3
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1класса соответствует требованиям п.19.5 ФГОС НОО, обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, реализуется посредством УМК Школа России «Русский язык» автора Канакина В.П.. М.: Просвещение, 2015
Исходя из учебного плана школы, на изучение предмета «Русский язык» отведено 5 часов в неделю,165 часов в год (33 учебные недели) .
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
К концу 1 класса учащиеся должны знать, уметь
- все буквы русского алфавита;
- пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
- выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
- проводить звуковой анализ слов;
- различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
- списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
- употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
- писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;
- самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему;
- виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
- слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
- соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
- использования прописной буквы в именах собственных;
- написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;
- обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
- правильного написания слов типа пень, яма;
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Синтаксис и пунктуация. Предложение, его смысловая и интонационная законченность. Предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) и интонации (восклицательные, невосклицательные). Оформление предложения в устной речи и на письме. Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Слово. Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Имена собственные.
Фонетика и графика.
Звуки речи и слово. Гласные и согласные. Гласные звуки и буквы. Звук и буква и. мягкие и твердые согласные, обозначение мягкости согласных на письме ь, гласными буквами е, ё, к, я. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Соотношение звуков и букв в словах типа мел-мель, яма, ель. Перенос слов. Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова и перед гласными.
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (165ч)
№ урока | Тема урока | Кол-во час. | Дата |
Добукварный период (20 ч.) |
1 | Пропись – первая учебная тетрадь. | 1 | |
2 | Рабочая строка. | 1 | |
3 | Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | 1 | |
4 | Письмо овалов и полуовалов. | 1 | |
5 | Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий. | 1 | |
6 | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу | 1 | |
7 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу | 1 | |
8 | Письмо овалов больших и маленьких чередование. | 1 | |
9 | Письмо коротких наклонных линий. | 1 | |
10 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. | 1 | |
11 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. | 1 | |
12 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. | 1 | |
13 | Строчная и заглавная буквы а,А | 1 | |
14 | Строчная и заглавная буквы о,О | 1 | |
15 | Письмо изученных букв | 1 | |
16 | Строчная буква и. | 1 | |
17 | Заглавная буква И. | 1 | |
18 | Строчная буква ы. | 1 | |
19 | Строчная и заглавная буквы у,У | 1 | |
20 | Письмо изученных букв. | 1 | |
Букварный период (65ч.) |
21 | Строчная и заглавная буквы н,Н | 1 | |
22 | Строчная и заглавная буквы н,Н | 1 | |
23 | Строчная и заглавная буквы с,С | 1 | |
24 | Строчная и заглавная буквы к,К | 1 | |
25 | Строчная и заглавная буквы к, К | 1 | |
26 | Строчная и заглавная буквы т,Т | 1 | |
27 | Строчная и заглавная буквы т, Т | 1 | |
28 | Строчная и заглавная буквы л,Л | 1 | |
29 | Строчная буква р. Заглавная буква Р. | 1 | |
30 | Повторение и закрепление изученного. | 1 | |
31 | Строчная и заглавная буквы в,В | 1 | |
32 | Строчная и заглавная буквы в, В | 1 | |
33 | Строчная и заглавная буквы е,Е | 1 | |
34 | Строчная и заглавная буквы е, Е | 1 | |
35 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 | |
36 | Строчная буква п | 1 | |
37 | Заглавная буква П | 1 | |
38 | Строчная буква м | 1 | |
39 | Заглавная буква М | 1 | |
40 | Письмо слов с изученными буквами | 1 | |
41 | Строчная буква з | 1 | |
42 | Заглавная буква З | 1 | |
43 | Строчная буква б | 1 | |
44 | Заглавная буква Б | 1 | |
45 | Строчная и заглавная буквы Б,б | 1 | |
46 | Строчная буква д | 1 | |
47 | Заглавная буква Д | 1 | |
48 | Строчная буква я. | 1 | |
49 | Заглавная буква Я | 1 | |
50 | Заглавная буква Я | 1 | |
51 | Строчная буква г. | 1 | |
52 | Заглавная буква Г | 1 | |
53 | Строчная буква ч. | 1 | |
54 | Строчная буква ч. | 1 | |
55 | Заглавная буква Ч. | 1 | |
56 | Буква ь. | 1 | |
57 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | |
58 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | |
59 | Строчная буква ш. | 1 | |
60 | Заглавная буква Ш | 1 | |
61 | Строчная и заглавная буквы ж,Ж | 1 | |
62 | Строчная буква ё. | 1 | |
63 | Заглавная буква Ё. | 1 | |
64 | Письмо слогов и слов с изученными буквами | 1 | |
65 | Письмо слогов и слов с изученными буквами | 1 | |
66 | Строчная и заглавная буквы й,Й | 1 | |
67 | Строчная буква х. | 1 | |
68 | Заглавная буква Х | 1 | |
69 | Письмо изученных букв, слогов. | 1 | |
70 | Письмо слов с изученными буквами | 1 | |
71 | Строчная буква ю | 1 | |
72 | Строчная и заглавная буква Ю | 1 | |
73 | Строчная и заглавная буква ц | 1 | |
74 | Заглавная буква Ц | 1 | |
75 | Письмо слов и слогов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. | 1 | |
76 | Строчная буква э | 1 | |
77 | Заглавная буква Э | 1 | |
78 | Строчная буква щ | 1 | |
79 | Строчная буква щ | 1 | |
80 | Заглавная буква Щ | 1 | |
81 | Строчная буква ф | 1 | |
82 | Заглавная буква Ф | 1 | |
83 | Строчные буквы ь и ъ знак. | 1 | |
84 | Диктант. | 1 | |
85 | Работа над ошибками | 1 | |
Послебукварный период ( 22 ч) |
86 | Знакомство с рабочей тетрадью. Рабочая строка. Правила оформления работы. | 1 | |
87 | Азбука. Написание строчных и заглавных букв. Классификация букв на основе существенных признаков. | 1 | |
