СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КТП составлено в соответствии с требованиями ФГОС и ориентировано на учителей, работающих по учебнику для общеобразовательных учреждений по русскому языку авторов Л.А. Тростенцовой
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
102 часа, 3 часа в неделю
№ уро ка | Тема | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Формы и виды контроля | Подготовка к ЕГЭ | Повторение | План | Факт | |||||||||
8а | 8б | 8в | ||||||||||||||||
Введение (1 час) |
| |||||||||||||||||
1 | Русский язык в современном мире
| Вводный | Русский язык среди мировых языков. Богатство русского языка | Знать: функции русского языка в современном мире. Уметь: выделять микротемы текста |
|
| Повторить раздел Ъ и Ь, Ь после шипящих |
|
|
|
| |||||||
Повторение изученного в 5-7 классах (6+2Р/р) |
| |||||||||||||||||
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | Повторительно-обобщающий урок | Правила орфографии и пунктуации. | Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка. Уметь соблюдать обязательные правила орфографии и пунктуации в письменной речи для облегчения понимания информации. Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, расставлять знаки препинания. | Диагностика навыков работы с орфограммами в тексте, анализ текста | ЕГЭ-А14 ГИА-В5 | Безударные гласные в корне слова, пунктуационный разбор предложения |
|
|
|
| |||||||
3 | Знаки препинания в сложных предложениях. | Повторительно-обобщающий урок | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | Знать основные признаки простых и сложных предложений, особенности подчинительной, сочинительной и бессоюзной связи. Уметь отличать простое предложение от сложного. | Взаимопроверка, выборочная проверка. | ГИА-В6, ЕГЭ-А20
| Служебные части речи, группы сочинительных и подчинительных союзов |
|
|
|
| |||||||
4 | Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | Повторительно-обобщающий урок | Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий
| Знать основные орфографические нормы. Уметь опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи. | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. | ГИА-А7, ЕГЭ-А13 | Повторить правописание пре-при, -раст-рос-, -кас-кос, -лаг-лож. |
|
|
|
| |||||||
5 | Закрепление обобщение изученного материала. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | Повторительно-обобщающий урок | Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий
| Знать основные орфографические нормы. Уметь опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии. | Тестовый контроль | ГИА-А7, ЕГЭ-А13 | Буквы З, С в приставках; морфологические признаки, прилагательных, причастий наречий |
|
|
|
| |||||||
6 | Р/Р Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко упр. 26 | Урок развития речи | Последовательность работы над изложением. Стили и типы речи, анализ языковых единиц. | Знать стили и типы речи. Уметь пересказывать текст с изменением лица рассказчика, уметь пересказывать текст кратко и подробно |
| С1 | Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий |
|
|
|
| |||||||
7 | Слитное и раздельное написание не - с разными частями речи | Повторительно-обобщающий урок | НЕ с глаголами и деепричастиями, причастиями, именами существительными, прилагательными, местоим. и наречиями. | Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка. Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в письменной речи. Уметь безошибочно писать НЕ с разными частями речи. | Индивидуальная проверка (тестовый контроль), фронтальный опрос.
