СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса в неделю 4 часа

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс»







Рабочая программа

по русскому языку


на 2019-2020 г.
































Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (п.2 ст.28, п.3 ст.28, п.6 ст.28, п.9 ст.2) «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г № 373);

Приказ Минобрнауки № 15 от 26.01.2017 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеют государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования (с изменением 2017)

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ …….




Цели и задачи учебного предмета

Изучение предмета «Русский язык» на ступени начального(основного) общего образования направлено на достижение следующихцелей:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Обозначенные цели определяют следующие задачи обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, элементов синтаксиса;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Данная программа реализуется с помощью учебника Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 3 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1, 2. (+СД) – М.: Просвещение, 2013, 2014, 2016 г., включённого в федеральный перечень учебников.


Количество учебных часов

На изучение предмета «Русский язык» в 3 классе отведено 4 часов в неделю, что составляет за год 136 часов.


Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принад­лежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мо­тивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие навыков сотрудничества совзрослыми и сверстниками различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения

  • Использование знаково-символических средств представления ин­формации.

  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с со­держанием учебного предмета «Русский язык».

  • Использование различных способов поиска (в справочных источни-i ах), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации Информации.

  • Умение работать в материальной и информационной среде на­чального общего образования (в том числе с учебными моделями) в со­ответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать воз­можность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оцен­ки событий.

Предметные результаты:

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и много­образии языкового и культурного пространства России, о языке как ос­нове национального самосознания.

  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской по­зиции человека.

  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений соб­ственного уровня культуры, применение орфографических правил и пра­вил постановки знаков препинания при записи собственных и предло­женных текстов. Владение умением проверять написанное.

  • Формирование умений опознавать и анализировать основные еди­ницы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явле­ние национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Россий­ской Федерации, языка межнационального общения.

  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных моно­логических высказываний и письменных текстов.

  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и фор­мирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразо­вании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

Содержание учебного курса

Язык и речь

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии c целями и условиями общения. Формирование представлений o языке как основе национального самосознания. Развитие речи Составление текста по рисунку. Текст. Предложение.

Текст. Предложение. Словосочетание

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии c учебными целями и задачами. Предложение (повторение и углубление представлений o предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы развитие на их основе чувства патриотизма. Предложения c обращением (общее представление). Состав предложения (повторение и углубление представлений). Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Формирование навыков работы c графической и текстовой информацией (таблицы и памятки). Разбор предложения по членам. Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая внутри сложного предложения. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Развитие речи. Составление небольшого рассказа по репродукции картины. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, a также по рисунку, по заданной теме, по модели.


Слово в языке и речи

Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений o слове). Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.

Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов.

Использование омонимов в речи.

Работа co словарём омонимов. Слово и словосочетание.

Значение фразеологизмов и их использование в речи.

Работа co словарём фразеологизмов.

Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.

Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном? имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.

Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.

Имя числительное (общее представление).

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, o корне слова.

Слово и слог.

Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Слог, звуки и буквы.

Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов c ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне.

Согласные звуки и буквы для их обозначения.

Правописание слов c парными по глухости звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

Мягкий разделительный знак (ь).

Правописание слов c мягким разделительным знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).

Развитие речи. Подробное изложение c языковым анализом текста, по вопросам или коллективно составленному плану.

Составление предложений и текста по репродукции картины.

Состав слова

Корень слова.

Однокоренные слова.

Чередование согласных в корне.

Сложные слова.

Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.

Формы слова. Окончание. Значение приставки и суффикса в слове.

Основа слова. Разбор слова по составу.

Знакомство c словообразовательным словарём.

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

Разбор слова по составу.

Формирование навыка моделирования слов.

Развитие речи Сочинение по репродукции картины.

Редактирование предложений c неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста c языковым анализом.

Правописание частей слова Общее представление o правописании слов c орфограммами в значимых частях слава. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии c изученным правилом.

Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. Правописание слов c безударными гласными в корне.

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.

Формирование уважительного отношения к истории языка.

Правописание слов c парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

Правописание слов c непроизносимыми согласными в корне.