88 | Написание соединений. Верхнее и нижнее соединения. | 1 | |
89 | Списывание с письменного текста. Оценка результатов работы. | 1 | |
90 | Списывание с печатного текста. Оценка результатов работы. | 1 | |
91 | Подготовка к тесту. Выполнение тестовой работы на базовом и повышенном уровне. | 1 | |
92 | Слог. Перенос слов по слогам. Упражнение в переносе слов | 1 | |
93 | Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах. Упражнение в написании имён собственных в предложении. | 1 | |
94 | Упражнение в написании имён собственных в предложении. | 1 | |
95 | Знаки препинания в конце предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знак. Упражнение в постановке различных знаков препинания в конце предложения. | 1 | |
96 | Развитие речи. Упражнение в составлении различных по цели высказывания предложений. Отработка выразительного чтения (работа над интонацией). | 1 | |
97 | Подготовка к тесту. Выполнение тестовой работы на базовом и повышенном уровне. | 1 | |
98 | Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Сочетания жи – ши. Упражнение в написании сочетаний | 1 | |
99 | Сочетания ча - ща. Упражнение в написании сочетаний. Сочетания чу-щу. Упражнение в написании сочетаний. | 1 | |
100 | Сочетания чк, чн. Упражнение в написании сочетаний. Выполнение тестовой работы на базовом и повышенном уровне. | 1 | |
101 | Ь – показатель мягкости. Упражнение в написании мягкого знака на конце и в середине слов. | 1 | |
102 | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | |
103 | Гласные ударные и безударные звуки. Выполнение тестовой работы на базовом и повышенном уровне. | 1 | |
104 | Слова – названия, слова – признаки, слова – действия. Классификация слов по группам на основе существенных признаков. | 1 | |
105 | Обобщение изученного. | 1 | |
106 | Контрольный диктант. | 1 | |
107 | Работа над ошибками. | 1 | |
Наша речь (2 ч.) |
108 | Язык и речь. | 1 | |
109 | Русский язык – родной язык русского народа. | 1 | |
Текст. Предложение. Диалог. (4 ч.) |
110 | Текст. | 1 | |
111 | Текст. | 1 | |
112 | Предложение. | 1 | |
113 | Диалог. | 1 | |
Слова, слова, слова...( 5 ч.) |
114 | Слово. Роль слов в речи. | 1 | |
115 | Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов. | 1 | |
116 | Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные. | 1 | |
117 | Слова, близкие и противоположные по значению. | 1 | |
118 | Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. | 1 | |
Слово и слог. Ударение. (7 ч.) |
119 | Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). | 1 | |
120 | Деление слов на слоги. | 1 | |
121 | Правила переноса слов (первое представление): стра – на, уро – ки. | 1 | |
122 | Правила переноса слов. Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно – художественного образа. | 1 | |
123 | Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения. | 1 | |
124 | Графическое обозначение ударения. | 1 | |
125 | Слогоударные модели слов. | 1 | |
Звуки и буквы (40 ч.) |
126 | Звуки и буквы. | 1 | |
127 | Звуки и буквы. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | 1 | |
128 | Русский алфавит, или Азбука. | 1 | |
129 | Русский алфавит, или Азбука. | 1 | |
130 | Буквы, обозначающие гласные звуки. | 1 | |
131 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | 1 | |
132 | Слова с буквой э. Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос. | 1 | |
133 | Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. | 1 | |
134 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 | |
135 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). | 1 | |
136 | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Проверочный диктант. | 1 | |
137 | Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. | 1 | |
138 | Буквы, обозначающие согласные звуки. | 1 | |
139 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | |
140 | Буквы Й и И. | 1 | |
141 | Согласные парные и непарные по твёрдости – мягкости. | 1 | |
142 | Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. | 1 | |
143 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. | 1 | |
144 | Мягкий знак как показатель мягкости звука. | 1 | |
145 | Мягкий знак как показатель мягкости звука. | 1 | |
146 | Мягкий знак как показатель мягкости звука. Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 1 | |
147 | Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. | 1 | |
148 | Произношение парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. | 1 | |
149 | Правило обозначения буквой парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 | |
150 | Способы поверки написания буквы, обозначающей парный по глухости – звонкости согласный звук (изменение формы слова). Проверочный диктант. | 1 | |
151 | Развитие речи. Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки). | 1 | |
152 | Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ. | 1 | |
153 | Проект «Скороговорки». Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. | 1 | |
154 | Правило правописания сочетаний чк, чн, чт. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | 1 | |
155 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Правило правописания сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. | 1 | |
156 | Проверочный диктант. | 1 | |
157 | Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержание русской народной сказки «Лиса и Журавль». | 1 | |
158 | Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, названиях городов и т. д . (общее представление). | 1 | |
159 | Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. | 1 | |
160 | Правила вежливого обращения. | 1 | |
161 | Проект «Сказочная страничка». | 1 | |
162 | Повторение. | 1 | |
163 | Повторение. | 1 | |
164 | Повторение. | 1 | |
165 | Повторение. | 1 | |
| Итого: 165ч. | | |
Учебно-методическое обеспечение
В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс: учебник. – М.: Просвещение,2018г.
В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова. Прописи в 4 частях 1 класс – М.: Просвещение 2018г
В.П. Канакина Русский язык 1 класс. Рабочая тетрадь – М.: Просвешение, 2018г.
В.П. Канакина Русский язык 1 класс. Проверочные работы– М.: Просвешение, 2018г.