| ЕГЭ-А18 | Повторить орфограммы «о-ё после шипящих и ц», «ы-и после ц» |
|
|
|
| |||||||
8 | Контрольный диктант№1 по теме «Повторение изученного в 7 классе» | Урок контроля, проверки знаний | Диктант с грамматическим заданием | Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам | Входной контроль, индивидуальный контроль |
|
|
|
|
|
| |||||||
9 | Р/Р Письмо | Урок развития речи |
|
| Индивидуальный контроль |
|
|
|
|
|
| |||||||
Синтаксис. Словосочетание (4+1 РР часа) | ||||||||||||||||||
10 | Основные единицы синтаксиса Текст как единица синтаксиса Предложение как единица синтаксиса. | Повторительно-обобщающий урок | Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса, их синтаксическая роль. | Знать основные разделы русского языка. Уметь использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в синтаксисе. Уметь определять границы предложения, выделять словосочетания, использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений. |
|
| Повторить понятия «словосочетание», «предложение»; виды связи слов в предложении и словосочетании. |
|
|
|
| |||||||
11 | Р/Р сжатое изложение | Урок развития речи | Последовательность работы над сжатым изложением. Стили и типы речи, анализ языковых единиц. | Знать стили и типы речи. Уметь пересказывать текст с изменением лица рассказчика, уметь пересказывать текст кратко и подробно |
| С1 |
|
|
|
|
| |||||||
12 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | Закрепление изученного материала, сообщение новых знаний | Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетания | Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетания, уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов. Уметь определять вид словосочетания по морфологическим свойствам главного слова, правильно строить словосочетания и употреблять их в речи. | Проверка с комментированным чтением, индивидуальный опрос. |
| Написание -ТСЯ, -ТЬСЯ. |
|
|
|
| |||||||
13 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | Комбинированный, закрепление изученного материала. | Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. | Уметь определять тип связи по морфологическим свойствам зависимого слова, уметь моделировать словосочетания всех видов, производить синтаксический разбор словосочетаний. Знать типы связи слов в словосочетании | Фронтальный опрос, выборочная проверка. | ГИА-В2, ЕГЭ-В3 | Повторить орфограммы по написанию гласных в корне; морфемный состав слова. |
|
|
|
| |||||||
14 | Синтаксический разбор словосочетаний | Комбинированный, закрепление изученного материала, изучение нового | Синтаксический разбор словосочетаний. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | Знать и соблюдать грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов. Уметь использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки. | Индивидуальный опрос, взаимопроверка. | ГИА-В2, ЕГЭ-В3 | Повторить правописание словарных слов |
|
|
|
| |||||||
Предложение (4 часа+1Р/р) | ||||||||||||||||||
15-16 | Простое предложение. Грамматическая основа предложения. | Комбинированный | Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, Основные типы грамматических основ. | Знать и понимать структуру простого и сложного предложений. Уметь находить грамматическую основу предложения. Уметь производить синтаксический разбор простого предложения. | Фронтальный, индивидуальный опрос. | ЕГЭ-А9, ГИА-В3 | Повторить орфограмму «непроизносимые согласные в корне слова», написание слов с удвоенной согласной. |
|
|
|
| |||||||
17 | Порядок слов в предложении. Интонация. | Объяснение нового материала | Прямой и обратный порядок слов в предложении. Интонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение). | Знать основные виды простых предложений по цели высказывания и интонации. Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, использовать в текстах прямой и обратный порядок слов для реализации коммуникативного намерения. | Выборочная проверка. |
|
|
|
|
|
| |||||||
18 | Диктант | Урок контроля, проверки, оценки и коррекции знаний учащихся | Диктант, грамматическое задание | Знать правописание безударных гласных, приставок в прилагательных, окончаний глаголов, правила пунктуации при однородных членах в сложном предложении, тире между главными членами предложения. Уметь производить синтаксический разбор выделенных предложений и составить схемы предложений, разбирать по составу слова, определять в тексте причастия. | Текущий контроль, индивидуальный контроль |
|
|
|
|
|
| |||||||
19 | Р/Р Описание памятника культуры | Урок развития речи | Сопоставительный анализ репродукций картин. А. Баулина, С. В. Герасимова с изображением памятника русской архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневниковая запись, письмо, рассказ). План сочинения. | Уметь делать сопоставительный анализ репродукций картин одного и того же памятника архитектуры, составлять текст с учетом выбора языковых средств. Знать структуру текста-описания, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ картин, составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме. | Индивидуальная проверка. |
| Повторить правописание словарных слов, признаки публицистического стиля, структуру описания |
|
|
|
| |||||||
Главные члены предложения (9 часов+1Р/р) | ||||||||||||||||||
20 | Главные члены предложения. Подлежащее. | Обобщение и повторение | Главные члены двусоставного предложения, способы выражения подлежащего. | Уметь определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего. | Взаимопроверка. | ЕГЭ-А9, ГИА-В3 | Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий, ЗП в предложениях с однородными членами. |
| |
|
| |||||||
21-22 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | Комбинированный | Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения. Составление предложений по заданным схемам. | Знать виды сказуемого. Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого. |
| ЕГЭ-А9, ГИА-В3 | Правописание окончаний прилагательных и причастий, безударные гласные корня |
| |
|
| |||||||
23 | Составное глагольное сказуемое. | Усвоение новых знаний | Составное глагольное сказуемое, способы его выражения. | Знать структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое. Уметь опознавать и характеризовать сказуемое в предложении, определять способы выражения простого глагольного сказуемого. | Тематический тестовый контроль |
| Правописание безударных окончаний глаголов, Ь после шипящих |
|
|
|
| |||||||
24-25 | Составное именное сказуемое. | Усвоение новых знаний | Составное именное сказуемое, способы его выражения. | Знать структуру составного именного сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов. Уметь определять морфологический способ выражения именной части составного именного сказуемого. | Выборочная проверка. |
| Повторить знания учащихся о грамматических категориях глагола, правописании окончаний и суффиксов глаголов.