Правописание слов c удвоенными согласными.

Правописание суффиксов и приставок.

Правописание приставок и предлогов.

Правописание слов c разделительным твёрдым знаком (ъ).

Развитие речи. Составление текста по репродукции картины. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления.

Части речи

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). Имя существительное.

Значение и употребление имён существительных в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Представление об устаревших словах в русском языке.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание имён собственных.

Изменение имён существительных по числам.

Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).

Имена существительные общего рода (первое представление).

Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь). Изменение имён существительных по падежам.

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Неизменяемые имена существительные.

Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж.

Винительный падеж. Творительный падеж.

Предложный падеж. Начальная форма имени существительного.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное.

Лексическое значение имён прилагательных.

Обогащение словарного запаса именами прилагательными.

Связь имени прилагательного c именем существительным.

Роль имён прилагательных в тексте.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Родовые окончания имён прилагательных (-ы й, -ой, -ая, -яя).

Изменение имён прилагательных по числам.

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

Начальная форма имени прилагательного.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

Личные местоимения единственного и множественного числа.

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

Морфологический разбор местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи.

Изменение глаголов по числам.

Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать?

Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-a, -o).

Правописание частицы не c глаголами. Морфологический разбор глагола.

Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам. Письмо по памяти.

Составление устного рассказа по серии картин. Сочинение по репродукции картины.

Составление текста-описания растения в научном стиле.

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины. Составление текста-описания o животном по личным наблюдениям.

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.

Составление письма.

Составление текста по сюжетным рисункам.

Составление предложений c нарушенным порядком слов.

Повторение

Слова c непроверяемым написанием для изучения в 3 классе











































Календарно – тематическое планирование

п\п

Тема урока

Дата

Примечание


Язык и речь (2ч)



Наша речь. Виды речи



Наш язык




Текст. Предложение. Словосочетание (15ч)



Текст. Типы текстов



Текст



Предложение



Виды предложений по цели высказывания

Словарный диктант



Виды предложений по интонации

Составление рассказа по репродукции картины.



Предложения с обращением



Главные и второстепенные члены предложения



Главные и второстепенные члены предложения



Входная контрольная работа.Диктант «Осенью»



Главные и второстепенные члены предложения



Простое и сложное предложения



Простое и сложное предложения



Словосочетание



Словосочетание. Словарный диктант



Обучающее изложение.




Слово в языке и речи(19ч)



Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова



Синонимы и антонимы



Омонимы



Слово и словосочетание



Фразеологизмы



Сочинение – описание по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».



Части речи



Имя существительное



Контрольный диктант по теме «Предложение. Части речи»



Имя прилагательное. Словарный диктант



Глагол



Что такое имя числительное?



Однокоренные слова



Обучающее изложение



Звуки и буквы. Гласные звуки



Звуки и буквы. Согласные звуки



Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак



Обобщение и закрепление изученного.



Контрольный диктант«Осенью» за 1 четверть.



Что такое корень слова?



Как найти в слове корень? Словарный диктант.



Сложные слова



Что такое окончание? Как найти в слове окончание?



Окончание слова



Что такое приставка? Как найти в слове приставку?



Значения приставок



Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?



Значения суффиксов



Что такое основа слова?



Обобщение знаний о составе слова



Обучающее изложение



Обобщение знаний о составе слова



Обобщение знаний о составе слова



Проект «Семья слов». Словарный диктант.



Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»




Правописание частей слова (30ч)



В каких значимых частях слова есть орфограммы?



