СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (и русскому языку) 1 класс "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (и русскому языку) 1 класс "Школа России"»

3


Пояснительная записка.


Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1класса соответствует требованиям п.19.5 ФГОС НОО, обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, реализуется посредством УМК Школа России «Русский язык» автора Канакина В.П.. М.: Просвещение, 2015

Исходя из учебного плана школы, на изучение предмета «Русский язык» отведено 5 часов в неделю,165 часов в год (33 учебные недели) .


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: осознание языка как основного сред­ства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что пра­вильная устная и письменная речь является показателем инди­видуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского язы­ка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источ­никах для решения учебных задач; способность ориентиро­ваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; уме­ние выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологи­ческие высказывания, письменные тексты) с учётом особен­ностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание не­обходимости ориентироваться на позицию партнёра, учиты­вать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стрем­ление к более точному выражению собственного мнения и по­зиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представ­лениями о нормах русского литературного языка (орфоэпичес­ких, лексических, грамматических) и правилах речевого эти­кета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при за­писи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравни­вать, классифицировать, характеризовать такие языковые еди­ницы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предло­жения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

К концу 1 класса учащиеся должны знать, уметь

- все буквы русского алфавита;

- пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;

- выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;

- проводить звуковой анализ слов;

- различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;

- списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;

- употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;

- писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;

- самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему;

- виды предложений по цели высказывания (без термино­логии) и эмоциональной окраске, предложения восклица­тельные и невосклицательные по интонации;

- слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;

- соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;

- использования прописной буквы в именах собственных;

- написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;

- обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;

- правильного написания слов типа пень, яма;


Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности.

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи.

Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Синтаксис и пунктуация. Предложение, его смысловая и интонационная законченность. Предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) и интонации (восклицательные, невосклицательные). Оформление предложения в устной речи и на письме. Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Слово. Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Имена собственные.

Фонетика и графика.

Звуки речи и слово. Гласные и согласные. Гласные звуки и буквы. Звук и буква и. мягкие и твердые согласные, обозначение мягкости согласных на письме ь, гласными буквами е, ё, к, я. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Соотношение звуков и букв в словах типа мел-мель, яма, ель. Перенос слов. Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова и перед гласными.

Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (165ч)

№ урока


Тема урока


Кол-во час.

Дата

Добукварный период (20 ч.)

1

Пропись – первая учебная тетрадь.

1


2

Рабочая строка.

1


3

Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

1


4

Письмо овалов и полуовалов.

1


5

Рисование бордюров.

Письмо длинных прямых наклонных линий.

1


6

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу

1


7

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу

1


8

Письмо овалов больших и маленьких чередование.

1


9

Письмо коротких наклонных линий.

1


10

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.

1


11

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо.

1


12

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.

1


13

Строчная и заглавная буквы а,А

1


14

Строчная и заглавная буквы о,О

1


15

Письмо изученных букв

1


16

Строчная буква и.

1


17

Заглавная буква И.

1


18

Строчная буква ы.

1


19

Строчная и заглавная буквы у,У

1


20

Письмо изученных букв.

1


Букварный период (65ч.)

21

Строчная и заглавная буквы н,Н

1


22

Строчная и заглавная буквы н,Н

1


23

Строчная и заглавная буквы с,С

1


24

Строчная и заглавная буквы к,К

1


25

Строчная и заглавная буквы к, К

1


26

Строчная и заглавная буквы т,Т

1


27

Строчная и заглавная буквы т, Т

1


28

Строчная и заглавная буквы л,Л

1


29

Строчная буква р. Заглавная буква Р.

1


30

Повторение и закрепление изученного.

1


31

Строчная и заглавная буквы в,В

1


32

Строчная и заглавная буквы в, В

1


33

Строчная и заглавная буквы е,Е

1


34

Строчная и заглавная буквы е, Е

1


35

Письмо слов с изученными буквами.

1


36

Строчная буква п

1


37

Заглавная буква П

1


38

Строчная буква м

1


39

Заглавная буква М

1


40

Письмо слов с изученными буквами

1


41

Строчная буква з

1


42

Заглавная буква З

1


43

Строчная буква б

1


44

Заглавная буква Б

1


45

Строчная и заглавная буквы Б,б

1


46

Строчная буква д

1


47

Заглавная буква Д

1


48

Строчная буква я.

1


49

Заглавная буква Я

1


50

Заглавная буква Я

1


51

Строчная буква г.

1


52

Заглавная буква Г

1


53

Строчная буква ч.

1


54

Строчная буква ч.

1


55

Заглавная буква Ч.

1


56

Буква ь.

1


57

Письмо слов и предложений с изученными буквами

1


58

Письмо слов и предложений с изученными буквами

1


59

Строчная буква ш.

1


60

Заглавная буква Ш

1


61

Строчная и заглавная буквы ж,Ж

1


62

Строчная буква ё.

1


63

Заглавная буква Ё.

1


64

Письмо слогов и слов с изученными буквами

1


65

Письмо слогов и слов с изученными буквами

1


66

Строчная и заглавная буквы й,Й

1


67

Строчная буква х.

1


68

Заглавная буква Х

1


69

Письмо изученных букв, слогов.

1


70

Письмо слов с изученными буквами

1


71

Строчная буква ю

1


72

Строчная и заглавная буква Ю

1


73

Строчная и заглавная буква ц

1


74

Заглавная буква Ц

1


75

Письмо слов и слогов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами.