|
| |
|
| |||||||
26-27 | Тире между подлежащим и сказуемым | Усвоение новых знаний | Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым | Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения. Уметь определять морфологический способ выражения подлежащих и сказуемых, интонационно правильно произносить предложения. | Тестовый контроль |
| Правописание НЕ-НИ, НЕ с разными частями речи |
| |
|
| |||||||
28 | Контрольный диктант №2 по теме: «Главные члены предложения». | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием |
| Текущий индивидуальный контроль |
|
|
| |
|
| |||||||
29 | Р/Р Сжатое изложение с элементами сочинения-рассуждения «Язык- самая большая ценность народа». | Урок развития речи | Последовательность работы над изложением. Стили и типы речи, анализ языковых единиц. | Уметь писать изложения с творческим заданием, завершив его собственными размышлениями о пользе леса, его значений для каждого человека. |
| С1,С2 |
|
| |
|
| |||||||
Второстепенные члены предложения (8 часов+3Р/р) | ||||||||||||||||||
30-31 | Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. | Усвоение новых знаний | Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения | Знать роль второстепенных членов предложения. Уметь определять роль второстепенных членов предложения
|
|
| Повторить три группы второстепенных членов: дополнения, определения, обстоятельства. |
|
|
|
| |||||||
32 | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения | Усвоение новых знаний | Определение,способы выражения определений, согласованные и несогласованные определения | Знать основные признаки и функции определения. Уметь использовать определения для характеристики предмета. Уметь различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения. | Проверка с комментированным чтением, индивидуальный опрос. |
| Правописание приставок, Н, НН в суффиксах причастий |
| |
|
| |||||||
33 | Р/Р Сжатое изложение | Урок развития речи | Последовательность работы над сжатым изложением. Стили и типы речи, анализ языковых единиц. | Знать стили и типы речи. Уметь пересказывать текст с изменением лица рассказчика, уметь пересказывать текст кратко и подробно |
| С1 |
|
| |
|
| |||||||
34 | Приложение. Знаки препинания при нём. | Усвоение новых знаний | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | Знать основные признаки и функции приложения. Уметь распознавать приложения, использовать приложения как средство выразительности речи. | Выборочная проверка | ГИА-В4 | Повторить орфограмму «непроверяемые гласные в корне слова» |
| |
|
| |||||||
35 | Обстоятельство. | Усвоение новых знаний | Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоятельств | Знать основные признаки и функции обстоятельства. Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства в речи | Тестовый контроль |
| Н, НН в суффиксах наречий. |
| |
|
| |||||||
36 | Р/Р по упр. 151 | Урок развития речи |
|
| Индивидуальный контроль |
|
|
| |
|
| |||||||
37 | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | Урок повторения и закрепления | Синтаксический разбор предложений. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | Знать основные признаки и функции всех членов предложения. Уметь производить полный синтаксический разбор двусоставного предложения. | Индивидуальный опрос, взаимопроверка. | ГИА-В3 | Правописание НЕ с различными частями речи. |
| |
|
| |||||||
38 | Повторение | Урок повторения и закрепления | Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены способы их выражения. | Знать основные признаки и функции всех членов предложения. Уметь производить полный синтаксический разбор двусоставного предложения. | Индивидуальный опрос, взаимопроверка. |
|
|
|
|
|
| |||||||
39 | Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения» | Урок проверки, контроля, коррекции знаний | Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение | Уметь на письме выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, определять синтаксическую роль слов в предложении | Индивидуальный контроль |
|
|
| |
|
| |||||||
40 | Р/Р «Характеристика человека» | Урок развития речи | Характеристика человека как вид текста, строение, языковые особенности, материал упр.132 | Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь составлять текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы | Индивидуальный контроль | С1 | Тире в неполном предложении, ЗП при ОЧП |
| |
|
| |||||||
Односоставные предложения (8 часов+2Р/р) | ||||||||||||||||||
41 | Главный член односоставного предложения. | Усвоение новых знаний | Односоставные предложения, их основные группы. Главный член односоставного предложения | Знать структурные особенности односоставных предложений. Уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. | ЕГЭ-В4 | Безударные окончания глаголов, -ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах |
|
|
|
| |||||||
