверка навыков самостоятельной работы

Обучение находить местоимения и слова, которые они заменяют.

Наблюдение и анализ языкового материала: местоимения и слова, которые они заменяют в тексте. Индивидуальная работа: конструирование текста. Анализ таблицы учебника.




Годовая контрольная работа


Контрольная работа



Анализ контрольной работы





Блок «Как устроен наш язык»

Личные местоимения

Урок рефлексии.

Умение определять лицо личных местоимений.




Итоговая комплексная работа за 3 класс



Итоговая комплексная работа



Блок «Правописание»

Правописание местоимений
с предлогами

урок открытия новых знаний

Коллективное обсуждение правила. Самостоятельная работа с таблицей учебника. Проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем». Наблюдение над языковым материалом. Работа в парах.




Блок «Как устроен наш язык»

Правописание местоимений

Самостоятельная работа в печатной тетради №2.




Блок «Как устроен наш язык»

Как изменяется местоимение

Наблюдение за изменением местоимений по падежам