Правописание слов с безударными гласными в корне



Правописание слов с двумя безударными гласными в корне



Обучающее изложение



Правописание слов с безударными гласными в корне



Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне



Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне



Проверка слов с парными согласными в корне



Проверка слов с парными согласными в корне

Словарный диктант





Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне



Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»



Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне



Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне



Правописание слов с удвоенными согласными



Правописание слов с удвоенными согласными



Правописание слов с удвоенными согласными



Правописание суффиксов и приставок



Правописание суффиксов и приставок



Контрольный диктант



Правописание суффиксов и приставок



Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант



Правописание приставок и предлогов



Правописание приставок и предлогов



Правописание слов с разделительным твёрдым знаком



Разделительные твёрдый и мягкий знаки



Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками



Правописаниеслов с разделительными твёрдым и мягким знаками



Проект «Составляем орфографический словарь»




Части речи (1)



Части речи




Имя существительное(31ч)



Имя существительное и его роль в речи



Значение и употребление имён существительных в речи

Списывание





Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные



Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные



Обучающее изложение



Собственные и нарицательные имена существительные

Словарный диктант





Проект «Тайна имени»



Число имён существительных



Число имён существительных



Род имён существительных



Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»



Род имён существительных



Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих



Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих



Контрольный диктант по теме «Имя существительное»



Склонение имён существительных

Словарный диктант





Падеж имён существительных



Упражнения в определении падежей



Упражнения в определении падежей



Именительный падеж



Обучающее изложение



Родительный падеж



Дательный падеж



Винительный падеж



Творительный падеж. Словарный диктант



Предложный падеж



Обучающее изложение



Все падежи



Обобщение знаний по теме: «Имя существительное»



Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных»



Проект «Зимняя страничка»




Имя прилагательное (18ч)



Значение и употребление имён прилагательных в речи



Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»



Значение и употребление имён прилагательных в речи



Роль прилагательных в тексте



Обучающее изложение



Текст-описание



Род имён прилагательных. Словарный диктант



Изменение имён прилагательных по родам



Изменение имён прилагательных по родам



Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»



Число имён прилагательных



Число имён прилагательных



Изменение имён прилагательных по падежам



Изменение имён прилагательных по падежам



Обобщение знаний по теме: «Имя прилагательное»

Словарный диктант





Обобщение знаний по теме: «Имя прилагательное»

Контрольное списывание





Обобщение знаний по теме: «Имя прилагательное»



Проект «Имена прилагательные в загадках»




Местоимение (5ч)



Личные местоимения



Изменение личных местоимений по родам



Обучающее изложение



Местоимение



Местоимение




Глагол (23ч)



Значение и употребление глаголов в речи

Словарный диктант





Значение и употребление глаголов в речи



Обучающее изложение



Значение и употребление глаголов в речи



Неопределённая форма глагола



Неопределённая форма глагола



Сочинение на рассуждение



Число глаголов



Число глаголов



Времена глаголов



Контрольный диктант



Времена глаголов. 2‑е лицо глаголов. Словарный диктант



Изменение глаголов по временам



Изменение глаголов по временам



Род глаголов в прошедшем времени



Род глаголов в прошедшем времени



Правописание частицы не с глаголами



Правописание частицы не с глаголами



Обобщение знаний по теме «Глагол»



Обобщение знаний по теме «Глагол»



Обобщение знаний по теме «Глагол»



Контрольный диктант по теме: «Глагол».



Работа над ошибками.




Повторение (17ч)



Обобщение и систематизация изученного о частях речи



Обобщение и систематизация изученного о частях речи



Обобщение изученного о слове, предложении



Правописание окончаний имён прилагательных



Итоговый контрольный диктант



Правописание приставок и предлогов



Правописание безударных гласных

Словарный диктант





Правописание значимых частей слов



Однокоренные слова



Однокоренные слова



Текст



Текст





График контрольных работ


п/п

Вид работы

Тема


1


2

Входная контрольная работа (диктант «Осенью» с грамматическим заданием)

Словарный диктант.

Повторение изученногово 2 кл


3

Контрольный диктант по теме «Предложение. Части речи»

Слово в языке и речи


4

Контрольный диктант «Осенний лес».

Слово в языке и речи



Контрольный диктант «Осенью» за I четверть

Имя существительное

(пройденный материал)



Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных»

Имя существительное




Правописание частей слова



Контрольное списывание с грамматическим заданием

Имя прилагательное



Контрольный диктант с грамматическим

заданием

Глагол



Контрольный диктант с грамматическим

заданием

Глагол



Итоговый контрольный диктант «Певчие птицы».

Повторение










































































19