42 | Определённо-личные предложения. | Усвоение новых знаний | Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности. | Знать структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений. Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно-личные предложения | Тестовый контроль | ЕГЭ-В4 | Грамматические категории глаголов и правописание суффиксов глаголов |
| |
|
| |||||||
43 | Неопределённо-личные предложения. | Усвоение новых знаний | Неопределенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности | Знать структурно-грамматические особенности неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложении. Уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. | ЕГЭ-В4 | Типы и стили речи |
| |
|
| |||||||
44 | Р/Р Инструкция | Урок развития речи | Инструкция | Знать синтаксические особенности официально-делового стиля. Уметь составить текст-инструкцию для бытовой ситуации общения. | Индивидуальный опрос, выборочная проверка. |
| Правописание глаголов повелительного наклонения |
| |
|
| |||||||
45 | Безличные предложения. | Усвоение новых знаний | Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности | Знать структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи. Уметь опознавать безличные предложения в тексте, и умело употреблять в собственной речи. | Индивидуальные задания | ЕГЭ-В4 | НЕ-НИ в местоимениях и наречиях |
| |
|
| |||||||
46 | Р/Р Рассуждение | Урок развития речи | Сочинение-рассуждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. Размышление об ответственности человека за свои слова с опорой на личный опыт | Знать основные признаки публицистического стиля. Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию текста. Уметь создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать аргументы, соблюдать нормы русского литературного языка. | Индивидуальный контроль | С2 | Типы речи, композиция рассуждения |
| |
|
| |||||||
47 | Назывные предложения. | Усвоение новых знаний | Назывные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Знать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений. Уметь опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях как средство лаконичного изображения фактов окружающей действительности, характеризовать сферу употребления назывных предложений. | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. | ЕГЭ-В4 | Повторить написание словарных слов. |
| |
|
| |||||||
48 | Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении | Усвоение новых знаний | Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении | Знать структурные особенности и функции неполных предложений. Знать общее понятие неполных предложений, понимать их назначение, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от односоставных. Уметь употреблять предложения для создания экспрессии речи, различать неполные и односоставные предложения. | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. | ЕГЭ-В4 |
|
| |
|
| |||||||
49 | Синтаксический разбор односоставного предложения. | Повторительно-обобщающий | Синтаксический разбор предложений. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | Знать структурные особенности и функции односоставных предложений. Уметь производить синтаксический разбор односоставных предложений | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. |
| Дефисные написания слов |
| |
|
| |||||||
50 | Контрольный диктант№3 по теме «Односоставные предложения» | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием |
| Индивидуальный контроль |
|
|
| |
|
| |||||||
| Однородные члены предложения (11часов) | |||||||||||||||||
51 | Понятие об осложненном предложении однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения | Усвоение новых знаний | Предложения осложненные и с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами | Знать особенности и функции однородных членов предложения. Уметь опознавать однородные члены , соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. | ЕГЭ-А23
| Повторить тему «союзная и бессоюзную связь однородных членов»
|
| |
|
| |||||||
52 | Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения | Закрепление изученного | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами | Знать особенности и функции однородных членов предложения. Уметь опознавать однородные члены, соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов | Тестовый контроль | ЕГЭ-23 | И-Е в окончаниях существительных и глаголов |
| |
|
| |||||||
53-54 | Однородные и неоднородные определения. | Усвоение новых знаний | Однородные и неоднородные определения. | Знать и понимать особенности однородных и неоднородных определений. Уметь различать однородные и неоднородные определения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка | ЕГЭ-23 | Безударная гласная, проверяемая ударением |
| |
|
| |||||||
55-56 | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | Усвоение новых знаний | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.
| Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами; определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия. | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка | ЕГЭ-23 | Группы сочинительных союзов |
| |
|
| |||||||
57 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Усвоение новых знаний | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. | Проверка с комментированным чтением, выборочная проверка | ЕГЭ-А24 | Повторить определительные местоимения и наречия, выступающие в роли обобщающих слов |
| |
|
| |||||||
58 | Синтаксический разбор предложений с однородными членами. | Урок закрепления изученного | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений | Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах различных стилей. Уметь производить синтаксический разбор предложений с однородными членами | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка | ЕГЭ-23,24 | О-Ё после шипящих и Ц |
| |
|
| |||||||
59 | Пунктуационный разбор предложений с однородными членами. | Урок закрепления изученного | Пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений | Знать грамматические и пунктуационные нормы. Уметь производить пунктуационный разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов | Проверочная работа | ЕГЭ-23,24 | ПРЕ-ПРИ, безударные гласные в корне |
| |
|
| |||||||
60 | Повторение | Урок закрепления изученного | Предложения осложненные и с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами | Знать особенности и функции однородных членов предложения. Уметь опознавать однородные члены , соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов | Индивидуальный контроль |
|
|
| |
|
| |||||||
61 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». | Урок контроля | Грамматические задания по теме, основные пунктуационные орфографические и правила | Уметь на письме соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы | Индивидуальный контроль |
|
|
|
|
|
| |||||||
Предложения с обособленными членами (18 часов+2Р/р) | ||||||||||||||||||
62 | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. | Усвоение новых знаний | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | Иметь представление об обособлении Уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные; уметь опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ГИА-В4, ЕГЭ-А21 | Слитные и раздельные написания предлогов и наречий |
| |
|
| |||||||
63 | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделительные знаки препинания при них | Знать условия обособления и функции согласованных определений. Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным, интонационно правильно их произносить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ГИА-В4, ЕГЭ-А21, А6 | Правописание отрицательных местоимений и наречий |
| |
|
| |||||||
64 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них | Знать условия обособления согласованных. Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов | Тестовый контроль | ГИА-В4, ЕГЭ-А21,А6 | Чередующиеся безударные гласные |
|
|
|
| |||||||
65 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений. | Закрепление изученного | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них | Знать условия обособления несогласованных определений. Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов | Фронтальный опрос, выборочная проверка | ГИА-В4, ЕГЭ-А21 | Не с разными частями речи |
| |
|
| |||||||
66 | Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений. | Выборочная проверка | ГИА-В4 | Правописание словарных слов |
| |
|
| |||||||
67 | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них. | Закрепление изученного | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них | Знать условия обособления и функции согласованных определений. Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным, интонационно правильно их произносить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ГИА-В4, ЕГЭ-А21, А6 | Правописание отрицательных местоимений и наречий |
| |
|
| |||||||
68 | Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему. | Урок развития речи | Рассуждение на дискуссионную тему. | Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отобрать аргументы с целью обогащения речи, умело вплетать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение | Индивидуальный контроль | С2 | Публицистический стиль и его признаки, композиция рассуждения,дискуссия как жанр публицистики |
| |
|
| |||||||
69 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | Усвоение новых знаний | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Знать условия обособления и функции обстоятельств. Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ЕГЭ-А5, А21 ГИА-В4 | Не с деепричастиями |
| |
|
| |||||||
70 | Обособление обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | Закрепление изученного | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Знать условия обособления и функции обстоятельств. Уметь определять границы деепричастного оборота, правильно ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ошибки в предложении, интонационно правильно произносить, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно-выразительные средства в художественной речи | Тестовый индивидуальный контроль | ЕГЭ-А5, А21 ГИА-В4 | О, А на конце наречий. |
| |
|
| |||||||
71 | Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК | Усвоение новых знаний | Предложения со сравнительными оборотами, отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК | Знать условия обособления обстоятельств с союзом КАК Уметь правильно ставить знаки препинания в простых предложениях с союзом КАК | Фронтальный опрос, выборочная проверка |
| Сравнительные союзы |
| |
|
| |||||||
72 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | Усвоение новых знаний | Обстоятельства выраженные существительными с предлогами, | Знать условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Уметь правильно ставить знаки препинания в простых предложениях с, выраженных существительными с предлогами. | Выборочная проверка, индивидуальный опрос |
|
|
| |
|
| |||||||