1


76

Строчная буква э

1


77

Заглавная буква Э

1


78

Строчная буква щ

1


79

Строчная буква щ

1


80

Заглавная буква Щ

1


81

Строчная буква ф

1


82

Заглавная буква Ф

1


83

Строчные буквы ь и ъ знак.

1


84

Диктант.

1


85

Работа над ошибками

1


Послебукварный период ( 22 ч)

86

Знакомство с рабочей тетрадью. Рабочая строка. Правила оформления работы.

1


87

Азбука. Написание строчных и заглавных букв. Классификация букв на основе существенных признаков.

1


88

Написание соединений. Верхнее и нижнее соединения.

1


89

Списывание с письменного текста. Оценка результатов работы.

1


90

Списывание с печатного текста. Оценка результатов работы.

1


91

Подготовка к тесту. Выполнение тестовой работы на базовом и повышенном уровне.

1


92

Слог. Перенос слов по слогам. Упражнение в переносе слов

1


93

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах. Упражнение в написании имён собственных в предложении.

1


94

Упражнение в написании имён собственных в предложении.

1


95

Знаки препинания в конце предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знак. Упражнение в постановке различных знаков препинания в конце предложения.

1


96

Развитие речи. Упражнение в составлении различных по цели высказывания предложений. Отработка выразительного чтения (работа над интонацией).

1


97

Подготовка к тесту. Выполнение тестовой работы на базовом и повышенном уровне.

1


98

Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Сочетания жи – ши. Упражнение в написании сочетаний

1


99

Сочетания ча - ща. Упражнение в написании сочетаний. Сочетания чу-щу. Упражнение в написании сочетаний.

1


100

Сочетания чк, чн. Упражнение в написании сочетаний. Выполнение тестовой работы на базовом и повышенном уровне.

1


101

Ь – показатель мягкости. Упражнение в написании мягкого знака на конце и в середине слов.

1


102

Парные звонкие и глухие согласные.

1


103

Гласные ударные и безударные звуки. Выполнение тестовой работы на базовом и повышенном уровне.

1


104

Слова – названия, слова – признаки, слова – действия. Классификация слов по группам на основе существенных признаков.

1


105

Обобщение изученного.

1


106

Контрольный диктант.

1


107

Работа над ошибками.

1



Наша речь (2 ч.)

108

Язык и речь.

1


109

Русский язык – родной язык русского народа.

1


Текст. Предложение. Диалог. (4 ч.)

110

Текст.

1


111

Текст.

1


112

Предложение.

1


113

Диалог.

1


Слова, слова, слова...( 5 ч.)

114

Слово. Роль слов в речи.

1


115

Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов.

1


116

Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные.

1


117

Слова, близкие и противоположные по значению.

1


118

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

1


Слово и слог. Ударение. (7 ч.)

119

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

1


120

Деление слов на слоги.

1


121

Правила переноса слов (первое представление): стра – на, уро – ки.

1


122

Правила переноса слов. Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно – художественного образа.

1


123

Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения.

1


124

Графическое обозначение ударения.

1


125

Слогоударные модели слов.

1


Звуки и буквы (40 ч.)

126

Звуки и буквы.

1


127

Звуки и буквы. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

1


128

Русский алфавит, или Азбука.

1


129

Русский алфавит, или Азбука.

1


130

Буквы, обозначающие гласные звуки.

1


131

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

1


132

Слова с буквой э. Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

1


133

Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

1


134

Особенности проверяемых и проверочных слов.

1


135

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).

1


136

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Проверочный диктант.

1


137

Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

1


138

Буквы, обозначающие согласные звуки.

1


139

Слова с удвоенными согласными.

1


140

Буквы Й и И.

1


141

Согласные парные и непарные по твёрдости – мягкости.

1


142

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.

1


143

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.

1


144

Мягкий знак как показатель мягкости звука.

1


145

Мягкий знак как показатель мягкости звука.

1


146

Мягкий знак как показатель мягкости звука. Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1


147

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

1


148

Произношение парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.

1


149

Правило обозначения буквой парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.

1


150

Способы поверки написания буквы, обозначающей парный по глухости – звонкости согласный звук (изменение формы слова). Проверочный диктант.

1


151

Развитие речи. Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).

1


152

Буквы шипящих согласных звуков:

непарных твёрдых ш, ж;

непарных мягких ч, щ.

1


153

Проект «Скороговорки». Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

1


154

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

1


155

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Правило правописания сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

1


156

Проверочный диктант.

1


157

Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержание русской народной сказки «Лиса и Журавль».

1


158

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, названиях городов и т. д . (общее представление).

1


159

Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку.

1


160

Правила вежливого обращения.

1


161

Проект «Сказочная страничка».

1


162

Повторение.

1


163

Повторение.

1


164

Повторение.

1


165

Повторение.

1




Итого: 165ч.










Учебно-методическое обеспечение

В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс: учебник. – М.: Просвещение,2018г.

В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова. Прописи в 4 частях 1 класс – М.: Просвещение 2018г

В.П. Канакина Русский язык 1 класс. Рабочая тетрадь – М.: Просвешение, 2018г.

В.П. Канакина Русский язык 1 класс. Проверочные работы– М.: Просвешение, 2018г.