73 | Обособление обстоятельств. | Закрепление изученного | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Знать условия обособления и функции обстоятельств. Уметь определять границы деепричастного оборота, правильно ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ошибки в предложении, интонационно правильно произносить, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно-выразительные средства в художественной речи | Тестовый индивидуальный контроль | ЕГЭ-А5, А21 ГИА-В4 |
|
|
|
|
| |||||||
74 | Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Обособление обстоятельств» | Урок контроля | Обособленные члены, знаки препинания при них | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. | Индивидуальный контроль |
|
|
|
|
|
| |||||||
75 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | Знать основные признаки и функции уточняющих членов предложения. Уметь опознавать уточняющие члены предложения, интонационно выделять в устной речи, правильно ставить выделительные знаки препинания. | Фронтальный опрос, выборочная проверка | ЕГЭ-В5, ГИА-В4 | Основные виды обстоятельств; правописание приставок ПРИ-, ПРЕ |
| |
|
| |||||||
76 | Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов | Усвоение новых знаний | Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенности | Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, присоединительными, поясняющими членами предложения, соблюдать интонацию уточнении. | Тестовый контроль | ЕГЭ-В5, ГИА-В4 |
|
| |
|
| |||||||
77 | Обособление дополнений с предлогами | Усвоение новых знаний | Обособленные дополнения с предлогами | Уметь производить смысловой анализ предложений с обособленными дополнениями с предлогами |
|
| Дополнение как член предложения, способы выражения дополнений |
| |
|
| |||||||
78 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | Закрепление изученного | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. Стилистические особенности предложений с обособленными членами. | Знать основные признаки и функции поясняющих, присоединительных членов предложения. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный контроль |
| Н, НН в суффиксах причастий |
|
|
|
| |||||||
79 | Обобщение по теме «Обособленные члены предложения» | Повторительно-обобщающий | Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устной и письменной речи | Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различие между обособлением согласованных и несогласованных определений, отличать в обособлении согласованные определений и приложения, различать в обособлении определения, выраженные причастным оборотом, и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом | Тестовый индивидуальный контроль |
| Приставки на –з/-с, разделительный Ь |
| |
|
| |||||||
80 | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» | Урок контроля | Проверить качество усвоения теоретического материала по теме. Проконтролировать навыки и умения применять полученные знания на практике. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных и уточняющих членов предложения в различных синтаксических конструкциях. | Уметь грамотно употреблять обособленные и уточняющие члены предложения в различных синтаксических конструкциях Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены | Индивидуальный контроль |
|
|
| |
|
| |||||||
81 | Р/Р Контрольное сжатое изложение№2 | Урок развития речи |
| Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены | Индивидуальный контроль | С1 |
|
| |
|
| |||||||
Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения (7+1Р/р) | ||||||||||||||||||
82 | Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении | Усвоение новых знаний | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении. | Иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. | Фронтальный опрос, выборочная проверка | ГИА-В5, ЕГЭ-А22 | Правописание имён собственных |
| |
|
| |||||||
83 | Употребление обращений Эпистолярный жанр. Составление делового письма | Урок развития речи | Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле Эпистолярный жанр. Деловое письмо | Знать особенности употребления обращений в речи. Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ГИА-В5, ЕГЭ-А22 | Жанры делового стиля (структура письма) |
| |
|
| |||||||
84 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению и знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях | Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания. Уметь выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения. | Фронтальный опрос, выборочная проверка
| ГИА-В5, ЕГЭ-А22 | Гласные перед суффиксом –л- у глаголов, глухие согласные в корне |
| |
|
| |||||||
85 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Усвоение новых знаний | Вводные предложения, знаки препинания при них | Знать значения вводных слов, их стилистические функции. Уметь употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета; правильно строить, выразительно читать предложения с вводными конструкциями | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ГИА-В5, ЕГЭ-А22 | Дефис в наречиях НЕ и НИ с разными частями речи |
|
|
|
| |||||||
86 | Р/Р Контрольное сжатое изложение №1 | Урок развития речи | Способы обработки текста, вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них | Знать основные средства связи предложений в тексте, способы компрессии текста. Уметь использовать вводные слова в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации, производить синонимическую замену вводных конструкций, уметь сжимать текст. | Индивидуальный контроль | С1 | Публицистический стиль речи. |
| |
|
| |||||||
87 | Вставные слова, словосочетания и предложения | Усвоение новых знаний | Вставные конструкции, особенности употребления вставных конструкций | Знать особенности употребления вставных конструкций, их стилистические функции. Уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ГИА-В5, ЕГЭ-А22 | Правописание словарных слов |
| |
|
| |||||||
88 | Междометия в предложении. | Усвоение новых знаний | Междометия в предложении | Иметь представление о междометиях, уметь опознавать междометия, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме.
| выборочная проверка |
| Повторить, что такое междометие ЗП в предложениях с междометиями |
| |
|
| |||||||
89 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениям, грамматически не связанными с членами предложения | Усвоение новых знаний | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений о словами, словосочетаниями и предложениям, грамматически не связанными с членами предложения членами. | Знать основные признаки и функции поясняющих, присоединительных членов предложения. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с междометиями | выборочная проверка |
|
|
| |
|
| |||||||
90 | Контрольный диктант№4 по теме «Обращения, вводные слова и междометия» | Урок контроля | Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания | Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения | Индивидуальный контроль |
|
|
| |
|
| |||||||
Прямая и косвенная речь (3+1Р/р) | ||||||||||||||||||
91 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Усвоение новых знаний | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Знать основные способы передачи чужой речи, понятие «прямая речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при прямой речи . Уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку, опознавать чужую речь и комментирующее высказывание, интонационно выделять в речи. | Фронтальный опрос, выборочная проверка |
| Знаки завершения |
| |
|
| |||||||
92 | Р/Р Диалог. Рассказ. | Урок развития речи | Диалог, знаки препинания при диалоге Композиция рассказа, использование в рассказе диалога как текстообразующего элемента | Знать типологические особенности текста повествовательного характера, понятие «диалог», обосновывать постановку знаков препинания при диалоге. Уметь составить рассказ по данному началу с включением диалога, правильно ставить знаки препинания при диалоге. Уметь создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы. | Фронтальный опрос, выборочная проверка |
|
|
| |
|
| |||||||
93 | Цитата и знаки препинания при ней. | Усвоение новых знаний | Цитаты и знаки препинания при них | Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании. | Выборочная проверка |
| Правописание безударных личных окончаний глаголов, безударных окончаний прилагательных |
| |
|
| |||||||
94 | Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь». | Усвоение новых знаний | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. | Знать структурные особенности и функции предложений с чужой речью. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос |
| Правописание частиц НЕ, БЫ с глаголами. Знаки препинания при цитировании |
|
|
|
| |||||||
Повторение и обобщение изученного (8 часов) | ||||||||||||||||||
95 | Синтаксис и морфология | Повторительно-обобщающий | Синтаксические и морфологические нормы | Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических и морфологических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ЕГЭ-А3, А4, А5 | Морфологический разбор слов |
| |
|
| |||||||
96 | Синтаксис и пунктуация | Повторительно-обобщающий | Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. | Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос |
| Синтаксический и пунктуационный разбор. |
| |
|
| |||||||
97 | Синтаксис и культура речи | Повторительно-обобщающий | Нормы литературного русского языка в построении словосочетаний и предложений | Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос |
|
|
| |
|
| |||||||
98 | Изложение с элементами сочинения (по тексту упр.442) | Урок развития речи | Проверка навыков пересказа, орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме Уметь грамотно оформлять письменное высказывание | Индивидуальный контроль | С1 |
|
| |
|
| |||||||
99-100 | Синтаксис и орфография | Повторительно-обобщающий | Орфография как система правил правописания предложений. Трудные случаи орфографии | Понимать роль орфографических правил, уметь орфографически грамотно оформлять предложения, обосновывать выбор написания букв в словах. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос |
|
|
| |
|
| |||||||
101 | Итоговый контрольный диктант№6 | Урок контроля | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой и косвенной речью, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, с косвенной речью, выразительно читать предложения с прямой и косвенной речью | Итоговый контроль |
|
|
| |
|
| |||||||
102 | Итоговый контрольный тест за курс 8 класса | Урок контроля | Контрольный тест за курс 8 класса |
| Итоговый контроль |
|
|
| |
|
|